Тахограф с шайбой

В настоящее время аналоговые тахографы практически полностью вышли их эксплуатации. На смену им пришли более новые, современные цифровые приборы или устройства, использующие в своей конструкции специальные блоки СКЗИ. Данные изделия полностью соответствуют требованиям, установленным в странах Европейского Союза, что позволяет использовать их по всей территории стран Старого Света и примкнувших к ним государств.
Согласно действующим на данный момент времени Российским законам, эксплуатация аналоговых тахографов разрешена только до 01.07.2016 года.

Содержание

Исключение из правил

Но есть и послабления в строго соблюдаемых правилах. Они сделаны для автомобилей, которые были оснащены тахографами, выпущенными в период до 2010 года. Но и здесь есть дополнительные требования:
— обязательное подключение устройства к одометру
— произведена калибровка прибора (имеются соответствующие отметки в паспорте)
— прибор рабочий, малейшие неисправности не допускаются.

Кратко об изделии

Тахограф – это специальное контрольное бортовое устройство, которое в обязательном порядке должно быть установлено на современных грузовых автомобилях. С помощью этого компактного прибора осуществляется мониторинг всех основных параметров грузовика, фиксируется скорость движения, пройденное расстояние, время в пути и т.п. Важнейший параметр, который также безупречно «считывается» современными приборами – условия труда водителя. Легко убедиться в том, сколько человек времени провел за рулем, какие и где делал перерывы на отдых и т.п. Важно отметить, что к каждому устройству имеется специальная карта водителя для тахографа с персональным кодом доступа, так что попытаться обмануть прибор не получится.

Законодательная база

Согласно изданного в Минтрансе приказа за номером 348, водителям и владельцам грузового автотранспорта было отведено время на установку тахографов. В срок до 01.07.2016 года все ТС данной категории должны быть оборудованы специальными считывающими устройствами. За неисполнение приказа следует строгая ответственность – штрафы, арест автомобиля и т.п. Следует отметить, что подавляющее большинство автовладельцев таких грузовиков оказались законопослушными гражданами и выполнили предписание ведомства.
Однако на этом проблема не была решена. Полностью. Продолжая совершенствовать систему контроля за передвижениями грузового автотранспорта, условиями труда водителей и перевозкой грузов, Правительство продолжает работу по совершенствованию приборов учета и производит их поэтапную модернизацию.

Крайний срок

Так называемый «переходный» период предусматривает возможность до 1 января 2018 года продолжить использование аналогового тахографа. К устройству предъявляются дополнительные требования, такие, например, как калибровка устройства. Но уже сейчас юристы рекомендуют менять старый прибор. Тем более, что установка тахографа на грузовой автомобиль, не соответствующего требованиям законодательства, недопустима.
А менее чем через год использование аналогового прибора будет запрещено полностью. (Уже настоящее время)

Возможные последствия

Очевидно, что никакой экономической выгоды установка устаревшей модели не принесет. Более того, вложенные денежные средства не успеют окупиться, так что убыток будет налицо. Так что уже сейчас следует позаботиться о своевременном приобретении и переоснащении автопарка (личного грузовика) новыми, разрешенными к эксплуатации аппаратами.
Если же, несмотря на предупреждения, кто-то примет решение нарушить Закон и опробовать, что называется «проскочить» — ничего не выйдет. Убытки могут многократно превысить ожидаемую экономию средств. При обнаружении несоответствующего требованиям тахографа, сотрудники ДПС расценивают этот факт как отсутствие прибора. В результате – штраф об административном правонарушении. Водителю придется заплатить 3 000 рублей, а владельцу грузовика – до 10 000 рублей. Внушительно!

Подведем итог

Своевременный переход на цифровой тахограф, который полностью отвечает требованиям, установленным для таких приборов с 01.01.2018 года – правильное, дальновидное решение. У вас не будет вынужденных простоев, штрафов, проблем с ГИБДД. Спокойно занимайтесь бизнесом, развивайте свою компанию, действуя строго в правовом поле!

Но можно воспользоваться услагами нашей мастреской!

В нашей мастерской уже освоена услуга по оформлению перевозчику карточки допуска на транспортное средство, которая прописана в исключении. Карта международного перевозчика (карточка допуска) не заставляет перевозчика реально заниматься международными перевозками, она на самом деле ни к чему не обязывает, она дает немало возможностей, самые важные из них:

  1. Не менять тахографы ЕСТР ни аналоговые, ни цифровые.
  2. Не тратить деньги на замену блока СКЗИ каждые 3 года.

По итогу оказания данной услуги мы экономим «нереальные» деньги своим клиентам как сразу, так и впоследствии.

Тахограф для «частника»: что нужно знать об изменениях в законодательстве

13:05, 26 ноября 2019

Версия для печати

О новых требованиях к перевозчикам и законах, которые их устанавливают, рассказывает эксперт в области тахографии Максим Сухомлинов.

В настоящее время только ленивый не пишет о тахографах. И я из числа таких не ленивых, и в настоящей статье тоже буду писать о тахографах, а точнее отвечу на часто встречающиеся и максимально актуальные вопросы.

Нужен ли частнику тахограф с 1 ноября 2019 года?

В настоящий момент (26.11.2019) нет. И здесь надо поподробнее. В первую очередь необходимо понять – кто такие «частники», о которых столько шума в части оснащения тахографами. «Частник» — это частное лицо, которое не является частным предпринимателем и ИСПОЛЬЗУЕТ транспортное средство (управляет им). Обращаю особое внимание – не владеет, а использует. Это значит, что совершенно неважно, что написано в СРТС в разделе «Собственник». Важно, кто находится за рулем такого транспортного средства. Для того, чтобы водитель попал в категорию рассматриваемого «частника», он:

  • не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не должен иметь путевого листа, оформленного на него;
  • документы на груз (в случае его перевозки) должны быть оформлены непосредственно на него.

С 1 января 2019 года вступила в силу норма законодательства (п. 3, ст. 20 ФЗ 196), которая обязывает «частников» обеспечить оснащение используемых ими автомобилей максимальной массой свыше 3,5 тонн и автобусов тахографами. Однако до какого момента это оснащение должно быть завершено, Федеральным законом не определено. За ответом на этот вопрос Федеральный закон (п.3, ст.20, ФЗ 196) отправляет к Постановлению Правительства (ПП 1213 от 23.11.2012), которое, в свою очередь, отсылает к Приказу Минтранса № 273 от 21.08.2013. Однако по настоящее время (на дату выхода этой статьи) Приказ Минтранса № 273 относится исключительно к юридическим лицам и частным предпринимателям (п. 2 Порядка оснащения, утвержденного приказом Минтранса № 273) и не распространяется на частных лиц в принципе.

Таким образом, в настоящее время (на дату выхода статьи) «частники» быть оснащенными тахографами не должны, и штрафовать их за отсутствие тахографа незаконно, а техосмотр им проводить обязаны без учета наличия тахографа.

Что такое тахограф? Обязан ли тахограф иметь в своем составе блок СКЗИ?

Определение тахографа дано в ст. 2 ФЗ 196. Оно звучит так: тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности. Основные споры идут по термину «некорректируемая регистрации информации». Наиболее часто встречаемое заблуждение заключается в том, что именно это понятие («некорректируемая регистрации информации») требует наличия в тахографе блока СКЗИ. Однако, если попытаться найти законодательное определение понятия «некорректируемость», попытки окажутся тщетными.

Законодательно закрепленного понятия «некорректируемость» НЕТ, оно отсутствует, а следовательно, каждому допустимо понимать его так, как ему захочется.

Некоторым весьма сообразительным коммерсантам захотелось понять его как наличие в тахографе блока СКЗИ. Но даже информация, нанесенная на бумажную тахокарту (шайбу) тахографа, является некорректируемой, потому как откорректировать линию на тахокарте практически невозможно: подменить тахокарту, испортить тахокарту, нарисовать новую – возможно, а вот откорректировать – нет. А что же закон? Чего он требует в этой части? А это весьма и весьма интересно, жаль что немногие хотят в этом разобраться. Постараюсь максимально просто и на бытовом примере.

Итак, ФЗ 196 в ст. 20 обязывает юридических лиц, и частных предпринимателей (а скоро и частных лиц), которые владеют определенными категориями транспорта, оборудовать этот транспорт тахографами. Регламент оснащения, категории транспорта, а также требования к тахографам (опять ст. 20, ФЗ 196) должно определить Правительство РФ. Правительство РФ выпускает постановление №1213 от 23.11.2012, в котором передает эти обязанности Минтрансу. И здесь начинается самое интересное. Министерство транспорта выпускает знаменитый приказ №36. В этом приказе собрано все, что только можно собрать: технические и функциональные требования к тахографу, правила его использования, порядок оснащения, и многое другое. И так было до 1 января 2015 года. 1 января 2015 года вступил в силу международный нормативный документ – Технический регламент Таможенного Союза (ТР ТС) 018/2011, в котором тахограф признан объектом технического регулирования. Это значит, что теперь к нему могут применяться только те обязательные требования, что указаны в техническом регламенте (пункты 2, 3 ст 4 ФЗ 184 О техническом регулировании и раздел Х, в частности ст. 53 Договора о ЕАЭС).

Таким образом, с 1 января 2015 года требования о наличии в тахографе блока СКЗИ стали рекомендательными – обращаю внимание, не приказ №36 стал рекомендательный, а его приложение № 1, требования к тахографам.

А с 1 ноября 2019 года была исправлена ситуация и в ст 11.23 КоАП – были исключены наказания за несоответствие тахографа установленным требованиям. Для сомневающихся – в ст. 2 того же ФЗ 196 дано определение понятию «транспортное средство». Но технические требования, которым эти транспортные средства должны соответствовать, определяет только ТР ТС 018/2011.

Именно по этой причине в настоящее время для использования при внутрироссийских автоперевозках допустимо использовать любой тахограф, в том числе и БЕЗ СКЗИ, имеющий сертификат соответствия одному из технических регламентов и внесенных в реестр средств измерений (метрологическая поверка).

Правда ли, что за несоответствие тахографа установленным требованиям больше оштрафовать не могут?

В рамках статьи 11.23 КоАП – НЕТ. Больше не могут. 1 ноября 2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 216-ФЗ в статью 11.23 КоАП РФ были внесены и вступили в силу изменения, которые исключили такую формулировку как: «с несоответствующим установленным требованиям тахографом», что ранее, до 1 ноября 2019 года, трактовалось некоторыми сотрудниками контролирующих органов как обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. Данная позиция являлась неверной и была причиной значительных нарушений прав автоперевозчиков.

В настоящее время (с 1 ноября 2019 года) составом правонарушения части 1 статьи 11.23 КоАП (для российского перевозчика) являются:

  • управление транспортным средством без тахографа, когда его установка необходима в соответствии с требованиями законодательства, и
  • нарушение требований к использованию тахографа, установленные нормативными правовыми актами РФ.

Требования к использованию тахографов в настоящее время предъявляет единственный нормативный правовой акт – приложение №3 приказа Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 года. Требования водителям и автопредприятию к использованию тахографов сформулированы исключительно пунктами 9, 10, 11 и 13 приложения №3 того же приказа. В пунктах 9, 10, 11 и 13 приложения №3, которые предъявляют водителям и автопредприятиям требования к использованию тахографа, отсутствует обязанность водителей и автопредприятий устанавливать блок СКЗИ в используемые ими тахографы.

Определять соответствие тахографов установленным требованиям на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации, с 1 ноября 2019 года поручено аккредитованным станциям технического осмотра (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1276) в рамках проведения очередного технического осмотра транспортных средств, которые в свою очередь работают исключительно в рамках требования ТР ТС 018/2011.

На основании вышесказанного, штрафы по статье 11.23 КоАП с формулировкой состава правонарушения «несоответствие тахографа установленным требованиям» с 1 ноября считаются незаконными.

Кстати, по вышеописанным причинам на сегодняшний день (день выхода статьи) «частника» не могут оштрафовать за отсутствие тахографа на используемом им транспортном средстве.

Владеть тахографом ЕСТР (международного образца) дороже, чем тахографом с СКЗИ?

Бытует мнение, что тахографы ЕСТР, те самые, что установлены заводами-производителями европейских транспортных средств, допустимо использовать только если владелец транспортного средства допущен до международной перевозки (МАП), что при таком случае надо проводить соответствующее обучение водителя и хотя бы раз в год выезжать за рубеж. Это утверждение ошибочно. Выше я объяснил, что можно использовать любой тахограф, и с СКЗИ, и ЕСТР: главное, чтобы он имел сертификат соответствия одному из технических регламентов и был внесен в реестр средств измерения. Допуск к МАП (карточка) используется теми перевозчиками, которые не хотят тратить время на общение по вопросу тахографа с неграмотными сотрудниками контролирующих органов. Допуск к МАП – своеобразная страховка от неуча на дороге. И не более того. Допуск к МАП выдается в рамках государственной услуги (административного регламента), утвержденной приказом Минтранса России от 18.07.2011 N186. Пунктом 13 этого регламента указаны все необходимые условия для получения допуска к МАП.

И в нем (в регламенте) нет необходимости выезда за рубеж, или предоставления обученных водителей и тому подобного бреда. Допуск к МАП процедура бесплатная и не несущая в себе дополнительных затрат в течении всего срока допуска.

А вот обладание тахографом с СКЗИ – это не для среднего класса. Иметь тахограф СКЗИ могут себе позволить только государственные или очень богатые транспортные организации, а также те компании, которые принципиально не выполняют требования нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность перевозчика. Иметь тахограф с СКЗИ «частнику» это вообще из ряда фантастики! В смысле «фантастической неосмотрительности». И вот почему. Использование тахографов с СКЗИ регламентирует тот же приказ Минтранса №36. Напоминаю, в настоящее время действие приказа Минтранса №36 распространяется исключительно на юридических лиц и частных предпринимателей, но в ближайшее время (вместе с регламентом оснащения «частников») его действие будет распространено и на «частников». Пункт 10 приложения №4 приказа Минтранса №36 обязывает пользователей тахографов с СКЗИ обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 6 ФЗ 149 обладатель информации (а это тот самый пользователь тахографа с СКЗИ) обязан принимать все необходимые меры по ее защите. А статья 19 этого же федерального закона определяет меру ответственности за нарушение защиты этой информации вплоть до уголовной. И это все необходимо ЗНАТЬ и исполнять счастливому обладателю тахографа с СКЗИ. Прочитав эти два федеральных закона (149 и 152), довольно трудно подсчитать затраты на использования тахографа с СКЗИ, но очень легко их охарактеризовать как колоссальные и разорительные для любого транспортного предприятия. В том числе и государственного, о «частнике» вообще говорить не стоит.

По этой причине, использование тахографа ЕСТР (международного образца) в несколько десятков раз дешевле чем стоимость владения тахографом с СКЗИ.

Правда ли, что если у меня есть МАП, моему тахографу не надо делать метрологическую поверку?

Нет, неправда. Требование о метрологической поверке распространяется на ВСЕ средства измерения (ФЗ 102 О единстве измерений). Тахографы и ЕСТР, и с СКЗИ являются средствами измерения скорости, пройденного пути и времени. Тахографы и с СКЗИ, и ЕСТР внесены в государственный реестр средств измерений (не совсем грамотное наименование, зато понятное). Требования о наличии метрологической поверки для тахографов, в том числе и ЕСТР, появляются в Правилах проведения технического осмотра с 1 ноября 2019 года вне зависимости от наличия МАП. Обладателям МАП тоже нужна метрология. Тахограф (любой) – средство измерения, установленное на транспортном средстве, зарегистрированном в РФ, и осуществляющее перевозки по территории РФ, в рамках ПДД РФ и Правил перевозки грузов и пассажиров РФ (ПП 272). А средство измерения в РФ должно быть метрологически поверено (ФЗ 102).

Аналогия: у вас заграничный паспорт. Вы гражданин РФ, занимаетесь коммерцией на территории РФ. Вы должны платить налоги в РФ? Или загранпаспорт дает возможность их не платить?

Метрологическую поверку необходимо осуществлять любым тахографам. Для тахографов ЕСТР раз в один или два года, в зависимости от модели. Для тахографов с СКЗИ раз в три года. Бытует мнение, что метрологию для тахографов с СКЗИ надо делать раз в 7 лет. Это неправда, это маркетинговый ход производителя – в документах производителя действительно написано в 7 лет, однако приказ Минпромторга №1815 от 02.07.2015 говорит об обратном – один раз в три года, в связи с заменой СКЗИ в тахографе.

Что делать, мне все равно выписали незаконный штраф?

Только идти в суды. К глубочайшему моему сожалению, уровень подготовки контролеров на дорогах весьма низок. Многим из них до сих пор неизвестны изменения законодательства в части требований ст. 11.23 КоАП РФ. Можно пробовать судиться самим. А можно воспользоваться услугами профессионалов. Некоторые из них дают гарантию или обещают возврат потраченных средств с процентами, в случае проигрыша дела. И если вы решите воспользоваться такими услугами, то гарантии возврата денег это весьма выгодное условие. Тем более, что в случае выигрыша в деле, все, в том числе и потраченные на профессионала деньги, вам будут возмещены за счет проигравшей стороны. Но решение всегда за вами – продолжать терпеть беспредел на дорогах, или начать отстаивать свои права в рамках закона и последних тенденций, обозначенных главой нашей страны.

А можно покороче – вообще ничего не понятно!

Можно. СКЗИ – зло и лохотрон, его установка как была, так и остается необязательной, а с 1 ноября 2019 года это еще и прописали черным по белому в нормативных правовых актах. С 1 ноября техосмотр не пройти без метрологической поверки на тахограф тем, кому тахограф положен по закону. С 1 ноября тахограф нужен всем «частникам», эксплуатирующим автомобили свыше 3,5 тонн и автобусы, но требовать его наличие будет разрешено контролерам только после утверждения Порядка (регламента) оснащения тахографами «частников». Аналоговыми тахографами можно продолжать пользоваться, если есть сертификат техрегламента и метрологическая поверка. МАП нужна для спокойствия. С 1 ноября «за тахограф» несут ответственность и юрлица. Знать все невозможно, и поэтому слушать чужое мнение все равно придется. Найти профессионала, которому можно довериться, очень сложно в любой области. Поэтому пользуйтесь услугами тех, кто готов в случае ошибки ее исправить или возместить понесенный ущерб.

С глубоким и искренним уважением к участникам отрасли и несчастным автоперевозчикам,

автор статьи, Сухомлинов Максим Владимирович,

член Экспертного совета Секции автомобильного транспорта Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству;

член Правления Некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографических систем» (НП «СРТС»);

эксперт в области оценки (подтверждения) соответствия продукции колесных транспортных средств;

руководитель группы компаний «Надежный контакт»

Позиция автора может не совпадать с мнением редакции.

Исходя из многочисленных обращений в наш адрес считаем необходимым вновь обратиться к теме «шайбовых» тахографов. В этот раз постараемся разобрать вопрос на конкретном примере, с предоставлением в распоряжение владельцев таких тахографов информационного инструмента для отстаивания своих прав и интересов.

Итак, Рязанская область, автодорога в зоне деятельности ГИБДД г. Ряжска, где 14 мая текущего года инспекторами ДПС ГИБДД был остановлен грузовой автомобиль с полуприцепом, управляемый водителем (будем его именовать Павлом) из г. Воронежа. Мы сейчас не будем повествовать, как проистекало общение Павла с блюстителями общественного порядка и безопасности дорожного движения, которым много чего Павлом было предъявлено, в части исполнения порядка несения службы, акцентируем свое внимание на том, что итогом общения послужил протокол по ч.1 ст.11.23 административного кодекса. В фабуле нарушения было закреплено: гражданин …., управляя транспортным средством…., г/н…., перевозил груз в соответствии с транспортной накладной от 14.05.2018 с нарушением требований, предъявляемых к тахографам, а именно: установлен аналоговый тахограф, не имея лицензии на международные перевозки. В качестве нормы права, которая была нарушена, в протокол было внесено: «36 пр.Минтранса».

Сразу оговоримся, что владелец транспортного средства, он же водитель – индивидуальный предприниматель. Кстати, Павел совсем даже неплохо «подкован», в части порядка использования тахографов и надзорных возможностей со стороны ГИБДД. Не исключено, что это связано с его принадлежностью к ассоциации автоперевозчиков России. Тем не менее, он не посчитал для себя лишним связаться с нами и проконсультироваться на предмет его дальнейших действий. Сразу уместно выразить ему благодарность за активную жизненную позицию (побольше бы таких неравнодушных людей) и, отдельно, за обращение в наш адрес.

Теперь давайте разбираться.

Павел совершенно правильно сделал, что вписал в протокол ходатайство о рассмотрении его дела по месту его жительства. Как правило данное ходатайство удовлетворяется, скорее всего по причине не желания должностных лиц ГИБДД придумывать основания для отказа в его удовлетворении и закреплении этих оснований в форме процессуального документа – определения. Зачем необходимо заявлять подобное ходатайство? Во-первых, всегда есть шанс прекращения дела на основании пропущенных сроков. Во-вторых, по месту жительства всегда удобнее реализовывать мероприятия по защите своих прав и интересов. В-третьих, ни для кого не секрет, что «чужие» материалы, это не «свои» материалы, в смысле служебного рвения к достижению цели и защиты чести своего подразделения.

Также, совершенно правильно Павлом в протокол было вписано свое несогласие с выдвинутым нарушением. Очевидно, что в этот документ много не впишешь, а самостоятельное написание развернутых объяснений по делу, мягко говоря, не приветствуется инспекторами ДПС, которые возымели желание составить протокол. Да, и сами водители не затрудняют себя этим, так как в этом случае ими движет одно желание – поскорее закончить общение с контролирующими органами. Объективно, как правило, большая часть их внимания обращена на выполнение своей «миссии» по доставке груза и прочим проблемам, связанным с автоперевозкой.

Вместе с тем, значение исчерпывающих объяснений имеет существенное значение в отношении перспективы разрешения дела. Представьте, водитель пишет объяснение на нескольких листах, содержащее многочисленные ссылки на нормативные правовые акты, дискредитирующие законность возбуждения дела об административном правонарушении. Во-первых, как показала практика, в значительном количестве случаев вопрос с предъявленным нарушением снимается – многим инспекторам не хочется связываться. Во-вторых, каждый мотивированный аргумент, содержащийся в объяснении, подлежит изучению, и в случае его не принятия, ему должна быть дана мотивированная оценка о его несостоятельности. Вот этого, точно, никто из должностных лиц делать не хочет и, к сожалению, никогда не делает, все по принципу: «я воюю, потому что я воюю», либо: «я так решил», без объяснений.

В любом случае, даже если аргументы, изложенные в объяснении, не возымели никакого значения для последующего решения ГИБДД по делу, они должны возыметь свое значение, когда дело попадет в суд. Это, конечно же, не всегда так, но по крайней мере положения административного кодекса указывают именно на это. Тему судебных разбирательств жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях сегодня развивать не будем, ограничимся взаимоотношениями с сотрудниками ГИБДД.

Итак, мы установили, что дача развернутых объяснений является крайне целесообразным мероприятием. Что же такое, применительно к рассматриваемой теме, должно содержать это самое объяснение?

Со своей стороны, на примере дела Павла, можем предложить следующую редакцию.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В отношении наличия события административного правонарушения и виновности __________ (указывается лицо в отношении которого предъявляется нарушение).

Событие правонарушения по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ определяется совокупностью объекта и объективной стороны данного правонарушения.

Объектом выступают правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в части регламентации вопросов оснащения транспортных средств тахографами (п.9 ч.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в редакции ст.15 Конституции РФ, ст.32 того же закона, п.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, п.14, 74 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств – ТР ТС 018/2011, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), а также о техническом регулировании, в части регламентации требований, предъявляемых к тахографам (ст.51-53 Договора о Евразийском экономическом союзе, п.2, 20 ТР ТС 018/2011, п.65 Приложения № 10 к ТР ТС 018/2011, ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Объективную сторону правонарушения составляют обстоятельства, связанные с не выполнением действующих правовых норм, входящих в объект правонарушения.

Как следует из содержания вменяемого правонарушения (если протокол еще не составлен), либо предъявленного протокола об административном правонарушении (если протокол уже составлен), мне вменяется нарушение приказа Минтранса России № 36, в части требований, предъявляемых к используемому на т/с тахографу.

Указанное вменение нарушения является неправомерным и не обоснованным в силу следующего.

Во-первых, в части регламентации требований к тахографам приказ Минтранса России № 36 с 01.01.2015 года утратил силу по основаниям, содержащимся в положениях ст.15 Конституции РФ, ст.32 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ТР ТС 018/2011. С указанной даты требования, предъявляемые к тахографам, используемым в составе т/с, регламентируются Приложением № 10 к ТР ТС 018/2011. В отношении порядка использования тахографов, установленных на т/с до указанной даты, следует руководствоваться положениями Решения Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 877. В соответствии с п.3 этого нормативного правового акта международного уровня обращение продукции (использование), выпущенной в обращение в период действия соответствующих документов об оценке (подтверждении) соответствия, допускается в течение срока годности (срока службы) продукции.

Во-вторых, в соответствии с абз.2 п.2 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства (Приложения № 3 к приказу Минтранса № 36) на транспортном средстве запрещается одновременное использование нескольких тахографов, отвечающим требованиям различных нормативных правовых актов (приказ Минтранса России № 36, ЕСТР, либо Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720).

Транспортное средство ________, управляемое мною, согласно регистрационных документов является грузовым автомобильным седельным тягачем с максимальной разрешенной массой ____ тонн (автобусом, с максимальным количеством мест для сидения ____). Данное транспортное средство было выпущено в _______ году, конструкцией которого было предусмотрено оснащение тахографом. Данное транспортное средство при выпуске в обращение на территории РФ прошло процедуру соответствия предъявляемым требованиям, включая подтверждение соответствия используемого тахографа. Это обстоятельство не подлежит доказыванию в условиях наличия регистрационных документов на автомобиль. Тахограф, установленный предприятием-изготовителем транспортного средства используется по настоящее время, его замена на тахограф иного типа не предусмотрена предприятием-изготовителем т/с. В этом случае такая замена является ничем иным, как внесением изменений в конструкцию т/с, которая в свою очередь является невозможной в связи с тем, что исключение «штатного» тахографа из общей системы контроля управления автомобилем приводит к выходу из строя прочих систем и механизмов т/с.

Использование в составе т/с тахографа марки ______ являлось допустимым в системе, регламентированной постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 922. Используемая марка тахографа допущена к использованию на территории РФ через внесение в государственный реестр средств измерений под идентифицирующим названием продукции – тахограф.

В этой связи существенным является то, что положениями приказа Минтранса России № 36 не предусматривается процедура обязательной замены ранее установленных на т/с тахографов на тахографы, отвечающие требованиям указанного приказа. Обратное означало бы утверждение нормативного требования о внесении изменений в конструкцию т/с, что в соответствии с действующим законодательством РФ не является компетенцией Минтранса России.

Изложенная информация в отношении события правонарушения и моей невиновности, в ее совокупности, указывает на отсутствие по делу события правонарушения, предусмотренного ч.ст.11.23 КоАП РФ, а также на отсутствие в моих действиях состава, вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в отсутствие события и (или) состава административного правонарушения.

В отношении иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Исходя из общих положений КоАП РФ, в частности законом установленной презумпции невиновности лиц, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении (ст.1.5 КоАП РФ), уполномоченные лица должны доказать, среди прочего, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В моем деле подобное должностным лицом ГИБДД выполнено не было в части установления и доказывания обстоятельств, связанных с идентификацией тахографа, без чего нельзя определить соответствие (не соответствие) тахографа соответствующим установленным требованиям. Бездоказательное закрепление в протоколе определения используемого на автомобиле автокомпонента, как аналогового тахографа, без установления типа и марки, предусмотренности (не предусмотренности) его наличия конструкцией транспортного средства, не может быть признано соответствующим доказательством по делу.

В соответствии с п.3 ст.26.2 КоАП не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 № 716, изданным в реализацию ст.30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется МВД России в лице Госавтоинспекции. При этом, он осуществляется в соответствии с Административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

Федеральный государственный надзор за дорожным движением, в рамках которого действует (если протокол не составлен), либо действовало (если протокол составлен) должностное лицо, возбудившее административное дело, осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 23.08.2017 № 664. Данный нормативный правовой акт положений по контролю за исполнением порядка оснащения транспортных средств тахографами и правил их использования (эксплуатации) не содержит, то есть должностные лица МВД России не наделены соответствующими полномочиями. Подтверждением данного утверждения являются положения Федерального закона от 20.12.2017 № 398-ФЗ, которыми через изменение ст.30 Федерального закона о безопасности дорожного движения, в целях осуществления контроля за оснащением т/с тахографами и соблюдением водителями норм времени управления т/с и отдыха должностные лица органов государственного надзора наделяются правом доступа к тахографу, установленному на т/с. Срок вступления в силу этих положений – 21.12.2018 года.

Кроме этого, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» нормативные правовые акты иных, кроме МВД России, государственных органов в компетенцию полиции не входят, следовательно, не осуществляется полицией государственный контроль за их исполнением. В моем деле инспектор ДПС вменяет именно нарушение нормативного акта иного ведомства, в частности Минтранса России.

Указанное в плане неправомерности действий инспектора ДПС усугублено еще тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.10.2015 № 1108, которым МВД России вменен непосредственный надзор (контроль) за исполнением на территории Российской Федерации положений Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении транспортных средств, находящихся в эксплуатации, на МВД России возложены обязанности по недопущению обращения на территории транспортных средств и автокомпонентов, не соответствующих требованиям этого регламента. В моей ситуации инспектор ДПС не только не способствовал реализации указанных норм, а как раз наоборот, выступил как инициатор распространения и использования на территории РФ продукции, отвечающей требованиям приказа Минтранса России № 36 – НЕ СООТВЕТСВУЮЩЕЙ (противоречащей) ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА, то есть его действия могут быть оценены только, как НЕЗАКОННЫЕ.

Из указанного выше следует, что любые данные, положенные в материал дела в качестве доказательств, являются полученными с нарушением закона, то есть как доказательства рассматриваться не могут.

Объективности ради следует отметить, что в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России № 664, некоторые вопросы, связанные с тахографом, могли быть проконтролированы в рамках административной процедуры проверки технического состояния т/с, на предмет установления условий, при которых запрещается эксплуатация т/с.

Согласно Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация т/с (приложение к Основным положениям по допуску т/с к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), запрещается эксплуатация т/с при условии неисправности (неработоспособности) предусмотренного конструкцией тахографа. Что в полной мере соответствует положению ТР ТС 018/2011, которым проверка наличия автокомпонентов (тахографа), не предусмотренных конструкцией т/с на момент его выпуска в эксплуатацию, не предусматривается (п.74).

В моем случае тахограф, установленный на т/с предусмотрен конструкцией т/с (противного не доказано в ходе возбуждения дела), следовательно, он мог быть оценен сотрудником ДПС ГИБДД исключительно на предмет его работоспособности. В случае неработоспособности инспектор ДПС вправе возбудить дело по ч.1 ст.12.5 КоАП РФ.

Мы понимаем, что такой объемный текст никто практически самостоятельно применять не будет, поэтому предлагаем типовой вариант, прилагаемый к данной публикации.

Если есть принципиальное согласие с текстом каждый может его распечатать и в случае встречи с инспектором ДПС внести в него свои данные, данные т/с и информацию, касаемую вменяемого нарушения, после чего подписать (каждый лист пронумеровать и подписать) и вручить инспектору. В случае составления протокола – обязательно заявить ходатайство о приобщении объяснения к протоколу. Удовлетворение инспектором ходатайства проконтролировать через внесение в протокол соответствующей информации в разделе: к протоколу прилагается…

Может кто-то пропустил, еще раз акцентируем на этом внимание: положениями приказа Минтранса России № 36 (впрочем как и приказа № 273) не предусматривается процедура обязательной замены ранее установленных на т/с тахографов на тахографы, отвечающие требованиям указанного приказа. Это очень важно в нормативном правовом плане!!!!

Удачи всем на дорогах!!!!

Зимой 2015 года в законодательстве Российской Федерации появились новые изменения, касающиеся грузовых и пассажирских перевозок. Со 2 декабря 2015 в силу вступил Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №348. Он обязывает всех владельцев транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3 заменить тахографы, соответствующие евростандарту, на приборы, оборудованные системой криптозащиты информации – СКЗИ. У многих эта поправка вызывает множество вопросов. Водители и владельцы транспортных компаний хотят знать, законны ли аналоговые тахографы с шайбой, каков срок их действия и до какого времени можно с ними ездить без риска получить штраф. На эти вопросы постараемся подробно ответить в нашей статье.

Надо ли менять аналоговый тахограф с шайбой на цифровой и почему

До вступления приказа в силу, приборы с шайбой были законно установлены на автомобили и автобусы, произведенные в странах европы ранее 2006 года. Попытки по их замене начались в 2014 году, так как аналоговые приборы обладают большим количеством недостатков:

  • нет возможности проверить, в законные ли сроки было установлено устройство;
  • такие тахографы очень часто барахлят и быстро выходят из строя;
  • очень легко обмануть систему и внести ложные сведения в аппарат, так как шайба заполняется водителем вручную, он может написать любую дату и время;
  • для изменения данных о скорости и расстоянии достаточно установить на счетчик магнит или отключить питание устройства.

Такие устройства ненадежны, они не обеспечивают в полной мере безопасность дорожного движения и контроль за водителем. Но в нашей стране не нашлось много желающих переоснастить транспортное средство цифровым оборудованием. Поэтому в России последовали примеру Европы. Там запрет на аналоговые тахографы существует на государственном уровне уже около 10 лет.

На данный момент существует лишь несколько случаев, в которых можно ездить с данным прибором:

  • транспортное средство используется для транспортировки грузов и пассажиров за границей;
  • аналоговое устройство в автомобиле установил завод-изготовитель;
  • если это автобус, в котором более двадцати сидячих мест;
  • для грузовиков, грузоподъемностью более пятнадцати тонн;
  • контролирующее оборудование было установлено ранее 8.11.13
  • владелец прибора с шайбой приобрел лицензию международного перевозчика.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

В любой другой ситуации на вопрос, в законе ли аналоговый тахограф В России, ответ существует только один: нет, его использование противоречит законодательству РФ. Теперь все перевозчики обязаны эксплуатировать устройства с блоком СКЗИ для грузопассажирских транспортировок по России. Если руководитель транспортной компании решит обмануть закон и приобретет лицензию на международные перевозки, при этом занимаясь внутрироссийскими, его ждет штраф. При первой же проверке путевого листа выяснится, в каких пунктах находилось ТС. Ответственное лицо будет вынуждено заменить прибор на цифровой, а также может получить штраф.

Срок действия тахографов с шайбой

Официальный срок замены бортового контролирующего оборудования в Российской Федерации – до 1 июля 2016 г. К этому времени все приборы, в которых информация хранилась в на шайбе, необходимо демонтировать, а вместо них установить новые – цифровые. Они обеспечивают надежную защиту информации от взлома и предотвращают возможность подделать данные о передвижении, режиме труда и отдыха водителя. Доступ к информации в цифровых тахографах осуществляется с помощью специальных ключей – электронных карт с индивидуальным PIN-кодом. Это перекрывает доступ к данным для третьих лиц.

Так как официально использование данных моделей после 1.07.16 незаконно, их эксплуатация приравнивается к отсутствию контролирующего устройства. Водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тыс. рублей, а должностное лицо – 5-10 тыс.

Во сколько обойдется замена

Средняя цена современного бортового прибора СКЗИ – 35 тыс. руб. Также стоит помнить, что вся информация, хранящаяся в блоке СКЗИ находится в юрисдикции ФСБ. Поэтому такое устройство требует покупки специальной лицензии, также его необходимо активировать. Стоимость активации в среднем составляет 15 тыс. руб.

Как установить цифровой тахограф

Способы установки для устройств разных видов несколько варьируются:

В формате радиомагнитолы

Нужно лишь произвести замену оборудования и откалибровать.

В виде спидометра

Помимо основных работ необходимо будет также установить спидометр с шиной CAN. Это нужно для предотвращения расхождений в показаниях приборов.

Устройства 1319 или EGK 10

Для них также нужно заменить существующий спидометр на устройство с CAN-шиной.

Как начать пользоваться цифровым тахографом

Правильная установка и эксплуатация контролирующего прибора включает в себя следующие этапы:

Цены на карты для тахографов можно узнать здесь!

Заполнить бланк активации

В него вносят данные о транспортном средстве, организации и водителе. Очень важно верно указать всю информацию, иначе понадобится покупка дополнительного блока СКЗИ. При помощи активации связывают следующие элементы:

  • транспортное средство;
  • тахограф;
  • блок СКЗИ;
  • данные о владельце.

Зарегистрироваться

Все данные передаются в Росавтотранс, там же владелец получает сертификат.

Установить оборудование

Важно доверить этот этап лицензионным мастерским. Они, как правило, и являются производителями тахографов. Не стоит обращаться в сомнительные организации, предлагающие сильно заниженные цены на установку. Прибор, установленный не по нормативам правильно работать не будет.

Оформить заказ на карту для тахографа

Пройти обучение

Обычно при замене аналогового тахографа на цифрового у водителей не возникает проблем. У этих устройств довольно простой интерфейс, к тому же к нему прилагается подробная инструкция. Для тех, кому самостоятельно сложно разобраться с управлением есть два варианта:

  • обучение через интернет: просмотр наглядных материалов, видеоинструкций и уроков;
  • обучение в компании: живая презентация для сотрудников, объяснение принципов работы устройства, ответы на интересующие вопросы.

Напоследок нужно отметить, что замена – это необходимое и обязательное мероприятие. Оно призвано оградить вас от проблем с законом и повысить безопасность всех участников дорожного движения.

Современные цифровые средства контроля водителей начали устанавливать на автомобили России лишь пару лет назад. До этого применялись электрические устройства – те самые с шайбой. В связи с принятием Приказа No36 многие стали задаваться вопросом о замене аналогового тахографа на цифровой. О целесообразности этого решения мы поговорим в этой статье.

Однозначного ответа на этот вопрос не было до недавнего времени, что довольно странно, учитывая, что оборудование автомобилей устройствами контроля регулируется законодательно. В различных регионах страны эта проблема рассматривалась по-разному, откуда и различие в отношении сотрудников ГИБДД.

Приказ о замене тахографов можно свести к двум тезисам:

с 1 июля 2016 года аналоговые тахографы с шайбой подлежат замене; их наличие не является доказательством соблюдения закона и приравнивается к отсутствию устройства контроля;

это касается всех устройств, на которые устанавливается контроллер, независимо от страны происхождения.

Какие тахографы устанавливать?

Для использования на дорогах России разрешено устанавливать два типа цифровых контрольных устройств.

Первый из них – аппараты, разрешенные для использования на территории Европейского союза и имеющие Международный сертификат соответствия. Они устанавливаются на большинство грузовых и пассажирских автомобилей, производящихся в ЕС.

Второй тип – устройства с предустановленным СКЗИ (средством криптографической защиты информации). Он используется только для внутренних перевозок на территории РФ и запрещен для использования за ее пределами, в том числе и в странах СНГ.

Различие между этими двумя типами заключается в стоимости: устройства с криптозащитой значительно дороже как при покупке, так и в дальнейшем обслуживании.

Можно ли использовать аналоговые тахографы?

Есть несколько условий, при одновременном соблюдении которых можно продолжать пользоваться аналоговым устройством:

автомобиль является автобусом с количеством сидячих мест более двадцати или грузовым транспортным средством со снаряженной массой не менее пятнадцати тонн;

ТС используется для международных перевозок;

тахограф установлен заводом изготовителем;

устройство контроля было установлено до 08.11.13.

При несовпадении хотя бы одного условия с реальным положением вещей, то придется произвести переоборудование.

До какого года действительны аналоговые тахографы?

Все установленные устройства контроля, соответствующие требованиям ЕСТР разрешено использовать вплоть до 01.06.16 (при условии их исправности и корректном функционировании). После этого необходимо либо произвести замену на цифровую модель, либо получить лицензию на международные перевозки.

Если ТС было выпущено до 16.06.10, то его можно использовать до 01.06.16 без получения лицензии. Если же автомобиль был зарегистрирован в надзорных органах РФ после указанной даты, то на него разрешено устанавливать только цифровые тахографы.

Таким образом, все ранее установленные аналоговые устройства контроля можно было беспрепятственно использовать на территории России до 1 июля 2016 года. После этой даты необходимо получить международную лицензию. В настоящее время такая процедура претерпела изменения в сторону значительного упрощения.

Юридический аспект

Существует некоторые нюансы при ДТП и дальнейшем судебном разбирательстве суд не учитывает показания аналоговых тахографов. При его использовании водитель может обосновать свою невиновность, предоставив данные о соблюдении режима труда и отдыха, а также отсутствия нарушения скоростного режима на данном участке трассы и не совершал действий, которые могли привести к аварийной ситуации. Показания устройства контроля с шайбой можно подделать, что делает их ничтожными с юридической точки зрения и не позволяет использовать в качестве доказательства.

К тому же использование цифрового тахографа позволяет доказать невиновность водителя: в нем будут отражены показания о начале торможения и скорости транспортного средства в этот момент, которые будет невозможно оспорить.

Еще один существенный плюс в пользу использования современного устройства контроля – возможность точного указания маршрута водителя. При необходимости вмешательства спасательных бригад МЧС или оперативных служб скорой медицинской помощи можно будет указать точные координаты происшествия и обеспечить своевременную помощь пострадавшим. Это важно для восстановления событий, и для оперативности прибытия служб спасения.

Штрафы

Так как срок действия тахографов с шайбой истек, то на данный момент действует некоторая система санкций. Его использование приравнивается к отсутствию устройства контроля, что, в свою очередь, наказывается штрафом в размере от 1 до 3 тысяч рублей для водителя и от 5 до 10 тысяч — для должностных.

Стоимость замены

Стоимость замены устройства контроля на новую модель зависит от сервисного центра, в который обращается водитель или транспортная компания и от текущей модели оборудования. К слову, менять аналоговый тахограф на цифровой нужно уже сейчас, когда цены на него еще приемлемы, так как в будущем прогнозируется повышение стоимости как самого аппарата, так и работ по его монтажу и калибровке специалистами.

Для устройств в формате радиомагнитолы (1DIN) потребуется только заменить сам аппарат и откалибровать его.

Для устройств в виде спидометра потребуются дополнительные работы по монтажу нового спидометра с шиной CAN, чтобы предотвратить расхождение показателей тахографа и спидометра.

Для устройств 1319 или EGK 100, также придется заменить спидометр на модель с CAN-шиной либо использовать старое устройство в качестве спидометра.

Подводя итог, отметим, что крайний срок замены аналогового тахографа на цифровой был определен как 1 июля 2016 года. По его истечению отсутствие цифрового устройства контроля приравнивается к отсутствию контроля за водителем в целом и облагается штрафом.

12.01.2016 06:17

Установили аналоговый тахограф или имеете автомобиль, в котором уже установлен такой тахограф.

ЧИТАЕМ ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ!

Разъяснение Минтранса (в строгом соответствии с действующим Законодательством):

Если у Вас установлен аналоговый тахограф, который отвечает требованиям ЕСТР и имеется карточка допуска МАП (к международным автомобильным перевозкам), то тахограф менять не надо!

Вот Вам подтверждение:

Пермь, ул. Героев Хасана, 55, офис 101

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *