Можно ли снимать на камеру сотрудников полиции

Содержание

Разрешено ли снимать сотрудников полиции при исполнении ими своих обязанностей?

Запретов на это законодательство не содержит. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:

  • на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);

  • участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;

  • участников происшествий и столкновений;

  • любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.

Следует также обратить внимание, что в зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 11 марта 2012 года №015 (далее – Инструкция), устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съёмку.

Таким образом, пропуск посетителей на территорию органа внутренних дел по решению руководителя (заместителя руководителя) органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника возможен. Вместе с тем, осуществление съемки на такой территории (кроме комнат для приема граждан) запрещено.

Не требуется отдельного разрешения для проноса сотовых телефонов, но съёмка ими на режимной территории запрещена все равно. За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

О чем должен помнить сотрудник полиции при общении с гражданином:

  • на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;

  • при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

  • в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

  • сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия съёмкам?

Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съёмки — «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это — административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП Российской Федерации. Если существенный вред все же причинен — то уже преступление (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Если сотрудник полиции незаконно препятствует съёмке, он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, когда при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабёж», предусмотренный ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

Правила поведения при общении с гражданами во время осуществления ими видеосъемки

Самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него, если вы общаетесь с группой людей, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону, а тем более их не закатывайте. Вас можно уличить в неискренности.

3. Держитесь спокойно, с достоинством.

4. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонизировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

5. Сохраняйте внутренне спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к гражданину вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

6. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

7. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

8. Не ставьте руки на бедра. Это показатель вашего агрессивного настроения.

9. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

10. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

11. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени.

12. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

О некоторых вопросах производства видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий

В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации особую сложность вызывает предоставление информации о деятельности полиции, когда она непосредственно связана с осуществлением уголовно-процессуальных и иных процессуальных полномочий.

Рассмотрим подробнее правовые основания осуществления видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий.

В статье 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1); никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4); гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (ч. 5). На основании ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), признается персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в статье 11 определено, что полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

В статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Данные оперативно-розыскные мероприятия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции и отражения в процессуальных документах – протоколах.

На основании ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то данным Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Из содержания данной нормы следует, что согласие гражданина при съемке на публичных мероприятиях, не требуется, когда такое изображение не является основным объектом использования. Изображение гражданина, полученное в местах, свободных для посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано, когда такое изображение является основным объектом использования.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, предусматривает принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 3, части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2, 3 статьи 9 названного Федерального закона обработка персональных данных, к которым отнесена любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 8 статьи 164 и частью 2 статьи 166 УПК РФ в ходе производства следственного действия ведется протокол; протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Данные следственные действия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции, но требуют отражения в процессуальных документах – протоколах следственных действий.

Различное по характеру нормативное правовое регулирование вопросов получения и собрания информации, в том числе в свете особенностей доказывания, закрепленное вышеуказанными нормативными правовыми актами, предопределило ряд неясных вопросов, связанных с проведением видеосъемки.

Так, 23.04.2013 на федеральном сайте АПК «Официальный интернет-сайт МВД России»1 размещены видеоматериалы, предоставленные сотрудниками ГУЭБиПК МВД России в качестве сопровождения информационного сообщения о хищении бюджетных денежных средств при участии работников банка АКБ «Б.» (ЗАО).

После размещения видеоматериалов на официальном сайте МВД России стороной защиты в адрес МВД России направлено требование об удалении указанных сведений, как недопустимых (полученных с нарушением закона): в протоколе следственного действия «обыск» следователем указано, что при его производстве технические средства видеофиксации не применялись. Также защитой заявлено о разглашении сотрудниками пресс-службы данных предварительного расследования.

В данном случае, согласно позиции МВД России, видеофиксация в помещениях банка, согласно ст. 11 Федерального закона от 7 февраля
2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», осуществлялась с целью документирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них законом обязанности, а также соблюдения ими законности, а также исключения возможных провокационных и иных неправомерных действий со стороны субъектов происшествия и иных лиц.

Как указывалось ранее, действие статьи 161 УПК РФ распространяется на участников уголовного судопроизводства, и предписывает запрет на разглашение данных предварительного расследования, которое, в свою очередь, предполагает осведомленность лица, производящего видеозапись, с материалами конкретного связанного с ней уголовного дела. По смыслу закона, к ответственности за разглашение данных предварительного расследования, предусмотренная ст. 310 УК РФ, может быть привлечено лицо, допустившее разглашение таких данных, только в случае, если оно является участником уголовного судопроизводства, ознакомлено с материалами уголовного дела и предупреждено следователем о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в установленном порядке.

В размещенном на официальном сайте МВД России видеоролике отсутствуют сведения, содержащие данные предварительного расследования; низкое разрешение видео не позволяет идентифицировать документы, в связи с чем его удаление с ресурсов официального сайта МВД России признано нецелесообразным.

Видеозапись – это объект авторского права, представляющий собой визуальную информацию, записанную на видеопленку. В настоящее время видеозаписи имеют правовой режим аудиовизуальных произведений и не относятся к объектам смежных прав, хотя совпадают с ними по своей сущности. Юридическая наука рассматривает их как особый вид аудиовизуальных произведений.

Криминалистическая фотография, кино-, видеосъемка и звукозапись представляют собой две наиболее распространенные формы фиксации процесса: наглядно-образную и вербальную.

Комплекс указанных средств и методов фиксации формирует такие разделы криминалистической техники, как криминалистическая фотография, криминалистическая киносъемка, видео- и звукозапись.

Как раздел криминалистической техники криминалистические фотосъемка, видео- и звукозапись представляют собой систему технических средств и научно обоснованных рекомендаций по их применению при собирании, фиксации и исследовании доказательств.

При этом к фотографическим средствам относят всю аппаратуру для фотосъемки (как обычные «пленочные» фотоаппараты, так и цифровые), фотопринадлежности (штативы, сменные объективы и т.д.), фотобумагу, иные фотоматериалы, химические реактивы для проявления и фиксации (при использовании «мокрого» процесса), специальные программы и оборудование для обработки и распечатывания цифровых фотографий.

Под фотографическими методами понимают научно-практические рекомендации по использованию фотосъемки в уголовном судопроизводстве. При криминалистической фотосъемке могут применяться как черно-белые, так и цветные материалы (в последнее время в основном цветные).

Криминалистическая киносъемка, видео- и звукозапись основываются на использовании соответствующих средств и методов в процессе расследования преступлений. Киносъемка в последнее время в процессе расследования преступлений в связи с громоздкостью аппаратуры и необходимостью последующего процесса проявления пленки практически перестала использоваться.

В качестве средств указанной съемки и видео-, звукозаписи используется киносъемочная, видео-, звукозаписывающая аппаратура, а также аппаратура для просмотра и прослушивания указанных записей. В настоящее время в основном применяется видеозапись с использованием как профессиональных видеокамер, так и портативных.

Звукозаписывающая техника в процессе криминалистической деятельности может использоваться в различных аспектах: для негласной записи требований преступников или их общения между собой (портативные диктофоны или магнитофоны), для фиксации процесса производства следственных действий, для предварительной фиксации информации непосредственно в ходе следственного действия следователем на диктофон и последующего перенесения ее в протокол.

Правовыми основами использования фотографии, кино- и видеосъемки, звукозаписи выступают положения УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 84 УПК РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 Кодекса.

В соответствии с ч. 6 ст. 164 УПК РФ при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Оформление использования фото-, кино-, видеосъемки, звукозаписи производится согласно ст. 166 УПК РФ. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.

Дополнительные условия применения указанных средств фиксации могут содержаться в нормах УПК РФ, регламентирующих производство конкретных процессуальных действий. Так, фотографирование, видеозапись и киносъемка при освидетельствовании лица иного пола проводятся с согласия освидетельствуемого лица (ч. 5 ст. 179 УПК РФ). По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются (ч. 4
ст. 189 УПК РФ). При этом согласно ч. 3-4 ст. 190 УПК РФ, если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом.

Если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол допроса должен также содержать:

— запись о проведении фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки;

— сведения о технических средствах, условиях фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и о факте приостановления аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, причине и длительности остановки их записи;

— заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки;

— подписи допрашиваемого лица и следователя, удостоверяющие правильность протокола.

Видео- и звукозапись, фотографирование могут применяться и в ходе судебного разбирательства. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 259 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела.

Вне рамок уголовного процесса технико-криминалистический инструментарий видео- и звукозаписи, фотосъемки может использоваться при проверке сообщений о преступлениях, в оперативно-розыскной деятельности и т.д. Так, согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

В вопросах доказывания процессуальное и иное специальное законодательство Российской Федерации закрепляет следующие требования:

1. В ГПК РФ (ст. 55): Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

2. В АПК РФ (ст. 55): Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, которые могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

3. В АПК РФ (ст. 89), в КоАП РФ (ст. 89), в УПК РФ (ст. 89): иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 13 «Права полиции»): 19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

5. В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6): В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

1 Далее – «официальный сайт МВД России».

ОИиОС МВД по Республике Марий Эл

ПО МВД по Республике Марий Эл

Съемка на камеру сотрудников полиции при исполнении

Нередко граждане становятся свидетелями происшествия или скандала, аварии, другой публичной ситуации, когда на место выезжает группа полицейских или другая служба. Любопытные, а иногда и заинтересованные лица стараются снять событие как минимум на мобильный телефон, а при наличии под рукой другой цифровой техники — на нее. При сегодняшнем современном развитии информационных технологий и техники такие видео быстро попадают в интернет и становятся доступны общественности.

Пользователи интернета не оставляют без внимания такие видеоролики, давая им не совсем лестную оценку и комментарии. Одной из категорий роликов, которые любят смотреть пользователи интернета, являются съемки с участием правоохранительных органов.

В то же время такие видеозаписи могут стать вещественными доказательствами, если дело дойдет до судебного разбирательства. Иногда гражданин из любопытства снимает общение должностных лиц и участников события, не подозревая, что материал может стать для кого-то судьбоносным.

Не всегда полицейские рады присутствию «режиссера», нередко выражают явный протест, превышают полномочия, особенно, когда ведут себя противозаконно, что явно для всех. Поэтому для простых граждан вопрос, можно ли снимать на камеру сотрудников полиции при исполнении, является актуальным. В общем, видеосъемка полицейских не регламентирована законодательством, а значит — ее никто не запрещал.

Но, как и в любой другой ситуации, гражданам необходимо придерживаться определенных правил. Нередко сами полицейские ссылаются на Гражданский кодекс, когда комментируют скандальные видеосъемки, появляющиеся на ТВ или в интернете. Ведь там сказано, что любые изображения физических лиц могут быть использованы только с их разрешения.

Съемки подобного характера, когда можно увидеть некорректное поведение сотрудников государственной службы по отношению к обычным гражданам или подозреваемым, превышение полномочий ответственных лиц, скорее говорят о сборе вещественных доказательств, не имеющих ничего общего с личными притязаниями.

Можно также сказать, что в данном случае «режиссер» не нарушает Гражданский кодекс. Взаимоотношения полицейских или сотрудников других служб, которые находятся при исполнении должностных обязанностей, и обычных граждан не попадает под нормы этого законодательного акта.

В нем рассматриваются взаимоотношения субъектов, которые находятся в какой-либо ситуации на равных правах. Но взаимоотношения лиц, имеющих власть, и граждан, обязанных ей подчиняться, регулируются другими нормами закона.

Гражданам сегодня важно также помнить, что в обязанности полицейских входит снимать различные ситуации, если данные видео могут свидетельствовать о нарушении закона. Служебные машины оснащены видеорегистраторами, а сами полицейские носят нагрудные значки-видеорегистраторы. Съемки могут храниться на сервере полиции в течение 6 месяцев.

Нормативное регулирование

У сотрудников полиции в России сегодня широкие права.

Закон позволяет им при необходимости в ситуациях, когда это требуется для безопасности мирного населения и в других целях:

  • останавливать граждан или личные машины с целью установления личности, выяснения цели передвижения по дороге или населенному пункту, за его пределами;
  • проверять общественный транспорт и лиц, которые в нем находятся, в том числе и их личные вещие, если они покажутся подозрительными;
  • проверять документы у граждан РФ и иностранцев, пребывающих на территории России;
  • входить в жилые и нежилые помещения с целью проверки каких-либо обстоятельств;
  • другое.

Законодатель утверждает, что снимать полицейских при исполнении ими обязанностей можно, необходимо только предупредить о начале съемки:

  • В Законе №3 (07.02.11) О полиции такой запрет отсутствует. Наоборот, в ст. 8 сказано, что деятельность сотрудников правоохранительных органов является открытой, если законодательство не указывает на требования в данной ситуации иных российских законов:
    • Уголовного или Административно-процессуального кодекса;
    • об оперативно-розыскной деятельности;
    • о тайне, которая охраняется государством;
    • о защите прав граждан, организаций, общественных объединений;
    • других.
  • В Ведомственных нормативных актах, касающихся деятельности сотрудников ГИБДД. Административный регламент ГИБДД (п. 25), которым утверждается порядок контроля и надзора за участниками дорожного движения для обеспечения безопасности на дорогах, указывает, что:
    • сотрудник ГИБДД не должен препятствовать проведению аудио- или видеозаписи участником дорожного движения;
    • если существует запрет на конкретную съемку, сотрудник ГИБДД должен сообщить об этом заинтересованному лицу со ссылкой на документ или статью закона;
    • участник дорожного движения имеет право фиксировать разговор с сотрудником ГИБДД.
  • Принцип доступности к информации и публичности закреплен в:
    • Законе №8 (09.02.09) Об обеспечении доступа к деятельности госорганов и органов местного самоуправления, в ст. 4;
    • Законе №273 (25.12.08) О противодействии коррупции на территории РФ, в ст. 3;
    • Законе №58 (27.05.03) О системе госслужбы в России.
  • Указом Президента №2334 (21.12.93) в п. 3 установлены дополнительные гарантии, дающие гражданам право для доступа к информации в отношении деятельности государственных органов и различных служб. В частности любой гражданин имеет право осуществлять контроль за государственными службами и организациями, должностными лицами, если только их деятельность связана с правами и интересами иных граждан.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ О полиции

Скачать административный регламент ГИБДД

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) Об обеспечении доступа к деятельности госорганов и органов местного самоуправления

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) О противодействии коррупции на территории РФ

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) О системе госслужбы в России

Можно ли вести съемку

В Конституцию РФ, ст. 29, п. 4 законодатель поместил право для граждан получать, искать, передавать, распространять и производить информацию, если это будет делаться законными способами.

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются…

Так, согласно этой статье гражданин имеет право снимать на фото и видео:

  • пресс-конференции, если только это не запрещает сам организатор;
  • различных лиц, которые участвуют в акциях протеста, демонстрациях или являются спикерами какого-либо мероприятия;
  • участников какого-либо происшествия и столкновения в 2019 году;
  • любых людей, которые случайно оказались в кадре, когда не было цели их снимать (при этом человек в кадре не должен закрывать объектив руками, протестовать явно или возражать против съемки).

Самим гражданам, которые желают осуществить подобную съемку полицейских, необходимо понимать, что с одной стороны у них есть такие права, но с другой каждое лицо, оказавшееся в кадре, имеет право на частную жизнь. Права гражданам на неприкосновенность к личной жизни, семейной тайны, защиту своего доброго имени и чести также дает законодатель в Конституции РФ, в ст. 23.

Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и…

В других случаях к данному вопросу относится:

  • охрана своего изображения гражданами (Гражданский кодекс, статья 1 — Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства);
  • защита информации об оперативно-розыскной деятельности (статья 12 соответствующего Закона);
  • защита государственной и иной тайны, которая охраняется законом (Закон №5485-1 от 21.07.93, статья 5).

Если существует какое-либо ограничение на осуществление съемки в конкретной ситуации, то сотрудник полиции согласно Закону о полиции ст. 5 должен указать заинтересованному лицу, каким внутренним нормативным актом или Законом РФ он руководствуется.

Отдельно в большинстве случаев существует запрет на осуществление съемки в отделениях МВД, где также действует и пропускной режим.

Снимать без разрешения можно только комнаты для приема граждан. Войти на территорию ОВД можно по разрешению руководителя или заместителя конкретного отделения. Данное положение утверждает Приказ МВД №015 (11.03.12).

К примеру, проносить мобильные телефоны на территорию режимного предприятия можно, только осуществить там съемку не получится. За нарушение запрета гражданина ожидает применение положений КоАП, ст. 19.3.

Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции

С помощью специальных и профессиональных средств, а также скрытых камер и фотоаппаратов снимать нельзя в любом месте. Но это положение не относится к мобильным телефонам, с помощью этих устройств, считает законодатель, нельзя собрать секретную информацию.

Для использования в суде видеоматериалы должны быть сделаны юридически грамотно. Поэтому не всякую съемку суд может рассмотреть в качестве доказательств.

Для граждан вполне реально в качестве доказательств нарушения их прав при общении с полицейскими использовать аудиозаписи, видео, сделанное камерами наблюдения, съемки с мобильных телефонов. Для этого необязательно иметь при себе профессиональную камеру.

Ответственность за препятствие

Какая ответственность налагается законодательством за препятствие съемке, если в данной конкретной ситуации она не противоречит закону, который разрешает открытость и публичность для данного вида деятельности? Основная статья, которую можно применить к полицейскому – это «Самоуправство».

Если с его стороны не был причинен никому вред из-за съемки, то его ожидает наказание за административное правонарушение согласно КоАП, ст. 19.1. Если своими действиями полицейский нанес вред гражданину или его имуществу, то нарушение будет рассматриваться как преступление согласно Уголовному кодексу, ст. 330.

Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство

Статья 330 УК РФ. Самоуправство

За незаконное препятствие проводимой съемке должностное лицо должно понести ответственность также по ст. 286 УК РФ за превышение своих полномочий. Эти нормы законодатель советует применять, если полицейский незаконно удалит фотографии с карты памяти фотоаппарата или видео с камеры.

В данном случае можно руководствоваться Гражданским кодексом, ст. 1252. Уничтожать видео- и фотоматериалы можно только в том случае, если они являются контрафактными, т. е. искажают ситуацию или при их создании гражданином были нарушены авторские права.

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

Статья 1252 ГК РФ. Защита исключительных прав

Если сотрудник полиции изъял видеокамеру или флэшкарту, гражданин может руководствоваться статьей 161 УК об открытом хищении чужого имущества. При этом стоимость изъятого имущества значения не имеет. Но свою правоту пострадавшему в любом случае можно доказать только в суде.

Статья 161 УК РФ. Грабеж

Правила поведения сотрудников полиции при съемке

Любой сотрудник государственных органов, в том числе и полицейский, должен помнить, как общаться с гражданами при исполнении своих обязанностей:

Обращаясь к гражданину, он должен:
  • назвать свою должность и звание, фамилию;
  • предъявить служебное удостоверение, если этого потребует гражданин;
  • сообщить о цели и причине обращения.
Если к гражданину необходимо применить меры, ограничивающие его свободу или права, ему следует:
  • разъяснить причину, по которой это происходить;
  • указать на основания применения меры, т. е. ее законность;
  • сообщить гражданину о наличии у него прав и обязанностей.
При общении с гражданином сотрудник полиции должен:
  • выслушать его;
  • разъяснить ему свои полномочия;
  • принять меры по данному вопросу в рамках своих полномочий, в другом случае разъяснить, куда ему обратиться.

Каждому полицейскому, который приступает к исполнению своих обязанностей в общественном месте, необходимо иметь при себе служебное удостоверение, быть одетым в форменную одежду со специальным нагрудным значком для идентификации его как сотрудника правоохранительных органов.

При общении с гражданином, который желает собрать информацию о происшествии на видеокамеру, а также взять интервью у должностного лица, последнему также необходимо придерживаться некоторых принципов поведения:

  • при съемке не следует прямо смотреть в камеру, в разговоре с собеседником лучше смотреть на него;
  • при общении с группой граждан полицейский должен смотреть и отвечать тому, кто задал вопрос;
  • во время разговора не следует опускать или закатывать глаза, отводить взгляд в сторону;
  • держаться необходимо с достоинством и спокойно;
  • обязательно необходимо следить за выражением лица и эмоциями, они должны соответствовать сказанному;
  • при некорректно заданных вопросах не следует идти на провокацию и терять самообладание;
  • сотрудник правоохранительных органов при общении с гражданами или выполнении своего долга не может держать руки в карманах или на бедрах, размахивать ими, жестикулировать и т. д.;
  • если общение с гражданином с камерой происходит сидя, нельзя сидеть с широко расставленными ногами или положить ногу на ногу, а руки — на колени, но лучше скрестив ноги в области лодыжек;
  • нельзя также иметь расслабленный вид перед корреспондентом.

Как избежать неприятностей

Гражданин, который хочет осуществить съемку какого-то события с участием других граждан и полицейских, должен понимать, что его неправильное поведение грозит как минимум неприятностями. Полицейский может незаконно препятствовать съемке, если не захочет, чтобы его неправомерные действия были зафиксированы.

При этом он корректно обоснует свой запрет и укажет на законодательный акт. Поэтому гражданину нужно быть осведомленным по данному вопросу, что можно делать и когда, а что — нет. Иначе он просто станет жертвой превышения полномочий должностного лица, что не сможет доказать на самом деле.

Дополнительно, запрещая снимать данные обстоятельства, полицейский может указать заинтересованному лицу, что тот мешает полиции выполнять свои обязанности или предъявит другие претензии, которые на первый взгляд могут оказаться существенными. При этом гражданин не может оказывать противодействие российской полиции или отдельному ее представителю и не подчиняться, иначе сам попадет под суровое наказание Уголовного кодекса.

Если полицейский отказывает в съемке законно, то следует подчиниться. В то же время есть немало нюансов для определения законности сказанному, поэтому нужно не бояться и вступить в диалог.

Когда полицейский требует немедленно остановить съемку, то гражданину все-таки рекомендуется не спешить, но вести себя уважительно и постараться задать представителю власти некоторые вопросы:

  • законы ли ваши требования;
  • почему я должен прекращать съемку;
  • вы занимаетесь секретной деятельностью;
  • какими нормами законы вы руководствуетесь;
  • на основании какой статьи закона я должен прекратить съемку.

Нередко такого монолога со стороны частного «режиссера» бывает достаточно, но не всегда. Но если поблизости не будет свидетелей, то нужно быть готовым, что полицейский просто отнимет камеру и сотрет запись. Никаких доказательств его противоправных действий просто не будет.

Что еще важно знать

Если между полицейским и гражданином, который попытался снимать его при исполнении служебных обязанностей на камеру, произошел инцидент, необходимо все-таки найти возможность, чтобы доказать нарушение гражданских прав. Например, можно обратиться к вышестоящему должностному лицу, привлечь частных лиц, находящихся поблизости в свидетели, использовать любые законные и уместные в данной ситуации вещи.

По возможности лучше сразу перед съемкой приготовить и включить другое записывающее устройство, которое будет скрыто от посторонних глаз.

Если все-таки камера или фотоаппарат разбит, то не стоит отчаиваться, там есть карта памяти, на которой остался отснятый материал. С помощью специальных программ все можно восстановить, конечно, кроме самого записывающего устройства.

Если гражданин оказался в ситуации, что записывающее устройство у него забрал полицейский, то судебного разбирательства не избежать. Потребуется написать жалобу в Управление МВД или прокуратуру. Если он вернет камеру, но будет уничтожена только видеозапись, то в жалобе нужно настаивать на проверке полицейского на детекторе лжи.

Законодательство РФ не содержит запрета на фото- и видеосъемку сотрудников силовых ведомств (МВД, Росгвардии, ГИБДД и т.д.), находящихся при исполнении служебных обязанностей.

Какие законы разрешают снимать полицию на видео

Правовое обоснование:

1. В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным способом.

2. Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 деятельность госорганов и их должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости.

В частности, граждане имеют право осуществлять контроль за действиями служащих государственных ведомств, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов человека.

3. Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов гарантирует целый ряд федеральных законов:

  • в соответствии с п. 1 ст. 8 № 3-ФЗ от 07.02.2011 деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства:
  • о проведении оперативно-розыскной деятельности;
  • об уголовном судопроизводстве;
  • о сохранении государственной или иной тайны, охраняемой законом;
  • о производстве по делам, связанным с административными правонарушениями;
  • о соблюдении прав граждан (организаций, общественных объединений).
  • согласно ст. 3 № 273-ФЗ от 25.12.2008 публичность и открытость деятельности государственных ведомств является основным принципом противодействия коррупции;
  • в соответствии со ст. 4 № 8-ФЗ от 09.02.2009 граждане имеют право на свободу получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных ведомств и органов местного самоуправления любым законным способом;
  • согласно ст. 3 № 58-ФЗ от 27.05.2003 деятельность госорганов должна быть доступна общественному контролю, поскольку такая позиция является базовым принципом построения и функционирования системы государственной службы.

В каких случаях нельзя снимать сотрудников полиции на видео

В соответствии с положениями ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании действующего федерального закона, но только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны, безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, основ конституционного строя.

В случае существующего запрета на проведение фото- или видеосъемки сотрудник полиции должен объяснить гражданину причину и основание такого запрета, то есть назвать нормативный акт, которым он руководствуется в данной ситуации. Например:

  • ст. 5 закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 — защита сведений, составляющих государственную тайну;
  • ст. 12 № 144-ФЗ от 12.08.1995 – защита информации об оперативно-розыскной деятельности и т. д.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями МВД РФ, запрещается осуществлять фото- и видеозапись внутри отделений внутренних дел, за исключением помещений, предназначенных для приема граждан.

В качестве обоснования данной позиции министерство ссылается на подп. 25 п. 1 ст. 13 № 3-ФЗ, согласно которому органы полиции имеют право устанавливать пропускной и внутриобъектовый режим в помещениях ОВД с целью обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности.

При этом руководитель территориального подразделения МВД РФ имеет право по собственному усмотрению разрешить проведение съемки в помещении ОВД без дополнительного согласования с вышестоящими инстанциями.

Можно ли снимать сотрудников ГИБДД на видео

В последней редакции Административного регламента по надзору за соблюдением ПДД, утвержденного приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664 (далее – Регламент), отсутствует пункт, запрещающий инспектору ДПС препятствовать водителям, использующим записывающие устройства, если такие действия не противоречат законодательству.

Согласно разъяснениям начальника ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, норма была убрана из Регламента, поскольку она регулируется иными нормативными актами.

В соответствии с п. 7.1. и 7.2. Регламента инспектор ГИБДД обязан:

  • знать Конституцию РФ, законодательные и иные правовые акты в сфере внутренних дел;
  • обеспечивать исполнение вышеуказанных норм;
  • соблюдать права и законные интересы граждан.

Кроме того, согласно п. 45 Регламента во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участников дорожного движения, сотрудник ДПС обязан разъяснить основание и причину применения таких мер.

Таким образом, положений, позволяющих инспектору запретить водителю использование фото-, видео- или звукозаписывающей аппаратуры без наличия особых обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ, регламент не содержит.

Может ли сотрудник ГИБДД снимать нарушителя на телефон

В соответствии с п. 40 Регламента для видеозаписи процессуальных действий, которые проводятся без участия понятых, сотрудник ДПС имеет право использовать цифровую аппаратуру: фотоаппараты с режимом видеозаписи, видеокамеры, видеорегистраторы и прочие устройства.

Согласно п. 76 Регламента при осуществлении надзора за дорожным движением допускается применение специальных технических средств, принадлежащих госорганам, а также использование иных средств аудио-, фото- и видеозаписи.

Таким образом, инспектор ГИБДД может производить съемку на телефон.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 26.7 КоАП РФ к вещественным доказательствам относятся материалы фотосъемки, видео- и аудиозаписи, а также иные носители информации. Так что данные материалы могут служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении (подп. 4 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Можно ли фотографировать удостоверение сотрудника полиции

В нормативных актах не содержится ограничения на съемку не только самого сотрудника государственных органов, но и его служебного удостоверения, предъявляемого гражданину в качестве подтверждения полномочий данного лица.

Например: если при общении с сотрудником органов человек вел видеосъемку, и на записи зафиксирован момент, когда должностное лицо предъявляет удостоверение, то ничего противозаконного в такой ситуации нет.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 5 № 3-ФЗ сотрудник полиции, обращающийся к гражданину, обязан: назвать свою фамилию, звание, должность, предъявить удостоверение, а также в случае необходимости сообщить телефон подразделения МВД, в котором он служит.

То есть специально предъявлять свой служебный документ именно для того, чтобы гражданин мог его сфотографировать, полицейский не обязан, поскольку законом такая норма не предусмотрена.

Ответственность за незаконное ограничение съемки

Если сотрудник внутренних органов запретил гражданину использовать записывающее устройство без законных оснований, но при этом действия полицейского не нанесли существенного вреда самому заинтересованному лицу или его имуществу, то такое нарушение квалифицируется как самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ).

Если же гражданину или его имуществу был нанесен существенный вред, то такие действия считаются преступлением, ответственность за которое регламентируется ст. 330 УК РФ. Кроме того, сотрудник полиции будет привлечен по ст. 286 УК РФ за превышение должностных полномочий.

Вышеперечисленные нормы могут быть применены и в случае принудительного удаления записей из памяти устройства, при этом ссылаться на нормы, установленные ст. 1252 ГК РФ (защита прав путем уничтожения материального носителя), сотрудник полиции не может, поскольку положения данной статьи применяются только в отношении контрафактной продукции.

Незаконное изъятие записывающей аппаратуры или флеш-карты является открытым хищением чужого имущества и карается как грабеж в соответствии со ст. 161 УК РФ.

Ответственность для гражданина, незаконно проводящего съемку

Если сотрудник внутренних органов на законном основании запрещает проведение съемки, то в случае неповиновения должностному лицу, находящемуся при исполнении служебных обязанностей, на гражданина налагается ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ.

При этом нарушителю может грозить как административный штраф, так и
арест на срок до 15 суток.

Список источников

1. Статья 29 Конституции РФ.

2. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018).

4. Статья 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

5. Статья 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции».

6. Статья 3 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (с изменениями и дополнениями).

8. Статья 12 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности».

9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства.

11. Статья 5 закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне».

12. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

13. Статья 26.7 КоАП РФ. Документы.

14. Статья 28.1 КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении.

15. Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство.

16. Статья 330 УК РФ. Самоуправство.

17. Статья 161 УК РФ. Грабеж.

18. Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий.

19. Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.

20. Статья 1252 ГК РФ. Защита исключительных прав.

«Петровка, 38»

При осуществлении гражданами фото-, видеосъёмки сотрудников органов внутренних дел, находящихся при исполнении служебных обязанностей, сотрудник должен прежде всего помнить, что деятельность полиции направлена на соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина и основана на принципе публичности и открытости.
Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьёй 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Необходимо также обратить внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о порядке проведения фото-, видеосъёмки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав граждан, с одной стороны, на свободный поиск, получение и передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой — на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на охрану своего изображения, защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, защиту государственной и иной охраняемой законом тайны.
В случае запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник в соответствии со статьёй 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.
Например, ранее пунктом 25 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённого приказом МВД России от 2 марта 2009 года № 185, было предусмотрено, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утверждённый приказом МВД от 23 августа 2017 года № 664, вступивший в силу 20 октября 2017 года, норму, прямо запрещающую сотрудникам полиции препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, не содержит. Однако это не препятствует реализации гражданами их вышеуказанных конституционных прав.
Вместе с тем данный регламент обязывает сотрудников полиции в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливыми, тактичными, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимая.
Необходимо отметить, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе видеозаписи) в соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации допускаются только с согласия этого гражданина (в том числе сотрудника полиции). Такое согласие не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; изображение гражданина получено при съёмке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
Любой гражданин, в том числе и сотрудник полиции, при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения может обратиться в установленном порядке в суд.
В завершение хотелось бы отметить, что сотрудник всегда должен с достоинством нести службу и в любой ситуации помнить слова присяги «Служу России, служу Закону!».
Юрисконсульт 1-го отделения 3-го отдела
ПУ ГУ МВД России по г. Москве
мл. лейтенант внутренней службы
Ж.Ю. ШЕРШЕНЬ

Складывается впечатление, что сотрудников полиции можно снимать всегда и везде. Чуть что — достал мобильник, включил камеру и снимай. А как на самом деле?

ОТВЕТ: Федеральным законом от 18 декабря 2006 года в Гражданский кодекс РФ была введена статья 152.1 «Охрана изображения гражданина», согласно которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.

Однако, такое согласие не требуется в случаях, когда:

1. использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2. изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, концертах, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Например, съемка общим планом на Красной площади не требует согласия людей, на ней гуляющих. Однако если на снимке будет изображен в качестве основного объекта один гражданин (лица других будут размыты), то его согласие необходимо;

3. гражданин позировал за плату.

Как видно, вопрос о самой съемке остается открытым. Во всяком случае, прямого запрета на съемку нет, потому что законом, строго говоря, регламентируется не сама съемка, а обнародование и дальнейшее использование изображения.

Можно, конечно, предположить, что съемка всегда имеет цель дальнейшего использования, но, повторяем, прямого запрета на съемку в законе нет.

Следующий вопрос: можно ли обнародовать изображение полицейского в Интернете? С одной стороны, как следует из приведенной статьи закона, необходимо предварительно получить согласие сотрудника полиции. Понятно при этом, что никто и никогда это согласие полицейского получать не будет! С другой стороны, гражданин, поместивший изображение сотрудника полиции в Интернете, может ведь заявить, что сделал это в общественных интересах.

И действительно, если полицейский припарковал, например, служебный автомобиль на тротуаре (что, очевидно, противоречит общественным интересам) и «приступил к исполнению своих обязанностей», то гражданин, обнародовавший этот факт, пожалуй, заслуживает одобрения общества за активную гражданскую позицию и желание подобным образом контролировать поведение государственных людей.

Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике (в том числе через обнародование изображения в Интернете) в отношении того, как они исполняют свои обязанности, для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.

Хочу особенно обратить ваше внимание на то, что в описанной ситуации полицейский не имеет права (!) изъять камеру. Если сотрудник попытается ее изъять, то надо его предупредить, что он не имеет такого права, а потом звать на помощь, просить прохожих не проходить мимо и вмешаться. Если все же камера будет изъята, то надо, во-первых, записать данные очевидцев случившегося и, во-вторых, написать жалобу в местное отделение полиции с копиями в вышестоящие органы и прокуратуру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *