Занятые это те кто 4 правильных ответа

Занятые граждане

Занятые граждане

«…Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

абзац исключен. — Федеральный закон от 17.07.1999 N 175-ФЗ;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства…»

Статья 2. Занятые граждане

Информация об изменениях:

Статья 2 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

См. будущую редакцию

Статья 2 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 2. Занятые граждане

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Закона

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П абзац десятый статьи 2 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует признанию безработными членов жилищного накопительного кооператива как учредителей (участников) некоммерческой организации

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Занятость и категории занятого населения.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 21

Занятость — это дея­тельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая зако­нодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

1) Работающие по трудовому договору, в том числе вы­полняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), вклю­чая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых об­щественные работы являются подходящей работой);

2) Зарегистрированные в качестве индивидуальных пред­принимателей;

3) Занятые в подсобных промыслах и реализующие про­дукцию по договорам;

4) Выполняющие работы по договорам гражданско-пра­вового характера, предметами которых являются вы­полнение работ и оказание услуг, в том числе по до­говорам, заключенным с индивидуальными предпри­нимателями, авторским договорам, а также являю­щиеся членами производственных кооперативов (ар­телей);

5) Избранные, назначенные или утвержденные на опла­чиваемую должность;

6) Проходящие военную службу, альтернативную граж­данскую службу, а также

службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и

органах уголовно-исполнительной системы;

7) Проходящие очный курс обучения в общеобразова­тельных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других обра­зовательных учреждениях, включая обучение по на­правлению федеральной государственной службы за­нятости населения (далее — органы службы занятос­ти);

8) Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производ­ства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной граж­данской службе), исполнением других государствен­ных обязанностей или иными уважительными при­чинами;

9) Являющиеся учредителями (участниками) организа­ций, за исключением учредителей (участников) об­щественных и религиозных организаций (объедине­ний), благотворительных и иных фондов, объедине­ний юридических лиц (ассоциаций и союзов), кото­рые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Понятие и содержание правового статуса безработного.

Безработными признаются трудоспособные граждане, ко­торые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах государственной службы занятости в целях по­иска подходящей работы, ищут работу и готовы присту­пить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с во­енной службы) независимо от их организационно-правового и формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Безработными не могут быть признаны граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная для безработных, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обес­печению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистра­ции в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности)

4) в случае двух отказов от получения профессио­нальной подготовки или от предложенной оплачи­ваемой работы, включая работу временного харак­тера.

Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

5) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска под­ходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами служ­бы занятости для регистрации их в качестве безра­ботных;

6) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказа­нию в виде лишения свободы;

7) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработ­ка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

8) являющиеся занятыми с точки зрения Закона о за­нятости.

Закон о занятости закрепляет многочисленные права граждан, признанных в установленном порядке безработными:

1) право на содействие в поиске подходящей работы

2)право на выбор места работы (ст. 8 Закона о заня­тости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а так же право на профессио­нальную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.4 Закона о занятости);

3) право на бесплатные профессиональную ориента­цию, профессиональную подготовку, переподготов­ку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. ст. 9, 23 Закона о занятости);

4) право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о занятости);

5) право на получение пособия по безработице (ст. ст. 30—35 Закона о занятости);

6) право на получение стипендии за период обучения по направлению службы занятости (ст. 29 Закона о занятости);

7) право на возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятос­ти ( абз.5 п.1 ст. 28 Закона о занятости);

8) — право на оплату стоимости проезда (до места обу­чения и обратно) и расходов, связанных с прожива­нием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квали­фикации или переподготовку в другую местность (п.8 ст. 29 Закона о занятости).

Подходящая работа.

Подходящей работой считается та работа:

1)которая соответствует профессио­нальной пригодности работника с учетом уровня его про­фессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);

2) состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места;

3) транспортная доступность — это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде считается подходящей для граждан:

1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

2) уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нару­шение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

3) прекративших индивиду­альную предпринимательскую деятельность в ус­тановленном законодательством Российской Феде­рации порядке;

4) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

5) направленных органами служ­бы занятости на обучение и отчисленных за винов­ные действия;

6) отказавшихся повысить (восстановить) квалифика­цию по имеющейся профессии

(специальности), получить смежную профессию или пройти перепод­готовку после окончания

первого периода выплаты пособия по безработице;

Подходящей не может считаться работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработки гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае, подходя не может считаться работа, если предлагаемый работок ниже величины прожиточного минимума) исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице — гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназченных на эти цели. Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавшие началу безработицы.

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработ­ными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую дея­тельность после длительного (более одного года) перерыва

уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законода­тельством Российской Федерации; уволенным из орга­низаций в течение 12 месяцев, предшествовавших нача­лу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель: направлен -ним органами службы занятости на обучение и отчис­ленным за виновные действия, начисляется:

1) в первом (6-месячном) периоде выплаты — в раз­мере 30 процентов величины прожиточного мини­мума, исчисленного в субъекте Российской Феде­рации;

2) во втором (6-месячном) периоде выплаты — в раз­мере 20 процентов величины прожиточного мини­мума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

Гражданам, уволенным из организации по собственному желанию (без уважительной причины) и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

1) в первом (6-месячном) периоде выплаты — в раз­мере 40 процентов величины прожиточного мини­мума, исчисленного в субъекте Российской Феде­рации;

2) во втором (6-месячном) периоде выплаты — в раз­мере 20 процентов величины прожиточного мини­мума, исчисленного в субъекте Российской Феде­рации.

Безработные граждане, не трудоустроенные по исте­чении первого периода выплаты пособия до безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрация в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на дос­рочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две кален­дарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размеры стипендии определяются следующим образом:

1) в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по

последнему месту работы, но не выше величины прожиточно­го минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации. При этом минимальный раз­мер стипендии не должен быть ниже 100 рублей.

2) впервые ищущим работу, уволенным из организации по собственному желанию, а также по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения – в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

3) утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величину прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 рублей.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25 про­центов сроком на один месяц пли выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Общественными работами, согласно статье 24 Закона о занятости, понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и органи­зуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право в общественных работах.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособие по безработице, основанием для выплаты которого является уведомление работодателя о приеме на работу, а также ежемесячно выдаваемая им справка о фактически отработанном времени.

Трудовой договор и каково его содержание.

Трудовой Кодекс РФ дает следующее определение тру­дового договора как юридического акта (ст. 56): «Трудо­вой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обуслов­ленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевре­менно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка».

1)Необходимые условия трудового договора (т.е. такие,

которые в обязательном порядке должны

содержать­ каждом трудовом договоре):

•место работы (с указанием структурного подразде­ления);

•дата начала работы;

•наименование должности, специальности, профес­сии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкрет­ная трудовая функция. Если в соответствии с феде­ральными законами с выполнением работ по опре­деленным должностям, специальностям или про­фессиям связано предоставление льгот либо нали­чие ограничений, то наименование этих должнос­тей, специальностей или профессий и квалифика­ционные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в ква­лификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Россий­ской Федерации;

•права и обязанности работника ,права и обязанности работодателя;

•характеристики условий труда, компенсации и льго­ты работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

• режим труда и отдыха (если он в отношении дан­ного работника отличается от общих правил, уста­новленных в организации);

• условия оплаты труда (в том числе размер тариф­ной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

• виды и условия социального страхования, непос­редственно связанные с трудовой деятельностью.

2)Факультативные условия трудового договора (т.е. условия, которые могут включаться, а могут и не вклю­чаться в трудовой договор):

• об испытании;

• о неразглашении охраняемой законом тайны (госу­дарственной, служебной, коммерческой и иной);

•об обязанности работника отработать после обуче­ния не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работода­теля;

• иные условия, не ухудшающие положение работ­ника по сравнению с законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

3) Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из кото­рых подписывается сторонами. Один экземпляр трудо­вого договора передастся работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник присту­пил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Виды трудового договора.

Трудовые договоры различают по сроку их действия и могут заключаться на неопределенный и определен­ный срок (срочный договор).

1.Трудовой договор на неопределенный срок. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то до­говор считается заключенным на неопределенный срок.

2.Срочный трудовой договору заключается на неопре­деленный срок, но не более чем на пять лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными феде­ральными законами.

Вместо конкретной даты в срочном договоре может быть указано: «До выхода на работу временно отсутствующего работника» (например, женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком). Когда работника прини­мают для выполнения заведомо определенной работы, точная дата окончания которой не может быть определена, указывают: «До окончания данной работы».

Срочный трудовой договор может заключаться по ини­циативе работодателя либо работника в следующих случаях:

•для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы;

на время выполнения временных (до двух меся­цев) работ, а также сезонной работы, когда в

силу природных условий она может производиться только в течение определенного

периода времени (сезона);

•с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях, если это связано с
переездом к месту работы;

•для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также для устранения последствий ука­занных и других чрезвычайных обстоятельств;

•с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с

числен­ностью до 40 работников (в организациях рознич­ной торговли и бытового

обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физичес­ким лицам;

•с лицами, направляемыми на работу за границу;

•для проведения работ, выходящих за рамки обыч­ной деятельности организации (реконструкция,

мон­тажные, пусконаладочные и другие работы), а так­же для проведения работ, связанных с

заведомо временным (до одного года) расширением произ­водства или объема оказываемых услуг;

•с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный

период вре­мени или для выполнения заведомо определенной работы;

• с лицами, принимаемыми для выполнения заведо­мо определенной работы в случаях, когда ее

вы­полнение (завершение) не может быть определено конкретной датой;

• для работ, непосредственно связанных со стажи­ровкой и профессиональным обучением работника;

с лицами, обучающимися по дневным формам обу­чения;

с лицами, работающими в данной организации по
совместительству;

с пенсионерами по возрасту, а также с лицами, ко­торым по состоянию здоровья в соответствии с ме­дицинским заключением разрешена работа исклю­чительно временного характера;

• с творческими работниками средств массовой ин­формации, организаций кинематографии, театров ,театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями профес­сий, утвержденными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию социально-тру­довых отношений;

• с научными,. педагогическими и другими работни­ками, заключившими трудовые договоры на опре­деленный срок в результате конкурса, проведенно­го в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом органа государствен­ной власти или органа местного самоуправления;

в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечени­ем деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной влас­ти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объе­динениях;

с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независи­мо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

с лицами, направленными на временные работы органами службы занятости населения, в том чис­ле на проведение общественных работ;

• в других случаях, предусмотренных федеральны­ми законами.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, считается заключенным на неопределенный срок.

Безработный или занятый гражданин?

Это и поиск подходящей работы, и желание подыскать новое рабочее место с более высокой оплатой или более удобным расположением, и получение консультации в случае увольнения в связи с сокращением штатов либо ликвидацией предприятия.

Главная задача специалистов городской службы занятости — содействие трудоустройству. И сам гражданин, обратившись в службу занятости, имеет очевидные преимущества, так как в период поиска работы ему будет выплачиваться пособие по безработице.

В соответствии со статьёй 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» одновременно с решением о признании гражданина безработным принимается решение о назначении ему пособия по безработице. Пособие начисляется с первого дня признания его безработным и прекращается с одновременным снятием с учёта в качестве безработного, в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным Законом о занятости, а также в случае попытки получения (либо получения) пособия обманным путём.

К сожалению, встречаются случаи, когда граждане, состоящие на учёте в службе занятости, одновременно сохраняют за собой работу по совместительству, получая заработную плату, гонорар, либо являются владельцами ценных бумаг, приносящих доход, что является нарушением Закона о занятости. При выявлении факта получения пособия или стипендии обманным путём гражданин несёт не только административную, гражданско-правовую, но и уголовную ответственность. Даже в случаях добровольного возврата органы службы занятости направляют сведения в правоохранительные органы. По уголовному законодательству добровольный возврат незаконно полученного пособия по безработице является лишь смягчающим обстоятельством по делу, так как уголовная ответственность присутствует.

В моей практике тоже были случаи, когда жители нашего района, проходя процедуру регистрации в целях поиска подходящей работы и подтверждая информацию, занесённую в карточку персонального учёта, подписываясь под тем, что деятельностью, приносящей доход, они не занимаются, свидетельств и лицензий на индивидуальную деятельность не имеют, на самом деле являлись занятыми. В информационных залах районных отделов занятости населения находится очень много стендовых материалов, разъясняющих Закон о занятости и предупреждающих о возможных ошибках. Есть, конечно, и такие граждане, которые надеются на «авось», — вдруг не узнают. Но практически все нарушения рано или поздно выявляются!

За 10 месяцев 2010 года службой занятости и правоохранительными органами Кировского района выявлено более 40 случаев получения пособия обманным путём. Возвращено в бюджет 140210 рублей.

Специалисты Кировского отдела занятости населения всегда готовы оказать грамотную, квалифицированную помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставить государственные услуги в соответствии с Административными регламентами. Чтобы быть точно уверенным в том, можете ли вы получить статус безработного или считаетесь всё-таки занятым человеком, лишний раз повнимательнее перечитайте Закон о занятости или обратитесь за квалифицированной помощью к юрисконсультам ЦЗН г. Новосибирска.

Наталья ТРАЧ, ведущий инспектор

отдела занятости населения Кировского района

Правовой статус безработного

На часто задаваемые вопросы граждан, желающих получить статус безработного, отвечает ведущий юрисконсульт ГУ ЦЗН г. Новосибирска Елена Сафронова.

Что означает понятие безработный?

Согласно ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) безработными признаются граждане:

— трудоспособные;

— не имеющие работы и заработка;

— зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

— ищущие работу и готовые приступить к ней.

Какие граждане не могут быть признаны безработными?

— не достигшие 16-летнего возраста;

— которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

— не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

— осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

— представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

— занятые граждане (перечисленные в ст. 2 Закона о занятости).

Какие граждане считаются занятыми?

— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);

— зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости;

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

— являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Немного цифр

Общее количество граждан, состоящих на учёте по безработице в ГУ ЦЗН г. Новосибирска и получающих пособие в 2008 году, составило 18915 человек, в 2009 году — 37109 человек, за 10 месяцев 2010 года количество получателей пособия по безработице уже составило 30247 человек.

При назначении и начислении пособия по безработице обязательно проводится проверка законности его получения.

В 2008 году было выявлено 217 фактов нарушения права на получение пособия, в 2009 году — 400 выявленных фактов сокрытия гражданами занятости, за 10 месяцев 2010 года — 241 факт нарушений.

Из выявленных случаев получения пособия по безработице обманным путём большую долю нарушений составляет сокрытие безработными гражданами факта занятости, когда они утрачивают право на получение пособия по безработице. Это трудоустройство граждан, в том числе на временные, сезонные работы, работы за вознаграждение на условиях неполного рабочего времени, либо регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, либо выход на пенсию, в том числе досрочно при наличии страхового стажа работы. Регистрация ооо в Москве очень востребована. В результате сумма незаконно полученных средств в 2008 году составила 310,2 тысячи рублей, в 2009 году — 632,1 тысячи рублей, за 10 месяцев 2010 года — 508,4 тысячи рублей.

Алла ГУРЕЕВА, начальник отдела социальных выплат ГУ ЦЗН г. Новосибирска

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 19 апреля 1991 года N 1032-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 287-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 22.07.2010 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.05.2014 N 116-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 28.12.2016 N 495-ФЗ, от 01.05.2017 N 89-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 235-ФЗ, от 29.12.2017 N 476-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.07.2018 N 190-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 11.12.2018 N 461-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П, от 11.10.2016 N 19-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Занятость граждан
    • Статья 2. Занятые граждане
    • Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
    • Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
    • Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
    • Статья 6. Законодательство о занятости населения
    • Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения
    • Статья 7.1. Полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7.1-1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения
    • Статья 7.2. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения
  • Глава II. Права граждан в области занятости
    • Статья 8. Право граждан на выбор места работы
    • Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости
    • Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц
  • Глава III. Гарантии государства в области занятости
    • Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
    • Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
    • Статья 13.1. Сопровождение при содействии занятости инвалидов
  • Глава IV. Регулирование и организация занятости населения
    • Статья 14. Утратила силу
    • Статья 15. Государственная служба занятости населения
    • Статья 15.1. Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения
    • Статья 16. Статистическая отчетность и информация о занятости населения
    • Статья 16.1. Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения
    • Статья 16.2. Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России»
    • Статья 16.3. Государственный информационный ресурс «Справочник профессий»
    • Статья 17. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы
    • Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 18.1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)
    • Статья 19. Исключена
    • Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости населения
    • Статья 21. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения
    • Статья 22. Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения
    • Статья 22.1. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
    • Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов
    • Статья 22.3. Особенности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации этих региональных программ
    • Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости
    • Статья 24. Организация общественных работ
    • Статья 24.1. Особенности организации содействия занятости инвалидов
  • Глава V. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
    • Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
    • Статья 26. Права работодателей
  • Глава VI. Социальные гарантии и компенсации
    • Статья 27. Утратила силу
    • Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных
    • Статья 29. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости
    • Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице
    • Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
    • Статья 32. Условия досрочного выхода на пенсию
    • Статья 33. Размеры пособия по безработице
    • Статья 34. Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан
    • Статья 34.1. Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста
    • Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
    • Статья 36. Материальная помощь
    • Статья 37. Добровольное страхование на случай потери работы
    • Статья 37.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении и осуществлении социальных гарантий
  • Глава VII. Контроль за исполнением настоящего Закона и ответственность за его нарушение (статья 38, статья 39). — Утратила силу

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *