Ст 52 ГРК

Содержание

Разъяснение ст.52 Градостроительного кодекса

Любая деятельность, связанная с архитектурным планированием, возведением строений, благоустройством территорий, развитием гражданской инфраструктуры, разработкой природоохранных мероприятий, а также сбережением историко-культурного ресурса направлена на создание благоприятной среды проживания населения. Все эти положения отражены в своде законодательных актов, а именно – Градостроительном кодексе РФ (ГрК). Отдельной статьей 52 Градостроительного кодекса регламентируются процессы обновления объектов капитального строительства – строительство, реконструкция и капремонт.

Пояснительный комментарий к пунктам статьи 52 ГрК РФ

Правила градостроительства, реконструкции и капитального ремонта, отраженные в статье №52 ГрК России, регламентируются 9 пунктами. Каждая часть статьи рассматривает отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Нелишним будет комментарий к пунктам правового акта, написанного сугубо юридическим языком.

Ч.1 ст.52 ГРК Российской Федерации оперирует нормативно-правовыми актами, регулирующими виды градостроительной деятельности.

Определение круга лиц, уполномоченных заниматься комплексом работ

Части 2 и 3 нормативного акта определяют список лиц, которые на законных основаниях могут осуществлять очерченный статьей перечень градостроительных работ.

В пункте 2 Договора строительного подряда, по которым проводятся работы по строительству, реконструкции и капремонту ОКС заключаются исключительно:

  1. С ИП (индивидуальными предпринимателями).
  2. С юридическими лицами, входящими в СРО (саморегулируемые организации).

В пункте 2.1. указано, что в случае привлечения застройщиком или заказчиком к осуществлению работ иных исполнителей, они должны действовать на основании договора. При этом размер обязательств по таким договорам не может превышать 3-х миллионов рублей. Контроль по выполнению договорных работ возлагается на специалистов по организации строительства.

На основании пункта 2.2. не требуется членство в СРО в области строительства для следующих субъектов:

  1. Государственные и местные организации и предприятия.
  2. Коммерческие предприятия с долей уставного капитала 50%. Остальная часть принадлежит государственным и муниципальным образованиям.
  3. Юридические лица, вступившие в публично-правовые отношения с государственными структурами путем заключения договоров строительного подряда в конкретных сферах деятельности.
  4. Юридические лица, осуществляющие совместную деятельность с органами государственной и местной власти на правах 50% доли в уставном капитале.
  5. Физические лица, осуществляющие строительные, реконструкторские и ремонтные работы индивидуального жилья, а также аналогичные процедуры на объектах, не предназначаемых для предпринимательской деятельности либо имеющих вспомогательный характер.

Пункт 3 гласит, что лицо, действующее в области строительства, реконструкции или капремонта (застройщик, ИП или юридическое лицо, заключившее договор строительного подряда) является гарантом соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, обеспечения безопасного ведения работ на объекте. Ответственность за качество выполняемых работ возлагается на лицо, осуществляющее строительство.

Взаимоотношения сторон, отраженные в договоре строительного подряда

Нормативно-правовые акты в области строительства, реконструкции и капитального ремонта в любой редакции ссылаются на основной документ, предопределяющий взаимоотношения заказчика и подрядчика – договор строительного подряда. Имеет смысл внести пояснения по этому документу. Разъяснение прав и обязанностей договаривающихся сторон нагляднее продемонстрировать в таблице.

Обязательства подрядчика Обязательства заказчика
Построить либо отремонтировать объект согласно установленным срокам Создать все необходимые для производства работ условия и обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия от заказчика
Вина за разрушение и повреждение объекта до его сдачи заказчику ложится на подрядчика.
В случае обнаружения:
● Некачественных материалов.
● Инженерно-технических решений, способных негативно влиять на качественные характеристики объекта.
Подрядчик должен приостановить работы и поставить в известность заказчика
Если повреждение (частичное или полное) произошло в результате некачественных материалов, деталей, конструкций от заказчика, то подрядчик вправе требовать оплаты по смете за выполненный объем работ
Работы производятся строго в соответствии с технической документацией. Если в ходе работ возникают дополнительные операции, не предусмотренные сметой, то об этом извещается заказчик
Подрядчик, не известивший заказчика о необходимости дополнительного объема работ, не вправе требовать оплаты за превышение сметы, если только действия не вызваны экстремальной ситуацией
Ответ о необходимости либо отмене дополнительных работ должен быть дан в течение 10 дней. Вынужденный простой в ожидании решения подрядчику возмещает заказчик, если только не будет предоставлено доказательство в ненужности доп. работ
При внесении поправок в тех. документацию, влекущих превышение расходов более 10%, работы по согласованию сторон проводятся по дополнительной смете Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию, если при этом не меняется концептуальная характеристика объекта, а корректировка сметы не превышает 10% от общей суммы
Подрядчик вправе требовать оплаты в полном объеме после приема объекта заказчиком Обязанность заказчика – оплатить работы после принятия объекта от подрядчика по смете и в сроки, установленные в договоре строительного подряда

Помимо договаривающихся сторон, в договоре строительного подряда может быть упомянуто третье лицо – страховщик, берущий на себя риски непреднамеренных случаев повреждения объекта. Страхующая сторона обязана предоставить другой стороне договор с указанием предмета и суммы страхового случая.

О подготовке объекта

П.4 статьи 52 устанавливает обязанность заказчика либо застройщика выбирать и подготавливать точки для строительства. Состояние земельных участков должно соответствовать прописанным в договоре условиям.

На заказчике также лежит обязанность предоставлять в распоряжение подрядчика необходимые здания и сооружения, а также обеспечение транспортировки грузов, водо- и электроснабжение. Затраты заказчика оплачиваются по условиям договора строительного подряда.

В случае прекращения работ более чем на 6 месяцев, объект переходит в разряд законсервированных. Если временная приостановка процесса происходит по независящим от сторон причинам, то заказчик возмещает подрядчику затраты, понесенные им до консервации объекта.

Взаимодействие с надзорными органами

Ч.5 ст. 52 ГрК РФ устанавливает обязанности застройщика или заказчика оповестить органы Государственного строительного надзора в порядке, предусмотренном Кодексом для данного вида работ.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт подвергаются контролю со стороны уполномоченных надзорных органов в случае, если затрагиваются технические и конструктивные характеристики надежности и безопасности, а проектная документация проходит Государственную экспертизу.

Не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала строительства, заказчик предоставляет в надзорные органы следующий пакет документов:

  1. Разрешение на строительство (копия).
  2. Вся имеющаяся на данный момент проектная документация.
  3. Разрешение на отступление от предельных норм строительства (вынесение точек отступа за красную линию).
  4. Журналы учета выполненных работ.
  5. Положительное заключение экспертизы, если она предусмотрена при данном объеме и типе работ.

Если надзорные органы не получают весь обязательный к предоставлению пакет документов, состоящий из пяти пунктов, то они вправе сами запросить необходимые акты в организации, выдавшей разрешение на строительство.

Ч.6 ст.52 – обязанности лица, осуществляющего строительство

К лицу, осуществляющему строительство, предъявляются следующие требования:

  1. Все виды работ осуществлять в соответствии с техническим заданием и регламентом, определенным в проектной документации. Необходимо придерживаться градостроительных и земельных планов.
  2. Разработать природоохранные мероприятия, а также принять меры безопасности для работников.
  3. Оберегать объекты культурного наследия.
  4. Обеспечивать доступ на объект представителям надзорных органов.
  5. Контролировать процесс труда.
  6. Вести исполнительную документацию.
  7. Предупреждать надзорные органы о начале и завершении этапа строительств и иных работ.
  8. Следить за качеством строительных материалов.

При выявлении надзорными органами в процессе работ недостатков процедуры приостанавливаются до устранения нарушений, о чем составляется соответствующий акт.

Регламентируемые действия в различных ситуациях

Часть 7 статьи 52 гласит, что самовольное отклонение от параметров строительства без согласования с заказчиком или застройщиком запрещено.

Часть 8 комментируемой статьи посвящена ситуации, при которой на территории строительства оказывается исторический или культурный памятник, приравниваемый к объектам культурного наследия. В этом случае в проекты проведения строительных, земляных, ремонтных и иных работ вносятся разделы о мерах сбережения историко-культурного ресурса. Сами же работы приостанавливаются до внесения соответствующих изменений в регламенты.

Часть 9 описывает возможность внесения поправок и дополнений в аспекты строительной деятельности отдельными нормативно-правовыми актами.

Взаимодействие 52 статьи ГрК РФ с другими нормативными актами

Все части 52 статьи ГрК России тесно переплетены с нормативно-правовыми актами в сфере строительства.

  1. Статус членов СРО, упоминание о которых есть во 2 части статьи, определяется последними изменениями от 1.07.2017 года, внесенными в ФЗ №372, затрагивающий вопросы саморегулирования в области проектирования и строительства.
  2. Договор строительного подряда регламентируется положением Гражданского кодекса РФ (статья 740).
  3. Обязанности заказчика по созданию необходимых условий труда подрядчику оговариваются в статье 747 ГК РФ.
  4. Условия и последствия консервации строительного объекта разработаны в ст. 52 ГК РФ.
  5. ФЗ №210 от 31.12.2005 г. установил перечень документов, необходимых для предоставления в надзорные органы с извещением о начале строительства.
  6. Статья 37 Федерального Закона ФЗ-73 от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия» устанавливает порядок действия в случае обнаружения оного на территории строительства. Признаки объекта культурного наследия установлены в ст.3 того же закона.

Правовое регулирование процесса строительства определяется не только нормами градостроительного кодекса. Например, обязательным при строительстве является соблюдение технических регламентов согласно Техническому регламенту №384-ФЗ от 30.12.2009 г «О безопасности зданий и сооружений».

Важным нормативным актом, регулирующим процессы ответственности за нарушения, порядок расследования и меры наказания является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Судебная практика по делам с нарушениями 52 статьи ГрК РФ

Арбитражные суды Российской Федерации, рассматривая дела с нарушениями статей Градостроительного кодекса, сталкиваются преимущественно с взаимными претензиями сторон. Вот несколько примеров.

  1. Определение от 26.03.2018 года по делу о взыскании подрядчиком в лице общества «ФПГ-Волга» долга в 10,8 млн руб. с заказчика в лице «Интер-РАО-Электрогенерация» за выполненный объем работ. В свою очередь, заказчик выставил встречный иск с требованием уплатить неустойку. В процессе разбирательства было выявлено, что построенный объект не может эксплуатироваться заказчиком из-за многочисленных недоделок и нарушений и не представляет для него никакой потребительской ценности. Руководствуясь статьями ГК и ГрК РФ (в том числе статьей 52 ГрК РФ), суд вынес решение: в заявленном иске отказать, встречный иск удовлетворить.
  2. Решение от 26.12 2017 года по делу о привлечении к административной ответственности ООО «Кэпитал-Инвест» за ненадлежащее исполнение и не устранение нарушений, выявленных надзорным органом в лице краевого Департамента по надзору. Суд, ссылаясь на нарушение ряда статей, в том числе ч. 6 ст.52, счел предъявленные требования обоснованными и приговорил общество с ограниченной ответственностью к административному штрафу в размере 50 тыс. рублей.

Предметами споров в суде являются также ситуации, когда в нарушении ч.2 нормативного акта лицо, осуществляющее строительство, не входит в перечень лиц, допущенных к процессу. Но основную долю административных дел составляют иски со стороны надзорных органов.

Таким образом, статья 52 ГрК РФ регламентирует все стороны процесса строительства, реконструкции и капитального ремонта. Тесно взаимодействуя с нормативно-правовыми актами Гражданского и Градостроительного Кодексов, статья позволяет удерживать процедуру возведения и обновления объектов капитального строительства в рамках правового поля.

Необходимость СРО и генподрядчика для работ на сумму до 3 млн

Добрый вам вечер

Уважаемый Руслан,

Цитата: В ч.3 ст. 52 ГрК РФ говорится, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик, либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих требованиям лиц. Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, которое осуществляет строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией разрешающий документ – свидетельство о допуске к работам по организации строительства

когда членство в СРО и наличие свидетельства о допуске не требуется:

В отношении всех трех категорий работ (инженерные изыскания; архитектурно-строительное планирование; строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) – если подрядчиком является государственное (муниципальное) унитарное или казенное предприятие, государственное (муниципальное) учреждение или коммерческая организация, которая контролируется органами государственной власти или органом местного самоуправления (создана тем или иным публично-правовым образованием или более, чем наполовину прямо или опосредованно принадлежит этому образованию)12.

Следует уточнить, что данное условие касается ситуаций, когда такие организации заключают договоры с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а в отношении третьей категории работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) это условие действует только применительно к случаям заключения договора строительного подряда. Таким договором в соответствии с гражданским законодательством считается договор, когда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену, при этом такой договор заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ 13.

Однако обратим внимание, что в новой редакции ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда 14. Поэтому по логике градостроительного законодательства нормы, относящиеся к договору строительного подряда, могут применяться и к договорам, в рамках которых осуществляется не строительство новых зданий или сооружений, а капитальный ремонт существующих объектов. В пользу такого подхода говорит и то, что в гражданском законодательстве установлено, что правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором 15.

В отношении заключения договора строительного подряда – если размер обязательств (то есть цена) договора не превышает 3 млн руб 16.

В-третьих, из ГрК РФ вообще исключается как таковое понятие «свидетельство СРО о допуске к работам», а Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утратит свою силу. При осуществлении закупок документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Новая форма такой выписки уже установлена и действует 17, при этом позиции данной формы, которые относятся к свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 8-10), не будут применяться с 01.07.2017.

Консультация юриста

Вопрос:

Наша организация собирается заключить договор, в котором есть строительно-монтажные работы и поставка оборудования, общая стоимость 15 млн. В Свидетельстве СРО сумма по договору генподряда ограничена 10 млн. В договоре сумма строительных работ -7 млн. Подскажите, пожалуйста, можем ли мы заключать такой договор? И что означает сумма в Свидетельстве СРО — только СМР или в целом Договор с работами, поставкой, ПНР и т.д.?

Ответ:

В соответствии с п. 1.1 ч.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ лицо, имеющее свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частью 7 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Частью 7 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд (КФ) на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства в зависимости от того, установлено ли такой СРО требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно:

Взнос в КФ

(требование к страхованию не установлено)

Взнос в КФ

(требование к страхованию установлено)

Организация работ по строительству, стоимость которого по одному договору

1 000 000 рублей

300 000 рублей

не превышает 10 000 000 рублей

1 500 000 рублей

500 000 рублей

не превышает 60 000 000 рублей

3 000 000 рублей

1 000 000 рублей

не превышает 500 000 000 рублей

6 000 000 рублей

2 000 000 рублей

до 3 млд рублей

9 000 000 рублей

3 000 000 рублей

до 10 млд. рублей

30 000 000 рублей

10 000 000 рублей

10 млд. рублей и более

Таким образом, если Ваша организация планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору превышает 10 млн. рублей – необходимо дополнительно произвести в СРО оплату соответствующей части компенсационного фонда согласно п. 2 приведенной выше таблицы.

СРО без генподряда: максимальная сумма сделки

Всего документов в базе:780

Получение допусков на строительные работы связано со значительными финансовыми затратами. В частности от суммы планируемых подрядов зависит величина взносов в компенсационный фонд и сумма СРО допуска. Поэтому не удивительно, что компания может столкнуться с проблемой получения контрактов на большие суммы, чем указано в свидетельстве СРО. Без получения нового свидетельства с доплатой в компенсационный фонд можно обойтись только в том случае, если компания работает на условиях субподряда.

Максимальные суммы сделок по договорам генподряда, которые на сегодняшний день предусмотрены законодательством это 10 млрд и более рублей. Соответственно и предельная сумма договора СРО будет не более этой суммы. При этом не учитывается, заключает компания один договор сразу на всю сумму или несколько договоров в год в рамках общей стоимости допуска. Ограничения не касаются компаний, не заключающих договоров на генподряд. Суммирование договоров применяется при получение проектов на конкурсной основе. При отсутствии конкурентных способов получения заказа ограничивается только максимальная сумму договора.

Ограничения суммы договора СРО

Указанная сумма по договору генподряда не равна сумме одного контракта. Компания может заключить сразу несколько договоров, но в пределах максимальной суммы. Какие последствия ждут компанию при превышении лимита по заключению контрактов. Заказчик вправе потребовать новое свидетельство с суммой равной величине контракта.

Компания, выполняющая заказы для нескольких застройщиков, не должна делать попыток обойти закон и заключить контракты с каждым заказчиком в допустимых пределах, но превысив общий лимит по контрактам. Любая из заключенных сделок признается недействительной и предстоит процедура возмещения затрат. Но следует учесть, что некоторая часть затрат может быть признана невозвратной.

Что делать, если сумма в свидетельстве СРО меньше суммы предполагаемой сделки? Выход первый, перезаключить контракт, изменив условия работы с генподряда на простой подряд. Выход второй, легальное увеличение суммы генподряда с получением нового свидетельства.

Увеличение суммы генподряда СРО

У компаний, столкнувшихся с проблемой превышения допустимых сумм по договорам генподряда нет повода для беспокойства. Получение нового свидетельства в SROmsg.ru Екатеринбурга займет еще меньше времени, чем оформление первого разрешения. Поэтапного увеличения стоимости генподряда не требуется. Вы сразу получаете допуск СРО, сумма договора по которому нужна компании в настоящий момент.

Оформляя новый допуск, следует помнить, что саморегулируемая организация это не законодательный орган и величину взноса в компенсационный фонд изменять не вправе. Она только может предложить варианты уменьшения нагрузки по единоразовой выплате всех взносов.

>Превышение суммы договора генподряда над суммой СРО

Вопрос

Учитывая, что стоимость договора генподряда превышает стоимость СРО генподрядчика, возникает вопрос о действительности сделки и применения к ней соответствующих последствий. Как быть в этой ситуации. Допустимо ли превышение суммы договора генподряда над суммой СРО, и каковы последствия.

Ответ

Такая сделка не является недействительной, но заказчик может отказаться от исполнения такого договора.

Совершение сделки лицом, которое имеет членство в СРО, но не вправе заключать договоры на сумму, превышающую цену договора исходя из оплаченного взноса в компенсационный фонд, не влечет ее недействительности. В таком случае другая сторона сделки вправе отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Что нового в работе СРО и к чему готовиться строителям

<…>

«Главное в статье

  1. СРО перестанут выдавать допуски и создадут еще один компенсационный фонд. Сколько вступительных взносов попросят – в таблице
  2. Вступить можно будет только в СРО своего региона. Что делать тем, кто состоит в чужой СРО
  3. Контроль ужесточат. Что будут проверять и как накажут

Законодатели внесли в Градостроительный кодекс поправки, регулирующие деятельность СРО. Они вступят в силу с 1 июля 2017 года (за несколькими исключениями). Что в связи с этим делать компаниям?

Документ

Поправки в отношении СРО ввел Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ.
Первые разъяснения – в письме Минстроя России от 27 июля 2016 г. № 23665-НЧ/02

Отношения застройщика с техзаказчиком

Законодатели уточнили, что застройщик вправе передать свои функции техзаказчику (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.). Выполнять их застройщик может и сам, но только если является членом СРО. Так как техзаказчик обязательно должен быть членом саморегулируемой организации.

Допуски

Допуски СРО выдавать больше не будут. Все положения, связанные с допусками, из Градостроительного кодекса убрали. Свидетельства о допуске прекратят действовать с 1 июля 2017 года. С этой даты компании и предприниматели не вправе будут выполнять работы на основании допусков (ст. 6 Закона № 372-ФЗ).

Чтобы выполнять строительные (инженерные, проектные) работы, надо будет, чтобы предприниматель или компания являлись членами СРО. И чтобы они полностью уплатили взносы в компенсационный фонд (ст. 55.8 ГК РФ в новой ред.).

То есть, например, у компании есть допуск, но на 1 июля 2017 года она не является членом СРО. Несмотря на то что допуск действующий (они – бессрочные), выполнять работы компания больше будет не вправе. Она должна вступить в СРО.

Чтобы выполнять строительные работы, надо вступить в СРО*

Основная функция СРО сводилась к тому, что они выдавали своим членам допуски к определенным видам работ. Жалобы клиентов рассматривали формально или не рассматривали вовсе. Эту систему признали несостоятельной и внесли коррективы.

Территориальный принцип

Систему СРО реорганизуют. В частности, будет действовать географический принцип. Что это значит?

Законодатели установили, что членом СРО может быть предприниматель или компания, зарегистрированные в том же субъекте РФ, что и СРО (п. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.). Если в субъекте РФ такой СРО нет, то можно вступить в СРО соседнего региона, с которым есть общая граница. Это правило не касается иностранных строительных компаний.

Так что, возможно, многим нынешним членам СРО придется менять саморегулируемую организацию – с 1 октября 2017 года из «чужих» СРО их исключат.

Совет

Если вы только собираетесь вступить в СРО, выбирайте организацию в своем регионе. Тогда не придется в 2017 году переходить в другую СРО

До 1 декабря 2016 года все члены обязаны подать в свою СРО заявления о сохранении членства или о добровольном его прекращении, в том числе с последующим переходом в другую СРО.

Исключения: кому вступать в СРО не надо

Не требуется быть членами СРО:

– ГУП и МУП, если они выполняют заказы госорганов, в ведении которых находятся;

– коммерческим компаниям, в уставном капитале которых доля ГУП и МУП более 50 процентов, если они выполняют заказы таких ГУП и МУП или заказы госорганов, в ведении которых находятся;

– компаниям, созданным РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, занимающимися строительством в тех сферах, для деятельности в которых они были созданы;

– гражданам, занимающимся строительством, реконструкцией, капремонтом своего жилья, а также гаражей, киосков, навесов или сараев.

А может ли компания (предприниматель) выполнять работы, не будучи членом СРО? Да, может. По договору с застройщиком, техзаказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или региональным оператором, если цена договора не превышает 3 млн руб. (п. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).*

Дополнительный фонд

У СРО появилась новая обязанность – обеспечить выполнение их членами обязательств по госконтрактам. А именно по договорам подряда, заключенным на торгах в соответствии с законом о контрактной системе, когда торги обязательны (подп. 3 п. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

В связи с этим СРО обязаны создать еще один компенсационный фонд. То есть теперь их должно быть два:

– для возмещения вреда;

– для обеспечения договорных обязательств.

Второй фонд обязаны создать (ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ действует с 4 июля 2016 года):

Важно знать

Взнос в дополнительный фонд будут платить только компании, которые собираются заключать госконтракты (подп. 2 п. 11 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.)

– инженерные и проектные СРО, у которых не менее 15 членов намерены заключить государственные или муниципальные контракты;

– строительные СРО, у которых не менее 30 членов намерены заключить государственные или муниципальные контракты.

Новые обязанности членов СРО

Член саморегулирумой организации обязан уведомлять СРО о фактическом совокупном размере обязательств. Это касается обязательств по договорам подряда с государственными или муниципальными заказчиками, заключенным на торгах (конкурсах, аукционах) в текущем году.

Делать это придется одни раз в год – до 1 марта года, следующего за отчетным (п. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.). К уведомлению надо будет приложить документы, которые подтвердят размер обязательств. Конкретный порядок установит Минстрой.

Если суммы превышают заявленный предел, компания обязана доплатить в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. В противном случае заключать новые контракты она не вправе.

Размеры взносов в компенсационные фонды – в статье 55.16 Градостроительного кодекса (она действует с 4 июля 2016 года). Их компания или предприниматель должны уплатить независимо от того, планируют они осуществлять работы по организации строительства или нет (письмо Минстроя России № 23665-НЧ/02).

Проверьте

Компании, которые вступают в СРО после 4 июля 2016 года, взносы в компенсационный фонд должны уплатить уже по новым правилам (письмо Минстроя № 23665-НЧ/02)

Например, если размер обязательств по договору на инженерные изыскания и подготовку проектной документации не превышает 25 млн руб., компания должна внести в фонд минимум 150 тыс. руб.

Теперь не важно, установила СРО требование о страховании гражданской ответственности или нет. На размер взносов это никак не влияет.

Новые размеры взносов – в таблице на стр. 69.

Формирование фонда на возмещение вреда подразумевает солидарную ответственность СРО. А формирование фонда договорных обязательств – субсидиарную ответственность.

Солидарная ответственность – это когда кредитор может предъявить требование к любому из солидарных должников в любом объеме в пределах суммы обязательства.

Субсидиарная ответственность носит дополнительный характер и возможна только тогда, когда основной должник не исполняет свое обязательство.

Саморегулируемой организации запретили освобождать своих членов от внесения взносов. А также принимать взносы в рассрочку. Члены СРО должны платить взносы за себя сами – третьим лицам нельзя (п. 3 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, уже действует).

Если компенсационный фонд из-за выплат компенсаций пострадавшим станет ниже минимального размера, члены СРО должны его пополнить до размера, который СРО установила внутренними документами. То есть в трехмесячный срок внести дополнительные взносы (п. 6 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, уже действует).

Компанию или предпринимателя, из-за которых СРО пришлось раскошелиться, больше ни в какую СРО могут не принять (подп. 1 п. 9 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

Реестр специалистов

Появится национальный реестр специалистов в области строительства.

Это граждане, которые имеют право на основании трудового договора выполнять инженерные изыскания, участвовать в подготовке проектной документации, строительстве и капремонте в должности главного инженера или главного архитектора. У них должно быть необходимое образование, опыт и стаж работы (п. 6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса в новой ред.). Чтобы попасть в реестр, они должны подать заявление в Национальное объединение саморегулируемых организаций.

Наличие таких специалистов в штате будет условием для вступления в СРО (подп. 4 п. 2 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

Контроль

Обязательным внутренним документом любой СРО станет документ о процедуре рассмотрения жалоб и иных обращений. По каждой жалобе она будет обязана принять решение. То есть СРО сосредоточит внимание не на выдаче допусков, а на обеспечении качества строительства и исправлении недостатков.

СРО будут ежегодно проверять тех, кто работает по госконтракту

СРО каждый год будет проверять, соответствуют ли заявленные суммы планируемых госконтрактов суммам, уплаченным в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. И если уровень обязательств будет превышен, компании направят предупреждение. В пятидневный срок она обязана доплатить взносы (п. 7 ст. 55.8, ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

За неподчинение и другие нарушения компанию сначала накажут дисциплинарно. Например, временно приостановят право выполнять работы, а затем исключат. Снова вступить в СРО можно только через год».

Разъяснения относительно ограничений в Три миллиона при участии на торгах

В АССОЦИАЦИЮ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» поступает большое количество запросов от Членов, с просьбой разъяснить ситуацию относительно ограничений в 3 (Три) миллиона при участии на торгах.

В соответствии с Законодательством и Решением ФАС от 8 августа 2017 г. по жалобе N 012159, СООБЩАЕМ:

В соответствии с частью 2.1. Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей.

При этом, поскольку Градостроительный кодекс РФ не установил каких — либо ограничений, такие договора, с размерами обязательств не превышающими 3 (трех) миллионов рублей, с лицами не являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, могут заключаться в том числе и с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В этом случае, говоря о заключаемых договорах, с суммой обязательств не превышающих 3 (Трех) миллионов рублей, часть 2.1. Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ указывает не на начальную максимальную цену контракта, которая выставляется в качестве начальной при проведении торговых процедур, а указывает окончательно сформированную цену подписываемого контракта (договора), которая достигнута в результате проведения торгов.

Соответственно, зачастую возникает ситуация, когда начальная максимальная цена контракта иногда довольно значительно превышает 3 миллиона рублей, а в результате проведения торговых процедур окончательно сформированная цена контракта оказывается ниже либо равной 3-м миллионам рублей.

При этом, при проведении торгов с начальной максимальной ценой контракта более 3-х миллионов рублей, в качестве обязательного документа организатор торгов и Заказчик требует предоставление выписки из реестра саморегулируемой организации, подтверждающей членство такого лица в СРО.

И это зачастую автоматически ведет к отстранению от участия в торгах тех лиц, которые не являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, однако, эти лица готовы выполнить работы, которые являются предметом данных торгов за сумму, не превышающую 3-х миллионов рублей с заключением соответствующего договора подряда (контракта), с ценой контракта не превышающей 3-х миллионов рублей.

Поскольку Градостроительный кодекс РФ прямо указывает, что освобождены от членства в саморегулируемых организациях лица, заключающие договора строительного подряда, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, то, соответственно, начальная максимальная цена контракта более 3-х миллионов рублей не может являться законной причиной недопуска к торгам таких лиц, поскольку речь в законодательстве идет именно о договорах, заключаемых по результатам проведения торгов, т.е. имеется в виду окончательная сформированная в результате торгов цена контракта, которая может и не превышать сумму в 3 миллиона рублей.

Такая позиция подтверждается и Решением ФАС по Пермскому краю от 8 августа 2017 г. по жалобе N 012159, которая четко указала, что в случае если участник аукциона предлагает цену контракта не более чем 3 миллиона рублей у него отсутствует обязанность наличия членства саморегулируемой организации при выполнении работ на обозначенных выше условиях исполнения контракта. (Данное Решение Прилагается к настоящему Разъяснению).

Иными словами, любой член АССОЦИАЦИИ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» имеет право участвовать в торгах, если даже начальная цена контракта превышает Три миллиона рублей, если он представит в Аукционную комиссию свое предложение указывающее что он готово выполнить работу, являющуюся предметом торгов за сумму не превышающую 3 (Три) миллиона рублей.

При этом следует заметить, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ формулировка такова: если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, а следовательно при размере обязательств ровно в Три миллиона рублей, членство в саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется!

При этом большое количество должностных лиц, в своей деятельности и при проведение различного рода торговых процедур, неправильно трактуют Градостроительный кодекс РФ утверждая, в Градостроительном кодексе РФ указано «менее 3-х миллионов рублей», что является прямым нарушением действующего законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *