Сколько человек в отделе

>Может ли отдел состоять из 1 человека?

Содержание

Вопрос

Добрый день, интересует вопрос, может ли отдел состоять из 1 человека? Может ли быть штат отдела без должности начальника отдела. Отдел подчиняется вышестоящему руководителю. Ситуацию необходимо рассмотреть в бюджетном либо автономном учреждении. Заранее спасибо. Жду Вашего ответа.

Ответ

Рассмотрим Ваши вопросы:

  1. Может ли отдел состоять из 1 человека?

Трудовое законодательство не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел, участок и т. д.), состоящие только из одного сотрудника.

Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, работающих в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами, создавать структурное подразделение (отдел) из одного сотрудника не рекомендуется.

Подробнее о штатной численности читайте здесь:

  • Как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения
  • Как определить штатную численность сотрудников кадровой службы организации

В данном случае, должность одного работника можно включить в другой отдел похожий по функционалу или же данную должность предусмотреть в штатном расписании без создания отдела.

  1. Второй вопрос может ли быть штат отдела без должности начальника отдела. Отдел подчиняется вышестоящему руководителю. Ситуацию необходимо рассмотреть в бюджетном либо автономном учреждении.

Законодательство не содержит обязательного требования иметь руководителя отдела, в том числе и для бюджетных учреждений. При этом, по общему правилу, и исходя из логики, любой отдел предполагает работника, осуществляющего руководство данным отделом.

Таким образом, можно сказать, что штат отдела может быть без начальника отдела. При этом, в связи с тем, что данные работники будут подчиняться вышестоящему руководителю, то рекомендуем данную подчиненность прописать в должностных инструкциях работников.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ситуация: Может ли отдел состоять из одного сотрудника

Трудовое законодательство не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел, участок и т. д.), состоящие только из одного сотрудника. Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, работающих в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами создавать структурное подразделение (отдел) из одного сотрудника не рекомендуется.

Подробнее о мотивации сотрудника, единолично обеспечивающего то или иное направление деятельности компании, а также о возможности создания отдела, состоящего из одного руководителя этого отдела, см. .

Ситуация: Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела

Формально Трудовой кодекс РФ не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел), состоящие только из одного сотрудника, в частности, руководителя данного структурного подразделения.

Вместе с тем, по общему правилу и исходя из логики должностные обязанности категории «руководитель» предполагают руководство подчиненными сотрудниками. Например, для должности начальника отдела кадров такая обязанность прямо предусмотрена , утвержденным . Указанным документом обязанности по руководству сотрудниками отдела предусмотрены и для иных руководителей – начальника отдела капитального строительства, начальника отдела комплектации оборудования, начальника отдела контроля качества и т. д.

При этом квалификационные справочники по общему правилу являются рекомендованными к использованию документами. Исключение составляют случаи, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения. Тогда наименования таких должностей и профессий должны соответствовать наименованию из справочника, а характер работ по должности – соответствующему функционалу из справочника. Это следует из положений части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Исходя из указанного в общем случае в штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе. Вместе с тем, во избежание несоответствия названия должности и при необходимости дополнительного мотивирования сотрудника, единолично обеспечивающего то или иное направление деятельности компании, его должность можно обозначить как заместитель руководителя по соответствующему направлению. Так, например, вместо создания отдела кадров, состоящего только из начальника этого отдела, можно рекомендовать должность заместителя руководителя организации по персоналу.

Нина Ковязина
заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

  1. Ответ: Как оформить должностную инструкцию

Составление должностной инструкции

Обязанность по составлению установлена только для государственных органов (). Оштрафовать организацию, не являющуюся госорганом, за отсутствие инструкций нельзя ().

Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления должностной инструкции. Ее наличие позволит организации:

  • обосновать ;
  • равномерно распределить обязанности между похожими должностями;

  • доказать в суде правомерность наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника;

  • корректно провести аттестацию персонала и т. п.

Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности.

Совет редактора: именные инструкции не составляйте, иначе их придется утверждать заново при каждой смене кадров. Если несколько сотрудников занимают одинаковые должности и выполняют одинаковые обязанности, то достаточно составить единую для всех должностную инструкцию и ознакомить с ней каждого сотрудника. Если сотрудники занимают одинаковые должности, а выполняют разные обязанности, то лучше переименовать должности и назвать их по-разному.

Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как или как . Аналогичные разъяснения содержатся в .

Разделы должностной инструкции

Независимо от способа оформления должностная инструкция, как правило, состоит из следующих разделов:

Раздел «Общие положения»

В разделе «Общие положения» укажите:

  • название должности в строгом соответствии со ;

  • требования, предъявляемые к уровню образования и стажу работы сотрудника (квалификационные требования);

  • непосредственную подчиненность (например, бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру);

  • порядок назначения и освобождения от должности;

  • наличие и состав подчиненных;

  • порядок замещения (кто замещает сотрудника во время его отсутствия и кого он может замещать);

  • перечень документов, которыми сотрудник обязан руководствоваться в своей деятельности.

Нина Ковязина
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

>Может ли отдел состоять из одного начальника отдела> Вопрос

Может ли в коммерческой организации быть начальник юридического отдела без подчиненных?

Да, может. В штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Остались вопросы по оптимизации налогов? Ответ найдется в Системе Юрист

Ситуация: Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела

«Формально Трудовой кодекс РФ не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел), состоящие только из одного сотрудника, в частности, руководителя данного структурного подразделения.

Вместе с тем, по общему правилу и исходя из логики должностные обязанности категории «руководитель» предполагают руководство подчиненными сотрудниками. Например, для должности начальника отдела кадров такая обязанность прямо предусмотрена Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. Указанным документом обязанности по руководству сотрудниками отдела предусмотрены и для иных руководителей – начальника отдела капитального строительства, начальника отдела комплектации оборудования, начальника отдела контроля качества и т. д.

При этом квалификационные справочники по общему правилу являются рекомендованными к использованию документами. Исключение составляют случаи, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения. Тогда наименования таких должностей и профессий должны соответствовать наименованию из справочника, а характер работ по должности – соответствующему функционалу из справочника. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Исходя из указанного в общем случае в штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе. Вместе с тем, во избежание несоответствия названия должности и при необходимости дополнительного мотивирования сотрудника, единолично обеспечивающего то или иное направление деятельности компании, его должность можно обозначить как заместитель руководителя по соответствующему направлению. Так, например, вместо создания отдела кадров, состоящего только из начальника этого отдела, можно рекомендовать ввести в штатное расписание должность заместителя руководителя организации по персоналу». *

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно>помогите нам, пожалуйста, по следующему вопросу: нигде не можем найти, есть ли в каком либо документе четкая информация по…

помогите нам, пожалуйста, по следующему вопросу: нигде не можем найти, есть ли в каком либо документе четкая информация по таким: сколько человек должно быть в отделе (от какого количества начинается отдел), в группе, в департаменте.

Ответ на вопрос:

Для коммерческих организаций такой норматив не установлен.

Для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5. Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти).

Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 № 1094 О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, постановление ПФР от 05.10.2016 № 900п О структуре территориальных органов ПФР определяют численность работающих, при которой возможно создание управления, отдела, группы.

Аналогичный подход отражен в Письме Минобразования России от 17.11.2003 № 38-06-11 Об органах управления образованием

В приказе Генпрокуратуры России от 03.07.2013 N 261 указано, что «при проведении организационно-штатных мероприятий следует исходить из того, что, как правило, главное управление состоит из двух и более управлений с общей штатной численностью не менее 70 единиц, управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации — из двух и более отделов с общей штатной численностью не менее 18 единиц, управление в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах — не менее 14 единиц. Штатная численность отдела органа прокуратуры не может быть менее 4 единиц, а факультета, кафедры, лаборатории и отдела организации прокуратуры (его структурного подразделения) — менее 2 единиц (при рекомендуемых 4 единицах)»

В отношении коммерческих организаций нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы создания структурных подразделений, нет. Можно, скорее всего, говорить о сложившейся практике, анализ которой и приведен далее в ответе.

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство, др.), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).

На законодательном уровне классификации структурных подразделений не представлено, поэтому ниже будут приведены лишь рекомендации, следовать которым или нет – это Ваше право.

Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:

1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);

2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.

3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;

4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;

5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.

Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации;

6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.

Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории).

Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.

Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:

а) секторы. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;

б) участки. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);

в) группы. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Может ли отдел состоять из одного сотрудника

Закон не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, например отдел, участок, которые состоят только из одного сотрудника. Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, которые работают в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами создавать структурное подразделение, отдел из одного сотрудника не рекомендуют.

Подробнее о мотивации сотрудника, который единолично обеспечивает то или иное направление деятельности компании, а также о возможности создания отдела, состоящего из одного руководителя этого отдела, см. Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017

2. Ситуация: При какой численности отдела можно вводить должность заместителя начальника отдела

Ответ на этот вопрос зависит от того, является организация коммерческой или бюджетной.

Должность «заместитель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденнымпостановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, является производной от должностиначальника отдела.

В бюджетной организации определите, есть ли ограничения на введение должности «заместитель начальника отдела». Так, например, в органах управления образованием должности заместителя начальника отдела вводят, если штатная численность отдела составляет шесть и более сотрудников (Типовые структуры, введенные письмом Минобразования России от 17 ноября 2003 г. № 38-06-11). Аналогичным образом минимальная численность сотрудников для введения должности «заместитель начальника отдела» установлена и во многих других бюджетных организациях и учреждениях (см., например, приказ ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24, постановление правительства г. Москвы от 21 января 2003 г. № 18-ПП и т. п.).

Коммерческие же организации вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017

3. Ситуация: Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела

Формально Трудовой кодекс РФ не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, например отдел, который состоит только из одного сотрудника, в частности руководителя данного структурного подразделения.

Вместе с тем, по общему правилу должностные обязанности категории «руководитель» предполагают руководство подчиненными сотрудниками. Например, для должности начальника отдела кадров такая обязанность прямо предусмотрена Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. Указанным документом обязанности по руководству сотрудниками отдела предусмотрены и для иных руководителей – начальника отдела капитального строительства, начальника отдела комплектации оборудования, начальника отдела контроля качества и т. д.

При этом квалификационные справочники по общему правилу являются рекомендованными к использованию документами. Исключение составляют случаи, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот, например досрочную пенсию, дополнительный отпуск, или устанавливает какие-либо ограничения. Тогда наименования таких должностей и профессий должны соответствовать наименованию из справочника, а характер работ по должности – соответствующему функционалу из справочника. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Исходя из указанного в общем случае в штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе. Вместе с тем, во избежание несоответствия названия должности и при необходимости дополнительного мотивирования сотрудника, который единолично обеспечивает то или иное направление деятельности компании, его должность можно обозначить как заместитель руководителя по соответствующему направлению. Так, например, вместо создания отдела кадров, который состоит только из начальника этого отдела, можно ввести в штатное расписание должность заместителя руководителя организации по персоналу.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 22.12.2017

4. Ситуация:Как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения

Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, которые выполняют ту или иную трудовую функцию.

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, которые установлены президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывают необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:

Штатная численность = Общие затраты на объем работы за год, ч : Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год, ч × Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников во время отпуска, болезни и т. п.

Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимают за 2000 часов.

Такой порядок содержит пункт 2.1 Рекомендаций.

Несмотря на то что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, который приведен в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации.

Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут использовать при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций (приложение 1 к Рекомендациям). Подобные нормативы утверждены, в частности, для сотрудников:

 юридической службы (постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10 июля 1990 г. № 273/К-14-440/11-41);

 бухгалтерии и финансовых служб (постановление Минтруда России от 26 сентября 1995 г. № 56);

 службы охраны труда (постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10);

 военно-учетного стола (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719);

 прачечных (постановление Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20);

 котельных (приложение 1 к Рекомендациям, утвержденным приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65) и т. д.

Ряд из указанных нормативов содержит специальные методики расчета численности сотрудников, на основе которых организации также могут сформировать общую численность сотрудников или численность отдельных подразделений.

Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Пример расчета штатной численности сотрудников структурного подразделения

Организация оказывает услуги в области прачечных и открывает новое структурное подразделение – прачечную. Для расчета штатной численности сотрудники отдела кадров руководствуются Нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20.

Планируемые показатели по работе новой прачечной определены следующим образом:

 количество обрабатываемого белья в смену – 12 000 кг;

 режим работы прачечной – односменный.

Оптимальное количество сотрудников для новой прачечной специалист отдела кадров определил так:

Численность сотрудников прачечной согласно таблице 3 Нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20, составляет 1,7, то есть 2 человека.

См. также пример расчета численности сотрудников кадровой службы.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Сколько человек должно быть в отделе? Возможно ли такое, что отдел состоит только начальника? Или в подчинении тоже кто-то должен быть? И самое главное, где это прописано..

Все это должно быть прописано в штатном расписании.

Отдел может состоять и из одного человека.

Возможно ли такое, что отдел состоит только начальника? — нет. Нужно смотреть Вашу штатку и правильно ее составить.

интересующая вас информация содержится в локально-нормативных актах, положение, устав. приказы, распоряжение. напрямую зависит от директора, руководителя или владельца компании

Ст. 15, 57 ТК РФ определяют, что работа по определенной должности в организации должна определяться штатным расписанием и в соответствии с формулировками штатного расписания отражаться в трудовом договоре.

Поэтому не имеет значения сколько человек, может быть и один. На все воля собственника. Конкретное количество Вы нигде не найдете, это все определяется по усмотрению собственника.

Отдел может состоять из одного и более человек прописано должно быть в штатном расписании, уставе и коллективном договоре.

Зависит от объемы выполняемой работы и трудовых функций.

Закон не запрещает установить любое количество сотрудников отдела. Один сотрудник в отделе не противоречит закону.

Все определяется вашим штатным расписанием. Как напишете, так и будет.

Только если сейчас в ШР нет данного отдела, просто внесите изменения в штатное расписание. И все.

Не только один человек может работать в отделе, но и в юридическом лице (ООО) или у частного предпринимателя (ИП) может работать только один человек.

Штатное расписание утверждает согласно Уставу юридического лица либо ген директор, либо собрание учредителей. Законом никаких нормативов по численности сотрудников отдела не установлено, может быть и один начальник отдела

Структурным подразделением обычно выделяется определенное направление деятельности в соответствии с поставленной задачей. Для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации применяется Штатное расписание. Отдел может состоять , например:

из группы сотрудников во главе с начальником,

Из группы сотрудников без начальника,

Из одного работника;

Из одного работника в виде одного начальника без подчиненных;

Из сотрудников , входящих в другие подгруппы, например, сектора как с начальниками, так и без и т.п.

Структуру определяет работодатель по своему усмотрению в соответствии с производственной необходимостью.

Никаких нормативных актов по этому поводу не имеется.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

если отдел из пяти человек в муниципальной администрации,можно ли быть заместитель начальник а именно в муниципальной службе, а именно в администрации муниципального района как определить численность отделов и сколько человек в каждом отделе должно быть и заместитель начальника может ли быть в отделе где численность из пяти человек?

Ответ

Расчет штатной численности

Вопрос из практики: как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения

Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, которые выполняют ту или иную трудовую функцию.*

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, которые установлены президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений ( п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора ( приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывают необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Формирование отделов

Коммерческие организации вправе самостоятельно решать, как именно распределять должности сотрудников по отделам или иным структурным подразделениям. Наименование должностей сотрудников и их распределение должны соответствовать исполняемой конкретным сотрудником трудовой функции ( ст. 57 ТК РФ). При этом необходимо помнить о запрете дискриминации в сфере труда и необходимости равной оплаты за труд равной ценности (ст. 3, 22 ТК РФ). Для распределения должностей внутри структурных подразделений можно воспользоваться и рекомендациями по определению численности, например, сотрудников кадровой службы.

В отношении бюджетных учреждений распределение должностей внутри структурных подразделений также происходит по решению руководства, но с учетом ряда ограничений. Так, в федеральных госорганах распределение должностей по отделам происходит с учетом предельной утвержденной численности сотрудников и бюджета учреждения (см., например, п. 10.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395, п. 9.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400). В федеральных казенных учреждениях – с учетом предельной утвержденной для них численности.

Должность «заместитель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, является производной от должности начальника отдела.*

В бюджетной организации определите, есть ли ограничения на введение должности «заместитель начальника отдела». Так, например, в органах управления образованием должности заместителя начальника отдела вводят, если штатная численность отдела составляет шесть и более сотрудников ( Типовые структуры, введенные письмом Минобразования России от 17 ноября 2003 г. № 38-06-11). Аналогичным образом минимальная численность сотрудников для введения должности «заместитель начальника отдела» установлена и во многих других бюджетных организациях и учреждениях (см., например, приказ ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24, постановление правительства г. Москвы от 21 января 2003 г. № 18-ПП и т. п.).

Коммерческие же организации вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.*

2. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574

О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы

Глава 8. Отдельные должности в территориальных органах Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации

Подраздел 3. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня

1. Должности категории «руководители»

Ведущая группа должностей

1. Заместитель начальника отдела является муниципальным служащим, т.к. согласно Указа Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 эта должность входит в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы

2. Да, может. Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления. По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, которые выполняют ту или иную трудовую функцию. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Должность «заместитель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, является производной от должности начальника отдела. Организация вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.

  • Когда нужно создавать службу охраны труда?
  • Сколько человек должно быть в службе охраны труда?
  • Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда?

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Когда нужно создавать службу охраны труда

Не все работодатели могут объективно оценить объем работы, которую выполняет специалист по охране труда. Поэтому зачастую на сотрудника взваливают непосильный перечень задач. Или, наоборот, в небольших организациях создают целую службу охраны труда, когда достаточно иметь одного хорошего специалиста. Разберемся, сколько сотрудников на самом деле должны заниматься охраной труда.

Система охраны труда находится в непосредственном подчинении у работодателя. Если численность работников предприятия превышает 50 человек (ст. 217 ТК РФ), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При этом у работодателя есть несколько вариантов:

  • создать отдельное структурное подразделение – службу охраны труда;
  • ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
  • привлечь аккредитованную специализированную организацию (специалиста) по гражданско-правовому договору.

Если численность работников менее 50 человек, то работодателю можно:

  • возложить обязанности по охране труда на себя;
  • возложить обязанности на уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа о совместительстве или совмещении профессий).

Статья в тему

Когда в организации менее 700 работников, нет тяжелых работ и вредных и опасных условий труда, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. При большей численности персонала создается служба охраны труда из трех–пяти человек или отдел минимум из шести человек.

Сколько человек должно быть в службе охраны труда

Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно постановлению Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». Разберемся с расчетом на примере.

Пример

Если в компании меньше 50 сотрудников, то создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда является желательным, но не обязательным. Это зависит от специфики производственной деятельности организации. Для предприятий, на которых заняты более 50 сотрудников, создавать службу или иметь специалиста по охране труда уже обязательное требование. Причем не только на производстве, но и в организациях, оказывающих туристические, юридические и другие услуги.

Возьмем организацию численностью 1002 человека, из них 145 человек работают во вредных и опасных условиях труда. В месяц на работу принимают в среднем 20 новых сотрудников. Организация состоит из девяти структурных подразделений, расположенных на расстоянии 800 м друг от друга. За год в организации произошло пять несчастных случаев.

Чтобы произвести расчет, выбираем нормативную численность специалистов в службе охраны труда из таблиц, которые приведены в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. Нормативные показатели для нашего примера сведены в таблицу.

Таблица. Численность специалистов в службе охраны труда в зависимости от состава работы

Организация работы по предупреждению

производственного травматизма, профессиональных

и производственно-обусловленных заболеваний

Организация и участие в проведении специальной

оценки условий труда

Организация пропаганды по охране труда

Организация инструктажей, обучения,

проверки знаний по охране труда

Планирование мероприятий по охране труда,

составление отчетности по установленным формам, ведение

документации по охране труда

Оперативный контроль за состоянием охраны труда

в организации и ее структурных подразделениях

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда

Участие в расследовании и учете несчастных случаев в организации:
Чн = Тоб/Нрв,
где Чн – нормативная численность, Тоб – общие затраты времени на расследование (Тоб = 115 ч), Нрв – норма рабочего времени одного работника на планируемый год (Нрв = 2000 ч)

Списочная численность работников службы охраны труда вычисляется по формуле:

где Чсп – списочная численность специалистов по охране труда;
Чн – итоговая нормативная численность;
Кн – коэффициент планируемых невыходов работников службы охраны труда.

Кн = 1 + процент планируемых невыходов/100.

Примем процент планируемых невыходов равным 10. Тогда:

При планируемом значении невыходов 10% данное значение равняется 1,1.

Если производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности устанавливают коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 км и более – коэффициент 1,4. Поэтому:

Чсп = 2,157 × 1,1 × 1,2 = 2,84 ≈ 3.

Таким образом, получаем нормативную численность работников службы охраны – три человека.

Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда

Рассмотрим распределение обязанностей на примере крупного промышленного предприятия численностью 1200 человек, из которых 150 человек работают во вредных условиях труда. Организация состоит из девяти крупных подразделений, шесть из которых – производственные подразделения, а три – офисные. Согласно примеру, который приведен выше, в службе охраны труда такого предприятия должно быть минимум три человека – руководитель и два специалиста по охране труда. Работы, которые будет выполнять служба охраны труда, также приведены в предыдущем примере.

Отсутствие в организации специалиста по охране труда или сотрудника, исполняющего его обязанности, – одно из распространенных нарушений по охране труда. За него работодателю грозит штраф до 50 000 рублей. В 2016 году малые предприятия смогут избежать штрафа и отделаться предупреждением. Но только если инспектор впервые выявит нарушение и оно не будет непосредственно угрожать жизни и здоровью работников.

У работодателя есть несколько способов распределения обязанностей в службе охраны труда.

1-й способ – территориальный. Распределить обязанности по структурным подразделениям между двумя специалистами в зависимости от численности подразделения. В нашем случае: 600 человек – одному специалисту и 600 человек – второму специалисту.

Плюсы данного способа:

  • четкое распределение ответственности. За охрану труда в каждом подразделении отвечает один специалист.
  • взаимозаменяемость сотрудников. При уходе в отпуск, на больничный, увольнении сотрудника второй специалист может полностью заменить выбывшего и подготовить нового специалиста на его место.

Минусы данного способа:

  • каждое подразделение организует работу по охране труда специфично, в зависимости от того, какой специалист его обслуживает. Нет единого понимания, как правильно выполнять работу;
  • специалисты вынуждены выполнять одни и те же функции в рамках предприятия индивидуально каждый для своих подразделений. Нет общей системы работы;
  • оба специалиста должны иметь одинаковый уровень квалификации, что требует дополнительных финансовых затрат на их обучение.

Таким образом, первый способ больше подходит предприятиям, у которых подразделения сильно удалены друг от друга.

2-й способ – функциональный. Распределить функции службы охраны труда между специалистами в зависимости от их квалификации.

Плюсы данного способа:

  • создание единой системы охраны труда;
  • сотрудники специализируются на выполнении определенных задач;
  • специалисты могут обладать разным уровнем квалификации, что снижает финансовые затраты предприятия и дает мотивацию для профессионального роста.

Минусы данного способа:

  • низкая взаимозаменяемость сотрудников;
  • сложности в распределении ответственности.

То есть второй способ рационально использовать, если подразделения предприятия расположены на общей территории, а его численность не превышает 3000 человек.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в филиалах?

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в каждом филиале организации? Если нет, то как, например, проводить инструктажи с работниками?
Илья КУЛИКОВ (Санкт-Петербург)

В законодательстве нет требований обязательно включать в штат филиала должность специалиста по охране труда. Достаточно иметь такого специалиста в головной организации, а в филиалах назначить ответственных за охрану труда. Их функции, в том числе по проведению инструктажей, лучше расписать в отдельном локальном документе. Тогда вновь принимаемым сотрудникам не придется ехать на инструктаж в головную организацию.

Нужно ли приводить название должностей в соответствие с ЕТКС?

Начальник отдела охраны труда в коммерческой фирме настаивает переименовать его отдел в службу охраны труда и изменить название должностей согласно Квалификационным характеристикам должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н. Правомерны ли его требования в коммерческой организации?
Наталья ИЛЬИНА (Солнечногорск)

Требования начальника отдела правомерны. Если Трудовой кодекс или другие документы устанавливают ограничение на какую-либо работу, то названия этой профессии и квалификационные требования к ней должны соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику (далее – ЕТКС) (ч. вторая ст. 57 ТК РФ). Для работников охраны труда этим справочником установлены ограничения, например, по стажу и квалификации. Поэтому Гострудинспекция рекомендует приводить название службы охраны труда и должностей ее специалистов в соответствие с приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н в организациях любой формы собственности. Иначе работодателю могут выдать предписание об устранении этого недочета.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

>О требованиях к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (с изменениями на 22 мая 2018 года)

О требованиях к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июня 2006 года N 78-рп
О требованиях к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

(с изменениями на 22 мая 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 7 декабря 2006 года N 184-рп (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 50, 18.12.2006);
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2011 года N 33-рп (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 33, 05.09.2011);
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 24 октября 2012 года N 61-рп (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 26.10.2012);
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2018 года N 28-рп.
____________________________________________________________________

В целях оптимизации структур исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — исполнительные органы):

1. Утвердить Требования к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (комитетов, служб, палат, управлений, инспекций) (далее — Требования) согласно приложению.

2. Руководителям исполнительных органов:

2.1. При утверждении структур и штатных расписаний исполнительных органов исходить из Требований.

2.2. До 29.12.2006 утвердить структуры и штатные расписания исполнительных органов в соответствии с Требованиями.

2.3. Утверждение структур и штатных расписаний исполнительных органов, изменение структур исполнительных органов и внесение изменений в штатные расписания исполнительных органов осуществлять по согласованию с вице-губернаторами Санкт-Петербурга, координирующими и контролирующими деятельность исполнительных органов, Комитетом государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и Комитетом финансов Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 ноября 2012 года распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 24 октября 2012 года N 61-рп.

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга — руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Лобко В.Н.

Губернатор
Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
04 июля 2006 года
Регистрационный N 3225

Приложение к распоряжению. Требования к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (комитетов, служб, палат, управлений, инспекций)

Приложение
к распоряжению Правительства
Санкт-Петербурга
от 30 июня 2006 года N 78-рп

(с изменениями на 22 мая 2018 года)

1. В структурах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (комитетов, служб, палат, управлений, инспекций) (далее — исполнительные органы) в зависимости от количества должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — должности), в исполнительных органах могут быть образованы:

в комитетах и службах — управления, отделы, секторы, отделы и секторы в управлениях, секторы в отделах;

в палатах, управлениях, инспекциях — отделы, секторы, секторы в отделах.

2. При формировании структурных подразделений исполнительных органов следует исходить из следующих требований:

количество должностей в управлении в структуре исполнительного органа должно быть не менее 9 штатных единиц, при этом в управление в структуре исполнительного органа не может входить менее двух отделов;

количество должностей в отделе в структуре исполнительного органа должно быть не менее 5 штатных единиц, за исключением отделов в структуре исполнительного органа, занимающихся вопросами государственной службы и кадров, бухгалтерским учетом и правовым обеспечением, количество должностей в которых должно быть не менее 3 штатных единиц;

количество должностей в отделе в структуре управления исполнительного органа должно быть не менее 4 штатных единиц, за исключением отделов в структуре управления исполнительного органа, занимающихся вопросами государственной службы и кадров, бухгалтерским учетом и правовым обеспечением, количество должностей в которых должно быть не менее 3 штатных единиц;

количество должностей в секторе в структуре исполнительного органа должно быть не менее 3 штатных единиц, за исключением секторов в структуре исполнительного органа, занимающихся вопросами государственной службы и кадров, бухгалтерским учетом и правовым обеспечением, количество должностей в которых должно быть не менее 2 штатных единиц;

количество должностей в секторе в структуре управления (отдела) исполнительного органа должно быть не менее 3 штатных единиц (абзац шестой в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2011 года распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2011 года N 33-рп.

2-1. Сектор в структуре отдела исполнительного органа, предельная штатная численность которого составляет менее 60 единиц, может быть создан при количестве должностей в отделе не менее пяти штатных единиц.

В структуре отдела может быть более одного сектора при количестве должностей в отделе более восьми штатных единиц.
Сектор в структуре отдела исполнительного органа, предельная штатная численность которого составляет более 60 единиц, может быть создан при количестве должностей в отделе не менее шести штатных единиц.
В структуре отдела может быть более одного сектора при количестве должностей в отделе более девяти штатных единиц.
(Пункт дополнительно включен с 16 сентября 2011 года распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2011 года N 33-рп).

3. Количество должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — должности гражданской службы) категории «Руководители», предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать 30 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе, кроме:

Комитета по науке и высшей школе, где количество должностей гражданской службы категории «Руководители», предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать 40 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе;

Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, где количество должностей гражданской службы категории «Руководители», предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать 50 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе;

Абзац четвертый исключен с 1 января 2007 года — распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 7 декабря 2006 года N 184-рп..

4. Количество должностей гражданской службы — советник руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (председателя комитета, комиссии, палаты, начальника службы, управления, инспекции) (далее — советник руководителя) и главный специалист исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (комитета, комиссии, службы, палаты, управления, инспекции) (далее — главный специалист), предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать:

4.1. 35 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе — для исполнительных органов, отнесенных постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.06.2005 N 224-пг «О группах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (далее — постановление Губернатора Санкт-Петербурга) к 1-й и 2-й группам, кроме Комитета по науке и высшей школе, где количество должностей гражданской службы — советник руководителя и главный специалист, предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать 50 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе.

4.2. 30 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе — для исполнительных органов, отнесенных постановлением Губернатора Санкт-Петербурга к 3-й группе, кроме:

Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, где количество должностей гражданской службы — советник руководителя и главный специалист, предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать 20 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе;

Абзац третий исключен с 1 января 2007 года — распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 7 декабря 2006 года N 184-рп..

5. Количество должностей гражданской службы — ведущий специалист исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (комитета, комиссии, службы, палаты, управления, инспекции) (далее — ведущий специалист), предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать:

5.1. 25 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе — для исполнительных органов, отнесенных постановлением Губернатора Санкт-Петербурга к 1-й и 2-й группам, кроме Комитета по науке и высшей школе, где количество должностей гражданской службы — ведущий специалист, предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать 10 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе.

5.2. 30 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе — для исполнительных органов, отнесенных постановлением Губернатора Санкт-Петербурга к 3-й группе, кроме:

Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, где количество должностей гражданской службы — ведущий специалист, предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может превышать 25 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе;

Абзац третий исключен с 1 января 2007 года — распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 7 декабря 2006 года N 184-рп..

6. Количество должностей гражданской службы младшей группы должностей, предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может быть менее 10 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе, кроме:

Комитета по науке и высшей школе, штатным расписанием которого должности гражданской службы младшей группы должностей могут быть не предусмотрены;

Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, где количество должностей гражданской службы младшей группы должностей, предусмотренных штатным расписанием исполнительного органа, не может быть менее 5 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в исполнительном органе;

Абзац четвертый исключен с 1 января 2007 года — распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 7 декабря 2006 года N 184-рп..

7. При изменении в штатном расписании исполнительного органа количества должностей гражданской службы — заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее — заместитель руководителя исполнительного органа) их количество согласовывается Губернатором Санкт-Петербурга по представлению вице-губернатора Санкт-Петербурга, координирующего и контролирующего деятельность данного исполнительного органа.

7.1. Заместитель руководителя исполнительного органа может быть одновременно руководителем структурного подразделения исполнительного органа. В этом случае статус лиц, замещающих указанные должности, определяется по первому наименованию должности.

7.2. Первый заместитель руководителя исполнительного органа и заместители руководителя исполнительного органа должны координировать и контролировать деятельность не менее двух структурных подразделений исполнительного органа, за исключением заместителей руководителя исполнительного органа, являющихся одновременно руководителями структурных подразделений исполнительного органа.

8. Штатным расписанием исполнительного органа могут быть предусмотрены должности заместителя руководителя структурного подразделения исполнительного органа (управления, отдела) при численности должностей:
в управлении — не менее 16 штатных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце третьем настоящего пункта;
в управлениях (агентствах) недвижимого имущества районов Санкт-Петербурга Комитета по управлению городским имуществом — не менее 10 штатных единиц;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2018 года N 28-рп.

в отделе — не менее 9 штатных единиц (в случае, если в отделе не созданы секторы).
Заместитель начальника управления (отдела) в структуре исполнительного органа может быть одновременно руководителем структурного подразделения управления (отдела) в структуре исполнительного органа. В этом случае статус лиц, замещающих указанные должности гражданской службы, определяется по первому наименованию должности.
При численности должностей в управлении в структуре исполнительного органа менее 16 штатных единиц заместитель начальника управления (агентства) недвижимого имущества района Санкт-Петербурга Комитета по управлению городским имуществом должен быть одновременно руководителем отдела в структуре управления.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2018 года N 28-рп.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 ноября 2012 года распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 24 октября 2012 года N 61-рп.

9. Штатным расписанием исполнительного органа может быть предусмотрена вторая должность заместителя начальника управления в структуре исполнительного органа при количестве должностей в управлении 24 штатные единицы и более.

Каждый из заместителей начальника управления в структуре исполнительного органа должен координировать и контролировать деятельность не менее двух структурных подразделений управления в структуре исполнительного органа, за исключением заместителей начальника управления в структуре исполнительного органа, являющихся одновременно руководителями структурных подразделений управления в структуре исполнительного органа.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Методические рекомендации по формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения

Приложение к письму Депгосслужбы Югры

от «____»______________ 2017 г. № _______

Методические рекомендации
по формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов автономного округа, а также штатной численности муниципальных служащих, содержащих в качестве критериев численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», пунктом 1.3.2 протокола заседания Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе от 24.12.2015 № 21, с целью формирования единого стандартизированного подхода к формированию организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры далее – автономный округ), а также определению штатной численности муниципальных служащих, обеспечения обоснованного формирования местных бюджетов городских округов и муниципальных районов автономного округа в части расходов на содержание органов местного самоуправления.

2. Основными критериями при определении штатной численности является численность населения муниципального образования и трудозатраты на решение вопросов местного значения. Численность населения муниципального образования определяется на основании официальной статистической информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу о численности постоянного населения городских округов и муниципальных районов автономного округа по состоянию на 1 января года, предшествующего плановому.

3. В расчете оптимальной штатной численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по решению вопросов местного значения не учитываются лица, замещающие муниципальные должности, муниципальные служащие, осуществляющие переданные органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия, так как нормативная численность этих муниципальных служащих определена законами автономного округа.

4. В случае наделения органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, численность муниципальных служащих указанного органа увеличивается в пределах объемов субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий.

5. Штатная численность, необходимая для реализации переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий, согласовывается с отраслевыми исполнительными органами государственной власти автономного округа и Департаментом финансов автономного округа.

II. Формирование организационных структур исполнительно-распорядительных и представительных органов

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления — совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.

Структура исполнительно-распорядительного органа

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Структура местной администрации муниципального образования строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями.

На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых являются:

1. Тип муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;

2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на которые возложены функции по достижению соответствующих целей и решению задач;

3. Размер территории, численность и состав населения муниципального образования.

4. Уровень развития инфраструктуры муниципального образования.

Определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными Федеральным законом № 131-ФЗ вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.

Выделяется шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:

1) вопросы социально-экономического развития муниципального образования;

2) вопросы муниципального хозяйства;

3) финансовые вопросы;

4) социальные вопросы;

5) административно-организационные вопросы;

6) исполнение переданных государственных полномочий.

Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно включает:

1) руководство: главу муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;

2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:

— отраслевые структурные подразделения, в введении которых находятся отдельные отрасли муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение, транспорт и т.д.);

— функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или несколько функций во всех отраслях (финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом, орган управления проектной деятельностью и др.);

3) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность (направления деятельности: юридическое, кадровое, информационное, делопроизводство, работа с обращениями граждан и др.).

В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и, соответственно, имеют разные наименования (департаменты, управления, комитеты, отделы, секторы, комиссии):

— Департаменты — функционально-отраслевые структурные подразделения, осуществляющие исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной отрасли или сфере управления муниципальным образованием и определяющие концептуальное развитие в данной сфере (отрасли). Департамент может возглавляться заместителем главы муниципального образования (заместителем главы администрации). В данном случае подразумевается двойное наименование должности в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы (Закон автономного округа от 20.07.2007 № 97-оз «О реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»);

— Управления — относительно самостоятельные структурные подразделения местной администрации, обеспечивающие определенное направление деятельности местной администрации. В структуру Управления рекомендуется включать не менее 2 отделов. При штатной численности Управления более 15 единиц целесообразно ввести должность заместителя начальника Управления;

— Комитеты — структурные подразделения, созданные и функционирующие на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации;

— Отделы — структурные подразделения местной администрации, осуществляющие оперативные, либо вспомогательные функции. Штатную численность отдела рекомендуется устанавливать в количестве не менее 4 единиц. При штатной численности отдела более 6 единиц может вводиться должность заместителя начальника отдела;

— Сектора — организационно не обособленные структурные подразделения отдела (реже — управления), осуществляющие исполнительную деятельность и формируемые для решения однородных задач, как правило, на протяжении определенного периода времени.

— Комиссии — постоянно действующие коллегиальные органы, создаются в соответствии с нормативными правовыми актами.

При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

— целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;

— избежание дублирования функций;

— полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;

— результативность (возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы);

— достаточность обеспечения (предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения);

— системность и взаимосвязь с другими подразделениями (учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами);

— структурирование (детализация) (разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специалистов, которые вменены им в виде должностных обязанностей);

— эффективность (достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами);

— недопущение принципа создания структурных подразделений без учета функционального признака («под людей»);

— унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.

Структура представительного органа местного самоуправления

Структура представительного органа включает в себя: руководство, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), аппарат представительного органа.

К руководству относится председатель представительного органа и его заместители.

В составе представительных органов имеются функционально-структурные подразделения — постоянные и временные депутатские комиссии. Численный состав комиссии обоих видов определяется представительным органом.

Аппарат представительного органа может состоять из отделов и должностных лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий (организационный) отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями.

III. Определение штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления

В настоящее время Федеральным законом № 131-ФЗ сформирован перечень полномочий, возлагаемых на органы местного самоуправления, что создает исходные предпосылки для работы по нормированию численности персонала муниципальных органов на качественно новом уровне, через определение совокупного объёма трудозатрат на выполнение каждой управленческой функции. При этом объективным критерием нормативной оценки управленческого труда следует считать общественно полезные затраты рабочего времени. Полезность этих затрат определяется тем, какие функции выполняются муниципальным служащим конкретного органа местного самоуправления.

В основу разработки комплексной и обоснованной методики определения штатной численности органов местного самоуправления целесообразно положить трёхзвенный концептуальный алгоритм: «полномочия — функции (виды работ) — трудозатраты». В этом случае может быть предложена следующая последовательность действия по определению штатной численности органа местного самоуправления.

Первый этап предполагает изучение законодательства с целью формирования реестра полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

На втором этапе каждое из полномочий подвергается системному анализу с целью описания функций, то есть управленческих процедур или видов работ, достаточных для полной реализации соответствующего полномочия. Указанные управленческие процедуры (виды работ) целесообразно положить в основу разработки должностных инструкций муниципальных служащих, задействованных в реализации указанных полномочий.

На третьем этапе каждому виду работ присваивается определённая степень сложности (от 1 до 10 баллов), которая соответствует должностям муниципальной службы, предусмотренным реестром должностей муниципальной службы. Таким образом, расчёт штатной численности органа местного самоуправления сопровождается определением должностного статуса специалиста, выполняющего соответствующий вид работ, и тем самым упрощается процедура разработки штатного расписания анализируемого органа местного самоуправления.

Четвертый этап предполагает определение нормативов времени на выполнение каждого вида работ (средних трудозатрат).
В основу разработки нормативов времени могут быть положены экспертные оценки, фотографии (самофотографии) рабочего дня, хронометражные наблюдения.

В ходе подготовительной работы при формировании штатной численности органы местного самоуправления заполняют форму «Расчет оптимальной штатной численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по решению вопросов местного значения» по каждому структурному подразделению (приложение 1 к методическим рекомендациям).

При заполнении формы целесообразно руководствоваться Перечнем направлений профессиональной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по направлениям профессиональной деятельности, разработанным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, инструкцией по заполнению формы (приложение 2 к методическим рекомендациям).

Есть случаи, когда в данном перечне не указано направление профессиональной деятельности и специализация по направлению профессиональной деятельности соответствующие деятельности структурного подразделения. Например, деятельность структурных подразделений, осуществляющих внутренний финансовый контроль в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В этом случае указывается направление профессиональной деятельности «Финансовый анализ и контроль», специализация по направлению профессиональной деятельности «Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд».

В заполняемой форме необходимо указывать все реально исполняемые функции/полномочия структурного подразделения.

Под функцией (полномочием) подразумевается фактическое и регулярное действие, осуществляемое муниципальными служащими структурного подразделения по обеспечению полномочий органа местного самоуправления, достижению его целей и задач, а также по реализации основных направлений деятельности структурного подразделения.

Норматив времени на выполнение каждого вида работ (трудозатраты) производится на основании фотографии рабочего дня, хронометражных наблюдений (приложение 3 к методическим рекомендациям).

Фотография рабочего дня – вид наблюдений, при котором в течение всего рабочего дня фиксируются все без исключения затраты времени в той последовательности, в которой они происходят.

На пятом этапе определяется количество повторений управленческой процедуры (вида работ) в рассматриваемый период (как правило, один год). В этом качестве могут выступать плановые показатели деятельности органа местного самоуправления на очередной год; средние показатели деятельности за 2 предшествующих года.

По результатам проделанной работы необходимо провести детальный анализ исполняемых функций/полномочий в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на предмет исключения избыточных функций и дублирования полномочий.

И наконец, на шестом этапе производится расчет общей штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании автономного округа.

Расчет может производиться по предложенной ниже формуле:

∑ ti · N1

ЧJ = i=1 · К, где

ЧJ — штатная численность муниципальных служащих соответствующего органа местного самоуправления;

ti — средние трудозатраты на выполнение i-го вида работ соответствующей степени сложности, входящего в состав j-й группы родственных видов работ;
Ni — количество повторяющихся видов работ (разрабатываемых нормативных правовых актов, рассматриваемых обращений, проводимых проверок и т.п.) в рамках деятельности по реализации i-ого вида работ соответствующей степени сложности, входящего в состав j-ой группы родственных видов работ, в базовом периоде (базовые показатели);

Т — годовая норма рабочего времени в часах, определяемая по формуле:

Т = В · q, где

В — продолжительность рабочего дня; q — количество рабочих дней в году. При определении годовой нормы рабочего времени муниципального служащего за основу принимается расчётный график пятидневной восьмичасовой рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Кроме этого, учитываются нерабочие праздничные дни в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также средняя продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска служащего.
С учётом продолжительности рабочего дня муниципального служащего (В), которая составляет 8 часов, и среднегодового количество рабочих дней (q), принимаемого равным 210, Т с определённой долей погрешности может быть принято за постоянную величину, равную 1680 ч (8 ч . 210 раб. дн.). К — коэффициент неучтённого объёма работ (время на выполнение различных видов работ, которые невозможно учесть в плановых расчетах — командировки, рабочие совещания и т.п.) равен 1,1.

IV. Заключительные положения

При определении общей штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления в соответствии с настоящими Методическими рекомендации в обязательном порядке учитываются нормативы, установленные постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 августа 2010 года № 191-п «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2007 года № 333-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *