Штрафы за тахограф

Содержание

Штрафы за тахограф в 2019 году

Введение в эксплуатацию бортового записывающего устройства для транспортных средств было обусловлено желанием дисциплинировать водителей пассажирского транспорта и большегрузов и обеспечить высокий уровень безопасности движения на дорогах. По этим же причинам был введен штраф за езду без тахографа. Минтранс продолжает разрабатывать предложения и выдвигать инициативы для актуализации этих целей — с 1.07.2019 года устройствами будут оснащать и городской пассажирский транспорт (автобусы, маршрутки).

Еще одним предложением стало выписывание штрафных санкций за превышение скорости на основании данных тахографов. Многие эксперты уже назвали такой способ неэффективным и дорогим по сравнению с фиксаций нарушения с помощью дорожных камер. Какими нормативными актами регулируются требования к контролирующим устройствам? Какой штраф за тахограф предусмотрен для водителей? Какой штраф за тахограф на юридическое лицо может выписать инспектор ГИБДД? Можно ли избежать ответственности или обжаловать постановление?

Кто должен ездить с тахографом?

Тахографы — это бортовые пишущие устройства, предназначенные для контроля за режимом и качеством работы водителей. Все требования к устройству, его основные характеристики и принцип работы описаны в Приказе Минтранса №36 от 13.02.2013. Если какое-либо из этих требований не будет соблюдено, то может быть наложен штраф за тахограф на физическое лицо или юридическое лицо, ответственное за допуск к эксплуатации неисправного ТС. Среди основных функций устройства выделяется слежение за скоростью транспортного средства, за расстоянием, пройденным машиной, определение местоположения транспорта в момент движения, определение точной даты и времени и т.д. Оснащаться тахографами согласно Приложению 2 Приказа должны следующие транспортные средства:

  • Транспорт для перевозки пассажиров (где более 8 мест для сидения):
    • до 5 тонн (max);
    • более 5 тонн (max);
  • Грузовой транспорт:
    • с массой от 3,5 до 12 тонн;
    • с массой более 12 тонн.

Исключением из этих правил согласно Приложению 2 являются транспортные средства, которые осуществляют международные перевозки (вместо тахографа используется другое контрольное устройство, предусмотренное рамками Европейского соглашения от 1970 г.), троллейбусы, военные машины, автомобили экстренных служб (пожарные, скорые и т.д.), спецтранспорт (СМИ, с/х, автодома, инкассаторы и т.д.). Если автомобилю более 30 лет и он не используется в рамках коммерческой деятельности, для него также не нужно приобретать тахограф.

Особенности наложения штрафов

Обязанность оборудовать тахографом транспорт, используемый в коммерческих целях, возложена на физических, должностных и юридических лиц статье 20 Федерального закона №196 от 10.12.1995 «О БДД». Согласно КоАП могут быть наложены штрафы должностному лицу за тахографы, а точнее за их отсутствие, неисправность или несоблюдение требований эксплуатации. Водитель также может понести ответственность, поскольку законодательные акты устанавливают требования и к его деятельности, в том числе соблюдению режима «работа — отдых», проверке исправности транспортного средства перед его прямым использованием и т.д.

Основной причиной принятия решения об обязательной установке тахографов на грузовые автомобили и пассажирский транспорт стало большое количество ДТП с участием этих ТС. Контролирующие устройства были призваны обеспечивать безопасность движения машин путем передачи информации уполномоченным специалистам о ритме и основных характеристиках работы как водителя, так и транспортного средства.

П.1 ст.20 ФЗ№136 обязывает владельцев ТС оснащать их тахографами. Если это требование не будет выполнено, то уполномоченные сотрудники ГИБДД выпишут штраф за тахограф на ИП или юрлицо (должностное лицо) в зависимости от того, кто ответственен за выпуск ТС на линию (то есть непосредственный допуск к эксплуатации). Он накладывается в соответствии с п.1 ст.11.23 КоАП РФ и равен 5000-10000 рублей. За управление машиной без тахографа также положены штрафные санкции — водителю придется заплатить от 1000 до 3000 рублей.

Штраф за неработающий тахограф

Согласно приказу Минтранса тахографы должны обеспечивать передачу таких данных, как вид деятельности в конкретный период времени, скоростной режим, наличие неисправностей автомобиля, техническую информацию и т.д. Устройство также должно осуществлять выгрузку данных с карты (водителя, мастера, предприятия) и выполнять другие функции. Если будет обнаружено, что устройство подверглось модификации, блокировке, было отключено от аккумулятора, был подключен магнит к датчику скорости и т.д., штрафы за тахограф водителю будут выписаны в размере 1000-3000 рублей. Если транспортное средство с неисправным устройством выпустят на линию, то штраф в размере 5000-10000 рублей получит уже должностное лицо (ст.11.23 КоАП). Исключение составляют ситуации, когда тахограф сломался уже после осмотра и выпуска на линию. В этом случае наказания можно избежать, если исправить положение (починить устройство или отменить транспортировку).

Такие же размеры штрафов предусмотрены за несоответствие тахографа установленным требованиям. К примеру, если инспектором ГИБДД при проверке было обнаружено отсутствие ленты в тахографе, он будет иметь все основания выписать штраф как водителю, который обязан обеспечить эксплуатацию устройства в соответствии с Приказом Минтранса, так и механика, ответственного за выпуск ТС на линию. Последний штраф может быть оспорен, если в документации, составленной перед выпуском было отмечено наличие запасной ленты у водителя.

Нарушения в калибровке

Калибровка тахографа — это обязательная процедура, которая заключается в совокупности действий по установлению соответствия устройства заявленным в законодательных актах требований. Такие бортовые устройства находятся под контролем Государственного метрологического надзора и должны пройти калибровку в течение первых 7 суток после присвоения им гос. номера. Дальнейшая периодичность таких проверок зависит от вида прибора:

  • ЕСТР — 1 раз в 2 года;
  • СКЗИ — 1 раз в 3 года.

Может быть проведена внеочередная калибровка, если в работе устройства будут обнаружены сбои или будет заподозрено наличие передачи недостоверных данных. Проверки также осуществляются в случаях проведения ремонта ТС, замены колес и шин на новые, коробки передач (КПП), датчика скорости и другого. По результатам проверки выдается удостоверение или ставится клеймо, подтверждающее соответствие устройства требованиям. Если такая проверка не была пройдена вовремя или не будет подтверждающих это документов, ответственные лица получат штраф за калибровку тахографа. Его размер соответствует названным выше — 1000-3000 рублей для физических лиц и 5000-10000 рублей для должностных лиц.

Нарушение режима труда и отдыха водителей (переработка)

Особенности работы и отдыха водителей авто установлены Приказом Минтранса №15 от 20.08.2004. В правилах указано, что управлять машиной водитель не может более 9 часов за смену (п.16), если транспортировка осуществляется в горной местности этот промежуток сокращается до 8 часов. Время может быть увеличено до 10 часов при согласии водителя и организации, но чаще чем 2 смены в неделю. Максимум через 4 часа после выезда водитель обязан сделать специальный перерыв не менее 15 минут.

В середине смены водитель имеет право взять перерыв для отдыха и приема пищи, но он не может превышать 2 часов и быть меньше получаса. Между сменами водители не должны отдыхать менее 12 часов, в ином случае это будет считаться нарушением. Правилами разделяются требования для водителей, которые осуществляют городские и пригородные перевозки (грузов, пассажиров) и междугородние перевозки. Но при нарушении режимных требований вне зависимости от вида перевозки водитель будет подвергнут санкциям в соответствии с п.2 ст.11.23 КоАП — 1000-3000 рублей.

Как избежать взыскания?

Штраф за неисправный тахограф или его отсутствие или другую санкцию, вынесенную на законных основаниях отменить нельзя. Но если штраф выписан неверно и такого правонарушения ни водитель, ни должностное лицо не совершали, то его всегда можно обжаловать. На это действие отводится 10 дней с момента вынесения постановления. Жалобу необходимо подавать в письменном или электронном виде. В первом случае это делается лично или с помощью почтового отправления в отделение и управление ГИБДД по месту наложения санкции. Во втором — на официальном сайте ГИБДД в разделе «Прием обращений».

На рассмотрение жалобы взыскателю по закону отводится 10 дней и еще 3 дня, в течение которых он должен направить ответ заявителю. Если жалоба не была удовлетворена, можно обратиться в суд. К исковому заявлению нужно приложить ответ от ГИБДД с отклонением жалобы, а также доказательства того, что штраф был выписан безосновательно. Такую процедуру нужно осуществить в течение 60 дней с момента вступления в силу постановления, поскольку в противном случае ситуация может обернуться против заявителя. Это может произойти в случае, когда суд признает штраф законным и обяжет его уплатить, а срок, отведенный на это, уже истечет. Тогда появятся основания для привлечения ответственных за нарушение лиц к ответственности по ст. 20.25 КоАП за уклонения от исполнения наказания ГИБДД.

Штрафы ГИБДД за нарушения требований эксплуатации тахографов могут налагаться как на водителей, так и на должностных лиц. В первом случае максимальная сумма санкции может достигать 3000 рублей, во втором — 10000 рублей. В европейских странах такое нарушение карается гораздо большими суммами штрафов. Так, в Австрии можно лишиться сразу 5000 евро, в Голландии — 2200, а за вмешательство в работу устройства в ряде стран водитель может быть привлечен к уголовной ответственности.

Советуем почитать: Штраф за отсутствие путевого листа в 2018 году 0/5 (0 голосов)

Какими будут штрафы за отсутствие тахографа с 1 ноября 2019?

17:00, 12 сентября 2019

Версия для печати

С 1 ноября 2019 г. повышаются штрафы за отсутствие тахографа – изменения в статью 11.23 КоАП РФ вносит закон № 216-ФЗ от 26.07.2019.

Тахограф – специальный контрольный прибор, регистрирующий скорость, а также режим труда водителей и их отдыха. Приборами контроля должны быть оборудованы грузовики и автобусы, перевозящие пассажиров (п. 1 ст. 20 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»). Что изменится для работодателей и водителей с 01.11.2019 г., какой штраф за отсутствие тахографа в 2019 г. грозит ИП, юрлицам и водителям?

Список видов средств автотранспорта, которые в обязательном порядке должны оснащаться тахографами, приведен в приложении № 2 к приказу Минтранса № 36 от 13.02.2013. В него включены:

— транспорт для пассажирских регулярных перевозок, имеющий более 8 мест для сидения (помимо водительского), максимальной массой, не превышающей 5 тонн (категория М2) и свыше 5 тонн (категория М3);

— грузовой транспорт максимальной массой свыше 3,5 тонн (категории N2 и N3).

Исключением являются троллейбусы, различный спецтранспорт, скорая помощь, пожарные автомобили, инкассаторские машины, автокраны, эвакуаторы, учебные автомобили и другие ТС, перечисленные в Приложении № 2 приказа № 36 – для них тахографы не обязательны.

Приказом Минтранса № 36 утверждены также требования к тахографам (включая правила их использования). Кроме этого, приказом Минтранса № 273 от 21.08.2013 утвержден «Порядок оснащения ТС тахографами».

За управление либо выпуск на линию ТС без тахографа, когда он обязателен, или выезд с неисправным (если поломка произошла до выпуска на линию), перемодифицированным либо заблокированным устройством, а также за блокировку, модификацию, корректировку, фальсификацию регистрируемой им информации назначаются штрафы.

Какой штраф за отсутствие тахографа и нарушение правил его использования предусмотрен сегодня и будет актуальным по 31.10.2019 г., можно узнать из действующей редакции ст. 11.23 КоАП РФ:

1-3 тыс. руб. для граждан;

5-10 тыс. руб. для должностных лиц.

Санкции предусмотрены и за сам факт нарушения режима труда и отдыха водителем: на него налагается штраф в размере 1-3 тыс. руб.

Новые штрафы за отсутствие тахографа

Вышеприведенные штрафы за отсутствие тахографа в 2019 году заметно ужесточатся. С 1 ноября 2019 г. административное наказание последует согласно новой, более конкретизированной, редакции статьи 11.23 КоАП РФ, принятой законом № 216-ФЗ от 26.07.2019. Итак, кого и за что будут наказывать с 01.11.2019г.:

Штраф водителю за отсутствие тахографа при управлении ТС составит 3-5 тыс. руб. (когда тахограф обязателен). Такой же штраф на водителя наложат за нарушение требований к его использованию, а также за управление ТС, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения применяемых в случаях, установленных законами РФ, ежедневных листков регистрации режима. При этом водитель не подлежит наказанию за управление с неисправным тахографом, если устройство сломалось уже после выхода автомобиля на линию.

Для работодателей предусмотрены штрафы за выпуск ТС без тахографа на маршрут. Штраф за отсутствие тахографа для ИП составит 15-25 тыс. руб., должностных лиц оштрафуют на 7-10 тыс. руб., а штраф за отсутствие тахографа для юридических лиц вводится в размере 20-50 тыс. руб. Такие же санкции последуют за нарушение требований к использованию устройства (не являются правонарушением только случаи поломки тахографа после выпуска транспорта на линию).

Таким образом, с 1 ноября 2019 г. штраф за отсутствие тахографа на грузовом автомобиле (или автобусе) будет наложен как на водителя, непосредственно управляющего таким ТС, так и на ответственное должностное лицо компании-перевозчика. Кроме того, отвечать придется и перевозчику – ИП или организации.

Существенно изменятся и штрафы за нарушение режима водительского труда и отдыха. Непосредственно для водителя санкция составит 1,5 – 2 тыс. руб., но отвечать теперь предстоит не только ему: должностным лицам придется заплатить за несоблюдение или нарушение нормативов времени труда и отдыха 7-10 тыс. руб., ИП – 15-25 тыс. руб., компаниям – 20-50 тыс. руб.

Штраф за отсутствие карточки тахографа

Чтобы индентифицировать конкретного водителя и сохранить информацию о его деятельности, полученную с помощью тахографа, применяются специальные карты водителя.

Такие карты водители получают, обратившись (лично или через работодателя) с заявлением в специализированную компанию. Срок действия карты – 3 года. В зависимости от вида устройства, с которым предстоит работать, получают карты соответствующего образца — для российских тахографов (СКЗИ) при передвижениях в пределах страны, или для европейских (ЕСТР) при межгосударственных перевозках.

Выпуск транспорта и его движение без карты водителя или с неисправной картой трактуется как нарушение правил использования тахографа, поскольку при этом невозможна нормальная фиксация времени водительской работы и отдыха. Поэтому и

штраф за отсутствие карты водителя для тахографа будет точно таким же, как при отсутствии самого устройства.

При неисправности, повреждении или утере карты необходимо обратиться за ее новым экземпляром в организацию, в которой она была получена. На это дается не более 7 календарных дней. В противном случае (согласно новой редакции ст. 11.23 КоАП РФ) штраф за отсутствие карты тахографа грозит как водителю (3-5 тыс. руб.), так и перевозчику (20-50 тыс. руб.) и должностному ответственному лицу (7-10 тыс. руб.).

Кому нужен тахограф? Разъяснение закона 2019 года

Участившиеся аварии с грузопассажирским автотранспортом принудили законодателей внести изменения в действующее Законодательство по вопросам, касающимся индивидуальных тахографов.

Ранее оснащать тахографами свой транспорт необходимо было всем юрлицам и ИП, в то время как на грузопассажирский транспорт, оформленный на частное лицо, такая обязанность не распространялась. Законодатели решили закрыть брешь в этом вопросе.

Начиная с 1 ноября 2019 года, всех владельцев большегрузных автомобилей и общественного транспорта обязали устанавливать на борту тахографы, вне зависимости на ком зарегистрировано транспортное средство.

Действия закона вступает с указанной даты, за отсутствие тахографа в автомобилях определенных категорий предусмотрены штрафные санкции как для юридических лиц и ИП, так и простых водителей.

Если у вас есть вопросы, то вы можете обратиться к нашим юристам в режиме онлайн.

Тахограф – что это и для чего он нужен?

Это индивидуальное электронное бортовое устройство для ведения контроля над работой ТС и отдыха водителя:

  • над действительным пробегом автотранспортного средства (невозможно «скрутить пробег»);
  • над временем, в течение которое водитель вел автомобиль и имел ли периоды для отдыха.

Тахограф автоматически сохраняет в своей памяти все эти данные, зашифровывает их для несанкционированного редактирования. Поэтому имеющиеся в нем записи весьма объективны, и могут быть использованы в качестве доказательств, в том числе в судебном разбирательстве.

Другие материалы подобной тематики можно изучить на нашем сайте.

Изменения 2019 года

С 1 ноября 2019 года вступают в силу ряд поправок и изменений в действующие нормативно-правовые акты:

  1. ФЗ №196 статья 20.3, предписывающая физическим лицам оснащать тахографами весь эксплуатируемый транспорт для грузоперевозок (массой свыше 3,5 тонн), а также автобусы и соблюдать требования по надлежащему использованию прибора и придерживаться установленного режима работы водителя по тахографу;
  2. Постановление Правительства №1276 о нововведениях в порядке техосмотра ТС;
  3. КоАП статья 11.23, ужесточающая ответственность за административные нарушения на транспорте, попадающем под оснащение тахографами.

В измененном тексте ПП России от 30.09.2019 за номером 1276 содержаться такие требования для водителей и руководителей предприятий:

  • С ноября, при прохождении технического осмотра, у всех автотранспортных средств грузовой и пассажирской категории обязательно будет проверяться тахограф – его функциональность, наличие заводской пломбы и другие технические параметры. Все проверяемые данные будут занесены в соответствующие раздел диагностической карты нового образца.
  • Сделаны разграничения по марке тахографов – для движения по дорогам России предусматривается модель марки СКЗИ, для международных перевозок – ЕСТР (Приказ Министерства транспорта за номером 36 и Европейскими нормами движения).
  • Грузовой автотранспорт весом более 3,5 т. обязательно оснащается тахографом, подобные требования относятся и к пассажирским автобусам, несмотря на общую массу и количество посадочных мест.

Будьте внимательны! Многие недобросовестные сервисные центры предлагают к установке именно модель, предназначенную для европейских дорог, его стоимость несопоставимо выше российского аналога.

В представленное видео озвучены ключевые моменты нововведений:

Другие законодательные акты по автомобильной теме расположены на нашем сайте

На какие автомобили устанавливается тахограф

К такому транспорту относят:

  1. грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
  2. пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
  3. автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
  4. все самосвалы;
  5. автокраны-манипуляторы.

Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:

  • ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
  • Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
  • Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
  • Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
  • Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
  • Военные ТС.
  • Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.

Нужен ли тахограф физическим лицам?

Многих волнует вопрос, что ждет частное лицо, в собственности которого имеется транспорт, попадающий под критерии оборудования тахографом?

Ситуация 1. Если человек на личном транспорте занимается коммерческой деятельностью по перевозке грузов или пассажиров, то ответ – да, тахограф обязателен.

В кратчайшие сроки необходимо оборудовать авто прибором контроля, приобрести карту водителя для тахографа и соблюдать рабочий режим.

Ситуация 2. Если транспорт используется исключительно для собственных нужд (например, перевозка стройматериала на дачу), то тахограф не устанавливается.

Для избежания вопросов при проверке сотрудником ГИБДД на весь перевозимый товар должны быть сопроводительные документы (накладные, товарный и кассовый чеки), выписанные на водителя грузовика.

А чтобы не возникали проблемы с пассажирскими перевозками на личных микроавтобусах, наши эксперты советуют переоборудовать авто на 8 посадочных мест.

Напоминаем, что с 29 июня 2019 года для перевозки людей на автобусах (вместительностью более 8 мест) как с коммерческой целью, так и просто личных знакомых, требуется лицензия на данный вид деятельности.

Взвесить и оценить все обстоятельства в каждом конкретном случае, а также принять правильное решение и избежать проблем с законом вам помогут наши правовые эксперты. Онлайн-консультации оказываются бесплатно.

Кто имеет право проверять тахограф?

Соответствие транспорта новым требованиям осуществляется следующими контролирующими органами:

  1. Госавтоинспекцией, а именно инспекторами ГИБДД на дороге;
  2. Ространснадзор, выездные проверки инспекторов УГАДН;
  3. Федеральной таможенной службой (для международных перевозчиков).

Проверяться будет не только наличие тахографа, но также:

  • соответствие модели прибора;
  • его исправность;
  • калибровка и пломбировка;
  • внесение в реестр ФБУ Росавтотранс;
  • карточка водителя для тахографа;
  • распечатка данных с тахографа о фактическом режиме работы водителя на транспорте.

Штраф за отсутствие тахографа

Нововведения повлекли значительное увеличение штрафов за тахограф.

Закон (КоАП России, ст.11.23) предусматривает различные штрафные санкции как для частных водителей, так и для компаний, исходя из параметров неправильной работы тахографа, допущенных нарушений в его эксплуатации или во время движения ТС:

  1. вождение без наличия тахографа транспорта, на который законодательно предписано устанавливать прибор, влечет наказание для водителя, сумма может составить от 3 до 5 тыс. руб.;
  2. на должностное лицо, допустившее в рейс авто, не оборудованное тахографом (в нарушении предписываемого порядка) штраф составит 7 – 10 тыс. руб.;
  3. для ИП аналогичное правонарушение – 15-25 тыс. руб.;
  4. для юрлиц, за отсутствие тахографа на транспорте, штраф составит от 20 до 50 тыс. руб.

Предусмотрены штрафы и в случае несоблюдения режима труда и отдыха водителя. Причем санкции вводятся как непосредственно для водителя, так и для должностных лиц, выпустивших авто в рейс, а также и для непосредственных собственников транспорта:

  • водителю грозит штраф от 1,5 до 3 тыс.руб.;
  • должностные лица — 7-10 тыс.руб.;
  • ИП — 15-25 тыс.руб.;
  • ЮЛ — 20-50 тыс.руб.

Тахограф цена с установкой

В основном стоимость индивидуального электронного измерительного устройства – тахографа, по России мало чем отличается. Но она напрямую связана с маркой прибора и технических характеристик, т.е. чем он дороже, тем его возможности шире.

Средняя цена колеблется в диапазоне от 30 до 35 тыс. руб. без установки, однако устанавливать прибор должны только лицензированные центры, имеющие право на его монтаж.

Актуальный список мастерских, предоставляющих полный перечень услуг по установке, оформлению и обслуживанию тахографов, размещен на официальном сайте Росавтотранс в разделе Тахографический котроль.

В среднем цена за услугу может составить от 8 тыс. руб. и выше, в зависимости от подключаемых модулей. В среднем за сам прибор и его установку водителю или его руководителю придется уплатить порядка 38-45 тыс. руб.

Специалист выдает сертификат соответствия прибора установленным законом требованиям, что подтвердит легальность как самого прибора, так и его подключение к инженерным системам автотранспорта.

Установка тахографа своими силами не допускается! Неизбежные технические ошибки приведут к неправильной работе устройства, а впоследствии наложению крупных штрафных санкций как на водителя, так и на собственника ТС.

Обратившись в специализированный автосервис, водитель получает:

  1. полностью готовый к эксплуатации тахограф и гарантию мастерской;
  2. современное сервисное обслуживание – подключение датчиков передвижения тахографа и связь со спутниками.

Поэтому уставить индивидуальный тахограф водителю просто необходимо, чтобы в дальнейшем не страдала коммерческая деятельность, как крупного предприятия, так и небольших компаний.

Важно! По истечении 2 лет непрерывной эксплуатации, водитель должен передать оборудование на калибровку для устранения возможных неисправностей и проверки работоспособности имеющихся функций. Однако срывать заводские пломбы запрещено, это может сделать только специалист по наладке и установке оборудования во время калибровки, о чем выдается документ с полным перечнем неисправностей.

Если необходимо заменит колеса водителю или будет замечено, что датчик времени работает неправильно, то следует незамедлительно обратиться в мастерскую для проведения внеплановой калибровки тахографа.

Если у вас остались вопросы, то наши юристы могут дать бесплатную консультацию

Юридические лица и ИП, осуществляющие определенную деятельность, обязаны оснащать свои автомобили так называемыми тахографами. За неисполнение требования законодательства может быть наложен штраф.

Случаи, когда необходима установка тахографов, требования к ним и многое другое указаны в соответствующих Приказах Минтранса.

Что это такое

Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ № 196, утвержденного 10 декабря 1995 года “О безопасности…” (далее – Закон), тахографом признается технический агрегат, обеспечивающий непрерывную и некорректируемую регистрацию данных о скорости и пройденном маршруте, о режиме труда и отдыха водителей ТС.

Как выглядит

П. 2 Раздела 1 Приложения 1 Приказа Минтранса № 36 “Об утверждении требований к тахографам…” (далее – Приказ № 36) гласит, что тахограф состоит из этих компонентов:

  • основное бортовое устройство, устанавливаемое внутри кабины ТС;
  • карты тахографа;
  • датчик фиксации движения;
  • антенна, предназначенная для приема внешних сигналов от спутниковых систем навигации;
  • антенна для осуществления передачи сигналов в формате GSM/GPRS;
  • монтажные части, предназначенные для установки аппарата и соединения его частей.

Кому нужно устанавливать

Ст. 20 Закона указывает, что осуществлять установку тахографов обязаны юрлица и ИП, которые ведут деятельность на территории России, связанную с эксплуатацией ТС.

П. 2 Раздела 1 Приказа Минтранса № 273 “Об утверждении Порядка оснащения…” (далее – Приказ № 273) определяет, что тахографы нужно устанавливать юрлицам и предпринимателям, которые осуществляют деятельность, связанную с использованием ТС, пассажирскими и грузоперевозками.

При этом Приказ № 273 прямо указывает, что требование по обязательной установке тахографов распространяется на юрлиц и ИП вне зависимости – собственники ли они или владеют ТС на иных законных основаниях.

На какие категории ТС необходимо устанавливать тахографы

Согласно Приложению 2 Приказа № 273, оснащать тахографами необходимо следующие категории и виды ТС:

  • ТС, которые, помимо места водителя, имеют более 8 посадочных мест, и максимальный вес которых не более 5000 кг (M2);
  • ТС c более, чем 8-ю посадочными местами (кроме водительского), и с массой более 5 тонн (M3);
  • ТС, назначение которых – перевозка грузов, при этом масса ТС – более 3500 кг, но менее 12000 кг (N2);
  • ТС с максимально допустимой массой свыше 12000 кг, предназначенные для осуществления грузоперевозок (N3).

Не нужно оснащать тахографами следующие ТС:

  • имеющие более 8 посадочных мест, с массой до 5000 кг или свыше 5000 кг – неважно, в случае, если ТС используется для осуществления городских или пригородных пассажирских перевозок (Постановление Правительства от 14 февраля 2009 года № 112);
  • ТС, которые были допущены к осуществлению международных перевозок согласно карточке доступа, и которые были оснащены контрольными устройствами согласно требованиям ЕСТР, принятого 1 июля 1970 года в Женеве.

Правила использования

Правила использования регламентируются Приложением 3 к Приказу № 36.

Так, п. 1 определяет цели использования:

Кто использует

Цель использования

Водитель Для регистрации порядка труда и отдыха
Транспортная компания Для проведения контроля за соблюдением водителями установленного режима отдыха и трудовой деятельности
Контролер Те же цели, что и у транспортной компании

П. 2 гласит, что на ТС устанавливается только один тахограф, при этом:

  • он должен соответствовать требованиям, которые перечислены в Приложении 1 Приказа № 36;
  • сведения о таком приборе должны быть в специальном перечне сведений о моделях тахографов (за актуальность такой информации ответственность несет Агентство автомобильного транспорта, телефон для справок 8 (495) 496 – 85 – 83).

Кроме этого, законодательством указывается на обязательное наличие блока СКЗИ, соответствующего требованиям Приложения 1 к Приказу № 36.

Сведения о таком блоке должны быть также включены Агентством автомобильного транспорта в специальный перечень (справка – блок СКЗИ –шифровальное средство, осуществляющее преобразование информации в криптографическом виде).

П. 9 Приложения 3 Приказа № 36 определяет правила использования тахографов водителями:

  • перед началом рабочего дня вставить водительскую карту в левый слот прибора, ввести ПИН-код;

  • далее, если тахограф запрашивает ввод данных, ввести информацию о своем роде деятельности, указав место ежедневного начала работы (маршрута), или проигнорировать данный запрос (в последнем случае тахограф автоматически определит нужные сведения);
  • после того, как рабочая смена закончились, водителю следует дождаться соответствующего запроса аппарата и вытащить водительскую карту из слота тахографа;
  • по требованию контролеров, водитель обязан обеспечить доступ к регистрирующему прибору, а также распечатать результат его работы в случае такой необходимости.

Водителю строго запрещается:

  • извлекать карту во время езды, использовать грязную или поврежденную карту;
  • использовать просроченную карту;
  • ездить с неработающим или с несоответствующим требованиям Приказа № 36 тахографом;
  • блокировать, корректировать, модифицировать, фальсифицировать или иным образом вносить изменения в регистрируемую прибором информацию.

Какой полагается штраф

Поскольку нарушения, так или иначе связанные с использованием технических средств контроля, делятся на определенные разновидности, то и ответственность будет отличаться. Также наказание различно для самих водителей и должностных лиц, ответственных за выпуск ТС “на линию”.

За отсутствие тахографа

Ч. 1 ст. 11.23. КоАП (далее – Кодекс) определяет наказание для водителей и должностных лиц в случае, если на ТС отсутствует тахограф, а его установка обязательна в соответствии с требованиями действующих законов.

Размер штрафа различается для водителей и должностных лиц:

Водитель

Должностное

От 1 до 3 тыс. рублей От 5 до 10 тыс. рублей

На юридическое лицо

Субъектом правонарушения по ст. 11.23. Кодекса выступают исключительно физические лица, то есть юрлица не несут какой-либо ответственности.

На физ лицо

Помимо водителя, оштрафовать за нарушение требований законодательства в части установки и использования тахографа могут должностное лицо.

В качестве должностного лица, выступающего субъектом правонарушения, рассматривается гражданин, ответственный за установку и поверку тахографа.

В зависимости от конкретной организации, это может быть главный механик, начальник гаража и др., то есть лицо, в ведении которого находится выпуск ТС в рейс.

На ИП

Несмотря на то, что ч. 1 ст. 20 Закона обязывает ИП, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, оборудовать автомобили тахографами, ответственность по ст. 11.23. Кодекса наступает только для водителей и для лиц, обслуживающих приборы и выпускающих ТС в рейс.

То есть ИП не несет какого-либо наказания за отсутствие тахографа или за несоответствие его установленным требованиям.

За неисправный

Ч. 1 ст. 11.23. Кодекса предусматривает одинаковую ответственность за факт неустановки прибора (если его установка обязательна в соответствии с законами), а также за факт необеспечения его работоспособности.

Штраф будет наложен, если прибор не работает в случае:

  • его намеренной блокировки или модификации;
  • фальсификации данных;
  • неисправности по иным причинам.

Водитель и должностное лицо освобождаются от ответственности только в том случае, если поломка прибора произошла уже после начала рабочего дня или рабочей смены.

За калибровку

Согласно п. 4 Раздела 2 Приказа № 273, тахографы на ТС устанавливают специальные мастерские, перечень которых утверждается Агентством автомобильного транспорта.

На основании п. 6 Раздела 2 Приказа № 273, в ходе оснащения ТС тахографом осуществляется калибровка прибора, однако она может и не осуществляться, судя по смыслу аб. 2 ч. 8 Приказа № 273 (редко, но бывает – если производитель тахографа не предусмотрел среди перечня обязательных действий по его установке калибровку – к примеру, если в ней нет необходимости или прибор автоматически осуществляет ее).

П. 10 указывает, что в результате калибровки прибор должен распечатывать чек с определенными данными, а по окончании калибровки на тахограф ставится пломба. Проводить калибровку нужно каждые 3 года (п. 12 Приказа № 273).

Нам не удалось определить, будет ли кто-либо нести ответственность за несвоевременную или неправильно проведенную калибровку, так как ст. 11.23. Кодекса не предусматривает соответствующий состав правонарушения.

За превышение времени

В случае, если водитель нарушает установленный режим отдыха и труда, наказание последует уже по ч. 2 ст. 11.23. Кодекса с наложением штрафа от 1 до 3 тыс. рублей. Должностное лицо за данное нарушение не может быть привлечено.

За отсутствие карты водителя для тахографа

Приложение 1 Приказа № 36 регламентирует требования к тахографам.

Ч. 2 Раздела 1 Приказа № 36 указывает, что в состав бортового устройства должен входить такой компонент, как карты.

Ч. 1 ст. 11.23. Кодекса накладывает наказание за “несоответствующие установленным требованиям тахографы”.

Таким образом, наказание за отсутствие карты наступает по ч. 1 ст. 11.23. для водителя и должностного лица.

Итак, в случае отсутствия тахографа на водителя и должностное лицо, осуществляющее допуск ТС в рейс, может быть наложена ответственность в виде штрафа согласно ст. 11.23. Кодекса.

Наказание последует как за отсутствие прибора вовсе, так и за его неисправности или за несоответствие установленным требованиям.

Тахограф – техническое приспособление, которое позволяет контролировать многочисленные параметры работы автотранспортного средства, среди которых маршрут автомашины, скорость ее движения и режим отдыха водителя.

Данное устройство также ведет учет такой информации, сохраняя ее в своей памяти. Внешний вид и составные элементы тахографа АТОЛ Drive 5:

Законодательством России уже давно регламентирована обязательная установка тахографов на многие виды транспорта, но у водителей и юридических лиц по-прежнему остаются вопросы в области установки таких приборов и ответственности за их отсутствие либо же возникают разночтения правовых актов.

Для разбора самых популярных вопросов необходимо изучить законодательные акты.

На какие транспортные средства ставится

На основании приложения №2 Приказа Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013г. тахографическими устройствами должны оснащаться нижеследующие виды транспорта:

  • автотранспорт массой менее 5 000 кг, который используется для пассажирских перевозок, имеющий более 8 сидячих мест, исключая водительское место – класс M2;
  • автотранспорт массой более 5 000 кг, который используется для перевозки людей, имеющий более 8 мест для посадки пассажиров, исключая водительское место – класс M3;
  • автотранспорт, масса которого находиться в пределах от 3 500 до 12 000 кг, предназначенный для транспортировки грузов – класс N2;
  • автотранспорт массой более 12 тонн, который предназначен для транспортировки различных грузов – класс N3.

Из данного списка видно, что любой автобус без тахографа не может совершать перевозку пассажиров. Сроки установки тахографов на различные типы транспорта:

Устройства контроля режима работы транспортного средства и водителя не нужно устанавливать на нижеследующие виды транспорта:

  • автомашины с конкретными хозяйственными функциями – сельскохозяйственная техника, бетономешалки, автокраны, эвакуаторная техника, автогудронаторы, дома на колесах, автомобили-телестудии и прочие;
  • учебный автотранспорт, который не используется для пассажироперевозок;
  • автомобили оперативно-розыскного назначения, находящиеся в ведении ФСБ, МВД;
  • автомашины МЧС и сокрой медицинской помощи;
  • военный автотранспорт;
  • транспорт, который проходит дорожные испытания;
  • автотехника коммунального назначения;
  • прочий автотранспорт.

Обратите внимание, что все правила по эксплуатации и оснащению, описание, нормы использования и функционал, а также иная не менее важная информация о тахографах освещена в приказе Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 г.

Важно! Стоит отметить, что на основании пункта №3 общего положения Приказа Минтранса РФ № 273 от 21.08.2013г. с 1 января 2019 года для предупреждения фальсификационных действий с тахографическими аппаратами и в целях соответствия международным стандартам и соглашениям запрещено использование аналоговых устройств, которые должны быть заменены на цифровые приспособления с модулем СКЗИ.

Срок эксплуатации прибора

На основании пункта 10.3 приложения №3 к приказу Минтранса РФ №36 от 13.02.2013г. запрещается эксплуатировать приборы с истекшим сроком эксплуатации либо приборы, модуль СКЗИ которых отработал предназначенный производителем срок.

Замену блока СКЗИ нужно проводить раз в 3 года. Новый модуль перед установкой в прибор проходит процедуру калибровки, после чего активируется.

Модуль системы тахографического устройства также подлежит замене, если организация изменила свои регистрационные данные:

  • название или форму собственности;
  • ОГРН;
  • юридические адреса;
  • ИНН;
  • кода региона.

Также СКЗИ необходимо менять при корректировке нижеследующей информации о транспортном средстве:

  • модели;
  • VIN-индификатора;
  • марки;
  • года выпуска;
  • цвета;
  • серийного номера;
  • изменения прочих сведений в паспорте транспортного средства.

Обуславливается замена при вышеперечисленных информационных изменениях тем, что они используются при активации модуля и должны быть аннулированы.

Виды нарушений и ответственность

По закону передвижение конкретных автомашин без тахографа запрещено. Стоит учесть, что ответственность за нарушение законодательства накладывается не только на автоводителя, но и на ИП или юридические лица, которые владеют автотранспортом, а также на должностные лица этих организаций.

Жесткое регулирование в данной области связано с тем, что по статистике большая часть ДТП совершаются водителями, которые проводят за рулем сверх положенной нормы. Предпринятые меры по оснащению авто тахографами уже положительно повлияли на динамику ДТП.

Именно работодатель обязан:

  • контролировать соблюдение регламента по грузовым и пассажирским перевозкам;
  • осуществлять строгую проверку автотранспорта и технических средств на нем;
  • проверять режим работы водителя.

Стоить помнить, как и водитель не должен осуществлять движение без этого устройство, так и должностное лицо не должно допускать выпуск на линию без тахографа на грузовике или на прочем транспорте водителя.

Важно! Водитель несет ответственность за нарушения режима труда и – запрещено эксплуатировать автомашину более предусмотренного Приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004г. времени. Данная информация фиксируется тахографическим прибором и может быть проверена сотрудником ГИБДД.

Про тахограф ТЦА-02НК расскажет статья: Тахограф ТЦА-02НК.

Какая нужна бумага для тахографа .

На сегодня любой автотранспорт, даже без СКЗИ, может получить КАСКО, так как пока его наличие не является обязательным для получения автостраховки. Однако законодатели бурно обсуждают введение такой обязательной нормы.

Требования к устройству

Тахограф, установленный на автотранспортном средстве, должен соответствовать требованиям:

  1. В устройстве должен присутствовать измеритель движения.
  2. Чиповая карточка, на которую записывается вся информация о движении и режиме работы водителя, всегда должна быть вставлена в устротво при эксплуатации машины.
  3. Прибор должен включать в себя модули навигации GPS и ГЛОНАСС.
  4. Пломба прибора не должна быть подвержена деформации.
  5. Тахограф не должен иметь как видимых, так и внутренних повреждений, не издавать странные сигналы. Все прямые и дополнительные его функции должны работать безотказно.
  6. Соединительные элементы корпуса (шурупы, болты) устройства не должны быть скручены, иметь царапины, так как их наличие будет свидетельствовать о проведении незаконных манипуляций с ним.

Несоблюдение данных требований влечет за собой наложение штрафных санкций как на физическое, так и на юридическое лицо.

Также караются законом следующие нарушения:

  • отсутствие карты водителя;
  • чужая карта водителя;
  • неоткалиброванный или нетарированный прибор;
  • просроченная калибровка устройства;
  • ошибки в шайбах;
  • работы по вводу в эксплуатацию тахографического оборудования производились в компании без аккредитации, что легко проверяется на вебсайте ФБУ Росавтотранса;
  • отсутствие бумаги и прочие.

За нарушения в области оснащения тахографическими устройствами авто и режима работы водителя статьей 11.23 КоАП России предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Таблица штрафов.

Вид нарушения ПДД Размер штрафных санкций
Физическое лицо Должностное лицо Юридическое лицо
Отсутствие тахографа или карты водителя 1 000 – 3 000 р. 5 000 – 10 000 р. 15 000 – 30 000 р.
Несоблюдение режима труда и отдыха водителем (переработка) 1 000 – 3 000р. Не налагается Не налагается
Намеренное отключение прибора, внесение самостоятельных модификаций в него 1 000 – 3 000р. 5 000 – 10 000 р. 15 000 – 30 000 р.
Неработающий тахограф 1 000 – 3 000р. 5 000 – 10 000 р. 15 000 – 30 000 р.
Просрочена или не вставлена карта водителя в первый слот карта 1 000 – 3 000р. 5 000 – 10 000 р. 15 000 – 30 000 р.
Отсутствие модуля СКЗИ – использование приборов старого образца с шайбой после 01.01.2018 1 000 – 3 000р. 5 000 – 10 000 р. 15 000 – 30 000 р.

Важно! На штрафы за нарушения, связанные с отсутствием или порчей тахографа, не распространяется скидка в 50 процентов при оплате в 20-тидневный срок.

Размер штрафа определяется на месте сотрудником ГИБДД и зависит от ряда условий, например, при повторном нарушении грозит максимальная сумма.

Где платить

Оплата штрафных санкций, наложенных на физическое лицо, производиться в:

  • Сбербанке;
  • другом финансовом учреждении как наличными, так и посредством банковских карт. Все данные для оплаты указываются в постановлении сотрудника ДПС;
  • также оплатить штрафы любого рода можно в онлайн режиме, например, через сервис oplatagosuslug.ru.

Согласно законодательству организации, на которые наложены штрафы сотрудниками дорожной полиции, обязаны оплачивать их путем перевода средств со своего расчетного счета на счет ГИБДД. Такие расходы по бухгалтерии отражаются в графе «прочие текущие расходы.

Как избежать взыскания

Избежать штрафа за отсутствие тахографического устройства нельзя, если автомобиль используется в коммерческих целях. Однако в законе предусмотрены варианты, когда водитель может продолжать рейс, например, без карты водителя.

Освобождение от штрафных санкций в таком случае возможно при том условии, что карта была потеряна или вышла из строя во время движения.

Такие независящие от водителя обстоятельства придется доказать сотрудникам ДПС. Стоит обратить внимание на то, что при повреждении или утере карты водитель обязан вести записи всех данных о маршруте вручную на обратной стороне ленты тахографа.

Ни в коем случае не стоит подделывать показания контрольного устройства или подвергать его модификации. При будущих проверках это будет обнаружено и виновные лица понесут наказание.

Санкции в Европе

При международных перевозках, а именно при следовании по территории Европейского союза, необходимо руководствоваться правилами и нормами стран ЕС:

  • в сутки водителю разрешается управлять автотранспортом не более 8 часов;
  • в исключительных случаях иногда допускается время работы водителя порядка 9 или даже 10 часов не больше 2-ух раз в неделю;
  • каждые 4,5 часа водитель должен делать перерыв в вождении продолжительностью не менее 45 минут, который не относиться к ежедневному отдыху;
  • при этом в сутки водитель-дальнобойщик должен отдыхать не менее 11 часов;
  • водитель должен иметь выходной день каждую рабочую неделю продолжительность от 36 до 45 часов;
  • шофер также несет ответственность за исправность и наличие тахографа в авто.

В каждой стране Евросоюза предусмотрены различные по размеру штрафные санкции за нарушения режима труда и отдыха водителя, а также работу устройства – их перечень состоит из более 100 пунктов.

Нужно ли устанавливать тахограф на кран манипулятор, об этом в статье: Нужен ли тахограф на манипулятор.

Нужно ли менять тахограф vdo 1381 в 2019 году .

Каков срок действия карты водителя для тахографа, найдете в этой публикации.

Уклониться от них не возможно, так как любому представителю достаточно лишь проверить тахограф и при нарушении выписать штраф без разбирательств.

Самые маленькие суммы штрафов в Литве – около 30 евро, а больше всего приодеться раскошелиться за нарушения в Германии – до 15 000 евро.

Сводная таблица популярных штрафов в некоторых странах ЕС*.

Вид нарушения Польша Голландия Литва
Отсутствие тахографа 800 2200 30-60
Нет тахокарты (шайбы) либо просроченная карта От 133 550 30-60
Нарушение времени проезда в день От 40 110-1320 30-60
Превышение недельной нормы управления авто От 27 110-1100 30-60
Вмешательство в работу тахографа 800-2669 1760 30-60

*Суммы штрафов указаны в Евро.

Продолжение сводной таблицы популярных штрафов в некоторых странах ЕС*.

Вид нарушения Болгария Германия Австрия
Отсутствие тахографа 250-1000 1500 До 5000
Нет тахокарты (шайбы) либо просроченная карта 250-1000 От 175 До 5000
Нарушение времени проезда в день 150-500 15-15000 До 5000
Превышение недельной нормы управления авто 150-500 15-15000 До 5000
Вмешательство в работу тахографа 250-1500 Угол. ответственность Угол. ответственность

*Суммы штрафов указаны в Евро.

Оснащение тахографа – важная процедура по контролю движения авто и графиком работы водителя, которую необходимо обязательно производить на автотранспорте, перевозящем пассажиров или грузы и используемом в коммерческих целях.

Избежать штрафа довольно сложно, поэтому рекомендуется устанавливать и проводить его проверку своевременно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *