Референдум отличие от выборов

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: прямое голосование граждан страны для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о юридической силе решений референдума, опирающейся на знания курса, например: Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении каким-либо органом государственной власти;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о юридической силе решений референдума.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса отличие референдума от выборов, например: Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов на определённые должности или партии.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса отличие референдума от выборов.)

Референдум отличается от прямых выборов тем, что …

1) на референдуме участие добровольное, на выборах — обязательное

2) на выборах участвуют лица, достигшие совершеннолетия, а в референдумах — лица, достигшие 16 лет

3) при выборах голосование производится за кандидата, а при референдуме — за какую-либо проблему

4) выборы назначаются Президентом РФ, а референдум — Парламентом РФ

258. Могут ли вноситься в Конституцию Российской Федерации изменения…

1) Могут

2) Могут только в девятую главу Конституции РФ

3) Могут только в первую главу Конституции РФ

4) Могут только во вторую главу Конституции РФ

Предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ НЕ вправе вносить …

1) Государственная Дума РФ

2) законодательные органы субъектов Федерации

3) Совет Федерации РФ

4) политические партии

260. Какая разница между Федеральным конституционным законом и Федеральным законом…

1) Первый издается по конституционным вопросам, второй — по другим вопросам

2) Первый принимается органами РФ, второй — органами субъектов Федерации РФ

3) Первый принимается Советом Федерации РФ, второй — Государственной Думой РФ

4) Первый подписывается Президентом РФ, второй – председателем Правительства РФ

261. Требуется ли согласие Правительства РФ на внесение законопроекта для рассмотрения в Государственной Думе РФ…

1) Не требуется ни в каких случаях

2) Это зависит от Государственной Думы РФ

3) Да, если проект закона предусматривает расходы из Федерального бюджета

4) Не требуется в случае отсутствия дефицита бюджета

Закон РФ считается опубликованным с момента …

1) опубликования закона в газетах или журналах

2) принятия закона Парламентом РФ

3) опубликования закона в официальных изданиях

4) подписания закона Президентом РФ

Органы государства называются органами государственной власти потому, что они…

1) обеспечиваются государством

2) создаются государством

3) наделены государственной властью или полномочиями

4) находятся над обществом

Органами специальной компетенции являются…

1) Администрации городов

2) Правительство РФ

3) Министерства РФ

4) Правительства Республик — Субъектов РФ

Дискреционная власть — это …

1) неограниченная власть

2) судебная власть государства

3) предоставление государственному органу полномочий действовать по своему усмотрению в рамках закона

4) власть, ограниченная главой государства

Разделение властей необходимо для …

1) торжества равенства перед законом и судом

2) торжества справедливости в применении правовых норм

3) исключения возможности установления авторитаризма и диктаторского режима в обществе

4) сдерживания действий общественных объединений

Президентом Российской Федерации может быть избран …

1) любой гражданин РФ

2) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

3) гражданин РФ не моложе 30 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 5 лет

4) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 20 лет

268. Кто исполняет обязанности Президента РФ в случае, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности…

1) Председатель Государственной Думы РФ

2) Председатель Правительства РФ

3) Министр юстиции РФ

4) Председатель Совета Федерации РФ

269. Какая форма деятельности Парламента РФ является его монополией…

1) Назначение выборов Государственной Думы

2) Назначение министров РФ

3) Назначение Председателя Конституционного Суда РФ

4) Принятие Законов РФ

270. Может ли депутат Государственной Думы РФ быть одновременно депутатом другого выборного представительного органа РФ…

1) Может быть депутатом органа местного самоуправления

2) Может быть депутатом районного собрания

3) Не может

4) Может быть депутатом Городского собрания

К ведению Совета Федерации РФ не относится …

1) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ

2) назначение на должность половины состава аудиторов Счетной палаты

3) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

4) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Государственная Дума РФ формируется …

1) только путем выборов по партийным спискам

2) путем выборов, проводимых в субъектах Федерации

3) путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании

4) только путем выборов по одномандатным округам

273. В состав Совета Федерации РФ входит…

1) 300 2) 178 3) 152 4) 200

274. Принадлежит ли право законодательной инициативы в Государственной Думе РФ Субъектам РФ…

1) Такое право принадлежит только Правительствам Субъектов РФ

2) Такое право принадлежит только Президентам Субъектов РФ

3) Такое право принадлежит только законодательным (представительным) органам Субъектов РФ

4) Такое право принадлежит только губернаторам

Чем отличается референдум от выборов?

Как бы народу не хотелось, но над ним есть всегда власть, которую он сам же себе избирает. Смысл истинной демократии заключается в следующем: народ обязательно принимает участие в собственной судьбе и решает все самые важные вопросы самостоятельно. Но такое бывает только на словах, всем известно, что в любой стране мира всегда не решает народ, а решают за него. Власть всегда навязывала, и будет навязывать «правильные решения», в которые люди верят и считают верными.

Граждане государства вправе вольно изъявлять свое мнение, поэтому существуют такие виды прямой демократии – выборы и референдум. На первый взгляд эти два понятия схожи между собой, но это не так. Сходства состоят в механизме проведения.

Значение выборов и референдума

Разобравшись в этих двух понятиях, можно точно уяснить, в чем состоят отличия между ними.

  • Выборы – контролируемый процесс, благодаря которому происходит формирование органов исполнительной и законодательной власти, путем сбора голов граждан страны, принимающих в этом процесс участие.
  • Референдум – форма управления, которая осуществляется гражданами страны, высказывающие мнение по различным важным государственным вопросам.

В выборах могут выдвигать свои кандидатуры представители от общественных движений, партий и просто самовыдвиженцы. Выборы бывают двух видов:

  1. Местные. Происходит формирование местного совета управления, а также представителя, города, региона или губернии.
  2. Всеобщие. Процесс избирания членов парламента или представителя государства.

Выборы считаются демократичным способом формирования органов власти, но при условии соблюдения всех требований и правил всем участниками процесса.

Референдум организуется по мере изъявления воли гражданами и необходимости. Он может быть:

  1. Общегосударственным.
  2. Региональным.
  3. Местным.

В чем разница между этими двумя понятиями?

Референдум и выбору могут проводиться на одинаковых уровнях: местном, региональном и общегосударственном. Что касается порядка назначения и особенностей проведения, то они прописаны законодательством государства и должны в точности соблюдаться. При отклонении от закона участники и организаторы могут понести ответственность.

Что касается рассматриваемых вопросов, то на выборах они строго ограничены – «за» или «против». На референдуме проводиться более качественное обсуждение интересующих проблем – национализация имущества, независимость региона, отказ от использования ядерного оружия и так далее. Участникам референдума предлагаются варианты не только «за» и «против», но и иные альтернативы.

Также необходимо сказать и про результаты. Результат выборов означает легитимность власти, по окончанию срока действия полномочий представителя власти, осуществляются новые выборы. Что касается результатов референдума, то они обладают высшей силой и бессрочным действием, пока не произойдет отмена решения на ином референдуме.

Главные отличительные черты между выборами и референдумом:

  • Периодичность проведения. Референдум проводиться по мере необходимости решения того или иного вопроса, который требует изъявления воли от народа государства. Что касается выборов главы государства, парламента, совета и других исполнительных органов власти, то они должны проводиться через определенный промежуток времени, в некоторых случаях досрочно.
  • Рассматриваемые вопросы. На выборах круг вопросов ограничен, ответы также представлены очень узким выбором. На референдуме народ высказывает свое мнение, которое касается более глобальных масштабов.
  • Результаты. Референдум придает народное добровольное признание конкретному вопросу. Выборы придают легитимность мандату участника процесса.
  • Цель. Выборы проводятся с целью формирования органа исполнительной власти, а референдум – помогает определить условия, благодаря которым будет осуществляться дальнейшее развитие общества.
  • Период действия. Выборы представляют участнику только определенный интервал времени для выполнения своих обязанностей. Решения референдума предусматривают бессрочное свое действие.

В качестве выводов моно сказать, что каждый вариант, проведенный согласно действующего законодательства, считается действенным и обладает определенной силой. Результатов проведенных процессов необходимо строго придерживаться, так как в обеих ситуациях они показывают волеизъявление народа государства. Что выборы, что референдум решают важные вопросы, связанные с развитие государства.

Также необходимо помнить, чтобы выборы проводится в установленном порядке, а референдум – по изъявлению народа. Если участники этих двух процессов не будут придерживаться требований и правил проведения, то будут нести за данное нарушение ответственность. Учитывается и то, что выбору и референдум могут проводиться на одинаковых уровнях, что немаловажно. Как бы там ни было, но эти процессы считаются решением народа, которого стоит прислушиваться, ведь без граждан страны не будет и качественной власти в государстве.

Разница между выборами и референдумом

Истинная демократия заключается в том, что народ принимает самое непосредственное участие в собственной судьбе и решает серьёзные вопросы самостоятельно. Для выражения волеизъявления граждан существуют такие формы прямой демократии, как выборы и референдум. Наличие подобных институтов управления говорит о высоком уровне развития общества. Формы волеизъявления народа серьёзно отличаются друг от друга, хотя механизм их проведения во многом схож.

Выборы – процесс формирования органов исполнительной и законодательной власти путём сбора голосов за участников. Это могут быть представители общественных движений, партии, самовыдвиженцы. Выборы бывают местными (формирование местного совета депутатов, кресло губернатора), а также всеобщими (парламент, президент). Это самый демократичный способ формирования органов власти, но лишь в том случае, когда правила их проведения неукоснительно соблюдаются всеми участниками события.

Референдум – форма народного управления, при которой граждане высказывают своё мнение по самым значимым для государства вопросам: принятие конституции, отмена смертной казни, строительство атомной станции и т.д. Плебисцит может быть общегосударственным, а также региональным и местным. Данная форма волеизъявления граждан организуется по мере необходимости: как по инициативе государственных органов и партий, так и представителей общественных объединений, граждан.

Сравнение

Как выборы, так и референдумы могут проводиться на различном уровне: местном, региональном, общегосударственном. Порядок их назначения и особенности организации прописаны в законодательстве и должны неукоснительно соблюдаться. Однако на выборах круг вопросов заведомо ограничен: это голосование «за» и «против» конкретных кандидатов и партий. На референдуме могут обсуждаться качественно иные проблемы. Это вопросы национализации имущества, отказа от смертной казни или ядерного оружия, наделение независимостью определённой административной единицы. Участник либо голосует «за» или «против», либо выбирает определённый вариант из предложенных альтернатив.

При этом результат выборов – легитимность власти, то есть мандата участника. Как только истечёт срок действия полномочий, они должны будут уступить своё место преемникам. Это касается президентов, депутатов, губернаторов. Решения, принятые на референдуме, имеют высшую силу и действуют бессрочно – до их отмены на аналогичном плебисците.

Выводы TheDifference.ru

  1. Периодичность проведения. Референдум назначается по мере возникновения вопросов, требующих народного волеизъявления. Выборы президента, парламента, а также иных органов власти проводятся один раз в 3-6 лет либо досрочно.
  2. Круг решаемых вопросов. На выборах гражданам нужно ответить, какую партию или каких людей они хотят видеть на постах государственных органов. На референдуме высказывается мнение о возможности принятия новой конституции, разоружении, отказе от атомной энергии.
  3. Результат. Референдум придаёт легитимность конкретному вопросу, а выборы – мандату их участника.
  4. Цель. Выборы необходимы для формирования органов власти, референдумы – для определения условий дальнейшего развития общества.
  5. Срок действия. Лица, получившие власть после выборов, пользуются ею в пределах заранее отведённого интервала. Решения, принятые на референдуме, имеют высшую силу и действуют бессрочно.

Что общего и какие различия между выборами и референдумом?

Как уже отмечалось, и выборы, и референдум Конституция РФ провозглашает высшим непосредственным выражением власти народа. Также в одном пункте Конституция объединяет избирательные права и право на участие в референдуме.

Главное, что объединяет и выборы, и референдум, — в обоих случаях воля граждан выражается путем голосования. Сходство процедур дает возможность унифицировать значительное число норм закона, сделать их схожими или во многих случаях абсолютно идентичными как для выборов, так и для референдума. Это особенно важно в тех довольно частых случаях, когда голосование на выборах и референдуме совмещается.

Поскольку нет никаких различий между активным избирательным правом и правом граждан на участие в референдуме, единой является и система регистрации (учета) избирателей (участников референдума). Списки избирателей и списки участников референдума составляются по одним и тем же правилам. Более того, при совмещении голосования на выборах и референдуме используется единый список избирателей — участников референдума.

Единой является и система органов, на которые законом возложена организация и проведение выборов и референдумов. Правда, называются они по-разному: в одном случае — избирательными комиссиями, в другом — комиссиями референдума. Но это могут быть одни и те же органы. Поскольку российское законодательство предусматривает большое число избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, эти комиссии с началом кампании референдума действуют и в качестве комиссий референдума.

Так, на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации возлагаются полномочия по организации и проведению общероссийского референдума. Избирательная комиссия субъекта Федерации организует и проводит референдум субъекта Федерации и участвует в проведении общефедерального референдума. Территориальная избирательная комиссия действует в качестве территориальной комиссии референдума при проведении общефедерального референдума и референдума соответствующего субъекта Федерации. Избирательная комиссия муниципального образования организует и проводит местный референдум.

Если голосование на референдуме не совмещается с голосованием на выборах, то для организации голосования и подсчета голосов создаются участковые комиссии референдума. Они создаются и работают по тем же правилам, что и участковые избирательные комиссии. Если же голосование на референдуме совмещается с голосованием на выборах, то закон дает комиссии, организующей выборы или референдум, право принять решение о совмещении участковыми комиссиями полномочий избирательных комиссий и комиссий референдума. На практике так всегда и происходит, и нам не знакомы случаи, когда бы такое решение не принималось.

Процедуры голосования и подсчета голосов на выборах и референдуме практически одинаковы. Отличие заключается в основном в содержании бюллетеня. Если на выборах избиратель ставит знак в квадрате, относящемся к кандидату (списку кандидатов) или к позиции «против всех», то на референдуме его участнику предлагается отметить один из вариантов ответа на вопрос референдума, например «да» или «нет».

Много сходного и в порядке законодательного регулирования вопросов агитации и финансирования при проведении выборов и референдума, хотя в этих вопросах уже частично проявляется и специфика данных процессов.

Общими являются и процедуры сбора подписей для поддержки выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и поддержки выдвижения инициативы проведения референдума, а также процедуры проверки подписных листов.

Однако следует отметить, что на выборах сбор подписей уже не является единственным способом поддержки выдвижения: с 1999 г. подписи можно заменять избирательным залогом, а с 2002 г. от подписей и залога освобождаются кандидаты, выдвинутые парламентскими партиями. Что касается референдума, то инициатива граждан или общественных объединений обязательно должна быть подкреплена определенным количеством подписей граждан, проживающих на соответствующей территории.

Итак, мы видим, что сходство выборов и референдума носит в основном технический характер. По сути же это разные виды волеизъявления граждан. На выборах избиратели решают, кто будет представлять их в органах власти, кто будет принимать решения вместо них, но (и в этом заключается главный смысл выборов) в их интересах. Референдум же представляет акт прямого народовластия — граждане сами принимают решение по каким-либо важным вопросам, затрагивающим их интересы.

Обе формы народовластия не должны подменять одна другую. Недопустимо проводить референдум для решения кадровых вопросов. Например, в ряде государств на постсоветском пространстве были проведены референдумы по продлению полномочий действующих президентов (т.е., по сути, безальтернативные выборы). Российское законодательство подобные референдумы не допускает.

В то же время, если граждане по какой-либо причине считают, что органы власти, правомочные решать волнующий их вопрос, не в состоянии решить его в интересах избирателей, они вправе вынести этот вопрос на референдум, даже если он уже решен выборными органами или находится в состоянии решения.

Так, пункт 2 статьи 15 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит: «Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу».

По нашему мнению, несостоятельными являются аргументы тех, кто ратует за ограничение права проводить референдум незадолго до избирательной кампании: мол, пройдут выборы, и новая власть решит ваш вопрос без вашего непосредственного участия. Недопустимо лишать граждан права на осуществление прямого народовластия.

Важным отличием выборов от референдума является то, что проведение выборов является обязательным и периодическим. Референдум же проводится только в тех случаях, когда возникает потребность в нем. В связи с этим в российском законодательстве существенно различаются правила определения результатов выборов и референдума.

Низкая активность избирателей на выборах, особенно региональных и местных, привела к тому, что почти повсеместно установлен низкий порог явки — для того, чтобы выборы можно было считать состоявшимися и выборные органы власти могли функционировать. Лишь на выборах Президента РФ порог явки составляет 50%, для других выборов «базовый» порог уже снижен до 20%, а в ряде регионов муниципальные выборы считаются состоявшимися при любой явке. В отличие от этого любой референдум считается состоявшимся только в том случае, если в нем приняло участие более половины граждан, имеющих право голоса.

На российских выборах преобладает мажоритарная система относительного большинства, когда для избрания достаточно получить больше голосов, чем другие кандидаты. На референдуме решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, участвовавших в референдуме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *