Устав школы в Казахстане

Как-то привычнее слышать об обязанностях школьников: делать уроки, ходить в школу, не опаздывать на занятия и т.д., но редко упоминается об их правах. Неужели всю школьную жизнь ребенок должен исполнять указания и следовать установленным правилам? А за непослушание получать двойки, нарекания со стороны учителей при одноклассниках? Каждая школа имеет нормативно-правовые документы (они отличаются между собой статусом образовательного учреждения) и, если их просмотреть, то выясняется, что у школьника есть не только обязанности, но и права. Вот отдельные пункты устава школы — гимназии, находящейся в Алматинской области. Учащиеся имеют право: — на получение бесплатного общего образования в соответствии с общеобразовательными стандартами; — на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; — на получение дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных; — на обучение в рамках общеобязательного стандарта по индивидуальному учебному плану в соответствии с законодательством; — на бесплатное пользование библиотечным фондом Гимназии, на медицинское обслуживание; — на участие в управлении Гимназией согласно Уставу и другим актам, поступать в любую школу. Помимо внутришкольных документов, есть другие юридические документы, например Закон Республики Казахстан «Об образовании» Статья 36. Права и обязанности обучающихся и воспитанников. Из большого перечня пунктов хочется уделить внимание только нескольким следующим, на мой взгляд, очень важным: 8) свободное выражение собственных мнений и убеждений; 9) уважение своего человеческого достоинства; 10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности. Так же существуют и международные документы, Декларация прав школьника. Например, в ст.3 п.4 сказано: «Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия». Если дать нашим ученикам почитать эту декларацию, то вряд ли их можно будет заставить подметать улицы и мыть пол в кабинетах после уроков… Хочется подробней остановиться на ситуациях, в которых права школьников нарушаются наиболее часто. Итак:

Описание ситуации Нарушения прав школьника в этом действии Цитата из правового документа, подтверждающее что, это нарушение
Часто учителя «снимают» с уроков учеников для выполнения внешкольных мероприятий. Дети жертвуют своими знаниями. Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия. (Декларация прав школьника)
Ученик школы, не сделав домашнее задание, вынужден выслушать от учителя тираду по поводу того, какой он плохой, неисполнительный, малодумающий, все вечно забывающий и т.д. и т.п. Были упомянуты все возможные мелкие недочеты в предыдущих работах, промахи и ошибки, как показатель постоянства. Когда ученик пытался высказать свою точку зрения, учительница сказала, что тема обсуждению не подлежит. Ученику не дали возможность свободно высказать свое мнение, хотя он соблюдал все правила вежливого общения. Дети имеют право свободно выражать свое мнение, соблюдая при этом нормы вежливости, уважая собеседников, родителей, учителей. (Конвенция о правах ребенка)
Учительница в порыве гнева имеет привычку обзывать учеников, унижая их. уважение человеческого достоинства Каждый ученик имеет право на уважение своего человеческого достоинства. (Закон об образовании Республики Казахстан)

Мало того, права школьников, нарушаются не только в период всего обучения, но и на первом этапе знакомства со школой, буквально с подачи документов в первый класс. Во многих школах практикуется обследование детей при приеме всевозможными психолого-медико-социально-педагогическими и тому подобными комиссиями. Фактически это не что иное, как скрытый конкурсный отбор. По закону, все дети, достигшие школьного возраста, должны быть зачислены в 1-й класс общеобразовательного учреждения, независимо от уровня их подготовки. Исключение составляют частные школы, у них есть право отбора учащихся по отдельным категориям. Какую силу имеют выводы и заключения таких приемных комиссий? Например, вам выдали заключение, что ваш ребенок не подготовлен, неадекватен, заторможен и прочее. В соответствии с действующим законодательством, заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит лишь рекомендательный характер для родителей и ни в коей мере не должно являться поводом для отказа в приеме. Родителям следует знать, что Учеников не выбирают, и система образования создана для реализации вашего права на выбор школы. А не наоборот! Нет у директора школы конституционного права выбирать родителей и детей потому как право ребенка на образование не ставится Конституцией в зависимость от наличия в близлежащей (либо наиболее подходящей) школе свободных мест. Зачастую, при возникновении конфликтных ситуаций, большинство родителей предпочитает не высказывать своих претензий школьной администрации, тем более с самого начала учебного года, опасаясь, что это впоследствии аукнется ребенку недоброжелательным, пристрастным отношением и заниженными оценками. Существуют и более сложные ситуации. Уже никого не удивляет психологическое насилие над учениками, как со стороны одноклассников, так и учителей. Часто именно по этой причине дети прогуливают занятия. Конечно, кому будет приятно, когда при всем классе после очередного диктанта, делают замечания относительно постоянно повторяющихся ошибок. О каком уважении к учителю может идти речь? Да, неприятно, но это еще можно пережить, уладить ситуацию, обратиться к школьному психологу. А что делать, когда происходит физическое насилие? Что может быть страшнее для родителей, отправляющих своего ребенка в школу? Несмотря на то, что в республике запрещено телесное наказание в образовательных учреждениях, факты применения неподходящих дисциплинарных методов, включая физическое наказание, существуют, что не может не настораживать. В 28-й статье Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники помнят и заботятся об обеспечении школьной дисциплины гуманными методами. Но случаи некорректного поведения отдельных педагогов в системе образования Республики — не редкость. Причем нарушители прав детей уверены в собственной безнаказанности, потому что они востребованы в своей школе, и администрация будет защищать каждого учителя, при этом не вспоминая о правах и интересах ребёнка. В подобных ситуациях пострадавших детей чаще всего характеризуют с отрицательной стороны. В Общественную приемную Рабочей группы по защите прав детей Республики Казахстан поступают обращения от родителей учащихся, свидетельствующие о плохом обращении с детьми со стороны учителей школ. Подобные факты были выявлены в гг. Алматы, Павлодаре, Костанайской и др. областях. Так, например, из заявления А. А. следует, что в одной из музыкальных школ г.Алматы учитель, применив физическое насилие, посадил детей в шкаф, подперев дверь стулом и оставив их там на некоторое время. После того, как напуганные, задыхающиеся и заплаканные дети вышли из шкафа, учитель поставил их и стал бить головой о стену. Факт избиения был подтвержден одноклассниками. Все попытки А. А. (матери пострадавшего) защитить права ребенка и добиться справедливости с помощью администрации школы не увенчались успехом. При этом директор школы не только не наказал виновного педагога, но и встал на сторону зарвавшегося педагога. В г. Павлодаре одна из мам, пытаясь защитить своего ребенка, сама оказалась жертвой несправедливого судебного преследования со стороны преподавателя К., который применил рукоприкладство и оскорбил ее ребенка нецензурными словами. В данном случае понес наказание только директор школы № 5, а сам педагог, который позволил себе такое малодостойное поведение в отношении ребенка, продолжает учить детей. Но будем объективны: права учителей ущемляются не меньше. Им часто приходится выполнять те или иные задания по поручению руководства. Может, сам учитель не отрывал бы детей от урока, отправляя их подметать улицы, ведь у него есть определенный план занятий, но потерять работу за неподчинение, тоже не хочется. Нередко и сами ученики провоцируют учителя, мешая проведению занятия. Но в любом случае педагог имеет больше возможностей не вступать в конфликт с ребенком. У него всегда есть право выбора: он может отказаться вести предмет в определенном классе, может поменять работу. А у ученика нет права выбора, даже несмотря на плохое поведение, ему все равно придется идти в школу. И, — нравится, не нравится, — ходить на уроки к учителям, к которым относится негативно. Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru

Об образованииСтатья 47. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников

1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право на выбор организаций образования и формы получения образования в соответствии с условиями приема.
2. Лица, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.
К обучающимся относятся учащиеся, кадеты, курсанты, слушатели, студенты, магистранты, интерны, слушатели резидентуры и докторанты.
К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях.
3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:
1) получение качественного образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;
2) обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным программам по решению совета организации образования;
3) выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами;
4) получение дополнительных образовательных услуг, знаний согласно своим склонностям и потребностям на платной основе;
5) участие в управлении организацией образования;
6) восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности или образовательной программы высшего образования на другую, с платной основы на обучение по государственному образовательному заказу или с одной формы обучения на другую;
7) бесплатное пользование информационными ресурсами в организациях образования, в том числе в доступной форме для инвалидов, детей с ограниченными возможностями, обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами и учебно-методическими пособиями, в том числе изготовленными для инвалидов, детей с ограниченными возможностями;
8) бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой;
9) получение информации о положении в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
10) свободное выражение собственного мнения и убеждений;
11) уважение своего человеческого достоинства;
12) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.
4. Обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от ведомственной подчиненности, имеют право на:
1) льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов;
2) совмещение обучения с работой в свободное от учебы время;
3) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. По медицинским показаниям и в иных исключительных случаях обучающемуся может предоставляться академический отпуск.
6. Граждане, окончившие организации образования, обладают равными правами при поступлении в организации образования следующего уровня.
6-1. Исключен Законом РК от 09.04.2016 № 501-V (вводится в действие с 01.01.2017).
6-2. Исключен Законом РК от 09.04.2016 № 501-V (вводится в действие с 01.01.2017).
7. Студентам, интернам, магистрантам, докторантам, слушателям резидентуры, слушателям подготовительных отделений организаций высшего и (или) послевузовского образования, обучающимся в организациях образования по государственному образовательному заказу по очной форме обучения, может выплачиваться государственная стипендия. Правила назначения и выплаты государственной стипендии, а также ее размеры утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Государственная именная стипендия выплачивается наиболее одаренным магистрантам организаций высшего и (или) послевузовского образования и обучающимся организаций высшего и (или) послевузовского образования Республики Казахстан по очной форме обучения на основании решений ученых советов организаций высшего и (или) послевузовского образования.
Инвалиды по зрению и инвалиды по слуху, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой (попечительством), а также студенты и магистранты, имеющие по результатам очередной промежуточной аттестации обучающихся только оценки «отлично», имеют право на получение повышенной государственной стипендии, размер которой определяется Правительством Республики Казахстан.
Именные стипендии, учреждаемые физическими и юридическими лицами, назначаются обучающимся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования.
Размеры именных стипендий и порядок их выплаты определяются органами и лицами, их учредившими.
8. Исключен Законом РК от 24.10.2011 № 487-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
В пункт 9 предусмотрено изменение Законом РК от 04.07.2018 № 171-VI (вводится в действие с 01.09.2023).
9. Обучающиеся, принятые на обучение в соответствии с государственным образовательным заказом, обеспечиваются организациями образования местами в общежитиях в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.
10. Отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается.
11. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и (или) воспитывающиеся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении.
12. Отдельным категориям обучающихся и воспитанников предоставляются и другие льготы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
13. Обучающиеся на основе государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования имеют право на льготный проезд в период зимних и летних каникул на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси).
14. Обучающиеся и воспитанники обязаны овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования, соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг.
15. Обучающиеся и воспитанники обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к духовному и физическому самосовершенствованию.
15-1. Обучающиеся в организациях среднего образования обязаны соблюдать требования к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования.
Обучающиеся в иных организациях образования обязаны соблюдать форму одежды, установленную в организации образования.
16. Обучающиеся и воспитанники обязаны уважать честь и достоинство педагогического работника, традиции учебного заведения, в котором они обучаются.
17. Граждане из числа сельской молодежи, поступившие в пределах квоты, установленной подпунктом 3) пункта 8 статьи 26 настоящего Закона, на обучение по педагогическим, медицинским и ветеринарным специальностям, обязаны отработать соответственно в государственных организациях образования, государственных медицинских организациях, в подразделениях государственных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, либо в государственных ветеринарных организациях, расположенных в сельской местности, не менее трех лет после окончания организации высшего и (или) послевузовского образования.
Граждане Республики Казахстан, поступившие на педагогические и медицинские специальности на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в государственных организациях образования и государственных организациях здравоохранения не менее трех лет после окончания организации высшего и (или) послевузовского образования.
Граждане Республики Казахстан, обучившиеся по другим специальностям на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать не менее трех лет в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Граждане, поступившие на обучение в докторантуру по программе докторов философии (PhD) на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в организациях высшего и (или) послевузовского образования или научных организациях не менее трех лет после завершения обучения.
Обеспечение мониторинга и контроля за соблюдением выполнения лицами, указанными в настоящем пункте, своих обязанностей по отработке или возмещению расходов бюджетных средств в случае неотработки возлагается на оператора уполномоченного органа в области образования.
Граждане Республики Казахстан из числа сельской молодежи, поступившие в пределах квоты, установленной подпунктом 6) пункта 8 статьи 26 настоящего Закона, на обучение по педагогическим, техническим и сельскохозяйственным специальностям, обязаны отработать в регионе по месту обучения не менее трех лет после окончания организации высшего и (или) послевузовского образования.
17-1. Право на первоочередное распределение на работу в государственные организации образования и государственные медицинские организации имеют:
1) лица, супруг (супруга) которых проживают, работают или проходят службу в населенном пункте, предоставившем вакансию;
2) лица, у которых один или оба родителя являются инвалидами, а также лица, являющиеся опекунами и попечителями, постоянно проживающие в населенном пункте, предоставившем вакансию.
17-2. Освобождение от обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, предоставляется решением комиссии по персональному распределению молодых специалистов следующим категориям молодых специалистов:
1) лицам в случае отсутствия вакансий в населенном пункте по месту проживания, работы или прохождения службы супруга (супруги);
2) инвалидам I и II группы;
3) лицам, поступившим для дальнейшего обучения в магистратуру, резидентуру, докторантуру;
4) беременным женщинам, лицам, имеющим, а также самостоятельно воспитывающим ребенка (детей) в возрасте до трех лет.
17-3. Прекращение обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, без возмещения расходов, понесенных за счет бюджетных средств, связанных с обучением, наступает:
1) в связи с исполнением обязанностей по отработке;
2) в связи со смертью обучающегося (молодого специалиста), подтверждаемой соответствующими документами;
3) в случае установления инвалидности I и II группы в течение срока отработки;
4) в связи с освобождением от обязанности по отработке в случаях, предусмотренных пунктом 17-2 настоящей статьи.
17-4. За неисполнение обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, молодой специалист обязан возместить расходы, понесенные за счет бюджетных средств в связи с его обучением, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17-2 настоящей статьи, в бюджет.
17-5. На требования оператора уполномоченного органа в области образования по возмещению расходов бюджетных средств в случае неисполнения молодыми специалистами обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, исковая давность не распространяется.
18. За нарушение обязанностей обучающимися, воспитанниками к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка и уставом организации образования, либо иные меры, предусмотренные договором о предоставлении образовательных услуг.
Сноска. Статья 47 с изменениями, внесенными законами РК от 19.01.2011 № 395-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 24.10.2011 № 487-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 09.01.2012 № 535-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 21.07.2015 № 337-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.11.2015 № 398-V (порядок введения в действие см. ст.2); от 24.11.2015 № 421-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 09.04.2016 № 501-V (вводится в действие с 01.01.2017); от 04.07.2018 № 171-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2018 № 172-VІ(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Права и обязанности учащихся Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Республики Казахстан

Права и обязанности учащихся

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Республики Казахстан.

Права и обязанности учащихся

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Республики Казахстан.

Учащийся имеет право на :

· Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

· Свобода информации.

· Свобода мысли, совести и религии.

· Уважение человеческого достоинства.

· Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.

· Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).

· Получение дополнительных платных образовательных услуг.

· Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

· Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком; в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа.

· Дополнительная бесплатная помощь учителя в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

· Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

· Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

· Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом (Совет школы: совет старшеклассников, родительский комитет школы, м/о классных руководителей).

· Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.

· Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

· Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.

· Использование права экстерната, домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов, индивидуальных образовательных программ, в 10-11 классе – индивидуального учебного плана. По заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и решению педагогического совета, учащиеся 11 классов могут быть освобождены от посещения во втором полугодии занятий по отдельным предметам (либо иметь один свободный день учебной недели).

· Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1 — го по 6-й включительно, а также отсутствие задания на каникулы для учащихся всей школы, кроме чтения художественной литературы.

· Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на Совете школы, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

· Внесение предложений об изменениях в образовательной деятельности школы в утвержденном порядке.

· Использование для выступлений средства массовой информации школы — стенды: «информации», «школьная жизнь», издание газет.

· Право знать о проставленных ему оценках — как за устные, так и за письменные работы.

· Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.

· Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

· Право быть выслушанным.

· Право создать общественную организацию по защите прав учащегося в составе учителей, родителей, учеников.

Общие правила поведения

· Дисциплина и порядок в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается.

· Права и обязанности учащихся школы определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами.

· Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять внутреннего распорядка:

· Соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов), не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины;

· Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе;

· Беречь школьное здание, оборудование, имущество;

· Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе;

· Соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалках, туалете;

· Уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;

· Принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы;

· Учащийся приходит в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

· Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

· Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы и с ее территории в урочное время.

· Выйти из школы можно, лишь предъявив записку от учителя, медицинского работника дежурному охраннику.

· В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска занятий более трех дней, учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.

· Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие — младшим, мальчики — девочкам.

· Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство.

· Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения учеником умышленного ущерба имуществу школы, родители (лица, их заменяющие) учащегося возмещают ущерб.

· Учащимся во всех случаях следует уважать чужие права собственности. Книги, одежда и прочие личные вещи, находящиеся на территории школы, принадлежат их владельцам.

· Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается передать охраннику и вывесить объявление об утерянных вещах.

· К учащимся, присвоившим, чужие личные вещи, будут применены дисциплинарные взыскания.

· Физическая конфронтация, запугивание и издевательства являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобные попытки унижения, подчинения или манипулирования людьми.

· На уроках не разрешается жевать жвачку и принимать пищу, слушать плеер, пользоваться мобильным телефоном (играть, разговаривать, включать звук звонка).

· Ученик обязан выполнять домашние задания.

· По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.

· Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.

· Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

Поведение на занятиях

· Не опаздывать на урок. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме уроков информатики в компьютерном классе).

· Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы.

· Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами.

· Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.

· Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

· Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.

· Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов (соблюдая корректную форму).

· На уроках учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему следует бережно и аккуратно.

· Ученики не должны разговаривать на посторонние темы на уроках, так как они этим нарушают права других на получение необходимых знаний.

Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий

· Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:

• навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
• выйти из класса, если попросит учитель;
• подчиняться требованиям дежурного учителя по этажу.

· Время перемены — личное время каждого учащегося. Он может его проводить по своему разумению, однако, не должен мешать другим.

· Во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории).

· Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

· Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр.

· Во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

· Во время перемен учащимся запрещается употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.

· Во время перемен учащимся не разрешается выходить из школы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

· В школе категорически запрещается курение.

· Категорически запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

· На переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, дежурному администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.

Обязанности дежурного по классу

· Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

· Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.

· Во время перемены дежурный ученик (ученики) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя.

· В конце рабочего дня дежурные учащиеся готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, полы, поливают цветы).

· Дежурные 1-3-х классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Поведение учащихся в столовой

· Во время приема пищи в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.

· Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.

· Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить окружающих.

· Учащиеся убирают за собой посуду после принятия пищи, ставят на место стулья.

· Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

· Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

· Запрещается выносить еду из столовой. Купленную в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты надо есть в столовой (закрытые упаковки можно оставить до следующей перемены).

· Учащиеся имеют право принести в столовую принесенный из дома завтрак.

· Дежурные по столовой помогают обслуживающему персоналу накрывать столы, убирать посуду со столов, вытирают столы, расставляют на место стулья.

Правила пользования библиотекой

· Учебники оборачиваются бумагой или вкладываются в специальную обложку.

· Не загибать страницы учебника, пользоваться закладкой.

· Не закладывать в учебник ручку или карандаш, от этого ломается переплет.

· Не писать и не рисовать в учебниках – это общественная собственность.

· Не брать учебник грязными руками и не читать его во время еды.

· Класть учебник только на чистый стол или парту.

· За потерянную или испорченную книгу принести замену или возместить согласно действующему законодательству.

Рекомендации к внешнему виду учащихся

· Школьная форма серого цвета предусматривает:

· комплект школьной формы для мальчиков:

— пиджак, жилет, брюки;

— парадная рубашка белого цвета, повседневная рубашка светлого цвета (зимний период: трикотажный жилет серого цвета, водолазка белого и светлого цвета);

· комплект школьной формы для девочек:

— пиджак, жилет, юбка, брюки, классическая блузка офисного стиля, белого и светлого цвета ( зимний период: трикотажный жилет серого цвета, сарафан, водолазка белого и светлого цвета); туфли с каблуком не более 3 см.

· ношение головных уборов в школе запрещено.

· Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение человека к самому себе и обществу.

· В школе запрещено носить одежду и аксессуары, рекламирующие неформальные движения, агрессию и насилие, в т. ч. изображение листков конопли.

· Рекомендуется не применять излишнюю косметику и не носить много украшений на занятия.

· Волосы должны быть аккуратно пострижены и причесаны (длинные волосы необходимо собрать, чтобы не мешали). Не делать слишком авангардные прически.

· Находиться в школе в верхней одежде без особых на то причин не разрешается.

· В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.

· Не разрешается ходить в школе с оголенным животом, с пирсингом; девушкам рекомендуется ходить в обуви на низком или среднем каблуке.

· Спортивная одежда предназначена для урока физической культуры, на других уроках она неуместна.

· На торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей одежде (нарядно-деловые костюмы).

· На праздничные вечера, концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственность учащихся

· По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет.

· Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

· К учащимся допустившим запугивание и издевательство над сверстниками, должны быть приняты дисциплинарные меры, вплоть до исключения из школы.

· Решение об исключении обучающего, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

· Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие алкогольных напитков, потребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей (законных представителей) в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

· Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

· При отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка имущественные административные санкции взыскиваются с родителей (законных представителей).

· Гражданстко – правовая ответственность за имущественный или моральный вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, в соответствии с Гражданским кодексом РК, лежит на родителях (законных представителях).

· В возрасте от 14 до 18 лет несовершеннолетние самостоятельно несут гражданско-правовую ответственность за причиненный вред, в т. ч. моральный (оскорбление, хамство). При недостаточности у него имущества дополнительная ответственность возложена на родителей (законных представителей), если они не докажут, что вред возник не по их вине.

· Любое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества квалифицируется как мелкое хулиганство. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административного ареста на срок 15 суток.

· Учащиеся несут ответственность за сохранность своих личных вещей, в том числе за плееры, мобильные телефоны.

Права учащихся школ в РК

Читайте также эту статью на казахском языке
Из этой статьи вы узнаете:

  • Декларация прав ребенка
  • Права учащихся в школе
  • Обязанности учащихся в школе

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Сохранение истинных духовных ценностей человека возможно только в семье, а их передача – только через детей. Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью защиты их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблемам охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

★ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ★

Роль семьи в правовом воспитании ребенка

О. Ю. Кадочникова

учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 3», г. Караганда О повышении правовой грамотности родителей, ознакомлении родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка, а также правах, обязанностях и ответственности родителей рассказывает автор на примере родительского собрания.

Декларация прав ребенка

Первым документом, регулирующим права детей, была Декларация прав ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются главные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, которые государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция признает за каждым ребенком (независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения) юридическое право:

  • на воспитание;
  • на развитие;
  • на защиту;
  • на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» утверждает право детей на бесплатное образование.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта, имеющий большое педагогическое значение. Конвенция провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Реализация прав ребенка включает защиту:

  • от всех форм жестокого обращения;
  • права на охрану жизни и здоровья;
  • права на образование;
  • права на игру;
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Каждый человек, конечно, имеет свои права, но пользоваться ими можно, не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность каждого человека.

Права учащихся в школе

Учащиеся имеют право на:

1) получение качественного образования;

2) получение дополнительных образовательных услуг;

3) участие в управлении организацией образования;

4) бесплатное пользование информационными ресурсами, обеспечение учебниками;

5) бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой;

6) свободное выражение собственного мнения и убеждений;

7) уважение своего человеческого достоинства;

8) поощрение и вознаграждение

Обязанности учащихся в школе

Учащиеся обязаны:

— овладевать знаниями, умениями и навыками; — соблюдать правила внутреннего распорядка; — заботиться о своем здоровье, стремиться к духовному и физическому самосовершенствованию. — соблюдать форму одежды, установленную в организации образования; — обязаны уважать честь и достоинство педагогического работника, традиции учебного заведения, в котором они обучаются.

Скачать: Договор с родителями на оказание платных дополнительных образовательных услуг DOC файл Жүктеу: Ата-аналармен қосымша ақылы білім беру қызметтерін көрсету бойынша шарт DOC файл Скачать: Договор об обучении между школой и родителями DOC файл Жүктеу: Мектеп пен ата-аналар арасындағы шарт DOC файл

Источник: журнал «Справочник классного руководителя»

  • Визитная карточка школы
  • Паспорт
  • Директор
    • Сраница директора
    • Отчёт директора школы
  • Администрация школы
  • НҰРЛЫ ЖОЛ — ПУТЬ В БУДУЩЕЕ
  • Наши учителя
    • Педагоги предшкольных классов
    • Педагоги начальных классов
    • Педагоги старших классов
  • Новости школы
    • Будни школы
    • Дорога в школу
  • Правила приема в школу
  • Достижения школы
    • Достижения школы
  • Информатизация школы
    • План работы
    • Анализ работы
  • Безопасный интернет
    • План мероприятий
    • Безопасный интернет для детей
    • Ребенок и интернет
  • Безопасное лето 2019
  • Лето 2019
    • Лагерь «Улыбка»
    • План работы пришкольного лагеря «Улыбка»
    • Новости лагеря «Улыбка» 2019
  • Дорога в школу
    • Дорога в школу
  • Противодействие корупции
    • Информация
    • Нормативно-правовые акты РК в области борьбы с коррупцией
    • Итоги анонимного анкетирования в школе
    • Итоги анонимного анкетирования в мини-центре «Айдана»
  • Информация для родителей
    • Школьная форма
    • Правила пропускного режима
    • 1 сентября
    • Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна
    • Профилактика религиозного экстремизма
    • Cистема онлайн-контроля за успеваемостью для учеников и их родителей
    • Информация об отмены занятий в зимний период
    • Уполномоченный по правам ребенка в РК
    • Я — Ваш ребенок
    • Суициды среди несовершеннолетних
    • Как избежать конфликтов со школой
    • Режим дня
    • Деликатный разговор
    • Возрастные особенности детей
    • Безопасность детей
  • Информация для учащихся
    • Расписание
    • Расписание кружков и секции
    • Информация об отмены занятий в зимний период
    • Права и обязанности учащихся
    • О пользе добрых слов
    • Каникулы
    • Радоваться жизни? ЛЕГКО!
    • Национальный телефон доверия для детей и молодежи
    • Навигатор профессий
  • Открытый бюджет
    • Открытый бюджет
  • Виртуальный музей
  • Методический кабинет
    • МО классных руководителей
    • МО учителей казахского языка
    • МО общественно-гуманитарного цикла
    • МО учителей естественно-математического цикла
    • МО учителей начальных классов
  • Профориентация
    • КарГТУ
  • Объявление
    • Малышкина школа
    • Лагерь 2019
    • Группа продленного дня
    • Родительское собрание
    • БУККРОССИНГ
    • «Неделя Компьютерных Наук»
    • Компьютерная Академия ШАГ
    • Собрание родителей
    • СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЯРМАРКА
    • Дополнительное образование
    • Детский фестиваль искусств «Фильм! Фильм! Фильм!»
    • Карагандинский марафон «Арманға жол»
    • Школа робототехники
    • ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Карагандинской области
  • Школьное питание
    • Советы по правильному питанию
    • Организация питания в школе
  • Социально-педагогическая служба
    • Социальный педагог
    • Циклограмма работы социального педагога
    • Советы родителям
    • Совет учителям
  • Школьная команда безопасности
    • Школьная команда безопасности
    • Вниманию учащихся!
  • Попечительский совет
    • Попечительский совет
  • Школьная библиотека
    • Школьная библиотека
    • Анализ работы школьной библиотеки
    • План работы
    • Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Республики Казахстан
  • Профсоюзная жизнь школы
    • Профсоюзная жизнь школы
    • Правила внутреннего трудового распорядка
    • Новости
  • Олимпиады и конкурсы
    • Олимпиады для учителей
    • Олимпиада для учеников
  • Медицинская служба
  • ТЕРМИНЫ УТВЕРЖДЕННЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМИССИЕЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
  • Наши статьи
  • Наши партнеры
    • Карагандинский Государственный университет
  • Объявления гос.закупок
  • Вопросы и ответы
  • Планы закупок и поставщики

Школьников нельзя лишать смартфонов — юрист

По словам юриста, предложение, которое активно продвигает МОН РК, «это не что иное как нарушение права собственности, более того, противоречит Конституции». Сулейманов уверен — запреты никогда не бывают эффективными и надо искать другой путь.

— Сотовый телефон — это собственность ребенка, а значит никто не вправе запрещать пользоваться им. Права собственников прописаны в Конституции, — говорит юрист.

Родителей заставляют нарушать закон

— Сейчас на школьных собраниях по итогам первой четверти, по распоряжению чиновников от образования, с родителей собирают подписи под документом, одобряющим запрет гаджетов. Если кто-то отказывается ставить подпись, то должен письменно объяснить причины своего несогласия.

— Все гаджеты, смартфоны и иные технические средства являются частной собственностью школьников, так как либо подарены родителями, либо куплены детьми на собственные накопления. Я напомню, частная собственность в нашей стране является неприкосновенной и защищается законом. Больше того, частная собственность священна со времен римского права и к ней надо относиться с большим уважением.

А теперь представьте —

все дети подпишут петицию, запрещающую родителям пользоваться смартфонами

Абсурд? Почему же тогда родители уверены, что могут ограничить права ребенка без его согласия?

— То есть подписывая документ для министерства образования, родители поступают противозаконно?

— Понимаете, в данном случае правом собственности наделен не родитель, а школьник, причем независимо от его возраста. И ребенок вправе отстаивать свои права, потому что такой же гражданин, как и все — у него есть свои определенные права, пусть усеченные, но они есть, он вполне может владеть определенным имуществом и распоряжаться им так, как пожелает.

Право частной собственности формирует и отношение государства к гражданину

Но у нас в Конституции есть статья, кстати моя любимая, 39-ая, где написано, что права, в том числе право собственности, могут быть ограничены законом. То есть только закон, принятый парламентом и подписанный президентом, может ограничить право любого лица, в том числе и ребенка, на что-либо. Подчеркну — только закон! Никакие приказы, правила, инструкции, внутренние положения и уставы не могут никоим образом ограничить право школьника пользоваться гаджетами.

Запретный плод сладок

— Эта бумага, которую родители сейчас подписывают в школах, может послужить основанием для внесения изменений в закон «Об образовании»?

— Не факт. Законом можно ограничить права собственности в исключительных случаях, к примеру, когда нарушаются интересы государства. О каком нарушении интересов государства может идти речь в данном случае?

Запреты, тем более в отношении детей, никогда не бывают эффективными. Все мы помним, что запретный плод самый сладкий и может вызывать повышенный интерес у детей, что приведет к обратному эффекту. На уроках могут возникать конфликтные ситуации между учителем и учащимися. Допустим такую ситуацию: школьник принес на урок смартфон, что должен сделать педагог?

— Отобрать?

— У учителя есть определенные права — поставить двойку, вызвать к доске, дать задание выучить стихотворение, но посягать на частную собственность он не имеет права.

Педагог не имеет права отобрать смартфон, потому как это будет называться самоуправством,

за что есть уголовная статья. Ни учитель, ни директор не имеют права изымать имущество другого лица.

— Как должен поступить учитель в таком случае?

— Забирать много ума не надо. Учителям нужно найти золотую середину — как-то договориться, причем не с родителями, а с учениками. Нужно убедить пользоваться смартфоном в пределах разумной необходимости, исходя из уважения к образовательному процессу. Вот этот момент очень важен, потому как это показывает работу администрации и преподавательского коллектива каждой школы отдельно. Каждая школа должна самостоятельно найти какие-то механизмы, но ни в коем случае ни учитель, ни директор, ни начальник управления образования, ни прокурор — никто не имеет права изымать собственность ребенка без постановления об изъятии, которое подписано судьей.

Запрет смартфонов — проверка для госорганов на демократичность

— Генеральная прокуратура рассматривает вопрос «положительного влияния запрета смартфонов на учебных процесс».

— Запрет гаджетов в школах на уровне прокуратуры или Министерства образования и науки покажет, действительно ли у нас либеральное государство, где во главу угла ставят ценность человека и его права и свободы.

Вы ничего не докажете! В школе Алматы запретили съемки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *