Ребенок украл в магазине

Содержание

Что делать, если ребенок ворует?

Галина Дятлова.

Любой детский психолог прекрасно знает – практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.

В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.

Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.

Дети дошкольного возраста в 5 — 6 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.

Около 6 — 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей.
Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?

Причины детского воровства

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.
При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.
А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

Сначала несколько категорических: чего точно НЕ ДЕЛАТЬ.

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».

2. Без ярлыков

«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый.
Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.
Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

4. Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

5. Кто старое помянет…

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.

Так как же на ребенка воздействовать?

1. Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

2. Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.

3. Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс). Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.

4. Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.

11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля. Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет. Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».

Решать эту задачу нужно с двух сторон. Ребенку помогут тренинги для детей и подростков, а Вы можете научиться мастерству воспитания на родительском тренинге.

Ребенок ворует. Как правильно реагировать.

Как правильно реагировать, если ребенок ворует. На примере одной полноценной семьи, где трое детей: 16 лет, 9 лет и годовалый малыш.

9-ти летний ребенок вместе с одноклассниками воровал конфеты в магазине. Азарт! А кто больше?
Дома все как всегда, уроки, обязанности, ограничения, мама занята новорожденным,
У 16 летнего свои подростковые интересы и увлечения.
Следующим эпизодом стало воровство игрушки у друга. Ребенок взял без спроса дорогую игрушку домой и спрятал. Играл только тогда, когда никто не видел.
Тайное всегда бывает явным!
Для родителей эти две ситуации были шокирующими.
Причина: ребенок через воровство добирал энергию и любовь, которые ранее, до рождения братика он получал сполна.
Как было раньше?

Это ежедневные «шепталки» с мамой перед сном, прогулки и на велосипедах и теннис с папой. Развлечения. Папы был щедрым на игрушки. Бюджет позволял.

Как родителям нельзя реагировать на воровство:

  • Говорить ребенку: «Ты вор. Ты нас позоришь! В нашей семье такого никогда не было, только Ты! Как ты мог такое сделать? Мы же все для тебя!
  • Тебя посадят в тюрьму. В тюрьме бандиты, пощады не жди!
  • Если еще раз такое повторится, сдадим тебя в детский дом! и т.д.
  • Показывать ребенку виде ролики о жизни в тюрьме, о насилии и другие «страшилки» из взрослой жизни.
  • Собирать вещи ребенка и в гневе, не обращая внимания на орущего ребенка и умоляющего его простить, везти его в машине, якобы в Детский Дом для воров, а потом сделать вид, что ДД уже закрыт, опоздали!
  • Писать на бумаге ВОР и грозить ребенку, что отправите его завтра в школу в этой надписью!

Перечисленными выше методами воздействия на собственных детей поделились реальные родители.
Как поступить, если ребенок ворует?
Гоорить с ним, осознавая свою ответственность за происшедшее. Принять эту ответственность на себя, а не взваливать на детские плечи:

  • Мы твои родители. Мы ответственны за твои поступки.
  • Мы не справились. Это наша вина.
  • Расскажи, почему так произошло? Зачем ты это сделал?
  • Помоги нам понять причину. Разобраться в этом. Мы любим тебя.
  • Знаешь ли ты, что Родители обязаны обеспечить безопасную жизнь ребенку, а если они не справляются, то у них забирают детей. Не потому, что дети плохие, а потому, что родители взрослые, большие и не справляются.
  • Мы хотим понять и изменить ситуацию.

Важно не разрушить еще больше взаимоотношения с ребенком, а хоть как-то сохранить доверие. А далее бегом к специалисту, чтобы разобраться в себе, выполнить работу над собственными родительскими ошибками.

Что важно и необходимо ребёнку:
Мама/папа находят время для ребенка, хотя бы 30 минут в день и остаются с ним наедине. С условием, которое ни при каких обстоятельствах никем не нарушается: в это время никто не отвлекает, не беспокоит, не нарушает уединение. Пусть весь остальной мир подождет !
Ребенок чувствует и получает маму/папу до капельки столько времени, сколько вы себе позволите.
Бывает так, что дети берут деньги без разрешения, самовольно и тратят их.
-Ты воруешь у нас, родителей/бабушек-дедушек! У близких тебе людей, — негодуют взрослые.
Почему ребенок берет деньги?
Они лежат в открытом доступе, без защиты. Деньги — это ценность, которую надо уважать. Относиться к ним легкомысленно и принебрежительно очень вредно!
Ребенок поступает так, как предлагают ему взрослые.
Воры говорят: «Это не мы плохие, потому что воруем. Это вы плохие, потому что оставляете свои деньги без присмотра в сумках, карманах и квартирах и провоцируете нас.»
Взрослому трудно устоять! А ребенку?

Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.

Мои книги в электронном и печатном варианте.

Добро пожаловать на индивидуальные сессии, расстановки и групповые занятия в г. Подольск, г. Москва. Выездные арт-экспедиции для взрослых и детей.

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas

Ответственность за кражу ребенком в магазине

Кражи в магазинах, в том числе совершенные детьми, случаются очень часто. Если взрослые воруют в основном с четким корыстным умыслом, то у детей это может быть вызвано разными факторами: принуждением со стороны родителей или сверстников, подражанием товарищам и т.д.

В представленной статье мы расскажем, какая может наступить ответственность за хищение, совершенное несовершеннолетним, и что делать в этом случае его родителям.

Досмотр личных вещей охраной в магазине

Досмотр ручной клади и карманов посетителей охраной супермаркета при выходе из него является незаконным. Ст. 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11.03.1992 г. №2487-1 недвусмысленно говорит о том, что в случае возникновения подозрения охрана может задержать посетителя и обязана немедленно передать его полиции.

При этом для задержания должны быть основания. Обычно такими основаниями признаются записи с камер видеонаблюдения, на которых видно, что посетитель подошел к товару, положил его в карман или сумку, фиксируются дальнейшие передвижения, так как покупатель мог вернуться и выложить товар. По чеку кассы должно быть видно, что товар не оплачен. В этом случае есть основание задержать посетителя. Сделано это должно быть непосредственно при выходе из магазина. В крайнем случае охранники могут руководствоваться показаниями свидетеля, видевшего все то, что должна была зафиксировать камера.

Обратите внимание!

При таком способе задержания кража является неоконченной, и наказание за нее не может превосходить ¾ от максимального за тайное хищение.

Однако охрана супермаркетов данные требования закона постоянно игнорирует. Вещи досматривают, а посетителей обыскивают. Особенно часто такие нарушения осуществляются в отношении детей. Полученные незаконным способом доказательства не могут быть использованы в суде, что дает возможность уйти даже от вполне заслуженного наказания.

Если действия охраны были необоснованными, существует возможность подать жалобу в контролирующие и проверяющие инстанции и исковое заявление в суд. В суде можно будет потребовать возместить ущерб, причиненный вам такими действиями, компенсировать нанесенный вам моральный вред и возместить судебные издержки, в которые входят и расходы на оплату услуг адвоката. Опытный юрист поможет вам максимизировать понесенный ущерб и собрать необходимые доказательства вашей невиновности. Для детей законными представителями в суде, имеющими право действовать от их имени, являются их родители и опекуны.

Обвинение в краже из магазина несовершеннолетнего

По отношению к несовершеннолетнему охрана не имеет права не только совершать вышеописанные действия, но даже объясняться с ним без присутствия родителей. Все, на что имеет право охрана в отношении ребенка, это задержать его при наличии обоснованных подозрений, немедленно сообщить об этом родителям и при необходимости вызвать полицию.

Допрос ребенка полицией должен проводиться в присутствии педагога или психолога (ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ). Подписанные несовершеннолетним в возрасте до 14 лет документы не имеют никакой силы, так как он не имеет на это права.

Соответственно, охранники не имеют права ни обыскивать малолетнего покупателя, ни беседовать с ним. Все переговоры ложатся на плечи родителей или законных опекунов.

Сотрудники магазина требуют оплатить штраф

Обычно суммы детских хищений из магазинов довольно малы, и сотрудники торговых точек готовы согласиться с простой оплатой украденного товара. Их интересом в основном является проведенная вами впоследствии беседа с ребенком, чтобы такие случаи не повторялись. Но иногда продавцы требуют уплаты штрафа на месте. Данное требование является незаконным и соглашаться на него не следует.

Дело в том, что решение о наложении штрафа принимает суд, а ваш ребенок не является виновным без приговора. Он мог просто забыть оплатить товар или по ошибке положить его в свои покупки. Соответственно, у вас есть все шансы выйти из суда оправданными. Уплата незаконного штрафа на месте может быть доказательством вины, и, возможно, вам придется уплатить второй штраф, на этот раз по решению суда.

Ответственность за воровство в магазине ребенком

Если ребенок не достиг возраста 14 лет, за совершенную кражу он ответственности не несет. Ее несут родители. В большинстве случаев это штраф.

Следует учитывать, что малолетний нарушитель может быть поставлен на учет комиссией по делам несовершеннолетних, а с возраста 11 лет отправлен в специальные учебно-воспитательные учреждения, мало отличающиеся от тюрем. Поэтому воспитательные меры применять следует обязательно.

При достижении 14 лет ребенок отвечает за кражу наравне со взрослыми. Ответственность за это преступление наступает по ст. 158 УК РФ. Статья состоит их четырех частей, по трем первым из которых может быть назначено наказание, не связанное с лишением свободы. Обязательное заключение указано только в четвертой части статьи — за хищение в составе организованной группы либо совершенную в особо крупном размере — более 1 млн. рублей. Наказанием по этой части может быть до 10 лет лишения свободы.

По первой части статьи срок заключения до 2 лет, по второй — до 5 лет, по третьей — до 6 лет. Минимальные сроки заключения ни в одной части не предусмотрены, а следовательно, решение принимает суд.

Многие слышали о существовании неких минимальных сумм кражи, до которых не наступает уголовная ответственность, никаких указаний на это УК РФ не содержит. Но существует ст. 7.27 КоАП о санкции за мелкое хищение. По двум ее частям, при отсутствии признаков ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 158 УК РФ, при сумме хищения до 2,5 тыс. рублей можно получить административное наказание в виде пятикратного штрафа, административного ареста либо обязательных работ. При повторном нарушении ответственность наступает по ст. 158.1 УК РФ, максимальное наказание — 1 год заключения.

К какому именно наказанию привлекут ребенка, решать правоохранительным органам и суду. Следует также учитывать, что по требованию ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности могут быть привлечены только лица, достигшие возраста 16 лет.

Если вашего ребенка обвиняют в краже в магазине, немедленно свяжитесь с адвокатами. Юристы нашего сайта ответят на ваши вопросы в режиме онлайн.

Детское воровство: почему это происходит в хороших семьях?

Например, эта девочка, которая мечтала о платье и телефоне, но боялась даже сказать об этом маме, предпочитая лазить по карманам в раздевалке. После того, как обсудили все варианты с мамой, девочка стабильно стала получать карманные деньги, а также появилась возможность свободно обсуждать, что хочет, о чем мечтает, дело наладилось.

Одна девочка тащила из школы всякие сувенирчики, мама встревожилась, пришли ко мне на прием. Мы поиграли с ней в игру – она выбрала себе 5 предметов, я тоже выбрала, мы начали обмениваться друг с другом, а потом я просто стащила самый ценный. Обсудили с девочкой, что она чувствует при этом. Поговорили о вреде воровства, что есть стыд, страх разоблачения. А уже потом о том, какие есть способы получить желаемое, если разговариваешь и договариваешься.

С мальчиком, который воровал, чтобы угостить друзей, чтобы привлечь внимание, прорабатывали, как иначе можно подружиться, как проявить себя в компании. Как только начинает получаться, воровать уже необходимости нет.

Еще один пример. В семье был предпочитаемый ребенок – мальчик, более успешный, мама его поощряла, замечала, а дочку – скорее нет. Она стала то и дело что-то воровать, пытаясь так привлечь к себе внимание, как по-другому осуществить это желание она не понимала. Когда с мамой обсуждали, ей стало очевидно, что ребенком ситуация в семье воспринимается как несправедливость. Также бывает при рассмотрении происходящего, что родители понимают, что ребенок игнорируется, приоритетна работа или супружеские отношения. Это создает почву для воровства. И тогда, конечно, больше работаем с самими родителями.

Отдельно стоит сказать о ситуациях, когда оказывается, что ребенок ворует деньги у родителей или бабушек-дедушек. Из-за сильных чувств злости, недоверия и стыда за ребенка родители возмущаются, и тогда прояснить становится еще сложнее, а ведь важно поговорить, выяснить, может подросток и вовсе в беду попал, бывает, что вымогают деньги во дворе или в школе».

Оксана Макарова, инспектор ПДН: «Я бы посоветовала родителям воспитывать детей, больше уделять им внимания. У нас родители настолько заняты сейчас, работают от зари до зари. Важно занимать детей, секции, кружки какие-то, чтобы были интересы у ребенка, чтобы дети занимались тем, что надо, а не придумывали себе что-то… Вот младшие школьники почти всегда под присмотром, их даже из школы так просто не отпускают. А дети постарше начинают ходить-бродить одни, компании появляются, так это все и начинается.

Родителям, конечно, важно ребенку пояснять, что взять чужое у одноклассника или в магазине – это не просто шалость, это преступление, по которому предусмотрена ответственность. Кстати, если ребенок начинает таскать деньги из кошелька у мамы или бабушки, про это тоже нужно говорить, ведь это точно так же чужая собственность».

Ольга Сергеева, психолог: «Родители, когда воспитывают ребенка, прививают ему понятие «свое-чужое». Почти все дети, пока у них не появилось это понимание, притаскивают что-то домой. А где-то к 6-7 годам ребенок, даже если очень хочет чего-то, начинает себя удерживать и способен сделать это, опасаясь нарушения запрета.

Обязательно нужно защищать и право ребенка на обладание своей собственностью (игрушками, вещами) перед другими детьми, даже братьями и сестрами. Иначе получается двойная мораль, уважение к чужой собственности так не воспитаешь.

Разумный родитель внимателен, замечает чужое и выясняет, откуда взялось. Предлагает вернуть вещь или возместить ущерб, напоминает правило «чужое брать нельзя». При этом стоит помнить, что излишнее пристыживание дает противоположный эффект – ребенок становится нечувствительным к стыду. Если эпизод с кражей произошел, ни в коем случае не стоит его замалчивать, спускать на тормозах, но одним «так нельзя» тут не обойтись, нужно понять, что руководило ребенком, какая потребность, и перестроить, прежде всего, собственное родительское отношение. Если понять сложно, приходите к психологу, обычно 1-2 консультаций достаточно, чтобы разобраться с причинами поведения ребенка, и придумать, как помочь ему».

Тема детского воровства всегда была довольно-таки деликатной. Если она и поднималась, то в основном за закрытыми дверьми и чуть ли не шепотом, поскольку не каждый родитель готов признать, что его ребенок ворует. Понять таких родителей можно, ведь наличие этой проблемы ставит под сомнение качество воспитания в семье. Говоря откровенно, редко бывает такое, что мама и папа, узнав о том, что их чадо без спроса берет чужие вещи, не прибегнут к наказаниям.

Психологи настоятельно рекомендуют не хвататься за ремень в порыве гнева, а приложить усилия и разобраться в причине такого поступка. Почему именно ваш ребенок стал воровать? Может быть в этом есть доля и вашей вины.

Почему дети воруют?

Дети никогда не делают ничего без явных на то причин. Изрисовал обои – негде было изобразить любимый цветок, а ведь так хотелось порадовать маму. Разбил мамину любимую вазу – хотел ее посмотреть, ведь она такая красивая и мама ее так ценит. У любого действия всегда есть причина. Это же относится и к воровству. Если ваше чадо начало красть, то на это могут быть следующие причины:

  • Доброе побуждение часто толкает ребенка на неблаговидные поступки. К примеру, у лучшего друга скоро день рождения, и он давно мечтает о красивых часах. Похожие часы ребенок видел в столе у отца и не заметил, чтобы он их носил. А раз не носит, то они не нужны, а раз не нужны, то можно забрать. Ребенком владеет стремление порадовать дорогого человека, и он даже не задумывается о том, что совершает нечто недопустимое.
  • Невозможность контролировать свои желания. Многие дети просто не умеют вовремя остановиться и удержаться от кражи. Ими обуревает острое желание что-то получить, и они это крадут. Например, ребенок украл деньги у родителей, потому что давно мечтал о новой игрушке. Он может посчитать даже будто взял деньги у мамы или папы «взаймы». Или, придя в магазин за хлебом и, увидев шоколадку, ребенок просто положит ее в карман. Он понимает, что так делать нельзя, но контролировать свои действия у него не выходит.
  • Жажда признания сверстниками. Дружеский коллектив играет одну из главных ролей в развитии личности ребенка и порой ради одобрения со стороны товарищей ребенок способен пойти на воровство. Если все ребята из компании одеты в брендовые вещи, а он нет, то он может решить украсть обновку в магазине, надеясь, что новый образ поднимет его статус в группе. Или, например, друзья имеют в своем распоряжении достаточное количество карманных денег. Ребенок может опустошить родительский кошелек и купить всем друзьям конфет, лишь бы показать, что он не хуже других.
  • Желание привлечь внимание родителей. Во многих семьях существует проблема нехватки времени на общение с детьми. Родители, пропадающие с утра до ночи на работе, просто не могут провести лишний час с ребенком за простым разговором, поскольку буквально падают от усталости. Ребенок, желая обратить на себя внимание мамы и папы способен совершить кражу. Ему не важно, что действие несет в себе исключительно негативную окраску, ведь главное – чтобы родители нашли для него время.
  • Подражание знакомым. Не последнюю роль играет и окружение ребенка. Если он связался с неподходящей компанией, то может поддаться принятым в ней правилам. Многие дети с легкостью подражают друзьям – воришкам, считая, что подобное поведение – показатель взрослости и самостоятельности.

Важно Отсутствие доверительных отношений в семье также может стать причиной воровства. Когда ребенок не ощущает родительской любви, защиты и заботы, то он не считает нужным ограничивать себя в своих желаниях.

Чего нельзя делать, если поймал ребенка на воровстве

Если вы узнали, что ваш ребенок ворует, то не совершайте необдуманных действий. Поддавшись эмоциональному порыву, вы можете совершить ошибку и тогда уже не останется никаких шансов на налаживание с ним отношений.

Многие родители в попытке донести до своего чада прописную истину о том, что воровство – это плохо, переходят все границы допустимого и только усугубляют имеющуюся проблему.

  • Не угрожайте! Зачастую родители, узнав о том, что ребенок ворует, теряют контроль над своими эмоциями и срываются на крик, ругаясь на него и угрожая всеми возможными карами. В ход идут и угрозы полицией, тюрьмой, физическим наказанием, осуждением окружающих и прочее.
  • Забудьте о ярлыках! Никто не спорит, что воровство – это плохо и не приведет ни к чему хорошему. Однако, не стоит навешивать на своего ребенка ярлыки и называть его воришкой, преступником и прочими нелестными словами. Подобное отношение со стороны самых близких людей способно только сильнее ожесточить его.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми! Многие родители любят приводить своим детям в пример «соседского мальчика Витю», который и учится хорошо и маме с папой помогает и бабушек через дорогу переводит. Ребенок, привыкший к тому, что его достижения и успехи остаются незамеченными, никогда не станет подражать «соседскому мальчику». Он просто перестанет стараться быть лучше, не видя в этом никакого смысла.
  • Никаких разборок при посторонних! Вам сказали, что ваш сын или дочь что-то украли? Не устраивайте разборок на виду у учителей, других родственников или друзей своего ребенка. Поговорите с ним обо всем дома, чтобы избежать всеобщего позора.

Важно Ни в коем случае не припоминайте ребенку его прошлые прегрешения, когда проблема уже обсуждена и решена. В противном случае вы просто настроите его против себя и сами спровоцируете его на дальнейшие «пакости».

Ребенок крадет: рекомендации психологов

Перед тем, как искать методы воздействия на ребенка, стоит убедиться, что он действительно виновен. Вполне возможно, что ребенка оговорили другие дети, с которыми у него плохие отношения. Но если все-таки вина неоспорима, то обязательно прислушайтесь к советам психологов:

  • Поиск причины. Как уже упоминалось выше, причины воровства могут быть различны, поэтому вам предстоит установить истинную подоплеку случившегося и постараться исключить этот фактор из жизни ребенка. Если ребенка подталкивают к такому поведению его друзья, то нужно найти возможность оградить его от столь неподходящей компании.
  • Разговор по душам. Не стоит кричать, топать ногами и грозить всеми известными карами. Поговорите спокойно, без вспышек агрессии. Расскажите ребенку, что его поступок огорчил других людей. Если вы будете внимательно следить за его эмоциями, то обязательно найдете те самые слова, которые возымеют нужное действие.
  • Возможность исправления содеянного. Объясните ребенку, что любой проступок должен быть исправлен. Если он украл игрушку, то пусть вернет ее владельцу. В случае, когда ребенок украл деньги у вас, то предложите ему их отработать, выполняя мелкие поручения или часть работы по дому.

Важно Самое важное в решении проблемы, связанной с воровством – дать понять ребенку, что вы его любите несмотря ни на что. Если ребенок перестанет ощущать вашу ласку и заботу, то посчитает себя ненужным, и проблема может усугубиться.

Отдельно стоит упомянуть, что большую роль в профилактике детского воровства играют доверительные внутрисемейные отношения. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, смотрите фильмы, рассказывающие о добре и зле, интересуйтесь его проблемами и интересами.

Приложив усилия и наладив отношения со своим чадом, вы сможете быть уверены в том, что он не затаил на вас обиду, видит в вас надежного друга и всегда будет готов поделиться с вами наболевшим — именно такая позиция позволит избежать множества проблем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *