Рос алкоголь регулирование

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

5. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет следующие полномочия:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.1. порядок представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции;

5.2.2. форма уведомления, представляемого организациями при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции;

5.2.3. порядок заполнения деклараций об объёмах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.4. акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации;

5.2.5. акты, устанавливающие минимальные цены на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации;

5.2.6. нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.7. порядок приобретения и учёта федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;

5.2.8. перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений;

5.2.9. порядок направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений;

5.2.10. порядок оценки достоверности учёта объёмов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.11. форма журнала учёта объёмов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения;

5.2.12. формат и порядок представления в электронном виде деклараций об объёмах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.2.13. методика визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции;

5.2.14. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

  • осуществляет:
    • пломбирование автоматических средств измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта в готовой продукции, объёма готовой продукции; пломбирование технических средств фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;
    • формирование и ведение государственного реестра выданных лицензий на производство и оборот (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
    • функции государственного заказчика работ по разработке и модернизации программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • ведение в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;
    • государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями;
  • осуществляет контроль и надзор за:
    • представлением деклараций об объёмах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объёма готовой продукции и об объёмах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • фактическими объёмами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
  • размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Службы;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Службы и её территориальных органов;
  • организует профессиональную подготовку работников Службы и её территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
  • обеспечивает закрепление в установленном порядке за Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Службой;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
  • имеет право:
    • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
    • заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
    • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
    • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
    • создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, группы и коллегии) в установленной сфере деятельности;
    • издавать индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
    • учреждать в установленном порядке знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;
    • учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации информации, в том числе официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
    • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
    • издавать в пределах своей компетенции методические рекомендации по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Росалкогольрегулирование – официальный сайт

О службе

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росакогольрегулирование) – федеральный орган исполнительной власти.

Который регулирует сферу производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также контролирует деятельность в этой сфере.

К сожалению, в России распространено такое явление, как продажа нелегальной алкогольной продукции, несмотря на ответственность, вплоть до уголовной.

Росалкогольрегулирование существует для того, чтобы уменьшить количество случаев продаж таких товаров, а в идеале искоренить полностью.

Официальный сайт

Вся информация по работе службы Росалкогольрегулирования находится на официальном сайте. Вход на сайт осуществляется . Все данные своевременно обновляются. Сайт оформлен в строгом стиле, вся информация расположена по разделам, которые отображены на главной странице.

Официальный сайт Росалкогольрегулирования – главная страница

Разберемся с каждым разделом по порядку. Все их можно сгруппировать на несколько групп:

  1. Верхняя панель доступа
  2. Голубая панель доступа
  3. Боковая панель доступа
  4. Центральная часть
  5. Видеопанель
  6. Нижняя панель доступа
  7. Ссылки

Верхняя панель доступа

В самом верху главной страницы официального сайта располагается панель с информационно-справочной информацией.

Официальный сайт Росалкогольрегулирования – главная страница

Разделы этой панели:

1. Открытое ведомство.

В данном разделе реализуется принцип открытости. Суть данного принципа в том, что все планы, задачи и этапы внедрения каких-либо проектов открыты.

Все документы выложены в общий доступ. Любой желающий может с ними ознакомиться и высказать свое мнение.

Раздел «Открытое ведомство» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

2. Экспертный совет.

В этом разделе предложена для ознакомления информация и работе экспертного совета.

Раздел «Экспертный совет» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

3. Общественный совет.

Здесь представлена информация о деятельности общественного совета.

Раздел «Общественный совет» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

4. Открытые данные.

В этом разделе представлена информация о работе Росалкогольрегулирования, выложенная в сети «Интернет» в форме открытых данных. Все данные для сбора перечислены. Дополнительно размещены самые актуальные новости.

Раздел «Открытые данные» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

6. Пресс-центр.

Этот раздел посвящен информации по работе по СМИ. Помимо контактных данные, есть и тексты выступлений, видеоотчеты, планы работы пресс-службы.

Анонсы мероприятий, которые организует Росалкогольрегулирование также указаны здесь. СМИ могут отследить и принять участие.

Раздел «Пресс-служба» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

Любую информацию с этих разделов можно распечатать, благодаря кнопке быстрого доступа.

Ниже идет панель со ссылками на социальные сети. В современном мире информационных технологий и развития социального общения каждая организация, в том числе и государственные службы имеют свои странички во всех социальных сетях.

С помощью их проще общаться с населением, доводить до них информацию и получать обратную связь. Росалкогольрегулирования не является исключением.

У них есть странички во всех популярных на сегодняшний момент социальных сетях – фейсбук, твиттер, ютуб, вконтакте, гугл, инстаграм. На этих страницах служба выкладывает все новости, изменения, реагирует на обращения граждан.

Официальный сайт Росалкогольрегулирования – главная страница

Голубая панель доступа

Следующая панель – информационная, разделы расположены на синей строке. Эта панель не исчезает при открытии каких-либо страниц.

Официальный сайт Росалкогольрегулирования – главная страница

Разделы на данной панели:

1. Росалкогольрегулирование.

В этом разделе представлена информация о самой службе – регламентирующие документы, руководство, структура, исполнительные органы и службы, мероприятия.

Раздел «Росалкогольрегулирование» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

Вот пример страницы – «Руководство». Здесь представлена информация о руководстве службы по иерархии, добавлены фотографии.

Вкладка «Руководство» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

2. Деятельность.

Этот раздел посвящен сведениям о деятельности службы. Можно получить информацию обо всех функциях Росалкогольрегулирования, о докладах по их исполнению.

Раздел «Деятельность» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

3. Документы.

Здесь расположена вся нормативно-правовая база – все приказы, постановления, законы, согласно которых действует служба регулирования алкогольной продукции.

Документарная информация находится не только в этом разделе. Есть еще сопутствующие разделы, содержащие похожую информацию.

4. Госзакупки.

В данном разделе информация о госзакупках, начиная от нормативной базы и заканчивая графиком госзакупок.

5. Обращения.

Очень важный раздел для граждан. Именно здесь можно оставить свое обращение и проследить статус его рассмотрения.

Чтобы не было лишних вопросов, здесь же есть порядок рассмотрения и порядок составления обращений.

С ним стоит ознакомиться заранее, чтобы обращение не было отклонено, как необоснованное.

Если гражданин желает посетить личную встречу – здесь представлен график приема и дополнительно указана горячая линия.

Служба Росалкогольрегулирования не оставляет без внимания ни одно обращение.

6. Контакты.

Здесь очень подробно представлены все контакты службы для любого вида обращений – звонков, приема граждан, отправки корреспонденции, обращений СМИ и государственных органов, начиная от телефона, заканчивая картой.

Раздел «Контакты» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

Боковая панель доступа

Официальный сайт Росалкогольрегулирования – главная страница

Разделы этой панели переплетаются с теми разделами, о которых шла речь выше.

Сюда вынесены наиболее часто запрашиваемые вопросы.

1. Электронные услуги для организация.

Этот раздел предназначен для подачи деклараций организациями.

Раздел «Электронные услуги для организаций» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

2. Общественный контроль.

Здесь представлена информация о результатах общественного контроля, есть карта визуализации мест нарушений.

Дополнительно есть возможность сообщить напрямую о нарушении. Сведения представлены не за один год.

Раздел «Электронная форма приема обращений» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

3. Электронная форма приема обращений.

Здесь представлена форма обращения и инструкция по корректному ее оформлению.

Раздел «Электронная форма приема обращений» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

4. Противодействие коррупции.

В этом разделе располагается нормативно-правовая база по противодействую коррупции, а также рассказано, как может любо гражданин сообщить о нарушении.

Раздел «Противодействие коррупции» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

5. План проведения плановых проверок.

Здесь представлены графики проведения плановых проверок юридических лиц. Графики есть возможность распечатать.

Раздел «План проведения плановых проверок» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

6. Реестры.

В этом разделе выложены списки лицензий на продажу алкогольной продукции и реестр самих напитков.

Раздел «Реестры» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

7. Выявление и пресечение.

Представлена работа по устранению нарушений как с органами власти, так и с населением. Добавлены статистические цифры.

Раздел «Выявление и пресечение» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

8. Статистическая информация.

Представлены информационно-аналитические данные по цифрам.

Раздел «Статистическая информация» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

8. Референтные группы.

Раздел содержит информацию о референтных группах, об их работе и о том, как и кто может стать участником.

Раздел «Референтные группы» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

9. Система управления рисками.

Раздел содержит подробную информацию о мероприятиях по управлению рисками.

Раздел «Система управления рисками» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

10. Профилактика нарушений обязательных требований.

В данном разделе указан список мероприятий по устранению и недопущению нарушений обязательных требований.

Раздел «Профилактика нарушений обязательных требований» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

11. Конкурс «Budgetapps».

Располагается информация по результатам ежегодного конкурса с фотоотчетом.

Раздел «Конкурс «Budgetapps» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

12. Вопросы и ответы.

Раздел содержит ответы на наиболее частые вопросы. Все вопросы располагаются по группам.

Раздел «Вопросы и ответы» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

13. Бесплатная юридическая помощь.

Росалкогольрегулирование предоставляет бесплатную юридическую помощь, информацию о которой и контакты которой, можно найти в данном разделе.

Раздел «Бесплатная юридическая помощь» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

Центральная панель доступа

Эта панель бросает на себя внимание сразу же после входа на сайт. Именно на ней меняются фото в новостях.

Официальный сайт Росалкогольрегулирования – главная страница

Разделы этой панели:

1. ЕГАИС в цифрах.

Представлена работа единой государственной автоматизированной информационной системы в статистических данных, цифрах.

Раздел «ЕГАИС в цифрах» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

2. Мобильное приложение.

В данном разделе представлена подробнейшая информация с фото и видеоматериалам о скачивании, подключении и работе мобильного приложения «Антиконтрафакт Алко». Приложение работает и на системе Андроид, и на системе ISO. Ссылки на скачивание присутствуют.

Раздел «Мобильное приложение» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

3. Дежурная служба ЕГАИС.

Здесь можно найти все контакты дежурной службы как по техническим вопросам, так и по вопросам обслуживания и работы ЕГАИС.

Раздел «Дежурная служба ЕГАИС» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

4. Новости.

На главное странице сайта представлены самые последние новости федеральной службы. Если нажать на кнопку «все новости» — откроется страница, где представлены все новости в хронологическом порядке. Вверху – самые последние.

Раздел «Новости» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

5. Пресса о ФСРАР.

В данном разделе расположена в хронологическом порядке информация, которая была представлена в прессе.

Раздел «Пресса о ФСРАР» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

6. Фото/Видео.

Здесь находится фото и видеоматериал по месяцам о работе Росалкогольрегулирования. Видео материалы – ссылки на YouTube канал службы.

Раздел «Фото/видео» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

7. Единый социальный портал.

При нажатии на кнопку «Единый социальный портал», система перекинет на сайт этого портала. Он используется для коммуникации с населением.

Раздел «Единый социальный портал» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

8. Вниманию соискателей лицензий.

Расположено информационное сообщение для участников алкогольного рынка

Раздел «Вниманию соискателей лицензии» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

9. Это надо знать.

Здесь информация для потребителей о том, где продается и где не продается легальный алкоголь. Сведения представлены в виде изображений.

Раздел «Это надо знать» на официальном сайте Росалкогольрегулирования

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Vkontakte

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Твиттер

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в Фейсбук

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в Инстаграмм

Скачать приложение «Антиконтрафакт Алко» на android Скачать приложение «Антиконтрафакт Алко» на iPhone

Контактная информация

Официальный сайт: fsrar.ru
Горячая линия: +7 (495) 587-03-33

Работу регулятора алкогольного рынка признали неэффективной. Счетная палата заявила о недостаточном контроле за производством и оборотом алкопродукции со стороны Росалкогольрегулирования. По данным надзорного ведомства, за последние два года служба получила из бюджета около 6 млрд руб. Половина этих средств ушла на содержание центрального аппарата ведомства и его территориальных органов. Кроме того, служба заключила 18 госконтрактов с «Росспиртпромом» на условиях, которые исключали возможность участия в аукционах иных исполнителей.

Руководитель центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин считает обоснованными выводы Счетной палаты. Однако претензии нужно предъявлять не только службе: «Понятно, что нет предела совершенству, несмотря на внедрение системы ЕГАИС, которая в принципе беспрецедентная: ни одна отрасль так не контролируется. Например, на рынке пива нет ни системы ЕГАИС, ни маркировки, ни лицензирования производства и продажи пива. Поэтому примерно половина пивоваренной продукции находится в нелегальном обороте. Наводить порядок именно на пивном рынке — вот чем нужно заниматься Росалкогольрегулированию. Усиление контроля за рынком именно пивной продукции может дать дополнительно 100 млрд бюджетных средств ежегодно, прежде всего, в региональных бюджетах. Кроме того, Росалкогольрегулирование стало подведомственно Минфину.

Так что, если говорить о недостатках регулирования, то, я считаю, в первую очередь все претензии Счетной палаты нужно адресовать Минфину».

Также Счетная палата выяснила, что Росалкогольрегулирование каждый месяц тратит 4 млн руб. на содержание более 200 единиц автотранспорта. Это машины, которые перевозили нелегальный алкоголь. Закон требует изымать такой транспорт, но не указывает, как его после этого можно реализовать. Кроме того, издержки связаны и с хранением контрафактной продукции, говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров: «По-прежнему остается ряд вопросов, связанных с хранением и уничтожением изъятой продукции. Давайте смоделируем обычную ситуацию: как правило, обнаруживается какое-то помещение, где лежит нелегальная алкогольная продукция, она изымается и передается на склады ответственного хранения. Потом, соответственно, должно быть решение суда на уничтожение, должна пройти некая судебная процедура, которая длится очень долго, поэтому вся эта продукция очень долго лежит на складах, что, разумеется, приводит к дополнительным государственным издержкам. Сейчас обсуждается вопрос, в соответствии с которым будут внесены изменения в действующее законодательство, чтобы после изъятия эта продукция уничтожалась по решению контрольного органа, и государство не несло дополнительных издержек за хранение, ведь она может храниться и месяц, и полгода, и год».

Выводы Счетной палаты претенциозны, говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его словам, многие спорные моменты возникают из-за пробелов в законодательной базе: «У меня складывается впечатление, что государство хотело бы каким-то образом закрыть эту организацию, но сделать это все равно невозможно: у нас начинается опять массовое перелицензирование компаний, а это очень сложный период, потому что необходимы и региональное управление, и центральный аппарат. Складывается такое впечатление, что государство после ухода из-за обвинений предыдущего руководителя ищет негатив. Есть такой термин — “закошмарить”, вот им хотелось бы закошмарить целый ряд организаций. В цифрах, которые опубликовала Счетная палата, я лично не вижу никакой неэффективности. Да, они потратили деньги, но не сказано же, что они что-то промотали, все ушло в дело: деньги тратятся на стоянку или на обслуживание автотранспорта, который конфискован. Так кто мешает государству принять решение, что делать дальше с этим автотранспортом? На какой-то условный департамент в Минфине эту работу переложить невозможно.

На мой взгляд, это претенциозная оценка, которая призвана сформировать негативное отношение к органу».

25 декабря суд заочно арестовал бывшего руководителя Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна. Его обвиняют в злоупотреблениях полномочиями на сумму свыше 30 млрд руб. Он объявлен в международный розыск.

Сергей Соболев

Пиво и налоги. За что арестовали замглавы Росалкогольрегулирования?

Несмотря на возражение прокуратуры, суд отправил в СИЗО Ирину Голосную. Следствие обвиняет ее в коррупции при выдаче разрешительных документов трем производителям пива

Ирина Голосная (справа) в Пресненском суде. Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»

Обновлено в 0:09

Пресненский суд Москвы заключил под стражу заместителя главы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) Ирину Голосную. Чиновницу обвинили в злоупотреблении полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) при оказании услуг по пломбированию пивоваренного производства.

Следствие полагает, что благодаря этому три столичных предприятия занялись «бесконтрольным» производством пива и уклонились от уплаты налогов на десятки миллионов рублей. Защита считает обвинение нелогичным и связывает преследование с профессиональной деятельностью фигурантки.

Рассмотрение ходатайства Главного следственного управления СКР по Москве об избрании Ирине Голосной меры пресечения должно было состояться еще в пятницу, 22 ноября. Однако прокуратура попросила продлить срок задержания чиновницы на 72 часа, чтобы следователь представил дополнительные материалы в обоснование своей просьбы.

Поэтому когда 59-летнюю фигурантку во второй половине дня завели в зал, она еле стояла на ногах. А когда следователь вновь попросил отправить ее в СИЗО, то судья Сергей Артемов захотел узнать суть выдвинутого в ее адрес обвинения.

Ущерб в 58 млн рублей

Заняв место за трибуной, следователь поведал, что в деле идет речь о трех эпизодах злоупотребления полномочиями, повлекших тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ — до десяти лет лишения свободы). Они были совершены в 2018 году в пивоваренной отрасли.

В то время Голосная занимала должность руководителя межрегионального управления РАР по ЦФО. Так, по версии СК, в октябре 2018 года чиновница дала поручение своему заместителю Сергею Пальцеву «организовать положительное рассмотрение обращения» ООО «Альфа Групп» о пломбировании оборудования, расположенного на производстве в Москве на шоссе Энтузиастов.

Дело в том, что РАР оказывает официальные услуги по установке пломб. Это необходимо для контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. После их установки предприятие включают в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). И несмотря на то, что оборудование ООО «Альфа Групп» не соответствовало техническому регламенту, начальник отдела РАР Борис Астахов и консультант Тимур Агишев составили и выдали акт пломбирования. По словам следователя, оба выполняли незаконные указания Голосной и Пальцева, ими двигал «карьеризм и желание выслужиться» перед руководителями.

В суде были озвучены показания Агишева, который, будучи еще в статусе свидетеля, заявил, что после выявленных на производстве проблем Голосная вызвала его к себе. Она пригрозила ему увольнением, а после предложила уйти в отпуск, пока ситуация не уладится, и даже предложила оплатить поездку. В итоге ООО «Альфа Групп» все же было подключено к ЕГАИС и занялось «бесконтрольным» производством пивной продукции, а фирма уклонилась от уплаты налогов на сумму 58 млн 145 тысяч рублей. Этот повлекло тяжкие последствия для государства, указал следователь.

При аналогичных обстоятельствах были выданы бумаги еще двум столичным фирмам — ООО «Шелтон» и ООО «Вкусная идея». Впрочем, на какие суммы эти предприятия уклонились от уплаты налогов, не прозвучало.

Ходатайство об аресте чиновницы следователь, в частности, объяснил тем, что Голосная обвиняется в совершении преступления против государственной власти и интересов госслужбы, которое представляет «повышенную общественную опасность». Он отметил, что показания против замглавы РАР дали трое других обвиняемых: Пальцев, Астахов и Агишев. Если же женщину оставить на свободе, она скроется или будет мешать расследованию. «Кроме того, в ходе оперативно-розыскных мероприятий получены сведения о причастности Голосной к другим преступлениям, которые нужно проверить в ходе расследования», — заявил представитель СК.

Примечательно, что представитель прокуратуры, которая обычно действует в тандеме со следствием, на этот раз не поддержал ходатайство об аресте. Прокурор просил его отклонить, но не пояснил почему.

Благо, не зло

В свою очередь защитники фигурантки Илья Брык и Александр Пикалов попытались убедить суд в том, что вина их подзащитной не доказана. Они призывали оставить ее на воле. «Прямой причинно-следственной связи между опломбированием и уклонением от уплаты налогов нет. Какое отношение имеет Росалкогольрегулирование к уплате налогов?» — недоумевал Пикалов. Он отметил, что точную сумму налоговых недоимок следствие так и не установило, как и виновных в этом лиц. «А если завтра или послезавтра налоги будут уплачены? Тогда уголовное дело будет подлежать прекращению», — сказал адвокат.

Защитники утверждали, что включение фирмы в систему ЕГАИС (которая в автоматическом режиме отслеживает движение и объем алкогольной продукции) стало не злом, а благом для коммерсантов. «Это делается для того, чтобы фирма работала в белую и платила налоги, чтобы бизнес вышел из тени и работал прозрачно», — указал Александр Пикалов.

Он связал уголовное дело с профессиональной деятельностью своей подзащитной, которая, по его словам, не раз устраивала рейды по выявлению производства контрафактной продукции и «активно боролась с коррупционными преступлениями в данной сфере». «В связи с ее активной деятельностью, конечно, у нее имеются недоброжелатели, которые бы не хотели, чтобы она там работала», — сказал защитник.

По словам адвокатов, у обвиняемой, которая живет в 50-метровой «двушке» в спальном районе Москвы, не нашли недвижимости за границей или счетов в зарубежных банках. «Никаких выгод имущественного характера она не получила», — настаивали адвокаты. Защитники просили оставить фигурантку на свободе для того, чтобы она могла поддерживать своих 80-летних родителей. Они просили избрать ей меру пресечения, не связанную с лишением свободы, или по меньшей мере домашний арест.

«Нагнетание обстановки»

Сама Ирина Голосная также выступила с небольшой речью. Она заверила, что не давила на подчиненных, да и вообще никогда в жизни не видела приборы для пломбирования, так как это не входило в ее компетенцию. «Естественно, я никаких поручений не давала. Это нагнетание обстановки, — заявила Голосная. — Я всегда говорила, что, если законы нарушаются, если нет условий для производства пива или пивных напитков, придите и скажите. Но ни один не пришел». Она добавила, что в настоящее время законодательно сфера производства и реализации пивных напитков должным образом не урегулирована. И она была одной из тех, кто как раз участвовал в доработке закона, чтобы обеспечить контроль и избавиться от теневого рынка алкоголя.

Ее защитники отметили, что обвиняемый Агишев дал показания против своей начальницы без адвоката, а потому не стоит принимать их в расчет. Однако, проведя в совещательной комнате полчаса, судья Сергей Артемов счел, что причастность обвиняемой к инкриминируемым деяниям следствием установлена. Он постановил отправить Голосную в СИЗО до 20 января 2020 года.

Адвокаты обещали обжаловать решение суда. Они отметили, что на сегодняшний день Голосная — единственная из четверых обвиняемых, которую заключили в СИЗО. Сергея Пальцева 21 ноября суд отправил под домашний арест. Двое других фигурантов, судя по всему, находятся под подпиской о невыезде. Адвокаты подчеркнули, что их подзащитная не признала вину и сразу же после задержания написала заявление об отставке.

Уже после окончания процесса, по сведениям газеты «Коммерсантъ», первый зампрокурора Москвы Олег Манаков признал незаконным постановление о возбуждении дела Голосной и отменил его. По мнению адвоката обвиняемой Ильи Брыка, если это так, то его подзащитная должна быть немедленно освобождена. Уже в полночь защитник сообщил Business FM со ссылкой на сотрудников женского СИЗО № 6 в Капотне о том, что туда поступило постановление о прекращении дела и начата процедура освобождения Голосной. Защитник выразил надежду, что в ближайшие часы его подзащитная выйдет на волю.

Илья Брык адвокат «Уголовное дело возбудили по факту злоупотребления служебными полномочиями, совершенного из корыстной или иной личной заинтересованности, и эти злоупотребления повлекли наступление тяжких последствий. Так вот, между действиями Голосной и наступлением так называемых последствий в виде неуплаты налогов отсутствует прямая причинно-следственная связь. То есть мы сейчас не говорим даже о том, что она не давала никаких незаконных указаний, мы просто говорим о том, что, даже если допустить, что сотрудниками Росалкогольрегулирования были допущены определенные нарушения, связанные с постановлениями этих актов, последствия в виде неуплаты налогов — это не результат их незаконных действий, если таковые имели место. То есть отсутствует прямая причинно-следственная связь, отсутствует корыстная и иная личная заинтересованность».

Впрочем, следствие не собирается сдаваться без боя. СКР собирается обжаловать постановление Манакова в Генпрокуратуре. Между тем ПАСМИ сообщило о задержании другого заместителя главы РАР — Елены Афанасенко. По словам источника издания, также в ближайшее время может быть задержан помощник нынешнего главы РАР Игоря Алешина Алексей Котов. Впрочем, пока неясно, в рамках какого дела. Не исключено, что речь идет о других правонарушениях.

Стоит отметить, что Ирина Голосная заняла должность замглавы РАР 30 декабря 2018 года. Несколькими днями ранее, 25 декабря 2018 года, Басманный суд Москвы заочно арестовал бывшего главу службы Игоря Чуяна. Его обвинили в злоупотреблении полномочиями (ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 201 УК РФ) при выдаче невозвратных кредитов на сумму более 30 млрд рублей. Следствие сообщало, что Чуян может скрываться на территории Латвии. Однако, по данным СМИ, он впоследствии получил гражданство Израиля, а затем мог перебраться в США.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *