Сотовые телефоны в школе запрет

Запрет телефонов в школе.

Учебный год настал, и вопрос гаджетов в школе стал опять острым и актуальным. В российских школах планируют запретить пользоваться мобильными телефонами. Уже несколько лет мобильный телефон стал камнем преткновения между учителем и учеником.

С такой инициативой выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она четко обозначила сроки – запрет должен быть разработан уже к 1 сентября 2019 года.

С одной стороны родителя, беспокоящиеся за безопасность своих детей и что тут говорить мобильный у ребенка это очень удобно. С другой стороны учитель, которому мобильный телефон просто мешает вести урок.

Ещё год назад министр образования Ольга Васильева о запрете телефонов в школах высказывала совсем другое мнение. Она считала такую меру излишней. По мнению министра, наилучшим вариантом будет хранение телефонов в определённом месте. Однако, такую систему воплотить в жизнь очень сложно. Администрации школы необходимо будет организовать систему хранения для телефонов, а также отвечать за их сохранность. Нести ответственность за дорогие гаджеты никто не хочет.

В некоторых регионах стали рекомендовать мобильные телефоны в школе. А вот Правительство Москвы встала на сторону детей и родителей и разрешили пользоваться мобильными телефонами. Директор Департамента образования Москвы, считает ,что телефон в какой то степени может даже помочь ученику. Но уже сейчас школы могут запретить приносить мобильные телефоны на занятия. Запрет телефонов в школе Закон об образовании в 2019 году не предусматривает, но в пункте 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» указано, что обучающиеся должны соблюдать требования устава школы. Соответственно, если в уставе образовательной организации указан запрет на использование телефонов, то ученики должны его выполнять. Из этого можно сделать вывод, что любое образовательное учреждение в праве внести изменения в устав.

Тем не менее законопроект ещё не опубликован, но так как разработкой новых правил занимается Роспотребнадзор, скорее всего, данное ведомство издаст приказ, который и будет регулировать вопрос телефонов в школах.

Есть конечно и положительные стороны всего этого:

· дети не отвлекаются на уроках;

· сокращение времени, которые дети тратят на компьютерные игры и социальные сети;

· устранение неравенства в классе по принципу «у кого телефон лучше»;

· отдых зрительных органов во время перемены;

· уроки не нарушают случайные звонки на телефоны учеников.

Но на каждый плюс запрета телефонов найдётся свой минус. Недостатков у данной идеи тоже предостаточно:

· отсутствует постоянная связь ребёнка с родителями. При необходимости передать срочную информацию необходимо будет связываться через учителя, который во время урока может просто не брать трубку;

· детей необходимо будет чем-то дополнительно занимать во время перемен и в группе продлённого дня;

· ребёнок не сможет использовать телефон как доказательство жестокого обращения (например, снять видео или записать на диктофон действия учителя или одноклассников);

· отсутствие доступа к информации, необходимой в учебных целях.

Ведь в нынешнее время мы уже не можем себе представить свою жизнь без мобильного телефона – это комфортно, удобно, а у некоторых категорий граждан это даже источник дохода.

Да, кстати, аргумент по поводу того, что дети будут отвлекаться на соцсети и смс, игры в телефоне и т.д. а разве вы в школьные годы не писали друг другу записочки и не отвлекались на занятиях? По мне так, если ребенку интересен процесс, он учится, а нет – пишет смс, сидит в соцсетях, пишет записки или болтает, балуется.

Когда шариковые ручки вводили в обиход, в советских школах первой половины 20 века, пользование ими в школах было запрещено , особенно это казалось начальных классов. Считалось. Что шариковая ручка вредна для почерка и здоровья детей.

Врачи даже писали о том, что у детей бывает отдышка и кривая спина из-за шариковой ручки. Детям ставили ручку именно пером. Но насколько мне рассказывала мама, перьевые ручки очень сильно пачкали одежду и руки, тетради и книжки, постоянно разливающиеся чернила, и вряд ли их сегодня можно назвать лучшем средством для письма маленьким детям.

А как он будет работать на практике, поживем, увидим…..

Школам рекомендовали ограничить использование мобильных

Минпросвещения совместно с Роспотребнадзором, Рособрнадзором и Российской академией образования выступили с рекомендацией об ограничении использования смартфонов в школах. Об этом сообщается на сайте министерства.

Реклама

Как уточняет ведомство, такие меры будут предприняты для здоровья детей. Кроме того, разработчики также надеются повысить эффективность образовательного процесса.

В частности детям не рекомендуется носить телефон на шее, поясе и в карманах. Во время разговора также предлагается использовать громкую связь и гарнитуру, чтобы телефон находился максимально далеко от головы.

В основу инициативы лег анализ международного опыта постоянного использования смартфонов школьниками:

«Длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания», — сообщили в министерстве.

Кроме того, сотрудники ведомств также провели соцопросы, подтвердившие, что все участники учебного процесса готовы поддержать нововведение. Так, среди учащихся в пользу ограничения использования смартфонов в школе высказались 61%. Среди родителей нашлось 89% сторонников, а среди педагогов – 90%.

«Около трех четвертей опрошенных считают, что и педагоги должны ограничить использование сотового телефона в школе в присутствии обучающихся в личных целях», — отметили в Минпросвещения.

Тем не менее предлагаемые ограничения коснутся не всех. Так, отдельно в документе прописаны случаи, когда детям необходимы смартфоны по состоянию здоровья — например, для мониторинга сахара крови при диабете.

Сотрудники Минпросвещения также порекомендовали учебным заведениям оборудовать специальные места, где школьники могли бы хранить телефоны во время уроков. Помимо прочего, школам предстоит согласовать способы коммуникации родителей с детьми в случае необходимости.

За общим состоянием здоровья школьников, оставшихся без смартфонов, в течение года будет следить Роспотребнадзор. Рособрнадзором совместно с Российской академией образования также будут отслеживать, как нововведение скажется на учебе.

Отмечается, что методические рекомендации будут направлены в региональные школы уже в ближайшие дни — до начала нового учебного года.

Ранее «Газета.Ru» уже обсуждала с родителями учеников и педагогами идею запрета телефонов на уроках. Многие родители также поддержали инициативу и даже предложили свои способы сделать ограничение более комфортным.

«Да, в какой-то мере гаджеты облегчают жизнь школьникам, однако каждый раз, когда дети лезут в телефон, они не могут устоять и не залезть в социальные сети. Тут уже становится абсолютно не до получения знаний. Возможно, выходом могли бы стать ноутбуки, заранее установленные на партах, где был бы ограничен доступ в соцсети. Тогда дети имели бы доступ к ресурсам, необходимым для учебы, и не отвлекались», — поделилась мнением с «Газетой.Ru» мама девятиклассницы Елена Купер.

Безусловно положительно к избавлению от надоевших мобильников отнеслись и ключевые участники образовательного процесса – педагоги. Так, по словам завуча по воспитательной работе московской школы №65 Людмилы Кравченко, она могла бы спокойнее относиться к гаджетам на уроках, если бы школьники действительно занимались саморазвитием и искали в интернете что-то полезное для учебы.

«Но мы ведь прекрасно понимаем, что они сидят в соцсетях или играют в игры. А уж когда они наушники надевают прямо на уроке — это совсем наглость. Смысла от нахождения такого ученика на уроке нет совсем», — сказала завуч «Газете.Ru».

Учитель английского языка столичной школы №1253 Оксана Бердник в свою очередь отметила, что отсутствие телефонов на уроках поможет школьникам развивать мышление. Так, оставшись один на один с учебным процессом, они будут думать сами, а не судорожно искать ответы в интернете, где информация зачастую содержит ошибки.

Среди школьников также нашлись сторонники запрета телефонов, которые согласились — смартфоны действительно иногда мешают учиться, а самостоятельно бороться с зависимостью сложно вдвойне.

«Если говорить чисто про учебные цели, то в школе есть учебники и учитель, которые дают по максимуму информации, то есть интернет не нужен на уроке. Как бы ни было тяжело привыкать к этому, но для сосредоточения внимания на уроке это могло бы быть очень полезно — самим отказаться от того, чтобы залезть в телефон лишний раз, очень трудно», — рассказывала изданию ученица 11 класса московской школы №1365.

На заседании Совета при президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала, что считает смартфоны в классах излишеством:

— Вообще надо запретить (приносить телефоны — прим. ред.) в школу, наверное, потому что у нас нет условий для хранения. Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять, а потом этот телефон исчезнет, директора школ тоже не будут брать на себя такую ответственность, — сказала Матвиенко, отметив, что уже к 1 сентября надо решить данный вопрос.

Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова пообещала, что в течение месяца ее ведомство разработает предложения по запрету использования учениками телефонов в учебных заведениях.

Во многих школах, действительно, уже давно идет борьба против мобильных. Во-первых, некоторые дети отвлекаются на них прямо во время уроков. Играют, пишут смс, принимают звонки (!). Во-вторых, снимают самые разные безобразия и тут же выкладывают в интернет. Грязь и страшное нечто в тарелках столовых. Не совсем педагогические методы учителей и охранников. Разве это может понравиться администрации школы, предпочитающей не выносить сор из избы?

Хитами YouTube не раз становились школьные драки. Причем часто организуемые именно ради шокового видео.

Наконец, сообразительные детки гуглят подсказки прямо во время проверочных работ.

Поэтому в устав образовательных учреждений обычно включены собственные правила, насколько допустимо использование телефонов в стенах класса. Где-то требуют сдавать аппараты в специальную коробку при входе в класс. Но это не защищает от звонков, раздающихся в этом ящике прямо посреди уроков. Да и складывая телефоны, школьники могут разбить свой или чужой телефон — кто за это будет отвечать? Учитель? Но он здесь причем? У педагогов в началке вообще дилемма: дети постоянно находятся в одном помещении, значит, мобильники должны лежать в коробке весь день. Кто будет следить за ними на переменах?

Некоторые дети отвлекаются на телефоны не только на переменах, но и во время уроковФото: Михаил ФРОЛОВ

Оставлять смартфоны в раздевалках? Это даже смешно. Там постоянно пропадают куртки и ботинки, а уж за сохранность того, что в карманах одежды, администрация тем более ответственности не несет! Проблему могли бы решить личные шкафчики, как в спортклубах, например. Собственно, они могли бы решить и много других проблем — хранения спортивной формы, второго комплекта учебников, чтоб не таскать по пять кило ежедневно. Но шкафчиков в подавляющем большинстве школ нет, и оборудовать ими гардеробы нереально, будем трезвыми. Поэтому да, запретить смартфоны напрашивающийся вывод.

Но против этого выступают родители. И у них (ну то есть у нас тоже — мы ведь и сами родители) есть свои аргументы. Самое главное: телефон позволяет контролировать местонахождение и безопасность ребенка. Тем более, он после уроков может не домой должен возвращаться, а отправляться на кружки и секции в другой части города. То есть уходить на большую часть дня. Криминальная ситуация сейчас не та, чтобы на это смотреть легкомысленно.

Кроме того, с помощью снятого на телефон видео можно вывести на чистую воду учителя-садиста, оскорбляющего или избивающего детей (и такие случаи бывали). Зафиксировать факт травли. В общем, видео бывает не только развлекательного содержания. И возможность его публикации здорово сдерживает тех, у кого тормоза вот-вот откажут.

Наконец, школа сейчас переходит на электронные дневники — и где еще ученику посмотреть задания, как не в смартфоне?

Что Роспотребнадзор разработает документы о запрете мобильных за месяц — и сомневаться не приходится. За последнее время у нас накопился большой опыт запрещения того и сего. Правда, чего потом удивляться, что родители видят в системе образования враждебную силу, от которой только и ждешь неприятностей…

Не звони мне, не звони. Нужно ли запрещать мобильники в школе

00:00 00:00

А В ЭТО ВРЕМЯ

Глава Национального родительского комитета Ирина Волынец прокомментировала RT предложение спикера о запрете мобильных:

— Это уже не первая подобная инициатива. Но раньше говорилось не о полном запрете использования мобильных телефонов в школах, а об ограничении средств мобильной связи. Логично, если дети не будут пользоваться телефонами на уроках. Но наличие средств связи помогает семье ориентироваться, где находится ребёнок. Инициатива, скорее всего, не будет поддержана большинством родителей.

Поддерживаете ли вы запрет телефонов в школах?.

МНЕНИЕ

Мобильникам в школе не место?

Александр МИЛКУС

Валентина Ивановна Матвиенко предложила запретить в школах мобильники. Вот с такими заголовками, словно сговорившись, постят новости практически все электронные СМИ. И, как мне показалось, в большинстве текстов есть какой-то ироничный подтекст – ну вот еще один запрет нам светит, здравствуйте. Я, честно говоря, тоже поначалу подумал – надо какую-то интеллигентную отповедь Валентине Ивановне сочинить – ну и вправду сколько можно – и этого нельзя, и того нельзя…(подробности).

Рособрнадзор усомнился в результатах ОГЭ 2019 года

В Рособрнадзоре подвели итоги экзаменационной кампании этого года. В целом, экзамены в 11 и в 9 классе прошли в штатном режиме. Но если результаты ЕГЭ особых вопросов не вызвали – все баллы сравнимы с прошлогодними – то вот к итогам ОГЭ у чиновников появились большие вопросы (подробности).

Звонки только на урок или перемену – и никаких телефонных. В нескольких российских регионах сейчас проходит эксперимент, в ходе которого школы ограничили или вовсе отказались от использования мобильных.

Телефоны на уроках – проблема, которая уже давно волнует учителей и родителей. Специалисты уверены, современные гаджеты не только отвлекают от занятий и мешают общению, но и вредят здоровью.

Абонент недоступен. Попробуйте перезвонить позднее, после урока. Теперь только так: телефон в ячейку, а сам за парту. И пусть все звонки подождут. Учителя таким отказом от мобильных очень довольны.

– Дети не прячут телефоны под учебниками. Теперь они сосредоточены на том, что происходит на уроке, – говорит Екатерина Гусева, заместитель директора школы, психолог.

Роспотребнадзор к началу учебного года разослал педагогам рекомендации, в которых эксперты, изучив научные работы, призвали пользоваться телефоном в школах как можно реже. Исследования канадского ученого Линды Пагани среди прочих стали основой этих рекомендаций: «Дети заходят в соцсети, постоянно перекидываются сообщениями, смотрят видео бесконтрольно. А ведь школа создана для коммуникации с учителем, а на переменах со сверстниками. Школа призвана научить выстраивать отношения с другими, это базовый необходимый навык для взрослой жизни».

На перемене шум и беготня. Девочки рисуют, мальчики играют в салки. Хотя еще недавно тут была тишина, дети замирали у телефонов. В этой школе в Ставрополе прочли рекомендации и решили вообще отказаться от мобильных. Хотя бы на время.

– День без сотового телефона — это акция. Могу сказать, что этот класс был в восторге, – делится Ирина Шатская, директор школы №1 г. Ставрополя.

Сдавать мобильные или нет — решали всем миром. Учителя и родители проголосовали «за». Дети помладше охотно следуют правилам взрослых, а вот подростки настроены по-другому.

– Нельзя так строго относиться к мобильным телефонам, нужно правильно ограничивать использование телефонов на территории школы. Полностью убрать их из жизни нельзя, – считает учащийся Андрей Самоханец.

– Большинство материалов, которые я готовлю к урокам, я храню в виде информации на своем телефоне. Мне не надо носить книги, брать их в библиотеке, я могу сфотографировать материал на телефон и перед уроком повторить, – говорит Никита Баромин.

Классика как по учебнику — отцы и дети не понимают друг друга. Да и как понять, если раньше и деревья были большими, и сотовых еще не было.

– Мы прекрасно учились, росли без телефонов, общались на переменах, – вспоминает Наталья Фесянова.

Зачастую родители и сами долго не отрывают глаза от экрана смартфона. Но ученые выяснили — электромагнитное излучение от сотового для ребенка гораздо опаснее, чем для взрослого.

Научные исследования проходят уже 14 лет. Детям предлагают задачки на моторику, внимание, память и скорость реакции.

Это уникальное исследование проводится всего в одной школе в нашей стране. Ученые работают с ребятами. А потом родителям выдают вот такие рекомендации. Например, строго ограничить работу с компьютером и просмотр телевизора до 30 минут в день.

– Те, кто прислушались к нашим рекомендациям и минимизировали время подноса этого гаджета непосредственно к голове, у них физиологические показатели в той или иной степени возвращаются в норму, – говорит Наталия Хорсева, старший научный сотрудник Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН.

Во многих странах, например, во Франции и Италии, телефоны в школах под запретом. А в США и Германии некоторые ученики даже судились за право быть всегда на связи. В России радикального решения пока нет.

В этом петербургском лицее поняли: нет смысла прятаться от гаджетов. Вместо старой доброй доски и мела — экран. Вместо дневника — телефон. Можно моментально получить всю информацию с доски по штрих-коду. Дети и взрослые здесь учатся сочетать технологии и знания. Неизбежный компромисс, за которым будущее.

Закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2019 года – что нужно знать?

В российских школах планируют запретить пользоваться мобильными телефонами. С такой инициативой выступила председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. Причем она четко обозначила сроки – запрет должен быть разработан уже к 1 сентября 2019 года. После чего Роспотребнадзор приступил к разработке новых правил использования телефонов в школах. По словам главы этого ведомства Анны Поповой, уже создана рабочая группа, которая за месяц подготовит предложения по введению запрета на использование гаджетов в учебных заведениях.

Поэтому, вполне возможно, что закон о запрете телефонов в школе в 2019 году с 1 сентября уже заработает. Рассмотрим подробнее, к чему готовиться в новом учебном году школьникам и их родителям.

Законодательное обоснование

Идея введения запрета на использование телефонов в школе появилась уже довольно давно. Считается, что абсолютное большинство учителей и родителей поддерживают такое нововведение. По данным ВЦИОМ, около 83% россиян готовы поддержать запрет на использование телефонов в учебных заведениях среднего образования. В современных школах дети большое внимание уделяют своим гаджетам. Пользуются ими не только на переменах, но даже на уроках. Запрет телефонов необходим, чтобы школьники сосредоточились на учебе хотя бы в то время, когда они находятся в здании школы.

Тем не менее, далеко не все поддерживают данную инициативу. Ещё год назад министр образования Ольга Васильева о запрете телефонов в школах высказывала совсем другое мнение. Она посчитала такую меру излишней. По мнению министра, наилучшим вариантом будет хранение телефонов в определённом месте. Однако, такую систему воплотить в жизнь очень сложно. Администрации школы необходимо будет организовать систему хранения для телефонов, а также отвечать за их сохранность. Нести ответственность за дорогие гаджеты никто не хочет. Поэтому самым простым оказался вариант – полностью запретить телефоны в школе.

Уже сейчас школы могут запретить приносить гаджеты на занятия. Запрет телефонов в школе Закон об образовании в 2019 году не предусматривает. Но в пункте 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» указано, что обучающиеся должны соблюдать требования устава школы. Соответственно, если в уставе образовательной организации указан запрет на использование телефонов, то ученики должны его выполнять.

С 1 сентября 2019 года такой запрет должен получить общероссийский характер. Законопроект ещё не опубликован, но так как разработкой новых правил занимается Роспотребнадзор, скорее всего, данное ведомство издаст приказ, который и будет регулировать вопрос телефонов в школах.

Комендантский час для несовершеннолетних в 2019 году – ограничения и штрафы

Ситуация с телефонами

Использование телефонов в школах вызывает тревогу у многих учителей и экспертов. Дети используют перемены вместо отдыха для игры в гаджеты. А это дополнительная нагрузка на нервную систему и на зрительные органы. При этом, дети позволяют себе пользоваться смартфонами и на уроках (переписываются, общаются в социальных сетях, играют в игры и даже смотрят мультики). Конечно, от этого страдает образовательный процесс.

В то же время, ситуация не столько однозначная. Если ребёнок играет в телефон на уроке, значит, учитель не смог его заинтересовать. Не надо забывать – в российских школах далеко не все преподаватели блестяще знают свою дисциплину. То же относится и к переменам. Годами в школах боролись за то, чтобы дети не играли в подвижные игры и не бегали по коридору. Когда же этого удалось добиться с помощью гаджетов, вдруг, появилась обратная реакция.

Вместе с тем, даже не все учителя выступают против запрета телефонов. Например, некоторые прогрессивные преподаватели, наоборот, используют гаджеты учеников себе во благо. Например, на уроке литературы просят открыть текст нужного произведения в электронном виде, или же разрешают пользоваться источниками из интернета для написания сочинения. Таким образом, сильные педагоги проблемы в телефонах не видят.

Плюсы и минусы запрета телефонов

Запрет использования телефонов в школе – инициатива неоднозначная. Такое решение имеет как ряд достоинств, так и недостатки. Несомненно, нововведения есть положительные стороны. Это:

  • дети не отвлекаются на уроках;
  • сокращение времени, которые дети тратят на компьютерные игры и социальные сети;
  • устранение неравенства в классе по принципу «у кого телефон лучше»;
  • отдых зрительных органов во время перемены;
  • уроки не нарушают случайные звонки на телефоны учеников.

Но на каждый плюс запрета телефонов найдётся свой минус. Недостатков у данной идеи тоже предостаточно:

  • отсутствует постоянная связь ребёнка с родителями. При необходимости передать срочную информацию необходимо будет связываться через учителя, который во время урока может просто не брать трубку;
  • детей необходимо будет чем-то дополнительно занимать во время перемен и в группе продлённого дня;
  • ребёнок не сможет использовать телефон как доказательство жестокого обращения (например, снять видео или записать на диктофон действия учителя или одноклассников);
  • отсутствие доступа к информации, необходимой в учебных целях.

Данная инициатива вызвала неоднозначную реакцию среди граждан, как показывают последние новости. Запрет сотовых телефонов в школе имеет как сторонников, так и противников. Причем, опросы разных агентств приводят совершенно разные цифры. Поэтому сложно сказать, как в действительности будет воспринят новый закон родителями школьников. Нельзя исключать вероятность, что родители всё-таки захотят быть на связи со своими детьми, даже если они находятся в школе. Поэтому вполне возможны выступления против данного запрета, например, может быть создана петиция против запрета телефонов.

В какой форме будет создан запрет на использование телефонов, родители школьников узнают ближе к 1 сентября 2019 года. А как он будет работать на практике — покажет новый учебный год.

Использование учениками мобильных телефонов в школах рекомендовано ограничить

«Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (утв. Роспотребнадзором N МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором N 01-230/13-01 14.08.2019) (вместе с «Результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей», «Памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи»)

Такое положение содержится в методических рекомендациях, утвержденных Роспотребнадзором и Рособрнадзором, подготовленных на основе анализа международного опыта. Согласно документу, такой опыт показывает, что ранний возраст начала использования мобильных телефонов и длительное накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.

Документом рекомендуется в том числе:

— ограничить использование учениками мобильных телефонов во время учебного процесса;

— предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода мобильных телефонов в режим «без звука» при входе в школу (в том числе с исключением использования режима вибрации);

— предусмотреть места хранения во время образовательного процесса мобильных телефонов учеников (при наличии такой возможности и необходимости);

— проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями школ, учителями (в том числе через курсы повышения квалификации), родителями и учениками о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого мобильными телефонами, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при их неупорядоченном использовании.

Предусматривается также распространение памятки для учеников, родителей и учителей по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия телефонов. Памятка напоминает о необходимости:

— исключения ношения мобильных телефонов на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье;

— максимального сокращения времени контакта с мобильных телефонов;

— максимального удаления мобильных телефонов от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры);

— максимального ограничения звонков с мобильных телефонов в условиях неустойчивого приема сигнала;

— размещения мобильных телефонов на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

Запрет на гаджеты в школе – закон или произвол?

В связи с массовым распространением смартфонов, планшетов и «умных часов», школьников и родителей все чаще волнует вопрос: имеет ли право педагог или администрация учебного заведения запретить детям пользоваться гаджетами? Образовательные форумы буквально забиты вопросами вроде «правильно ли я поступил, забрав смартфон у 10-классника, игравшего на уроке» или «может ли ребенок ходить на занятия с умными часами». «Я ‒ родитель» разбирается в этой, сразу скажем, непростой проблеме.

К сожалению, однозначного универсального ответа на все эти вопросы не существует. Хотя гаджеты давно и плотно вошли в нашу жизнь, федеральное законодательство пока не отрегулировало правила их использования в образовательных учреждениях. Поэтому каждую отдельно взятую спорную историю приходится разбирать, используя Конституцию РФ, кодексы и общие положения Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». При этом порою возникают определенные правовые коллизии. Итак, давайте обо всем по порядку.

Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?

Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве. Состава преступлений вроде «грабежа» в действиях педагога даже в этом случае, конечно, нет (так как отсутствует корыстный мотив), но права ребенка будут нарушены. О том, при каких обстоятельствах телефон может оказаться у учителя на законных основаниях, мы поговорим чуть ниже.

Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?

А вот здесь ответ – однозначно да.

Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.

Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.

В этом случае учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы. Кроме того, есть меры, которые хоть и не прописаны прямо в «образовательном» законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм. Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей, а если нарушение дисциплины сопряжено дополнительно с противоправными проявлениями – привлечение правоохранительных органов и социальных служб. Эти меры педагог также может принимать.

Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований статьи 43 закона «Об образовании».

А как же быть с «умными часами»?

Это самый сложный вопрос. Многие родители хотят послушать, что именно говорят на уроках, и надевают детям устройства, позволяющие совершать звонок с так называемой «прослушкой», то есть позволяющий слышать все, что происходит вокруг ребенка. Педагогам это зачастую не нравится, и они требуют оставлять устройства дома. Кто же прав?

Это та ситуация, когда однозначного ответа, к сожалению, дать нельзя. Законодательство РФ использование «бытовых» гаджетов, не являющихся спецсредствами, не запрещает. Поэтому некоторые юристы советуют родителям «умные часы» использовать и не обращать внимания на позицию педагога.

Однако в этой ситуации есть несколько больших НО.

Во-первых, негласно подслушивать других людей нельзя. И если подобное всплывет, то учитель или родители одноклассников ребенка могут обратиться в связи с «тихим» использованием умных часов в суд.

Во-вторых, даже на «гласный» сбор личной информации нужно получать согласие у людей, интересы которых могут быть затронуты. В ходе использования «умных часов» вы можете, например, услышать, что у учительницы чем-то заболел муж, и она едет к нему в городскую больницу №2. Это – личная информация, которая вам адресована не была. Ну, или сидящие рядом с вашим ребенком дети могут обсуждать, где их родители держат дома деньги. Услышите нечто подобное – и при определенных обстоятельствах вас могут ожидать большие проблемы.

В-третьих, согласно трудовому законодательству, педагог может отказаться работать в условиях, не предусмотренных его трудовых договором. И не давать согласия вести уроки «под прослушкой», в принципе, является законным правом учителя.

Поэтому, если использование «умных часов» не запрещено уставом школы, гипотетически надеть их на ребенка является вашим законным правом. Но попытка реализовать на практике одну из их основных функций («радионяни», или «прослушки») может привести вас в суд. И не факт, что Фемида окажется на вашей стороне.

Отводя ребенка в школу, вы официально передаете его под ответственность образовательного учреждения, и формальных оснований контролировать его перемещение по учебному заведению у вас нет. Из соображений здравого смысла вы можете либо спокойно обсудить данный вопрос с педагогом, либо просить ребенка отключать часы при входе в школу и включать их после уроков.

В целом же, хотелось бы сказать, что, хотя правовые «рамки» всей нашей жизни задают законы, но и о вопросах морали и нормальных человеческих отношений забывать не стоит. Педагогика – это искусство, а учитель – живой человек, и в ситуации возникновения конфликта, реализовывать свои задачи, в результативности которых родители ребенка прямо заинтересованы, ему гораздо сложнее.

Олег Полевой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *