Разрешение на строительство блокированного жилого дома

Содержание

Дом блокированной жилой застройки

Основные термины: Долевая собственность-это

Часть дома-это

Дом блокированной застройки определение — это

Как оформить жилой дом блокированной жилой застройки?

Пример № 1

В Раменском районе посёлок Удельная есть дом, который принадлежит на праве долевой собственности 5 собственникам.

У каждого все коммуникации свои и отдельный выход на свой земельный участок. Дом одноэтажный и над жилыми помещениями на первом этаже нет соседних помещений.

Собственники указанного дома могут признать свой дом домом блокированной жилой застройки и разделить его на автономные жилые блоки.

Внимание перевести долю,часть дома в жилой дом блокированной застройки (индивидуальный жилой блок) возможно только через суд

Чтобы изменить статус доли жилого дома или части жилого дома на индивидуальный жилой блок необходимо, чтобы часть жилого дома (жилой блок) соответствовал всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством, а именно установленными строительными нормами и правилами «Дома жилые одноквартирные» СНиП 31-02-2001:

  1. не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;
  2. не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций;
  3. имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

Для того что бы оформить жилой дом блокированной застройки (индивидуальный жилой блок)

1. Заказать технический паспорт в БТИ либо техническое описание у кадастрового инженера

Самый лучший вариант это техническое описание у кадастрового инженера он представляет собой такой же технический паспорт с поэтажными планами дома, расчитанными общей площадью и площадью застройки и т.д. В общем ни чем не отличается, по стоимости более выгоден, в разы дешевле у кадастровых инженеров.

После того как на руках есть техническое описание

2. Заказать техническое заключение у эксперта

(это досудебная экспертиза представляет собой заключение в котором будет поставлен вопрос о том является ли дом домом блокированной жилой застройки либо если идет речь о части жилого дома у которого необходимо изменить статус является ли часть жилого дома автономным жилым блоком на этот вопрос эксперт развёрнуто отвечает в своём заключении в итоги мы имеем мотивированное заключение которое будет является основным элементом доказательственной базы в суде основным доказательством того что нам нужно изменить статус объекта с одного на другой.)

После того как на руках есть техническое заключение эксперта

3. Составляется исковое заявление которое полностью бьётся с заключением эксперта

В котором будет поставлен вопрос: признать индивидуальный жилой дом домом блокированной жилой застройки если речь в иске идет о признании части жилого дома автономным жилым блоком, ну и соответственно тот объект который ранее существовал имел свой кадастровый номер и право было зарегистрирован в Росреестре, так же в иске мы ставим вопрос о внесении изменений в Росреестр в части исключения записи об объекте недвижимости с таким-то кадастровым номером находящегося по такому-то адресу, то есть это одно из исковых требований обязательно.)

Далее суд.

После получение решения суда в котором исковые требования будут удовлетворены. Решение вступает в силу через месяц после вынесения.

4. На основании этого решения суда

Делаем у кадастрового инженера технический план на вновь возникший объект права получаем технический план и с этим техническим планом( на диске, созданный объект: автономный жилой блок)-

Технический план записывается на диск кадастровым инженером

5. С этим диском идем в МФЦ

И подаём заявление о постановке вновь возникшего объекта на кадастровый учет и исключение сведений по предыдущему объекту который утратил свою силу и который нужно исключить из кадастра, Росреестра, и регистрации права на автономный жилой блок.

После того как это сделано в случае необходимости (такая необходимость возникает если нужно прописаться, зарегистрироваться по месту жительства) присваиваем почтовый адрес этому блоку либо дому блокированной застройки.

После того как будет присвоен адрес вновь вносим изменения в Росреестр, кадастр в части указания нового адреса.

6. Вопрос закрыт.

Наши услуги цена- 30 000 руб. сбор документов для суда и представление интересов в суде.

Пример № 2-скоро опубликуем

Оформить часть дома с самовольной реконструкцией в автономный жилой блок

Цена- 30 000 руб. сбор документов для суда и представление интересов в суде.

Сроки: 4 месяца.

Пример № 3-скоро опубликуем

Выделить долю дома с самовольной реконструкцией в автономный жилой блок, прекратить права общей долевой собственности

Цена-35 000 руб. сбор документов для суда и представление интересов в суде.

Сроки:4-5 месяцев.

Имеет ли полномочия местная администрация признать многоквартирный дом домом блокированной застройки?

Если такой дом блокированной постройки, их еще называют танхаусы, построен на землях ИЖС, то это не законная постройка-строительство многоквартрного дома на землях индивидуальной постройки, это самострой подлежащий сносу. Инициатором может выступать администрация муниципального образования. Судебная практика по сносу таких домов имеется.

Статья 222. Самовольная постройка

КонсультантПлюс: примечание.

Позиции высших судов по ст. 222 ГК РФ >>>

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Использование самовольной постройки не допускается.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 4 ст. 222 не распространяется на самовольные постройки, относящиеся к имуществу религиозного назначения (ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. 03.08.2018)).

КонсультантПлюс: примечание.

Об ограничении права органов местного самоуправления на принятие решения о сносе самовольной постройки см. ст. 22 ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения абз. 6 п. 4 ст. 222 применяются также в отношении жилых домов и жилых строений, созданных до 01.01.2019 соответственно на дачных и садовых земельных участках (ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ).

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оформление домов блокированной застройки

Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает, что жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Законодательство не устанавливает каких-либо упрощенных процедур относительно строительства, реконструкции домов блокированной застройки, то есть должны применяться общие правила (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию). Единственным исключением является отсутствие необходимости проведения экспертизы в отношении проектной документации таких объектов. Соответственно, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные жилые дома блокированной застройки должны осуществляться на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является технический план объекта капитального строительства, подготовленный кадастровым инженером по результатам выполнения кадастровых работ.

Актуальным в учетно-регистрационной практике является вопрос о разделе уже существующего жилого дома на блоки и оформления прав на них.

Одним из возможных вариантов образования жилого дома блокированной застройки из жилого дома является его реконструкция. Документом, удостоверяющим выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие реконструированного объекта капитального строительства необходимым требованиям, в том числе разрешенному использованию земельного участка, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, на практике имеют место ситуации, когда жилое здание изначально было построено с признаками жилого дома блокированной застройки, то есть в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требуется. Подтверждение соответствия объекта признакам жилого дома блокированной застройки в данном случае должно быть отражено в заключении органа местного самоуправления. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.

Таким образом, независимо от способа образования блоков жилых домов в рассматриваемых ситуациях (в результате реконструкции или без таковой), для оформления жилых домов блокированной застройки в результате раздела жилого дома заявителями должны быть одновременно представлены заявления о прекращении прав на исходный объект, о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав жилые дома, являющиеся блоками жилого дома блокированной застройки.

Особо обращаем внимание, что правовой режим блокированных домов предполагает формирование под каждым блоком отдельных земельных участков с разрешенным использованием «блокированные жилые дома».

Л.Г. Докукина, начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, регистрации земельных участков Управления Росреестра по Алтайскому краю

<Письмо> Росреестра от 03.04.2017 N 14-04075-ГЕ/17
<О жилых домах блокированной застройки>
(вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 14.03.2017 N Д23и-1328 «О жилых домах блокированной застройки»)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 3 апреля 2017 г. N 14-04075-ГЕ/17

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 14.03.2017 N Д23и-1328.

Заместитель руководителя

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2017 г. N Д23и-1328

О ЖИЛЫХ ДОМАХ БЛОКИРОВАННОЙ ЗАСТРОЙКИ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о порядке формирования земельного участка под жилым домом блокированной застройки, а также по вопросу подготовки технического плана для такого дома и в части установленной компетенции сообщает.

Согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

В этой связи полагаем возможным отметить следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Таким образом, определение жилого дома блокированной застройки не в полной мере соотносится с определением жилого дома, закрепленным в Жилищном кодексе.

В этой связи, в настоящее время Минстроем России проводятся комплексные мероприятия по разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих понятия «многоквартирный дом», «жилой дом блокированной застройки», «жилой блок».

2. В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, отмечаем, что согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

3. В соответствии с частью 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

По информации, представленной Росреестром письмом от 6 марта 2017 г. N 14-02689-ГЕ/17 (копия прилагается), с учетом Свода правил «СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», введенных в действие с 20 мая 2011 г. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое».

Кроме того, по мнению Росреестра, количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.

Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и градостроительства (за исключением территориального планирования), а также в сфере жилищной политики.

Врио директора

Департамента недвижимости

В.А.СПИРЕНКОВ

Решение № 2-49/2019 2-49/2019(2-602/2018;)~М-531/2018 2-602/2018 М-531/2018 от 24 января 2019 г. по делу № 2-49/2019

Андроповский районный суд (Ставропольский край) — Гражданские и административные

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
24 января 2019 года село Курсавка
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Куцурова П.О.
при секретаре Сафоновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Андроповского районного суда гражданское дело по иску Горбатенко В,М. к администрации муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района о признании многоквартирного дома, домом блокированной жилой застройки и исключении его из региональной программы.
У С Т А Н О В И Л:

13 ноября 2018 года Горбатенко В,М. обратилась в Андроповский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района о признании многоквартирного дома, домом блокированной жилой застройки и исключении его из региональной программы.
Определением Андроповского районного суда от 16 ноября 2018 года к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора привлечено Министерство ЖКХ по Ставропольскому краю.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит , расположенная в многоквартирном жилом . Указанный жилой дом включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории , на 2014 – 2043 годы», утвержденную Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №- тем, по ее мнению, указанный многоквартирный жилой дом был необоснованно включен в программу, поскольку, по существу, он являлся домом блокированной жилой застройки. Так, указанный дом разделен на четыре квартиры, каждая из которых имеет самостоятельные коммуникации, отдельный выход на придомовый земельный участок. Дом не имеет помещений и территорий общего пользования, а также выходов к ним. Общим является только стена, соединяющая квартиры, между собой и крыша. Факт того, что спорный дом в действительности является домом блокированной застройки, также подтвержден актом его обследования составленных ответчиком. В целях изменения правового режима многоквартирного дома на дом блокированной жилой застройки она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, однако в этом ей было отказано и рекомендовано обратится в суд. С учетом невозможности разрешения данного спора во внесудебном порядке, истец обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила признать многоквартирный жилой дом, расположенный по , домом блокированной жилой застройки и исключить его из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 – 2043 годы» утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года №-п.
В судебном заседании истец Горбатенко В,М. поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика глава администрации Курсавского сельсовета Андроповского района Гулый А.В. в судебное заседание не явился, представив при этом ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие администрации муниципального образования Курсавского сельского совета Андроповского района Ставропольского края.
Третьи лица Григорова Н.М, Шушпан И.Н, Калантаевская В.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица НС СК «Фонд капитального ремонта» Сагайдаков С.С. не явился, представив при этом ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и просил суд принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства
Третьи лица Григоров М.К., Петренко И.С., Григорова Т.М. в судебное заседание не явились, представив при этом ходатайств, в которых просили суд удовлетворить заявленные требования и рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства ЖКХ по Ставропольскому краю Марченко Р.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие в суд также не поступало. При этом в письменных возражениях относительно заявленных требований Министерство просило суд отказать в удовлетворении иска, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает исключение из региональной программы домом блокированной застройки.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами инвентарных дел, что домовладение, расположенной по , представляет собой четырех квартирный жилой дом.
Согласно выписками ЕГРН от 05 декабря 2018 года, Горбатенко В,М. является собственником ; Григоров М.К., Григорова Н.М и Григоров М.К. сособственниками ; Шушпан И.Н собственником ; Калантаевская В.А. собственником .
Частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и /или/ иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта /часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации/.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора /часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации/.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы /часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации/.
В судебном заседании установлено, что в связи с не реализацией права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, жило дом, по был включен в перечень домов, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
Согласно частям 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит легального определения понятия многоквартирного дома. Указанное понятие раскрыто в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование /технические подвалы/; 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование /в том числе конструкции и /или/ иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме/, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену /общие стены/ без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации разновидностью многоквартирного дома признается дом, с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Как следует из пункта 1.1г Приложения Б СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» /утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 789/, блокированный жилой дом /дом жилой блокированной застройки/ здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. Блокированный тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или, когда автономные жилые блоки имеют общие выходы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы. Свод правил не распространяется на блокированные жилые дома, состоящие из автономных блоков, которые проектируют и строят в соответствии с требованиями СНиП 31-02-2001.
В пункте 3.2 СП 55.13330.2016. Свод правил. «Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» /утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года № 725/пр/ блок жилой автономный определяется, как жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Пунктом 3.3 указанного Свода правил установлено, что блокированная застройка домами жилыми одноквартирными: застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок.
В пункте 11 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» установлено, что настоящий свод правил распространяется жилые одноквартирные дома с количеством наземных этажей не более чем три, отдельно стоящих или блокированной застройки. Блокированные дома, не отвечающие этим условиям, проектируют и строят в соответствии с требованиями СП 54.13330.2011.
Таким образом, федеральный законодатель прямо определил, что жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным.
При этом исходя из содержания названных выше норм в их во взаимосвязи с положениями статей 16 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что существенным признаком, отличающим многоквартирный дом от блокированного жилого дома, состоящего из нескольких квартир /домов, блоков/, является наличие в многоквартирном доме помещений и территорий общего пользования, самостоятельных выходов к ним, общего земельного участка и выхода к нему, а также общих инженерных коммуникаций.
Наличие только общих стен и крыши не является достаточным критерием, распространяющим правовой режим многоквартирного жилого дома на жилые дома блокированной застройки.
Как установлено в судебном заседании, следует из кадастровых паспортов, что спорные квартиры предоставляют собой четыре изолированных друг от друга одноэтажных жилых помещения, предназначенных для проживания одной семьи, соединенных между собой общей стеной, без проемов между ними и имеющих общую крышу. Каждое жилое помещение имеет самостоятельный выход только на свой приквартирный земельный участок, а также самостоятельные инженерные коммуникации электро- тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения /справки ФГУП СК Ставрополькрайводоканал» – «Южный» от 18 января 2019 года; АО «Андроповсккрайгаз» от 14 января 2019 года; ФГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» от 14 января 2019 года № 6/. Помещений и территорий общего пользования, общего земельного участка, а также выходов к ним из квартир истца и третьих лиц не имеется.
Из акта обследования многоквартирного жилого дома от 19 ноября 2018 года, составленного комиссией администрации муниципального образования Курсавского сельсовета , следует, что многоквартирный дом, расположенный по является домом блокированной жилой застройки.
Таким образом, технические и конструктивные элементы многоквартирного жилого дома, расположенного по , указывают на то, что он не является многоквартирным, а по существу представляет собой дом блокированной жилой застройки, состоящий из четырех автономных жилых помещения /домов, блоков/, а потому на данный объект не может быть распространен правовой режим многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах суд признает указанный выше многоквартирный жилой дом, домом блокированной жилой застройки, и удовлетворяет в этой части заявленные исковые требования.
Учитывая, что настоящим решением спорный дом, признан домом блокированной жилой застройки, который в силу приведенных выше норм не является многоквартирным, в связи с чем взносы на его капитальный ремонт в соответствии со статьями 169 – 170 Жилищного кодекса Российской Федерации внесению не подлежат, то он подлежит исключению из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы» утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года № 225-п, а требования истца в этой части удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Горбатенко В,М. к администрации муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района о признании многоквартирного дома, домом блокированной жилой застройки и исключении его из региональной программы – удовлетворить.
Признать многоквартирный жилой дом, расположенный по – домом блокированной жилой застройки.
Исключить многоквартирный жилой дом, расположенный по из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 – 2043 годы» утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года № 225-п.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд.
Судья П.О. Куцуров

Суд:

Андроповский районный суд (Ставропольский край)

Судьи дела:

Куцуров Павел Одисеевич (судья)

Судебная практика по:

Капитальный ремонт
Судебная практика по применению норм ст. 166, 167, 168, 169 ЖК РФ
Признание помещения жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 16, 18 ЖК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *