Срочный служебный контракт

Содержание

Статья 25. Срок действия служебного контракта

Статья 25. Срок действия служебного контракта

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

6.1) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

7.1) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5 — 7. Утратили силу. — Федеральный закон от 29.11.2010 N 317-ФЗ.

Комментарий к статье 25

1. Служебный контракт согласно ч. 1 комментируемой статьи может быть заключен либо без ограничения срока (на неопределенный срок) либо на определенный срок. Принцип стабильности гражданской службы (см.

комментарий к ст. 4) предполагает, что статус гражданских служащих должен обеспечивать им гарантии прохождения гражданской службы. Служебные отношения с гражданскими служащими не могут быть прекращены, если не имеется предусмотренных законом оснований для такого прекращения. При этом применительно к расторжению служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, данные основания при расторжении контракта по инициативе представителя нанимателя связываются со способностями или поведением гражданского служащего или обусловливаются организационно-штатными мероприятиями.

2. Временные рамки срочного служебного контракта указаны в ч. 2 комментируемой статьи. В частности, этот срок может быть от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен Законом. Служебный контракт, заключаемый на определенный срок, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя по истечении этого срока без каких-либо иных обоснований, кроме как истечение срока. При использовании таких служебных контрактов служащему не предоставляют обычные средства защиты от необоснованных увольнений. В связи с этим в комментируемой статье законодательно ограничивается сфера применения служебных контрактов, заключаемых на определенный срок.

3. В сопряжении с временными рамками срочности, определяемыми предыдущей нормой, ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Законом и другими федеральными законами.

В соответствии с требованием ч. 6 ст. 24 Закона в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с Законом и другими федеральными законами. Тем самым исключается возможность произвольного расширения сферы применения срочных служебных контрактов на гражданской службе, запрещается заключение срочных служебных контрактов в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для гражданских служащих, с которыми служебный контракт заключается на неопределенный срок.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указано, в каких случаях должен заключаться именно срочный служебный контракт. В частности, указано, что:

а) срочный служебный контракт заключается со всеми гражданским служащими, замещающими должности гражданской службы категории «помощники (советники)», а также с гражданскими служащими, замещающими отдельные должности гражданской службы категории «руководители». Заключение срочного служебного контракта для замещения должностей гражданской службы категории «помощники (советники)» обусловлено сущностью этой категории должностей, вытекает из ее определения, содержащегося в ч. 2 ст. 9 Закона.

Согласно этому определению должности категории «помощники (советники)» учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей (см. комментарий к ст. 9). В соответствии с этим определением действие служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность категории «помощник (советник)», ограничено сроком, на который назначены (избраны) соответствующее лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или соответствующий руководитель.

Вопрос о том, по каким должностям гражданской службы категории «руководители» служебный контракт заключается на определенный срок, требует нормативного урегулирования. Следует полагать, что будут четко определены те должности категории «руководители», назначение на которые производится на определенный срок полномочий, а также указано, на какой срок полномочий на эти должности должно производиться назначение.

В силу системности норм права на определенный срок полномочий должны назначаться руководители государственных органов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководители представительств государственных органов, поскольку согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона для содействия указанным руководителям в реализации их полномочий учреждаются должности помощников (советников), замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных руководителей;

б) гражданский служащий замещает должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральным законом сохраняется указанная должность, по срочному служебному контракту.

Заключение срочного служебного контракта на период отсутствия другого гражданского служащего возможно только в том случае, если за отсутствующим гражданским служащим в соответствии с федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, например, на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в длительной командировке и т.д. Важно отметить, что законами субъектов РФ не может устанавливаться возможность сохранения должности гражданской службы за отсутствующим гражданским служащим. Срок служебного контракта в данном случае определяется не конкретной датой или точно устанавливаемым временным периодом, а ставится в зависимость от времени возвращения отсутствующего гражданского служащего к исполнению своих служебных обязанностей;

в) по срочному служебному контракту замещается должность гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.

В соответствии со ст. 61 Закона заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и законодательством субъекта РФ. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 24 Закона в служебном контракте может предусматриваться обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета. При этом согласно п. 2 ч. 3 ст. 27 для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы, не устанавливается испытание. Служебный контракт в данном случае заключается на срок, заранее определенный в договоре на обучение за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку обучение в данном случае осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, неисполнение гражданином обязанности проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, а также прохождение этой службы менее указанного срока должно повлечь за собой обязанность этого гражданина возместить (полностью или частично) средства соответствующего бюджета, затраченные на его подготовку;

г) по срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ.

Вопрос об особенностях регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей, детально регулируется в гл. 53 ТК. При этом, несмотря на то, что в ТК используется понятие трудового договора, соответствующие нормы ТК в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, поскольку эти отношения не урегулированы данным Законом.

Направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ (ст. 337 ТК). Статьей 338 ТК предусмотрено, что с работником, направляемым на работу в представительство РФ за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок. При направлении на работу в представительство РФ за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника — другая работа (должность). Данные положения ТК в полной мере относятся и к гражданским служащим;

д) по срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

е) по срочному служебному контракту производится замещение временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

ж) гражданский служащий замещает должность гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 Закона установлен особый порядок оплаты труда, по срочному служебному контракту.

В данном случае срочный характер служебного контракта обусловлен, видимо, не столько особым порядком оплаты труда гражданского служащего, сколько тем, что ему поручается решить определенные задачи в ограниченных временных рамках. При этом оплата труда гражданского служащего производится в зависимости от показателей эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления их оплаты труда утверждаются соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

з) срочный контракт заключается также в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Важно подчеркнуть, что законами субъектов РФ не могут устанавливаться случаи, когда должен заключаться срочный служебный контракт, что обусловлено необходимостью четко ограничить возможность заключения срочных служебных контрактов.

5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается посредством оформления служебного контракта со сроком действия не менее одного года и не более пяти лет. Данная норма Закона аналогична положению ч. 2 ст. 59 ТК, согласно которому с поступающими на работу пенсионерами по возрасту по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор. Однако, в отличие от ТК, данная норма сформулирована, во-первых, в императивной форме и, во-вторых, применительно не к вновь возникающему правоотношению, а к длящемуся служебному отношению. В связи с этим следует полагать, что Закон обязывает стороны служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, «перезаключить» его в срочный служебный контракт, т.е. фактически внести в него изменение, связанное с ограничением срока действия этого контракта. Но поскольку при этом стороны должны еще договориться о продолжительности срока этого контракта (от одного года до пяти лет, т.е., например, сразу на три, четыре или пять лет), практическая реализация этой нормы в случае, когда стороны контракта расходятся во мнении об оптимальном сроке контракта, может быть затруднена.

Следует также отметить отличие нормы, предусмотренной ч. 5 комментируемой статьи, от положений, ранее установленных Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», ст. 25 которого было предусмотрено, что увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы, а возраст этот устанавливался в 60 лет. Допускалось продление нахождения на государственной службе служащих, занимавших должности высшей, главной и ведущей групп и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. При этом однократное продление срока нахождения государственного служащего на государственной службе допускалось не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускалось. После достижения указанного возраста он мог продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Закон N 79-ФЗ не предусматривает оснований для увольнения гражданского служащего по инициативе руководителя государственного органа в связи с достижением определенного возраста. В ст. 39 Закона предусмотрено, что служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с таким обстоятельством, не зависящим от воли сторон, как достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 65 лет. Таким образом, в отличие от прежнего Закона, Закон не позволяет уволить гражданского служащего в связи с его возрастом до достижения им 65 лет.

Из изложенных норм следует также, что представитель нанимателя не может уволить гражданского служащего, достигшего 60 лет, в связи с достижением им этого возраста, поскольку Закон не предусматривает соответствующего основания для расторжения контракта. Достижение гражданским служащим 60-летнего возраста — это основание для обязательного (для обеих сторон контракта) перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.

Если гражданский служащий не согласен на такое перезаключение служебного контракта, единственной альтернативой этому является его увольнение с гражданской службы по собственному желанию. В Законе возможно появление такого основания для увольнения гражданских служащих, как отказ гражданского служащего от перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, в срочный служебный контракт в случаях, когда такое перезаключение обусловлено требованиями Закона.

Гражданский служащий, с которым в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи служебный контракт перезаключен на срочный служебный контракт, может быть в дальнейшем уволен в связи с истечением срока действия этого контракта. Увольнение его с гражданской службы производится на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона. Следует, видимо, также признать возможность перезаключения срочного служебного контракта на новый срок.

Вопрос о том, как осуществляется перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок с федеральным гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, на срочный служебный контракт в отношении гражданских служащих, которых назначает на должность и освобождает от должности Правительство РФ, решен в Постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 230. Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок с федеральным гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия Председателя Правительства РФ руководителями, наделенными в соответствии с этим Постановлением полномочиями представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ. В частности, согласно п. 1 Постановления полномочия представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ, возложены:

— на федеральных министров — в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности заместителей соответствующего федерального министра и руководителей федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующему федеральному министерству;

— руководителя Аппарата Правительства РФ — министра РФ — в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, а также в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих соответствующие должности в Аппарате Правительства РФ;

— на руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, — в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности заместителей руководителей этих федеральных служб и федеральных агентств.

При этом согласно п. 2 Постановления заключение и прекращение служебного контракта с указанными федеральными гражданскими служащими осуществляются на основании решений Правительства РФ соответственно о назначении на должность и об освобождении от должности.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе — не допускается. Юридическими последствиями наступления данного факта является прекращение со дня истечения даты возрастного порога всех государственно-служебных отношений, связанных с реализацией правового статуса гражданского служащего и замещением должности гражданской службы.

7. Частью 7 комментируемой статьи установлено, что по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего по достижении им возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет), а также по окончании действия срочного служебного контракта с гражданином заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин. В данной норме речь идет о заключении трудового договора с гражданином, а не с гражданским служащим. Таким образом, эта норма применяется к лицу, уже не состоящему на гражданской службе после, к примеру, увольнения его по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, или увольнения в связи с достижением 65-летнего возраста, или увольнения в связи с истечением срока служебного контракта.

После заключения гражданином срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы (т.е. не совпадающей по наименованию с должностями гражданской службы, предусмотренными соответствующим реестром должностей), на этого гражданина распространяется законодательство о труде в полном объеме.

Важно отметить также существенное отличие положения комментируемой статьи от норм трудового права. Здесь не содержится нормы, аналогичной той, что предусмотрена ст. 58 ТК, которой устанавливается, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Таким образом, для отношений гражданской службы не установлено правило о том, что продолжение служебных отношений по истечении срока служебного контракта влечет утрату силы условия о срочном характере контракта.

Срок действия служебного контракта

В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт.

Рисунок 12 Срок действия служебного контракта

Рисунок 13 Сроки действия служебного контракта

Как правило, служебные контракты на неопределенный срок заключаются с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категорий «руководители», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Гражданские служащие, замещающие отдельные должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», заключают срочные служебные контракты в связи с тем, что срок их профессиональной служебной деятельности на указанных должностях гражданской службы обусловлен сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности, которые реализуют в отношении них функции представителя нанимателя или для обеспечения деятельности которых учреждаются эти должности гражданской службы. Например, к таким должностям гражданской службы относятся должности начальников самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, помощников (советников) президента РФ, председателя Правительства РФ и его заместителей, министров Правительства РФ, председателя Государственной думы и его заместителей, депутатов Государственной думы, председателя Совета Федерации и его заместителей, членов Совета Федерации.

Срочный служебный контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет, если иное не установлено положениями комментируемого Федерального закона. Однако возможны ситуации, когда срочные служебные контракты с гражданскими служащими заключаются на срок полномочий лица, замещающего государственную должность, который может выходить за указанные временные рамки. Например, это касается помощников депутатов. В частности, согласно ст. 37-38 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории «помощники (советники)», замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы.Срочный служебный контракт заключается на основании заявления помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной думы и представления члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, а также на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального собрания Российской Федерации на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной думы.

При заключении срочного служебного контракта в нем должны быть указаны правовые основания, в соответствии с которыми он заключается на определенный срок. К правовым основаниям заключения срочного служебного контракта отнесены случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом. Согласно ч. 6 ст. 24 комментируемого Федерального закона в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.

Основные случаи заключения срочного служебного контракта на гражданской службе перечислены в ч. 4 комментируемой статьи. К ним относятся:

1) замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». Перечень отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» нормативными правовыми актами РФ не определен. Срочный служебный контракт может заключаться с лицами, назначаемыми на должности гражданской службы категории «руководители», в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом условий (специфики) прохождения гражданской службы. При этом следует учитывать отдельные особенности, предусмотренные для гражданских служащих, заключивших срочный служебный контракт. Так, к примеру, при заключении срочного служебного контракта конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы не проводится (п. 3 ч. 2 ст. 22). Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители», не подлежат аттестации в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт (ч. 3 ст. 48). Кроме того, по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители», он может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом (ч. 4 ст. 35);

2) замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой в соответствии с ч. 14 ст. 50 комментируемого Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда, состоящей из оклада денежного содержания и материального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, при котором материальное стимулирование производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте;

8) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

С государственным гражданским служащим, с которым был заключен служебный контракт на неопределенный срок и достигшим возраста 60 лет, указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Данная правовая норма носит императивный характер, т.е. не предусматривает иных вариантов решения. Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года.

Вместе с тем порядок перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт законодательством о государственной гражданской службе РФ не определен.

В отношении гражданских служащих, достигших возраста 60 лет, замещающих должность гражданской службы на основе срочного служебного контракта, правоприменительная практика складывается следующим образом. После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года.

Имеются некоторые особенности при перезаключении контракта с лицами, назначение которых на должность федеральной государственной гражданской службы и освобождение от должности производится Правительством РФ. Так, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 230 с указанными лицами перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия председателя Правительства Российской Федерации руководителями, наделенными полномочиями представителя нанимателя.

В отношении установленного ч. 6 комментируемой статьи предельного возраста нахождения на гражданской службе в настоящее время развернулась дискуссия о целесообразности его продления для определенных категорий должностей. В частности предлагается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе — допускать в случаях, установленных Президентом РФ или Правительством РФ.

В этой связи следует отметить, что в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., предполагалось не устанавливать предельный возраст пребывания на гражданской службе для гражданских служащих, замещающих должности категории «помощники (советники)».

В качестве наиболее распространенных в государственных органах нарушений комментируемой статьи можно назвать следующие:

1) в отдельных государственных органах сложилась не соответствующая положениям Федерального закона практика «временного продления служебного контракта с государственным гражданским служащим на определенный срок» и «временного назначения на должность». Имеются случаи «исполнения обязанностей» по должности гражданской службы;

2) с гражданскими служащими, достигшими 60 лет, срок служебного контракта продлевается на несколько месяцев, что противоречит ч. 5 ст. 25 федерального закона, согласно которой с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет;

3) имеет место замещение должностей гражданской службы гражданскими служащими, достигшими предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет и старше);

4) с гражданскими служащими, достигшими возраста 60 лет, неправомерно оформляются письменные дополнительные соглашения к служебному контракту. Между тем согласно ч. 5 ст. 25 Федерального закона с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет;

5) в отступление от требований Указа Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 допускается заключение срочных служебных контрактов без указания причины заключения такого контракта.

Статья 25. Срок действия служебного контракта. 1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;
2) срочный служебный контракт.
2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Срочный служебный контракт заключается в случае:
1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;
2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;
8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.
6. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.
7. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.
Комментарий к статье 25
1. Действовавший до принятия комментируемого Закона Закон об основах госслужбы также предусматривал возможность заключения как срочного трудового договора, так и трудового договора без указания срока его действия, однако не устанавливал условий, при которых мог заключаться срочный трудовой договор. В связи с принятием ТК РФ, который закрепил правила заключения срочного трудового договора, аналогичные нормы нашли свое отражение и в данном Законе.
2. Максимальный срок действия срочного служебного контракта не должен превышать пяти лет (что соответствует правилам, установленным Трудовым кодексом РФ). В то же время в отличие от трудового законодательства комментируемый Закон устанавливает не только максимальный, но и минимальный срок служебного контракта — один год.
3. Вслед за трудовым законодательством комментируемая статья закрепляет общее правило, согласно которому замещение должностей государственной гражданской службы осуществляется на условиях служебного контракта, заключаемого на неопределенный срок. Срочный служебный контракт может заключаться только в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы.
4. Срочный служебный контракт заключается в случаях, предусмотренных федеральным законом. В частности, такие случаи перечислены в ч. 4 комментируемой статьи. Отметим, что в отличие от общих правил трудового законодательства, которые предусматривают возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон в установленных ст. 59 ТК РФ случаях (диспозитивная норма), комментируемые нормы носят императивный характер. Другими словами, в перечисленных ниже случаях (за исключением п. 6) заключение срочного служебного контракта не обусловлено соглашением сторон, а вытекает из прямого указания Закона.
4.1. Срочный служебный контракт может заключаться для замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)» (см. комментарий к ст. 9).
4.2. Пункт 2 комментируемой нормы содержит традиционное для трудового законодательства правило о заключении срочного служебного контракта для замещения должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым она закреплена и в соответствии с действующим законодательством сохраняется.
Так, например, согласно ст. 53 комментируемого Закона в число дополнительных государственных гарантий, установленных в отношении гражданского служащего, входит право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. На этот период за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание (см. комментарий к ст. 53).
Срок действия такого служебного контракта определяется не конкретной датой, а периодом временного отсутствия гражданского служащего, за которым закреплена соответствующая должность. Так, согласно ст. 35 комментируемого Закона, срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом его на службу. Например, женщина в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком вправе в любой момент прервать его и выйти на службу. В этом случае срочный служебный контракт, заключенный для ее замены, прекращается.
4.3. Срочный служебный контракт может заключаться с гражданином, заключившим договор на обучение с обязательством прохождения гражданской службы после окончания такого обучения (см. комментарий к ст. 24). В данном случае договором на обучение может быть предусмотрена обязанность проходить гражданскую службу в течение определенного срока после окончания обучения. Служебный контракт с таким гражданином заключается на срок, не менее чем указанный в договоре на обучение. Следует, однако, учитывать, что законом установлен максимальный срок служебного контракта — пять лет. По всей видимости, период времени, в течение которого гражданин обязуется проходить государственную гражданскую службу по окончании обучения, предусмотренный договором, не может превышать пяти лет.
4.4. Еще одним случаем заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации. По окончании выполнения служебных обязанностей за границей такому гражданскому служащему должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии с его согласия — другая должность.
4.5. Срочный служебный контракт заключается для замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.
Так, например, ст. 22 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с послед. изм.) предусматривает возможность создания органов особого управления территорией, на которой вводится чрезвычайное положение. Эти органы создаются лишь на период чрезвычайного положения. С руководителями и иными должностными лицами таких органов должен заключаться срочный служебный контракт.
4.6. Основанием для заключения срочного служебного контракта может быть соглашение сторон в случае замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего.
Временные должности могут вводиться, например, в случае выполнения государственным органом каких-либо функций, которые носят временный характер. Срочный контракт для замещения таких должностей заключается только с согласия гражданского служащего.
Необходимо отметить, что срочный служебный контракт в этих случаях может быть заключен только по соглашению сторон.
4.7. Наконец, по прямому указанию комментируемого Закона должности гражданской службы, по которым вводится особый порядок оплаты труда (в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности), замещаются только на условиях срочного служебного контракта (см. комментарий к ст. 50).
5. Кроме того, срочный служебный контракт заключается с гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет. Более того, если ранее с гражданским служащим был заключен служебный контракт на неопределенный срок, то по достижении им 60 лет он должен быть перезаключен на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.
6. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет предельный возраст замещения должности государственной гражданской службы — 65 лет (см. комментарий к ст. 21).
7. Необходимо, однако, заметить, что предельный возраст, установленный ч. 6 данной статьи, относится только к служебному контракту на замещение должности государственной гражданской службы. В этой связи комментируемая статья в ч. 7 допускает заключение с гражданином, достигшим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе, срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

>Продление служебного контракта с госслужащим комментарии

Расторжение срочного служебного контракта с государственным служащим

Государственная гражданская служба и все нюансы с ней регламентированы федеральным законодательством, в том числе №79 ФЗ. Расторжение срочного служебного контракта с госслужащим может производиться только на основе установленных правил. Разрыв трудового контракта может произойти даже до истечения срока действия договора, но для этого должны быть выполнены все условия.

Служебный контракт срочного типа

Служебный контракт заключается на срок от года до 5 лет. Эти сроки являются минимальной и максимальной планкой. Сам контракт обязательно заключается с любым лицом, которое поступает на службу государственного типа, в том числе и на гражданскую должность.

Контрактная служебная основа регламентирована необходимостью в профессионалах, которые могут выполнять обязанности.

При начале работы в государственном органе лицо попадает под особые отношения служебно-правового характера, которые отличаются от обычной трудовой практики.

После заключения контракта устанавливается статус специального правового значения, который регламентирует установленные права, обязанности, ограничения, а также денежное вознаграждение, например, компенсацию.

Фактически любой госслужащий получает дополнительные соцгарантии от государства.

По закону служебный контракт может иметь два вида: срочный и обычный. Контракт срочного типа заключается строго тогда, когда срок не может быть неопределенным. Это относится к замещению должности и другим вариантам подобного характера.

Основания срочного контракта

Вся правовая основа регламентирована ст.25 закона №79-ФЗ. Для любого срочного контракта, который заключает госслужащий, должны быть причины, которые перечислены:

  • замещение лица, за которым место и должность сохраняется по законодательным нормам;
  • замещение лица, временно отсутствующего по соглашению;
  • замещение должностей, которые связаны с представительствами и дипмиссиями РФ, расположенными за границей;
  • замещение должности временного типа;
  • замещение любых должностей в органах, которые созданы на неопределенный срок до выполнения поставленной задачи;
  • замещение любой должности гражданского типа из категории «помощники».

Практически все варианты являются стандартным замещением должности или другого госслужащего. Также основная часть контрактов срочного типа является замещением категории руководителей. Данная категория в законодательстве не расписана. Под данным вариантом подразумевают любую должность в аппарате территориального или регионального управления.

Если контракт заканчивается или есть основания для его разрыва, то проводится процедура расторжения.

Расторжение

До окончания срока по указанной дате, которая прописана в контракте, госслужащий должен быть уведомлен за неделю до этого момента. Любой отсчет срока действия начинается с момента подписания документов.

Досрочное увольнение возможно при наличии определенных причин. В большинстве случаев досрочного расторжения потребуется предупредить сотрудника за пару месяцев. Также есть вариант не предупреждать его о расторжении, но такой вариант возможен только при письменном согласии увольняемого.

Варианты расторжения контракты в досрочном режиме могут быть разными:

  • возвращение основного работника;
  • нетрудоспособность замещающего, за исключением случаев прописанных в законодательстве;
  • грубые нарушения обязанностей;
  • несоответствия в психологической или профессиональной квалификации;
  • не сдана аттестация или не набрано достаточного количества баллов при проверке.

Также среди вариантов расторжения есть общепринятые правила. Сюда относится сокращение должности или же ликвидация организации. Стоит учесть, что при сокращении должности или реорганизации сокращаемому могут предложить другую должность при возможности.

Процедура увольнения

Процесс увольнения при срочном контракте мало чем отличается от обычного варианта. Если лицо самостоятельно увольняется до достижения окончания контракта, то оно должно выполнить несколько стандартных процедур, в том числе в заявлении указать причину увольнения. Срок предварительного уведомления руководства равен стандартным 2 неделям.

Образец заявления на увольнение госслужащего по собственному желаниюОбразец приказа об увольнение госслужащего по собственному желанию

При увольнении госслужащего порядок действий регламентирован причиной увольнения. При истечении контракта и отсутствии необходимости в сотруднике, он получает расчет и компенсацию. Требуется помнить, что сотрудник должен быть предупрежден об увольнении по окончанию контракта.

При остальных случаях необходима причина увольнения, которая и определит порядок увольнения. Например, при грубых нарушениях лицо будет уволено сразу и лишено компенсации.

При несоответствии по состоянию здоровья или профессиональным качествам, в том числе подготовки, указывается, что лицо уволено на таком основании. Процедура увольнения также является стандартной.

Все документы и выплаты, в том числе компенсации и остальные дополнительные средства, которые положены сотруднику, должны быть выданы и выплачены не позднее дня фактического увольнения.

Образец записи в трудовую об увольнении госслужащего по собственному желанию

Контракт срочного типа можно расторгнуть по ряду причин. Сам госслужащий также имеет право подать заявление об уходе.

Для этого он должен уведомить вышестоящее руководство за 2 недели до фактического ухода.

При увольнении госслужащего с должности при срочном варианте контракта руководитель также должен поставить его в известность не позднее определенных законом сроков.

расторжение служебного контракта госслужащего

что при сокращении должностей госслужащий, проходящий службу на условиях срочного служебного контракта, освобожден от исполнения обязанностей. При этом отношения по прохождению государственной гражданской службы с ним прекращены, он уволен до истечения срока контракта.

В данном случае госслужащий обладает правами на получение компенсации, предусмотренными частью 9 статьи 31 Закона № 79-ФЗ (как и госслужащие, осуществляющие служебную дея-тельность на условиях контракта, заключенного на неопределенный срок, и уволенные в порядке сокращения).

Длительная болезнь может стать поводом для расторжения контракта с госслужащим

Долго болеть государственному служащему теперь будет совершенно невыгодно — служебный контракт может быть расторгнут, а государственный гражданский служащий освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы в случае отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью.

Впрочем, и из этого правила могут быть исключения.

Законы РФ

1. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

Каков порядок увольнения госслужащего при истечении его контракта в выходной день?

У государственного служащего истекает срочный служебный контракт 1 января. Т.к это праздничный день, каков будет порядок увольнения? Нас интересуют сроки уведомления, издания приказа, оформления и выдачи трудовой книжки. Каким днем произвести расчет и когда его выдать? Спасибо!

Предупредить о предстоящем увольнении гражданского служащего, с которым заключен срочный служебный контракт, нужно не менее чем за семь календарных дней до окончания срока контракта (ч.

Основания и последствия прекращения служебного контракта

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г.

N 31-П содержащееся в пункте 4 части 1 статьи 33 и подпункте «а» пункта 3 части 1 статьи 37 во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона нормативное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка

Расторжение служебного контракта госслужащего

Посетители юридической консультации задали 70 вопросов по теме «». В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!

Если работодатель подписал заявление о продлении срочного служебного контракта с госслужащим на новый срок( заявление подписано 20 января, срок старого истекает 13 февраля)Ю,в какой срок составляется 04.

Российское административное право

Прекращение государственной службы — это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы.

Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

контракты с отдельными категориями работников, содержание, заключение, изменение и прекращение, контракты с руководителями организации, с госслужащими и др.

Срок действия служебного контракта госслужащего

Федерального закона); отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта нарушение установленных Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Федеральным законом и другими федеральными законами; отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Статья 25. срок действия служебного контракта

Важно В отношении гражданских служащих, в зависимости от срочности, установлены два вида служебных контрактов: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт. Однако если рассматривать ст. 25 Закона о государственной гражданской службе в системе с положениями ст.

ст. 39 и 25.1 указанного Федерального закона, то можно сделать вывод о том, что служебный контракт на неопределенный срок имеет срок — достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет.
Согласно ст.

39 Закона о государственной гражданской службе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Согласно ст.

5.3. срок действия служебного контракта

При заключении служебного контракта предусматривается возможность включения следующих условий: 1) испытание при поступлении на гражданскую службу; 2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений; 3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета. Среди существенных условий служебного контракта является режим служебного времени. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю.
Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Глава 5. служебный контракт

Испытание при поступлении на гражданскую службу В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Временное замещение иной должности гражданской службы В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда.

Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим

В случае заключения служебного контракта, в нём обязательно указывается его срок действия. Согласно ст.

25 закона о государственной гражданской службе, определены следующие виды служебных контрактов: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт.

Служебный контракт на неопределенный срок согласно указанного закона имеет срок — достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. Согласно ст. 39 закона, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Согласно ст.

Viii. виды служебных контрактов гражданских служащих

  • Купить систему ГАРАНТ
  • Получить демо-доступ
  • Узнать стоимость
  • Информационный банк
  • Подобрать комплект

Развернуть

  • Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта
  • Статья 24. и форма служебного контракта
  • Статья 25. Срок действия служебного контракта
  • Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе
  • Статья 26. Заключение служебного контракта
  • Статья 27. Испытание на гражданской службе
  • Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение
  • Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта
  • Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы
  • Статья 31.

4. Основные случаи заключения срочного служебного контракта на гражданской службе перечислены в ч. 4 комментируемой статьи.

Внимание Начальник таможенного органа за три месяца должен предупредить сотрудника об истечении контракта и возможности его увольнения. При наличии заявления сотрудника о заключении контракта руководитель структурного подразделения готовит характеристику не позднее, чем за два месяца до окончания контракта и направляет в кадровое подразделение таможенного органа. Начальник таможенного органа принимает решение о заключении (незаключении) контракта на новый срок не позднее, чем за месяц до окончания контракта.
Следует отметить, что в Законе о службе в таможенных органах, в Приказе ФТС России от 01.12.2008 N 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» не сформулированы основания для незаключения контракта.

С гражданским служащим может быть заключен срочный служебный контракт, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет.

Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не более чем до 70 лет. Частью 2 ст. 25 комментируемого Федерального закона предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет.

Таким образом, законодатель устанавливает минимальный и максимальный срок действия срочного служебного контракта для гражданских служащих. Вместе с тем комментируемой статьей предусмотрены иные сроки служебного контракта (например, в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст.

Именно он является основным документом, удостоверяющим личность; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная деятельность осуществляется впервые.

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; 6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе; 7) военнообязанные граждане и лица, подлежащие призыву на военную службу, обязаны предоставить при поступлении на государственную гражданскую службу документы воинского учета; 8) документ об образовании; 9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя). Кроме данных гражданина, указываются его паспортные данные, домашний адрес и номер телефона.

При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, принятие решения о продолжении служебных отношений и о заключении служебного контракта на новый срок оставлено на усмотрение представителя нанимателя, что, в свою очередь, нарушает принцип стабильности государственной службы и создает почву для злоупотреблений со стороны начальника таможенного органа. Несмотря на это, позиция высших судебных инстанций подтверждает «правомерность» сложившейся ситуации. Например, Конституционный Суд РФ определил, что правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются.
Таким образом, как указывает суд, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

Продление служебного контракта с госслужащим комментарии

В любом случае, любые условия контракта о службе не могут ухудшать служебное, социальное положение государственного служащего по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством. Литература: 1.

Россинский Б. В. Административное право: учебник/ Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. -4-е изд., пересмотр. и доп.- М.: Норма, 2009. -928с. 2. ФЗ № 79 от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе РФ».

Как продлить срочный контракт с гражданским служащим?

Из смысла статьи 25 Закона № 79-ФЗ вытекает, что при приеме на работу лица, достигшего возраста 60 лет, представитель нанимателя должен заключить с ним срочный служебный контракт.

Однако этот случай заключения срочного служебного контракта установлен законом только для государственных служащих, достигших возраста 60 лет, а не для граждан, вновь поступающих на гражданскую службу.

Важно Необходимость урегулирования возникающего вопроса в рамках правового поля очевидна.

Единственную возможность в данный момент найти выход из этой ситуации предоставляет норма, содержащаяся в пункте 8 части 4 статьи 25 Закона № 79-ФЗ, согласно которой срочный служебный контракт заключается не только в случаях, предусмотренных указанной статьей, но и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основания заключения срочного служебного контракта

Внимание Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда, состоящей из оклада денежного содержания и материального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, при котором материальное стимулирование производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте; 8) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. 5. С государственным гражданским служащим, с которым был заключен служебный контракт на неопределенный срок и достигшим возраста 60 лет, указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.
Данная правовая норма носит императивный характер, т.е. не предусматривает иных вариантов решения.

Статья 25. срок действия служебного контракта

После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года.

Продление срока срочного контракта

Статья 25. Срок действия служебного контракта 1. В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт.

Как правило, служебные контракты на неопределенный срок заключаются с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категорий «руководители», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

Гражданские служащие, замещающие отдельные должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», заключают срочные служебные контракты в связи с тем, что срок их профессиональной служебной деятельности на указанных должностях гражданской службы обусловлен сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности, которые реализуют в отношении них функции представителя нанимателя или для обеспечения деятельности которых учреждаются эти должности гражданской службы.

Существенными условиями являются наименование замещаемой должности государственной гражданской службы с указанием подразделения государственного органа, дата начала исполнения должностных обязанностей, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент, права и обязанности представителя нанимателя. Но помимо существенных, в служебном контракте могут быть предусмотрены и другие условия: испытание при поступлении на гражданскую службу; неразглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну.

Порой, служебные права и обязанности могут оговариваться в приложениях к ним. Наиболее часто в приложениях содержаться дополнительные условия службы по контракту, например об установлении испытательного срока, оплате жилья, о доплате к заработной плате, возмещении расходов по использованию личного автомобильного транспорта в служебных целях и т.

д.Таким образом, в случае дальнейшего продления представителем нанимателя государственному служащему срока государственной гражданской службы с ним может быть заключен срочный служебный контракт, но не свыше, чем до достижения им возраста 65 лет.

Федеральный закон № 79-ФЗ допускает продление срочного служебного контракта как через прием-увольнение, так и путем заключения дополнительного соглашения о продлении его действия на определенный срок.

Во втором случае нужно составить дополнительное соглашение и издать распоряжение (в произвольной форме) о продлении служебных отношений.

В частности, абзац 14 статьи 59 Трудового кодекса содержит норму, указывающую, что срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника с пенсионерами по возрасту, что является отчасти правовой основой заключения срочного служебного контракта в данном случае. * Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ).

В этой связи следует отметить, что в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г.

, предполагалось не устанавливать предельный возраст пребывания на гражданской службе для гражданских служащих, замещающих должности категории «помощники (советники)». Частью 7 ст.

25 комментируемого Федерального закона предусмотрена возможность использования потенциала опытных работников, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе, на должностях, не являющихся должностями гражданской службы, которая руководителями государственных органов реализуется крайне редко. 7.

С каждым гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу**, заключается служебный контракт, которым устанавливаются права и обязанности сторон.

Введение в практику служебных контрактов стало необходимо в первую очередь потому, что государственная служба является особым видом профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности.

Поступая на гражданскую службу, люди вступают с государством как с работодателем в особые служебно-правовые отношения, то есть включаются в деятельность государственной системы управления на особых, оговариваемых в специальных правовых актах условиях.

Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт. 2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4.
Срочный служебный контракт заключается на основании заявления помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной думы и представления члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, а также на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального собрания Российской Федерации на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной думы. 3. При заключении срочного служебного контракта в нем должны быть указаны правовые основания, в соответствии с которыми он заключается на определенный срок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *