Тьютор в детском саду

Тьюторство в детском саду: дань моде или важный элемент образовательного процесса?

Россию захлестнула волна инноваций, принесшая в образовательное пространство красивое слово «тьютор», а вместе с ним и официальную должность в едином квалификационном справочнике.

Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику.

Научить выбирать

Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Этот специалист опирается на внутренний потенциал субъекта и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него ответственность.

Именно тьютор (наставник) запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогая освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития. Разумеется, с учетом мнения родителей или законных представителей ребенка, а также возможностей его ближайшего окружения.

Необходимо ли тьюторство в детском саду?

В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Когда вся группа выучила буквы и уже вовсю слагает из них слова, 2-3 ребенка не усвоили материал и застопорились, а один заскучал, потому что давно обогнал своих сверстников за счет природной любознательности.

Тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход.

Стоит ли внедрять тьюторство в детском саду? Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального наставника.

Ориентация на личность ребенка

Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это не нянечка, контролирующая действия ребенка и решающая за него возникающие проблемы. Это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.

Обозначая задачи тьютора, выделим:

  • сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);
  • создание условий для получения образования в конкретной системе;
  • преодоление дефицитов развития;
  • формирование новых компетенций;
  • построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Тьютор в детском саду. Это кто? статья на тему

Тьютор в детском саду. Это кто?

«Необходимо создать такую систему обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника… в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются… в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе».
Л.С. Выготский

Хотя тьюторство пришло в Россию более 20 лет назад, для многих это понятие — новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику.

Люди не имеющие к этому процессу отношение, ошибочно считают, что тьютор – это нянька. Чаще слышу рассуждения о тьюторе, как о человеке, который заботится, опекает, педагог-наставник. Но спешу добавить (и считаю это главным!): это специалист, занимающийся образовательным процессом. Его обязанность — разработать индивидуальный маршрут обучения, разработать ту траекторию, в которой ребенок был бы успешен, использовать его потенциальные возможности и ресурсы. Я считаю, что к каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить с позиции «что он может несмотря на имеющееся нарушение», а не с позиции «чего он не может в силу своего дефекта».

Есть такое понятие «ошибка тьюторства». Когда специалист пытаясь помочь ребенку, облегчить его действия, все делает за ребенка. В то время как у тьютора должна присутствовать инициатива подталкивания ребенка к самостоятельности.

На самом же деле, тьютор детского сада не только разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребенка, он реализует программу развития ребенка, проектирует и организует предметно-развивающую среду. Есть такое понятие «сенсорная интеграция». Она подразумевает включение ребенка либо к нормативно развивающимся детям, либо в тот социализированный процесс, который предоставляет данная образовательная организация.

Хочется подробнее остановиться на личностных качествах этих специалистов. Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования. Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута. Поскольку профессию тьютора относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности, умение нестандартно мыслить.

Есть и родители, которые «работают» тьюторами у своих детей. Но это не правильно. Да, конечно, они многое знают, многое понимают, умеют, но они умеют и предугадывают желания ребенка. Родители должны понимать, что есть родитель, есть специалист и есть ребенок, которого нужно ввести в жизнь. И дети, и родители должны понимать, что тьютор это не навсегда. Постепенно, в процессе обучения развивая самостоятельность ребенка, специалист «уходит» назад.

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Тьютор в детском саду

Наталья Август 14, 2018

ДОУ

В этой статье рассмотрим специфику работы тьютора в дошкольном образовательном учреждении. Выделим функции тьютора, основные направления работы, инструменты, а также поговорим о результатах работы тьютора.

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении

Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.

Основные направления работы тьютора в ДОУ

  • Первое из них – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора – поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком, предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с родителями все элементы образования, которые есть на данный момент. Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями, какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
  • Сопровождение в отдельной предметной области (кстати, в этой статье я описывала модель так называемого «предметного тьюторства», она — для школьных учителей, но общий принцип может пригодиться для понимания этой функции тьютора в ДОУ). Ключевая задача тьютора, если он работает в узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка и оттолкнуться от него. Интерес у дошкольников проявляется через вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка. Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него) создает условия для его развития в определенной области с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.
  • Сопровождение детей с ОВЗ. Про данное направление я планирую написать отдельную статью. Здесь хочу лишь отметить, что тьютор – профессия средовая, поэтому прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор- это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий, например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог, работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик, адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
  • Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое образовательное учреждение направлением работы тьютора является сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс. Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и если требуется, то подключает других специалистов и родителей.

Функции тьютора в ДОУ

  1. Организация образовательной среды для дошкольников
  • это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
  • повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
  • проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
  • координация взаимодействия субъектов образования.

2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:

  • подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
  • подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.

3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:

  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
  • вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • сопровождение детей в реализации маршрутов;
  • подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
  • педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
  • организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.

Инструменты работы тьютора в ДОУ

  • Одним из инструментом работы тьютора является беседа с родителями. При разговоре с родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком.
  • Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его самочувствие, реакции.
  • Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в развитии ребенка.
  • Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в разновозрастные группы.
  • Организация занятий для развития определённых качеств и навыков

Результаты работы тьютора в ДОУ

Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели основные направления, функции и инструменты работы тьютора. Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

В статье использованы материалы статьи Костенко Т.А. «Тьюторство на дошкольной ступени образования».

Тьютор в детском саду и школе

СПЕЦИАЛИСТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЬЮТОР»

ПРОФЕССИЯ «ТЬЮТОР»

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) — новая специальность в нашем образовании.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.

Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

Тьютор – это:

  • наставник;

  • посредник;

  • человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

  • позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

  • культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

Профессиональный стандарт является нормативно-правовым документом, в котором описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции. Он применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Также стандарт будет учитываться при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации.

.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Педагогическое обеспечение индивидуализации образовательного процесса, включая образование обучающихся с ОВЗ.

  • Организация образовательной среды для реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ.

  • Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, включая адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ

Высшее профессиональное образование – бакалавриат в области педагогики, психологии, социальной работы, тьюторского сопровождения. Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии, социальной работы, тьюторского сопровождения.

При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. При отсутствии профильного педагогического образования рекомендовано дополнительное профессиональное педагогическое образование по профилю деятельности; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

ТРЕБОВАНИЯ К ОПЫТУ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Рекомендован педагогический стаж 2 года. Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности: педагогические работники в начальной и средней школе; педагогические работники в дошкольном образовании.

ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ

Педагогическое обеспечение индивидуализации образовательного процесса, включая образование обучающихся с ОВЗ: выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, обучающихся в процессе образования; организация участия обучающихся в разработке ИУП и АОП; педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса; педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов освоения ИУП, АОП.

Организация образовательной среды для реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ: проектирование образовательной среды; повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ; координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ТЬЮТОРА

Определяется двумя документами: Трудовым кодексом РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Согласно этим документам, для тьюторов (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования) определена продолжительность рабочего времени: 36 часов в неделю.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТЬЮТОРА

1. Сопровождает обучающегося в режимных моментах школьной жизни, во время школьных мероприятий вне класса.

2. Отвечает за жизнь и здоровье обучающегося во время школьных занятий и во внеурочной деятельности.

3. Участвует в обсуждении программ, планов и методик работы.

4. Проводит индивидуальные занятия с обучающимся с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными образовательными программами и планами занятий.

5. Своевременно сообщает учителю о любых проблемах и трудностях во время работы.

6. В своей работе ориентируется на рекомендации и указания учителя инклюзивного класса и психолога инклюзивного класса.

7. Принимает участие в различных видах социально значимой деятельности учащихся, направленной на реализацию социальных проектов и программ.

8. Повышает свою квалификацию по темам, касающихся детей с ОВЗ.

9. Обеспечивает адаптацию учебных материалов, которые используются для обучающегося, посещающего инклюзивный класс, в соответствии с планом учителя.

10. Ведет сбор данных и протоколирование результатов наблюдения за поведением и освоением навыков обучающегося, посещающего инклюзивный класс согласно индивидуальной части АОП.

11. Проводит тестирования уровня развития навыков у обучающегося под инструктажем учителя инклюзивного класса.

12. Поддерживает регулярную связь с родителями. Сообщает о состояния здоровья, психологическом состоянии обучающегося в течение учебного периода.

13. Участвует совместно с учителем в консультациях дома у обучающегося.

ПРАВА ТЬЮТОРА

Тьютор инклюзивного класса имеет право:

1. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

2. На предоставление рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

3. На предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

4. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

5. На получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства школы, касающихся его деятельности;

6. На взаимодействие с другими подразделениями школы для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;

7. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЬЮТОРА

Тьютор инклюзивного класса несет дисциплинарную ответственность за:

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей и прав, предусмотренных должностной инструкцией – в соответствии с действующим ТЗ.

2. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.

3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных правил и др., создающих угрозу деятельности школы и работникам.

4. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. Причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Нарушение порядка организации занятий (мероприятий).

7. Неправомерное использование полномочий, использование их в личных целях.

8. За жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий (мероприятий).

9. Несёт персональную ответственность за качественное ведение необходимой документации, своевременное заполнение электронных форм документов.

ТЬЮТОРУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.

2.Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

3.Конвенцию о правах ребенка.

4.Основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии.

5.Индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену.

6.Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся.

7.Педагогическую этику.

8.Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени.

9.Технологии открытого образования и тьюторские технологии.

10.Методы управления образовательными системами.

11.Современные технологии продуктивного, развивающего обучения.

12.Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, мультимедийным оборудованием.

13.Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

14.Правила по охране труда и пожарной безопасности.

ОБЩИЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

1.Сбор информации о ребенке,

2.Анализ полученной информации и собственные наблюдения,

3.Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление ИОП.

4.Решение поставленных задач,

5.Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА

1.Работа по подготовке и обеспечению тьюторского сопровождения (планирование, организация, разработка и пр.),

2.Собственно педагогическая работа (непосредственное тьюторское действие – тьюторский час, образовательное событие и пр.),

3.Организационно-педагогическая деятельность (методическая работа, оформление документации, участие в совещаниях, педагогических советах, социальное взаимодействие и пр.).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА

1.Формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой.

2.Следит за состоянием ребенка – эмоциональным

(помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет).

3.Координирует деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и учитель класса

Обсуждает с учителем:

1.Цели и задачи своей работы.

2.Возможные трудности (посторонний шум во время

переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и

возвращение, особенности характера и специфику

поведенческих проявлений ребенка.

3.Каким образом наиболее эффективно выстроить

взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и

другие дети

Следит за тем, что происходит в детском коллективе

1.О чем дети говорят, во что играют.

2.Объясняет детям, как общаться с их одноклассником.

Тьютор и

родители

1.Рассказывает родителям подопечного о том, как

прошел день, что удалось, какие были трудности.

2.Отвечает на вопросы родителей.

КАРТИНА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТЬЮТОРА И РЕБЕНКА С ОВЗ

Ребенок с ОВЗ и

учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает

учителя и выполняет

его инструкции

Привлекает внимание ребенка к учителю:

  • «Смотри на … (имя учителя), слушай…».

  • «Смотри на доску».

  • «Возьми ручку, пиши».

  • «Открывай учебник».

  • «Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и

тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

  • следит за организацией рабочего пространства ученика.

  • соотносит задания учителя с возможностями

ученика.

  • если ребенок не успевает полностью

выполнить задание — определяет нужный момент,

когда следует остановиться и переключиться на

новое задание.

  • если общее задание для всех детей сложно для

понимания ребенка, то продолжает с подопечным

работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в

какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и

другие ученики

Для этого тьютор:

Ребенок по своей

инициативе общается

с ними, отвечает на

обращение других

учеников к нему

  • наблюдает за контекстом общения детей и в

соответствующие моменты подключает к общению

подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик,

а тот не реагирует. Тьютор организует диалог

учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» –

«Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и

родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед

началом уроков

прощается с

родителями,

после уроков –

встречает родителей

и прощается с

тьютором

  • помогает подопечному в общении со своими

родителями в условиях школы – помогает

рассказать, что было в школе, познакомить с их с

друзьями и т.п. Ребенок может обменяться

несколькими фразами и с родителями других детей.

ДОКУМЕНТАЦИЯ, КОТОРУЮ ВЕДЕТ ТЬЮТОР

  • План работы на год (месяц, четверть).

  • График работы.

  • Расписание занятий с ребенком (уроки/занятия, индивидуальные занятия. внеурочная деятельность, мероприятия).

  • Программа сопровождения обучающегося.

  • Календарно-тематическое планирование, планирование индивидуальных занятий.

  • Журнал учёта проведённых занятий.

  • Дневник наблюдений.

  • Анализ реализации программы сопровождения.

  • Дидактические и адаптированные материалы.

ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ

Дневник наблюдения. Основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности, позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается. Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач дневники могут быть различными, например:

  • Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребенка, фиксирует свои действия, действия учителя.

  • Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

  • Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Долгова Л.М. — Тьюторство в аспекте результативности образования — Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. — http://thetutor.ru/pro/articles02.html

2.Ковалева Т.М. — Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. — Томск, 2005.

3.Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика– В кн. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

4.Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

5.Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001.

САЙТЫ

1.Тьюторская Ассоциация http://thetutor.ru/

2.Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора» http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897

3.Тьюторство в образовательном процессе http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html

4.Образовательный центр «Участие» (Санкт-Петербург). Перекрестки психологии и педагогики www.fondedu.ru

5.Роль и место тьютора / Екатерина Александрова / «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *