Ст 155 ч 1

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

2.2 — 2.3. Утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ.

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6.3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.

Статья 155 жилищного кодекса РФ — внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Закон предусматривает обязанность собственника ежемесячно оплачивать коммунальные услуги, платеж за квартиру и капитальный ремонт. Величина платежа может рассчитываться гражданином. Однако управляющие компании, ТЖС и электронные платежные сервисы самостоятельно проводят расчет на основании переданных показаний и выдают готовый счет. В 2018 году сервис по оплате коммунальных услуг широк.

Гражданин может оплатить их в банковских организациях, при помощи электронных сервисов, через специализированные терминалы, через почтовое отделение. При этом некоторые собственники не спешат своевременно вносить платежи. В такой ситуации ст 155 жк рф предусматривает начисление пени на недобросовестных плательщиков.

Законодательство о размере пени

Ст 155 жилищного кодекса РФ устанавливает обязанность владельца ежемесячно перечислять платежи за коммунальные услуги за прошедший период до 10 числа следующего месяца. Исключение составляют ситуации, когда по решению собрания ТСЖ, решению жилищного кооператива или локального нормативного акта управляющей компании, принят другой вариант. Например, перенос срока с 10 до 15 число следующего месяца.

Закон предусматривает обязанность собственника оплачивать фактически предоставленные коммунальные услуги.

Осуществление платежей возможно на основании:

  • официальных платежных документов ТСЖ или управляющей компании;
  • данных, размещенный на официальных сайтах компании в сети Интернет (сайт управляющей компании);
  • данных, размещенных в электронных информационных системах (данные, предоставляемые в банковских организациях, системе Город).

В 2018 году в ст. 155 ЖК РФ внесены изменения о запрете на размещение информации рекламного характера на обороте платежек.

Срок, установленный на оплату счета по платежке, составляет 31 день. Закон устанавливает меры ответственности к лицам, которые несвоевременно выполняют или полностью игнорируют необходимость оплаты коммунальных услуг. На счет таких граждан начисляется пеня в размере:

  • если срок просрочки не превышает 90 дней, то пени рассчитывается исходя из 1/300 от действующей ставки рефинансирования за день просрочки;
  • если срок просрочки превышает 91 день, то пени рассчитывается исходя из 1/130 от действующей ставки рефинансирования за день просрочки.

Обязанность по оплате капитального ремонта возлагается на владельца жилого помещения. Если гражданин, приобретая объект, не проверил наличие долга, то он переходит к нему.

Статус помещения

Статья 155 ЖК РФ предусматривает правила внесения платы за капремонт и коммунальные услуги исключительно в отношении жилых объектов недвижимости.

П 14 ст 155 жк рф запрещает увеличение размера пени, предусмотренной Жилищным кодексом. При этом закон не ограничивает возможность увеличения пени в отношении нежилого помещения. Размер может быть изменен при помощи условий договора.

Если собственник не использует помещение по назначению для собственного проживания или не сдает в наем для проживания других лиц, то закон не предусматривает освобождение от выплаты платежей за использование коммунальных услуг. Лицо, фактически проживающее в другом жилом помещении, обязано оплачивать начисленные платежи в полном объеме.

Статус ответственного лица

Плательщиком платежей за капремонт и коммунальные услуги может являться:

  • владелец объекта недвижимости;
  • наниматель объекта по договору соц. найма.

Если собственник сдает объект в аренду и договор предусматривает обязанность нанимателя оплачивать использование коммунальных услуг, то долг по выплатам все равно возлагается на собственника. Закон возлагает на него обязанность по отслеживанию своевременного внесения оплаты.

Платежи могут перечисляться в уполномоченной орган следующим образом:

  • если обслуживание многоквартирного дома осуществляет управляющая компания, то средства по договору перечисляются управляющей компании;
  • если жильцы самостоятельно осуществляют управление домом (ТСЖ), то средства перечисляются в ТСЖ;
  • если собственники отказались от создания специализированной компании, то средства перечисляются по договору непосредственно поставщику услуги;
  • если застройщик еще не заключил необходимые договоры, то выплаты осуществляются непосредственно застройщику;
  • до передачи объекта по контракту социального найма, обязанность по оплате возлагается на государственные или муниципальные органы;
  • наниматель помещения по контракту социального найма выплачивает коммунальные услуги владельцу объекта;
  • наниматель жилья может вносить платежи непосредственно компании – поставщику услуг, при наличии соответствующего условия в договоре.

По контракту социального найма на нанимателя возлагается обязанность по оплате коммунальных платежей и платежей за пользование жилым помещением. Если гражданин своевременно не выполняет обязанность по внесению средств, то получатель платежей имеет право рассчитать для него пеню. Необходимо обратить внимание, что расчет пени проводится в том числе для граждан, которые оплачивают коммунальные услуги частично.

Нормы ч 14 ст 155 жк рф распространяются исключительно на собственников, которые являются физическими лицами.

Договор как основание взыскания пеней

Обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у граждан с момента подписания договора. Исключение составляет ситуация, когда контракт предусматривает другой срок.

Жилищный кодекс ст 155 считает моментом возникновения обязанности:

  • для собственника – дата возникновения права собственности на объект (заключение договора купли-продажи, мены, дарения, получение свидетельства о праве на наследство, получение акта о приватизации);
  • для нанимателя – день заключения контракта социального найма;
  • для арендатора – день оформления контракта найма квартиры;
  • для членов жилищного кооператива – день получения в пользование жилого помещения.

Так как действующий собственник обязан вносить плату с момента заключения договора, то предыдущая задолженность на него не распространяется.

Плательщикам долга и пени, сформированных до приобретения прав действующим собственником является:

  • орган местного самоуправления (до передачи объекта по договору соц. найма);
  • государство (до оформления акта приватизации);
  • собственник объекта (если помещение находилось в частой собственности).

Расчет пени

Под пени понимается величина убытков, которые понесла организация при отказе гражданина на своевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Закон предусматривает возможность взыскания исключительно при наличии у плательщика соответствующего договора на оказание услуг.

Закон предусматривает возможность начисления пени за неуплату коммунальных платежей в соответствии со 155 статьей жилищного кодекса РФ. При отсутствии договора, на получателя услуг будет распространяться норма ст. 395 ГК РФ. Таким образом, закон защищает права поставщика услуг и позволяет взыскать с гражданина проценты на пользование чужими денежными средствами.

Расчет пени проводится на основании ставки рефинансирования. Ее размер подлежит регулярному изменению. В сентябре 2018 года величина составляет 7,5%.

Пример расчета:

Гражданин задолжал плату за квартиру в размере 15 000 р. и за капитальный ремонт в размере 8 000 р. в течение 62 дней после вынесения счета. Закон предусматривает возможность для собственника оплатить счет в течение 31 дня. Таким образом, срок задолженности составляет 62 – 31 = 31.

Расчет пени при задолженности сроком менее 90 дней, идет исходя из 1/300 ставки рефинансирования. Если ставка составляет 7,5%, то величина пени будет 7,5/300 = 0,025% за каждый день просрочки.

Подсчитаем итог:

15 000 * 0,025% = 3,75 р. в день. Так как просрочка составила 31 день, то общая сумма будет 3,75 * 31 = 116,25 р.

Расчет пени за капитальный ремонт всегда проводится на основе 1/300 ставки. Поэтому получится следующий размер пени:

8 000 * 0,025% = 2 р. в день.

31 день * 2 = 62 р.

Общая задолженность собственника составила 116,25+62 = 178,25 р.

Пеня оплачивается по отдельным реквизитам. Закон не предусматривает возможность перечисления пени на общий счет с коммунальными услугами. Однако если гражданин проводит оплату через управляющую компанию или ТСЖ, то возможно перечислить общей суммой. Бухгалтер организации самостоятельно разнесет денежные средства по необходимым счетам.

Если гражданин считает, что пени начислены ошибочно, то необходимо обратиться в уполномоченную организацию. При себе нужно иметь гражданский паспорт. Документы на собственность, платежку и другую информацию предоставлять не нужно.

Собственник должен обратиться напрямую в бухгалтерию организации. В случае отказа от предоставления помощи, необходимо составить жалобу на имя руководителя. Она оформляется в 2 экземплярах, один из которых передается секретарю организации.

Обязанность владельца по внесению платежей закреплена законодательно. Даже при сдаче объекта в аренду, ответственным за своевременные взносы остается владелец. При отказе от исполнения обязанностей по оплате, организация начисляет гражданину пени. Ее величина зависит от количества дней просрочки.

?????°?????? 155. Жилищного кодекса РФВнесение платы за жилоепомещение и коммунальные услуги



1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вноситсяежемесячнодо десятого числа месяца, следующего за истекшиммесяцем, если иной срок не установлен договором управлениямногоквартирным домом либо решением общего собрания членовтоварищества собственников жилья, жилищного кооператива или иногоспециализированного потребительского кооператива, созданного вцеляхудовлетворения потребностей граждан вжилье в соответствии сфедеральным законом о таком кооперативе (далее — инойспециализированныйпотребительский кооператив) (в ред. Федеральногозаконаот 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 23, ст. 3263).

2. Плата за жилое помещение и коммунальныеуслуги вносится наосновании платежных документов, представленных не позднее первогочисламесяца, следующего за истекшиммесяцем, если иной срок неустановлендоговором управления многоквартирным домом либо решениемобщегособрания членов товарищества собственников жилья, жилищногокооператива или иного специализированного потребительскогокооператива(в ред. Федерального закона от 4 июня 2011г. N 123-ФЗ

-Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст.3263).

3. Наниматели жилых помещений по договору социального наймаидоговорунайма жилого помещения государственного или муниципальногожилищногофонда вносят плату за пользование жилым помещением (платузанаем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального наймаидоговорунайма жилых помещений государственного или муниципальногожилищного фонда в многоквартирном доме, управление которымосуществляетсяуправляющей организацией, вносят плату за содержаниеи ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услугиэтой управляющей организации, за исключением случая,предусмотренногочастью 7-1 настоящей статьи . Если размер вносимойнанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы,установленныйдоговором управления, оставшаяся часть платы вноситсянаймодателемэтого жилого помещения в согласованном с управляющейорганизациейпорядке (в ред. Федерального закона от 4июня 2011 г.N123-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N23,ст. 3263).

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищногокооператива или иного специализированного потребительскогокооперативавносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные соплатойрасходов на содержание и текущий ремонт общего имущества вмногоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, впорядке, установленном органами управления товариществасобственников жилья либо органами управления жилищногокооперативаилиорганами управления иного специализированного потребительскогокооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальныйремонт всоответствиисо статьей 171 настоящего Кодекса (в ред. Федеральногозакона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 23, ст. 3263;Федерального закона от25декабря 2012 г. N 271-ФЗ — Собраниезаконодательства РоссийскойФедерации,2012, N 53, ст. 7596).

6. Не являющиеся членами товариществасобственников жилья либожилищного кооператива или иного специализированногопотребительского кооператива собственники помещений вмногоквартирномдоме, в котором созданы товариществособственниковжилья либо жилищный кооператив или иной специализированныйпотребительскийкооператив, вносят плату за содержание и ремонтобщего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальныеуслугив соответствии с договорами, заключенными с товариществомсобственников жилья либо жилищным кооперативом или инымспециализированным потребительским кооперативом, в том числеуплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей171настоящего Кодекса (в ред. Федеральногозакона от 4 июня 2011г.N 123-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N23, ст. 3263; Федерального закона от 25декабря 2012 г. N 271-ФЗ

-Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7596).

6-1. В случае заключения товариществом собственников жильялибо жилищным кооперативом или иным специализированнымпотребительским кооперативом договора управлениямногоквартирнымдомомплата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными впунктах 1-5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющейорганизации,за исключением случая, предусмотренного частью 7-1настоящей статьи (часть 6-1 введена Федеральным законом от 4 июня2011г. N 123-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011, N 23, ст. 3263; в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013г. N 38-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2013,N14, ст. 1646).

6-2. Управляющая организация, товариществособственников жильялибо жилищный кооператив или иной специализированныйпотребительскийкооператив, которые получают плату закоммунальныеуслуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые дляпредоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такимиуправляющейорганизацией, товариществомсобственников жилья либожилищным кооперативом или иным специализированным потребительскимкооперативомзаключены договоры холодного и горячего водоснабжения,водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числепоставкибытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, втомчисле поставки твердого топлива при наличии печного отопления),всоответствии с требованиями, установленными ПравительствомРоссийской Федерации (часть 6-2 введена Федеральнымзаконом от 4июня2011 г. N 123-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 23, ст. 3263).

6-3. На основании решения общего собраниячленов товариществасобственников жилья либо жилищного кооператива или иногоспециализированного потребительского кооператива собственникипомещений в многоквартирном доме и нанимателижилых помещений подоговорамсоциального найма или договорам найма жилых помещенийгосударственного либо муниципального жилищного фонда в данномдомемогутвносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (заисключением коммунальных услуг, потребляемых при использованииобщего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающиморганизациям. При этом внесение платы за коммунальные услугиресурсоснабжающим организациям признается выполнениемсобственниками помещений в многоквартирном доме инанимателямижилыхпомещений по договорам социального найма или договорам наймажилых помещений государственного либо муниципального жилищногофондав данном доме своих обязательств по внесению платы закоммунальные услуги перед товариществом собственниковжилья либожилищнымкооперативом или иным специализированным потребительскимкооперативом,которые отвечают перед такими собственниками инанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащегокачества(часть 6-3 введена Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N123-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N23,ст. 3263).

7. Собственники помещений вмногоквартирном доме, в котором несозданытоварищество собственников жилья либо жилищный кооперативилииной специализированный потребительский кооператив и управлениекоторымосуществляется управляющей организацией, плату за жилоепомещение и коммунальные услуги вносят этой управляющейорганизации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7-1настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (в ред.Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3263;Федеральногозакона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2012, N 53, ст. 7596).

7-1. На основании решения общего собрания собственниковпомещений в многоквартирном доме собственники помещений вмногоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорамсоциального найма или договорам найма жилых помещенийгосударственного либо муниципального жилищного фонда в данномдомемогутвносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (заисключением коммунальных услуг, потребляемых при использованииобщего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающиморганизациям. При этом внесение платы за коммунальные услугиресурсоснабжающим организациям признается выполнениемсобственниками помещений в многоквартирном доме инанимателямижилыхпомещений по договорам социального найма или договорам наймажилых помещений государственного либо муниципального жилищногофондав данном доме своих обязательств по внесению платы закоммунальныеуслуги перед управляющей организацией, котораяотвечает перед такими собственниками и нанимателями запредоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7-1введенаФедеральным законом от 4 июня 2011 г. N123-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 23, ст. 3263).

7-2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2статьи153 настоящего Кодекса, договорауправления многоквартирнымдомом с управляющей организацией, отобранной по результатамоткрытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управлениямногоквартирнымдомом заключен с указанным лицом в соответствии счастью8 статьи 161 настоящего Кодекса, платаза жилое помещение икоммунальныеуслуги вносится такой управляющей организации (часть7-2введена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 38-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1646).

7-3.При осуществлении застройщиком управления многоквартирнымдомомбез заключения договора управления таким домом с управляющейорганизациейплата за жилое помещение и коммунальные услугивноситсялицом, указанным в пункте 6 части 2статьи 153 настоящегоКодекса, застройщику (часть 7-3 введена Федеральнымзаконом от 5апреля2013 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2013, N 14, ст. 1646).

7-4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренномчастью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управлениямногоквартирнымдомом с управляющей организацией плата за жилоепомещениеи коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющейорганизации(часть 7-4 введена Федеральным законом от 5 апреля 2013г. N 38-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2013,N14, ст. 1646).

8. Собственники помещений в многоквартирном доме,осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносятплатуза жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии сдоговорами, заключенными с лицами, осуществляющимисоответствующиевидыдеятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по ихсодержаниюи ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги всоответствиис договорами, заключенными слицами, осуществляющимисоответствующиевиды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачиваютуслуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений всоответствиис договорами, заключенными слицами, осуществляющимисоответствующиевиды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и инымилицамипомещений не является основанием невнесения платы за жилоепомещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии гражданвнесениеплаты за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемойисходя из нормативов потребления, осуществляется с учетомперерасчета платежей за период временного отсутствия граждан впорядке, утверждаемом Правительством РоссийскойФедерации (в ред.Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616;Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2010, N 31, ст. 4206).

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временнымжильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии сдополнительнымсоглашением с наймодателем, заключенным на срокпроживаниявременных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организацияобязаны информироватьв письменной форме соответственно нанимателей жилых помещенийгосударственногои муниципального жилищных фондов и собственниковжилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платызажилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцатьдней до даты представления платежных документов, на основаниикоторыхбудет вноситься плата за жилое помещение и коммунальныеуслуги в ином размере, если иной срок не установлен договоромуправления.

14. Лица, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату зажилое помещение и коммунальные услуги (должники)(за исключениемвзносовна капитальный ремонт), обязаны уплатитькредитору пени вразмере одной трехсотой ставки рефинансированияЦентрального банкаРоссийской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная соследующегодня после наступления установленного срока оплаты поденьфактической выплаты включительно. Увеличение установленного внастоящейчасти размера пеней не допускается (в ред. Федеральногозакона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2012, N я, ст. 7596).

14-1. Собственники помещений в многоквартирном доме,несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы накапитальный ремонт, обязаны уплатить в фондкапитального ремонтапроцентыв размере, установленном в порядке, предусмотренном частью14 настоящей статьи. Уплата указанныхпроцентов осуществляется впорядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт

(часть 14-1 введена Федеральным законом от 25декабря 2012 г. N271-ФЗ- Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, N53,ст. 7596).

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация,иноеюридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым всоответствиис настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещениеикоммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлятьрасчеты с нанимателями жилых помещений государственного имуниципальногожилищных фондов и собственниками жилых помещений ивзимать плату за жилое помещение и коммунальныеуслуги при участииплатежныхагентов, осуществляющих деятельность поприему платежейфизических лиц, а также банковских платежных агентов,осуществляющихдеятельность в соответствии с законодательством обанках и банковской деятельности (часть 15 введена Федеральнымзакономот 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2009, N 23, ст. 2776).

Статья 155 УК РФ. Разглашение тайны усыновления (удочерения)

Новая редакция Ст. 155 УК РФ

Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 155 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что разглашение тайны усыновления (удочерения) создает угрозу сохранения семьи, причиняет психологическую травму детям и усыновителям (удочерителям).

1.1. Комментируемая статья состоит из одной части, закрепляющей основной состав преступления. Деяние, предусмотренное ст. 155, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с усыновлением (удочерением).

3. Объективная сторона состава преступления выражается в разглашении тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя.

3.1. Под разглашением тайны усыновления (удочерения) понимается доведение информации об усыновлении (удочерении) до усыновленного (удочеренного) ребенка либо до третьих лиц. Способ разглашения тайны усыновления (удочерения) на квалификацию деяния как преступления не влияет.

4. Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя образует состав преступления, предусмотренного коммент. статьей, если оно: а) совершено лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо б) иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений.

5. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление окончено в момент разглашения сведений об усыновлении (удочерении).

6. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. В случае, если преступление совершено лицом, не обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корысть или иные низменные побуждения.

7.1. Преступление совершается из корысти, если лицо разглашает тайну усыновления (удочерения), желая получить взамен деньги, иные ценности, услуги имущественного характера либо избежать материальных затрат.

7.2. Под иными низменными побуждениями понимаются зависть, ревность, месть и т.д.

8. В случае если преступление совершено из корыстных или иных низменных побуждений, субъект преступления общий — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8.1. В случае если в действиях виновного отсутствует корысть или иные низменные побуждения, субъект преступления специальный — лицо, обязанное хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну. Под лицами, обязанными хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, понимаются: судья, вынесший решение об усыновлении (удочерении); работники органов ЗАГС, осуществившие государственную регистрацию усыновления (удочерения); работники органов опеки и попечительства, принимавшие участие в процессе усыновления (удочерения); иные лица, которым факт усыновления (удочерения) стал известен в связи с осуществлением служебных или профессиональных обязанностей (прокурор, осуществляющий надзор в сфере усыновления (удочерения), инспектор по делам несовершеннолетних, участковый инспектор и т.д.).

Другой комментарий к Ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состоит в разглашении тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя. Под разглашением понимается раскрытие кому-либо конфиденциальной информации об усыновлении (удочерении) независимо от формы сообщения (устно, письменно).

Согласие усыновителя на разглашение тайны усыновления (удочерения) исключает уголовную ответственность по ст. 155 УК РФ. Следовательно, если один супруг разгласил сведения против воли другого супруга, действия первого будут подпадать под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 155 УК РФ.

2. Состав преступления формальный, преступление признается оконченным с момента сообщения о факте усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя хотя бы одному лицу.

3. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстные или иные низменные побуждения, но при условии, что деяние совершено лицом, не обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну. В случае наличия такой обязанности лицо привлекается к уголовной ответственности независимо от мотивации поведения.

4. Субъект преступления включает две категории лиц: 1) специальный субъект — лицо, обязанное хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну; 2) общий субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет, разгласившее тайну усыновления (удочерения) из корыстных или иных низменных побуждений.

Комментарий к Ст. 155 Жилищного кодекса РФ

1. Установление ежемесячных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги связано с постоянным повышением их размеров на основе так называемого принципа «полного возмещения издержек по содержанию жилого фонда».

Достигнуть «полного возмещения издержек» пока не удается отчасти и в связи с монопольным положением государственных служб ЖКХ.

2, 3. Платежи за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся наличными деньгами в сберкассы, отделения почты на основании платежных документов: счетов-извещений, выставленных жилищно-коммунальными службами, иными обслуживающими предприятиями и организациями; счетов-квитанций, подтверждающих платежи со стороны нанимателя или иных ответственных лиц за внесение платежей наймодателю.

При внесении платежей нанимателем могут быть использованы расчеты безналичным путем: по платежным поручениям (с предварительным уведомлением наймодателя), по инкассо и чекам.

4, 5. Согласно статье 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой (или внесенной) нанимателем жилого помещения платы меньше (или окажется меньше), чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения.

Здесь понятия «наймодатель» и «управляющая организация» не идентичны. Наймодателем может быть и неуправляющая организация, в частности, в случаях предоставления государственными предприятиями жилья своим работникам, а управление жилищным фондом может осуществляться другими лицами на основе специальных договоров.

Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном общими собраниями членов товарищества собственников жилья, членов жилищного кооператива (либо иного специализированного потребительского кооператива).

8, 9, 10. Положения этих частей статьи 155 ЖК РФ, по существу, носят дублирующий характер.

Собственники жилых, других помещений в многоквартирном или ином доме, которые непосредственно управляют этими домами, вносят платежи за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение (применительно к нанимателям) и коммунальные услуги (применительно к собственникам, нанимателям, иным лицам, пользующимся коммунальными услугами).

Однако при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг (за воду, газ, электричество и др.), рассчитываемой исходя из нормативов потребления, должно осуществляться на основе данных перерасчета платежей за период их временного отсутствия.

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые поднанимателям (ст. 78 Жилищного кодекса РФ) и временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания поднанимателей и временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны в письменной форме информировать нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении (увеличении) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Наниматели — потребители жилищных, коммунальных услуг обладают правами обжалования новых, измененных (увеличенных) тарифов и цен в судебном порядке в случаях, когда они установлены с нарушениями требований действующего законодательства.

Допустимо, в частности, обжалование в суде региональных подзаконных актов по установлению тарифов и цен на энергоносители, когда они противоречат законодательству Российской Федерации.

Постановлением администрации Читинской области от 4 июня 2003 г. утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии (РЭК) — Едином тарифном органе Читинской области.

Прокурор Читинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп. 11.13 и 11.17 названного Положения, поскольку ими необоснованно закреплены за Региональной энергетической комиссией следующие полномочия:

— устанавливать цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства местного самоуправления) — п. 11.13;

— проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований на безвозмездной основе — п. 11.17.

Решением Читинского областного суда от 5 апреля 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.

Администрация Читинской области в кассационной жалобе просила решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применен материальный закон.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 7 июля 2004 г. решение отменила в части признания недействующим п. 11.17 Положения и приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявления в данной части, в остальном решение оставила без изменения, указав следующее.

Согласно п. 11.13 Положения комиссия устанавливает цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий).

Удовлетворяя заявление о признании этого пункта Положения недействительным, противоречащим федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу о том, что РЭК как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать цены на поименные виды коммунальных услуг, оказываемых предприятиями и организациями, не относящимися к системе коммунального хозяйства органов местного самоуправления .
———————————
Более подробно см.: Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2004 г. N 72-Г04-3 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 3. С. 6 — 8.

14. Установление пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации относится к исключительной мере гражданско-правовой ответственности за несвоевременное внесение платежей.

Сверх этой пени или наряду с ней убытки не возмещаются. Увеличение размера пеней также не допускается.

КОММЕНТАРИЙ К СТ 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. До введения в действие Кодекса детальное регулирование отношений по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги на уровне федеральных законов отсутствовало. Частью 1 комментируемой статьи установлен общий срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Аналогичные сроки внесения квартирной платы нанимателями были предусмотрены ст. 56 ЖК 1983 г. Основами срок оплаты жилого помещения и коммунальных услуг не определялся. В соответствии со ст. 8 Кодекса к жилищным отношениям, связанным с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство Российской Федерации с учетом требований, установленных Кодексом. Так, в соответствии с п. 3 ст. 682 ГК РФ на нанимателей возлагается обязанность вносить плату за жилое помещение в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если таким договором сроки не предусмотрены, то плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Кодексом, то есть ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Договором управления многоквартирным домом (см. ст. 162 Кодекса) могут предусматриваться различные по объему, срокам и периодичности платежей условия оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Нередко это ежеквартальная предварительная оплата. Нарушение сроков внесения платы влечет для нанимателей и собственников жилых помещений негативные последствия: уплата неустойки в виде пени (см. ч. 14 комментируемой статьи); расторжение договора найма с нанимателем (см. ч. 4 ст. 83 Кодекса); выселение (см. ст. 90 Кодекса). Об обязанности граждан и организаций по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги см. ч. 1 ст. 153 Кодекса. 2. Определение срока представления платежных документов, на основании которых производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг, является новым для федерального жилищного законодательства. Их предоставляют уполномоченные органы не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим. Иной срок предоставления платежных документов также может быть установлен в договоре управления многоквартирным домом. Требований к форме платежных документов Кодекс не предъявляет. Это могут быть счета, квитанции, расчетные книжки и т.п. 3 — 4. Нормы ч. ч. 3 и 4 ст. 155 Кодекса конкретизируют обязанность нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, определяют получателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги (о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги см. ст. 154 Кодекса). При установлении уровня платежей граждан и организаций законодатель исходит из необходимости обеспечения полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Практически во всех регионах России будет введена 100-процентная оплата жилых помещений и коммунальных услуг. Однако следует учитывать, что предоставленные отдельным категориям граждан льготы могут снижать размер платы, установленный договором управления. В связи с этим и введена норма, согласно которой управляющая организация в согласованном с ней порядке получает от нанимателя ту часть платы за содержание и ремонт жилого помещения и за коммунальные услуги, которая не покрывается размером платы, вносимой нанимателем. Другими словами, в случае, если наниматель по обстоятельствам, предусмотренным в законе, вносит в пользу управляющей организации плату за содержание, ремонт и коммунальное обслуживание меньшую, чем реальные затраты этой организации, то разницу компенсирует наймодатель. О субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсациях расходов по оплате см. ст. ст. 159 — 160 Кодекса. 5. Часть 5 ст. 155 относит к компетенции органов управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива установление порядка внесения обязательных платежей и взносов членами таких объединений. Напомним, что органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (см. ст. 144 Кодекса). Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества. Согласно ст. 145 Кодекса, к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в частности, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в т.ч. резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества. Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст. 45 Кодекса, регулирующей порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и уставом товарищества. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. В обязанности правления товарищества собственников жилья входит: контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения; управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их; заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и т.д. Создание и деятельность товарищества собственников жилья, правовое положение его членов регулируются разделом VI (гл. 13 — 14, ст. ст. 135 — 152 Кодекса). Органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива. Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция). Общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более 50% членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, — более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании. Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью. Правление жилищного кооператива избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива. Порядок деятельности правления жилищного кооператива и порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами кооператива (положением, регламентом или иным документом кооператива). Председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также правовое положение их членов регулируются разделом V (гл. 11 — 12, ст. ст. 110 — 134 Кодекса). К специализированным потребительским кооперативам, о которых идет речь в ч. ч. 5 — 7 ст. 155 Кодекса, относятся, в частности, жилищные накопительные кооперативы, правовые, экономические и организационные основы деятельности которых регулируются ФЗ от 30.12.2004 «О жилищных накопительных кооперативах». Органами управления жилищного накопительного кооператива являются: общее собрание членов кооператива (высший орган кооператива), правление кооператива. См. ч. 8 ст. 156 Кодекса. 6. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вправе вступить в такое товарищество либо кооператив (см. ст. ст. 143, 111 Кодекса). Однако, если собственники помещений не воспользуются таким правом, они заключают договоры соответственно с товариществом или кооперативом. Товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы создаются, в частности, с целью соответственно управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме; управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Они являются стороной договора управления, который заключается с управляющей организацией для оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществления иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (в случае если в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 161 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о том, что управлять общим имуществом будет само товарищество или соответствующий кооператив). Норму ч. 6 ст. 155 следует рассматривать как специальную, которая регламентирует внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет соответственно товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (о выборе способа управления многоквартирным домом см. ст. 161 Кодекса). Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI Кодекса (см. также статьи раздела VIII Кодекса). 7. Если собственники помещений не возложили на товарищество собственников жилья или потребительский кооператив функции по управлению многоквартирным домом, то управляющая организация является получателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги при наличии следующих условий: 1) собственники помещений не приняли решение управлять общим имуществом непосредственно; 2) в многоквартирном доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив; 3) общим собранием собственников помещений принято решение об управлении таким домом управляющей организацией. Управление многоквартирным домом управляющей организацией является одним из способов управления, который, согласно ст. 161 Кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме вправе и обязаны выбрать. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такой дом может управляться только одной управляющей организацией. При выборе управляющей организации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принимает решение о заключении договора управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Сторонами договора управления в этом случае являются управляющая организация (на стороне исполнителя) и собственники помещений в многоквартирном доме (на стороне заказчика). В договоре управления в обязательном порядке указываются, в частности: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В соответствии с установленными таким образом условиями и осуществляется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме. 8. Часть 8 ст. 155 Кодекса определяет основания внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме в случае, когда они избрали такой способ управления этим домом, как непосредственное управление. Собственники помещений в многоквартирном доме заключают договоры на оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, на основании решения общего собрания этих собственников (см. ст. ст. 44 — 48, 164 Кодекса). При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров, за исключением договоров, указанных в ч. 2 ст. 164 Кодекса: договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в т.ч. поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. 9 — 10. Части 9 и 10 ст. 155 почти дословно воспроизводят положения ч. 3 ст. 154 Кодекса. Вряд ли это оправдано. Представляется, что такое дублирование будет вводить в заблуждение при применении названных норм на практике. 11. Статья 66 ЖК 1983 г. устанавливала, что в случае временного отсутствия нанимателя, кого-либо из членов его семьи или всех этих лиц временно отсутствующие сохраняют права и несут обязанности по договору найма жилого помещения. Аналогичная норма закреплена в ст. 71 Кодекса применительно к отношениям, вытекающим из договора социального найма жилого помещения. Однако в ч. 11 комментируемой статьи впервые в жилищном законодательстве на федеральном уровне предусмотрена возможность освобождения граждан от платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием этих граждан. В числе обязанностей, которые исполняют временно отсутствующие лица, — оплата жилого помещения и коммунальных услуг. Независимо от причины временного отсутствия и его продолжительности граждане обязаны в любом случае вносить плату за жилое помещение. Так, независимо от факта пользования жилыми помещениями нанимателями жилого помещения, занимаемого по договорам социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, вносится плата: — за пользование занимаемым жилым помещением (плата за наем); — за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме независимо от факта пользования жилыми помещениями оплачивают услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; собственники жилых домов — содержание и ремонт этих домов. Из буквального толкования нормы ч. 11 ст. 155 Кодекса следует, что освобождение может производиться от платы не за все виды коммунальных услуг, а только «за отдельные» такие услуги. Отсюда следует, что те виды коммунальных услуг, от платы за которые граждане не освобождаются ни при каких обстоятельствах, будут определены Правительством РФ. Продолжительность и сам факт временного отсутствия могут быть подтверждены гражданами, например: официальной справкой организации о командировке, справкой из больницы, дома отдыха, санатория, дачного кооператива и т.п.; заявлением плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями (по этажу, коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие его (не менее двух), сами в этот период не выезжали за пределы населенного пункта, в котором имеют место жительства. Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП установлено, что услуга по ремонту и обслуживанию приборов учета холодной и горячей воды и тепловой энергии, которая введена с 01.01.2005 в состав услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам (нанимателям, собственникам и арендаторам нежилых и жилых помещений в жилых домах), подлежит оплате вне зависимости от факта пользования помещениями. Примерами регулирования перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан могут служить: распоряжение премьера Правительства г. Москвы от 25.12.1995 N 1260-РП «О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства»; Порядок перерасчета оплаты за коммунальные услуги при временном отсутствии проживающего (проживающих) по месту постоянного жительства (регистрации) в Коломенском районе, утвержденный Постановлением главы Коломенского района Московской области от 26.05.2003 N 426; Постановление главы города Красноармейска Московской области от 22.08.2002 N 485 «О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства». Однако следует отметить, что подобные акты в соответствии с требованиями Кодекса, скорее всего, либо прекратят свое действие после утверждения Правительством РФ порядка перерасчета платежей за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан, либо должны быть приведены в соответствие с указанным порядком и посвящены его конкретизации. К иным лицам, о которых идет речь в ч. 11 ст. 155, относятся, в частности, арендаторы жилых помещений, органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. 12. ЖК 1983 г. и Основы не регулировали отношения по оплате коммунальных услуг, предоставляемых временным жильцам. Статья 81 ЖК 1983 г. лишь содержала условие, в соответствии с которым временное проживание граждан разрешалось «без взимания платы за пользование помещением». Дополнительное соглашение нанимателя жилого помещения с наймодателем заключается в случае, когда наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя разрешают безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении другим гражданам в качестве временно проживающих (см. ст. 80 Кодекса). Аналогичным образом решается вопрос и в случае, когда член жилищного кооператива и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением правления жилищного кооператива используют свое право (см. ст. 126 Кодекса) и разрешают проживание в жилом помещении, находящемся в их пользовании, временным жильцам. Дополнительное соглашение с наймодателем заключается на срок проживания временных жильцов. Этот срок, согласно ч. 2 ст. 80 Кодекса, не может превышать шесть месяцев подряд. Ранее срок проживания временных жильцов регулировался ст. 81 ЖК 1983 г. и ограничивался полутора месяцами. За пределами этого срока вселение временных жильцов допускалось только при условии соблюдения установленной нормы жилой площади. 13. Положения ч. 13 конкретизируют общие обязанности наймодателя и управляющей организации применительно к информированию нанимателей и собственников помещений об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. До введения в действие Кодекса федеральное жилищное законодательство данные отношения не регулировало. Договор коммерческого или социального найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674 ГК РФ). Гражданское законодательство применительно к коммерческому найму жилых помещений устанавливает общее правило, согласно которому одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором найма жилого помещения (п. 2 ст. 682 ГК РФ). В данной ситуации ч. 13 ст. 155 Кодекса содержит косвенное указание на то, что наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем должны быть извещены соответственно наниматели жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственники жилых помещений в многоквартирном доме. Поскольку договоры найма жилого помещения и договор управления заключаются в письменной форме, то и информирование нанимателей и собственников жилых помещений осуществляется в письменной форме (см. ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 77, ч. 7 ст. 100, ч. 1 ст. 162 Кодекса). Пункт 3 ч. 3 ст. 162 Кодекса содержит требование об обязательном указании в договоре управления многоквартирным домом порядка определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядка внесения такой платы. Специального требования об указании размера платы в договоре Кодекс не содержит. В связи с этим изменение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не влечет за собой обязательного внесения изменений платы в договор управления. Часть 13 ст. 155 устанавливает минимально допустимый срок для извещения об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 2 комментируемой статьи платежные документы представляются не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим. Таким образом, наниматель и управляющая организация обязаны информировать нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы не позднее чем за тридцать дней до первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, при условии что иной срок не установлен договором управления. 14. Законодатель в ч. 14 ст. 155 установил меру гражданско-правового воздействия на граждан, которые нарушают платежную дисциплину в жилищных правоотношениях, и определяет максимально допустимый размер пени в императивной норме. Ранее Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.1993 N 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» устанавливался (с 01.01.1994) размер пени с сумм просроченных платежей за оплату жилья и коммунальных услуг в размере 1% за каждый день просрочки. Начисление пени в таком же размере за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги было предусмотрено и в Постановлении Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». В дальнейшем Правительство РФ в своих актах не устанавливало пени за просрочку платежей. На законодательном уровне ответственность граждан за задержку оплаты жилого помещения и коммунальных услуг была введена абз. 2 ст. 15.5 Основ в редакции ФЗ от 06.05.2003. В Кодексе размер пени, подлежащей уплате за несвоевременную и (или) не полную оплату жилого помещения и коммунальных услуг, законодатель оставил прежним. Взыскание пени является мерой гражданско-правовой (имущественной) ответственности и наиболее распространенным способом обеспечения исполнения обязательств. Следует отметить, что такая ответственность возможна при наличии вины гражданина. Если несоблюдение сроков или неполнота оплаты произошли вследствие уважительных причин, то гражданин вправе рассчитывать на то, что названная мера ответственности не будет к нему применяться. Так, в случае, если гражданин произвел оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме и в установленные сроки, однако банк своевременно не перечислил деньги кредитору, взыскание пени не производится. Наличие у гражданина названной или иных уважительных причин (например, невыплата или задержка выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение в связи с безработицей, болезнью, наличием в составе семьи инвалидов, детей; длительное отсутствие в месте проживания в связи с экстренным отъездом и т.д.) должно быть подтверждено документально (квитанция, счет-квитанция, расчетная книжка и другие документы об оплате жилого помещения и коммунальных услуг; справка с места работы, из больницы и т.д.) или свидетельскими показаниями. Это связано с тем, что закон возлагает бремя доказывания своей невиновности на гражданина, нарушившего обязательство по оплате (см. п. 2 ст. 330, п. п. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ). При разрешении спора факт наличия или отсутствия задолженности по оплате может подтверждаться также актом выверки расчетов, например, за отпущенную тепловую энергию, который подписывается сторонами. Следует отметить также, что невиновное нарушение гражданином своей обязанности может возникнуть также вследствие несвоевременного информирования гражданина наймодателем или управляющей организацией об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Пени начисляются в течение всего срока задержки внесения платы. Уплата пеней не освобождает граждан от обязанности произвести оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме, а в дальнейшем — в регулярном исполнении данной обязанности. Законодательством предусмотрены также иные негативные последствия неисполнения обязанностей по оплате жилья и коммунальных услуг, которые могут быть применены к злостному неплательщику. К ним относятся, например: расторжение договора социального найма в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение шести месяцев (см. ч. 4 ст. 83 Кодекса); расторжение договора коммерческого найма жилого помещения в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме — в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа (см. п. 2 ст. 687 ГК РФ); выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи в случае невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение шести месяцев без уважительных причин (см. ст. 90 Кодекса). Размер пеней может быть уменьшен в судебном порядке. При решении вопроса об уменьшении размера пени необходимо иметь в виду, что размер пеней может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащие уплате пени явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в частности, обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена услуг, сумма договора и т.п.). Размер пени, установленной комментируемой статьей, не может быть увеличен ни законом, ни договором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *