Учетно профилактическая карточка на несовершеннолетнего

Как расшифровать название подразделения ПДН?

Статистический анализ подтверждает, что возрастной порог первичных преступлений за последние годы значительно снизился, и большой удельный вес занимают неправомочные деяния, осуществлённые несовершеннолетними детьми. Единственный выход из этой ситуации – профилактика преступности, которую осуществляет отдел по делам несовершеннолетних. Кто несёт ответственность за такие поступки с точки зрения законодательства, и какова у термина ПДН расшифровка, будет рассмотрено далее в статье. Попасть под пристальное внимание после проступка может любой ребёнок, и это станет основанием для разбирательства со стороны органов правопорядка.

Что означает ПДН: расшифровка

ПДН – это подразделение по делам несовершеннолетних – контролирующий орган, обязанный пресекать детскую преступность и проводить профилактическое разъяснение. В случае правонарушений несовершеннолетних сведения о случившемся передаются в различные инстанции: военкоматы, учебные заведения при поступлении или обучении в ВУЗе. Инспекция по делам несовершеннолетних, относящаяся к системе ОВД, в зависимости от уровня подчинённости может иметь подразделения следующего уровня, регламентирующие нормами права:

  • Городские, районные, муниципальные.
  • Относящиеся к УВД и административно-территориальному образованию.
  • Функционирующие на разных видах транспорта.

Бесплатная консультация юриста по телефону Задать вопрос юристу По Москве и Московской области Санкт-Петербург и область Федеральный номер

Разъяснительная работа с подростками проводится с учётом их психологии, возможно, именно поэтому на эту должность стараются брать больше женщин, которые по-матерински смогут лучше понять психологию несовершеннолетнего. В работе с подростками требуется последовательность убеждений и чёткое соблюдение правовых аспектов. Инспектор по делам несовершеннолетних, обладающий многими качествами, должен уметь найти подход к молодёжи, поэтому при приёме на работу в ОДН всегда приветствуется психолого-педагогическое образование, хотя профильным должно быть юридическое. Кроме того женщине проще найти общий язык и с родителями, так как воспитательный процесс включает и этот вид воздействия.

Каковы функции ПДН?

Работа ПДН направлена пресекать все виды преступлений и выявлять обстоятельства, которые приводят к таким действиям со стороны несовершеннолетнего. Деятельность инспекции законодательно регламентируется гл. 3 ФЗ «О полиции» и следующими документами:

  • ФЗ № 120;
  • Гл. 14 и гл. 20 УК РФ;
  • Ст. 73, ст. 420, ст. 421, ст. 432 УПК РФ;
  • Ст. 183, ст. 187 – 190 УИК РФ;
  • Ст. 5, ст. 20 КоАП РФ.

Перечень дополняется внутренними документами и инструкциями, в которых прописана деятельность всех подразделений.

Отдел по делам несовершеннолетних кроме контролирующих функций выполняет правовую защиту подростков, при необходимости реабилитацию, в том числе их родителей. Кроме того эти отделы выявляют случаи вовлечения молодёжи в преступную деятельность. Инспектор по делам несовершеннолетних занимается профилактической деятельностью со следующими категориями граждан:

  • Лицами, употребляющими психотропные вещества и наркотики.
  • С теми, кто совершил правонарушения в возрасте как разрешающего применять административное наказание, так и в период до наступления ответственности.
  • Освобождёнными по амнистии от уголовной ответственности или для вариантов принудительного воздействия.
  • Обвиняемые в преступлении, но не заключённые под стражу.
  • Освобождённые из спецучреждений, которым требуется помощь и реабилитация.
  • Условно осужденные, которым назначены исправительные работы без лишения свободы.

Это только несколько критериев из большого списка поднадзорных, требующих внимания со стороны ПДН. Инспектор отдела также обязан работать с родителями, которые не выполняют своих прямых обязанностей по воспитанию или отрицательно влияют на собственных детей. Инспекторы ПДН в силу своей компетенции оказывают содействие в поиске разыскиваемых подростков, которые уже совершили правонарушение или по проверенным сведениям могут участвовать в таком деянии.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (расшифровка термина – КДН и ЗП) рассматривает заявления от граждан и различных инстанций по любым правонарушениям подростков, к которым уголовная ответственность не может быть применена до наступления совершеннолетия. Эта служба также вносит предложения о мерах воздействия на всех уровнях, которые предусмотрены законодательством. При поступлении жалобы на правонарушения со стороны подростков работниками инспекций проводится проверка, которая состоит из следующих этапов:

  • Заводится учётная карточка или дело на конкретного подозреваемого.
  • Выслушиваются объяснения потерпевших и самого обвиняемого.
  • Собираются материалы о преступлении.
  • Составляется акт бытовых условий проживания несовершеннолетнего.
  • Собираются справки о проводимой работе с самим подозреваемым и его родителями.
  • Подшиваются характеристика, сведения и справки о том, чем увлекается человек, как проводит свой досуг и другие сведения.

На основании вышеперечисленных документов в деле подготавливается заключение проведённой проверки. Инициаторами постановки на учёт ребёнка могут быть персонал детских учреждений, пострадавшие от него взрослые, или родители обиженных детей, работники госучреждений.

Но окончательное решение остаётся за специальной комиссией. Через полгода если наблюдается явное исправление, несовершеннолетний может быть снят с учёта по ходатайству родителей.

Сотрудничество ПДН и органов опеки

Комиссия по делам несовершеннолетних активно взаимодействует с административными и образовательными учреждениями на примыкающей территории, совместно разрабатывает с ними комплекс профилактических мер, контролирует воспитанников, находящихся в специализированных закрытых приёмниках. Инспектора помогают органам опеки по работе с «трудными» подростками, которые остались без попечения родителей, проводят профилактическую и разъяснительную работу.

Отдел по делам несовершеннолетних всячески старается выявить лидеров различных молодёжных группировок, которые проводят агитацию на антиобщественную деятельность, выявляют неблагонадёжных граждан, вовлекающих подростков к приёму наркотических или одурманивающих средств. Инспектора участвуют в различных рейдах, пресекающих распитие алкогольной продукции молодёжи, неукоснительно борются с распространением наркотиков в молодёжной среде совместно со специализированными службами наркоконтроля.

Основные права инспекторов по делам несовершеннолетних

Законодательно за инспекторами закреплены следующие права:

  • Вызывать на беседу подростков и их представителей для выяснения картины правонарушения.
  • Проводить беседы с подростками и родителями о недопустимости таких противозаконных поступков, при необходимости запрашивать любые сведения, касающиеся несовершеннолетнего.
  • Разрешено доставлять нарушителей в ОВД на три часа и досматривать их при необходимости.

При систематических правонарушениях инспектора ПДН ставят на учёт таких подростков и постоянно контролируют их деятельность во избежание отягчающих поступков.

Важно! Инспектор обязан не допускать жестокость по отношению к подростку, насилие или сексуальное домогательство со стороны родителей или других лиц.

В случае выявления таких нарушений инспектор сразу обязан принять меры, регламентированные законом по ст. 5.35 КоАП, ст. 156, ст. 116, ст. 117, ст. 125 УК РФ, и обеспечить безопасность подростка.

При систематическом нарушении законодательства подростком его помещают в специальный центр по достижении 14 лет, и только по решению суда.

Вывод

Законодательство не стремится несовершеннолетних при малейшей провинности привлекать к уголовной ответственности. Созданные службы ПДН имеют функцию профилактического воздействия на молодёжь. А если правонарушение уже произошло, то берут на себя ответственность по исправлению подростка и контролю над его дальнейшей деятельностью.

Профилактический учет несовершеннолетних: как полиция работает с детьми?

Разберемся, что такое учет несовершеннолетних, кого ставят на него, в чем заключается профилактика, как оспорить действия органов МВД.
Кого поставят на учет?
Согласно п.2.1.1 и 42 «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД РФ» (утв. Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845), сотрудники ПДН ставят на профилактический учет несовершеннолетних правонарушителей:
— употребляющих наркотики и алкоголь;
— совершивших административное правонарушение, в том числе до наступления возраста, начиная с которого возможно привлечение к ответственности за это;
— освобожденных от уголовной ответственности в силу возраста, отставания в психическом развития, по амнистии, в связи с раскаянием, изменением обстановки, заменой наказания на принудительные воспитательные меры;
— условно-досрочно освобожденных, осужденных условно или получивших отсрочку (наказания, приговора), а также приговоренных к мерам, не связанным с лишением свободы;
— отбывших наказание с нарушениями режима содержания, а также находящихся в социально опасном положении.
В чем заключается процедура постановки на учет?
Порядок осуществления профилактического учета несовершеннолетних регламентирован Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (см. пп. 4 — 14 п. 1 ст. 5, пп. 1 п.1 ст. 21 и др.) и Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845. Постановка несовершеннолетнего на учет возможна на основании:
— приговора, определения или постановления суда;
— постановления прокурора, следователя, дознавателя, начальника территориального органа МВД РФ, Комиссии по делам несовершеннолетних;
— протокола об административном правонарушении;
— заключения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки (УПК) или учетно-профилактического дела (УПД) (п. 42.1-42.4 Приказа МВД России от 15 октября 2013 г. N 845).
Профилактический учет несовершеннолетних ведут органы МВД. Карточка заводится в отношении совершивших административные правонарушения и антиобщественные деяния (употребление алкоголя и наркотиков), дело — в отношении несовершеннолетних, так или иначе привлекавшихся к уголовной ответственности, в том числе освобожденным от нее. УПК или УПД оформляются в течение 5 дней с момента получения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) одного из вышеперечисленных документов. Разрешение на учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем. Если деяние не влечет уголовного наказания сотрудник ПДН вправе заявить начальнику МВД о нецелесообразности постановки на учет. Поставленные на учет лица регистрируются в специальном журнале руководителем ПДН.
Какие меры применяют к несовершеннолетним?
Сотрудники ПДН проводят с лицом, не достигшим совершеннолетия, индивидуальную профилактическую работу, которая включает в себя следующие мероприятия:
— выяснение образа жизни, социальных связей и намерений несовершеннолетнего;
— проведение разъяснительной работы о последствиях совершенных им деяний;
— устранение причин и условий противоправного поведения лица в пределах своих полномочий;
— установление и привлечение к ответственности лиц, вовлекающих в совершение преступлений и антиобщественных действий;
— привлечение к профилактике лиц, имеющих положительное влияние на нарушителя;
— организация обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего (п. 71 Приказа).
Если на несовершеннолетнего заводится карточка или дело сотрудники ПДН принимают следующие меры:
— проводят беседу с несовершеннолетним и его родителями, в том числе, при участии начальника территориального органа МВД РФ, разъяснить основания для постановки на учет;
— обследуют семейно-бытовые условия лица на учете (1 раз в год);
— запрашивают характеристики с места учебы, работы, жительства несовершеннолетнего (ежегодно и при решении вопроса о снятии с учета);
— направляют материалы в комиссию по делам несовершеннолетних, в медицинские организации (о несовершеннолетних и их родителях, употребляющих наркотики и алкоголь), военкомат (о преступниках в возрасте до16 лет) (п. 53 Приказа).
Снятие с учета: исправление, отмена наказания, совершеннолетие и др. причины?
Ведение УПК, УПД на несовершеннолетних прекращается и несовершеннолетние снимаются с профилактического учета в ПДН в случаях:
— исправления (на основании материалов, подтверждающих этот факт, но не ранее 6 месяцев с момента постановки на учет);
снятия с учета в медицинских организациях лиц, употреблявших алкоголь и наркотики;
достижения 18-летнего возраста;
— вынесения судом постановления об отмене условного осуждения, отсрочки наказания, замены наказания;
— помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (СУВУЗТ);
— неподтверждение обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет;
— в иных случаях (см. п. 62 Приказа).
Как оспорить постановку на профилактический учет?
Часто граждане оспаривают постановку своих детей на профилактический учет в МВД на основании того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, объективно подтверждающие факт совершения несовершеннолетним антиобщественного действия (см., напр., Апелляционное определение Московского областного суда от 24.06.2015 по делу N 33-14834/2015) и в силу отсутствия состава правонарушения (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22.12.2014 по делу N 33-12146/2014). Так, дочь истицы по делу, рассмотренному Красноярским судом, была поставлена на учет по решению регионального Управления МВД РФ за бродяжничество с заведением на нее УПК. Комиссия по делам несовершеннолетних объявила ей устное замечание. Решение МВД было признано судом незаконным, суд первой инстанции присудил выплатить истице 35 000 рублей компенсации расходов на представителя, однако по апелляционной жалобе ответчика сумма была снижена до 12 000 рублей.

За что ставят на учет в полицию? статья по теме

За что ставят на учет в полицию?

Все мы были детьми и помним строгую тетю в погонах, которая приходила в школу. Сегодня эта же тетя или дядя приходят в школу уже к нашим детям.

Вроде, ничего страшного нет в том, что ребенок может попасть на учет в полицию, но приятного в этом тоже мало. Например, на сегодняшний день, с наступлением вступительных экзаменов в учебные учреждения, в отделения внутренних дел поступают запросы о несовершеннолетних лицах, состоящих на учете. А вот информация в военные комиссариаты направляется сотрудниками внутренних дел ежемесячно.

Что же нужно знать, чтобы сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН) не стал частым гостем в вашем доме?

Самое главное — не забывать, что Вы родители. И кроме прав, у Вас есть еще огромная ответственность за свое чадо и избежать неприятностей с органами правопорядка можно только уделяя ему — чаду — ежесекундное внимание. Кроме того, необходимо знать, за что ребенка могут поставить на учет в ПДН и какие меры могут быть к нему применены.

В соответствии с Приказом №-569 МВД РФ от 26 мая 2000 года, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

  1. Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества.
  2. Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.
  3. Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
  4. Освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
  5. Не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
  6. Не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
  7. Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
  8. Условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.
  9. Получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора.
  10. Освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.
  11. Осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
  12. Осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Нужно обратить внимание, что возраст, с которого несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности, определяет статья 20 УК РФ. По некоторым деяниям — это 14 лет.

Какие же меры могут быть применены к несовершеннолетнему?

Конечно, основная задача инспектора ПДН — профилактика правонарушений. Однако бывают случаи, когда таковых мер недостаточно и ребенка направляют в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВИНП). Необходимо помнить, что решение о направлении в ЦВИНП может принять только суд. И направляются туда лица, достигшие 14-летнего возраста.

При каких же ситуациях ребенок может быть направлен в ЦВИНП:

  1. При злостном уклонении несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования.
  2. Самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
  3. Совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние.
  4. Совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации.

И последнее:

  1. Решение о постановке на учет в ПДН несовершеннолетнего принимается в комиссии по делам несовершеннолетних (далее КДН), поэтому, если Вам сообщили, что ребенка ставят на учет, подготовьте все возможные документы (грамоты, благодарности, характеристику из школы, спортивных учреждений), которые могут положительно характеризовать Ваше чадо.
  2. Не пропускайте день заседания КДН.
  3. Во время рассмотрения деяния ребенка КДН постарайтесь убедить присутствующих, что Вы проведете соответствующую профилактическую работу самостоятельно и впредь будете особо внимательны к тому, чем занимается ребенок. И не забывайте это делать в действительности.

Если все же ребенка поставили на учет в ПДН, то знайте — через 6 месяцев Вы имеете полное право ходатайствовать о снятии его с такового. Не забудьте это сделать, так как от инспектора ПДН тоже требуют план — количество несовершеннолетних, поставленных на учет, и порой ребенка не снимают с учета только из-за этих цифр.

Заботьтесь о своих детях!

Будьте внимательны к ним!

Не оставляйте их один на один с их бедами!

Страница 1 из 4

Виды профилактического учета

В учреждении образования с целью повышения качества воспитательно-профилактической работы рекомендовано вести 4 вида профилактических учетов учащихся:

1.Состоящих на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

2. Признанных находящимися в социально опасном положении;

3.Нуждающихся в государственной защите;

4. Индивидуальный учет в рамках внутреннего контроля.

На каждого учащегося, состоящего на профилактическом учете в ИДН, признанного находящимся в СОП, нуждающегося в государственной защите, рекомендуется вести учетно-профилактическое дело специалистами социально-педагогической и психологической службы.

Кураторами учебных групп учреждения образования ведется учетно-профилактическое дело учащегося, состоящего на внутреннем контроле.

Алгоритм выявления и организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

1.Ежегодно в сентябре и январе месяцах посещаются все семьи учащихся учреждений образования. По итогам посещения заполняются акты обследования. В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семьях на заседании Совета по профилактике рассматривается вопрос о признании несовершеннолетнего(их) находящимися в социально опасном положении

2. Учреждение образования выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

— изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

— анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;

— анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

— учёта посещения несовершеннолетними учреждений образования;

— учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;

— выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;

— учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений

— контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними

3. Для оценки ситуации в семье необходимо руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего (приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утверждённой постановлением Министерства образования от 05.05.2007 № 30 (далее Инструкция)

В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, формируется комиссия в составе педагогических работников учреждения образования (педагог социальный, педагог-психолог, зам. директора по воспитательной работе), инспектора по делам несовершеннолетних, участкового инспектора, врача-педиатра, которая не позднее следующего дня после получения информации проводит обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

4. Комиссия определяет меры по устранению причин, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, которые записываются в заключении акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (далее акт обследования). Определяется дата заседания Совета по профилактике по рассмотрению вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.

Если поступила информация о семье, в которой ранее не наблюдалось социально опасного положения несовершеннолетних, учреждение образования и другие службы не владеют ситуацией в семье, то проводится социальное расследование – сбор первичной информации о семье.

На заседание Совета по профилактике педагогом социальным учреждения образования готовятся следующие документы:

— акт обследования установленного образца с мотивированным заключением о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении и мерами по их устранению;

— план помощи на каждого несовершеннолетнего, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения несовершеннолетнего, указываются конкретные сроки реализации мероприятий и сроки контроля их реализации (приложение 3 к Инструкции);

— документы, подтверждающие социально опасное положение несовершеннолетнего (табель пропусков занятий, акты обследования, медицинские справки, показания детей и соседей, рапорты сотрудников ИДН и УВД и др.

— копия свидетельства о рождении ребёнка.

5. Учреждение образования письменно приглашает представителей всех организаций, участвующих в реализации плана помощи несовершеннолетнему, на заседание Совета по профилактике. Обеспечивается явка родителей.

Если в семье есть старшие несовершеннолетние дети, которые обучаются в других учреждениях образования, необходимо пригласить представителей СППС данных учреждений на заседание Совета по профилактике либо письменно информировать администрацию учреждения образования о необходимости рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении.

6. На заседании Совета по профилактике рассматривается ситуация в семье, согласовываются мероприятия, указанные в плане помощи. План помощи подписывается представителями всех организаций, участвующих в его реализации, утверждается руководителем учреждения образования и согласовывается с председателем исполкома. Копии плана помощи передаются в каждую организацию и являются обязательными для выполнения. Оригинал плана помощи хранится в УО в учетном деле несовершеннолетнего.

На основании приказа управления образования «О порядке ведения учёта несовершеннолетних в районе» учреждения образования в течение трёх рабочих дней после принятия Советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении направляют в СПЦ выписку из данного решения, информацию, необходимую для заполнения учётных данных о несовершеннолетнем, копии акта обследования, свидетельства о рождении, плана(ов) помощи (предоставляется в десятидневный срок с момента признания несовершеннолетнего(их) находящимся в социально опасном положении.

7. Выполнение плана помощи заслушивается ежемесячно на заседании Совета по профилактике с приглашением представителей всех организаций, участвующих в его реализации. В случае отсутствия представителя организация обязана предоставить в УО отчёт о проделанной работе по реализации плана помощи. Педагог социальный обобщает всю информацию и передаёт до 2числа каждого месяца в СПЦ отчёт о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи и выполнению плана помощи несовершеннолетнему, а также информацию об уклонении организаций от выполнения обязанностей или о не предоставлении информации.

ПАМЯТКА

по заполнению акта целевого посещения несовершеннолетнего на дому

Оценка санитарно-гигиенического состояния жилого помещения

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи и т.и.)

Общий хронический беспорядок (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи)

Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов и т.д.)

Антисанитарные условия в кухне (грязная, битая посуда, пищевые отходы, пустые бутылки от спиртных напитков, окурки сигарет и т.д.)

Неухоженные домашние животные

Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие спального места у ребенка)

Отсутствие продуктов питания, необходимых для правильного развития ребенка

Оценка условий воспитания и семейного климата

Отсутствие игрушек, книг, игр

Отсутствие места для игр

Отсутствие необходимой мебели для хранения игрушек, одежды ребенка

Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии, чужих посторонних людей

Следы побоев у членов семьи (у взрослых, детей)

Наличие в доме родителей, родственников с тяжелым формами физических и психических заболеваний

Проживание нескольких семей в одной квартире

Недоброжелательное отношение в посетителям

Недоброжелательные, конфликтные отношения между членами семьи друг к другу

Инструкция по ведению профилактических (персональных) учётов . в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав . в муниципальных образованиях Красноярского края

Приложение
к постановлению краевой комиссии
-КДН

ИНСТРУКЦИЯ
по ведению профилактических (персональных) учётов
в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
в муниципальных образованиях Красноярского края

1. Общие положения

1. Настоящая инструкция по ведению профилактических (персональных) учётов в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
в муниципальных образованиях Красноярского края (далее – Инструкция, муниципальные комиссии) разработана в соответствии со статьёй 11 Закон края от 01.01.2001 № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» и предусматривает виды профилактических (персональных) учётов, порядок их ведения и оформления учётной документации.

2. Учёт (регистрация) несовершеннолетних и семей (родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего) – это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая всеми органами
и учреждениями системы профилактики в отношении несовершеннолетних
и семей, в том числе находящихся в социально опасном положении, направленных на:

— предупреждение безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий с участием несовершеннолетних;

— выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям с участием несовершеннолетних;

— социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

— выявление признаков социально опасного положения.

3. Учёту в муниципальных комиссиях, в зависимости от повода
и основания, подлежат все несовершеннолетние и семьи, родители или иные законные представители, в отношении которых комиссией рассматривались материалы и принимались решения (постановления).

4. Постановка на индивидуально-профилактический учёт осуществляется муниципальной комиссией:

— инициативно;

— по представлению руководителя органа или учреждения системы профилактики;

— на основании приговора, определения или постановления суда;

— по заключению, утверждённому руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведённой проверки жалоб, заявлений или других сообщений;

— при выявлении признаков социально опасного положения;

— при поступлении материалов по территориальности.

5. Решение о постановке на профилактический учёт несовершеннолетнего или семьи оформляется индивидуальным постановлением муниципальной комиссии в отношении каждого несовершеннолетнего, семьи, родителей
или иных законных представителей на срок не менее чем на шесть месяцев.
В постановлении указываются основания постановки на учёт (наличие признаков социального опасного положения или необходимость проведения индивидуальной профилактической работы в целях своевременного выявления социально опасного положения).

6. Профилактический учёт осуществляется с заведением учётно-профилактического дела (сокр. – УПД) или учётно-профилактической карточки (сокр. – УПК), которые оформляются штатным специалистом комиссии
в течение 5 дней с момента принятия постановления муниципальной комиссии
о постановке на профилактический учёт.

7. УПД и УПК:

— имеют порядковый номер, регистрируются в журнале учёта несовершеннолетних и семей, находящихся на профилактическом учёте (приложение № 1). Номер УПД присваивается в форме: последние две цифры текущего года/СОП/номер постановления; номер УПК: последние две цифры текущего года/П/номер постановления.

— предназначены «Для служебного пользования»;

— ведутся штатным специалистом комиссии с соблюдением требований конфиденциальности и хранятся в комиссии в течение 2 лет, после чего уничтожаются в соответствии с установленным в органах местного самоуправления порядком делопроизводства.

8. Учётно-профилактическое дело оформляется на несовершеннолетнего или семью, признанных в установленном порядке находящимися в социально опасном положении (приложение № 2). В остальных случаях в отношении отдельных категорий несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего ведутся учётно-профилактические карточки (приложение № 3).

9. В случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Закона края № 4-608, либо в случае однократного совершения несовершеннолетним правонарушения при наличии соответствующей информации об особенностях личности несовершеннолетнего, его поведения и отношения к учёбе и труду, условиях жизни и воспитания, родителях или иных законных представителях, наступивших последствиях, степени и характере общественной опасности противоправного деяния и иных реабилитирующих факторов, комиссия вправе принимать решение (постановление) об организации органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетним на срок не менее 3 месяцев с заведением УПК.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним
с заведением УПК должна проводиться с учётом оценки степени риска попадания несовершеннолетнего в социально опасное положение.

10. При наличии оснований полагать, что по истечении установленного срока профилактической (социально-реабилитационной) работы положительных результатов не достигнуто, срок её проведения может быть продлён от 3 до 6 месяцев. Решение о продлении принимается постановлением муниципальной комиссии на основании мотивированного представления руководителя органа или учреждения (куратора случая).

11. В случае нескольких оснований социально опасного положения несовершеннолетнего учёт осуществляется по основанию, имеющему наиболее высокую степень и характер общественной опасности совершенного деяния,
её последствий для несовершеннолетнего.

2. Виды и формы учётов

12. В муниципальных комиссиях осуществляются следующие виды учётов:

12.1. Учёт несовершеннолетних, требующих внимания (наблюдения)
со стороны муниципальной комиссии, – в форме учётно-профилактической карточки;

12.2. Учёт несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, – в форме учётно-профилактического дела на несовершеннолетнего и его семью (признаки социально опасного положения указаны в статье 1 Федерального закона -ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»);

12.3. Учёт семей, находящихся в социально опасном положении, –
в форме учётно-профилактического дела на семью и несовершеннолетнего (признаки социально опасного положения семьи указаны в статье 1 Федерального закона
-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»).

12.4. Списочный учёт несовершеннолетних и семей – осуществляется
в целях анализа и оперативного обмена информацией, а также для проведения межведомственных сверок.

Списочный учёт обновляется штатным специалистом муниципальной комиссии не реже 1 раза в квартал путём направления в адрес руководителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних имеющихся в муниципальной комиссии списков, по форме согласно приложению № 4 к Инструкции, для проведения сверки.

13. Межведомственные сверки (как вид списочного учёта)
о несовершеннолетних и семьях проводятся ежеквартально и оформляются актом сверки. В акте сверки указываются предложения по дополнению списка или исключению из списка несовершеннолетних их родителей, иных законных представителей.

Акты сверок в течение 5 рабочих дней подписываются руководителями органов и учреждений системы профилактики и хранятся в муниципальной комиссии в накопительном деле в течение 3 лет.

13.1. Штатный специалист муниципальной комиссии ежемесячно проводит сверки с оператором, осуществляющим ведение Единого банка данных
о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, порядок формирования которого утверждается постановлением Правительства Красноярского края, по результатам сверки оформляется соответствующий акт.

14. Статистический учёт – осуществляется в целях подготовки отчётных сведений (за месяц, квартал, полугодие, год), в том числе в рамках мониторинга деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
по форме, установленной постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края от 23.04.2015 № 2.

3. Учёт несовершеннолетних и семей (родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего)

15. Категории несовершеннолетних, подлежащие учёту муниципальными комиссиями, указаны в статье 5 Федерального закона -ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

16. С заведением УПД профилактическому учёту в комиссиях подлежат несовершеннолетние:

16.1. совершившие неоднократно правонарушения, иные антиобщественные действия или антиобщественные проступки;

16.2. условно-досрочно освобождённые от отбывания наказания, освобождённые от наказания вследствие акта об амнистии или в связи
с помилованием;

16.3. получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

16.4. осуждённые за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождённые судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

16.5. осуждённые условно, осуждённые к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

16.6. освобождённые из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;

16.7. иные несовершеннолетние, которые вследствие безнадзорности
или беспризорности находятся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью либо не отвечающей условиям к их воспитанию, и нуждающиеся
в экстренной социально-реабилитационной помощи.

17. На учёт в муниципальной комиссии с заведением учётно-профилактических карточек и учётно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние и родители (семьи), проживающие на территории соответствующего муниципального района, городского округа (района
в городе).

18. Несовершеннолетний или семья снимается с учёта постановлением муниципальной комиссии, а УПД (УПК) прекращается, в случаях, предусмотренных статьёй 7 Федерального закона -ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

19. Учёт семей осуществляется муниципальными комиссиям только
с заведением УПД в рамках индивидуальной программы реабилитации
и адаптации родителей и их несовершеннолетних детей, находящихся
в социально опасном положении.

20. Учёт родителей, требующих внимания (наблюдения) в целях выявления у них признаков социально опасного положения, ведётся муниципальной комиссией посписочно в течение одного календарного года. В случае выявления признаков социально опасного положения семьи учёт осуществляется
в соответствии с пунктом 18 настоящей Инструкции.

Инструкция вводится в действие с 01.01.2016

В случае регистрации несовершеннолетнего в одном муниципальном образовании, а фактическом проживании на территории другого муниципального образования, несовершеннолетний ставится на учёт по фактическому месту жительства. В указанном случае, муниципальная комиссия по фактическому месту жительства несовершеннолетнего в 10-дневный срок уведомляет о постановке на учёт муниципальную комиссию по месту его регистрации (в том числе и в случае, если место регистрации несовершеннолетнего находится за пределами Красноярского края).

Лица, состоящие на учёте за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, снимаются с учёта только по согласованию с органами здравоохранения.

После массовых задержаний в ходе акции против коррупции в Москве и регионах 26-го марта правоохранительные органы начали угрожать многим «несовершеннолетним» участникам постановкой на профилактический учет. Тем, кто находится в группе риска, нужно знать, как процедура постановки на профилактический учет должна проходить в соответствии с законом и как добиться его снятия.

Как ставят на учет в соответствии с законом

Порядок постановки «несовершеннолетних правонарушителей» на учет регулируется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних», региональными законами «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и действующим Приказом МВД России от 15.10.2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел Российской Федерации».

Главным термином здесь является «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» — только такие «несовершеннолетние» подлежат постановке на профилактический учет. То есть имеется в виду человек младше 18 лет, который «вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

Под антиобщественными действиями закон понимает систематическое употребление «наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции», занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также «иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».

Правонарушением же в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП признается только то действие, вина в совершении которого доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, который рассматривал дело.

Иными словами, признать «несовершеннолетнего» находящимся в социально опасном положении и в дальнейшем поставить его на учет можно только в двух случаях:

  • Если комиссия (КДН) и подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) в ОВД по месту жительства «несовершеннолетнего», а также начальник или заместитель этого ОВД убедится, что тот действительно систематически употреблял алкоголь, принимал наркотики либо занимался проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.
  • Если в отношении «несовершеннолетнего» должно вступить в законную силу постановление об административном правонарушении.

Без вынесенного в соответствии с законом постановления об административном правонарушении на учет вас поставить нельзя, сколько бы лет вам ни исполнилось.

Деятельность КДН

Согласно федеральному законодательству, КДН:

  • подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации
  • рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации»
  • применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и меры воздействия, которые она может применять, помимо упомянутых документов регулируется законодательством субъекта Федерации, в котором вы проживаете. В зависимости от региона оно может отличаться, однако на всей территории России, если в Вашем отношении рассматривается дело, Вы можете пользоваться всеми правами, предусмотренными КоАП РФ, в частности, правом на юридическую помощью защитника с момента поступления дела в комиссию и правом на обжалование решения.

Чего КДН делать не может

КДН не вправе самостоятельно принимать решения и должно ходатайствовать перед судом:

  • о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (часть 1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей (часть 3.1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (касается только подростков, уже помещенных ранее и самовольно покинувших центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, совершивших преступление в возрасте, недостаточном для наступления уголовной ответственности, совершивших правонарушение, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3х часов с момента доставления (подпункты 3–6 пункта 2 статьи 22 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»).

Возраст имеет значение: младше или старше 16 лет

Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет и в его отношении вынесено постановление об административном правонарушении, которое вступило в законную силу, с ним может проводиться «индивидуальная работа» — в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Индивидуальной работой с «несовершеннолетними правонарушителями» занимаются инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, входящие в состав органов внутренних дел РФ (в народе все это называют «детской комнатой милиции», хотя детские комнаты были фактически упразднены вместе с самой милицией).

Однако такая «индивидуальная работа» совершенно не обязательно предполагает постановку на учет в качестве «несовершеннолетнего правонарушителя». Постановка на профилактический учет — мера, к которой прибегают только при наличии определенных оснований.

Основаниями для постановки на профилактический учет в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики», пунктом 42,3 Приказа МВД России № 845 могут стать только конкретные обстоятельства, зафиксированные в определенных документах. Такими документами являются: приговор, определение или постановление суда (например, об избрании не связанной с лишением свободы меры пресечения по уголовному делу), постановление КДН об административном правонарушении с назначением наказания.

Разрешение же о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем в соответствии с пунктом 48 Приказа МВД России № 845.

Подразделения по делам несовершеннолетних МВД России проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении «несовершеннолетних», которые: совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; или же совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, — в соответствии с пунктами б), в), части 1 статьи 1 Приказа.

Меры административного взыскания — это мера наказания, избранная при вынесении постановления об административном правонарушении.

Возраст, с которого наступает административная ответственность — 16 лет, в соответствии с ст. 2.3 КоАП.

Иными словами, если вам менее 18, но более 16 лет, вас задержали на митинге или пикете, доставили в ОВД, но отпустили без оформления протоколов после взятия объяснения, ни о какой постановке на специальный учет либо об индивидуальной профилактической работе речь идти не может.

Если, несмотря на все попытки доказать свою правоту государственным органам, вас все-таки необоснованно поставили на профилактический учет, то в случае неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет, он должен быть снят.

Как обжаловать постановление КДН

Как можно обжаловать постановление Комиссии по делам несовершеннолетних, рассказали коллеги из Фонда «Общественный вердикт»:

Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Как сниматься с учета: практическое руководство

1. Родители или законные представители несовершеннолетнего должны направить письменный запрос на имя начальника территориального органа МВД России с просьбой предоставить копию решения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет. Заявление следует направить заказным письмом с уведомлением по почте или отдать его лично. При личной подаче заявления следует иметь копию, на которой принимающий заявление сотрудник полиции должен поставить штамп с датой приема документа и входящим номером, присвоенным заявлению.

Помните, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок ответа на письменное обращение — 30 дней. Если Вы не получите никакого ответа через месяц, то смело обращайтесь в прокуратуру с заявлением о совершении начальником территориального органа МВД России административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59. КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет штраф в размере от 5 до 10 т.р.). Также в прокуратуру следует обжаловать и отказ в предоставлении копии требуемого решения о постановке на учет несовершеннолетнего. При этом следует ссылаться на Конституционное положение о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

2. Если же Вам удалось получить копию решения о постановке несовершеннолетнего на учет, то вы можете обжаловать его двумя путями: в прокуратуру и в суд. Мы рекомендуем подавать заявление о проверке законности постановки несовершеннолетнего на учет в Прокуратуру, и административный иск о признании незаконными действий начальника территориального органа МВД России в суд.

2.1. Срок рассмотрения такого заявления в прокуратуре составляет 30 дней, если же в прокуратуре Вам не ответят в течении этого времени, то Вы можете обратиться в вышестоящую прокуратуру с заявлением об административном правонарушении (см. п. 1 выше).

2.2. Срок подачи административного искового заявления в суд о признании незаконной постановки на профилактический учет несовершеннолетнего — составляет 3 месяца с момента получения копии соответствующего решения (см. п. 1 выше). Поэтому, если прокуратура не будет отвечать на ваши заявления, не теряйте время и параллельно обращайтесь в суд.

Административный иск направляется в районный суд по месту нахождения ОВД, в котором принято такое решение. Для грамотного составления административного иска либо жалобы в прокуратуру целесообразно обратиться к профессиональному юристу или адвокату, поскольку согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителем в суде может быть только адвокат, либо человек, имеющий высшее юридическое образование. Само по себе участие представителя не обязательно, но дает больше шансов на позитивный исход дела.

При подаче жалобы, как и при рассмотрении дела в Комиссии по делам несовершеннолетних очень важно предоставить максимально возможное количество положительных характеристик (от участкового по месту жительства, соседей, с мест учебы, работы), различных грамот и прочих документов, на основании которых можно сделать вывод, что несовершеннолетний — социализированный, конструктивно настроенный и законопослушный человек.

Также важно обратить внимание на допущенные процессуальные нарушения, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении, проигнорированные или не оцененные надлежащим образом при рассмотрении дела КДН, на некорректное, оскорбительное поведение или насилие, в том числе психологическое, если оно имело место со стороны сотрудников полиции, членов комиссии, других людей, которые были привлечены в ходе рассмотрения дела и принятия по нему решения.

Если в районном суде вам не удастся признать незаконным постановку несовершеннолетнего на учет, не следует опускать рук — у вас есть месяц, чтобы обжаловать это решение в вышестоящий суд (для Москвы это Мосгорсуд). После апелляционной жалобы в региональном суде у Вас есть 6 месяцев на подачу кассаций в Президиум регионального суда и в Верховный суд РФ. После этого остается возможность направления жалобы Председателю Верховного суда РФ (на все эти жалобы у Вас 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения региональным судом).

После прохождения всей судебной системы (или параллельно с судебными тяжбами) есть возможность направления заявления Уполномоченному по правам Человека в Вашем регионе или Уполномоченному по Российской Федерации, а также направления заявления Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.

Мы надеемся, что Вам не придется задействовать всю указанную процедуру обжалования. Мы представили ее подробно для того, чтобы показать вам множество предусмотренных законом путей защиты своих прав и прав своих детей.

Документы

Заявление о выдаче копии решения о постановки несовершеннолетнего на учет в ПДН

Скачать файл (.pdf)

Жалоба на действия ПДН

Скачать файл (.pdf)

Послесловие

ОВД-Инфо выражает огромную благодарность помощнику адвоката Жаклин Яковлевой и Денису Шедову (Правозащитный центр «Мемориал») за помощь в разработке юридических рекомендаций. Все возможные юридические ошибки в тексте остаются на совести ОВД-Инфо.

Мы будем очень благодарны и вам, если вы поделитесь с нами своим опытом задержания и последующим судебным опытом и оцените полезность нашей работы.

Как сняться с профучета?

Статья 51 Конституции РФ

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Вы вправе, ссылаясь на это положение Конституции РФ, отказаться от дачи объяснений, от участия в фото- и видеосъемке, от предоставления отпечатков, образцов для проведения ДНК-анализа при осуществлении в отношении вас мероприятий, связанных с постановкой на профилактический учет.

Федеральный закон «О полиции»

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Перечисленные положения Федерального закона «О полиции» означают, что при общении с полицейским по вопросу постановки на профилактический учет вы вправе:

  • узнать и записать фамилию, имя, отчество полицейского, а также указанные в его служебном удостоверении номер и должность;
  • требовать сообщения вам причины и цели остановки и проверки вас на посту ДПС, доставления или вызова в отдел полиции;
  • требовать ознакомления с составленными в отношении вас документами, оформленными материалами, предоставления возможности их копировать, фотографировать;
  • требовать немедленного прекращения действий, направленных на унижение вашего достоинства или причинение вам вреда.

Приказ Министерства внутренних дел РФ от 31.12.2012 №1166
«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

VIII. Порядок проведения участковым уполномоченным полиции
индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими
на профилактическом учете, в целях предупреждения совершения
ими преступлений и административных правонарушений

63. Участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями граждан, состоящих на профилактическом учете:

63.1. Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренных федеральными законами (то есть поднадзорными лицами), а также освобожденными из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

63.2. Больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих.

63.3. Совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.

63.4. Совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно-значимых мероприятий.

63.5. Входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

63.6. Которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача.

Если вы не относитесь ни к одной из указанных выше категорий граждан, не имеете отношения к экстремистской, террористической деятельности, ведете законопослушный образ жизни, вы вправе заявить участковому уполномоченному полиции о незаконности и необоснованности проведения им в отношении вас профилактических мероприятий и требовать их прекращения.

Если вы указали сотруднику полиции на неправомерный характер его действий в отношении вас, но они не были прекращены, не стоит вступать в конфликт. вы вправе получить официальную информацию об этих действиях и обжаловать их в порядке, описанном далее в Инструкции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *