Внештатный сотрудник полиции

Внештатный сотрудник полиции — явление малоизвестное, но имеющее место быть в нашем городе. Так, накануне нового года полицейскими внештатниками стали одиннадцать человек, а еще десять изъявили желание получить удостоверение внештатного сотрудника. Средний возраст внештатников 30 — 35 лет, а род деятельности самый разный: помогать полиции идут и мерчендайзеры, и частные охранники, и директора предприятий. Зачем же им корочки внештатных сотрудников? И чем они реально могут помочь полицейским? Сами они об этом говорят скромно, не особо желая «светиться» в прессе. Мол, нам работать со злодеями, соседям необязательно знать, кто мы теперь есть.

— Просто надоели беспорядок и хулиганье. Хочу помочь, а в принципе я всегда старался не проходить мимо, если видел, что людям или сотрудникам органов требуется моя помощь, — коротко поясняет один из внештатников, не называя своего имени.

А вот их «старшие братья» — штатные полицейские — охотно рассказали нам о работе своих новоиспеченных коллег.

— Внештатные сотрудники — это люди, которые практически всю свою сознательную жизнь оказывали нам помощь, — рассказывает начальник отделения участковых уполномоченных полиции ГУ МОМВД «Благовещенский» Олег Артлис. — Они участвуют вместе с нами во всевозможных рейдах по торговым точкам, помогают выявлять административные правонарушения, добывают полезную для нас информацию. Помогают охранять общественный порядок на массовых мероприятиях, например на тех же футбольных матчах. Фактически это энтузиасты, не получающие ни зарплаты, ни каких-то льгот. Но за особые заслуги мы их можем отметить объявлением благодарности, вручение грамот и т. д.

Что же представляют собой внештатные сотрудники? Это, по сути, помощники участковых, и помогают они в раскрытии небольших преступлений — уличных грабежей, краж из магазинов. Пытаются вразумить дебоширов и мелких хулиганов. Правда, полномочий у внештатника немного: он может только сделать предупреждение нарушителю, представившись и показав удостоверение. Если это не помогло, то внештатный полицейский сообщает об инциденте коллегам в погонах. Задерживать, применять физическую силу и спецсредства внештатник не может. Тем не менее, по словам благовещенских участковых, польза от внештатных сотрудников огромна. Окружающие не знают, что эти люди работают вместе с полицейскими, а потому через них очень удобно добывать интересующую органы информацию. У каждого участкового в нашем городе несколько таковых в подчинении. Зачастую это их давние знакомые. Но стать внештатным сотрудником может, в принципе, любой желающий. Нужно лишь соответствовать ряду требований.

— Самое главное требование — человек не должен иметь судимости, — говорит старший участковый уполномоченный полиции Анатолий Мудровский. — Чтобы стать внештатным сотрудником, кандидат должен написать заявление на имя начальника благовещенской полиции, написать автобиографию. Крайне желательно, чтобы за кандидата поручился кто-то из сотрудников правоохранительных органов, госструктур. Мы заводим на него личное дело, собираем характеристики, выясняем, привлекался ли претендент к административной ответственности. Проводим беседы, так как необходимо знать, реально ли человек хочет помогать нам или просто ему нужна корочка, чтобы «отбиваться» от сотрудников ГИБДД. Три года назад, кстати, был случай: выехал участковый на адрес с дебоширом разбираться, а тот начал размахивать удостоверением и заявлять, мол, успокойся, я сам сотрудник! Участковый составил рапорт, и хулиган лишился своего статуса внештатного сотрудника. Такие нам не нужны!

А вы готовы стать внештатным помощником полиции?

Содержание

Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (с изменениями и дополнениями)

Регламентирован порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных работников. Они не являются должностными лицами ОВД, но помогают полиции на добровольной, гласной и безвозмездной основе.

Внештатных сотрудников могут привлекать по различным направлениям. Это, в частности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; экспертно-криминалистическая деятельность.

При подборе внештатных сотрудников учитываются ограничения, связанные со службой в полиции. Принимаются во внимание личные и деловые качества лица. Чтобы стать внештатным сотрудником, гражданин подает в ОВД заявление, анкету, 2 фотографии и копию паспорта. При положительном решении вопроса ему назначается координатор.

Внештатным сотрудникам выдаются удостоверения сроком до 3 лет. Установлена их форма. На каждого заводится учетная карточка.

Внештатным сотрудникам даются конкретные поручения. При этом их инструктируют о способах их выполнения, обучают формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений. Запрещено поручать внештатному сотруднику самостоятельное производство следственных действий, проведение оперативно-розыскных мероприятий. Он не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, проверять сообщения о преступлениях. Нельзя привлекать «внештатников» к мероприятиям, заведомо связанным с риском для их жизни и здоровья.

Эффективность их работы оценивается не реже 1 раза в год. На основании этого принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества. За активную помощь в работе ОВД «внештатников» могут поощрять.

Установлены основания прекращения их полномочий. Это могут быть личная инициатива, выход из гражданства России либо получение иностранного подданства, совершение порочащего поступка, отказ от выполнения поручений или недобросовестное к ним отношение, возбуждение в отношении «внештатника» уголовного дела.

Временная инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции утратила силу.

>Приказ МВД РФ от 10.01.2012 N 8

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2012 г. N 23563

style=»text-align: center»> МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

(в ред. Приказов МВД РФ от 21.07.2014 N 602, от 20.04.2015 N 447)

В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <*> — приказываю:

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности внештатных сотрудников полиции.

2. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации Инструкции, утвержденной настоящим приказом, и обеспечить реализацию ее положений.

3. ДТ МВД России (С.А. Сергееву) обеспечить размещение заказов на приобретение бланков удостоверений внештатных сотрудников полиции по заявкам ДГСК МВД России в пределах доведенных бюджетных ассигнований на указанные цели.

4. Считать утратившим силу приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. N 420 «Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции» <*>.

<*> Зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 1992 года, регистрационный N 103.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение
к приказу МВД России
от 10.01.2012 N 8

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

(в ред. Приказов МВД РФ от 21.07.2014 N 602, от 20.04.2015 N 447)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет принципы и порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных сотрудников полиции.

2. Внештатными сотрудниками полиции являются граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе в порядке, установленном настоящей Инструкцией. (в ред. Приказа МВД РФ от 21.07.2014 N 602)

3. Правовую основу деятельности по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству с полицией составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящая Инструкция.

4. Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:

4.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

4.2. Предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений.

4.3. Поиск лиц. (в ред. Приказа МВД РФ от 21.07.2014 N 602)

4.4. Обеспечение правопорядка в общественных местах.

4.5. Обеспечение безопасности дорожного движения.

4.6. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

5. При рассмотрении вопроса о привлечении граждан к внештатному сотрудничеству учитываются условия, предусмотренные частью 3 статьи 10 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» <1>. (в ред. Приказа МВД РФ от 21.07.2014 N 602)

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1536, далее — Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». (в ред. Приказа МВД РФ от 21.07.2014 N 602)

6. Внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.

7. Внештатный сотрудник полиции принимает участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции, закрепленного за ним в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

8. Внештатным сотрудникам полиции выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1).

II. Порядок подбора граждан для зачисления в качестве внештатных сотрудников полиции и основания прекращения их деятельности

9. Подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции осуществляется сотрудниками подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России <*>.

<*> Далее — «орган внутренних дел».

10. Личные и деловые качества лица, подобранного в качестве кандидата для зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции, изучаются и проверяются.

11. Результаты изучения (проверки) оформляются рапортом сотрудника, проводившего изучение (проверку) кандидата, с указанием вывода о возможности либо невозможности его зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции.

12. Для рассмотрения вопроса о зачислении внештатным сотрудником полиции гражданин представляет в орган внутренних дел:

12.1. Заявление на имя соответствующего руководителя органа внутренних дел с просьбой рассмотреть вопрос о его зачислении внештатным сотрудником полиции.

12.2. Заявление о согласии на обработку персональных данных (приложение N 2).

12.3. Анкету, в которой указываются: фамилия, имя, отчество кандидата (если менялись, указываются также прежние), дата и место рождения, гражданство, семейное положение, серия, номер, дата и место выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, подразделение (орган), выдавшее паспорт, образование, с указанием законченной образовательной организации, сведения о привлечении к уголовной и административной ответственности, месте работы (учебы), адрес, место регистрации, контактные телефоны. (в ред. Приказа МВД РФ от 20.04.2015 N 447)

12.4. Две фотографии 4 x 6 см без уголка.

12.5. Копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации.

12.6. Медицинское заключение <1>. (в ред. Приказа МВД РФ от 21.07.2014 N 602)

<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2012 г., регистрационный N 24366). (в ред. Приказа МВД РФ от 21.07.2014 N 602)

13. Материалы, указанные в пункте 12 настоящей Инструкции, представляются сотрудником, проводившим изучение кандидата, руководителю органа внутренних дел для принятия решения о возможности оформления кандидата в качестве внештатного сотрудника полиции.

14. В случае принятия положительного решения материалы передаются в подразделение по работе с личным составом для подготовки проекта приказа.

15. Решение о зачислении лица в качестве внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.

16. В приказе о зачислении внештатного сотрудника полиции должен указываться сотрудник органа внутренних дел, координирующий его деятельность <*>.

<*> Далее — «ответственный сотрудник органа внутренних дел».

17. При необходимости (в случае увольнения ответственного сотрудника органа внутренних дел, его перевода на другую должность или в другое подразделение, возникновения других обстоятельств, препятствующих осуществлению координации) на основании приказа руководителя органа внутренних дел производится замена ответственного сотрудника органа внутренних дел.

18. После издания приказа о зачислении внештатному сотруднику подразделением по работе с личным составом органа внутренних дел выдается под роспись удостоверение внештатного сотрудника полиции <*>.

<*> Далее — «удостоверение».

Документы, послужившие основанием для оформления удостоверений, хранятся в установленном порядке.

19. Учет выданных удостоверений ведется в Журнале регистрации удостоверений внештатных сотрудников полиции (приложение N 4).

20. Удостоверение подписывается руководителем органа внутренних дел и заверяется гербовой печатью органа внутренних дел.

21. Внештатный сотрудник полиции обязан обеспечивать сохранность полученного удостоверения.

В случае порчи удостоверения, истечения срока его действия или изменения персональных данных внештатного сотрудника полиции подразделением по работе с личным составом производится замена удостоверения.

22. Учет работы внештатного сотрудника полиции ведется ответственным сотрудником органа внутренних дел в Учетной карточке внештатного сотрудника полиции (приложение N 3).

23. Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 10 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка. (в ред. Приказа МВД РФ от 21.07.2014 N 602)

24. Прекращение полномочий внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.

25. В случае прекращения полномочий внештатного сотрудника полиции его удостоверение изымается для уничтожения в установленном порядке подразделением по работе с личным составом.

26. Учетная карточка выбывшего внештатного сотрудника полиции хранится в органе внутренних дел в течение трех лет, после чего подлежит уничтожению.

III. Организация работы с внештатными сотрудниками полиции

27. Ответственный сотрудник органа внутренних дел обязан:

27.1. Давать внештатному сотруднику полиции конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать их исполнение.

27.2. Участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений.

27.3. Повышать правовую грамотность внештатных сотрудников полиции.

27.4. Распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции, вносить предложения по ее совершенствованию в органе внутренних дел.

28. Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается:

28.1. Поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях.

28.2. Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья.

28.3. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.

IV. Оценка работы внештатных сотрудников

29. Эффективность деятельности внештатного сотрудника полиции оценивается не реже одного раза в год. Результаты оценки оформляются рапортом ответственного сотрудника органа внутренних дел и докладываются руководителю органа внутренних дел с выводом о целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества.

30. Внештатные сотрудники полиции за активное содействие органам внутренних дел Российской Федерации, за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших могут поощряться в установленном порядке. (в ред. Приказа МВД РФ от 21.07.2014 N 602)

Приложение N 1
к Инструкции по организации
деятельности внештатных
сотрудников полиции

(рекомендуемый образец)

УДОСТОВЕРЕНИЕ ВНЕШТАТНОГО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Обложка удостоверения

Удостоверение

Внутренние стороны обложки удостоверения

____________________________________
(полное наименование органа
внутренних дел)
____________________________________
(фамилия)
____________________________________
Место для фотографии М.П. N 000000 (имя, отчество)
является внештатным сотрудником полиции
Действительно по <*> _________ Должность, специальное звание и подпись руководителя органа внутренних дел
«__» __________ 20__ г. М.П.

<*> Удостоверение внештатного сотрудника полиции выдается сроком до трех лет.

Приложение N 2
к Инструкции по организации
деятельности внештатных
сотрудников полиции

(рекомендуемый образец) Начальнику _______________________ (органа внутренних дел) ЗАЯВЛЕНИЕ о согласии на обработку персональных данных Я, ______________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество) в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г N 152-ФЗ «О персональных данных» даю согласие ____________________ __________________________________________________________________ (наименование органа внутренних дел) на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», со сведениями о фактах, событиях и обстоятельствах моей жизни, представленных в __________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование органа внутренних дел) Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Дата _________________ /_________________/ (подпись) (расшифровка)

Приложение N 3
к Инструкции по организации
деятельности внештатных
сотрудников полиции

(рекомендуемый образец)

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ УДОСТОВЕРЕНИЙ ВНЕШТАТНЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

N п/п Основание зачисления внештатным сотрудником полиции (реквизиты приказа органа внутренних дел) Фамилия, имя, отчество сотрудника, выдавшего удостоверение, дата выдачи, номер удостоверения Кому выдано удостоверение (фамилия, имя, отчество внештатного сотрудника полиции) Отметка о получении удостоверения (подпись внештатного сотрудника и дата получения) Отметка о сдаче удостоверения (подпись сотрудника подразделения по работе с личным составом и дата сдачи)
1 2 3 4 5 6

Приложение N 4
к Инструкции по организации
деятельности внештатных
сотрудников полиции

(рекомендуемый образец) УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ВНЕШТАТНОГО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ место для фотографии 1. Фамилия _______________________________________________________ 2. Имя _____________________ 3. Отчество _________________________ 4. Дата и место рождения _________________________________________ 5. Место жительства ______________________________________________ 6. Место работы и должность ______________________________________ 7. Номер телефона: служебного ___________, домашнего ____________, мобильного _____________________________ 8. Основание зачисления внештатным сотрудником полиции ___________ __________________________________________________________________ (номер и дата приказа руководителя органа внутренних дел) 9. За каким конкретно сотрудником органа внутренних дел закреплен __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, специальное звание, должность, __________________________________________________________________ направление оперативно-служебной деятельности) 10. Основание прекращения деятельности в качестве внештатного сотрудника полиции _______________________________________________ (номер и дата приказа руководителя органа внутренних дел, причины) __________________________________________________________________ (должность и фамилия сотрудника, заполнившего карточку, подпись) «__» _____________ 20__ г. (Оборотная сторона учетной карточки)

Характер выполняемых поручений Результаты выполнения поручений

Внештатное сотрудничество как вид гласного содействия граждан правоохранительным органам Текст научной статьи по специальности «Право»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 343.9 ББК 67.52

DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10166

ВНЕШТАТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ВИД ГЛАСНОГО СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ

Эрик Самвелович ПОГОСЯН, адъюнкт кафедры ООРД Академии управления МВД России, начальник седьмого отделения ОУР Управления полиции г. Еревана Республики Армения E-mail: erik.poghosyan.wadokai@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье описывается институт внештатного сотрудничества с органами полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности. Раскрывается история возникновения такого сотрудничества.

Ключевые слова: гражданин, внештатное сотрудничество, оперативно-розыскная деятельность, полиция, преступление.

Keywords: citizen, non-cooperation, operational-investigative activity, police, crime.

Научный руководитель — И.П. Иванов, главный научный сотрудник НИЦ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор

Рецензент — С.П. Баланян, доктор юридических наук, доцент

Отечественный и зарубежный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что взаимодействие правоохранительных органов и, прежде всего полиции, с гражданским обществом повышает уровень правовой культуры и социальной активности граждан, способствует снижению уровня преступного поведения, делает более информационно открытой правоохранительную систему, повышает уровень доверия к ней, ее авторитет и престиж правоохранительной службы.

Начавшаяся в середине 90-х годов прошлого века реформа органов внутренних дел была направлена на кардинальное повышение эффективности их работы как за счет правовой, организационно-управленческой, профессиональной, так и социальной составляющей. После-

дняя выражалась не только в обеспечении достойной социальной защиты сотрудников, но и в воссоздании и развитии системы взаимодействия с гражданским обществом, разрушенной в процессе перехода страны к рыночным отношениям. Потребовалось 15 лет, чтобы приблизиться к решению этой задачи и придать ходу реформы целенаправленный характер, чему способствовало принятие и начало реализации в 2011 г. Федерального закона «О полиции».

Одним из сильно действующих факторов, сдерживающих развитие гражданского общества в стране, продолжает оставаться современная преступность и, прежде всего, коррупция, которая представляет собой существенную социальную угрозу.

Данное обстоятельство позволяет рассматривать преодоление преступности и охрану обще-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

158 —————————————————————————-

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ственного порядка в качестве общенациональных и социально значимых задач, решение которых обеспечивается не только государством и его правоохранительными органами, но и усилиями, и поддержкой гражданского общества и населения в целом.

На разрешение этой задачи в рамках реформы органов внутренних дел страны направлен Федеральный закон «О полиции», который укрепляет правовые основы восстанавливаемой системы социальных связей формирующегося в структуре органов внутренних дел института сотрудничества полиции с гражданским обществом и населением. Наличие закономерной связи между уровнем взаимодействия полиции с институтами гражданского общества и населением, с одной стороны, и состоянием правопорядка — с другой, делает эту проблему сегодня особенно актуальной, а, следовательно, и повышает необходимость ее изучения под углом зрения не только правового и управленческого, но и социологического подходов.

Социологический аспект проблемы взаимодействия органов внутренних дел в лице полиции с институтами гражданского общества в деле преодоления преступности и обеспечения правопорядка состоит в том, что посредством этого взаимодействия решается задача, имеющая важное социальное значение.

Приведем в пример такую форму участия общественности в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений, как широко известные добровольные народные дружины. Данная форма сотрудничества возникла в Москве в 1881 г. В то время добровольные народные дружины не были столь массовым явлением и ставили перед собой цель поддержания правопорядка при проезде высочайших особ по улицам столицы во время коронаций и связанных с ними массовых мероприятий1.

Но уже к 1905 г. численность этой организации достигла 80 тыс. человек, что говорило о востребованности данного общественного формирования правоохранительной направленности.

К 1913 г. Департамент полиции распространил этот опыт Москвы на всю Россию, и народные дружины стали превращаться в постоянно действующую организацию. В том же году была разработана и принята Инструкция для организации добровольной дружины, которая содержала следующие основные принципы:

■ принцип добровольности вступления, фиксированного членства и строгого отбора;

■ принцип подотчетности и подчиненности органам государственной власти, государственного руководства и контроля за ее деятельностью1 2.

Необходимость повышения эффективности противодействия высокому уровню криминализации общественной жизни обусловливает потребность в активном привлечении граждан к решению задач обеспечения правопорядка с учетом сложившихся традиций, отечественного и зарубежного опыта. Корни вопроса о привлечении представителей общественности к обеспечению правопорядка уходят вглубь истории Российского государства.

Отправной точкой можно считать время создания регулярной полиции как органа, специально уполномоченного следить за общественным порядком и спокойствием. До его создания подданные (купцы, ремесленники, воеводы) не принимали участие, а сами обеспечивали исполнение функций, отнесенных позже к обязанностям стражей закона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С образованием полиции участие населения в обеспечении правопорядка свелось в основном к негласной форме сотрудничества с полицейскими органами. Однако еще в 1915 г. царским правительством была разработана Инструкция для организации добровольной дружины. Этим документом регламентировалась деятельность добровольных дружин, главной задачей которых являлось содействие полиции в обеспечении порядка при проезде «высочайших особ».

После Октябрьской революции 1917 г. вся система правоохранительных органов царского правительства была упразднена, а взамен нее начали формироваться советские органы охраны правопорядка.

Граждане и их объединения, участвующие в охране общественного порядка, должны находиться под защитой государства. Их правовая защита непосредственно связана с теми правами, которые им предоставлены для выполнения возложенных на них обязанностей.

1 Харламов В.И. Исторический опыт проблемы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности народных дружин в Российской Федерации // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Матер, «круглого стола», проведенного 27.01.2006 г. в Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 29.

2 Жеребцов Л.В. Правоохранительные органы (история, теория, практика) // Вестник Уфимского юрид. ин-та МВД России. 2005. № 1. С. 82.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *