Реестровое дело

Сведение и документы, подтверждающие существование земельного участка, представляют собой кадастровое дело. Без него невозможно существование земельного надела в реестре, а также выдвижение правовых требований третьих лиц, пусть даже фактических владельцев. По этой причине нужно позаботиться о том, чтобы дело на тот или иной земельный участок имело место.

Порядок оформления и ведения кадастрового дела

Что такое кадастровое дело? Это дело, что состоит из документов, которые свидетельствуют о фактах образования участков, прекращения их существования, внесения изменений в их основные характеристики, если такие изменения в установленном порядке были поставлены на учёт. Оно хранится в государственных архивах даже после ликвидации земельного надела.

Обычно дела ныне существующих объектов хранятся в самом кадастровом органе, а сведения из него отображаются в едином реестре. После ликвидации объекта дело снимается с учёта, данные прекращают отображаться в реестре, а само дело передаётся в архивы на вечное хранение. Законодательство не допускает уничтожения архивов или изъятия из него конкретных дел ни в коем случае.

Исключение из данного правила составляют участки с временно учтённым статусом. Если такие участки переводятся на постоянный учёт, то их дела продолжают храниться в кадастровом органе. В противном случае они передаются в архив и уничтожаются в установленном законом порядке по истечении трёх лет.

Формируется пакет документов и сведений кадастрового дела в результате работы специалистов – кадастровых инженеров и сотрудников государственной кадастровой службы.

Данные из дела могут использоваться в следующих целях:

  1. Для осуществления управления в сфере охраны природы и использования природных ресурсов.
  2. Для охраны интересов частных лиц, интересов публичных.
  3. В научных целях при проведении исследований.
  4. В целях установления тенденций в изменениях качественных характеристик земель.
  5. Для создания единого федерального или местного плана осуществления кадастровых работ.
  6. Для выявления ценовой категоризации отдельных местностей.

В любом случае использование сведений из дела не должно противоречить положениям законодательства.

Особенности формирования кадастрового дела

Кадастровое дело заводится лишь в случае присвоения участку кадастрового номера. Чтобы вновь образуемому участку был присвоен такой номер, в орган кадастра по месту расположения надела необходимо подать следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающий документ;
  • план участка (составляется частным инженером по заказу собственника);
  • проверочный акт межевания (осуществляется сотрудниками службы в целях проверки подлинности предоставленного плана);
  • справочную информацию из единого реестра прав на объекты недвижимости;
  • технические документы из БТИ (бюро технической инвентаризации).

Все указанные бумаги, а в некоторых случаях их копии, будут включены в состав кадастрового дела.

Помимо указанных, в состав кадастра включаются и следующие документы:

  • планы расчёта;
  • журнал номеров участков на местности;
  • реестр делянок по всему государству.

Помимо них, имеется перечень дополнительных документов второстепенной важности в целях кадастра:

Рекомендуем ознакомиться:

  • различные учётные книги;
  • справочная информация из налогового органа;
  • список участков в публичной собственности.

В пределах всего государства составляется реестровое дело, которое включает в себя следующее:

  • план деления;
  • номера участков;
  • графическое изображение деления на карте.

По этой причине в едином реестре имеется полная информация как о ныне существующих участках, так и о прекративших своё существование земельных наделах. К примеру, если два участка были объединены, то итоговым номером будет один из номеров объединённых наделов, однако номер прекратившего существование участка не удаляется, а сохраняется на вечный срок.

Заявка на кадастровый учёт

Оформление кадастрового дела начинается с подачи заявки собственником земельного надела либо уполномоченным распоряжаться государственными землями органа. Форма подачи заявки простая письменная, оформленная на специальном бланке. Заявки в иной форме уполномоченными на учёт в кадастре органами не принимаются.

При недостаточности одного бланка для представления полной текстовой части заявки она составляется на нескольких листах, каждый из которых нумеруется.

Составлять заявки на обычных листах допускается лишь в исключительных случаях. Но даже при этом логика и структура изложения должны соответствовать форме бланка, а также должны быть оформлены все необходимые реквизиты документа.

По поступлению в кадастровый орган заявка получает определённые реквизиты:

  • отметку о регистрации;
  • номер регистрации;
  • дату поступления заявки.

Обязательным к заполнению в заявке считается графа «Автор».

В данной графе необходимо указать следующие сведения:

  • фамилию, имя и отчество заявителя – физического лица;
  • сокращённая форма наименования и ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций) код для заявителя – юридического лица;
  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), а в случае его отсутствия — реквизиты удостоверения личности;
  • подпись.

При подаче групповой заявки, к примеру, при постановке на учёт общей или долевой собственности, в данной графе указывается один из собственников.

Орган, оформляющий кадастровое дело

Кадастровые дела на участки необходимо составить в следующих целях:

  • определить границы участка;
  • контролировать земельные ресурсы;
  • при учёте, первичном или вторичном.

Ответственными за создание кадастрового дела являются два органа:

  • комитет по землеустройству;
  • управление землеустройством.

Основной массив участков документируется сотрудниками Управления. Все случаи, связанные частным землевладением в целях индивидуального жилищного строительства, постановка и снятие с учёта частных земельных участков в пределах поселений относятся к полномочиям именно Управления.

Рекомендуем ознакомиться:

Комитет по землеустройству осуществляет документальное оформление земельных участков, целевое использование которых определено законодательством. К примеру, участки под дачи, сельскохозяйственные угодья и т. д.

При вторичном учёте земельного надела кадастровое дело земельного участка заново не составляется. Для него оформляется отдельный акт инвентаризации, проводится проверка плана участка, которые и станут основной частью кадастрового дела.

Номер кадастрового дела земельного надела должен полностью соответствовать кадастровому номеру самого участка.

Представлен он в виде двух составляющих:

  • номер района по кадастровому плану страны;
  • номер участка из единого реестра.

Номера записываются в указанной последовательности и разделяются между собой дробью.

При оформлении документов на учёт земельного надела необходимо нанять частных специалистов, аккредитованных на проведение кадастровых работ. Данное условие действует и на государственные органы при учёте наделов в публичной собственности. Особое внимание необходимо уделить заполнению документов. Документы, в которых будут обнаружены правки либо приписки, будут считаться недействительными, а кадастровые работы необходимо будет осуществить заново.

По заявлению собственника или в рамках плановой постановки на учёт земель публичной собственности земельные наделы будут зарегистрированы в течение одного месяца со дня подачи заявки собственником либо со дня вынесения соответствующего решения уполномоченного органа.

Сведения кадастрового дела

Документы в кадастровом деле должны быть отражены в данных публичного реестра и представлять следующие сведения о земельном наделе:

  • номер участка по кадастру;
  • фактическое местонахождение (адресные данные);
  • размер (площадь);
  • сведения о разрешённом виде пользования землёй и отнесённой по закону категории;
  • текстовое и графическое описание разграничения надела;
  • права лиц на земельный надел;
  • качественные характеристики экономической рентабельности участка;
  • сведения о зданиях и сооружениях, расположенных в границах надела.

Кроме того, указывается дата образования земельного надела, которой является дата включения соответствующих сведений в единый реестр.

Данные сведения должны быть подтверждены оригиналами документов, в которых они обозначены. Но некоторые документы, к примеру — правоустанавливающие, могут быть представлены в кадастровом в деле лишь нотариально заверенными копиями.

При утрате документов не надо паниковать

Каждый собственник недвижимого имущества должен иметь определенный пакет документов, при отсутствии которого владение, а особенно распоряжение этой недвижимостью весьма затруднительно. Если какой-то из необходимых документов испорчен или утерян, собственнику необходимо своевременно восстановить утраченную документацию.

Документы на недвижимое имущество бывают двух видов:

– правоустанавливающие – документы, на основании которых возникло право собственности (договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, договор долевого участия, решение собственника и т.п.);

– правоподтверждающие (свидетельство о государственной регистрации права).

Для восстановления вышеперечисленных документов нужно придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Необходимо обратиться в Управление Росреестра с запросом одним из следующих способов (п.2 Порядка, утв. приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180):

– лично, предоставив запрос на бумажном носителе;

– по почте, направив запрос на бумажном носителе;

– через форму на интернет-сайте Росреестра;

– с помощью веб-сервисов, направив запрос в виде ХМL-документа;

– лично через многофункциональный центр, взаимодействующий с Росреестром, представив запрос на бумажном носителе.

При этом вам потребуется паспорт и квитанция, подтверждающая оплату услуги по восстановлению документов.

В соответствии с действующим законодательством размер платы за предоставление сведений составляет 200 рублей. Срок подготовки копий запрашиваемых документов – пять рабочих дней (п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации); приложение № 2 к приказу Минэкономразвития России от 16.12.2010 №650).

Сведения могут быть выданы только самим правообладателям или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя (п.3 ст.7 Закона о регистрации).

Шаг 2. В случае если в Росреестре необходимые документы отсутствуют или право собственности возникло до 31 января 1998года (до момента вступления в силу Закона о регистрации) и не было впоследствии зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вам необходимо обратиться:

– к нотариусу, оформлявшему сделку или наследство. У него вы можете получить заверенные копии документов. Стоимость за свидетельствование верности копий документов, а также выписок их них осуществляется в соответствии с установленными тарифами (ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате);

– в государственный орган, ранее выдававший вам документы (например, муниципальное предприятие центр технической инвентаризации и землеустройства). В нем вы можете получить копии необходимых документов либо выписку из соответствующего постановления (распоряжения);

– к застройщику, с которым ранее заключался договор;

– к другой стороне по сделке (в случае заключения договора в простой письменной форме в период с 1996 по 1998 годы, когда обязательное нотариальное удостоверение было отменено, а Закон о регистрации ещё не вступил в силу).

Шаг 3. С полученными документами вы можете обраться в Управление Росреестра непосредственно либо через МФЦ за восстановлением правоподтверждающего документа (свидетельства о государственной регистрации права), предоставив паспорт и квитанцию об уплате государственной пошлины.

Госпошлина за повторную выдачу правообладателю свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество составляет 350 рублей (пп.33 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ).

В заключение следует сказать, что главное при утрате документов на недвижимое имущество – не паниковать, а здраво оценить ситуацию. В большинстве случаев получить копии утерянных документов можно, обратившись в органы, выдававшие их.

Как получить копии правоустанавливающих документов из архива Росреестра?

  • О Калуге
    • Вчера
      • История города
      • Памятные даты
      • Памятные места
    • Сегодня
      • Официальная символика
      • Экономико-географическое положение
      • Социальный паспорт города
      • Адресный реестр улиц
      • Ими гордится Калуга
      • Города-побратимы
      • Медиагалерея города
    • Завтра
      • Стратегические инициативы Президента РФ
      • Социально-экономическое развитие
      • Направления улучшения состояния окружающей среды
      • Модернизация системы общего образования
  • Управа
    • Страница Городского Головы
      • Сведения о Городском Голове
      • Обращения Городского Головы
      • Интервью Городского Головы
      • Отчеты Городского Головы
      • Рабочие поездки
      • Видеозаписи выступлений
    • Городская Управа города Калуги
      • Структура
      • Оценка эффективности деятельности органов мсу
      • Реестр информационных систем
      • Общегородские планерки
    • Контрольная деятельность
      • Общие сведения
      • Жилищный контроль
      • Земельный контроль
      • Дорожный контроль
      • Лесной контроль
      • Контроль за деятельностью розничных рынков
      • Контроль в сфере торговли
    • Внутриведомственный контроль
      • Внутренний муниципальный финансовый контроль
      • Контроль за соблюдением трудового законодательства
    • Кадровое обеспечение
      • Электронное резюме
      • Информация кадровой службы
      • Система поощрений
      • Аттестационная комиссия
      • Кадровый резерв
      • Вакансии
    • Муниципальные учреждения и предприятия
      • Перечень учреждений и предприятий
      • Тарифы на услуги
      • Независимая оценка качества образовательной деятельности
  • Документы
    • Проекты НПА
      • Проекты муниципальных нпа
      • Проекты административных регламентов
      • Проекты муниципальных программ
    • НПА
      • Устав города
      • Муниципальные правовые акты
      • Утратившие силу НПА
      • Порядок обжалования муниципальных НПА
      • Признанные судом недействующими НПА
      • Административные регламенты
    • Муниципальные и ведомственные программы
      • Общие сведения
      • Тексты программ
    • Оценка регулирующего воздействия
      • Законодательство
      • Информационные материалы
      • ОРВ проектов НПА
      • Экспертиза НПА
      • Соглашения
    • Отчеты
    • Историко-культурная экспертиза
  • Гор.хозяйство
    • ЖКХ
      • Нормативы потребления
      • Определение управляющей организации для управления МКД
      • Тарифы
      • Управляющие компании
      • ТСЖ
      • Совет МКД
      • Коммунальные услуги
      • Перевод домов на индивидуальное отопление
      • Капитальный ремонт
      • Аварийный жилищный фонд
      • Нормативная база
    • Энергосбережение
      • Нормативные акты
      • Возобновляемые источники энергии
      • Приборы учета
      • Полезные советы
      • Отчеты
    • Общественный транспорт
      • Схема движения
      • Автотранспортные организации
      • Тарифы
      • Контроль за работой пассажирского транспорта
    • Дороги
      • План ремонта дорог
      • Безопасные и качественные автомобильные дороги
      • Гарантийные дороги
      • Технологии ремонта
      • Комиссия по безопасности дорожного движения
      • Карта обращений
      • Уборка
      • Места концентрации ДТП
    • Благоустройство города
      • Благоустройство и озеленение
      • Детские площадки
      • Особо охраняемые природные территории
  • Экономика
    • Имущественный комплекс
      • Муниципальное имущество
      • Приватизация муниципального имущества
      • Аренда муниципального имущества
      • Аукцион по земельным участкам
      • Передача имущества
      • Земельные участки для строительства жилья
      • Бесхозяйное имущество
    • Информация для инвесторов
      • Контакты
      • Инвестиционная деятельность
      • Направления привлечения инвестиций
      • Перечень инвестиционных площадок
      • Земельные участки
      • Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности
      • Дополнительная информация
    • Агропромышленный комплекс
      • Общие сведения
      • Семинары с руководителями СНТ, садоводами и огородниками
      • Предоставление земельных участков фермерским хозяйствам
      • Предоставление земельных участков для садоводства
    • Малое и среднее предпринимательство
      • Новости в сфере бизнеса
      • Финансовая поддержка
      • Общественный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства
      • Рекламные конструкции
      • Информационные конструкции
      • Начинающему предпринимателю
      • Нестационарные торговые объекты
      • Имущественная поддержка
    • Муниципальный заказ
      • Важная информация
      • Порядок обжалования
      • Муниципальные контракты
      • Контроль в сфере закупок
    • Статистическая информация по социально-экономическому развитию
  • Финансы
    • Бюджет и бюджетный процесс
      • Формирование проекта бюджета
      • Бюджет на очередной финансовый год и плановый период
      • Сводная бюджетная роспись
      • Реестр расходных обязательств
      • Реестр источников доходов бюджета
    • Бюджет для граждан
    • Инициативное бюджетирование
    • Исполнение бюджета
      • Отчеты об исполнении бюджета
      • Динамика основных показателей исполнения бюджета
      • Отчет об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503317)
    • Информация о состоянии муниципального долга
    • Нормативно-правовая база
    • Системы электронного документооборота
    • Оценка качества финансового менеджмента ГРБС
  • Градостроительство
    • Ограничение и изьятие земли
      • Изъятие земельных участков
      • Публичные сервитуты
    • Участие в общественных обсуждениях
    • Генеральный план города
      • Публичные слушания и общественные обсуждения
      • Действующая редакция
      • Комиссия по подготовке проекта генерального плана
    • Правила землепользования и застройки
      • Публичные слушания и общественные обсуждения
      • Действующая редакция
      • Комиссии по подготовке проекта ПЗЗ
    • Документация по планировке территории
      • Решение о разработке документации
      • Публичные слушания и общественные обсуждения
      • Проекты планировки и проекты межевания
    • Развитие застроенной территории
    • Разрешения на условно разрешенный вид использования
      • Публичные слушания и общественные обсуждения
      • Решения
    • Выданные разрешения
      • Разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов
      • Разрешения на производство земляных работ
      • Разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог
    • Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства
      • Общественные обсуждения
    • Централизованные системы
      • Теплоснабжение
      • Водоснабжение
      • Ливнёвая канализация
    • Порядок и условия получения услуг в градостроительной сфере
    • Местные нормативы проектирования
    • Программы комплексного развития
  • Общество
    • Гражданская защита
      • Общие сведения
      • Оперативная информация
      • Вопросы безопасности
      • Официальные материалы
      • Обучение населения
    • Социальная поддержка граждан
      • Адресная помощь
      • Поддержка семей с детьми
      • Поддержка ветеранов и пожилых граждан
      • Доступная среда
    • Территориальное общественное самоуправление
      • Перечень ТОС города Калуги
      • Календарь мероприятий
      • Новости
      • Создание ТОС
    • Наши дети
      • Отдых детей
      • Дошкольное образование
      • Территориальные психолого-медико-педагогические комиссии
      • Целевое обучение
    • Усыновление в Калуге
      • Банк данных о детях-сиротах
      • Порядок усыновления
      • Выплаты и льготы
      • Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот
    • Военная история
      • Герои среди нас
      • В память о ветеранах
      • Военная история Отечества
    • Защита прав потребителей
      • Контактные данные
      • Нормативно-правовая база
      • Основные права потребителей
      • Практические советы
      • Вопрос-ответ
      • Шаблоны обращений
    • Социально ориентированные некоммерческие организации
    • Похоронное дело
  • Партнеры
    • УПФР в г. Калуге
      • Адреса и контакты
      • График приема граждан
      • Полезная информация
    • УМВД России по г. Калуге
      • Адреса и контакты
      • График приема граждан
      • Ваш участковый
      • Новости
      • Разыскиваются
      • Памятки
      • Новости Госавтоинспекции
    • Кадастровая палата Калужской области
      • Кадастровая палата информирует
      • Кадастровая палата консультирует
    • Прокуратура г.Калуги
      • Разъяснения законодательства
      • Работа с населением
    • Центральный банк РФ
      • Кредитные организации
      • Информация для населения
    • Общественное участие
    • Коллегиальные органы
      • Общие положения
      • Комиссия по делам несовершеннолетних
      • Административные комиссии
      • Антинаркотическая комиссия
      • Комиссия по рассмотрению материалов для предоставления налоговых и других льгот
      • Градостроительный совет
      • Межведомственная комиссия по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины
      • Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи
      • Городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
    • Центр занятости населения
      • Общие сведения
      • Вакансии
      • Объявления
      • Документы
      • Реализуемые программы
      • Итоги работ
    • Управление Росреестра по Калужской области
      • Контакты
      • Росреестр информирует

Архив в Росреестре

Исходя из пунктов 40-41 раздела 6 Ведение реестровых дел объектов недвижимости Приказа Росреестра от 23.12.2015 N П/666 доверенность хранится в архиве (иные документы, составляемые заявителем (представляемым им лицом, если заявителем является представитель правообладателя, ),а копии паспортов (копии документов, удостоверяющих личности заявителей) согласно пункту 42 в архиве не хранятся

Приказ Росреестра от 23.12.2015 N П/666 «Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2016 N 41262)

VI. Ведение реестровых дел объектов недвижимости

39. Реестровое дело объекта недвижимости идентифицируется кадастровым номером соответствующего объекта недвижимости.

40. В реестровое дело объекта недвижимости помещаются документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (в том числе поступившие в ходе осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в порядке внутриведомственного и межведомственного взаимодействия), а также иные документы, указанные в Законе, в том числе: копия уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 29 Закона); копия уведомления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 3 статьи 31 Закона); копия уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 5 статьи 29 Закона); копия письменного сообщения об исправлении технической ошибки, направленного заявителю (статья 61 Закона).

Представленные заявителем документы, не относящиеся к заявленному учетно-регистрационному действию, в том числе не являющиеся основанием для принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, совершении иного действия, указанного в пункте 29 Порядка, в дело не помещаются. Если указанные документы были представлены в бумажной форме, после завершения осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав такие документы возвращаются заявителю.

41. Если документы на государственную регистрацию прав были представлены в форме бумажных документов, в том дела, формируемый в бумажном виде, помещаются следующие документы:

заявления о государственной регистрации прав;

правоустанавливающие документы — документы-основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничения (обременения) прав, если такие документы оформлены и представлены заявителем в простой письменной форме на бумажном носителе, при условии, что оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах (например, договор, справка о полном внесении паевого взноса);

иные документы, составляемые заявителем (представляемым им лицом, если заявителем является представитель правообладателя, стороны (сторон) сделки) и (или) заверяемые (подписываемые) его личной подписью (которые отсутствуют в распоряжении иных уполномоченных органов или должностных лиц (нотариусов).

В том дела, формируемый в бумажном виде, также помещается копия расписки в получении документов на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в которую вносится запись о документах, подлежащих возврату заявителю после завершения осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также о документах, указанных в абзаце втором пункта 40 Порядка, с указанием даты выдачи, фамилии и инициалов работника органа регистрации прав, выдавшего документы, и лица, получившего документы, скрепляемая подписями работника органа регистрации прав и получателя документов.

42. Не подлежат помещению в реестровое дело следующие документы:

копии документов об уплате государственной пошлины (за исключением случаев отсутствия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате государственной пошлины);

копии документов, удостоверяющих личность заявителей (за исключением случаев представления документов посредством почтового отправления);

копии свидетельств о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;

копии свидетельств о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;

копии документов, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния (за исключением копии свидетельства о смерти).

Порядок и сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета, кадровых документов

Любая организация независимо от видов своей деятельности, объемов производства, численности штата неизбежно сталкивается с требованием законодательства о документальном оформлении финансово-хозяйственных операций, трудовых отношений. Данное требование обусловлено не только необходимостью упорядочить производственный процесс, но и необходимостью осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Законодательство устанавливает определенные требования к составу, форме документов, которыми оформляется производственный процесс, а также требования к срокам и порядку хранения, уничтожения данных документов.

Требования к срокам хранения документов бухгалтерского и налогового учета

Законодательство о бухгалтерском и налоговом учете, об архивном деле устанавливает различные требования к срокам хранения документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Разница в сроках хранения документов обусловлена важностью документа, его необходимостью для ведения бухгалтерского учета, для исчисления и уплаты налогов.

Так, в НК РФ установлен предельный четырехлетний срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов. Данный срок в соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ распространяется и на документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Законодательством о бухгалтерском учете установлен минимальный пятилетний срок хранения данных бухгалтерского учета и отчетности. Иные сроки хранения в зависимости от вида документа устанавливаются законодательством об архивном деле. Так, согласно ст. 17 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ранее требования государственного архивного дела к хранению документов содержались в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций с указанием срока их хранения, утвержденном Федеральной архивной службой России 6.10.2000 г. В соответствии с приказом Росархива от 26.08.10 г. № 63 указанный Перечень утратил силу. В настоящее время действует Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Минкультуры России от 25.08.10 г. № 558 (далее – Перечень). Данным Перечнем установлены конкретные виды документов бухгалтерского учета и отчетности с указанием сроков их хранения.

В целом документы по сроку хранения делятся на следующие группы: документы с ограниченным периодом хранения (1 год, 3 года, 5 лет и т.д.), документы постоянного хранения; хранения до минования надобности; хранения до замены новыми документами. Например, аналитические документы (таблицы, доклады) к годовой бухгалтерской отчетности должны храниться 5 лет; лицевые карточки, счета работников – 75 лет. Передаточные, разделительные, ликвидационные балансы, приложения, пояснительные записки к ним, свидетельства о постановке на учет должны храниться постоянно. Исполнительные листы работников – до минования надобности. Бланки форм статистической отчетности в организациях, не являющихся их разработчиками, – до замены новыми и т.д.

Документы, подтверждающие исчисление и уплату сумм страховых взносов во внебюджетные фонды, должны храниться в течение 6 лет (п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 г. № 212-ФЗ).

Сроки хранения кадровой документации

Сроки хранения кадровой документации определены в Перечне для:

  • документов, которыми оформляются трудовые отношения, в частности:
  • организация труда и служебная деятельность;
  • нормирование труда, тарификация, оплата труда;
  • охрана труда;
  • документов, которыми оформляется кадровое обеспечение, в частности:
  • прием, перемещение, перевод, увольнение работников;
  • установление квалификации работников;
  • повышение квалификации работников;
  • награждение.

В целом документы по сроку хранения также делятся на следующие группы: документы с ограниченным периодом хранения, документы постоянного хранения; хранения до минования надобности; хранения до замены новыми документами. Применительно к кадровым документам добавлена группа хранения – до востребования.

Кадровой документации в Перечне отведены разделы 7 «Трудовые отношения» и 8 «Кадровое обеспечение». Например, трудовые договоры (служебные контракты), трудовые соглашения, договоры подряда, не вошедшие в состав личных дел, хранятся 75 лет; личные карточки работников, в том числе временных работников, хранятся 75 лет; характеристики, резюме работников, не вошедшие в состав личных дел, хранятся 5 лет и так далее по перечню; подлинные личные документы (трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства) хранятся до востребования, а невостребованные 75 лет.

Порядок хранения бухгалтерских документов

С целью хранения документов организация создает архивы (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 22.10.04 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Согласно Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР от 29.07.83 г. № 105, первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив. При этом работа организуется в соответствии с Основными правилами работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 6.02.02 г.).

Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

Порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в соответствующих нормативных документах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его механизации (автоматизации).

Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.

Минфин России в письме от 24.07.08 г. № 03-02-07/1-314 отмечает, что хранение первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета может осуществляться в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом их хранение на машинных носителях информации следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения работникам других структурных подразделений предприятия, учреждения, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера.

Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у предприятий, учреждений может производиться только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу предприятия, учреждения. С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия. Если изымаются недооформленные тома документов (не подшитые, не пронумерованные и т. д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).

Порядок хранения кадровой документации

Кадровые документы могут храниться в кадровой службе или архиве организации. Порядок хранения кадровой документации регулируется отдельными положениями трудового законодательства применительно к различным видам документации.

Так, например, в ст. 87 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечить сохранность персональных данных работника. Персональные данные работника – это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника (ст. 85 ТК РФ). К персональным данным относится информация, содержащаяся в личном деле.

Порядок хранения персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ). Следовательно, работодатель должен издать соответствующий локальный нормативный акт, регулирующий вопросы хранения и использования персональных данных, а также обеспечивающий их защиту от неправомерного использования или утраты.

Законодательство не устанавливает конкретные требования к оборудованию помещения, где должны храниться персональные данные. Между тем во избежание несанкционированного доступа к персональным данным работников рекомендуется оборудовать помещение, где хранятся такие данные, запирающимися шкафами для хранения информации на бумажных носителях. Работодатель должен установить в локальном нормативном акте требования к помещению, где хранятся персональные данные работников, и условия их хранения. Следует также учитывать, что персональные данные работника хранятся в документированной форме, характер которой также определяется работодателем.

Отдельные требования предъявляются к хранению бланков трудовых книжек. Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее как бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность (п. 42 Правил ведения и хранения трудовых книжек, п. 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.83 г. № 105).

Виды документов и сроки их хранения

В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Данный срок соотносится со сроком хранения документов, который установлен п.п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, – четыре года.

Важным является то обстоятельство, что отсутствие у налогоплательщика документов по причине нарушения требований о сохранности дает налоговой инспекции право определить сумму налога к уплате в бюджет расчетным путем. Данное право обусловлено положениями п.п. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 5.07.05 г. № 301-О, расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков. Правильность такого подхода подтвердил и ВАС РФ в Определении от 31.03.10 г. № ВАС-5/10.

Что касается периода проверок государственной инспекции по труду, то следует учесть, что нормативные акты, регулирующие вопросы проведения таких проверок не устанавливают срок, за который может быть проверена деятельность организации на предмет соблюдения законодательства о труде. В связи с этим можно сделать вывод о том, что период проверки должен соотноситься со сроками хранения документации.

Утрата документов

Утрата документов в организации может произойти по разным причинам: в случае пожара, хищения, утери и пр.

В случае гибели или пропажи первичных документов руководитель организации назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели, в которую по мере необходимости приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора (п. 68 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденные Минфином СССР 29.07.83 г. № 105).

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона № 129-ФЗ в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, обязательно проведение инвентаризации. Результаты проведенной инвентаризации являются основанием для отражения убытков в бухгалтерском учете.

Порядок проведения инвентаризации и способ отражения результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49. Кроме того, руководитель организации должен предпринять меры к восстановлению тех первичных документов, которые подлежат восстановлению и хранению в течение установленного законодательством срока. Например, копии выписок о движении денежных средств по счетам в банках можно запросить у банков, в которых открыты счета организации; договоры, акты, накладные можно запросить у контрагентов и т.д. (письмо УМНС РФ по г. Москве от 13.09.02 г. № 26-12/43411).

Уничтожение документов

Уничтожение документов в организации производится в соответствии с требованиями Основных правил работы архивов в организации (одобрены Решением Коллегии Росархива 6 февраля 2002 г.). Уничтожаются, как правило, документы с истекшим сроком хранения.

Документы для уничтожения отбирает экспертная комиссия. При этом экспертной комиссией составляется акт о выделении документов к уничтожению. К акту прилагается опись дел с временными сроками хранения за определенный период времени. Описи дел и акты должны рассматриваться экспертной комиссией в едином комплексе и утверждаться руководителем организации. Дела, включенные в утвержденный акт о выделении документов для уничтожения, отделяются от остальных дел и хранятся в специально отведенном месте. Отобранные для уничтожения и включенные в акты документы передаются на уничтожение.

Предусмотрен следующий порядок уничтожения документов организации. Папки с документами (дела), подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Перед сдачей папки с документами упаковываются, а в необходимых случаях опечатываются.

Дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача дел оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Погрузка и вывоз на утилизацию осуществляются под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива.

Экспертная комиссия должна зафиксировать факт уничтожения всех бумаг (передачи на переработку) и составить еще один акт об уничтожении документов. К акту прилагается накладная, согласно которой документы были переданы в переработку. Этот акт также утверждается руководителем организации. Акт о выделении документов к уничтожению вместе с описями дел, акт об уничтожении документов хранятся в архиве общества в формируемом деле.

Ответственность за сохранность документов

Применительно к документам бухгалтерского учета и отчетности законодательством установлена административная ответственность за нарушение сроков хранения документов на основании ст. 15.11 КоАП РФ. Согласно данной норме грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей.

При этом ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в организации будет нести руководитель организации (ч. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

Кроме того, нарушение порядка хранения документов, повлекшее их утрату, может повлечь налоговую ответственность организации по ст. 120 или 126 НК РФ.

Норма ст. 120 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета. Штраф за данное нарушение составляет от 5000 до 15 000 руб. в зависимости от длительности совершения нарушения. Если же нарушение повлекло за собой неуплату налога, то сумма штрафа составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Применение штрафных санкций по ст. 120 НК РФ обоснованно, если нарушение порядка хранения документов повлекло их утрату, что подтверждено и арбитражными судами.

Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 4.08.04 г. по делу № А13-4401/03-11 указывает на правомерность применения штрафа по ст. 120 НК РФ по причине того, что общество не обеспечило сохранность и восстановление первичных бухгалтерских документов, уничтоженных пожаром. Аналогичной позиции придерживается ФАС Московского округа в постановлении от 23.09.08 г. № КА-А40/8513-08-2 по делу № А40-52908/07-115-325.

Норма ст. 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговому органу необходимых документов для осуществления налогового контроля. Штраф за данное нарушение установлен в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако следует учесть, что применение ответственности по ст. 120 и 126 НК РФ зависит от вины нарушителя. Поэтому в ситуации, когда утрата документов произошла не по вине налогоплательщика, применение мер ответственности будет необоснованным.

Что касается нарушения правил хранения кадровой документации, то в отношении должностных лиц организации может быть применена ответственность по ст. 13.20 КоАП РФ. Согласно данной норме нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 рублей.

Росреестр отказал в выдаче копии документа из регистрационного дела

Наш клиент получил отказ в Росреестре в получении копии документа из реестрового дела объекта недвижимого имущества, находящегося в его собственности.
Формулировка в решении об отказе была максимально не информативна, потому мы обратились за разъяснениями в государственный орган. Выяснилось, что отказ в выдаче документа из реестрового дела обусловлен отсутствием подлинника документа в государственном органе.
В соответствии с требованиями российского законодательства, копия документа из реестрового дела может быть предоставлена:

  • только определённому кругу лиц
      Сведения, содержащиеся в ЕГРН, в том числе сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, представляются самим правообладателям, лицам, имеющим доверенность от правообладателя (п. 13 ст.62 218-ФЗ).
  • и в случае наличия в реестровом деле подлинного документа.
      Орган регистрации прав направляет заявителю сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемых документов в случаях, если: в реестровом деле отсутствует подлинный экземпляр документа, выражающего содержание сделки, за выдачей копии которого обратился правообладатель, в том числе в случаях, когда подлинник данного документа, выражающего содержание сделки, признан вещественным доказательством и его выемка произведена в установленном федеральным законом порядке (п.27 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968)

То есть, в случае, если в реестровом деле объекта находится копия документа, то Росреестр не вправе его предоставить (фактически заверить копию с копии) даже правообладателю.

Сделки с недвижимостью в электронном виде получили дополнительную защиту

Президент России Владимир Путин подписал закон, который предоставляет гражданам право внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) отметку о возможности представления в Росреестр заявления о переходе или прекращении права на принадлежащую им недвижимость, подписанного электронной подписью*.

Закон принят с целью обеспечения защиты прав граждан в результате совместной работы депутатов Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Росреестр принимал участие в работе над поправками к проекту закона.

Если гражданин допускает проведение сделок с его недвижимостью в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, то он об этом отдельно должен подать заявление в Росреестр в бумажной форме. При отсутствии такого заявления от собственника государственная регистрация перехода прав на основании электронного пакета документов будет невозможна.

В частности, закон защищает граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи. Он направлен на исключение случаев, когда мошенники завладевают чужими квартирами путем подачи документов на государственную регистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника, полученной в удостоверяющем центре в том числе по поддельным документам.

При этом закон предусматривает ряд случаев, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде не будет требоваться специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявления собственника недвижимости.

«При принятии закона основная сложность была в поиске баланса между степенью защиты прав граждан на их имущество и задачей не сдерживать цифровизацию на рынке недвижимости. Решить эти задачи позволило сбалансированное решение. Так, согласно закону внесение отметки в реестр недвижимости не потребуется, если электронная подпись выдана Федеральной кадастровой палатой Росреестра, при проведении сделок с участием нотариусов и органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде. Закон также сохраняет все возможности подачи электронных пакетов от кредитных организаций без внесения в реестр недвижимости специальной отметки на основании заявления собственника. Таким образом, его действие не будет распространяться на популярные цифровые проекты, такие как электронная ипотека», – говорит заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.

Справочно

Возможность подать заявление о запрете проведения сделок без личного участия собственника недвижимости предусмотрена законодательством начиная с 2013 года. С этого момента отмечается рост таких заявлений, поданных собственниками недвижимости в Росреестр. Так, их количество, полученное Росреестром в 2018 году, выросло по сравнению с 2014 годом, почти в 9 раз. Всего за период с 1 января 2014 года по 30 марта 2019 года ведомство получило порядка 550 тыс. заявлений собственников о невозможности проведения сделок без их личного участия.

* Законопроект № 728232-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (в части отметки о возможности предоставления заявления на государственную регистрацию права, заверенного электронной подписью гражданина).

Регистрируем сделку с недвижимостью онлайн

Здравствуй, читатель!
В этой статье я хочу поделиться своим опытом о том, как мне удалось, преодолевая трудности и маразм, зарегистрировать сделку с недвижимостью в Росреестре онлайн, то бишь полностью в электронном виде. Да-да, это означает, что даже бумажного договора купли-продажи по этой сделке не существует в природе.
3,5 года прошло с момента анонса возможности государственной регистрации прав онлайн, а до сих пор в Рунете нет ни одной хоть сколь-либо подробной инструкции к этому довольно неочевидному процессу.
Сразу скажу, что полученный опыт свидетельствует о том, что людей, которым это удавалось, практически не существует. Статистика, которой маячит РосРеестр, о каких-то дичайших цифрах о проведенных сделках в электронном виде, скорее всего образована теми людьми, кто прибегает к услугам нотариусов для оформления сделок с недвижимостью, а так же теми, кто оформляет сделку в электронном виде через дочку Сбербанка ДомКлик. Скорее всего данные способы используют другой «вход» в Росреестр, через какие-нибудь вэб-сервисы SOAP и специально разработанное для этого ПО. Но мы с вами пройдем все шаги от А и до Я, пользуясь официальным интернет-порталом Росреестра.

Ахтунг о ДомКликеСбербанк при оформлении электронной ипотечной сделки с помощью сервиса ДомКлик выпускает на ваше имя полноценную электронную подпись. Ужас в том, что вам даже не выдают ключевой носитель, а ключи (как открытый, так и закрытый) остаются у Сбербанка. Это равносильно тому, что вы оставляете ему пачку чистых листов А4 с вашей подписью внизу — далее можно оформлять что угодно от вашего имени. Кредит на миллиард? Пожалуйста! Это, конечно, полный ужас. То, что до сих пор не случилось чего-то подобного, означает, что всё ещё впереди. Но если вас угораздило вляпаться в эту историю, то не забудьте, после завершения сделки, хотя бы сделать отзыв вашего сертификата электронной подписи в удостоверяющем центре, выдавшим вам сертификат.

Необходимые условия

Правовые

Во-первых, очевидно, для регистрации сделки вам необходим сам объект недвижимости. Во-вторых, вам необходимо составить договор купли-продажи. В этой статье мы не будем касаться его содержания, отмечу только, что даже на сайте Росреестра есть довольно универсальные бланки договоров. В-третьих, необходимым условием является так же и то, чтобы право собственности на недвижимость не было долевым — в противном случае вам мимо нотариуса не пройти. Обращаю ваше внимание на тонкость: общая совместная собственность (супругов) может быть продана без нотариуса, а вот общедолевая (допустим те же супруги, но явно по 1/2 доли) — уже нет. Это, кстати, первый лайфхак: когда приобретаете недвижимость в браке на супругов, регистрируйте право, как общую совместную собственность. В дальнейшем это избавит вас от похода к нотариусам и сэкономит кучу денег, т.к. за сделки по отчуждению долей нотариусы берут довольно внушительные суммы.
В-четвертых, обязательно нужен также либо передаточный акт, либо необходимо включить в договор пункт о том, что договор является также и передаточным актом. Я пошел по второму пути, однако тут я не могу советовать, каждый решает для себя сам, исходя из ситуации и своего опыта.

Технические

Главным техническим условием является наличие электронной подписи (по ГОСТу) у каждой стороны сделки. «Получить подпись» можно в удостоверяющем центре (далее УЦ), аккредитованном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (МинКомСвязь). Тут хотелось бы написать в любом УЦ, однако это не так. Во-первых, не каждый УЦ работает с физическими лицами. Во-вторых, «получить подпись» не зря взято в кавычки, потому что правильно получать нужно не подпись, как предлагают многие УЦ, а сертификат ключа проверки электронной подписи. В чем разница? Разница в том, что по всем правилам информационной безопасности генерировать ключи электронной подписи нужно у себя на рабочей станции, а в УЦ направлять только лишь свой открытый ключ для выпуска сертифката (т.н. запрос на сертификат). К сожалению, очень мало УЦ, которые позволяют клиенту работать по сценарию запроса на сертификат. Услуга, которую предоставляют, наверное, 100% УЦ по выпуску электронной подписи, включающая генерацию ключевой пары, довольно дурная для вас затея, т.к. в итоге вы получаете исходно скомпрометированную пару ключей. В-третьих, при таком подходе УЦ навязывает вам свой ключевой носитель, который в 95% случаев достаточно плохой. Хорошим носителем я называю смарт-носитель, который генерирует ключевую пару внутри себя и не позволяет закрытому ключу покинуть пределы ключевого носителя.
Итак, не сочтите за рекламу, но после изучения рынка было выявлено следующее:

  1. Оптимальным выбором ключевого носителя пока является Рутокен ЭЦП 2.0 (привет Neraverin, когда вы уже начнете продавать свой ФКН с новыми ГОСТами?), цена в районе 1200 рублей. Советую брать вариант в форм-факторе «микро», т.к. автор имел скорбный опыт разноса полноразмерного ключевого носителя, воткнутого во фронтальный разъем USB, спинкой кресла.
  2. Оптимальным выбором УЦ является компания «Тензор» (имеет свой блог на хабре — tensor_sbis), который мало того, что выпускает сертификат физлицам, умеет это делать по сценарию с запросом на сертификат, так ещё и включает в сертификат годовую лицензию на КриптоПро, а также, в отличии от многих, выпускает сразу два сертификата — по старому ГОСТу (2001-го года) и по новому (2012 года). Хотя последний ещё мало где можно использовать. И всё это за какие-то 500 рублей.
  3. Оптимальным выбором ПО для работы с этим всем является ОС Windows, КриптоПро CSP обязательно версии 5 и Яндекс.Браузер
  4. Понадобится КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, который нужен порталу Росреестра для того, чтобы подписать ваши заявления из браузера
  5. Понадобится программа, которая позволяет вам сформировать несколько электронных подписей (по одной от каждой стороны сделки) в одном файле формата PKCS#7 (электронная подпись в открепленном виде). Все потому, что Росреестр не позволяет указать несколько файлов .sig для одного документа, а именно для договора. Я не нашел ничего лучше, чем программа КриптоАРМ. Да, она стоит денег, но у неё есть двухнедельным триальный период с полной функциональностью. А нам больше и не надо. Если кто-то посоветует что-то более свободное или бесплатное, то напишите в каментах, я добавлю в статью.Upd: samponet подсказал, что существует бесплатная утилита компании Такском — Криптолайн, хотя её интерфейс несколько странен, но она работает, а дареному коню в зубы не смотрят.

Грусть и печаль, что приходится использовать Windows, но заставить всё это работать под Linux’ом у меня не вышло. Возможно, кто-то подхватит этот флаг и сделает вторую часть о том, как регистрируют недвижимость Свободные Люди.
Почему обязательно стоит использовать именно КриптоПро версии 5? Потому что наконец в пятой версии КриптоПро реализовали поддержку работы с хардварными ключевыми носителями. Четвертая версия КриптоПро умеет только генерировать ключи програмно — с ней ваш носитель Рутокен ЭЦП 2.0 будет использоваться только как «флэшка» для хранения ключей, а вот неизвлекаемыми эти ключи не будут.
Почему Яндекс.Браузер? Потому что если электронная подпись плотно войдет в вашу жизнь и вы начнете её применять и для других целей (например, доступ в личный кабинет налогоплательщика — юр.лица), то там вам предстоит столкнуться не только с электронной подписью по ГОСТу, но и с TLS на алгоритмах ГОСТ. И вот тут Яндекс.Браузеру нет конкурентов, т.к. в нём это работает из коробки, а для Chrome и Firefox нужно ставить кастомные сборки (а-ля CryptoFox). Таким образом, я нашел для себя разумным использовать Яндекс.Браузер для работы со всеми делами, связанными с государственными органами, поэтому понаставил туда пачку соответствующих плагинов.
Вторая альтернатива, в которой это работает из коробки — это IE, но… вы же понимаете )
Всё-таки маленькая какашечка достается от меня и компании Тензор (надеюсь, что tensor_sbis это прочтет), далеко не все работники которой понимают, что такое запрос на сертификат и как клиент может сгенерировать ключевую пару на своей стороне. Иногда приходится пробиваться через несколько линий обороны манагеров по продажам. Если вам будут парить мозг, что этого нельзя сделать, то проверенным вариантом является менеджер Алексей Егоров. Попросите передать вашу заявку ему.
Кроме того, для реализации этой схемы Тензор предлагает использовать свой плагин к браузеру, который взаимодействует с установленным криптопровайдером и (после генерации ключевой пары) в скрытом от юзера виде формирует и отправляет запрос на сертификат на сервер компании. Что ещё этот кусок софта может отправлять на сервер компании, мы не знаем. Но, используя ключевой носитель с неизвлекаемым приватным ключем, мы можем хотя бы быть уверены (до определенной степени), что на сервер компании не отправляется наш закрытый ключ.
Итак, к концу данного раздела у вас должны быть в наличии все описанные реквизиты: программные, аппаратные и электронная подпись.

В бой!

Итак, сохраняем договор (и при необходимости передаточный акт) в PDF, подписываем КриптоАРМом договор (и передаточный акт) всеми сторонами сделки.
Может быть важноХотя договор составляется в форме электронного документа и теоретически электронная подпись — это всё, что необходимо от подписантов, на практике у различных органов возникают дополнительные требования к электронным документам. Например, суды требуют даже от электронных исковых заявлений того, чтобы помимо цифровой подписи в нём было графическое изображение рукописной подписи. Другие органы требуют, чтобы документ содержал некое подобие штампа с надписью «Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью» со сведениями о сертификате ключа подписи. Во внутренних регламентах и инструкциях Росреестра я особенно не разбирался, поэтому на всякий случай я включил в договор и графические изображения подписей, и сваял штампики на сертификат каждой стороны сделки.
После чего переходим на портал Росреестра в раздел государственной регистрации прав. Здесь нужно выбрать раздел «Регистрация права собственности» и в раскрывшемся списке выбрать один из видов регистрируемого права:

В самом низу формы обязательно нужно установить галку в чекбокс «Регистрация перехода права»:

Данная галка означает, что заполняется два заявления. Первое заявление заполняется стороной покупателя недвижимости, второе — стороной, у которой отчуждается недвижимость.
Проблема №1Несмотря на то, что автор проделал это и заполнил два заявления, второе заявление при обработке куда-то делось, и регистрацию приостановили. Но об этом ниже.
Нажимаем «Перейти к деталям запроса». Переходим на Шаг 1 заявления. В этом месте необходимо выбрать тип объекта недвижимости и внести все сведения о нём, такие как площадь, кадастровый номер, адрес. Для чего это нужно делать, когда Росреестр может щелчком пальцев узнать все эти сведения по одному лишь кадастровому номеру, мне не известно. Впрочем это не самая большая проблема, как мы увидим далее.
В нижней части формы Шага 1, вносим персональные и контактные данные покупателя недвижимости, а во время второго заявления — данные продавца. Обязательно не забываем ставить галку «Выдать выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости». После того, как Шаг 1 окончен, переходим к Шагу 2, нажав на кнопку «Перейти к заполнению сведений о заявителе».
На шаге 2, всё довольно просто: нужно выбрать то, что вы правообладатель, и поставить галочки, что вы со всем согласны. Обязательно поставьте галочку, о том, что вы согласны поучаствовать в телефонном опросе по результатам оказания услугу и укажите телефон: выскажете потом им всё, с чем вы столкнетесь!

Жмем на «Перейти к прилагаемым документам» и попадаем на Шаг 3. На шаге 3 вы прикладываете сканы документов, удостоверяющих вашу личность или ваши личности, если покупателей несколько.

Также разумно приложить сюда скан свидетельства о браке, если вы состоите в браке, электронный документ с согласием супруга на совершение сделки, если супруг не является непосредственной стороной сделки и т.д. Если это шаг 3 второго заявления, то здесь необходимо приложить, как минимум, документы, подтверждающие личность продавца, и договор купли-продажи (и передаточный акт, если в договоре нет пункта о том, что договор является и актом), подписанный всеми сторонами сделки. Набор документов зависит от ситуации и подробнее вам подскажут в едином call-центре Росреестра. Обращаю ваше внимание и электронные документы, должны быть в формате PDF и быть подписанными электронной подписью (в открепленном виде) лиц, к которым данные документы относятся.

После того, как все документы приложены, жмём «Перейти к проверке данных» и переходим к заключительному шагу заполнения заявления.
На четвертом шаге внимательно проверяем все введенные пункты, и если всё верно, то жмём «Подписать». В этот момент появится окно для выбора личного сертификата электронной подписи, которой вы будете подписывать заявление, а после выбора сертификата появится окно криптопровайдера, для ввода пароля от ключевого носителя. Закончив подписывать первое заявление (покупателя), вы перейдете ко второму заявлению (продавца). После второго заявления вам будет сообщен номер запроса, присвоенный вашему пакету документов.

Бухгалтерия

После заполнения документов, вам на эл.почту, указанную в первом заявлении, придет письмо-уведомление о приёме документов, содержащее требование уплатить государственную пошлину по данному заявлению. Для уплаты пошлины нужно использовать только предоставленный код УИН и платить только ту сумму, которая указана в уведомлении. Я оплачивал пошлину в своём онлайн-банке. Так как использовался УИН, платеж прошел менее, чем за 5 минут.
Проблема №2У Росреестра есть конкретная проблема, связанная с тем, что они назначают неправильную пошлину при электронной регистрации. Скорее всего, вы получите пошлину на 1400 рублей. Она получается как пошлина за регистрацию квартиры (2000) -30% скидка, за получение государственной услуги в электронном виде. Если вы оформляете участок или право на другой объект, то правильный размер пошлины можно посмотреть в ст. 333.33 НК РФ, и не забыть отнять из этой суммы 30%. Например, я регистрировал дачный участок и размер пошлины должен был бы составлять 350 рублей *0.7 = 245 рублей. К сожалению, на данном этапе ничего сделать нельзя и придется оплатить неправильную гос.пошлину. В последствии мы попробуем вернуть излишне уплаченные деньги.
После оплаты государственной пошлины вы получите ещё одно уведомление о том, что получена пошлина и документы (с перечисленными приложениями) отправляются в работу.
Проблема №3В нарушение пп.2 п. 1 Приказа МинЭкономРазвития от 15 марта 2016 г. N 127, данное уведомление является простым электронным письмом, а должно содержать ссылку на сайт Росреестра, где вы должны иметь возможность скачать электронный документ Росреестра, подписанный электронной подписью Росреестра о том, что у вас приняты документы. Это печальное обстоятельство может негативно сказаться на том, если вы решите, например, обжаловать в суд какие-либо проблемы с вашим заявлением. Поэтому не поленитесь после этого отправить жалобу на Росреестр на сайте МинЭкономРазвития о том, что Росреестр не выполняет требования Приказа, а заодно и сообщите о том, что эти упыри не правильно выставляют размер госпошлины к уплате (если это ваш случай).

Ожидание

Теперь надо ждать. По регламенту 10 дней, по факту обычно бывают задержки. Видимо, в добавок к обычным задержкам Росреестра, заявление поступившее через портал, собирает у компьютера весь отдел регистраторов и они ещё долго рассматривают эту диковинную вещь, потому что дошедших до данного этапа граждан, наверняка, не более десятка на регион (за исключением быть может Москвы).
Тем не менее, через 35 дней я получил уведомление о том, что регистрация по моему заявлению приостановлена, т.к. при проверке оказалось, что я пытаюсь зарегистрировать объект на себя, в то время как он принадлежит покупателю (внезапно!). Очевидным образом, такой казус случился из-за того, что второе заявление (продавца) куда-то по пути к регистратору протерялось вместе с договором, хотя все 146%, что мы его заполняли. Я почти что уверен, что данная проблема будет случаться у всех, пока её не поправят. В любом случае, тех кто решит повторить этот подвиг, прошу отписаться о том, была ли данная проблема устранена.
Сообщил об этой проблеме на портале в разделе «Помощь и поддержка», а сам принялся узнавать о том, что же делать в данной ситуации, чтобы не ждать, пока они там со своими багами разберуться. И решение было найдено. Надо было подать третье заявление: опять переходим в раздел государственной регистрации прав и на этот раз выбираем в разделе «Другие действия» пункт «Предоставление дополнительных документов»:

В моём случае было заполнено заявление от имени продавца и повторно приложен его паспорт и договор купли-продажи со всем нашими подписями. Но могут быть и другие причины приостановки, поэтому внимательно читайте причину и чего не хватает регистратору.
В итоге ещё через 6 дней я получил уведомление о готовности документов по третьему (этому дополнительному) заявлению, готовые документы предоставляли собой тот самый договор купли -продажи, только на этот раз ещё и с электронной подписью Росреестра, а так же XML-документ, который представляет собой штамп о регистрации, который Росреестр проставляет на заднюю страницу договора с номером записи о регистрации в реестре. XML-документ так же сопровождается отдельной электронной подписью. Визуализировать XML-документ в человекочитаемый вид можно, воспользовавшись данным сервисом.
Проблема №4Спустя ещё пару дней, я обнаружил в личном кабинете РосРеестра, что участок появился в разделе «Мои объекты», однако выписку из ЕГРН по результатам услуги, мне до сих пор не прислали. Скорее всего — это стечение обстоятельств из-за сбоев почти на каждом шаге этого процесса, но о проблеме я написал в службу поддержки и скорее всего выписку дошлют, о чем будет апдейт к статье.

Выводы

  1. С ломиком и такой-то матерью этот способ работает
  2. Даже с учетом скидки 30% от госпошлины (обычно 600 рублей) это не окупает затрат на приобретение ключевого носителя и сертификата электронной подписи, которых в общем случае должно быть минимум 2 шт. (продавец и покупатель), так что, если вам не нужна электронная подпись для других дел (например, для подачи в суд или бесплатной регистрации юрлица), то скорее всего вы не захотите ею воспользоваться.
  3. Выигрыша в скорости регистрации нет никакого
  4. Процедура очень сыра и не отлажена, пошлины начисляются не корректно, документы теряются, выписка не присылается, уведомления о приеме документов не является электронным документом с подписью Росреестра, что как бы подчеркивает, что они ни за что не в ответе и гарантий не дают.
  5. Добиться какой-либо человеческой реакции на проблему от Росреестра не получается. Подход сверхбюрократический. Все концы отрезаны справочной телефонной службой

P.S.

Так же существует ещё не опробованный автором способ подачи электронного заявления на гос.регистрацию права через личный кабинет на сайте Росреестра (требуется авторизация через ЕСИА). Пролистав все шаги заявления и дойдя до последнего, автор не нашел принципиальной разницы в способе заполнения с описанным в статье, за исключением того, что это позволяет сэкономить на вводе персональных данных одного из покупателей — уже заполнено вашими данными из профиля на Госуслугах. Но благодарность автора будет безмерна, а статья будет дополнена, если кто-нибудь из читателей опробует данный метод на себе и напишет о результатах.
Upd от 06.02/2019: Выписку из ЕГРН (Проблема №4) дослали по результатам обращения в службу поддержки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *