Ребенок подрался в школе

>Драка несовершеннолетних: какие последствия?

Содержание

Кто, где и когда отвечает за избиение несовершеннолетнего?

Обязательство ответственности о здоровье и поведении ребенка всегда будет возлагаться на его родителей или опекунов. Это касается случаев, когда ребенок находится дома, на улице, в магазине и других подобных местах.

Образовательные учреждения снимают часть этой ответственности с родителей. Пока чадо находится в детском саду или школьном учреждении, отвечать за него будут воспитатели, преподаватели и администрация заведения.

Если ребенок посещает экскурсию во внешкольное время, вступает в силу Приказ № 1124 от 2014 г., утвержденный министром образования. В описании четко сказано, что каждая экскурсионная группа должна иметь руководителя и заместителей, которые и несут ответственность за детей.

В случае избиения несовершеннолетнего, лицо, нанесшее физический вред, понесет гражданско-правовое, административное и даже уголовное наказание. Этого требует закон «Об охране детства».

Главным документом международного уровня, защищающим права ребенка, выступает Конвенция ООН о правах несовершеннолетнего. В украинском государстве это бремя ложится на Конституцию, Семейный и Гражданский кодексы, а также Закон, предупреждающие насилие в семье.

Кто в ответе за драку в школе или детском саду?

Когда ученик появляется на территории образовательной школы, руководство школы, а также классный преподаватель берут на себя ответственность за ребенка. На уроках к ответственности подключается преподаватель текущего предмета.

Соответствующий Закон «Об образовании» обязывает учителей защищать своих учеников от насилия, преимущественно психологического.

Если в школе произошла драка между учащимися, прямая вина будет лежать исключительно на повздоривших детях и их родителях. Учителя можно обвинить лишь в бездействии, если он видел конфликт и не предпринял никаких действий. Проще говоря, преподаватель должен предотвратить возможную драку между своими подопечными. Если конфликт начался на глазах учителя — это плохое выполнение его обязанностей, влекущее за собой дисциплинарные взыскания.

Все школьные конфликты находятся в компетенции заместителя директора по воспитательной работе. Именно этот человек определяет все обстоятельства ЧП и вызывает родителей для дальнейших разбирательств.

Почему родители?

Следует понимать, что образовательные учреждения лишь предоставляют помощь родителям в воспитательном процессе. Работающие в школах социальные педагоги и психологи, работа которых направлена на упреждение возможных конфликтов и споров, объясняют детям, что существуют мирные способы решения проблем. Пробелы в воспитании — вина родителей и опекунов.

Какое наказание за побои ребенка несовершеннолетним?

Не зависимо от того, где произошла драка двух детей, ответственность понесет обидчик и его родители. Нужно понимать объем ответственности, которая ложится на затеявшего драку ребенка.

Уголовный кодекс Украины предусматривает ответственность за причинение легких, средних и тяжелых повреждений, а также истязаний и побоев.

Согласно законодательству, подростки 14-летнего возраста будут отвечать перед законом за нанесение среднего и тяжелого телесного ущерба, согласно ч. 2 ст. 22 УК. И только с 16 лет за нанесение вреда в виде легких повреждений.

Что грозит несовершеннолетнему с 11 до 14 лет?

Гражданский Кодекс Украины утверждает, что дети данного возраста имеют неполную дееспособность и не несут ответственности за причиненный другому несовершеннолетнему вред.

Если ребенок, которому исполнилось 11 лет, но он еще не достиг возраста, когда наступает уголовная ответственность, совершает запрещенные действия, несущие состав преступления, к нему могут быть применены методы воспитательного характера с помощью судебного органа.

Такими методами являются:

  • ограничение вариантов проведения свободного времени;
  • передача под надзор ответственных за него взрослых;
  • назначение ребенка в специальное учебно-воспитательное заведение.

Если ребенок нанес тяжелые повреждения своему сверстнику до достижения 14 лет, к административной ответственности можно привлечь исключительно родителей согласно ст. 184 КУоАП.

Решение касательно родителей, принимается исключительно судом.

Что будет за нанесение побоев от 14 до 16 лет?

За избиение несовершеннолетнего несовершеннолетним от 14 до 16 лет уголовная ответственность предусмотрена только за нанесение повреждений средних и тяжелых телесных повреждений. Ответственность предусмотрена статьями 121 и 122 УК Украины. Само наказание обсудим в следующем разделе, дабы не повторяться.

Если ребенком были нанесены телесные повреждения легкой степени — уголовная ответственность не предусмотрена.

Однако, согласно ст. 184 КУоАП, если несовершеннолетние не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность — за их деяния будут отвечать родители. А именно — наложение штрафа от 100 до 300 НМДГ. При злостном невыполнении своих обязанностей родителей и лиц, которые их заменяют, ждет уголовное наказание — ст. 166 УК, которое предусматривает ограничение или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.

Полная ответственность с 16 лет

Данная возрастная отметка делает ребенка способным нести полную ответственность за свои преступные действия. Совершившего правонарушение ребенка ждет наказание согласно УК и КУоАП:

  • Нанесение телесных повреждений легкой степени, ст. 125 УК. Наказывается штрафом до 50 зарплатных минимумов или работами общественного характера до 200 ч., или исправительными работами до 1 года. Если причиненный ущерб имеет следствие для потерпевшего как расстройство здоровья или небольшая потеря работоспособности, наказание увеличится. Нарушителю грозит 50–100 не облагаемых налогом доходов граждан или же общественные работы 150–240 ч., или же исправительные работы до одного года, или арест до полугода, или ограничение свободы сроком до двух лет.
  • Нанесение телесных повреждений средней степени, ст. 122 УК. Карается исправительными работами до 2-х лет либо ограничением/лишением свободы до 3-х лет. Если нападение совершалось с целью запугать пострадавшего или его семью, либо по причине расовой, религиозной или национальной дискриминации, наказанием будет лишение свободы на 3–5 лет.
  • Нанесение тяжких телесных повреждений, ст. 121 УК — лишение свободы сроком 5–8 лет. Если действия привели к особым мучениям или совершались несколькими лицами, срок может быть увеличен до 7–10 лет.

Как доказать факт драки детей?

Прежде всего, родители должны зафиксировать наличие побоев при помощи судебно-медицинского эксперта. Они будут играть ключевую роль в дальнейших разбирательствах.

По причине того, что нанесением вреда несовершеннолетнему человеку занимается полиция, пострадавшая сторона не обязана ничего доказывать — это работа полицейских.

Родители пострадавшего ребенка при желании могут предоставить доказательства — фотографии, видеоролики и т.д.

Что делать родителям подростка, которого избивают в школе?

Для начала необходимо узнать у ребенка все нюансы и подробности событий, приведших к избиению. Реакция учителей также крайне важна, ведь они должны выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы одноклассники и другие дети не конфликтовали между собой.

  1. Первым шагом будет подача заявления на имя директора учебного учреждения. К этому шагу относится и обращение к родительскому комитету. Администрация школы должна принять меры для противодействия таким правонарушениям, для этого в каждой школе присутствует детский психолог.
  2. Органы опеки и попечительства также нужно поставить в известность. Они занимаются многими вопросами, среди которых числится надзор за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних граждан.
  3. Заявление об избиении, поданное в районное управление образования, должно привести к созданию специальной комиссии, которая не только проведет расследование совместно с представителями школы, но и проверит методы работы учителя. По окончанию процесса комиссия должна предоставить документированное заключение.

Если несовершеннолетний подвергся умышленному насилию, необходимо писать заявление в правоохранительные органы. Национальная полиция установит все обстоятельства преступления и привлечет виновника к ответственности в соответствии с законом.

Унижение прав и избиение несовершеннолетних в школах — явление, к сожалению, нередкое. Частота таких происшествий привела к появлению такого понятия как буллинг (регулярное унижение, насмешки и издевательство). Родители должны помнить, что чем раньше они примут меры к противодействию издевательств над своим чадом, тем меньший вред будет нанесен ребенку.

Игнорирование «детских» проблем может привести не только к физическим травмам, но и к проблемам психики, которые могут проявляться всю жизнь. Правонарушения не должны оставаться безнаказанными.

Полезное видео

Драка на улице: ответственность и последствия

Наказание за драку в общественном месте

Виновник в драке: кто считается нападавшим и кто несет основную ответсвенность

Наказание за драку на улице: от штрафа до колонии строгого режима

Наказание за драку с повреждениями средней тяжести

Ответсвенность за тяжкие повреждения в драке

Драка несовершеннолетних: ответственность и последствия

Нанесение телесных повреждений трактуется Законодательством РФ как достаточно тяжкое преступление. Это объясняется тем, что насилие наносит не только вред физическому здоровью пострадавшего, но и моральному. Насилие рассматривается как действие, носящее для пострадавшего унизительный характер. Соответственно и наказание за драку может быть достаточно жестким. Но в ряде случаев, ответственность за драку может ограничиться лишь штрафом. В данном случае мы рассмотрим конкретные ситуации и объясним, какая ответственность грозит за драку, когда потребуется уплатить штраф, а когда нужно искать хорошего адвоката по уголовным делам, чтобы не получить срок.

Драка на улице: ответственность и последствия

Ответственность за нанесение побоев сильно отличается, как в зависимости от тяжести повреждений, так и из-за обстоятельств. Драка уже подразумевает умышленный характер повреждения. Соответственно, в зависимости от тяжести нанесенных повреждений в уголовном кодексе выделяют:

  1. Легкие повреждения (ст.116УКРФ). Максимальная санкция уголовной статьи за данное преступление — 2 года лишения свободы.
  2. Средние повреждения (ст.112УКРФ). Максимально возможная санкция до 5 лет лишения свободы.
  3. Тяжкие повреждения (ст.111УКРФ). Максимальная санкция — до 15 лет лишения свободы.

Важно: В первых двух случаях доступна процедура досудебнного примирения. Т.е. в зависимости от ситуации возможно решить конфликт без уголовного разбирательства.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Наказание за драку в общественном месте

Как было указано выше — ответственность сильно отличается в зависимости от обстоятельств проишествия. И получить уголовное наказание за драку можно лишь в случае, когда вторая сторона не наносила обидчику повреждений. Если докажется, что имело место противостояние, ответственность будет значительно мягче. Какая именно — обсудим ниже

Виновник в драке: кто считается нападавшим и кто несет основную ответсвенность

В законе нет понятия “драка”, как нет и понятия “вреда, нанесенный в ходе драки”. Есть нападавший и потерпевший. Определение сторон, в свою очередь, определяет и дальнейший исход конфликта.

Если оба участника драки напишут заявления в полицию, считая себя пострадавшей стороной (ведь в драке оба участника могут получить травмы), примут ко вниманию свидетельства того, кто защищался. Тот вред, который защищавшийся нанес нападавшему не будет наказываться, т.к. нападавший действует умышленно, а защищающийся — без умысла.

Важно: если нападавшему в ходе драки был причинен вред, серьезно нарушивший его здоровье, то в будущем, наличие болезни будет смягчающим обстоятельством в суде, но никак не повлияет на восприятие сторон.

>Наказание за драку на улице: от штрафа до колонии строгого режима

В зависимости от обстоятельств, следует выделить такие виды наказаний:

  • Штраф до 40 тыс.руб.

    Что делать, если ребенка избили в школе?

    или обязательные работы;

  • Штраф до 100 тыс.руб или ограничение свободы на 3 года;
  • Лишение свободы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 15 лет.

Ниже мы подробно остановимся на каждой ситуации.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Ответственность за драку в общественном месте не повлекшую потерю здоровья потерпевшего

Штраф до 40 тысяч рублей можно получить за драку, если последствия ее не повлекли проблем со здоровьем. Ранее, в этом случае использовалась ст.116 УКРФ. После введения 15 июля 2016-го года закона №323, уголовное наказание за легкие телесные повреждения наступает лишь в ситуациях, когда потерпевшим является родственник. В иных случаях, наступает административная ответственность.

Таким образом, если на улице произошла драка с прохожим (который очевидно не является родственником), и ему не были нанесены повреждения, повлекшие вред здоровью, то виновнику грозит административное наказание за драку. (Только в случае, если инцидент произошел впервые)

Важно: Уголовного наказания избежать не удастся, если будет доказано, что побои нанесены из побуждений хулиганства или на почве межнациональной/религиозной вражды.

Повторное нанесение побоев является уже уголовной статьей (ст.116.1УКРФ). В этом случае виновнику грозит до полугода исправительных работ или штраф 40 тыс.руб.

Что грозит за нанесение побоев (избиение) в семье

Внесение изменений летом 2016-го в статью УК требует отдельной трактовки. Санкция статьи существенно ужесточена. Насилие в семье обернется для нападавшего такими видами ответственности:

  1. Ограничение (а при определенных обстоятельствах и лишение) свободы на срок до двух лет (или исправительные работы на такой же срок)
  2. Обязательные работы на срок до 360 часов. (Ранее было до 240 часов)

Жесткость наказания определяется обстоятельствами. К примеру, сын избивает стариков-родителей. Если экспертиза установит, что те являются беспомощными, это существенно ужесточит наказание. Наказание за драку в пьяном виде также будет жестче. А если преступление совершено в отношении детей, наступает ответственность по более тяжелой статье — 156 УКРФ (жестокое обращение с детьми).

Наказание за драку с повреждениями средней тяжести

Телесными повреждениями средней тяжести закон определяет ущерб здоровью, который повлек расстройство сроком на 21 день или более. В УК за такое предусмотрено до 3-х лет заключения.

Важно: В законе предусмотрены штраф и исправительные работы в качестве альтернативы заключению. Тем не менее, на практике такие меры скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве случаев нанесение повреждений средней тяжести приводят к реальным тюремным срокам.

Групповые драки — не редкость. Телесные повреждения средней тяжести, нанесенные в ходе такой драки, могут быть квалифицированы ст.112УК как групповое избиение. За это можно получить до 5 лет лишения свободы. Отягчающими обстоятельствами также считаются и использование оружия, или нападение, совершенное из хулиганских побуждений.

Важно отметить, что по данной статье есть возможность избежать уголовного преследования. Для этого существует процедура примирения. По закону, просить примирения можно, если:

  1. Нападавший возместил потерпевшему вред;
  2. У нападавшего в прошлом не было судимостей.

Важно: Инициация дела о нанесении телесных повреждений средней тяжести не требует от потерпевшего заявления. Данные в полицию передаются из медицинского учреждения, если у медиков есть основания полагать, что причина травм — умышленное нападение.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Ответсвенность за тяжкие повреждения в драке

Тяжкими телесными повреждениями принято считать урон, который привел бы к гибели пострадавшего в случае отсутствия мед.помощи.

Поэтому практически всегда колото-резаные раны относятся именно к этому виду вреда. Кроме того, сюда относится урон, после которого была нарушена работа какого-либо органа.

Если у таких действий не было отягчающих обстоятельств, виновник получит до 8 лет лишения свободы.

Если в драке пострадавшей стороной является ребенок, подросток, или беспомощное лицо, максимальный срок составляет 12 лет

Как было указано в начале раздела, тяжкие телесные повреждения — это те, после который человек мог бы потенциально погибнуть. Статистика такова, что без медицинской помощи люди гибнут от тяжких телесных повреждений примерно в половине случаев. Если это произошло, и в суде докажут прямую связь между действиями виновного и смертью потерпевшего — максимальное наказание составит 15 лет лишения свободы.

Драка несовершеннолетних: ответственность и последствия

Закон направлен на смягчение наказание для несовершеннолетних лиц. За аналогичные действия, несовершеннолетний и взрослый получат разные наказания. В частности, если за тяжкие телесные взрослому грозит до 15 лет, то подростку 2,5-10.

В случае с телесными повреждениями меньшей тяжести — ситуация еще либеральнее. За побои подросток не может быть лишен свободы, а минимальный возраст ответственности — 16 лет.

«Не избил, а подрался». Как говорить с учителями, если вызывают в школу из-за поведения ребенка

Кажется, только недавно прозвенел первый звонок, а уже началась самая короткая и любимая школьниками вторая четверть учебного года. Для кого-то учеба стала приятным и увлекательным делом. А кто-то в школу ходит как на Голгофу: занудные уроки, нелады в школьном коллективе, изматывающая домашка, когда у взрослых сдают нервы, а у детей заканчиваются силы… А тут еще и это: «Родителей — в школу!»

Ваша детка набедокурила. Разбитый унитаз в школьном туалете, пропавший у одноклассника гаджет, найденный в рюкзаке вашего ребенка, драка с одноклассником прямо на уроке, несносное поведение, когда ваш «всем мешает» и тому подобное… Мало ли что из этого перечня послужило причиной вызова родителей в школу. Неприятно, конечно, но идти надо. Итак, вас вызвали в школу для разбора полетов, а точнее залетов вашего ребенка. Как себя вести, что говорить и что делать — в этом материале.

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание. E-mail автора nastapos@mail.ru

Начнем с того, что «благую весть» о вызове в школу вы можете получить разными путями. Наиболее распространенный — классная позвонит вам на мобильный (рабочий, домашний), скажет, что разговор не телефонный и хорошо бы вам зайти в школу в определенное время. Возможно, вызов в школу будет зафиксирован на отдельной страничке в дневнике ребенка, а может, сам ребенок передаст просьбу учительницы. Обязательно детально уточните у педагога, какой вопрос вы будете обсуждать (неудачи в учебе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или педагогами, какую-то конкретную ситуацию, связанную с отклоняющимся или противоправным поведением ребенка). Настаивайте, чтобы учительница четко сформулировала причину вашего приглашения в школу. Не стесняйтесь сказать, что вас взволновало ее приглашение и просите по возможности подробнее обрисовать ситуацию, в связи с которой вас вызывают для беседы.

Также не забудьте уточнить, кто еще из педсостава подтянется для укрепления флангов вызвавшего вас педагога. Одно дело — беседовать один на один, и совсем другое, если к разбору залета подключится школьный истеблишмент: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог или педагог социальный. Важно определить число возможных оппонентов. Позаботьтесь, чтобы и вы не были в меньшинстве: желательно посетить учреждение образования обоим родителям. Да, нелегко сегодня отпроситься с работы, однако можно договориться о встрече в субботу (аллилуйя шестому школьному дню), постараться замениться на работе и т.п. Просто нет ничего важнее, чем разобраться в ситуации, в которой оказался ваш ребенок.

Разумеется, ребенок будет волноваться из-за вашего похода в школу. И это повод поговорить, в том числе — о его волнении. Расспросите об инциденте, послушайте его версию событий. Ваша вовлеченность и небезразличие являются для ребенка спасательным жилетом. Иногда родители бездумно навязывают детям стереотипы, которые в сложных ситуациях не только не работают, но и приносят деструктивный эффект. Я про «ябеду-корябеду» и «плаксу-ваксу-гуталин». По сути, в запретах плакать и жаловаться ребенок слышит от родителя безжалостное: «Никто тебе не поможет. Сам давай справляйся». Каково это, знать, что ты один в трудную минуту и ты в одиночку должен противостоять неприятностям? В чем тогда смысл семьи? Поэтому не отмахивайтесь, когда ребенок делится с вами своими проблемами, находите время, чтобы дать ему возможность пожаловаться и пожалеться. Не думайте, что детские проблемы простые оттого, что детские. Нередко за этими проблемами скрываются отнюдь не детские последствия.

Слушая рассказ ребенка о случившемся, обязательно порассуждайте о том, как можно было в той ситуации поступить по-другому, приведите пример из своей детской истории.

Ваша вера в ребенка и во все лучшее в нем, на самом деле, является тем сдерживающим фактором, который в будущем убережет его от неправильных поступков. Поэтому в беседе с разволновавшимся ребенком убедите его в том, что ваши отношения с ним никак не изменятся, на них не повлияет данный конкретный инцидент и что вместе вы найдете силы решить все проблемные вопросы и постараетесь всё исправить.

«Непримиримую позицию занимают взрослые, которых в детстве никто не защищал»

Чувства, которые испытывает родитель, которому о его ребенке рассказывают что-то неприятное, разумеется, негативные. Среди массы реакций на вызов в школу можно выделить две наиболее типичные.

Некоторые взрослые занимают сразу же наступательную и нетерпимую позицию: раз на мое дитя нападают — всех порву/построю/заставлю пожалеть, что вызвали! Такие родители сильно реагируют на вызов, начинают нервничать, достается и ребенку: он уж и не рад, что стал эпицентром событий, и разрывается между верностью взрослому (надо поддерживать фон настроения и боевой дух родителя) и собственным впечатлением от инцидента. Не следует думать, что ребенок напрочь лишен критичности. Да, она у него в силу возрастной незрелости хромает, однако она есть и она работает. В возрасте, когда у ребенка активно формируется стыд и совесть (а это возраст от 8−9 до 12 лет), он достаточно чувствителен к неправильному поведению, своему — в том числе, и очень нуждается в моральных ориентирах. Родителей детей 5−6 лет, читающих материал, я бы просила не использовать в высоких воспитательных целях тему «как тебе не стыдно?!», потому как в этом возрасте дети реально не понимают, что такое стыдно, совестно и бессовестно. В общем, не пылайте нравоучительными наставлениями в беседах со старшими дошкольниками и самыми младшими школьниками. Кстати, способность краснеть от стыда дети приобретают тоже с возрастом, по мере гормонального созревания. Именно поэтому мы никогда не видели ребенка 4−7 лет с красным от стыда лицом. Эту способность у детей скорее можно встретить ближе к началу пубертата, т.е. переходного возраста.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Вернемся к нашему накосячившему младшему школьнику. Непримиримую и априори несогласную позицию как реакцию на вызов в учреждение образования, как правило, занимают те взрослые, которых самих в детстве никто не оберегал, не защищал, и, по большому счету, особо никто не ценил. Такие взрослые идут в школу как на поле боя. В этих обстоятельствах вряд ли есть возможность рассчитывать на конструктивный диалог с педагогом и благоприятный по последствиям для ребенка разбор его залета. Еще одним следствием бойцовской позиции родителей может стать его разговор с педагогами на повышенных тонах, в силу чего есть риск получить репутацию конфликтных, проблемных, неуживчивых. Все бы ничего, но не следует забывать, что одним из критериев отнесения ребенка к категории находящихся в СОП (социально-опасном положении) является «проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта». Кому приятно находиться на всяческих «учетах» и в «отдельных папках»? Если вы допустите развитие беседы по конфликтному сценарию, то у педагога может «сложиться пазл»: и мама скандалистка, и ребенок с противоправным поведением. Занавес. Потому старайтесь держать свои эмоции под контролем. Если бы ситуация не беспокоила педагога, он вряд ли бы решился беспокоить вас.

Заметна у взрослых и прямо противоположная реакция на вызов в школу: раз учительница сказала — так оно и есть: ребенок подвел, не оправдал, «как ты мог?!», «ну как же так?» и т.п. Родители идут смиренно выслушивать претензии, заочно или прилюдно сдавая свое чадо, т.е. предавая его. Как правило, такое поведение характерно для взрослых с архаичными представлениями о школе, а также для тех, кто сам рос в семье с излишне требовательными и взыскательными родителями, которые никогда не ошибаются и всегда правы.

Именно эта позиция, на мой взгляд, наиболее катастрофична для отношений с ребенком, она способна нарушить или даже разрушить доверие ребенка к своему взрослому. Считывая страх и неуверенность, транслируемые родителем перед беседой с педагогами, ребенок укрепляется в мысли, что, оказывается, его родители вовсе не такие уж смелые и решительные, как он всегда раньше думал, что есть кто-то или что-то, что заставляет его родителей трепетать и паниковать. И коль скоро родители — слабаки, на кого же надеяться в трудную минуту? У кого искать защиту?

Прописанные крайности не являются исчерпывающими. Потому можно только приветствовать появление и расширение группы родителей, которые стараются занять в ситуации вызова в школу продуктивную позицию, сочетающую безусловную любовь и доверие к своему ребенку и уважение к учителю и его усилиям.

«Дочь не украла, а взяла. Сын не избил, а подрался»

Рассмотрим два наиболее типичных примера вызова в школу родителей младшего школьника.

Ситуация 1. «Ваш сын избил одноклассника, порвал ему пиджак».

Ситуация 2. «Ваша дочь украла новый дорогой телефон у одноклассницы».

В первом случае педагог пытается вам донести, что сын — бандит и хулиган, во втором, что дочь — воровка. Родителю больно и неприятно, кто бы спорил! Можно вступить в сражение с педагогом, перейти на личности «Кто вам дал диплом о педагогическом образовании?! Вы класс распустили, за дисциплиной не следите! У опытных педагогов такие инциденты не происходят!». Можно посоглашаться и покраснеть, вернуться домой и закатить ребенку показательные выступления: «Я хотела провалиться от стыда сквозь землю», а можно обсудить ситуацию с максимальной пользой для ребенка и своей семьи. Важно соблюдать некоторые правила разбора залетов.

Для начала поработайте над терминологией: моя дочь не украла, а взяла чужую вещь; мой сын не избил, а подрался. Дайте понять педагогу, что вы против навешивания ярлыков и крайних формулировок, и вы не в суде, где квалифицируют преступные деяния злоумышленников, а потому предложите воздержаться от использования уголовно-процессуального словаря. Старайтесь снизить эмоциональную накаленность и негативный подтекст терминов: это поможет снизить напряжение в разговоре.

Не забудьте правило из «ветхого педагогического завета», которое, несмотря на частое использование, в ряде ситуаций доказывает свою состоятельность: запрещайте оценивать ребенка. Можно оценивать только его поступки, знания, поведение, но не ребенка. Отделяйте поступок ребенка от его личности.

Подчеркните, что вы понимаете, как учительнице неприятно, что такое произошло именно в ее классе, скажите, что вы не собираетесь спихнуть ответственность за происходящее на нее одну, что разделяете ее обеспокоенность и благодарны за приглашение на разговор, предлагаете вместе искать пути решения проблемы и сделаете все от вас зависящее, чтобы не случилось рецидива.

Дальше приступайте к разбору залета, но именно в совокупности факторов, не вырывая его из контекста, не изолированно. Уточните у педагога, кто еще из детей пострадал от подобных действий вашего ребенка, т.е. выясните, идет ли речь о разовом инциденте, или другие дети тоже жаловались на плохое поведение вашей детки? Если педагог заявляет об отсутствии серийности проблемного поведения ребенка, приложите усилия разобраться, что стало провоцирующим фактором в обоих случаях.

Если вы внимательны, вовлечены в своего ребенка и у вас с ним доверительные отношения, то не составит труда догадаться, что на самом деле стоит за инцидентом. Одноклассник, с которым подрался ваш сын, нередко задирал вашего мальчика, в обсуждаемой ситуации спусковым механизмом к драке послужил факт, что одноклассник, пробегая мимо, резко толкнул вашего, тот упал на вазон с цветком и ушибся.

Одноклассница новым гаджетом не просто гордилась — она использовала его для противопоставления другим детям. Она сказала вашей дочке, что будет дружить только с теми, у кого крутой телефон. Выходит, у кого есть новый телефон — тот хороший и с ним можно общаться. Дочка обиделась и не придумала ничего лучшего, чем взять телефон, ответив, таким образом, на обиду.

Она вовсе не собиралась пользоваться телефоном, она хотела повысить свою самооценку, обладая статусной вещью, стремилась успокоить себя: с ней тоже можно дружить!

В обоих случаях понятно, что дети выбрали не совсем корректные способы решения проблем. Но мальчик постарался защитить себя от постоянных нападок одноклассника, а девочка — от унижений со стороны одноклассницы. Да, способы были выбраны детьми не ахти, но, как говорится, выбирали из скудной копилки имеющегося опыта. Поэтому дайте понять педагогу, что считаете очень важной воспитательную работу с детьми, направленную на исключение подобных ситуаций, когда детям приходится прибегать к отчаянным способам решения межличностных проблем.

Сообщите педагогу, что не одобряете поступок своего ребенка, но находитесь на его стороне. Чтобы показать свое единство с ребенком, старайтесь в речи использовать больше местоимений «мой», «моя», «мы», «у нас». Спросите у собеседницы, допускает ли она право людей на ошибку. Постарайтесь убедить педагога, что ребенок в силу возраста и недостаточности опыта просто выбрал неподходящую модель поведения.

Тот факт, что вы на стороне своего ребенка, вовсе не означает, что вы против всех остальных. Избегайте поляризации, разведения участников по разные стороны баррикад, подчеркните, что многие дети в этом возрасте выбирают неправильные способы разрешения внешних и внутренних конфликтов. На противостояние с учительницей вы выйдете только в случае, если попытаетесь обвинить ее в случившемся. Избегайте этого.

Обязательно поинтересуйтесь у педагога, приглашены ли для беседы родители детей — участников конфликтов. Сообщите, что готовы встретиться с ними и обсудить ситуацию проблемного поведения ваших детей.

Завершая беседу, обязательно попросите учителя рассказать вам что-то хорошее о вашем ребенке. Этим вы усилите позицию, направленную на поддержку ребенка.

Конечно, многое в результате беседы будет зависеть от того, какой педагог вас вызвал. Кому-то из родителей будет продемонстрирована позиция педагогического пофигизма «абы дети не мешали», кто-то почувствует плохо скрываемое пренебрежение профессионально деформированного давателя уроков. Не каждому в качестве классной дамы достанется Мария Монтессори, и особенно надеяться, что в рамках непрекращающегося эксперимента на разбор залета детки вас вызовет великий Дамблдор, тоже не приходится. Однако избегайте ситуационных выводов и не спешите: понаблюдайте, какие действия со стороны педагога последуют после вашего похода в школу.

По возвращении из школы обязательно уложите свои эмоции по полочкам и обсудите ситуацию с переживающим за вас и себя ребенком. Дайте ему понять, что не одобряете его поступок, но вы с ним на одной стороне. Порассуждайте о том, как можно было поступить по-другому. Одобрительно отзовитесь о педагоге, обязательно расскажите, что хорошего вы узнали от учительницы и полюбуйтесь реакцией вашего школьника. Вы, бесспорно, решите эти возрастные проблемы с тем, чтобы потом решать проблемы большего масштаба, всегда находясь на стороне своего ребенка. И пусть конфликтов у вашего ребенка будет меньше!

Порядок действий родителей, если ребенка избили в школе

Сегодня участились случаи агрессии среди школьников. Дети в школьных дворах устраивают массовые поединки, нередко возникают и стычки на переменах. Если ребенка избили в школе, родители должны быть осведомлены о безотлагательных действиях, которые поспособствуют привлечению к ответственности виновника.

Первые действия родителей, когда ребенка избили в школе

Узнать о факте избиения можно от самого потерпевшего, от одноклассника или просто заметить следы побоев на теле ребенка.

Случаются, что дети звонят из школы и со слезами рассказывают, что с ними произошло. В таком случае маме с папой надлежит поспешить в учебное заведение. Поскольку педагоги несут ответственность за здоровье детей, пока те пребывают на уроках. Сведения о произошедшем быстро становятся известными директору заведения, особенно если травмы серьезные.

Прибывшие родители должны немедленно пройти в кабинет руководителя и потребовать составить акт о несчастном случае.

Важно! Директор будет всячески препятствовать составлению подобных документов, так как общественная огласка происшествия может привлечь проверку сотрудников Департамента или Управления образования.

Однако если дети повздорили, порвали одежду или причинили иной имущественный (не телесный) вред, следует остановиться на беседе с родителями, не афишируя особо нприязненные отношения между подростками. Такое может произойти в младших классах, когда дети еще не могут нанести друг другу серьезных травм, если не используют подручные тяжелые предметы.

Систематические избиения должны послужить основой для обращения в районную администрацию в отдел по делам несовершеннолетних. Виноватого в таком случае поставят на учет и будут периодически вызывать на комиссию по делам несовершеннолетних.

Возвращаясь к серьезной драке, следует отметить, что справку от школьного медика не стоит принимать за основу. Не всегда внешний осмотр может свидетельствовать о степени травмы. Более того, отсутствие квалификации для определения вреда здоровья послужат невозможным квалифицировать деяние в соответствии с последствиями драки.

Конечно, родителям надлежит обратиться в полицию и травмпункт. Если ребенок не может самостоятельно передвигаться, то лучше позвонить по экстренному номеру и вызвать бригаду медиков на место. Это сократит время оформления пострадавшего в медицинском учреждении (больных со скорой принимают вне очереди).

Обращение в медицинские учреждения и органы полиции

Родителям следует обратиться в полицию и скорую, если ребенка ударили в школе.

В медицинском учреждении смогут не только снять болевой синдром, но и установить в соответствии с нормативным классификатором тяжесть последствий. Медицинское освидетельствование позволить отгородить травмы, полученные не в драке (например, ранее ребенок упал с дерева, в связи с чем у него образовалась гематома).

По завершении осмотра медик выдаст заключение, в котором будут отражены травмы и характер их нанесения. Если ребенок жалуется на какие-либо боли, а доктор не обращает на это внимание, то необходимо потребовать проведения дополнительного исследования и забора анализов (например, ребенок жалуется на боли внизу живота, врач внес об этом сведения в заключение, как поражение мягких тканей, а при заборе мочи визуально определяется кровь, то есть очевидны более тяжкие последствия на внутренних органах).

В полицию следует написать заявление. Указать кем и при каких обстоятельствах избили жертву. Можно указать кого подозревает родитель, если жертва не признается в произошедшем.

Сотрудник полиции не только произведет опрос родителей, соседей, друзей обидчика, но и сделает запрос в участковый пункт полиции о характеристике подростка (может быть неоднократно ребенок избивал других детей во дворе жилого дома и об этом сообщали участковому).

На основании обстоятельств дела полицейский делает вывод о возможности возбуждения уголовного дела или достаточно составить постановление об административном правонарушении и привлечь к ответственности родителей драчуна.

Какая ответственность предусмотрена

Избиение в учебном заведении всегда носит состав либо административного правонарушения, либо уголовно наказуемого деяния.

Если в первом случае последуют штрафные санкции, которые должны покрыть расходы на лечение. То во втором случае может последовать реальная уголовная ответственность.

Есть 2 влияющих фактора:

  • достижения возраста привлечения к персональной ответственности;
  • степень тяжести и взаимосвязь телесных повреждений с избиением.

На этом этапе важно понимать, что ответственность может быть наложена не только и не столько на подростка, сколько на родителях.

Родители несут полную ответственность за действия детей до достижения ими возраста привлечения к одному из видов ответственности. И в некоторых случаях после наступления определенного возраста, когда наказание предусмотрено в виде штрафа, а ребенок не имеет заработка.

Важное правило о невозможности замены субъекта нарушения общественного спокойствия на другое лицо, не действует, когда речь идет о кровных узах с несовершеннолетними нарушителями.

В каких случаях может быть уголовное наказание

Если удалось зафиксировать легкие, средние или тяжкие телесные повреждения, то обидчику может грозить уголовная ответственность. Однако закон проводит градацию субъектов таких преступлений в зависимости от возраста.

Легкие увечья предусматривает ответственность с 14 лет, а средние и тяжкие телесные повреждения принесут наказание для 16-летнего нарушителя.

Кроме того, если преступник совершает противоправное деяние впервые и степень тяжести определена как легкая, то наказание не будет применяться. В таком случае несовершеннолетнему может применяться предупреждение, перевоспитание с участием психолога или будет применена мера по ограничению досуга.

В отличие от административного наказания, уголовное не может быть применено к родителям мальчика (хотя отец может выплачивать штраф за сына, но в приговоре будет указано, что именно подросток побил жертву).

Если родня жертвы подала гражданский иск совместно с уголовным, то одно наказание будет назначено однозначно. Это наказание, скорее всего, будет выражено в компенсации затрат на лечение и возмещение морального ущерба.

Привлечение школьной администрации

Жаловаться на школу можно и нужно в такой ситуации, потому что школа принимает на себя обязательства в соответствии с законом «Об образовании». Помимо написания жалобы в контролирующие инстанции для поиска виновных в произошедшем, можно от школы требовать возмещения ущерба. Избить ребенка могли только в том случае, если дети были не под присмотром педагогов. То есть можно говорить о халатном отношении сотрудников (завуча, директора, классного руководителя), чья работа связана с недопущением подобных ситуаций.

Более того, ученику, скорее всего, придется перевестись в другую школу, где его не будут обижать сверстники, зная, что в предыдущем учебном заведении ребенка ударили другие дети.

В каждой стране свои нюансы привлечения несовершеннолетних за агрессию в школе. Похожая с российской, складывается ситуация в Украине.

Из мальчика в мужчину, или что делать, когда сын впервые подрался в школе

Когда ваш мальчик однажды вернётся со школы с новостью о том, что он подрался с одноклассником, первое, что нужно сделать маме — спокойно выслушать своего повзрослевшего будущего мужчину. Именно так, и никак иначе. Если мама изначально будет относиться к сыну, как к бестолковому сорванцу, который влез в бессмысленную драку, так оно и произойдёт. Он будет расти в атмосфере, где все окружающие люди считают его глупцом, а это приведёт к разрушению любых волевых зачатков в парне.

Поступок мальчика может быть плохим, а может быть хорошим. Но это никогда не должно отражаться на уважении, которое мама испытывает по отношению к сыну.

Что такое драка по большому счёту, особенно, драка между двумя мальчишками (девочек для примера не берём, поскольку девочек трогать нельзя ни при каких обстоятельствах и родители должны это своим сыновьям прививать, как основную жизненную ценность). Драка — это не просто размахивание кулаками. Это в большей степени заявление о себе и о своём праве быть именно таким, какой ты есть.

«Мой сын никогда не станет драчуном»

Позиция некоторых родителей — «мой сын не такой, он никогда не ввяжется в драку» имеет место быть, правда, не все заявляют о ней открыто. Насколько это утверждение реально и есть ли объективные предпосылки, которые ставят честную границу между детьми, которые склонны к проявлению агрессивного поведения и теми, кто никогда не ударит сверстника?

Важно: Мальчик никогда не дерётся только в каком-то одном месте, группе, коллективе. Если маленький драчун поколачивает младшего брата дома, то скоро на него начнут жаловаться воспитатели детского сада за проявления физического насилия в отношении других детей, а потом и учителя в школе.

Некоторые дети действительно склонны ввязываться в кулачные бои. Такие мальчишки испытывают трудности в решении социальных проблем, и это часто приводит к агрессивному поведению. Социальной проблемой может быть что угодно: от получения первых навыков обмена игрушками в песочнице, до отказа от вредных привычек, которые уже практикуют друзья.

Большинство детей учатся справляться с этими проблемами по мере взросления. Но некоторые дети испытывают трудности в формировании элементарных волевых установок. Они часто прибегают к физическому насилию и агрессии, вместо того, чтобы преодолевать эти противоречия мирным путём.

Родители допускают большую ошибку, когда в ситуации драки их сына со сверстником или одноклассником они начинают задавать вопросы: «Почему ты это сделал?». Хотя намного корректнее в этой ситуации задать вопрос: «Чего ты пытался достичь, когда ударил сверстника?». Причина любой драки не так важна сама по себе. Драку нужно рассматривать, как попытку достижения определённого результата. Только в этом случае имеет смысл искать пути преодоления физического рукоприкладства в будущем.

Важно: Помните, если двое мальчишек с неустойчивым восприятием мира вступают в кулачный бой, — правды здесь не найти. Отсутствие навыков мирного разрешения проблем в сочетании с физическим насилием только усиливает противоречия.

Виды мальчишеской драки

Мальчишки дрались, и будут драться всегда, так устроена их природа. Но надо понимать, что драки не все одинаковы и желание вступить в физическое противостояние у детей школьного возраста происходит по трём основным мотивациям:

  • Драка-протест. Когда ребёнок пытается противостоять всему, с чем сталкивается в своей жизни. Это может быть новый коллектив, новая сфера деятельности, новые жизненные обстоятельства, места и так далее. Мальчик неосознанно относится ко всему оппозиционно, он воспринимает любую точку зрения других детей, как попытку затронуть его личностные качества, задеть его. В этой ситуации драка начинается как бы сама по себе. Мальчик просто не умеет иначе реагировать на возникающие противоречия с внешним миром. Эта драка не имеет причины.
  • Драка — ответ на словесные оскорбления. Мальчишки часто обзывают друг друга нехорошими словами, а потом дерутся. Эта форма агрессии, которая, словно снежный ком, охватывает детское сознание. Одно обидное слово может привести к череде физических нападок.
  • Драка, основанная на вспышке гнева. Когда поведение одного ребёнка провоцирует другого на физическое рукоприкладство. В основе этой мотивации лежит злость.
    Все эти мотивации, так или иначе, связаны с одной главной причиной вступления мальчика в драку — неумение решать проблемы «Я — Социум». Навыки решать противоречия с другими людьми мирным путём — это те главные основы, которые должен освоить ребёнок, чем раньше, тем лучше.

Совет маме: Если ваш сын подрался, не задавайте себе вопрос: «почему?», задайте вопрос: «чего мальчик хотел достичь?»!

Именно поэтому, в случаях с драками, первое, что должны сделать родители — разобраться в ситуации и не выносить раньше времени никаких обвинительных приговоров.

Детская агрессия

Проявления детской агрессии являются прямым отражением несовершенных моделей поведения взрослых людей. Дети видят мир взрослых и как могут реагируют на него. В семье, где люди уважают друг друга, ценят и любят, вероятность возникновения агрессивного детского поведения минимальна.

В семьях, где папа с мамой обсуждают возникающие жизненные проблемы спокойно, без криков и рукоприкладства и дети вырастают уравновешенными и миролюбивыми. Если ребёнок из подобной семьи и вступит в драку, то чаще всего для этого будет веская причина.

В тех семьях, где между родителями процветает грубость и непонимание, где конфликты разрешаются только силой и авторитарной волей одного из родителей, ребёнок впитает эту модель взаимоотношений, словно губка. Такая агрессия закрепится в глубине его сознания, и в будущем, скорее всего, этот мальчик будет проецировать линию поведения заимствованную в семье на своё окружение.

7 советов родителям драчуна

Когда вашего сына наказали в школе за то, что он ввязался в драку, узнайте все подробности случившегося. Чтобы не допустить повторения неприятного инцидента сделайте следующее:

  1. Дайте сыну время прийти в себя. Когда мальчик вернётся домой, дайте ему десять минут, не нападайте с порога с вопросами. Пусть всё идёт как всегда, сын умоется, поужинает, займётся своими делами и так далее.
  2. Будьте спокойны и последовательны в разговоре с сыном. Когда вы, наконец, начнёте разговор, старайтесь избегать обвинений. Вместо этого начните с фактов, которые вам известны. Скажите о том, что вам рассказал классный руководитель. Только произносите все предложения без оценок. Не лукавьте и не задавайте риторических и ложных наводящих вопросов из разряда: «Сегодня в школе произошло что-нибудь, о чём ты не хочешь мне говорить?» Вместо этого спросите прямо: «Я узнала от учителя, что ты сегодня подрался. Как это случилось?»
  3. Внимательно выслушайте сына, не перебивая. Позвольте парню сначала рассказать вам всю историю, как он её видит и понимает. Не прерывайте его на полпути, говоря: «Ну, это не то, что они сказали». Если вы это сделаете, то никогда не услышите его версию. Суть в том, что если вы услышите всю историю, по крайней мере, у вас появится общее, целостное представление для анализа ситуации. Часто восприятие ребёнка отличается от восприятия взрослого. Кстати, эти ошибочные представления вы сможете помочь вашему сыну скорректировать. Поэтому, слушайте и старайтесь услышать всё, даже то, о чём сам ребёнок может не догадываться!
  4. Накажите сына за отказ говорить с вами откровенно и честно. Безусловно, методы табу — не самый лучший психологический способ воздействия, но в ситуации, когда сын пришёл после драки и отказывается вступать с вами в диалог, требуют введения определённых запретов и ограничений. Вы можете на время лишить сына права смотреть телевизор, играть на приставке и так далее. Эти меры пусть продолжаются до тех пор, пока, ребёнок не осознает, что вы должны обсудить возникшую ситуацию.
  5. Постарайтесь не произносить слово «но» в разговоре с сыном. Это слово блокирует дальнейшее течение разговора. Стройте свою речь таким образом, чтобы выяснить, чего ваш сын хотел добиться в результате драки. Здесь важно поймать момент, когда именно у мальчика перестали работать навыки мирного разрешения конфликта. Только с помощью внимательного слушания вы сможете это понять, а, следовательно, и предупредить в будущем.
  6. Поговорите с классным руководителем. Узнайте, какие меры традиционно принимает руководство школы в подобных ситуациях. Будьте максимально честны и открыты, покажите педагогам, что вы настроены дружелюбно и конструктивно, что вы готовы нести ответственность за поступок вашего сына, и не желаете этого избежать. Действуйте во всех смыслах цивилизованно.

    Если драка произошла в пределах школьной территории, то существует школьный устав, который непременно регламентирует подобные инциденты. Какие бы санкции ни вынесли школьные учителя в отношении вашего сына, помните о том, что дома вы также должны провести воспитательную работу. Мальчик должен осознать, что за плохой поступок всегда следует наказание.

    Будет справедливым ввести запрет на пользование компьютером в игровых целях, а также на другие ежедневные детские развлечения.

  7. Организуйте встречу с родителями второго мальчика, с которым подрался ваш сын. Какой бы ни была причина драки, которую устроил ваш сын в школе, для того, чтобы объективно разобраться в ситуации и не допустить подобные деяния в будущем — устройте встречу с родителями второго драчуна.

    Это нужно по многим причинам. Во-первых, так вы продемонстрируете своё желание разрешать конфликты коллегиально и мирно. А если вы так настроены, значит и ваш ребёнок рано или поздно освоит схожие навыки. Во-вторых, для чёткого представления реальной картины стоит услышать все возможные версии конфликта. В-третьих, встреча с родителями поможет вам всем принять верную позицию относительно воспитания ваших детей.

Если ваш сын подрался в школе в первый раз — это могла быть случайность. Если такие моменты происходят постоянно, задача родителей, — всерьёз задуматься о том мире, в котором живёт их семья, какие в этом мире ценности и приоритеты. Главное — осознать, что мальчик взрослеет и становится самостоятельной единицей этого социума, но пока что он несёт в себе только те качества, которые взял в родном доме.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/blogi/chto-delat-syn-podralsya-v-shkole.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *