Внеплановая проверка россельхознадзора

Содержание

О сроках уведомления о начале проведения проверки

Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

Согласно части 16 статьи 10 вышеуказанного закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, также любым доступным способом.

При этом, проведение внеплановой выездной проверки без уведомления о ее проведении возможно в случаях, если такая проверка проводится на основании результатов анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

Также исключения могут составлять внеплановые выездные проверки, особенности организации и проведения проверок которых, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются другими федеральными законами.

Так например, статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Плановые и внеплановые проверки: вызов принят!

Ключевые вопросы

Уведомление хозяйствующего субъекта о проведении проверки

Основания для проведения проверки

Отбор проб, измерение и осмотр территории и объектов на ней

Получение объяснений от работников предприятия

Предоставление документов и информации

Для минимизации неблагоприятных для природопользователя ситуаций при проведении государственного экологического надзора, а также по его результатам руководство предприятия и сотрудники, привлеченные к проведению проверки, должны знать законодательное регулирование государственного надзора. От знания ряда особенностей законодательства зависит, насколько эффективно хозяйствующий субъект сможет защитить свои права, максимально исключив негативный результат окончания надзорного мероприятия (например, избежать необоснованных требований о возмещении ущерба со стороны государственных органов на стадии проведения проверки).

Уведомление хозяйствующего субъекта о проведении проверки

В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) административный орган должен уведомить лицо, в отношении которого будет проводиться проверка, не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала любым способом, позволяющим зафиксировать факт уведомления природопользователя.

Согласно ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки выполнения ранее выданного предписания или проверки, проводимой в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требованием прокурора, природопользователь должен быть уведомлен не позднее чем за 24 ч до ее начала.

Систематическое получение почтовой корреспонденции

В интересах руководителя предприятия ежедневно проверять почту (в т.ч. электронную), отключить автоматический прием писем факсом на всех телефонах и незамедлительно уведомлять ответственных работников.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Подавляющее большинство извещений о проведении плановых выездных проверок надзорные органы направляют заказными письмами с уведомлениями о вручении.
При этом, если природопользователь, получив извещение о поступлении заказного письма, не явился в отделение почтовой связи для получения письма, он будет считаться уведомленным надлежащим образом со дня получения почтового извещения.

Указанные требования необходимы в связи с тем, что зачастую государственные органы направляют уведомления о начале проведения проверки в самый неподходящий момент для предприятия или под конец рабочего дня, когда про данное уведомление могут забыть и (или) потерять его вовсе.

Получение уведомления неуполномоченным лицом

Также надзорные органы могут уведомить хозяйствующих субъектов о проведении проверок, непосредственно вручив сотрудникам предприятий копии соответствующих приказов (распоряжений).

Нередко копии приказов (распоряжений) вручаются лицам, не уполномоченным (внутренними регламентами, доверенностями) на получение корреспонденции, что может создать ситуацию, при которой руководство предприятия просто не узнает о проверке до самого ее начала.

Чтобы исключить подобные случаи, необходимо четко проинструктировать сотрудников предприятия о недопустимости получать какие-либо документы от надзорных органов, не адресованные лично им.

При получении соответствующего приказа (распоряжения) неуполномоченным лицом законность проведения проверки может быть поставлена под сомнение, а ее результаты впоследствии признаны недействительными.

Уведомление факсимильной связью

Еще одним распространенным способом извещения хозяйствующего субъекта о проведении проверки является направление административным органом копии приказа (распоряжения) факсимильной связью.

Следует учитывать, что хозяйствующий субъект считается надлежаще извещенным о проведении проверки, если:

• уведомление направлено ему по номеру факса, принадлежность которого предприятию может быть достоверно установлена;

• и (или) он подтвердил получение документа, уведомившего его о проводимом мероприятии.

Например, подтверждением получения уведомления может считаться присвоение входящему документу регистрационного номера или сообщение отправителю фамилии, имени, отчества и должности сотрудника, принявшего факсимильное отправление.

При этом, если получение факсимильных сообщений на предприятии ведется в автоматическом режиме, велика вероятность, что хозяйствующий субъект не получит направленную ему по факсу копию соответствующего приказа (распоряжения) в результате технических сбоев или обстоятельств иного характера.

Основания для проведения проверки

Одной из причин принятия Федерального закона № 294-ФЗ явилась необходимость исключить из практики работы надзорных органов проведение необоснованных проверок.

С этой целью в указанный Федеральный закон были включены положения о планах проверок и исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ отсутствие законного основания для проведения проверки является основанием для признания результатов проверки недействительными.

Таким образом, сразу же после получения хозяйствующим субъектом извещения о проведении проверки ему следует проверить обоснованность ее проведения.

Правомерность проверки обособленных подразделений, не указанных в приказе (распоряжении) о проведении проверки

Иногда надзорные органы (по незнанию или по иным обстоятельствам) не включают в планы проверок и приказы (распоряжения) о проведении проверок все обособленные структурные подразделения проверяемого лица, которые уже в ходе проведения проверки посещает должностное лицо надзорного органа.

В таком случае у проверяемого лица может возникнуть закономерный вопрос: правомерна ли проверка в отношении таких объектов?

Приложение 2

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199) (см. текст в предыдущей редакции) См. данную форму в MS-Word. В ______________________________________ (наименование органа прокуратуры) от _____________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля с указанием юридического адреса) (Типовая форма) ЗАЯВЛЕНИЕ о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя 1. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249) просим согласия на проведение внеплановой выездной проверки в отношении ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица/фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика) осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу: _______________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Основание проведения проверки: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ссылка на положение Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») 3. Дата начала проведения проверки: «__» ______________ 20__ года. 4. Время начала проведения проверки: «__» ______________ 20__ года. (указывается в случае, если основанием проведения проверки является часть 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») Приложения: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ (копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки. Документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проведения внеплановой проверки) __________________________________ _________ ____________________________ (наименование должностного лица) (подпись) (фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется) М.П. Дата и время составления документа: ___________________________________

Прокуратура Камчатского края

  • 03.06.201904.06.2019
  • Прокуратура разъясняет, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 1149

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: В каких случаях и при каких условиях могут проводиться внеплановые проверки

Внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей могут быть проведены органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в определенных случаях только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласие прокурора требуется в случаях поступления в органы контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

— возникновения угрозы причинения либо уже случившегося причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— нарушение требований к маркировке товаров.

Прокурор после рассмотрения заявления о согласовании выездной внеплановой проверки может отказать в ее проведении путем вынесения соответствующего решения.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;

3) несоблюдение требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к оформлению решения органа контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки;

4) проведение внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

На практике чаще всего прокуратура отказывает в согласовании внеплановой выездной проверки в связи с отсутствием законных оснований для её проведения.

За 5 месяцев 2019 года в органы прокуратуры Камчатского края поступило 51 заявление от органов контроля (надзора) о согласовании внеплановой проверки. Отказано в 16 случаях, из них в связи с отсутствием оснований проведения проверки в 13 случаях или 25 % от общего числа поступивших заявлений.

Органы государственного контроля (надзора) неверно оценивают признаки возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не учитывают требования о наличии в заявлениях сведений о фактах возникновения такой угрозы.

Как правило, из представленных в прокуратуру края материалов не усматривается обстоятельств для проведения внеплановых выездных проверок, поскольку они не содержат конкретных сведений о фактах возникновения такой угрозы в результате действий предприятия подлежащего проверки.

В случае, если возникают сомнения в законности проведения внеплановой проверки в отношении предприятия, его руководитель или ИП могут обратиться в прокуратуру. Результаты проверок, проведенных с грубыми нарушениями закона, будут признаны недействительными.

Проверки Россельхознадзора — что проверяют, как проводятся плановые и внеплановые проверки

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Россельхознадзора: из чего они состоят, как проходят, и чем отличаются от инспекции Роспотребнадзора.

Что проверяют

Под контролем Россельхознадзора находится вся необработанная продукция сельскохозяйственного назначения.

Например, это:

  1. Мясо и субпродукты;
  2. Сырые молочные продукты;
  3. Яйца;
  4. Продукты пчеловодства;
  5. Сырые овощи, фрукты и зерновые культуры.

Но, как и в большинстве государственных инспекций, проверять сначала будут документы:

  1. Вывеска на входе;
  2. Уголок потребителя;
  3. Правильно оформленные ценники;
  4. Доступность для потребителей информации о поставщике или производителе товаров;
  5. Документы на право собственности или аренды помещения;
  6. Санитарные книжку и медосмотры сотрудников;
  7. Санитарные заключения;
  8. Лицензии на реализацию товара;
  9. Прочие документы, зависящие от вида продукции.

Сравнение с Роспотребнадзором

Задачи и функции Россельхознадзора часто путают с Роспотребнадзором. Оба этих ведомства контролируют работу предприятий, имеющих дело с продуктами питания, но где же проходит граница между сферами их работы?

Рассмотрим таблицу:

Россельхознадзор Роспотребнадзор
Полное название Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Что проверяет Сельскохозяйственная продукция, не прошедшая никакой обработки Обработанная продукция (например, термическая обработка), защита прав потребителя, санитарное состояние
Кому подчиняется Минсельхозу Правительству РФ
Периодичность плановых проверок Каждые 3 года

В распределении задач этих двух ведомств поможет постановление правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1009. В части Б его первого пункта подробно описано, чем должно заниматься каждое из ведомств. Именно на этот документ и стоит ссылаться, если вы вдруг заподозрили, что проверка выходит за рамки своей компетенции.

Еще в 2015 году появились слухи о скором слиянии двух ведомств, но на настоящий момент они продолжают свою обособленную деятельность.

Плановые и внеплановые проверки Россельхознадзора

Плановые проверки на 2019 год уже вывешены на сайте ведомства. С этим графиком стоит свериться, если ваша фирма открылась более трех лет назад – это минимальный возраст для плановой проверки.

Плановая выездная проверка наиболее чаще всего затрагивает такие продукты, как мясо, яйца, молоко и мед.

Внеплановая проверка наносит визит в любой момент, если на предприятии (будь то ферма, или магазин) есть продукция, не прошедшая термическую обработку (например, свежие фрукты), и в ведомство поступила информация о нарушениях в их качестве.

Инициируются внеплановые проверки по результатам получения жалоб от населения, юридических лиц или СМИ. Если поступают сообщения об отравлении или угрозе здоровью потребителей, то проверка может быть инициирована незамедлительно, предприниматель даже не получит предупреждения. О начале иных проверок предпринимателя оповестят как минимум за сутки (о плановой проверке – за трое суток) посредством уведомления.

Уведомление содержит в себе:

  • Реквизиты приказа о проведении проверки;
  • Предмет и вид проверки (документарная или выездная), адрес ее проведения и сроки;
  • Требования подготовить определенные документы и информацию по предмету проверки.

Как проходит проверка

Документарные проверки проводятся полностью на территории ведомства. Проверяемому лицу будет предъявлен список документов, их копии необходимо предоставить в течение 10 дней.

Если предприниматель по некоторым причинам не может представить требуемые документы или прочие данные, он обязан до окончания выделенного срока подать письменное объяснение причин.

Выездная инспекция начинается с предъявления инспектором удостоверения и положения о проверке. Внимательно проверьте, соответствуют ли действительности все имена, названия и даты в документах. Также в положении указываются основания для проверки и ее цели.

Если выездная проверка носит плановый характер, то она может осуществляться только в присутствии руководителя предприятия или его заместителя.
Длится проверка не более 30 дней.

Сначала инспектор Россельхознадзора задает вопросы проверяемому, записывая его ответы. Затем данные подтверждаются документами.
Работники аграрной сферы советуют начинающим предпринимателям открыто общаться с инспекцией Россельхознадзора, рассказывать о своей деятельности, раскрывать все «как» и «почему», и тогда проверка, скорее всего, не будет углубляться в исследования.

Например, отсутствие разрешения на минеральные удобрения лучше объяснить своим обоснованным отказом от их применения, чем промолчать и тем самым подтолкнуть инспектора к анализу почвы.

Инспектор Россельхознадзора в ходе выездной проверки вправе запрашивать дополнительные сведения, документы и пробы продукции. На все передаваемые эксперту образцы обязательно должен составляться акт передачи.

Первый плановый визит обычно завершается лишь рекомендациями по организации работы с сельскохозяйственной продукцией.
В конце проверки инспектор составляет в двух экземплярах акт, выдает заключение, оставляет запись в журнале учета проверок.

В акте проверки обязательно должен быть указан перечень всех членов комиссии, участвовавших в проверке, список проведенных контрольных мероприятий.

Если проверяемый не согласен с заключением экспертов, или он обнаружил ошибки в их действиях (например, выход за рамки их полномочий), сразу же вместо утверждения заключения можно оформить отказ. Он будет рассмотрен ведомством в течение месяца.

Россельхознадзор, или служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, образована президентским указом за №314 от 9/03/04 г. Подчиняется эта федеральная служба Минсельхозу. Поднадзорная структуре сфера широка, как следует из ее наименования. Россельхознадзор (РСН) нередко путают с Роспотребнадзором. Обе эти структуры зачастую проводят свои проверки в один и тот же период, чем вводят предпринимателей, руководителей в еще большее замешательство. Разберемся, какими функциями наделен Россельхознадзор, какова сфера его полномочий.

Россельхознадзор и его функции

Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:

  • в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
  • в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.

РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:

  • в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
  • в продуктовых складах различного назначения;
  • на пищевых предприятиях;
  • в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
  • в медучреждениях.

Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.

РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.

В реестре указывают:

  • наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
  • цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
  • дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
  • дату начала актуальной плановой проверки;
  • продолжительность;
  • характер проверки (выездная, документарная).

Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.

Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.

Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:

  • о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
  • о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
  • о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.

Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.

На заметку! О внеплановой проверке юрлицо (ИП) должно быть предупреждено за сутки до начала проведения (ФЗ №294 от 26/12/08 г., ст. 10 п.16).

Какие документы могут потребовать при проверке

Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.

Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами.

Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр.

Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):

  • сопроводительные документы на товар, товарные накладные, счета-фактуры;
  • фитосанитарные сертификаты, документы, подтверждающие фитосанитарное состояние продукта;
  • документы, подтверждающие, что объект прошел карантинное обследование.

Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов.

Нюансы

Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.

Внеплановые выездные проверки Россельхознадзором, в частности, кафе, столовых, продуктовых магазинов, проводимые без предупреждения, в отсутствие руководителя, незаконны. Обычно инспекторы проверяют холодильники и овощные лари, подвалы и могут выписать штраф за неправильное хранение мяса, овощей. Такие штрафы можно с успехом оспорить, при этом фактическое наличие или отсутствие правонарушения роли, по сути, не играет (со стороны чиновников имеет место нарушение ст. 10,12 ФЗ №294 «О защите прав юрлиц и ИП…»).

Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.

Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Россельхознадзора: из чего они состоят, как проходят, и чем отличаются от инспекции Роспотребнадзора.

Растения, комбикорм, крупы — под контролем

Россельхознадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере:

Основными документами, регламентирующими деятельность Россельхознадзора, являются:

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В силу п. п. 9, 9.1, 9.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза в три года и чаще. Перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Основанием для включения учреждения в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

План проведения проверок на год утверждается руководителем территориального управления и направляется на согласование в Генпрокуратуру. Все планы проверок в обязательном порядке размещаются на официальных сайтах соответствующих территориальных управлений и Генпрокуратуры.

На вас пожаловались? Ждите инспектора

Законодательно предусматривается и возможность проведения внеплановых проверок. Периодичность их в Законе N 294-ФЗ не оговаривается. Внеплановые проверки могут проводиться по следующим причинам:

О перечисленных фактах могут сообщать граждане и юридические лица. Также информация может поступить из органов государственной власти и местного самоуправления либо из СМИ.

Пример 1. При проведении внеплановой документарной проверки филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Нижегородской области (по письму от жителей деревни Гавриловка Ковернинского района) выявлены следующие нарушения: применение пестицидов на придорожных территориях, находящихся на расстоянии менее 50 м от детских спортивных площадок, а также транспортировка пестицидов в необорудованных транспортных средствах. Это является нарушением ст. ст. 20 и 22 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

По результатам данной проверки был составлен акт, выдано предписание об устранении выявленных правонарушений, составлен протокол об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя филиала ФГУ «Россельхозцентр», вынесено постановление, наложен административный штраф.

Наказание не сильнее нарушения

Сфера деятельности Россельхознадзора охватывает разные области, поэтому государственные инспекторы при проведении проверок руководствуются должностными регламентами, установленными отдельно для каждого контрольно-надзорного отдела. Кроме того, наши сотрудники действуют в соответствии со ст. 18 Закона N 294-ФЗ, в которой предусмотрены обязанности должностных лиц контролирующего или надзорного органа при проведении проверки, в частности:

Руководитель имеет право:

От устного замечания до уголовной ответственности

Для каждого направления деятельности управления характерны свои наиболее часто повторяющиеся нарушения. Так, в области карантина растений значительная доля нарушений выявляется при контроле за перевозимой по территории РФ импортной подкарантинной продукцией без карантинных сертификатов. Данная продукция подвергается экспертизе для установления фитосанитарного состояния либо по результатам досмотра допускается к реализации. Имели место случаи реализации и использования подкарантинной продукции без предъявления ее для государственного карантинного фитосанитарного контроля.

Основные виды нарушений, встречающихся при проведении проверок качества и безопасности крупы при госзакупках, таковы:

Для отдела надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами обычным является выявление следующих нарушений:

На сельхозпредприятиях, использующих семена для производства товарной продукции, наиболее часто встречаются следующие нарушения:

В хозяйствах, занимающихся производством и реализацией семян, наиболее часто встречаются следующие нарушения:

При проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей семенами овощных культур, часто выявляются следующие основные нарушения:

В области ветеринарного надзора обычно выявляются следующие нарушения:

Руководители и сотрудники организаций, допустившие нарушения, несут за это дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в рамках действующего законодательства. Предусмотрены наказания от устного замечания до административного ареста, дисквалификации должностных лиц и административного приостановления деятельности. Однако эти виды наказания применяются только по решению судов. Львиную долю наказаний составляют штрафные санкции.

Пример 2. При проведении обследования земель сельскохозяйственного назначения в Выксунском районе Нижегородской области было выявлено нецелевое использование земельного участка сельхозназначения площадью 0,047 га, расположенного в урочище Красное Пятово Выксунского района в 40 м правее автодороги Новодмитриевка — Семилово, путем несанкционированного складирования на нем пиломатериалов.

По данному факту в отношении директора учреждения были составлены определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Также было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 руб., выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

Пример 3. Отделом ветнадзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в ходе плановой выездной проверки в декабре 2010 г. в отношении СПК «Полянский» были выявлены нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором РФ В.М. Авиловым от 04.12.1995 N 13-7-2/469, допущенные главным ветеринарным врачом СПК. В частности, на территории фермы были обнаружены остатки трупа животного (теленка), куски шкуры, что подтверждается актом проверки. Данные факты являются нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания и наложен штраф в размере 3000 руб.

По факту неуплаты в установленный законом срок административного штрафа было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении должностного лица — главного ветеринарного врача СПК «Полянский». Материалы дела были направлены мировому судье Большеболдинского района Нижегородской области.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в предусмотренный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Мировой судья признал ветеринарного врача СПК «Полянский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и 20 апреля 2011 г. назначил наказание в виде административного ареста сроком на одни сутки.

Пример 4. При проведении плановой выездной проверки ГОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» выявлена закупка крупы у поставщика ЧП Баженова И.А. без документов, подтверждающих ее качество и безопасность (отсутствуют удостоверения качества от изготовителя или фасовщика и сертификаты (декларации) соответствия), что является нарушением п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Нарушение допустил кладовщик. По данному факту составлен протокол об административном нарушении по ст. 7.18 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела 2 июня 2011 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 1500 руб. Для проведения лабораторных исследований на соответствие требованиям ГОСТ 572-60, ГОСТ 5784-60, п. 1.4.3 СанПиН 2.3.2.1078-01 отобраны пробы. По результатам испытаний, проведенных ФГУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора», установлено, что крупа ячменная ячневая не соответствует требованиям ГОСТ 5784-60 по качеству.

В результате директору ГОУ выдано предписание о запрете использования продукции в пищу, вынесено постановление о запрещении использования пищевой продукции и дано предписание об устранении нарушений правил и норм.

Пример 5. В ФГУП «Центральное» Россельхозакадемии выявлено непроведение биологической рекультивации и мероприятий по введению в оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 53,2 га, расположенных северо-восточнее д. Бешенцево Кстовского района и на участке временного отвода при строительстве автомобильной дороги М-7 «Волга» южнее села Вязовка.

По результатам проверки в отношении данного ФГУП составлен протокол об административном правонарушении, материалы дела направлены мировому судье Кстовского района для рассмотрения. Мировым судьей вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *