Нарушение правил благоустройства

Содержание

КоАП РФ Статья 2.6.2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости

2. Собственник или иной владелец земельного участка либо другого объекта недвижимости освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения земельный участок либо другой объект недвижимости находился во владении или в пользовании другого лица, либо о том, что административное правонарушение совершено в результате противоправных действий других лиц, при этом у собственника или иного владельца земельного участка либо другого объекта недвижимости не имелось возможности предотвратить совершение административного правонарушения либо им были приняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения административного правонарушения.

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.

2. Собственник или иной владелец земельного участка либо другого объекта недвижимости освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения земельный участок либо другой объект недвижимости находился во владении или в пользовании другого лица, либо о том, что административное правонарушение совершено в результате противоправных действий других лиц, при этом у собственника или иного владельца земельного участка либо другого объекта недвижимости не имелось возможности предотвратить совершение административного правонарушения либо им были приняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения административного правонарушения.

Комментарий к Ст. 2.6.2 КоАП РФ

1. В комментируемой статье определены субъекты административной ответственности за правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в случае их фиксации специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — так же, как и в ст. 2.6.1 КоАП РФ. При этом совершение таких правонарушений связывается не с использованием транспортных средств, а с содержанием объектов благоустройства (т.е. соблюдением их надежности, безопасности и иных обязательных характеристик), с эксплуатацией (использованием, извлечением полезных свойств), перемещением (изменением местоположения), переоборудованием (изменением конструкции) или разрушением (нарушением целостности, ликвидацией) таких объектов.

Так, ст. 23 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» предусматривает административную ответственность за невыполнение установленного нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка уборки снега, наледей, обледенений с кровель зданий и сооружений, пандусов, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, ступеней и площадок перед входами в здания.

К ответственности за совершение таких правонарушений привлекаются собственники объектов благоустройства — земельных участков либо других объектов недвижимости, т.е. объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, к которым относятся, в частности, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ч. 1 ст. 130 ГК РФ). Нужно учитывать, что право собственности на недвижимое имущество при этом подлежит государственной регистрации с внесением записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подтверждается свидетельством, форма которого установлена Правилами ведения Единого государственного реестра прав, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.

Также субъектами административной ответственности в данном случае могут являться иные владельцы объектов благоустройства, то есть лица, которым земельный участок или иной объект недвижимости передан по договору аренды, договору ссуды или на ином законном основании.

2. Как собственник, так и иной владелец объекта благоустройства освобождается от административной ответственности в том случае, если в отношении его было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в особом порядке (см ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ и комментарий к ней), в том случае, если в ходе рассмотрения жалобы на такое постановление он подтвердит данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения объект недвижимости находился во владении или в пользовании другого лица (например, был передан ему по договору аренды, субаренды).

Нужно отметить, что лицо, во владение которого было передано соответствующее недвижимое имущество, не освобождается от административной ответственности на том основании, что не оно является собственником объекта.

Так, общество было привлечено к административной ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в занимаемых им помещениях. Суд признал несостоятельной ссылку общества на ч. 2 ст. 2.6.2 КоАП РФ, поскольку согласно договору аренды именно на него, как на арендатора, была возложена обязанность содержать помещение, имущество, оборудование в строгом соответствии с противопожарными требованиями (См.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 N 17АП-12435/2013-АК по делу N А50-13140/2013).

Собственник или иной владелец земельного участка либо другого объекта недвижимости также освобождается от административной ответственности в том случае, если имеют место одновременно два признака:

— административное правонарушение было совершено в результате противоправных действий других лиц. Например, в случае, если были нарушены требования, установленные правительством Москвы по размещению объектов наружной рекламы (ст. 8.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45), при этом реклама была размещена иным лицом без согласования с собственником (иным владельцем) недвижимости;

— собственник или иной владелец объекта недвижимости не имел возможности предотвратить совершение административного правонарушения, или же он в данной ситуации принял все зависящие от него меры.

Ответственность за нарушение правил благоустройства коап рф

Неисполнение (уклонение от исполнения) указанных правил лицензиатом при осуществлении подлежащих лицензированию видов строительной или градостроительной деятельности может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований и условий, что влечет за собой применение санкций к лицензиату в виде приостановления действия, аннулирования лицензии независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, определенным данной статьей.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Вопрос:

Совет муниципальных образований в порядке реализации права законодательной инициативы хочет внести проект закона субъекта РФ об административной ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов.

Екатерина. Москва

Екатерина добрый день!

Ситуация у Вас рядовая, сразу скажем. В данном случае имеет место быть факт нарушение правил благоустройства КоАП РФ.

Ответственность за подобное деяние идет по КоАП РФ, в частности по статье 5.3.

Вне зависимости от ситуации, указанной ниже. Наказание будет выражаться в штрафах, следующих размеров:

  • Для физ.лиц (если доказана вина одного лица) — от 300 до 5 000 рублей.
  • Для должностного лица — от 1 000 до 10 000 рублей.
  • Для юридического — от 5000 до 100 000 рублей.

В данном варианте, наказание будет применяться по следующим моментам:

  1. В случае если имеет место нарушения, связанные с различными объектами на придомовой территории: на детской площадке, у подъездов и т.д.

Инфо.com

В КоАП многих субъектов РФ содержатся нормы об административной ответственности за несоблюдение любых (всех) Правил благоустройства, установленных муниципальными образованиями «своего» региона без уточнения, что именно это за правила. Верховный Суд Российской Федерации полагает, что эти нормы – как слишком неконкретные и двусмысленные – влекут неясность и неоднозначное толкование, поскольку невозможно установить за нарушение каких именно правил законодателем субъекта РФ вводится административная ответственность.

А значит, такие нормы и не должны действовать (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10 октября 2018 г.

Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» от 19.12.2006 № 80-ЗРТ).

Следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на важность соблюдения принципа определенности нормы. В частности, при установлении административной ответственности необходимо исходить из того, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г.

Штраф за нарушение правил благоустройства коап рф

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, в подъездах жилых зданий, на инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Административная ответственность в сфере благоустройства

Большая часть складывающихся отношений урегулирована федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 29.09.2003 № 170, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», СаНПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ГОСТ Р 51303-99 «Торговля.

Например если не чинится крыша дома или перила перед подъездами.

  • Имеет место нарушение по очистке и своевременной уборке благоустроенной территории.
  • Если доказаны факты отсутствия должного уровня освещения.
  • Незаконная установка рекламных щитов, объявлений и прочей продукции в запрещенных для того местах.
  • Допущение наличия и сопутствующего складирования отходов и прочих предметов не относящихся к процессу благоустройства.
  • Самоуправная установка запрещающих знаков, переходов и шлагбаумов.

Это все моменты, которые регламентирует закон. В Вашем случае обстоятельствами для заявления может стать первый пункт.

Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» от 19.12.2006 № 80-ЗРТ).

Следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на важность соблюдения принципа определенности нормы. В частности, при установлении административной ответственности необходимо исходить из того, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г.

АПГ18-4).

ВС РФ последовательно отстаивает эту позицию уже несколько лет; только за прошедший год он рассмотрел более 10 подобных дел (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 74-АПГ18-6).

Как правило, заявителями в них выступают хозяйствующие субъекты, которые уже поплатились за неисполнение местных Правил благоустройства, и часто оспаривают одновременно и региональную норму, и сами местные Правила.

Напомним, такие Правила могут устанавливать свои «местечковые» требования, например:

  • снег должны быть убран или сдвинут до 10 часов утра. Или до 9. Или до 8;
  • собственники зданий должны убирать не только свою территорию, но и три метра прилегающей муниципальной.
    Или пять. Или десять. Или не должны;
  • сосульки с крыш должны сбиваться ежедневно. Или по мере необходимости.

Статья 5.3. Нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов

1. Перемещение, снос, ненадлежащее содержание ограждений, скамей, контейнеров, урн, игрового и спортивного оборудования, иных элементов благоустройства —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

Прокуратура Камчатского края

  • 20.06.2012
  • Камчатская межрайонная природоохранная специализированная прокуратура
  • Просмотров: 1072

В связи с введением в действие новых Правил благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатская межрайонная природоохранная прокуратура обращает внимание граждан и юридических лиц на отдельные положения Правил, соблюдение которых имеет значение для обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
Так, в соответствии с указанными Правилами на территории городского округа запрещено:
— осуществлять мойку транспортных средств вне специально оборудованных мест, в том числе на придомовых территориях, берегах рек, озер и других поверхностных водоемов;
— осуществлять заезд транспортным средством на газон, озелененный земельный участок, устраивать автомобильные парковки (стоянки и остановки) и проезды автотранспорта на газонах;
— сбрасывать вне специально установленных мест бытовой и строительный мусор, отходы производства, тару, мелкие отходы (оберток, упаковок, окурков и т.п.), засорять газоны, цветники, дорожки и водоемы, сжигать отходы потребления в урнах, контейнерах, на придомовых территориях, а также закапывать мусор.
— ломать деревья, кустарники, ветви, срывать цветы, производить самовольную вырубку деревьев и кустарников, сжигать листву и мусор.
Обязательной является установка урн у всех входов в здания образовательных, медицинских, культурно-спортивных, культовых и ритуальных организаций, театров, музеев, дворцов культуры, магазинов, салонов, ателье, парикмахерских, у входов на территорию автостоянок, рынков, мини-рынков и торговых комплексов, автостанций, у входа в каждый подъезд жилого дома лицами, во владении (управлении) которых находятся указанные объекты, у нестационарных торговых объектов. Устанавливать в качестве урн приспособленную тару (коробки, ведра и тому подобное) запрещено. Очистка урн должна производиться по мере их заполнения, но не реже 1 раза в день в летний период.
Нарушение правил благоустройства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Остановка или стоянка транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение такого административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
О фактах нарушений необходимо сообщать в Административно-контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (тел. 23-50-98, факс 23-52-91).

ВС РФ «прореживает» бланкетные региональные нормы об ответственности за несоблюдение муниципальных правил благоустройства

valzan / .com

В КоАП многих субъектов РФ содержатся нормы об административной ответственности за несоблюдение любых (всех) Правил благоустройства, установленных муниципальными образованиями «своего» региона без уточнения, что именно это за правила. Верховный Суд Российской Федерации полагает, что эти нормы – как слишком неконкретные и двусмысленные – влекут неясность и неоднозначное толкование, поскольку невозможно установить за нарушение каких именно правил законодателем субъекта РФ вводится административная ответственность. А значит, такие нормы и не должны действовать (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4).

ВС РФ последовательно отстаивает эту позицию уже несколько лет; только за прошедший год он рассмотрел более 10 подобных дел (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 74-АПГ18-6).

Как правило, заявителями в них выступают хозяйствующие субъекты, которые уже поплатились за неисполнение местных Правил благоустройства, и часто оспаривают одновременно и региональную норму, и сами местные Правила.

Напомним, такие Правила могут устанавливать свои «местечковые» требования, например:

  • снег должны быть убран или сдвинут до 10 часов утра. Или до 9. Или до 8;
  • собственники зданий должны убирать не только свою территорию, но и три метра прилегающей муниципальной. Или пять. Или десять. Или не должны;
  • сосульки с крыш должны сбиваться ежедневно. Или по мере необходимости. Или немедленно, как только образуются;
  • снежные валы на тротуарах формировать нельзя. Или можно, но на широких;
  • посыпать гололед солью нельзя. Или можно, но лишь в исключительных случаях. Или можно, но лишь в составе песко-соляной смеси. Или можно, но только перед тем, как его начнут скалывать;
  • убирать снег нужно, если его толщина достигла 2 см. Или 3 см. Или не позднее 20 минут от начала снегопада. Или каждые три часа;
  • и тому подобные.

Причем обычно значительная часть предписаний из Правил благоустройства просто «переписана» из федеральных актов.

В рассматриваемых делах региональные суды и ВС РФ безжалостны к региональному закону и лояльны к муниципальным Правилам благоустройства.

В частности, нормы региональных законов о наказании «за благоустройство» признают недействующими, поскольку:

Аналитическая система «Сутяжник» поможет узнать, какие обстоятельства являются решающими для судов в конкретных видах споров. Вы сможете понять, как нужно скорректировать исковое заявление или претензию, чтобы увеличить вероятность принятия решения в вашу пользу.

Начать работу

  • в спорной норме не сформулирована объективная сторона административного правонарушения – норма отсылает к Правилам благоустройства, утвержденным органами местного самоуправления, которые могут содержать различные, а зачастую и противоположные обязанности (Определение ВС РФ от 19 сентября 2018 г. № 46-АПГ18-22);
  • регион использовал сложный способ отсылки: не к конкретному правовому акту, а к целому ряду муниципальных нормативных правовых актов, что нарушает (ч. 1 ст.1.4 КоАП РФ) принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения на территории одного субъекта РФ (Определение ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 74-АПГ18-6);
  • может иметь место противоречивая правоприменительная практика в разных муниципальных образованиях одного субъекта РФ, что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания (Определения ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4 и № 74-АПГ18-6);
  • спорная норма является по своей юридической конструкции бланкетной, и значит, не несет достаточной и необходимой информации о муниципальных правовых актах. Следовательно, невозможно сделать однозначный вывод о том, что за какое именно нарушение вводится административная ответственность, что влечет правовую неопределенность (Определения ВС РФ от 19 сентября 2018 г. № 46-АПГ18-22, от 11 декабря 2017 г. № 45-АПГ17-18, от 31 августа 2016 г. № 31-АПГ16-5).
  • спорная норма не отвечают требованиям, предъявляемым федеральным законодателем к юридико-технической конструкции правовой нормы, имея в виду требования определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы и её согласованности с системой действующего правового регулирования (ст. 19 Конституции РФ), а также ст. 1.1 КоАП РФ, из содержания которой следует основополагающее правило о необходимости установления непосредственно в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия) и конкретизации материального основания административной ответственности в законе об административных правонарушениях субъекта РФ, а не в отсылочном акте (Определения ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4 и № 74-АПГ18-6, от 24 июня 2015 г. № 71-АПГ15-3).

Сами Правила благоустройства – пока они ничему не противоречат – могут быть напичканы федеральными цитатами:

  • Правила благоустройства являются простой компиляцией санитарно-эпидемиологических, технических, градостроительных, экологических и иных требований (федеральных) и не устанавливают административную ответственность за нарушение «самих себя» (Определения ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4, от 30 августа 2017 г. № 11-АПГ17-18, от 31 августа 2016 г. № 31-АПГ16-5);
  • дублирование, воспроизведение в Правилах благоустройства предписаний федеральных НПА не свидетельствует о незаконности муниципального правового акта (Определения ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4, от 3 октября 2018 г. № 82-АПГ18-6, от 26 сентября 2018 г. № 19-АПГ18-7, п. 18 постановления Пленума ВС РФ Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48).

Конкретные оспариваемые положения Правил благоустройства могут признать недействующими, только если они противоречат федеральным правилам (Определение ВС РФ от 22 августа 2018 г. № 34-АПГ18-7), например:

  • требуют убирать муниципальную территорию, которая прилегает к частным зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам. Такая муниципальная норма противоречит ст. 210 Гражданского кодекса, которая допускает, что бремя содержания имущества может нести и не его собственник, но только если это предусмотрено договором или федеральным законом, но никак не муниципальным актом (Определения ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и № 50-КГ18-7, от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4). Правда, муниципалитет может «вывернуться», если предусмотрит, что такая уборка проводится лишь по «соглашению» администрации и собственников (Определение ВС РФ от 15 ноября 2017 г. № 48-АПГ17-16);
  • устанавливает меру принуждения, то есть одну из форм юридической ответственности, что действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено (Определение ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 74-АПГ18-7).

Но даже и не согласующиеся с федеральными нормами Правила благоустройства могут «не тронуть», если они введены в целях обеспечения безопасности граждан (Определение ВС РФ от 26 сентября 2018 г. № 19-АПГ18-7).

Однако пока норма не оспорена в суде – она действует, и штраф за ее неисполнение является абсолютно законным. Поэтому всем, кто боится получить наказание за «утренние» сосульки или снег на «приданной» территории, есть смысл заранее обратиться в суд за оспариванием бланкетной региональной нормы: оспаривать ее после штрафа практически бессмысленно. Ведь закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность распространяется лишь на тех нарушителей, которые не успели уплатить штраф или претерпеть иное наложенное наказание. А к моменту вступления в законную силу решения суда штраф уже, скорее всего, будет уплачен.

Вопрос:

Совет муниципальных образований в порядке реализации права законодательной инициативы хочет внести проект закона субъекта РФ об административной ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов. Какой должна быть формулировка нормы закона, предусматривающая ответственность?

Ответ:

Административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что у субъектов РФ есть полномочия, в пределах, предоставленных федеральным законодательством. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Выборочный анализ законодательства субъектов РФ показывает, что в единичных субъектах РФ законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления без конкретизации состава административного правонарушения. Иными словами, административная ответственность наступает за неисполнение любого муниципального правового акта органов местного самоуправления, принятого ими в пределах их полномочий, за исключением определенных в законодательстве случаев (см. ст. 2.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» от 19.12.2006 № 80-ЗРТ).

Следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на важность соблюдения принципа определенности нормы. В частности, при установлении административной ответственности необходимо исходить из того, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 15-П).

Поэтому в Особенной части КоАП РФ административная ответственность устанавливается за вполне определенные действия или бездействие, а не за нарушение, неисполнение или несоблюдение положений федерального законодательства в общем; иными словами, не любое несоблюдение федерального законодательства влечет административную ответственность.

Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П и от 27 мая 2008 года № 8-П).

Следовательно, в законе, устанавливающем административную ответственность, должны быть точно, ясно и конкретно определены действия (бездействие), за совершение которых устанавливается административная ответственность.

Включение формулировок типа «Нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, если эти действия (бездействия) не содержат деяния ответственность за совершение которых установлена настоящей главой и федеральным законом влечет…» может привести к принесению прокуратурой протеста — диспозиция допускает неопределенность толкования и не позволяет определить, какие именно действия (бездействия) отнесены к нарушениям, влекущим ответственность по данной статье, что в свою очередь, исключает бесспорное обозначение запрета, за нарушение которого влечет наступление административной ответственности, оставляя простор для неограниченного усмотрения и произвола должностных лиц при привлечении лиц к административной ответственности, что в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Представляется корректным руководствоваться преобладающим в региональном законодательстве подходом к установлению административной ответственности за нарушение конкретных правил, утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами (см., напр.: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.11.2014 № 43-РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений», Закон Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях от 12.05.2008 № 244, Закон Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», Кодекс Московской области об административных правонарушениях от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ, Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и др.).

В законе субъекта РФ, устанавливающем административную ответственность, целесообразно дополнительно указывать, что «настоящим законом устанавливается административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления».

В сфере благоустройства территорий, административная ответственность может быть предусмотрена, например, за нарушение утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, если это нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

>Об административной ответственности за нарушение правил благоустройства и содержания территорий населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики

Об административной ответственности за нарушение правил благоустройства и содержания территорий населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики

ЗАКОН

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 23 мая 2000 года N 22-РЗ

Об административной ответственности за нарушение правил благоустройства и содержания территорий населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики

Принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 4 мая 2000 года

(утратил силу Законом Кабардино-Балкарской Республики N 20-РЗ от 02.04.2002 года, НГР: RU07000200200037)

Настоящий Закон устанавливает административную ответственность граждан, юридических лиц и должностных лиц организаций независимо от формы собственности и организационно — правовой формы за нарушение правил благоустройства и содержания территорий населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 1. Понятие административного правонарушения в сфере благоустройства

Под правонарушением в сфере благоустройства признается посягающее на установленные правила благоустройства и содержания территорий населенных пунктов противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое в соответствии с настоящим Законом предусмотрена административная ответственность.

Статья 2. Ответственность в сфере благоустройства

Ответственность за соблюдение установленных норм и правил по благоустройству населенных пунктов возлагается на администрации органов местного самоуправления.

Ответственность за правонарушение в сфере благоустройства населенных пунктов республики несут граждане, юридические лица и должностные лица организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность на территории населенных пунктов республики.

Статья 3. Органы, уполномоченные рассматривать материалы об административных правонарушениях, указанных в настоящем Законе

Контроль за соблюдением установленных норм и правил благоустройства населенных пунктов осуществляют органы местного самоуправления, органы внутренних дел, учреждения государственного санитарного надзора, органы охраны природных ресурсов и окружающей среды.

Для принятия мер по соблюдению установленных норм и правил благоустройства органы местного самоуправления могут создавать административные комиссии.

Административные комиссии при органах местного самоуправления населенных пунктов, органы внутренних дел, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, органы, осуществляющие контроль в области охраны окружающей среды, рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, в соответствии с законодательством.

Статья 4. Нарушение правил содержания территорий

Нарушение правил содержания прилегающих и закрепленных территорий:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5. Нарушение правил содержания сооружений

Нарушение норм и правил содержания сооружений, малых архитектурных форм, фасадов зданий нежилого фонда, ограждений, садово — парковой мебели, бункеров, контейнеров и других емкостей для сбора мусора:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 6. Нарушение правил размещения объектов

Нарушение норм и правил размещения контейнеров, гаражей, строительной и дорожной техники, объектов мелкорозничной торговли, складских помещений, бытовок:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 7. Нарушение правил содержания водных объектов

Нарушение правил и требований к охране водных объектов (рек, пойм рек, прудов, водоемов, арыков, родников), выражающееся в их засорении и загрязнении, а также непринятии мер по устранению последствий указанных нарушений:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 8. Самовольный сброс или сжигание мусора

Самовольный сброс мусора на территории населенного пункта или его сжигание, а также невывоз самовольно сброшенного мусора:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 9. Загрязнение территорий населенных пунктов, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств

Загрязнение территорий населенных пунктов, связанное с эксплуатацией или ремонтом транспортных средств, мойка их вне специально отведенных мест, а также заезд, стоянка транспортных средств на детских площадках, тротуарах, газонах, участках с зелеными насаждениями или стоянка на проезжей части дворовых территорий, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, а также стоянка разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для стоянки мест:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц- от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Складирование или хранение строительных материалов, продукции, сырья, металлического лома, строительного и бытового мусора на проездах, дорогах, тротуарах на территории населенных пунктов, на дворовых территориях многоквартирных жилых домов, лестничных площадках и в подвалах:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 11. Загрязнение проездов, дорог и прилегающих к ним территорий при перевозке мусора, сыпучих, пылящих и жидких материалов, строительных материалов и конструкций

Загрязнение проездов, дорог и прилегающих к ним территорий при перевозке мусора, сыпучих, пылящих и жидких материалов, строительных материалов и конструкций:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 12. Нарушение правил производства земляных работ

Нарушение правил производства земляных работ (отсутствие освещения, ограждений, проездов для пожарных машин и др.), сроков их исполнения, установленных в разрешении (ордере), либо проведение земляных работ без разрешения (ордера):

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 13. Несвоевременное или некачественное восстановление асфальтового покрытия, газонов, плодородного слоя почвы, зеленых насаждений, дорожного и дворового оборудования, поврежденных в ходе проведения работ

Несвоевременное или некачественное восстановление асфальтового покрытия, газонов, плодородного слоя почвы, зеленых насаждений, дорожного и дворового оборудования, поврежденных в ходе проведения работ:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 14. Непринятие мер по устранению аварий и их последствий эксплуатирующей организацией на объектах коммунальной инфраструктуры

Непринятие мер по устранению аварий и их последствий эксплуатирующей организацией на объектах коммунальной инфраструктуры:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 15. Нарушение правил содержания инженерных сооружений и коммуникаций, угрожающее безопасности движения транспорта, жизни и здоровью пешеходов

Повреждение инженерных сооружений и коммуникаций или нарушение правил их содержания, угрожающие безопасности движения транспорта, жизни и здоровью пешеходов:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16. Содержание уличного и внутриквартального освещения в неисправном состоянии

Содержание уличного и внутриквартального освещения в неисправном состоянии:

— влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 17. Размещение рекламы, афиш и объявлений в неустановленных местах

Размещение рекламы, афиш и объявлений в неустановленных местах, а также ненадлежащее содержание рекламы на улицах и несвоевременный ее демонтаж:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 18. Повреждение или самовольная вырубка зеленых насаждений в населенных пунктах

Повреждение зеленых насаждений в населенных пунктах, их самовольная вырубка:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19. Самовольная установка ограждений

Установка ограждений или перекрытие ими проезжей части улиц и проездов, тротуаров, дорог без разрешения в установленном органами местного самоуправления порядке, а также отсутствие ограждений около разрытий и опасных мест:

— влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, уже подвергшимся в течение года административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи:

— влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20. Об ответственности за последствия нарушения правил благоустройства территорий населенных пунктов

В случае, если нарушение правил, предусмотренных настоящим Законом, влечет за собой материальный ущерб, нанесение травмы, граждане, должностные лица и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 21. Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Статья 22. Использование средств от применения штрафов

Штрафы, взимаемые за правонарушения, предусмотренные в настоящем Законе, зачисляются в местные бюджеты в соответствии с законодательством и расходуются на осуществление программ по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территориях соответствующих муниципальных образований.

Президент

Кабардино-Балкарской Республики В.КОКОВ

г. Нальчик, Дом Правительства

В ЕЖЕДНЕВНОЙ ПОВЕСТКЕ — ВОПРОСЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА

Административная комиссия при администрации городского округа Кинель начала свою работу с декабря 2006 года. А с сентября 2011-го функционирует как структурное подразделение отдела административного, экологического и муниципального контроля администрации. Основная цель деятельности комиссии — исполнение функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области общественного порядка, благоустройства и содержания территорий. Работа комиссии связана с исполнением и других полномочий, которыми муниципальный контрольный орган наделен в соответствии с Законом № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

В составе комиссии — пять штатных сотрудников. Еще одиннадцать человек, которые также имеют право составлять протокол об административных правонарушениях, исполняют свои обязанности на общественных началах. Участвуют в работе и некоторые должностные лица администрации. Еженедельно комиссия проводит совместные рейды со структурными подразделениями администрации, правоохранительными органами с целью выявления правонарушений. Во время таких рейдов рабочие группы совершают объезды зон жилых кварталов, общего пользования, территорий, прилегающих к предприятиям, организациям и учреждениям городского округа, мест незаконной торговли.

Члены комиссии рассматривают обращения и заявления, поступающие от жителей, составляют протоколы по итогам рейдов. Каждый нарушитель — гражданин, должностное или юридическое лицо — приглашается на заседание комиссии, где принимается коллегиальное решение об административном наказании.

прежде всего — профилактика

Однако, сотрудники и члены комиссии не считают своей главной и единственной задачей применить исключительно штрафные санкции. Во главу угла своей работы комиссия ставит профилактику административных нарушений. Важно — не наказать нарушителя, а предупредить о факте несоблюдения той или иной нормы закона и разъяснить необходимость выполнения установленных требований. По статистике, около четверти от числа выносимых комиссией решений — это предупреждения.

Профилактическую направленность носят встречи с гражданами и руководством предприятий и организаций по вопросам благоустройства. Вручаются уведомления об ответственности за несоблюдение Правил благоустройства, действующих на территории городского округа Кинель. Новые Правила утверждены постановлением администрации городского округа Кинель 28 сентября 2017 года после пуб-личных слушаний, общественного обсуждения и внесения дополнений. Это один из главных документов, на которых основывается деятельность административной комиссии.

В профилактических целях комиссией в соответствии со ст. 29.13 Кодекса об административных правонарушениях в адрес организаций и должностных лиц только в этом году внесено 9 представлений о принятии мер в связи с допущенными правонарушениями.

ЗАКОН НАДО УВАЖАТЬ

Прежде чем вынести постановление по делу, на своих еженедельных заседаниях члены комиссии тщательно и полно изучают материалы и обстоятельства любого дела, выявляют причины, способствовавшие совершению административного правонарушения. Комиссией оцениваются последствия правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, учитываются отягчающие и смягчающие обстоятельства, первое из которых — готовность нарушителя нести ответственность и устранить замечание. Поэтому присутствие на заседании комиссии нарушителя (или его представителя) очень важно, ведь это означает, что он готов к диалогу, благодаря чему будут учтены все обстоятельства и вынесено наиболее оптимальное и верное решение.

НАРУШИТЕЛЕЙ К ОТВЕТУ

С начала года в административную комиссию поступило от граждан около 300 жалоб и обращений, каждое из которых рассмотрено, заявители получили ответы.

Наибольшее количество протоколов — более 170 — было составлено и рассмотрено по статье 4.25 Закона Самарской области № 115-ГД — неисполнение обязанностей, предусмотренных Правилами благоустройства. Еще одним из частых нарушений является размещение объявлений, вывесок и указателей вне установленных мест (ст. 4.20), на состоявшихся в течение года заседаниях было рассмотрено 126 дел по данному вопросу. 62 решения административная комиссия вынесла по нарушению тишины и покоя граждан в ночное время (ст. 2.1), 48 — за торговлю вне мест, установленных органами местного само-управления (ст. 6.1). За несоблюдение требований к содержанию фасадов в отношении индивидуальных предпринимателей и организаций подготовлено более 40 постановлений.

В результате проведенных административной комиссией мероприятий значительно снизилось количество фактов складирования и хранения имущества на территории общего пользования, прилегающей к домовладениям, расположенным в частном секторе и на центральных улицах города.

К сожалению, остается проблемой в нашем городе складирование крупногабаритного мусора у контейнерных площадок. Это один из актуальных на сегодняшний день вопросов работы административной комиссии. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов не является предметом договора об оказании услуг управляющими компаниями, он должен производиться муниципальной организацией «Служба благоустройства и содержания городского округа Кинель» (СБСК) по заявлениям граждан и на платной основе. На деле получается, что вывоз организуется все той же СБСК за счет муниципалитета, а это средства, предназначенные на другие направления по развитию городского округа.

Снизилось количество фактов парковки автотранспорта в неположенных местах — на газонах, тротуарах, на детских и спортивных площадках. В значительной мере решению этого вопроса способствует благоустройство дворов городского округа в рамках реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Во дворах многоквартирных домов в городе Кинеле, поселках Алексеевка и Усть-Кинельский ремонтные работы выполнены с учетом обустройства дополнительных мест стоянки автотранспорта.

Достигается понимание и с собственниками торговых объектов. Их участие в вопросах благоустройства стало более заметным и деятельным. Практически прекратилась торговля в неустановленных местах.

В период больших снегопадов все коммунальные службы и специализированные компании работают в усиленном режиме, чтобы обеспечить своевременную очустку дорог и территорий от снежных заносов. Согласно Правилам благоустройства есть определенные требования для предприятий, учреждений, и, в том числе, самих граждан, которые необходимо соблюдать при уборке снега. В зимний период административная комиссия усиливает работу по выявлению нарушений, связанных с уборкой снега, ведет контроль за выполнением соответствующими службами мероприятий по предупреждению на улицах и дорогах гололедицы. В начале текущего года за несвоевременную очистку кровли от снега, наледи и сосулек сос-тавлено 4 протокола на должностных лиц и 3 — на юридических. Общая сумма наложенных и взысканных штрафов составила 50 тысяч рублей.

В эти декабрьские дни административная комиссия подводит итоги своей деятельности за одиннадцать лет. Выражаю уверенность в том, что и в дальнейшем сотрудники продолжат результативную работу, направленную на благо нашего городского округа.

Постановления административной комиссии обязательны к исполнению. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Административным кодексом, влечет наложение штрафа в двукратном размере. Решение об этом принимает уже мировой суд по материалам, предоставленным административной комиссией.

По итогам выездных рейдов административная комиссия администрации г. о. Кинель в 2017 году провела 47 заседаний, рассмотрено более 670 дел, наложено 483 штрафа на сумму более 630 тысяч рублей.

Средства от уплаты штрафов поступают в городскую казну и направляются на мероприятия по благоустройству.

Статья 144. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов. (в ред. Федерального закона от 20.12.1995 N 203-ФЗ)

Нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах —
влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Те же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —
влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 144
1. Под благоустройством по смыслу данной статьи подразумевается поддержание зданий, сооружений, иных объектов недвижимости городов, населенных пунктов в состоянии, пригодном для проживания, эксплуатации или функционального использования.
Согласно Закону г. Москвы от 24 января 1996 г. N 1 «О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города» (в ред. законов г. Москвы от 10 июня 1996 г. N 18 и от 17 декабря 1997 г. N 56) под правонарушениями в сфере благоустройства города понимается несоблюдение норм и правил, установленных органами законодательной и исполнительной власти, по обеспечению чистоты и санитарного содержания территорий города, в том числе и внутренних производственных, их внешнего благоустройства, производства земляных, строительных и дорожных работ, ремонта и реконструкции, содержания зданий, сооружений, дорог, строительных площадок, средств наружного освещения, художественного оформления и рекламы, зеленых насаждений и других объектов городской инфраструктуры.
Законом предусмотрены 17 составов административных правонарушений, налагаемых на юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города.
От благоустройства следует отличать обустройство, под которым понимаются меры комплексного использования объектов недвижимости (см. п. 2 ст. 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
2. В отличие от КоАП, ст. 5 Градостроительного кодекса РФ различает городские (города и поселки) и сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора и др.).
В соответствии со ст. 20 Градостроительного кодекса РФ граждане и юридические лица при осуществлении градостроительной деятельности обязаны проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимости на земельных участках и благоустройству земельных участков в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными и иными специальными нормативами.
3. Правила благоустройства предусматривают создание и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека (см. ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения»). Обеспечение мер благоустройства предусмотрено санитарно — эпидемиологическими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (см. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения»).
4. Данное правонарушение квалифицируется в момент нарушения указанных правил.
5. Неисполнение (уклонение от исполнения) указанных правил лицензиатом при осуществлении подлежащих лицензированию видов строительной или градостроительной деятельности может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований и условий, что влечет за собой применение санкций к лицензиату в виде приостановления действия, аннулирования лицензии независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, определенным данной статьей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *