Учитель без категории

Содержание

Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам

15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, утвердивший новый порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации) (см. в блоге «Аттестация педработников – новый порядок» «Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности»). ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил «Комментарий к порядку проведения аттестации педагогических работников» (далее — Комментарий) (см. Информационный бюллетень ЦС №6. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Москва, июнь 2014 г.), в котором даны разъяснения отдельных положений Порядка аттестации.

О квалификационных категориях

Согласно новому Порядку аттестации квалификационные категории, ранее установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Педработник может аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории. Аттестация на квалификационную категорию осуществляется по личному желанию педработника.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 (см. в блоге Мониторинг в образовании);
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Кто проводит аттестацию

Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся.

Аттестация педработников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Регламент работы аттестационных комиссий должен обеспечивать педагогическим работникам право для обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, обеспечивать рассмотрение их заявлений в срок не более 30 дней, а проведение аттестации — в течение периода, не превышающего 60 дней и с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории.

Заявление о проведении аттестации

Аттестация педработников проводится на основании их заявлений о проведении аттестации. В заявлении о проведении аттестации указывается квалификационная категория и должность, по которой педработник желает пройти аттестацию.

Порядком аттестации не предусмотрено представление педагогическим работником помимо заявления каких-либо дополнительных сведений и материалов, необходимых на этапе осуществления всестороннего анализа его профессиональной деятельности, а также назначение каких-либо испытаний.

Заявление подается педагогом непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляется в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Порядок аттестации не предусматривает согласование заявлений педагогических работников с работодателем, а также квотирование или установление каких-либо соотношений количества устанавливаемых квалификационных категорий.

Как отмечается в Комментарии, не может быть отказано в приеме заявления и в определении срока проведения аттестации педагогического работника по причине:

  • несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационной характеристикой (профессиональным стандартом);
  • истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления;
  • в прохождении аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • наличия перерыва в педагогической деятельности;
  • незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Также не может быть отказано в приеме заявления и в прохождении аттестации педагогическим работникам, которые по каким-либо причинам до подачи заявления не воспользовались правом на подготовку и дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года, как это предусмотрено законом об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

В то же время Порядком аттестации предусмотрены основания, по которым педагогам может быть отказано в приеме заявлений:

  • если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением высшей квалификационной категории следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;
  • если обращение за установлением первой либо высшей квалификационной категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении квалификационной категории.

Какие-либо другие основания, по которым педагогическим работникам может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории, не предусмотрены.

Как проходит аттестация

Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

  • определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
  • осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

Заявление рассматривается на заседании аттестационной комиссии, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
  • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Оформление результатов аттестации

Аттестационный лист при аттестации, проводимой в целях установления квалификационных категорий, не оформляется.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

Реализация решения аттестационной комиссии

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

У педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, со дня вынесения решения аттестационной комиссии возникает право на повышенный уровень оплаты труда, что является одной из основных задач аттестации (пункт 3 Порядка аттестации).

Порядком аттестации установлено, что обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, осуществляется с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. Т.о., подчеркнуто, что неправомерно осуществлять повышение оплаты труда только за объем преподавательской (педагогической) работы в пределах нормы часов педагогической работы, установленной за ставку заработной платы, а также только по основному месту работы.

Об апелляции

Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О некоторых основаниях для сохранения уровня оплаты труда на определенный период с учетом имевшейся квалификационной категории

Запрет на продление срока действия квалификационной категории, предусмотренный пунктом 24 Порядка аттестации, не означает, что по его истечении за педагогическим работников при определенных обстоятельствах не может быть сохранен имевшийся уровень оплаты труда.

Вот что сказано об этом в Комментариях.

«В Отраслевом соглашении на 2012 — 2014 годы, заключенном между Общероссийским профсоюзом образования и Министерством образования и науки Российской Федерации, содержится рекомендация о закреплении в региональных и иных соглашениях, коллективных договорах оснований, когда педагогические работники, у которых истек срок действия квалификационной категории, будут иметь право на сохранение (установление) уровня оплаты труда, предусмотренного для лиц, имеющих соответствующие квалификационные категории.

К примеру, к таким основаниям в целях материальной поддержки педагогических работников могут быть отнесены случаи, когда срок действия квалификационной категории истек (истекает):

— в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет;

— в период, составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;

— в период исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

— в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения.

Перечисленные основания для сохранения уровня оплаты труда на определенный период с учетом имевшейся квалификационной категории не являются исчерпывающими. В региональных и территориальных соглашениях и в коллективных договорах могут предусматриваться и другие основания.

В региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах могут предусматриваться также положения, в соответствии с которыми педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию по одной должности, будет производиться оплата труда за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, но по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы (профили деятельности) в образовательном учреждении.

Рекомендации об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, предусмотрены в приложении № 2 к федеральному Отраслевому соглашению. Перечень должностей в указанных рекомендациях не является исчерпывающим и может дополняться.

В региональных соглашениях могут закрепляться положения о прохождении аттестации на ту же самую квалификационную категорию, для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников».

Примечание: 1.Согласно постановлению Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на их официальных сайтах в сети «Интернет» в виде итоговых отчетов по форме, установленной Минобрнауки РФ, не реже 1 раза в год в соответствии со сроками, установленными ими.

Перечень документов для аттестации материал по теме

Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги

Персональный пакет документов получателей госуслуги включает в себя:

— заявление

— представление работодателя на педагогического работника

— согласие педагогического работника на обработку персональных данных

— аттестационный лист

— самооценка профессиональной деятельности, таблица итоговых баллов, диаграммы лепестковая и столбчатая;

— копия(и) диплома(ов) об образовании;

-копия аттестационного листа или выписки из приказа по итогам предыдущей аттестации (если педагогический работник ранее был аттестован);

— документ (копия документа), подтверждающий назначение на должность, по которой аттестуется педагогический работник (выписка из приказа);

— копия(и) документа(ов) о прохождении курсов повышения квалификации либо профессиональной переподготовки (не менее 72 часов);

— копия(и) документа(ов) о награде(ах), ученой степени.

Копии вышеуказанных документов должны быть заверены подписью руководителя образовательного учреждения и печатью.

В аттестационную комиссию министерства общего

и профессионального образования Ростовской области

от _____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

(должность, место работы)

(наименование образовательного

учреждения по уставу)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня в 20_____ году на ___________ квалификационную категорию по должности _____________________________.

В настоящее время (имею _____________ квалификационную категорию, срок ее действия до ______________) либо (квалификационной категории не имею).

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к _____________________________ квалификационной категории: _____________________________________________________________________

Сообщаю о себе следующие сведения:

образование (когда и какое образовательное учреждение профессионального образования окончил, полученная специальность и квалификация _______________

стаж педагогической работы (по специальности) ________ лет,

в данной должности ________ лет; в данном учреждении _______ лет.

Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание _______________________________________________________________________

Сведения о повышении квалификации ________________________________

Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести

в моем присутствии (без моего присутствия)

(нужное подчеркнуть)

С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлен(а).

«____» _____________ 20____ г. Подпись _________

Телефон дом. __________________, сл. ________________

Председателю аттестационной комиссии

министерства общего и профессионального

образования Ростовской области

Согласие на обработку персональных данных

Я, ________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

(должность, наименование образовательного учреждения (по уставу)

______________________________________серия___________№______________ выдан_____________

(вид документа, удостоверяющего личность)

в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не возражаю против ознакомления, получения, обработки, хранения моих аттестационных материалов (персональных данных) уполномоченными специалистами минобразования Ростовской области и (или) передачи их должностным лицам, осуществляющим процедуру аттестации.

Настоящее согласие может быть отозвано мной в письменной форме.

Дата Подпись

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ

(администрация государственного образовательного учреждения

представляет на рассмотрение аттестационной комиссии министерства общего и профессионального образования Ростовской области педагогического работника (Ф.И.О.) _________________________________________________ для аттестации с целью установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к _____________________ квалификационной категории, (первой, высшей)

по должности «____________________________________».

Наличие квалификационной категории _____________________________________,

(первая, высшая) дата присвоения

Дата рождения аттестуемого _____________________________ (число, месяц, год).

Сведения об образовании аттестуемого:

образование _____________________________________________________________________________

(профессиональное (начальное, среднее, высшее)

учебное заведение________________________________________________________

год окончания ___________________________________________________________

специальность по диплому _______________________________________________;

курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, стажировка, тренинг, семинар, авторская школа за предшествующие 5 лет (учебное заведение, год окончания, тема, объем в часах)____________________________________________________________

профессиональная переподготовка за предшествующие 5 лет (учебное заведение, год окончания, тема, объем в часах)_______________________________________________

обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам (магистратура, аспирантура, докторантура (учебное заведение, год окончания, тема исследования) ________________________________________________________________

Поощрения наградами муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, минобразования Ростовской области, Администрации Ростовской области, Минобрнауки России и т.д.________________

Общий трудовой стаж: __________ лет, стаж педагогической работы _________ лет, в аттестуемой должности ________ лет, стаж работы в данном учреждении _________ лет.

Дата назначения на аттестуемую должность ________________________________

Основание назначения: приказ ОУ от _____________________ №______________

Оценка профессиональных качеств педагогического работника:

Оценка деловых качеств педагогического работника:

Результаты профессиональной деятельности педагогического работника:

(администрация государственного образовательного учреждения)

ходатайствуют перед аттестационной комиссией министерства общего и профессионального образования Ростовской области о принятии решения:

уровень квалификации (указываются Ф.И.О. аттестуемого, должность) соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Работодатель

(руководитель ОУ)

________________ _______________ ______________________

(дата) (подпись) (расшифровка подписи)

МП

Представитель первичной

профсоюзной организации ОУ

________________ _______________ ______________________

(дата) (подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель муниципального

органа, осуществляющего

управление в сфере образовании

________________ _______________ ______________________

(дата) (подпись) (расшифровка подписи)

МП

Аттестуемый работник

________________ _______________ ______________________

(дата) (подпись) (расшифровка подписи)

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество:

2. Год, число и месяц рождения:

3. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность:

4. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания:

5. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации

6. Стаж педагогической работы (работы по специальности)

7. Общий трудовой стаж:

8. Краткая оценка деятельности педагогического работника:

9. Рекомендации аттестационной комиссии ________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Решение аттестационной комиссии:

10.1. Уровень квалификации по должности_____________________________ (указывается должность педагогического работника) соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории

10.2. Уровень квалификации по должности_____________________________ (указывается должность педагогического работника) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории

10.3. Уровень квалификации по должности___________________________ (указывается должность педагогического работника) соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории

10.4. Уровень квалификации по должности_____________________________ (указывается должность педагогического работника) не соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории

11. Количественный состав аттестационной комиссии ___________ чел.

12. На заседании присутствовало_______ членов аттестационной комиссии

Количество голосов за _______, против ________

13. Примечания ____________________________________________________

Председатель

аттестационной комиссии ____________________________ М.А. Мазаева

(подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь

аттестационной комиссии ____________________________Н.В. Пучкова

(подпись) (расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации и принятия решения аттестационной комиссией

от «_____» _____________________ 20_____ г.

Установлена _______________ квалификационная категория сроком на 5 лет

Приказ минобразования Ростовской области от «___»_________ 20____ г. № ____

С аттестационным листом ознакомлен (а)______________________________

(подпись педагогического работника, дата)

С решением аттестационной комиссии согласен (не согласен) _____________

Самооценка профессиональной деятельности педагога

(Ф.И.О.)______________________________________________________

(образовательное учреждение, преподаваемый предмет)

№ п/п

Утверждения

    Я безразличен(-на) к критике в свой адрес

      Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся

        Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету

          Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися

            Окружающие не прислушиваются к моим предложениям

              Считаю важным различать цель и тему урока

                На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся

                  Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения

                    Новаторство – кредо каждого хорошего учителя

                      На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно

                        Мой общий кругозор достаточно ограничен

                          Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока

                            Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития обучающихся

                              У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся

                                Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым)

                                  Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии

                                    Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений выбранной мною

                                    образовательной программы

                                      Я умею разрешать конфликты оптимальным способом

                                        Для меня характерно «держать себя в руках»

                                          У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов

                                            Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся

                                              Я отдаю предпочтение обучающимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя

                                                Используемый мною набор дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся достаточно ограничен

                                                  При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны

                                                    Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые им оценки

                                                      Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег

                                                        При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся

                                                          Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания

                                                            Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач

                                                              У меня легко получается решать несколько задач одновременно

                                                                Я не трачу время на то, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке

                                                                  Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках

                                                                    При подготовке к урокам, помимо основного материала, я использую

                                                                      У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных

                                                                      самостоятельно

                                                                        Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мною материал

                                                                          Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена

                                                                            Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач

                                                                              Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся; придумать задания для самостоятельной работы и т. п.)

                                                                                Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету

                                                                                  Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях

                                                                                    Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы

                                                                                      Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров

                                                                                        Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами

                                                                                          Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех

                                                                                            Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели

                                                                                              Моя рабочая программа недостаточно обоснована

                                                                                                У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

                                                                                                  На моем рабочем месте всегда порядок

                                                                                                    На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос «Что должно быть достигнуто в результате занятия?»

                                                                                                      Мотивация обучающихся – это ответственность учителя

                                                                                                        Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза

                                                                                                          Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений

                                                                                                            Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими

                                                                                                            предметами темы

                                                                                                              Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач

                                                                                                                Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся

                                                                                                                  Мнение и реакция других участников образовательного процесса неважны при принятии педагогических решений

                                                                                                                    На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся

                                                                                                                      Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки

                                                                                                                        Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия

                                                                                                                          Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи

                                                                                                                            Я владею ограниченным набором современных методов преподавания

                                                                                                                              Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами

                                                                                                                                В плане урока я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели

                                                                                                                                  Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности

                                                                                                                                    Нет «каверзных» вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя

                                                                                                                                      Мои методические и дидактические разработки никогда не становились победителями конкурсов

                                                                                                                                        Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы

                                                                                                                                          Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся

                                                                                                                                            Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ

                                                                                                                                              Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях

                                                                                                                                                Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации

                                                                                                                                                  Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя

                                                                                                                                                  Учитель

                                                                                                                                                  Руководитель

                                                                                                                                                  МП.

                                                                                                                                                  Ключ для подсчета результатов самооценки

                                                                                                                                                  В таблице 1 представлены ключи, содержащие соотнесение порядковых номеров параметров оценки с базовыми педагогическими компетенциями.

                                                                                                                                                  Компетенции и их показатели

                                                                                                                                                  параметры

                                                                                                                                                  1. Компетентность в области личностных

                                                                                                                                                  качеств

                                                                                                                                                  1.1. Эмпатийность и социорефлексия

                                                                                                                                                  26, 58

                                                                                                                                                  1.2. Самоорганизованность

                                                                                                                                                  19, 30, 48

                                                                                                                                                  1.3. Общая культура

                                                                                                                                                  2. Компетентность в области постановки целей и

                                                                                                                                                  задач педагогической деятельности

                                                                                                                                                  2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с

                                                                                                                                                  возрастными и индивидуальными особенностями

                                                                                                                                                  обучающихся

                                                                                                                                                  43, 59

                                                                                                                                                  2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую

                                                                                                                                                  задачу

                                                                                                                                                  6, 63

                                                                                                                                                  2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс

                                                                                                                                                  формулирования целей и задач

                                                                                                                                                  12, 37

                                                                                                                                                  3. Компетентность в области мотивации учебной

                                                                                                                                                  деятельности

                                                                                                                                                  3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие

                                                                                                                                                  успех в учебной деятельности

                                                                                                                                                  2, 60

                                                                                                                                                  3.2. Умение создавать условия обеспечения

                                                                                                                                                  позитивной мотивации обучающихся

                                                                                                                                                  50, 64

                                                                                                                                                  3.3. Умение создавать условия для

                                                                                                                                                  самомотивирования обучающихся

                                                                                                                                                  38, 69

                                                                                                                                                  4. Компетентность в области обеспечения

                                                                                                                                                  информационной основы деятельности

                                                                                                                                                  4.1. Компетентность в методах преподавания

                                                                                                                                                  28, 45

                                                                                                                                                  4.2. Компетентность в предмете преподавания

                                                                                                                                                  33, 65

                                                                                                                                                  4.3. Компетентность в субъективных условиях

                                                                                                                                                  деятельности

                                                                                                                                                  39, 70

                                                                                                                                                  5. Компетентность в области разработки

                                                                                                                                                  программы деятельности и принятия

                                                                                                                                                  педагогических решений

                                                                                                                                                  5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную

                                                                                                                                                  программы

                                                                                                                                                  3 17,

                                                                                                                                                  5.2. Умение разработать собственные программные,

                                                                                                                                                  методические и дидактические материалы

                                                                                                                                                  9, 20

                                                                                                                                                  5.3. Умение принимать решения в педагогических

                                                                                                                                                  ситуациях

                                                                                                                                                  40, 71

                                                                                                                                                  6. Компетентность в области организации

                                                                                                                                                  учебной деятельности

                                                                                                                                                  6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные

                                                                                                                                                  отношения

                                                                                                                                                  4, 18, 47, 62

                                                                                                                                                  6.2. Умение организовать учебную деятельность

                                                                                                                                                  обучающихся

                                                                                                                                                  6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

                                                                                                                                                  Подсчет результатов самооценки проводится пошагово:

                                                                                                                                                  1) Для подсчета результатов самооценки выставленные оценки необходимо перевести в баллы. Оценка соответствует количеству набранных баллов.

                                                                                                                                                  2) Баллы суммируются и высчитывается среднее арифметическое значение по каждому показателю (всего 18 показателей).

                                                                                                                                                  3) Подсчитывается среднее арифметическое по каждой компетенции (всего 6 компетенций).

                                                                                                                                                  4) Подсчитывается среднее арифметическое по всей методике. Используется та же формула, что и при определении уровня профессиональной квалификации учителя по результатам экспертной оценки:

                                                                                                                                                  ПК (с) =∑ (Xi ЛК (с) + Xi ПЦ (с)+ Xi МД (с)+ Xi ИОД (с) + Xi ПД (с) +Xi ОУД (с)) / 6

                                                                                                                                                  Где: ПК (с) – показатель самооценки уровня квалификации

                                                                                                                                                  Хi – среднее значение самооценки по каждой из шести компетенций

                                                                                                                                                  ЛК (с) — Самооценка компетентности в области личностных качеств.

                                                                                                                                                  ПЦ (с) — Самооценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности.

                                                                                                                                                  МД (с) — Самооценка компетентности в области мотивации учебной деятельности.

                                                                                                                                                  ИОД (с) — Самооценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности.

                                                                                                                                                  ПД (с) — Самооценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.

                                                                                                                                                  ОУД (с) — Самооценка компетентности в области организации учебной деятельности.

                                                                                                                                                  Данный показатель отражает уровень самооценки профессиональной компетентности педагогом.

                                                                                                                                                  Результаты самооценки должны быть представлены в форме таблицы, столбчатой и лепестковой диаграмм.

                                                                                                                                                  Таблица итоговых баллов результатов самооценки профессиональной деятельности

                                                                                                                                                  (Ф.И.О.)______________________________________________________

                                                                                                                                                  (образовательное учреждение, преподаваемый предмет)

                                                                                                                                                  Компетенции и их показатели

                                                                                                                                                  параметры

                                                                                                                                                  1. Компетентность в области личностных

                                                                                                                                                  качеств

                                                                                                                                                  1.1. Эмпатийность и социорефлексия

                                                                                                                                                  1.2. Самоорганизованность

                                                                                                                                                  1.3. Общая культура

                                                                                                                                                  2. Компетентность в области постановки целей и

                                                                                                                                                  задач педагогической деятельности

                                                                                                                                                  2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с

                                                                                                                                                  возрастными и индивидуальными особенностями

                                                                                                                                                  обучающихся

                                                                                                                                                  2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую

                                                                                                                                                  задачу

                                                                                                                                                  2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс

                                                                                                                                                  формулирования целей и задач

                                                                                                                                                  3. Компетентность в области мотивации учебной

                                                                                                                                                  деятельности

                                                                                                                                                  3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие

                                                                                                                                                  успех в учебной деятельности

                                                                                                                                                  3.2. Умение создавать условия обеспечения

                                                                                                                                                  позитивной мотивации обучающихся

                                                                                                                                                  3.3. Умение создавать условия для

                                                                                                                                                  самомотивирования обучающихся

                                                                                                                                                  4. Компетентность в области обеспечения

                                                                                                                                                  информационной основы деятельности

                                                                                                                                                  4.1. Компетентность в методах преподавания

                                                                                                                                                  28, 45

                                                                                                                                                  4.2. Компетентность в предмете преподавания

                                                                                                                                                  33, 65

                                                                                                                                                  4.3. Компетентность в субъективных условиях

                                                                                                                                                  деятельности

                                                                                                                                                  39, 70

                                                                                                                                                  5. Компетентность в области разработки

                                                                                                                                                  программы деятельности и принятия

                                                                                                                                                  педагогических решений

                                                                                                                                                  5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную

                                                                                                                                                  программы

                                                                                                                                                  3 17,

                                                                                                                                                  5.2. Умение разработать собственные программные,

                                                                                                                                                  методические и дидактические материалы

                                                                                                                                                  9, 20

                                                                                                                                                  5.3. Умение принимать решения в педагогических

                                                                                                                                                  ситуациях

                                                                                                                                                  40, 71

                                                                                                                                                  6. Компетентность в области организации

                                                                                                                                                  учебной деятельности

                                                                                                                                                  6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные

                                                                                                                                                  отношения

                                                                                                                                                  4, 18, 47, 62

                                                                                                                                                  6.2. Умение организовать учебную деятельность

                                                                                                                                                  обучающихся

                                                                                                                                                  6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

                                                                                                                                                  Зарплата учителей: сколько зарабатывают в школах Москвы и регионов

                                                                                                                                                  Елена Демакова Обновлено: 2019.09.03 26737 Шрифт A A Нет времени читать?

                                                                                                                                                  Согласно официальной статистике средняя зарплата учителей в России составляет 38 419 рублей. Однако сами специалисты заявляют, что их доходы редко превышают планку в 20 тысяч рублей. Согласно опросу Общероссийского народного фронта (ОНФ) треть педагогов не знают, из чего складывается их зарплата. Наша редакция провела исследование и выяснила, из чего складывается зарплата учителей и будет ли её повышение в 2019 году.

                                                                                                                                                  Из чего складывается зарплата учителя в России

                                                                                                                                                  В декабре 2008 года в стране приняли новую систему оплаты труда (НСОТ). Она заменила действующую до этого единую тарифную сетку (ЕТС). Теперь зарплата преподавателя складывается из трёх частей:

                                                                                                                                                  • Оклад. Рассчитывается исходя из рабочих часов сотрудников.
                                                                                                                                                  • Компенсационные выплаты. Сюда входит классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей, добавки за количество учащихся, категорию и нагрузку учителя.
                                                                                                                                                  • Стимулирующие выплаты. Направлены на улучшение качества преподавания. В категорию входит количество учеников победивших или занявших почётное место на олимпиаде вне школы, высокие показатели на ЕГЭ, своевременное ведение документации. В некоторых учебных учреждениях учитывается отсутствие жалоб от коллег и родителей, а также сокращение или отсутствие учеников на учёте (КДН и ЗП).

                                                                                                                                                  Компенсационные выплаты рассчитываются в процентах, например, учитель первой категории к окладу получает дополнительные 15 %. Каждый пункт стимулирующей выплаты имеет своё количество баллов, назначенное руководством школы. Для определения ценности одного балла в конце отчётного периода фонд выплат делят на общее количество заработанных преподавателями баллов. На основании этих расчётов поощряют сотрудников.

                                                                                                                                                  Сколько получают учителя в России = оклад × (1+ коэффициенты компенсационных выплат) + стимулирующие выплаты.

                                                                                                                                                  Педагоги коррекционных школ и школ-интернатов получают дополнительные надбавки, зависящие от решения органов местного самоуправления. В частных учебных учреждениях заработная плата начисляется по двум схемам: почасовая оплата труда и оклад. К базовым расценкам добавляют компенсации за классное руководство.

                                                                                                                                                  Сколько зарабатывают учителя в России

                                                                                                                                                  За 2019 год статистики по доходам преподавателей ещё нет. Однако для представления общей картины приводим данные федеральной службы государственной статистики о средней заработной плате по регионам.

                                                                                                                                                  Регион Средняя заработная плата учителя
                                                                                                                                                  Российская Федерация 38 419
                                                                                                                                                  Центральный федеральный округ 53 798
                                                                                                                                                  Белгородская область 27 983
                                                                                                                                                  Брянская область 23 942
                                                                                                                                                  Владимирская область 28 641
                                                                                                                                                  Воронежская область 27 544
                                                                                                                                                  Ивановская область 22 809
                                                                                                                                                  Калужская область 32 640
                                                                                                                                                  Костромская область 24 417
                                                                                                                                                  Курская область 25 976
                                                                                                                                                  Липецкая область 27 178
                                                                                                                                                  Московская область 54 585
                                                                                                                                                  Орловская область 24 057
                                                                                                                                                  Рязанская область 27 820
                                                                                                                                                  Смоленская область 25 948
                                                                                                                                                  Тамбовская область 23 998
                                                                                                                                                  Тверская область 26 774
                                                                                                                                                  Тульская область 30 372
                                                                                                                                                  Ярославская область 29 663
                                                                                                                                                  г.Москва 92 944
                                                                                                                                                  Северо-Западный федеральный округ 43 109
                                                                                                                                                  Республика Карелия 34 413
                                                                                                                                                  Республика Коми 44 759
                                                                                                                                                  Архангельская область 40 753
                                                                                                                                                  в том числе:
                                                                                                                                                  Ненецкий авт. округ 79 396
                                                                                                                                                  Архангельская область без авт. округа 38 394
                                                                                                                                                  Вологодская область 31 521
                                                                                                                                                  Калининградская область 30 983
                                                                                                                                                  Ленинградская область 42 756
                                                                                                                                                  Мурманская область 50 662
                                                                                                                                                  Новгородская область 28 259
                                                                                                                                                  Псковская область 24 633
                                                                                                                                                  г.Санкт-Петербург 53 389
                                                                                                                                                  Южный федеральный округ 28 089
                                                                                                                                                  Республика Адыгея 23 914
                                                                                                                                                  Республика Калмыкия 23 495
                                                                                                                                                  Республика Крым 29 099
                                                                                                                                                  Краснодарский край 30 046
                                                                                                                                                  Астраханская область 27 707
                                                                                                                                                  Волгоградская область 26 767
                                                                                                                                                  Ростовская область 26 939
                                                                                                                                                  г. Севастополь 31 018
                                                                                                                                                  Северо-Кавказский федеральный округ 22 199
                                                                                                                                                  Республика Дагестан 20 959
                                                                                                                                                  Республика Ингушетия 21 646
                                                                                                                                                  Кабардино-Балкарская Республика 21 612
                                                                                                                                                  Карачаево-Черкесская Республика 21 735
                                                                                                                                                  Республика Северная Осетия — Алания 21 943
                                                                                                                                                  Чеченская Республика 22 609
                                                                                                                                                  Ставропольский край 24 866
                                                                                                                                                  Приволжский федеральный округ 28 666
                                                                                                                                                  Республика Башкортостан 29 999
                                                                                                                                                  Республика Марий Эл 23 530
                                                                                                                                                  Республика Мордовия 23 479
                                                                                                                                                  Республика Татарстан (Татарстан) 32 349
                                                                                                                                                  Удмуртская Республика 28 438
                                                                                                                                                  Чувашская Республика — Чувашия 24 357
                                                                                                                                                  Пермский край 30 353
                                                                                                                                                  Кировская область 24 789
                                                                                                                                                  Нижегородская область 30 381
                                                                                                                                                  Оренбургская область 28 064
                                                                                                                                                  Пензенская область 26 526
                                                                                                                                                  Самарская область 30 321
                                                                                                                                                  Саратовская область 24 558
                                                                                                                                                  Ульяновская область 26 494
                                                                                                                                                  Уральский федеральный округ 41 954
                                                                                                                                                  Курганская область 24 827
                                                                                                                                                  Свердловская область 34 393
                                                                                                                                                  Тюменская область 62 051
                                                                                                                                                  в том числе:
                                                                                                                                                  Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 63 912
                                                                                                                                                  Ямало-Ненецкий авт. округ 90 623
                                                                                                                                                  Тюменская область без авт. округов 43 894
                                                                                                                                                  Челябинская область 31 908
                                                                                                                                                  Сибирский федеральный округ 32 828
                                                                                                                                                  Республика Алтай 26 492
                                                                                                                                                  Республика Тыва 30 725
                                                                                                                                                  Республика Хакасия 31 858
                                                                                                                                                  Алтайский край 23 187
                                                                                                                                                  Красноярский край 40 568
                                                                                                                                                  Иркутская область 36 920
                                                                                                                                                  Кемеровская область 31 787
                                                                                                                                                  Новосибирская область 32 175
                                                                                                                                                  Омская область 28 742
                                                                                                                                                  Томская область 36 336
                                                                                                                                                  Дальневосточный федеральный округ 46 300
                                                                                                                                                  Республика Бурятия 32 761
                                                                                                                                                  Республика Саха (Якутия) 62 264
                                                                                                                                                  Забайкальский край 33 576
                                                                                                                                                  Камчатский край 68 154
                                                                                                                                                  Приморский край 38 369
                                                                                                                                                  Хабаровский край 41 948
                                                                                                                                                  Амурская область 37 455
                                                                                                                                                  Магаданская область 70 459
                                                                                                                                                  Сахалинская область 71 104
                                                                                                                                                  Еврейская автономная область 36 273
                                                                                                                                                  Чукотский автономный округ 93 147

                                                                                                                                                  Средняя зарплата учителя: в чём подвох

                                                                                                                                                  Изменения в законодательстве были нацелены на увеличение доходов преподавателей. Предполагалось, что школьное руководство будет самостоятельно управлять фондом оплаты труда, выделяя премии самым опытным и умелым работникам. На деле вышло иначе — зарплата администрации увеличилась на 50 %, а учителей снизилась на 30 %. Это получилось из-за нежелания руководства распределять компенсационные выплаты и непонимание педагогов, за что начисляются стимулирующие надбавки.

                                                                                                                                                  В таблицу с официальными данными попадает информация о всех работниках школы. То есть суммируется зарплата директора, его заместителей с доходами рядовых учителей и обслуживающего персонала. В итоге цифры получаются сильно завышенными. На практике обычный преподаватель получает в два раза меньше заявленного.

                                                                                                                                                  Минимальная зарплата учителя в России

                                                                                                                                                  Давайте сначала обратимся к официальной минимальной заработной плате, на которую может рассчитывать любой, даже начинающий преподаватель. Для примера определим доход молодого специалиста в Красноярске.

                                                                                                                                                  Отрабатывая каждую неделю по 18 часов преподаватель без стажа и степени получает оклад 3933 рубля. К этой цифре добавляются повышающие коэффициенты за работу с родителями, подготовку к урокам, проверку письменных работ и прочее — получается 5726,45 рублей. Так как школа находится в Красноярске к зарплате добавляется северный коэффициент. В итоге доход молодого учителя начинается от 7971,22 рублей, за вычетом подоходного налога 13 %.

                                                                                                                                                  В Москве, если преподаватель в неделю занят 18 часов и в среднем в классе 25 учеников, оклад равен 41 580 рублей. К этой сумме добавляются компенсационные выплаты за проверку тетрадей и другие неаудиторные занятия, это ещё 8316 рублей. В итоге минимальная заработная плата преподавателя — 49 896 рублей.

                                                                                                                                                  Средняя зарплата учителя частной школы

                                                                                                                                                  Доходы преподавателей частных учебных учреждений начисляются по другим условиям. Здесь делается большой упор на качество образования, а не на бумажную работу. Так в Москве минимальная заработная плата учителя начинается от 35 тысяч рублей. При этом все обязанности специалисты сводятся лишь к проверке тетрадей, заполнению классного журнала и тем для будущих занятий. Если сотрудник согласен работать по времени, тогда каждый час оплачивается примерно 300–350 рублей.

                                                                                                                                                  В регионах расценки отличаются от предложенных в столице. Учитель начальных классов в частной школе в Ульяновске зарабатывает около 20 тысяч рублей. При этом количество затраченных усилий намного меньше, чем у коллег в муниципальных учреждениях.

                                                                                                                                                  Сколько зарабатывает учитель за рубежом

                                                                                                                                                  В странах бывшего Советского Союза начисление заработной платы преподавателям происходит по той же схеме, что и в России. Различаются только расценки. По официальным данным республики Казахстан минимальный доход учителя без классного руководства и категорий всего 11 тысяч рублей. Но с дополнительной нагрузкой — проверкой тетрадей, заведование кабинетом и прочее — 17 тысяч рублей. В частных школах учителя получают в среднем 32 тысячи рублей.

                                                                                                                                                  Преподавателям Германии разрешено одновременно вести несколько предметов из разных областей. Зарплаты колеблются от трёх до пяти тысяч евро — всё зависит от стажа и места работы. Например, учитель начальных классов в Рейн-Вестфалии получает каждый месяц 3500 евро (260 тысяч рублей). А специалист по истории в Баварии, со стажем преподавания 20 лет, зарабатывает 4000 евро (295 тысяч рублей).

                                                                                                                                                  В США доход учителя сильно зависит от штата, где расположена школа. Средняя зарплата в Калифорнии —7500$, а в Южной Дакоте 3200$. При этом тут также есть надбавки за внешкольные занятия, влияет уровень образования и результаты профессиональных тестов. С увеличением стажа преподавания растёт заработная плата. Максимальный доход, на который может рассчитывать специалист — 12 500$ (820 тысяч рублей).

                                                                                                                                                  Средняя зарплата педагогов-предметников: сходства и отличия

                                                                                                                                                  Хотя базовая ставка у всех учителей одинаковая, реальная зарплата отличается. На это влияет количество часов, возможность заниматься репетиторством и дополнительные обязанности.

                                                                                                                                                  Сколько зарабатывает учитель математики

                                                                                                                                                  Преподаватели математики имеют больше всего учебных часов, поэтому их зарплаты значительно выше, чем у коллег. К самим рабочим часам добавляется время, затраченное на проверку тетрадей учащихся. В итоге на одной ставке педагог в регионах зарабатывает около 20 тысяч рублей. В эту сумму не входит классное руководство и другие обязанности.

                                                                                                                                                  Дополнительным источником дохода для учителя является репетиторство. На него каждую неделю можно уделять 4-10 часов. Ставка зависит от популярности и количества учащихся. В регионах максимальные расценки колеблются в районе 700 рублей/час. В Москве эта сумма увеличивается в несколько раз.

                                                                                                                                                  Средняя зарплата преподавателя английского языка

                                                                                                                                                  Учителя иностранных языков обычно получают меньше часов, поэтому их зарплаты намного ниже, чем у коллег. Но при этом у них больше возможностей для репетиторства. По словам некоторых педагогов, школа для них больше рекламная площадка для поиска клиентов. В то же время из-за бумажных работ не каждый учитель способен принимать учеников вне школы.

                                                                                                                                                  В итоге учитель английского языка, с учётом репетиторства в регионах может получать не больше 27 тысяч рублей. В Москве же многие педагоги при полной загруженности зарабатывают больше 100 тысяч рублей.

                                                                                                                                                  Средняя зарплата учителя физкультуры

                                                                                                                                                  В общеобразовательных школах преподаватель физической культуры в регионах получает за одну ставку 11 тысяч рублей. Поэтому часто специалисты работают на две ставки. Помимо оклада системой предусмотрены бонусы за организацию и проведение спортивных мероприятий. Активному педагогу в месяц могут доплатить от 3 до 15 тысяч рублей. В итоге средняя зарплата по России составляет около 20 тысяч рублей.

                                                                                                                                                  Ситуация кардинально меняется в Москве. Тут физрук начинается от 70 тысяч рублей. Никакая подработка для педагогов этой дисциплины не предусмотрена.

                                                                                                                                                  Повышение зарплаты учителям в 2019 году

                                                                                                                                                  Последний раз доходы педагогов повышались в 2018 году: в зависимости от регионов индексация составила от 2,7 до 7,6 %. В 2019 году в планах правительства увеличить зарплату преподавателей ещё на 5,5 %. По словам чиновников, учитель не должен получать меньше 11 280 рублей.

                                                                                                                                                  По-прежнему основную часть платы специалистам составляют компенсационные и стимулирующие выплаты. Однако ещё в 2016 году глава Минобрнауки России Ольга Васильева говорила о подготовке проекта, чтобы основной оклад составлял 70 % от зарплаты. 31 января 2018 года президент напомнил чиновнику о том, что важно следить за доходами учителей в регионах:

                                                                                                                                                  «Я вас прошу всё-таки отслеживать, что происходит в каждом субъекте Российской Федерации. Зарплата учителей не должна опускаться ниже, чем в среднем по экономике в регионах» — В.В. Путин.

                                                                                                                                                  На 2019 год зарплаты учителей сильно разнятся в зависимости от региона, города и профессии. Большинству специалистов, чтобы сводить концы с концами, приходится брать дополнительную подработку. Когда именно планы правительства об увеличении доходов педагогов воплотятся в жизни — неизвестно.

                                                                                                                                                  igorolin

                                                                                                                                                  Однокурсница прислала расчётный лист за минувший декабрь. С одной стороны, зрелище не для слабонервных. С другой, однако, я знаю её как женщину тонкого душевного склада, ранимого человека, и она стоически переносит вид таких «расчеток» годами, так что читатель, думаю, тоже выдержит. Не без обсценной лексики, конечно, но выдюжит, а я постараюсь помочь пояснениями.

                                                                                                                                                  В нашей профессии сейчас существуют «указные» категории — те, по которым региональные чиновники должны отчитываться перед вышестоящими инстанциями в свете показателей, установленных президентом. Надо сказать, что этим категориям здорово повезло, так как уровень их средней заработной платы «мониторится» ежемесячно и, чуть что, сверху подбрасывают средства, не оглядываясь на формальности вроде подушевого нормативного финансирования. В том же декабре педагоги дополнительного образования или воспитатели детских садов вдруг получили по несколько тысяч рублей «премии» — просто так, чтобы отчитывающимся ведомствам подвести итоговые цифры к нужным значениям.
                                                                                                                                                  И есть «не указные» категории, чья зарплата, по большому счёту, никому не нужна. Естественно, кроме тех, кому её выплачивают, но это, как говорится, их проблемы. А так она не нужна ни правительству, ни профсоюзам, ни прокуратуре, ни общественности. Одна из подобных групп — преподаватели средних специальных учебных заведений (техникумов, колледжей). Моя однокурсница преподаёт историю и социально-политические дисциплины точно также, как любой учитель истории и обществознания в школе. Но если в школе оклад педагога в Кировской области на сегодня около 11100 руб., то в техникуме оклад преподавателя — около 4600 руб, то есть в 2,4 раза меньше.
                                                                                                                                                  Особый цинизм существующей системы оплаты труда видится в начислениях, как бы учитывающих многообразие факторов сложности и качества. В приведённом выше «квитке» учтены: педагогическая нагрузка, на треть превышающая норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы; педстаж свыше 20 лет; наличие аттестации на первую квалификационную категорию; заведование кабинетом; иные дополнительные обязанности; повышающий персональный коэффициент и др. Только вот по факту за отработанный месяц работнику начислены около 11600 руб. — сумма, едва превышающая минимальный размер оплаты труда, соответствующий установленному прожиточному минимуму.
                                                                                                                                                  И всё по закону. Хотя если вычесть надбавки, то оставшихся денег хватит на 15 дней жизни. А что делать, если ты ещё воспитываешь несовершеннолетнюю дочь? Идти на паперть после занятий?
                                                                                                                                                  Женская логика порою необъяснима. Ясно же, что при подобном раскладе нужно сразу отказываться от всей дополнительной нагрузки, потому что МРОТ обязаны платить за одну только норму (18 часов в неделю). К чёрту «лишние» 5 часов, к чёрту кабинет, к чёрту аттестация, к чёрту всё остальное. Высвободившееся время можно потратить на работу по совместительству в другом учреждении, так как в своём её тоже включат в размер «минималки». Но моя знакомая упряма: поплачет-поплачет и продолжает ходить на занятия, рассказывать о великой истории нашей страны.
                                                                                                                                                  Иногда от безысходности она вывешивает в учительской статьи с сайта профсоюза «Учитель». Считает, что в её положении виновато начальство учебного заведения, которое приплачивает «любимчикам», и подумывает обратиться то в прокуратуру, то в министерство образования, то в Счётную палату. Но не обращается. Полагает, что нарушений не обнаружат, а после жалоб на работе к ней будут относиться ещё хуже.
                                                                                                                                                  … Раз в полгода однокурсница пишет мне: «Игорь, что мне делать?». Прошлый раз я посоветовал ей спросить на общем собрании, какова средняя заработная плата по региону, в системе образования, в техникуме и каким образом лично ей эту среднюю зарплату заработать. Раз не помогло, остаётся последний шанс. Попросить президента В.В.Путина включить преподавателей средних специальных учебных заведений в число сотрудников отрасли по «майским указам». Боюсь, кроме него в нашем государстве никто эту проблему больше решить не в состоянии.

                                                                                                                                                  Tags: Кировская область, образование, по следам публикаций, уровень жизни, школа, экономика

                                                                                                                                                  Статусы учителя в школе и условия их получения: молодой специалист, СЗД, первая и высшая квалификационные категории

                                                                                                                                                  В зависимости стажа работы в образовательных учреждениях и достижений учителя определяется его статус. Если педагогический работник только окончил вуз, то в школе он приобретает статус молодого специалиста.

                                                                                                                                                  Спустя некоторое время он может защититься на первую квалификационную категорию, потом на высшую. Если же учитель не хочет защищаться, то школа проводит заседание, на котором решается, может ли учитель занимать данную должность.

                                                                                                                                                  От статуса, как правило, зависит и некоторое повышение зарплаты, которое в разных регионах различается. Поэтому в данной статье мы обратим внимание на общие вопросы приобретения статуса и какие дивиденды он может принести.

                                                                                                                                                  За более подробной информацией стоит обратиться к нормативным актам субъектов, городов и районов по поводу установления надбавок работникам образования.

                                                                                                                                                  При написании статьи использовался Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

                                                                                                                                                  1. Молодой специалист.

                                                                                                                                                  Молодые люди, только что окончившие вуз, становятся молодыми специалистами. Здесь важно учитывать возраст (в регионах варьируется, где-то до 30 лет, где-то до 35) и через какое время бывший студент пришел в школу. Например, в моем регионе (Республика Коми) статус действует 3 года с года окончания учебного заведения высшего или среднего профессионального образования и до достижения работником 30 лет (если учитель только закончил вуз, но ему уже больше 30 лет, молодым специалистом он не является). При этом он продлевается, если учителя забрали в армию или он находился в отпуске по уходу за ребенком. Данный статус в 2017 году дает молодым специалистам 45% к окладу, а закончившим с красным дипломом – 50%.

                                                                                                                                                  К тому же, молодому специалисту на некоторое время (от года до трёх) может быть приставлен наставник (учитель со стажем), который помогает ему в разработке программ, подготовке уроков, консультациями и пр.

                                                                                                                                                  Когда заканчивается статус молодого специалиста, а учитель не стал подавать заявку на аттестацию на первую квалификационную категорию, он приобретает статус «без категории». В это время администрация должна провести заседание и решить, соответствует ли педагог занимаемой должности (СЗД), при условии, что он работает в данной школе больше 2 лет.

                                                                                                                                                  2. Соответствие занимаемой должности (СЗД).

                                                                                                                                                  Данный статус материально никак не отражается, а только подтверждает, что учитель может работать учителем. Проведение подтверждения СЗД проводится только, если учитель проработал в одной школе не менее 2 лет и не имеет других статусов, об этом чуть ниже.

                                                                                                                                                  Если комиссия решит, что работник по определённым причинам не соответствует занимаемой должности, его могут по этому основанию уволить.

                                                                                                                                                  Проводится комиссия, как правило, в самой школе. Участвуют в ней работники школы, управления образования, обязательно присутствие представителя профсоюза (в связи с тем, что могут уволить из-за несоответствия занимаемой должности, ч.3 ст. 82 ТК РФ).

                                                                                                                                                  Подтверждение СЗД не проводится для (п. 22 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408):

                                                                                                                                                  — работников, имеющих первую и высшую категорию;

                                                                                                                                                  — тех, кто проработал в данном ОО (а не вообще учителем) 2 и менее лет;

                                                                                                                                                  — молодые специалисты;

                                                                                                                                                  — беременные женщины;

                                                                                                                                                  — женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

                                                                                                                                                  — женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5, до 3 лет;

                                                                                                                                                  — педагогические работники, отсутствующие по болезни более 4 месяцев.

                                                                                                                                                  Основание для аттестации на СЗД – представление работодателя (директора). В нём оцениваются профессиональные, деловые качества работника, результаты деятельности.

                                                                                                                                                  Положительное решение о соответствии занимаемой должности принимается, если «за» проголосовало не менее половины присутствующих.

                                                                                                                                                  Результаты оформляются протоколом, с подписями председателя, заместителя председателя, секретарем и членами комиссии. Для работника составляется выписка из протокола, которая хранится в личном деле.

                                                                                                                                                  Пример протокола

                                                                                                                                                  3. Аттестация на категорию

                                                                                                                                                  В отличие от аттестации на СЗД, которая является обязательной и проводится с представления директора, аттестация на категорию проводится по желанию работника.

                                                                                                                                                  Он сам отправляет заявление в аттестационную комиссию и указывает, какую категорию хочет получить.

                                                                                                                                                  Но тут есть свои ограничения:

                                                                                                                                                  — нельзя получить высшую категорию, не получив первую;

                                                                                                                                                  — нельзя обратиться за установлением высшей категории ранее, чем через 2 года после установления первой;

                                                                                                                                                  — если ранее было отказано в присвоении категории, повторно можно обратиться не раньше, чем через год.

                                                                                                                                                  Но в то же время если вам отказали в установлении высшей категории (не хватило баллов, но хватает на первую), то вы можете подать заявление на установление первой категории, хоть в тот же день, и отказать вам не могут.

                                                                                                                                                  Как оформляется получение категории

                                                                                                                                                  Раньше выдавался аттестационный лист, сейчас уже нет. Сведения о присвоении категории оформляются приказом министерства образования и публикуются на их сайте.

                                                                                                                                                  На основании данного приказа работодатель делает запись в трудовой книжке, например:

                                                                                                                                                  15.10.2017 Установлена высшая квалификационная

                                                                                                                                                  категория по должности «Учитель»

                                                                                                                                                  Приказ Министерства образования и молодёжной политики РК от 10.10.2017 № 525-нк

                                                                                                                                                  Наличие первой и высшей категории дает возможность учителю не только обладать более высоким статусом (как минимум, морально), всё-таки это подтверждает определенный профессионализм работника, но и получить за это материальное вознаграждение – прибавку в процентах. Размер зависит от региона, у нас в Республике Коми за наличие первой категории – плюс 45 % к окладу, за высшую – 60%.

                                                                                                                                                  Аттестация при работе по совместительству

                                                                                                                                                  Если вы работаете по совместительству, то подтверждение СЗД на основном месте работы (даже если название должности совпадает) не подойдёт. Другая организация вправе провести свою аттестацию в соответствии с условиями для её проведения (см. выше).

                                                                                                                                                  Если же у вас категория, то информация о ней вносится в трудовую книжку. Вы можете работодателю по совместительству предоставить заверенную копию трудовой книжки с указанием действующей категории или же заверенный приказ министерства.

                                                                                                                                                  Сколько действует категория

                                                                                                                                                  Срок действия – 5 лет.

                                                                                                                                                  Если у вас на момент введения нового порядка аттестации действует вторая категория (сейчас отменена), то она продолжает действовать до момента новой аттестации.

                                                                                                                                                  В соответствии с п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

                                                                                                                                                  «Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены».

                                                                                                                                                  Если у вас действует категория, установленная до включения Республики Крым в состав России, то она также действует до конца своего срока.

                                                                                                                                                  Как аттестоваться на квалификационную категорию

                                                                                                                                                  Многие учителя отмечают, что аттестация для них как «семь кругов ада», поскольку отнимает много времени и сил. Большинство выбирают аттестацию в виде предоставления портфолио (у разных учителей требования отличаются), их вы можете найти и посмотреть на сайтах органов, занимающихся аттестацией в вашем регионе/районе.

                                                                                                                                                  Также учителям представляется выбрать для аттестации сдачу экзамена. На данный момент при выборе экзамена вы освобождаетесь от оформления портфолио, но в ближайшее время хотят ввести нововведение, согласно которому и при сдаче экзамена будут просить небольшое портфолио.

                                                                                                                                                  Напоследок сравним сходства и отличия СЗД и категории у учителя

                                                                                                                                                  СЗД Категория
                                                                                                                                                  От кого зависит проведение По представлению работодателя По желанию работника
                                                                                                                                                  Дает ли прибавку к зарплате Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) Есть (в зависимости от региона отличается размером)
                                                                                                                                                  Сохраняется ли при увольнении Нет Да
                                                                                                                                                  Где проводится По месту работы Вне места работы
                                                                                                                                                  Сведения о получении статуса Не вносятся в трудовую книжку Вносятся в трудовую книжку

                                                                                                                                                  Добавить комментарий

                                                                                                                                                  Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *