Тахограф для грузовиков

Содержание

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Добрый день, уважаемый читатель.

Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

  • Для чего нужен тахограф?
  • Категории автомобилей, на которые нужен тахограф.
  • Список автомобилей-исключений, на которые тахограф не требуется.
  • Нужен ли тахограф на личный грузовик?
  • Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
  • Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?
  • Сроки установки тахографов с СКЗИ
  • Размер штрафа за отсутствие тахографа.
  • Будут ли отменены тахографы?

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • Военные транспортные средства;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, — это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 — 5 000 рублей — для водителя.
  • 7 000 — 10 000 рублей — для должностного лица.
  • 15 000 — 25 000 — для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 — 50 000 — для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2019 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2019 или 2020 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 8 октября 2019 Раздел: Коммерческий транспорт Читать все комментарии

Добрый день. Нужен ли тахограф на ГАЗель 2019 г. и ГАЗОН 2019 оформленные на юр. лицо. Машины передвигаются иногда в разные города.

Мария, здравствуйте.

Если разрешенная максимальная масса грузовика превышает 3,5 тонны, то следует установить тахограф.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте

На микроавтобус категории D

Нужен ли тахограф в городских условиях и опять же в личных целях?

Илья, здравствуйте.

На личный автобус тахограф не требуется.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Нужен ли тахограф на легковое такси? Автомобиль принадлежит ИП и разрешение выдано на него же.

Игорь, здравствуйте.

На легковые такси в 2019 году тахограф не нужен.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Нужен ли тахограф на грузовой автомобиль, который используется в коммерческих целях, общая масса которого 7450 кг, а грузоподъёмность 2500кг. Оформлена на физическое лицо, ИП нет? Заранее спасибо

Здравствуйте.

Если грузовик эксплуатируется в интересах юридического лица или ИП (другого), то на него нужен тахограф. То есть, если эксплуатацией занимается юрлицо или ИП, то не имеет значения, кто является собственником (физическое лицо).

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! У меня КамАЗ вездеход с манипулятором, по документам оформлен как «специализированные прочие». Я частник, езжу сам. Нужен мне тахограф или нет??

Николай, здравствуйте.

На личный автомобиль тахограф не требуется.

Удачи на дорогах!

Нужен ли тахограф в служебном автомобиле,вожу гоавного врача ,авто приора

Дмитрий, на легковой автомобиль тахограф не нужен.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте!Подскажите,какие документы на тахограф должны находиться в автомобиле,чтобы их можно было предъявить по требованию сотрудника ГИБДД?

Здравствуйте.

Пункт 2.1.1 ПДД содержит перечень документов, которые нужно предъявлять сотрудникам ГИБДД. Документы на тахограф в этот список не входят.

То есть Вы можете иметь при себе такие документы, однако предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны.

Удачи на дорогах!

По новому закону, не важно физ лицо или юр лицо, тахограф в обязательном порядке, так ли это? Имею в личном пользовании самогруз с манитулятором общей массой 9990кг , нужен мне тахограф

Константин, какой закон Вы имеете в ввиду?

Тахограф на личный автомобиль не нужен.

Удачи на дорогах!

Имею в собственности как физ лицо урал, помимо этого оформлено ип пилорама. Перевожу лес только себе на пилораму. Нужен ли тахограф согласно новому закону?

M_twisty, а что за новый закон?

Что касается ситуации в целом, то можно сказать, что грузовик эксплуатируется в интересах ИП. А ИП обязаны оборудовать грузовики тахографами. Если тахографа нет, то со стороны ГИБДД скорее всего будут вопросы.

Удачи на дорогах!

Общество с ограниченной ответственностью имеет в собственности легковой а/м Ауди А6. Машина предназначена для поездок Генерального директора. В рабочие дни машиной управляет наёмный водитель, а по выходным, иногда, Генеральный директор сам ездит за рулем. Прошу пояснить необходимость монтажа в данный а/м тахографа.

Александр, скорее всего автомобиль относится к категории В. На такие машины тахограф не нужен.

Удачи на дорогах!

Имею в собственности краз на нем стоит коправая установка (сваебой) . Нужно устанавливать тахограф?

Антон, в данном случае изучите документы на автомобиль и выясните, как именно обозначено транспортное средство.

Например, если по документам у Вас специальное транспортное средство, то оно попадает в список исключений. Если же в список исключений машина не попадает, то требуется тахограф.

Удачи на дорогах!

Добрый день. Подскажите пожалуйста, на ИП оформлена газель, по СТС вес ровно 3,5т. Нужен ли на неё тахограф?

Здравствуйте. Имею в собственности грузовой авто массой 8т и автобус 23 места. Оба старше 30 лет, оформлены на физ лицо и для коммерческих перевозок не используются. Про утильсбор никаких данных нет. Необходима ли установка тахографов на них?

Имею грузовой Газик 3.200 кг грузоподъемностью. Эксплуатирую только для своих нужд,уголь,дрова,навоз,и т.д Ему 26 лет. И что мне тахограф устанавливать? Выезжаю раз два в месяц.Зима вообще в гараже.

Анастасия-110, Добрый вечер.

Право владения: ООО, ИП или «физик» не имеет значения.

На какие автомобили надо устанавливать тахографы?

Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

Павел-179, Добрый вечер.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);

Введение утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года

В каких случаях утилизационный сбор платить не нужно?

Рассмотрим ситуации, в которых утилизационный сбор на автомобиль платить не нужно:

6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

Александр-874, Добрый вечер.

На какие автомобили нужен тахограф?

Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

Александр-874, если грузоподъемность автомобиля 3 200 кг, то его разрешенная максимальная масса превышает 3,5 тонны. То есть тахограф должен быть установлен.

На всякий случай проверьте список исключений. Если автомобиль попадает в один из пунктов, то тахограф на него не нужен.

Удачи на дорогах!

Добрый день, подскажите пожалуйста: Физическое лицо имеет в собственности вакуумный автомобиль грузоподъемность свыше 3.5 тонны , открыто ИП, обслуживает себя, но иногда заказывают откачать выгребные ямы, автомобиль выезжает по городу и области не более 50 км. Надо ли устанавливать тахометр, и не подпадает ли автомобиль под исключение?

Лора, здравствуйте.

Теоретически указанный автомобиль может быть отнесен к транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог. Однако мне не удалось найти нормативный документ, который бы однозначно это подтверждал.

Раньше (до 2017 года) существовал «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции», в котором прямо говорилось о том, что машины ассенизационные относятся к машинам для городского коммунального хозяйства. Найти аналогичный действующий документ не удалось.

Удачи на дорогах!

Добрый день, подскажите пожалуйста: Физическое лицо имеет в собственности вакуумный автомобиль грузоподъемность свыше 3.5 тонны , открыто ИП, обслуживает себя, но иногда заказывают откачать выгребные ямы, автомобиль выезжает по городу и области не более 50 км. Надо ли устанавливать тахометр, и не подпадает ли автомобиль под исключение?

Добрый вечер. Посмотрите в СТС, возможно в нем стоит отметка что автомобиль специальный…

Доброго дня.

В связи с изменениями с ноября 2019 хотел бы уточнить. В списке исключений есть специальные транспортные средства. У меня в личном пользовании есть :» грузовой бортовой с краном манипулятором » автомобиль » Чайка-Сервис 4784RB».Не подходит ли мой автомобиль под исключение специальные транспортные средства, что бы не ставить тахограф. Общая масса авто 7,5т.

Добрый вечер. Да, на Ваш автомобиль необходимо установить тахограф если он не старше 30 лет.

Приказ Министерства транспорта РФ от 28 января 2016 г. N 16

«О внесении изменений в Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36″…..

Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36).

Добрый, здравствуйте.

С 12 марта 2016 года на автомобили с кранами-манипуляторами требуется тахограф. Раньше такие автомобили попадали в список исключений и были указаны в нем отдельной строкой.

Чтобы автомобиль относился к специальным ТС, это должно быть указано в свидетельстве о регистрации.

Удачи на дорогах!

здравствуте Максим уменя вопрос я работаю на авто категории Е перевозки впределах 200 км от своего города обязанли яставить тахогра? Я бы лучше поговорил по телефону.заранее большое спасибо.

Здравствуйте! у нас тягач с полуприцепом цистерной для перевозки молока, в свидетельстве отметок нет,тахограф нужно устанавливать или нет ???

Добрый вечер! Предстоит поездка по территории Новгородской области. Тахограф и карта заказаны и выкуплены. Ждем карту . ИП . Как не получить штраф в данной ситуации. Все документы на груз оформлены на физ. лицо. ИП и владелец -один и тот же человек. Находимся на территории Новгородской области.Ехать в Великий Новгород.

Здравствуйте Максим!Получается,если в свидетельстве о регистрации указано(с крановой установкой)то можно не соглашаться со штрафом?установка штатная,за кабиной,р.м.м.4250кг.1990 г.в.может годик не ездить? 30 лет в 2020 г.я посчитал январь 2020 как раз 30 лет… Это старше 30 лет ?

Алмаз-7, Добрый день. Вам тахограф устанавливать надо. Тягач сегодня возит цистерну а завтра может везти и полуприцеп…. Молоковоз это авто на шасси которого установлена цистерна.

Валерий-111, Добрый день. Понятия и отличия: Автокраны монтируются на автомобильном шасси и имеют поворотную консольную стрелу. Манипуляторы – это грузовики с автокраном на борту. У Вас в свидетельстве о регистрации что указанно?

Помимо того что: с года выпуска которых прошло 30 и более лет, есть еще условие: не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов. То есть Вы должны возить исключительно свои вещи.

Оксана-68, Добрый день. Эксплуатация авто без тахографа в Вашем случае запрещена. Как не получить штраф: Вариант либо дождаться установки тахографа, либо заказать другой авто.

КоАП РФ Статья 11.23. Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа….

1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации….влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа…..за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию….влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Александр, здравствуйте.

Отдельной категории Е в настоящее время нет. Если разрешенная максимальная масса грузовика превышает 3,5 тонны, то тахограф требуется установить.

Удачи на дорогах!

Валерий, здравствуйте.

Если в свидетельстве о регистрации ТС указан тип ТС «автокран», то автомобиль попадает в список исключений и тахограф не требуется.

Удачи на дорогах!

Нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль?

Закон, касающийся тахографов, меняется постоянно.

На данный момент для основной массы водителей вопрос, нужен ли тахограф на личный грузовик, остается актуальным и в 2019 году.

Нужно ли ставить данное устройство, какие штрафы могут быть присуждены за нарушение правил относительно частных перевозок?

В данной статье можно получить ответ на столь важный для водителей грузовых авто вопрос.

Нужны ли тахографы на личные грузовики?

Чтобы ответить на вопрос, нужны или нет тахографы на грузовики, какие категории автомобилей должны быть ими оснащены, стоит опираться на постановление №720.

Среди основных категорий транспортных средств можно отметить:

  1. Тягачи, большегрузы и иные автомобили, вес которых колеблется от 3,5 до 12 тонн. Их назначение должно характеризоваться, как коммерческие перевозки.
  2. Разные категории грузового транспорта для проведения междугородных перевозок.
  3. Автобусы, где количество сидячих мест более восьми.

Если в личном распоряжении есть данные категории грузовых автомобилей, тахограф потребуется устанавливать обязательно, предварительно решив вопрос, как частному лицу получить карту водителя для тахографа.

Существует некоторые категории транспортных средств, на которые бортовой самописец устанавливать не требуется. Вот самые основные из них:

  • транспорт, задействованный на постоянной основе в городских и пригородных перевозках;
  • разные проходящие испытания на дорогах учебные, сертификационные и квалификационные транспортные средства;
  • троллейбусы;
  • автомобили, оснащенные приборами типа ЕСТР, которые задействованы в осуществлении международных перевозок;
  • военные российские транспортные средства и полицейские машины;
  • автомобили, прошедшие регистрационный процесс в ГОСТехнадзоре;
  • транспортные средства, эксплуатируемые более 30 лет и не предназначенные для транспортировки грузов.

Если интересует вопрос, нужен ли частному лицу тахограф, стоит отметить, что в современном законодательстве акцент делается на вид производимой деятельности собственника авто.

Если собственником является предприниматель или юридическое лицо, установка данного устройства будет обязательной.

Чтобы полное отсутствие бортового тахографа не стало основанием для выписки штрафа, потребуется при себе обязательно иметь специальное подтверждение того, что автомобиль не используется с целью проведения коммерческой деятельности.

Когда частник должен установить тахограф?

Существует несколько ситуаций, при которых тахограф нужно обязательно приобрести и установить на свое грузовое средство передвижения.

Вот ситуации, при которых дается положительный ответ на вопрос, нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль:

  1. Если водитель грузовика и тягача трудоустроен в современной транспортной компании, выполняя перевозки на личном грузовике.
  2. Если физическое лицо оформило соглашение на проведение перевозок разных товаров по предварительно заданному маршруту.
  3. Если человек работает на организацию, которая занимается перевозкой грузов, по своим размерам, превышающим сам автомобиль или опасных изделий и веществ.

Во всех перечисленных выше ситуациях можно сказать о том, что транспортное средство используется с коммерческой целью.

Именно по этой причине установка тахографа является обязательным условием для эксплуатации авто и для продолжения работы.

Преимущества установки тахографов

Требования к установке тахографов обозначены и соблюдаются на основании Приказа Министерства транспорта №36. Необходимость покупки и установки специального бортового самописца определенным физическим лицам прописана в специальном приказе №196.

Постановление такого плана не нужно воспринимать как стремление властей ущемление прав физических лиц и транспортных компаний, занимающихся транспортировкой грузов. Приобретение и установка приборов должны быть произведены по причине преимуществ, которые они предоставляют.

Вот самые основные положительные стороны от использования тахографов:

  1. Полная прозрачность финансовых отчетов, что значительно экономит средства компаний. Благодаря тахографу предоставляется возможность отследить трату топлива и маршрут.
  2. Предотвращение аварийных ситуаций на дорогах. Это основано на том, что время, проводимое за рулем, автоматически сказывается на скорости реакции. Как известно, если водитель не прерывается на отдых, риск попадания в ДТП значительно увеличивается.

Подобная возможность отслеживания основана на особенностях работы устройства. Прибор запускается в работу одновременно с поворотом ключа зажигания и по остановке автомобиля автоматически останавливается.

Именно благодаря этому руководство транспортной компании получает возможность узнать, насколько тщательно соблюдаются все установленные предписания, сколько времени человек работает и отдыхает ли он в положенное время.

Доказательства отсутствия необходимости в тахографе

Если водитель грузовика не занимается коммерческой деятельностью, ему не требуется устанавливать современный бортовой самописец и тратится на его калибровку.

Если человека задерживает сотрудник ГИБДД, одних слов относительно того, что водитель не занимается коммерческими перевозками, будет недостаточно, потребуется предоставить специальные доказательства, особенно, если в грузовике перевозятся разные строительные материалы.

Итак, если водитель приобрел шпаклевку, грунтовку и краску и едет на дачный участок, чтобы провести там определенные работы, и если останавливает сотрудник ДПС, потребуется предоставить следующие доказательства:

  • если в автомобиле перевозятся строительные или ремонтные материалы, предназначенные для осуществления частных строительных и отделочных работ, потребуется предоставить товарный чек на продукцию, приобретенную для проведения работ;
  • если средство было передано во временную эксплуатацию, потребуется предоставить договор на безвозмездное пользование автомобилем, документы на перевозку грузов и доверенность на управление грузовиком.

Важно помнить о том, что требования, касающиеся управления грузовым средством передвижения с тахографом или без, установлены на уровне законодательства.

Не стоит стараться искать разные лазейки в постановлениях, но внимательно изучать основные документы и не нарушать никаких правил.

Если организуются коммерческие перевозки, если водитель работает на компанию, которая занимается подобной деятельностью, нужно обязательно установить тахограф, в противном случае придется заплатить штраф.

В современном законодательстве предусмотрены следующие штрафы за эксплуатацию грузовика в коммерческих целях без установленного тахографа.

Вот основные правила относительно того, какой штраф за тахограф частнику может быть назначен:

  1. Для частных водителей – от 1000 до 3000 рублей.
  2. Для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей.

Штрафы за отсутствие контролирующего устройства установлены достаточно серьезные.

Отвечая на вопрос, нужен ли тахограф частнику, можно отметить, что установка тахографов является обязательной, за редкими исключениями, перечисленными выше.

Подводя итоги

На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.

К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.

Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.

Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.

Тахограф – это прибор, который устанавливается на машине и контролирует некоторые показатели. Прибор является средством измерения, контролирует скорость, режим отдыха и труда, маршрут, соблюдение правил дорожного движения. Если у водителя его транспортное средство оборудовано тахографом, то он обязан отдыхать 40 минут каждые 4 часа.

Изначально, когда появился прибор, главную цель, которую он должен был выполнять, это способствовать сохранению жизни и здоровья людей. Также тахограф должен был уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий. Но уже сегодня прибор претерпел изменения и теперь он способен выполнять ещё и другие функции.

Тахограф способен фиксировать среднюю скорость, с которой движется автомобили, общий скоростной режим. Также устройство контролирует режим работы водителя, что не позволяет ему перетруждаться и заставляет вовремя отдыхать.

Транспорт, который был поставлен на учёт после 16.06.2010 года, при въезде на территорию Евросоюза в обязательном порядке должен быть оборудован тахографом. Если прибор не установлен на такой транспорт, то въезд на эту территорию строго запрещён.

Любой тахограф содержит следующие компоненты:

  1. Первый компонент – это датчик, контролирующий скорость. Также он способен определить расстояние, которое проехало транспортное средство.
  2. Данные учитываются за счёт аккумулятора, который встроен в тахограф.
  3. Бортовое устройство является третьим компонентом. Именно это устройство способно контролировать режим работы водителя и отдыха. Прибор способен устанавливать оптимальную скорость передвижения.

Необходимость установки на личный транспорт

Нужен ли тахограф на личный грузовик или на другой вид транспорта? Чтобы правильно ответить на данный вопрос, потребуется обратиться к постановлению №720. Основной транспорт, который подлежит оснащению тахографом:

  1. Любые автомобили весом от 3,5 тонн до 12 тонн, тягачи, большегрузы. Использование данного вида транспорта происходит в качестве коммерческих перевозок.
  2. Грузовой транспорт, который предназначен для междугородних перевозок.
  3. Автобусы, которые имеют больше 8 сидячих мест.

Если водитель имеет личный грузовой автомобиль, то придётся его в обязательном порядке оснастить тахографом. Для этого заранее нужно будет узнать, как это сделать в качестве частного лица.

Если транспортное средство не используют для перевозки грузов и исключительно в коммерческих целях, то по закону тахографом можно не оснащать такую машину.

Есть и такие автомобили, на которые устанавливать прибор не потребуется

  1. Автомобили, которые на постоянной основе совершают пригородные и городские перевозки.
  2. Транспортные средства, которые проходят испытания на дорогах, сертификацию и т.д.
  3. Троллейбусы.
  4. Полицейские автомобили и военный транспорт.
  5. Машины, которые в Гостехнадзоре прошли процесс регистрации.
  6. Те автомобили, возраст которых превышает 30 лет, при этом они не предназначены, чтобы перевозить груз.

Установка тахографа на грузовой автомобиль происходит в том случае, когда известен вид деятельности собственника на данном автомобиле. Юридические лица, а также предприниматели в обязательном порядке должны устанавливать тахографы.

Есть такие ситуации, при возникновении которых частное лицо должно установить прибор. Какие это ситуации?

  1. Если выполняются грузовые перевозки на своём личном транспорте, но при этом водитель тягача или грузовой машины официально устроен в какую-то транспортную организацию.
  2. Предварительно был задан маршрут, а физическое лицо заключило соглашение на перевозку различного рода товаров.
  3. Если водитель работает в такой фирме, которая перевозит грузы крупногабаритные (больше размеров грузовика) или опасные вещества и изделия.

Во всех вышеперечисленных ситуациях грузовое авто используется в коммерческих целях, поэтому, задаваясь вопросом, кому нужен тахограф, ответ очевиден.

В чём преимущества установки тахографа?

Приказ Министерства транспорта №36 говорит о требованиях, которые предъявляются к установке тахографа. А в приказе №196 говорится о том, в каких случаях физические лица в обязательном порядке должны установить данное оборудование. Некоторые граждане воспринимают подобного рода постановления в качестве стремления властей ущемить как само физическое лицо, так и транспортную компанию. Но на самом деле это не так. Есть ряд положительных моментов, которые возникают, когда тахограф установлен.

  1. Средства транспортных компаний значительно будут сэкономлены, в виду прозрачности финансовых отчётов. Установленный прибор позволяет узнать, сколько километров проехал автомобиль, а, значит, можно определить расход топлива. Также можно узнать маршрут, по которому двигался водитель.
  2. Количество аварий на дорожном полотне сократилось. Много аварий было предотвращено благодаря тахографу. Связано это с отдыхом, который положен водителю через определённый промежуток времени. Скорость реакции на ту или иную ситуацию меняется в зависимости от усталости и загруженности водителя.

Отслеживать все эти параметры тахограф начинает с того самого момента, как ключ зажигания поворачивается. Заканчивает отслеживать параметры прибор перестаёт, когда автомобиль делает остановку.

Поэтому руководители транспортных компаний могут контролировать, насколько тщательно все предъявляемые требования соблюдаются.

Кто обязан устанавливать тахограф?

На какой транспорт необходимо ставить тахограф, понятно. Но кто должен этим заниматься? Если вы выступаете в качестве физического лица, которое в коммерческих целях использует грузовик, то необходимо обратиться в организацию, которая занимается установкой тахографов. Такие организации должны иметь на то право, при установке обязательно должно быть повешено клеймо, а также указано свидетельство о калибровке.

Если водитель выполняет свою работу в какой-либо компании по перевозке грузов, то всю ответственность за установку тахографа берёт на себя именно эта компания.

Ответственность за отсутствие тахографа

Во-первых, каждый водитель знает, кто имеет право проверять тахограф, есть он в наличии или нет. Это инспекторы ГИБДД. Но какой штраф за тахограф, а точнее за его отсутствие можно получить? Сейчас в законах чётко прописано, какие штрафные санкции предусмотрены.

  1. Водители, которые относятся к частникам, заплатят штраф размером от одной тысячи рублей до трёх тысяч.
  2. Должностные лица заплатят больше: минимум пять тысяч рублей, максимум – десять.

Заплатить такую сумму будет не очень приятно. При всём этом вряд ли инспектор ГИБДД пойдёт на то, чтобы закрыть глаза на отсутствие тахографа. В данном случае ложится на его плечи большая ответственность. В большинстве случаев частники должны устанавливать тахографы. Исключением является:

  1. Перевозка строительного материала для своих нужд и строительных работ на своей частной территории. В данном случае, если вас остановит инспектор, то нужно будет предъявить чеки из магазинов, подтверждающие факт покупки стройматериалов.
  2. Если вы пользуетесь грузовиком временно, то есть получили его от другого лица на время, то необходимо предъявить договор и документы на перевозку грузов. Также понадобится доверенность на управление данным транспортом.

Если в России штрафы за отсутствие тахографа не очень большие, то в других странах сумма может быть внушительной. Так, например, в Польше штраф за отсутствие тахографа составит 800 евро, в Австрии 5000 евро, в Венгрии и Германии 1500 евро. Лишь в Латвии размер штрафа примерно такой, как и в России, от 30 до 60 евро. Поэтому чем больше штраф, тем меньше захочется нарушать закон. Да и зачем идти в обход, ведь, в первую очередь, наличие тахографа позволяет контролировать водителя (он не нарушает скоростной режим, отдыхает, контролирует рабочее время).

Тахограф – прибор, который появился сравнительно недавно, но уже за время своего существования успел претерпеть изменения. Кроме контроля скорости, он может контролировать и другие важные параметры. Маршрут, скоростной режим, время на остановку и т.д. Все эти параметры играют важнейшую роль в работе водителей. Находясь не просто целый день за рулём, а даже сутки, человек перестаёт контролировать себя. Поэтому тахограф проконтролирует всё за вас.

Тахографы на грузовые автомобили устанавливаются со следующей целью: уберечь водителя и других участников дорожного движения. Руководители компании могут должным образом отслеживать, какой расход топлива был на том или ином автомобиле. Это позволяет вести правильно бухгалтерский учёт.

Многие задаются таким вопросом, как: а действительно ли нужно устанавливать тахограф, если я использую машину в своих личных целях. В данном случае, если вы используете машину не в коммерческих целях, то устанавливать прибор и не нужно. Но если доказательств того, что машина используется только для себя, например, для ремонта, нет, то сотрудник ГИБДД имеет полное право выписать вам штраф. А так как сумма штрафа не такая уж и маленькая, то к возникновению данной ситуации нужно быть готовым. Грузовые авто представляют особенную опасность для других участников дорожного движения. Поэтому не стоит рисковать и нарушать закон.

Алёна Антонова, Инженер-технолог 56 статей на сайте С того момента, когда я получила права категории В, изучение автомобильной тематики стало для меня нечто большим, чем просто хобби. Каждый день я стараюсь быть на гребне волны в этой сфере и не упустить ни одного новшества в законодательной базе, касающегося автомобилей. Пожалуйста, !

Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье речь пойдет о том, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки;
  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • Военных транспортных средств;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Автомобили, оснащенные тахографами старого образца (до 8 ноября 2013 года).

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Самоходные сельскохозяйственные машины;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

Обратите внимание, в данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Одно и то же транспортное средство может как попасть в список исключений, так и оказаться вне его.

Например, нужен ли тахограф на самосвал камаз? Если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему нужен. Если же камаз используется для коммунального хозяйства, то тахограф можно не устанавливать.

Еще одна особенность тахографов. Установка обязательна только на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Т.е. частнику тахограф не нужен.

В связи с этим некоторые хитрые организации, желающие эксплуатировать автомобили днем и ночью, заставляют водителей регистрировать транспортные средства на свое имя. На практике же при подобном раскладе рискуют сами организации. Водитель может в любой момент уволиться, а грузовик оставить у себя.

Введена ли отмена тахографов до 2017 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2017 или 2018 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Тахографы на грузовые ТС: характеристики и назначение

Специальный измерительный прибор «тахограф» предназначен для измерения и фиксации скорости движения автомобиля, контроля соблюдения режимов работы и отдыха водителя с целью уменьшения аварийных ситуаций и смертности на дорогах. Многие водители грузовых транспортных средств избегают установки этого контрольного устройства из-за высокой стоимости оборудования. В соответствии с законодательством есть перечень грузовых ТС, на которые можно не устанавливать тахограф.

Тахографы на грузовые автомобили: главные особенности

Необходимость установки контрольно-измерительных устройств на грузовые авто связано с тем, что большинство дальнобойщиков не соблюдают режим отдыха и работы. Их главной задачей является быстрее добраться из одного пункта в другой, пренебрегая при этом правила дорожного движения.

Управляя грузовым авто, водитель несет ответственность не только за собственную жизнь, но и безопасность пассажиров, и перевозимый ценный груз. В случае непредвиденной ситуации на дороге неподконтрольное ТС может повредить другие автомобили, нанести непоправимый урон и перекрыть транспортное движение.

Работа тахографа неразрывно связана с картой водителя, которая предназначена для его идентификации. Это компактное устройство, которое устанавливается в авто через штатную электропроводку или цифровые CAN-шины. Оно состоит из прочного небольшого корпуса с монитором, кнопок управления, датчиков и системы подключения.

На грузовые автомобили устанавливаются современные цифровые модели с СКЗИ, их запрещено вывозить за пределы страны, поэтому они подходят только для грузоперевозок по территории России. Отличительной особенностью прибора является передача данных в зашифрованном виде, поэтому изменить информацию невозможно.

Тахограф на автобус: целевое назначение

Согласно принятому закону установка тахографа на автобус, который применяется для перевозок пассажиров, обязательна при условии наличия от восьми посадочных мест. Существует перечень транспортных средств, на которые не обязательно устанавливать тахограф. К ним относятся:

  • автобусы городского и пригородного маршрута;
  • троллейбусы;
  • авто, оснащенные старыми моделями или приборами европейского образца;
  • авто старше 30 лет и не используемые для коммерческих перевозок;
  • военная спецтехника;
  • авто с регистрацией в Гостехнадзоре и органов оперативно-розыскной службы.

Обязательное применение тахографов в силе, а узнать, нужна ли его установка можно из перечня приказа Министерства транспорта РФ.

Характеристики тахографов на грузовые авто

Согласно закону без установки контрольно-измерительного прибора с СКЗИ транспортное средство не допускаются в эксплуатацию. Нарушение этого требования грозит штрафными санкциями и административной ответственностью. К главным преимуществам установки таких приборов относится возможность контролировать маршрут водителя, пройденное расстояние, перерывы на отдых, слив топлива, превышение скорости и существенно упростить учет трудового времени.

Для установки сертифицированного тахографа рекомендуется обратиться в специализированный сервисный центр. В нем работают квалифицированные мастера, которые не только оперативно выполнят монтаж оборудования, но и активируют, настроят параметры и опломбируют.

Правила установки тахографов на транспортные средства в Челябинскн

Конечная стоимость установки прибора на грузовое транспортное средство с блоком СКЗИ включает услуги монтажа, активацию и первичную калибровку устройства с постановкой пломбы. Специализированная компания предлагает комплекс услуг по установке и настройке оборудования, что позволяет сэкономить материальные средства и время водителя.

Стоимость с установкой и без нее значительно отличается, это зависит от самой компании, региона и наличия дополнительных функциональных возможностей тахографа. Устройство работает в автоматическом режиме, начинает учет показателей сразу после запуска двигателя.

После этого следует использовать карту водителя, которая идентифицирует личность с последующей фиксацией информации. После выключения двигателя прибор переходит в спящий режим и это означает период отдыха для водителя. На мониторе есть кнопки управления, при помощи которых можно вручную поставить этот режим. Например, в зимнее время, когда ремонт или отдых необходим при включенном двигателе.

Установка тахографов обязательна на грузовые авто, которые принадлежат юридическим лицам или частным предпринимателям, и используемые для коммерческих грузоперевозок. Устанавливать прибор физическому лицу не нужно, поэтому многие фирмы оформляет ТС на частника, а это грозит штрафами за несоблюдение закона.

Хотите купить тахограф? МНаша компания готова предложить вам широкий ассортимент тахографов и карты водителя:

  • Тахографы на груговые автомобили
  • Тахограф меркурий
  • Тахограф штрих
  • Тахограф с СКЗИ

Звоните!

Схема проезда в наш офис.

С 1 ноября физические лица обязаны устанавливать на транспорт тахографы

Новая обязанность физлиц, управляющих грузовиками (>3,5 т) и автобусами, оснащать свой транспорт тахографами появилась с выходом ФЗ №386 от 30.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

В соответствии с этим законом, Пункт 3 Статьи 20 196-ФЗ («О безопасности дорожного движения»), в котором говорится о физических лицах, дополняется следующими требованиями:

  • Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
  • Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения РФ.
  • Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Закон, требующий от физлиц устанавливать тахографы, вступит в силу 1 ноября 2019 года!

Дополнительные требования

Этот же ФЗ №386 вносит изменения в 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». С 1 марта этого года любой автобус, в котором больше 8 пасс.мест, должен быть включен в реестр лицензий. Не важно, заказная это перевозка или под собственные нужды — теперь закон один для всех. Следовательно, такие автобусы должны ещё будут отвечать требованиям ПП №153 об обязательном использовании спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Об этом можно подробнее прочесть в нашем прошлом материале.

Также, с целью развития положений ФЗ №386, Минтранс предложил дополнить ПДД новым разделом под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Планируется включить в правила следующие ограничения для водителей грузовиков свыше 3,5 тонн и автобусов:

  • Не более 9 часов в сутки за рулем;
  • Обязательный 45-минутный перерыв каждые 4,5 часа, либо два перерыва по 15 и 30 минут;
  • При необходимости можно передвигаться без длительных остановок 10 часов, но не чаще 2-х раз за неделю;
  • Обязательное время отдыха — 11 часов в сутки;
  • Общее время за рулем не должно превышать 56 часов в неделю, в течение двух недель — не более 90 часов.

Как увеличатся штрафы?

Напомним, что сейчас штраф за отсутствие тахографа составляет от 1 до 3 тыс. рублей для водителей и от 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.

За несоблюдение режимов труда и отдыха водитель может получить взыскание в размере от 1 до 3 тыс. руб., должностные лица — от 1 до 5 тыс. руб., ИП — от 1 до 5 тыс. руб., юр.лица — от 30 000 до 50 000 руб.

Ещё в прошлом году в Госдуме был одобрен в первом чтении законопроект, согласно которому предлагается внести в статью 11.23 КоАП новые штрафы за отсутствующий/неработащий тахограф и за нарушение РТиО. Предлагается такой порядок:

  • водитель — от 3 до 5 тыс. руб.;
  • должностные лица — от 7 до 10 тыс. руб.;
  • юр. лица и ИП — от 20 000 до 50 000 рублей, либо приостановка деятельности до 90 суток.

Какие должны быть тахографы?

Требования к тахографам, правила их эксплуатации и установки изложены в Приказе №36 и Приказе №273 Минтранса РФ. Изначально действие законов применялось к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Но наверняка в этих документах скоро появятся уточнения относительно физических лиц.

В любом случаем, сегодня законодательство требует, чтобы грузовики и автобусы, передвигающиеся по дорогам РФ, оснащались цифровыми тахографами с блоком СКЗИ, которые внесены в реестр ФБУ “Росавтотранс”. Аналоговые тахографы давно уже находятся вне закона. Все работы по установке и обслуживанию тахографов должны вести мастерские, имеющие лицензию ФСБ и тоже внесенные в реестр Росавтотранса.

При эксплуатации тахографа обязательно нужно использовать карты водителя, которые переоформляются каждые три года. Поездки без карты водителя приравниваются к отсутствию тахографа и приведут к тем же административным наказаниям, которые перечислены выше.

Обязательная установка тахографов на определенный вид авто, всколыхнула всю индустрию коммерческих перевозок в РФ. Статья раскроет нюансы установки прибора контроля, расскажет о правильных и неправильных тахографах, а также, предоставит информацию к размышлению – как обойти закон в 2019 году.

Тахограф – техническое средство контроля, осуществляющее непрерывную фиксацию скоростных данных, отслеживающее маршрут движения, время работы и отдыха, водителя транспортного средства. Состоит из нескольких модулей: самого устройства, навигационной карты, датчика движения, усиливающей антенны, принимающей сигнал спутника. Устройство имеет защитную пломбу, препятствующую доступу извне.

Законодательные изменения 2019 года

Абз. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязывает всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оснащать тахографами автомобили, используемые ими в коммерческой деятельности.

Нормы закона об установке тахографа на грузовой автомобиль 2019 вступают в силу в несколько фаз:

  • До 1.04.2014 года – тахографы должны быть установлены на грузовых автомобилях массой более 3500 кг, осуществляющие транспортировку опасных грузов категории N2 и N3;
  • С 1.07.2014 года – штраф за отсутствие прибора контроля, будет накладываться на водителей автобусов (М2 и М3), с числом сидений более 8, за исключением пассажирского, а также грузовые авто N3 более 15 тонн, курсирующие по междугородним маршрутам. Это не коснется автобусов, выполняющих городские и пригородные регулярные рейсы;
  • До 1.09.2014 года – тахограф должен быть установлен на всех грузовиках N3, имеющих более 15 тонн массы и занимающихся междугородними перевозками неопасных грузов;
  • До 1.04.2015 года – устройство контроля должно быть на всех грузовых автомобилях N2, перевозящими неопасный груз;
  • До 1.01.2018 года – срок замены приборов старых образцов, в которые попали: тахографы ЕСТР установленные на производстве до 01.04.2014 года и тахографы ЕСТР монтированные в сервисных центрах до 11.03.2014 года.

В перечень автомобилей, которым не требуется установка такого устройства, относятся: передвижные лаборатории, сельскохозяйственные машины, спецтехника, автомобили ритуальных служб, военные автомобили и автомобили для оперативно-розыскной деятельности, дома на колесах, бронированные транспортные средства.

Установленный тахограф должен использоваться до утилизации автомобиля.

Нюансы установки тахографа

Существует 2 вида контрольных устройств:

  1. Тахограф международного образца (ЕСТР);
  2. Цифровой тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;

Вышедший Приказ Минтранса РФ №237 от 21.08.2013 года, поставил точку в спорах о выборе вида тахографа. Теперь все предельно ясно:

  • Для коммерческой перевозки грузов внутри страны, используется тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;
  • Для коммерческой международной перевозки грузов, необходимо использовать тахографы ЕСТР.

Единственное правило – это наличие у устройства сертификата, подтверждающего соответствие Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.

Внимание! Следующая информация представлена для ознакомления, риски, возникающие в процессе ее использования полностью лежат на лице, принявшем решение ее использовать.

Этот регламент определяет обязательные характеристики тахографа и устанавливает требования по его соответствию законодательной базе РФ. Это утверждение основывается на Федеральном законе «О техническом регулировании», который закрепляет Технический регламент, как обязательный к исполнению, по отношению к объектам технического регулирования. К таким объектам, относится тахограф – являющийся продукцией и компонентом автомобиля.

В свою очередь, все тот же Федеральный закон «О техническом регулировании», в п. 3 ст. 4 устанавливает, что любые акты в сфере техрегулирования, изданные федеральными органами исполнительной власти, носят рекомендательный характер. К таким актам относятся Приказы Минтранса №36 и 237, содержащие требования об обязательном наличии блока СКЗИ.

В итоге, получаем, что Технический регламент не устанавливает обязательного наличия блока СКЗИ в тахографе, а Приказы Минтранса носят рекомендательный характер. Таким образом, автовладелец сам решает, какой тахограф выбрать для установки, но нет никакой гарантии, что законность такой установки не потребуется доказывать в суде.

Все же, наиболее оптимальным, будет решение действовать в рамках действующего законодательства РФ и установить требуемые устройства, а для владельцев с устаревшими устройствами уже к началу 2019 года, сменить их на соответствующие модели. На данный момент речь об отмене тахографов не идет, так что лучше, когда предпринимательская деятельность соответствует установленным требованиям.

Не забывайте, что установка средства контроля, осуществляется только в сервисных центрах, имеющих лицензию ФСБ.

Отсутствует тахограф? Плати штраф

За отсутствие тахографа на автомобиле, равно как и за его умышленное повреждение, выезд на линию с неисправным устройством, фальсификацию предоставляемых им данных и внесение различных модификаций, ст.11.23. Административного кодекса РФ предполагает штраф:

  • Для граждан – от 1 до 3 тыс. рублей;
  • Для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.

Если тахограф фиксирует нарушение режима работы водителя, штраф составит от 1 до 3 тысяч рублей.

Существующий Перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль, не позволяет передвигаться на транспортном средстве с неисправным тахографом, если неисправность не произошла уже на линии. Игнорирование такого запрета, может привести к снятию государственного номерного знака, а для грузовиков с опасными грузами – транспортировка на штрафстоянку.

Как обойти закон о тахографе 2019?

«Ключом» к закону, является выражение «коммерческие перевозки», то есть, если владелец грузовика категории N3 использует его для передвижения в магазин за хлебом, то установка тахографа не обязательна. ГИБДД понимает закон таким же образом – если частное лицо использует транспорт для собственных нужд, прибор контроля можно не устанавливать. Получается, что закон о тахографах на грузовые автомобили 2019 для физических лиц не распространяется. По крайней мере в данном случае.

Но некоторые существенные нюансы все же заставляют сомневаться в истинности вышеизложенного утверждения. Как можно охарактеризовать понятие собственные нужды? Каким образом будет определено, передвигается водитель по собственным нуждам или в коммерческих целях?

Если вы везете стройматериалы на собственном грузовике, с целью постройки дачи для себя, то это одно дело. Совсем другое, если вы зарегистрированы как ИП, этот самосвал регулярно используется для перевозки груза, например стройматериалов для постройки дачи соседу и вас останавливает инспектор ГИБДД. В таком случае, вы будете доказывать ему, что груз ваш, вы транспортируете его к себе домой.

Со временем, законодатели дадут ответы на все вопросы, а пока, остается только надеяться на «авось» или смиренно выполнять законодательные предписания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *