Рапорт об обнаружении преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Содержание

Комментарий к Ст. 143 УПК РФ

1. Содержание комментируемой статьи органически связано с пунктом 3 части первой статьи 140 УПК, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела называет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иного, нежели заявление и явка с повинной, источника, и является его продолжением. Рапорт об обнаружении преступления — документальное оформление сообщения о преступлении, принятого компетентным должностным лицом, к числу которых в первую очередь относятся сотрудники правоохранительных органов государства, которые по роду своей повседневной деятельности первыми соприкасаются с правонарушениями и наделены тремя видами правомочий: административной юрисдикцией, правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и правом на возбуждение уголовного дела и производство дознания. Это полиция, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Получив информацию о готовящемся или совершенном преступлении из любого гласного или негласного оперативно-розыскного источника, сотрудники перечисленных правоохранительных органов (органов охраны правопорядка) обязаны принять все зависящие от них меры, чтобы готовящееся, но еще не совершенное преступление пресечь, закрепить следы совершенного преступления, принять меры к обеспечению собирания доказательств, установлению лица, его совершившего, и к задержанию подозреваемого, а о результатах своей служебной деятельности доложить письменным рапортом своему непосредственному руководителю или же руководителю органа, обладающего статусом органа дознания (например, районный отдел внутренних дел, таможня и т.д.). На основании такого рапорта и приобщенных к нему первичных документов должностное лицо, сосредоточивающее в своих руках законную функцию органа дознания, принимает решение о возбуждении уголовного дела. Здесь прежде всего имеется в виду полицейская деятельность, осуществляемая различными службами органов внутренних дел, наделенными административными и оперативно-розыскными полномочиями и функциями: дежурной частью, патрульно-постовой службой, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, участковыми уполномоченными, уголовным розыском и другими службами, ежедневно и ежечасно первыми сталкивающимися с уголовным миром. Сообщения, иначе говоря, информация, получаемая ими непосредственно, — один из основных поводов для возбуждения уголовного дела, который фиксируется рапортом сотрудника полиции.

3. Закрепленная в части первой статьи 140 УПК совокупность поводов к возбуждению уголовного дела заключает в себе серьезную проблему. Она бессистемна и страдает существенными недостатками, решительно проигрывая в этих отношениях ранее действовавшему УПК РСФСР. Во-первых, в существующий перечень поводов никак не вписываются многочисленные официально-документальные источники информации о совершенных или готовящихся преступлениях, поступающей в правоохранительные органы от многочисленных инспекций, которые охватываются понятием контролирующих органов государства, а также от других органов и должностных лиц, в обязанности которых входит выявлять правонарушения в соответствующей сфере и сообщать о них. Очевидно, что эти официальные материалы могут и должны служить поводом к возбуждению уголовного дела, но их нельзя назвать ни заявлением, ни сообщением, требующим оформления рапортом, потому что они достаточны сами по себе и поступили извне. Аналогично сказанному нельзя, строго говоря, отнести к заявлениям и сообщениям, требующим реагирования рапортом, официальные письма и приобщенные к ним документальные материалы, поступающие в правоохранительные органы от самых различных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности, так или иначе пострадавших от чьих-то преступных действий, нуждающихся в защите закона и требующих уголовного преследования виновных.

Во-вторых, сама форма фиксации повода для возбуждения уголовного дела при отсутствии заявления, а именно путем составления рапорта — выбрана неудачно, без учета теоретических разработок по этому вопросу и накопленного практического опыта. Рапорт — это служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему воинскому начальнику. Рапорты уместны в органах дознания, например в полиции, органах Федеральной службы безопасности и других, т.е. военизированных, учреждениях. Здесь доклад подчиненного о выявленных признаках преступления «по начальству», т.е. руководителю органа, в компетенцию которого входит решение вопроса о возбуждении уголовного дела, действительно отвечает и смыслу понятия рапорта, и процедуре решения данного вопроса. Следователь же, к какому бы ведомству он ни относился, получив сообщение о преступлении из источников, не подпадающих под понятие заявления, никому и ни о чем рапортовать не обязан по самому смыслу своего процессуального положения точно так же, как не обязан никому и ни о чем рапортовать судья. Поэтому практика идет путем аналогии и выдумки.

Рапорт об обнаружении признаков преступления.

Все прочие сведения о совершенных или готовящихся преступлениях закон (п. 3 ч. 1. ст. 140 УПК РФ) относит к сообщениям, полученным из «иных источников», которые оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления. Рапортом оформляются также сообщения о преступлении, поступившие по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками ОВД.

Важным документом, регламентирующим деятельность ОВД как органов дознания на этапе возбуждения уголовного дела, является приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Утвержденная приказом Инструкция регламентирует круг вопросов, связанных в первую очередь с приемом сообщений о преступлениях, под которым понимается получение заявлений и сообщений сотрудником ОВД, на которого организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия, и регистрацией сообщений о преступлениях, т.е. присвоением каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера КУСП и фиксацией в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).

Значительное внимание в Инструкции от 29.08.2014 № 736 уделено порядку разрешения сообщений о преступлениях (проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ). В Инструкции определены также полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения, которыми наделены конкретные должностные лица соответствующего ОВД с учетом территории оперативного обслуживания, и порядок ведомственного контроля за соблюдением данного приказа.

Вне зависимости от вида сообщения о преступлении все они при поступлении в территориальный ОВД незамедлительно фиксируются в КУСП с присвоением соответствующего регистрационного номера. По статистике, сообщения о преступлениях в среднем составляют около половины всех зарегистрированных в КУСП сообщений.

Прием сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) в круглосуточном режиме вне зависимости от территории оперативного обслуживания, места и времени совершения преступлений, а также полноты содержащихся в сообщениях сведений и способа их поступления.

Вместе с тем сообщить о преступлении можно и вне ОВД, обратившись к любому сотруднику ОВД, действующему в соответствии с требованиями, установленными Законом о полиции и Инструкцией от 29.08.2014 № 736.

В таких случаях сотрудник ОВД, принявший сообщение о преступлении, незамедлительно передает в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого сообщения для регистрации в КУСП. При этом оперативному дежурному дежурной части передается следующая информация: дата и время поступления сообщения; фамилия, имя и отчество заявителя; адрес места жительства (пребывания), номер телефона заявителя; форма фиксации сообщения (письменное заявление, протокол явки с повинной и др.).

На принятом заявлении о преступлении сотрудник ОВД в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

При отсутствии у сотрудника, принявшего сообщение о преступлении, возможности сообщить в дежурную часть информацию по существу принятого сообщения, соответствующие сообщение либо подлинник заявления передаются в дежурную часть по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России. При этом указанный сотрудник обязан принять меры к незамедлительной передаче сообщения либо подлинника заявления в дежурную часть.

Таким образом, вне зависимости от места и субъекта приема сообщения о преступлении, все они подлежат обязательной регистрации в КУСП, хранящейся в дежурной части ОВД.

Книга учета сообщений о преступлениях является документом строгой отчетности, оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, а также инструкцией по делопроизводству, согласованной с Федеральным архивным агентством (Росархивом).

В КУСП отражаются:

  • — порядковый номер, присвоенный зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении;
  • — дата, время и форма поступления заявления (сообщения) о преступлении;
  • — данные о сотруднике ОВД, принявшем заявление (сообщение) о преступлении;
  • — данные о заявителе;
  • — регистрационный номер талона-уведомления, выданного заявителю (в случае выдачи);
  • — краткое содержание заявления (сообщения) о преступлении;
  • — данные о руководителе, которому доложено о заявлении (сообщении) о преступлении;
  • — результаты работы следственно-оперативной группы, дежурного наряда (сотрудника) на месте совершения преступления;
  • — данные о руководителе, поручившем проверку заявления (сообщения) о преступлении;
  • — данные о сотруднике ОВД, которому поручена проверка заявления (сообщения) о преступлении;
  • — срок проверки, установленный руководителем, и срок, в который рассмотрено заявление (сообщение) о преступлении;
  • — результаты рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении.

Ведение КУСП и регистрация в ней сообщений о преступлениях возложены на оперативного дежурного дежурной части.

Записи производятся от руки ручкой, четко и разборчиво, без сокращений. Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются и удостоверяются подписью оперативного дежурного дежурной части. По окончании КУСП передается из дежурной части в подразделение делопроизводства для последующего хранения.

На всех поступивших сообщениях о преступлении, подлежащих регистрации в КУСП, в обязательном порядке проставляются штамп о регистрации, отражающий регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилия должностного лица, принявшего сообщение, и его подпись.

При личном обращении заявителя в ОВД в дежурной части ему в обязательном порядке выдается талон-уведомление, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке, который остается в ОВД, указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер по КУСП, подпись оперативного дежурного, его принявшего, дата и время приема.

В талоне-уведомлении (выдается заявителю) указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Талоны-уведомления являются важным средством контроля за полнотой и своевременностью регистрации сообщений о преступлениях, поступающих в ОВД. Они представляют собой документы строгой отчетности, сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части ОВД.

При получении талона-уведомления заявитель собственноручно проставляет соответствующие дату и время на талоне-корешке и расписывается.

После регистрации сообщений о преступлениях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования, о результатах которых в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России, управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции или лицу, его замещающему.

  • Фактически Инструкция регламентирует порядок приема сообщений не толькоо преступлении, но и об административном правонарушении, о происшествии, при этомразграничивая данные понятия. Так, под сообщением об административном правонарушении понимается сообщение,изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличиесобытия административного правонарушения. Сообщение о происшествии — изложенное в устной форме заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях,авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей,стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. С учетом заявленной тематики в настоящей работе рассмотренытолько сообщения о преступлениях.

Рапорт об обнаружении признаков преступления: когда и как составляется

Преступные действия совершаются лицами не только на «гражданке», но и в военной сфере. Вместе с тем обычный гражданин может никак не прореагировать на преступное деяние иного лица либо ситуацию, провоцирующую преступление. Тогда военнослужащий обязан либо пресечь его, либо доложить вышестоящему начальству о его совершении (планировании). При этом военнослужащий составляет специальный документ, именуемый рапортом, в котором подробно указывает все, что ему известно по данному деянию.

В рапорте служащий может указывать полное описание преступления, источников, которые сообщили о возможном либо совершенном преступлении. Другими источниками может служить информация, которая была получена из СМИ (средств массовой информации), и таким же образом от иных служащих в военной области. Что же это за документ – рапорт, как его составлять при необходимом случае? Ответы на данные вопросы обязан знать каждый гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу.

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Вид рапорта по обнаружению признаков преступления

Рапорт – это составленный по форме официальный документ, который подают относительно командования определенной роты или части. Собственно, поэтому такой документ имеет стандартный вид. Тем не менее, единая форма бланка и пример заполнения на данный момент отсутствуют. Во всяком случае в рапорте по обнаружению преступления должны быть отображены такие данные.

  1. По части кого составлен рапорт.
  2. Дата и место написания рапорта.
  3. Четкое объяснение основания составления рапорта.
  4. Конечная дата, фамилия и инициалы.
  5. Подпись рапортуемого.

В таком документе обязательно должна быть отражена определенная информация

Важно! В отдельных частях в работу реализованы индивидуальные образцы, которые носят название местных нормативно-правовых актов, в связи с тем, что они действуют только на какую-то конкретную воинскую часть.

Невзирая на то, что общепринятая форма рапорта отсутствует, военнослужащие тщательно несут ответственность в отношении конкретного документа. Если в будущем данное правонарушение будет иметь место, то, судя по всему, официальный документ будет приобщен к материалам дела, стало быть, его будут изучать другие военнослужащие. Ни в коем случае не допускается неправильность составления рапорта.

Такой официальный документ составляется на листе формата А4. Лист должен быть белым, без иных, не относящихся к рапорту записей. Он может быть оформлен как в печатном, так и в письменном виде, написанный черной либо синей пастой. В случае изложения рапорта в письменном виде, почерк должен быть читабельным. В случае оформления с помощью компьютерного устройства шрифт должен быть общепринятым для составления документов – Times New Roman, 14 размер.

Важно! В рапорте не должно быть допущено никаких ошибок.

Рапорт должен быть составлен без ошибок, по определенным правилам, чтобы коллегам было проще разобраться в деле

Какими могут быть основания для сообщения о признаках преступления?

Функции правоохранительной системы построены на обязательстве государства защищать интересы своих граждан от незаконных покушений, противоправных действий, которые установлены нормами уголовного законодательства. Согласно Конституции РФ, любой гражданин страны имеет право сообщить о преступлении. Для сотрудника правоохранительной системы это не право, а обязанность.

Работник правоохранительной системы сообщает о совершенном преступном деянии в форме рапорта по обнаружению признаков преступления. Такой рапорт является процессуальным документом, который предоставляется до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и принятия его к производству.

Данный процессуальный документ является основанием для проведения проверки и обстоятельством для дальнейшего предварительного следствия.

Важно! Главные принципы предоставления рапорта регулируются 143-й статьей Уголовно-процессуального кодекса РФ, они похожи с причинами предоставления любой информации о совершенных преступлениях.

Любой работник правоохранительной системы обязан сообщать о преступлении

В случае, если по результатам проверки информация подтверждается, это является основанием для возбуждения уголовного дела. Основанием для предоставления рапорта могут быть любые факты, подтверждающие противоправные действия третьих лиц, о которых стало известно работнику правоохранительной системы. При каких же условиях военный имеет право докладывать о преступных деяниях в виде рапорта? Возможно, гражданину показалось и на самом деле деяние не имело место. Какие же в первую очередь существуют признаки, дающие возможность быть уверенным гражданину в содеянном?

Рапорт о совершенном преступлении оформляется при следующих обстоятельствах.

  1. Во-первых, военный должен опираться только на информацию, полученную из достоверных источников. Достоверными источниками являются средства массовой информации, иные военные из конкретной части, знакомые граждане, все неанонимные заявления в письменной и устной форме, в телефонном режиме либо путем иных видов связи. Таким образом, мы видим, что сведения о преступлении должны быть не придуманной историей, искаженной.
  2. Сообщившее лицо было свидетелем готовящегося либо совершенного преступного деяния, и у него есть доказательная база этих деяний.
  3. Сообщившее о преступлении лицо знакомо с участниками преступных деяний и обладает сведениями об их действиях.
  4. Лицо, сообщившее о преступлении, не видело самого деяния, но имеет «железные» доказательства.
  5. Военнослужащему стали известны факты о противоправных действиях третьих лиц.
  6. В случае, если в правоохранительный орган поступило неанонимное заявление (в письменной либо устной форме) о нарушении законодательства РФ.
  7. После осуществления оперативно-розыскных действий.
  8. В случае, если сведения о незаконных действиях опубликованы в средствах массовой информации.
  9. В случае, если незаконное деяние обнаружено в процессе уголовного производства по делу.

Должны быть определенные признаки, которые дают возможность составления рапорта

Только при таких признаках целесообразней всего подавать рапорт о совершенном либо планируемом преступлении. В редких случаях военнослужащие проявляют избыточную бдительность. По итогам результат получается отрицательный. А точнее, они ставят под удар других невиновных военнослужащих, соответственно, запятнав их репутацию, что негативно скажется на их дальнейшем прохождении службы.

Чтобы такой ситуации не произошло, необходимо точно отдавать отчет своим действиям, иметь представления о том, как себя вести в той или иной ситуации, и обладать достоверными фактами (лучше всего подкрепленными доказательствами).

Военнослужащий должен обладать достоверными фактами

Важно! Также большую роль играет способность правильно анализировать. Так, военнослужащий обязан понимать, к какому результату может привести ложный донос.

Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях

Заявление о преступлении – сообщение о преступных деяниях, явка с повинной, документ о выявлении признаков преступных деяний, которые оформляются в соответствии с процессуальным нормами, установленными Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Они регулируются частью 2 статьи 20, статьями 141-143.

Примеры сообщений.

  1. Письменное заявление потерпевшего либо его законного представителя в соответствии с уголовным делом в порядке частного обвинения.
  2. Письменное сообщение о свершившемся преступном деянии с личной подписью лица, сообщившего данный факт.
  3. Протокол, составленный уполномоченным лицом, о получении информации о преступлении в устной форме (протокол должен быть составлен по установленной форме в соответствии со статьей 146 УПК РФ).
  4. Протокол о проведенных следственных операций, в который вносится устное заявление об ином преступном деянии.
  5. Явка с повинной.
  6. Запротоколированная явка с повинной (написанная согласно установленной форме в соответствии со статьей 476 УПК РФ).
  7. Рапорт о выявлении признаков преступного деяния (написанный согласно установленной форме в соответствии со статьей 476 УПК РФ).
  8. Протокол судебного заседания, в котором записано устное заявление об иных преступных деяниях.

О преступлении может быть сообщено по-разному

Прием заявления о преступных деяниях – это принятие (получение) информации о содеянном преступлении лицом при исполнении, уполномоченным законодательно на такие действия.

Фиксация заявления о преступных деяниях – внесение должностным уполномоченным на такие действия лицом в книгу учета сообщений о преступлениях (КУСП) лаконичной информации, находящейся в принятом заявлении, о преступных деяниях.

Обратите внимание! Важно отражение в данном заявлении информации о его регистрации в книге КУСП с присвоением порядкового номера регистрации.

Заявления о преступных деяниях независимо от территориальной принадлежности и времени совершения правонарушения, наличия заявленной информации и характера представления принимаются в постоянном режиме (24 часа в сутки) во всех органах, выполняющих функцию охраны закона и порядка.

Заявления о преступных деяниях принимаются круглосуточно

Уполномоченными сотрудниками, правомочными выполнять прием заявлений о правонарушениях и противоправных деяниях, регистрировать и оформлять их на основании требований Уголовно-процессуального кодекса РФ в Главном аппарате ФТС России, являются следующие лица.

  1. Должностные лица Центрального управления в борьбе с контрабандой.
  2. Должностные лица управления таможенного расследования и органа дознания.
  3. Должностные лица управления собственной безопасности.
  4. Должностные лица оперативно-дежурных служб РТУ (региональное таможенное управление), ОСО (оперативно-следственный отдел).

Заявление о преступлении в письменной либо устной форме, например, в таможенный орган, вправе поступать лично от заявителя, посредством почты, в телефонном режиме, телеграфом, любыми иными видами связи, в том числе рассматриваются и анонимные заявления. Таможенный орган не имеет право отказать в приеме заявления о преступных деяниях в связи с неполной информацией.

Подать заявление можно разными способами

Важно! Сообщение о явке с повинной (заявление гражданина о содеянном им преступном деянии) может быть сделано в свободной форме, в письменном либо устном виде.

Представленные лицом письменные сообщения о правонарушениях (а также отправленные по почте, телеграфом, факсом и другими видами связи) обязательно должны иметь подпись заявителя, а устные сообщения должны быть запротоколированы по форме в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Такой протокол скрепляется подписями с двух сторон, где одна сторона – уполномоченное лицо, а вторая – заявитель.

Лицо, сообщившее о преступлении, ознакамливается с уголовной статьей за заведомо ложный донос (статья 306 УК РФ). Информация об ознакомлении фиксируется в заявлении либо протоколе и подтверждается подписью.

Лицо, которое сообщает о преступлении, должно понимать, что за дачу ложной информации положено наказание

Уполномоченное лицо, принявшее на основании законодательства заявление о преступном деянии, в случае, если оно не было получено иным путем, обязано предоставить сообщившему под роспись специальное уведомление о получении данного заявления с отметкой даты, времени и подписи.

Важно! Категорически запрещено отказывать в приеме заявления лицу, уполномоченному на его принятие, а также отказать в выдаче сообщившему о противоправных действиях талон-уведомление о получении конкретного заявления.

При поступивших заявлениях о преступных деяниях на основании порядка, установленного в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (статья 144), в срок не более трех суток, а в случае пролонгирования срока принятия решения – в срок не больше, чем десять суток, при случае осуществления фактических проверок либо ревизий – в срок до одного месяца с момента подачи обязано быть принято какое-либо из нижеперечисленных решений.

  1. Решение с составленным протоколом о возбуждении уголовного дела.
  2. Решение с составленным протоколом об отказе в возбуждении уголовного дела.
  3. Решение с составленным протоколом о передаче заявления по подследственности.

Заявление должно быть принято в обязательном порядке

Сообщившее лицо имеет право:

  • получить в указанные сроки письменное сообщение о принятом решении по его заявлению;
  • обжаловать действие (бездействие) компетентных лиц соответствующего органа власти, которые связаны с оформлением, принятием и изучением заявления о противоправных деяниях, начальнику органов дознания, следствия и других структурных подразделений. Все спорные вопросы решаются либо обращением в прокуратуру, либо в судебном порядке.

Важно! Прокуратура Российской Федерации, выполняющая надзор за соблюдением и правильным применением законов в главном аппарате ФТС РФ, – Генеральная прокуратура РФ (г. Москва, ул. Большая Дмитровка д. 15).

Граждане, подавшие заявление, имеют право на получение уведомления о принятом решении

Рапорт о выявлении преступных деяний на основании обращения граждан

В некоторых случаях военнослужащие не сами являются очевидцами преступных деяний, а им об этом заявляют граждане с целью сообщить все детали противоправного действия для дальнейшего разбирательства. Вместе с тем заявителями могут быть иные военнослужащие, а также обычные гражданские лица. Какие же действия обязан произвести при таком заявлении?

Военный, который присягнул на защиту своей Родины, обязан принимать любые сообщения и по возможности проверить их на достоверность. В случае отсутствия средств и возможности для персональной проверки нужно незамедлительно проинформировать о запланированном либо уже совершенном преступлении вышестоящему начальству. Так или иначе, обращение граждан должно быть рассмотрено в срок, а заявитель должен быть уведомлен о результатах проведения проверки по сообщению.

Если получится, служащий должен проверить информацию на достоверность

Основная цель военнослужащего – это установить детали преступного деяния и доложить о них вышестоящему руководству.

Важно! Исходя из этого правила и составляется рапорт, основной задачей которого является информирование командования о планируемом либо уже совершенном преступлении.

Заявление от правоохранительных органов о выявлении преступления

В отдельных случаях информацию о выявлении преступного деяния предоставляют правоохранительные органы РФ. В таком случае к данной информации имеют доступ только конкретные должностные лица (военнообязанные), которые исходя из той или иной ситуации оказались очевидцами преступления. Уполномоченный военнослужащий не имеет право утаивать данную информацию от вышестоящего начальства. Он в кратчайшие сроки обязан, в соответствии с законодательством РФ, «отрапортоваться». В своем рапорте обязательно указывается само противоправное действие, где конкретно оно произошло, принимал ли сам военный в нем непосредственное участие (и если принимал, то какое). Например, у него на глазах кто-то совершил противозаконное деяние, и сейчас военный выступает свидетелем по данной ситуации.

Важно! При таких условиях утаивание имеет резон только при обстоятельствах, когда правоохранительные органы требуют с целью ненарушения тайны следствия умалчивать информацию по конкретному преступлению.

Военнослужащий не имеет права утаивать информацию о преступлениях

Рапорт о выявлении признаков административного правонарушения

Изначальный повод с целью защиты установлен в статье 1.5 КоАП РФ «Презумпция невиновности», которая демонстрирует два главных фактора.

Фактор Описание
Фактор 1 Гражданин, в отношении которого ведется производство, в соответствии с материалами административного дела не признан виновным, пока его вина не будет доказана в суде. В судебном порядке административные дела рассматриваются на основании Кодекса об Административных правонарушениях РФ, и лицо признается виновным либо невиновным в соответствии с постановлением суда, изучившим данное дело.
Фактор 2 Гражданин, обвиняемый в административном правонарушении, не должен доказывать свою невиновность, а наоборот, обвинительная сторона обязана доказать его вину. Исключением являются определенные примечания в статьях КоАП РФ.

Всегда действует презумпция невиновности

Сообщение об административном противоправном деянии принимается и регистрируется должностными лицами правоохранительных органов на основании требования МВД России № 736 от 29.08.2014 года «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Важно! Согласно действующей инструкции, сообщения и заявления о правонарушениях административного характера относятся к числу тех заявлений, которые обязательно принимаются во всех территориальных центрах МВД РФ независимо от места и времени осуществления административного нарушения правопорядка, а также исчерпывающей в них информации о способах ее представления.

Рапорт по итогам оперативных мероприятий

В случае, если военный стал свидетелем преступления, то соответствующие органы проводят на основании его рапорта оперативные мероприятия. Они имеют цель нахождения доказательств совершения преступления. В большинстве случаев в данных операциях принимают участие не только военные лица, но и следственная группа, отдел дознания и другие обычные служащие. По факту принятия участия в оперативных мероприятиях ответственное лицо составляет рапорт от всех участников, который прилагается к материалам дела.

Если военный стал свидетелем какого-либо преступления, он должен составить рапорт, по которому проводятся оперативные мероприятия

Согласно действующей инструкции, следователь и дознаватель составляют рапорт специального назначения, который непосредственно приобщается к материалам расследования. В то же время военнослужащий обязан составить рапорт на имя своего непосредственного начальника, где указываются все составляющие операции. Например, где и в какое время они находились, какие события происходили в этот период и, наконец, какое именно преступное деяние проверялось.

Важно! В таком рапорте чем больше описания деталей оперативного мероприятия, тем лучше.

Любое действие, происходящее в момент проведения операции, военнослужащий обязан фиксировать. Данное требование повышает военную дисциплину, готовит к четким и лаконичным действиям при взаимодействии с иными силовыми структурами. Из этого следует, что по окончании оперативного мероприятия подача рапорта вышестоящему руководству обязательна.

По окончании оперативного мероприятия подача рапорта вышестоящему руководству обязательна

Преступление, которое было обнаружено при его расследовании

Расследованием преступлений, как показала практика, занимаются не только следственный отдел и орган дознания, но и военнослужащие также принимают участие и помогают собирать доказательства, участвуют в оперативных мероприятиях. Иногда при расследовании преступления может выясниться факт иного преступного деяния, в соответствии с этим составляется рапорт на имя начальника с целью предупредить командование о дополнительных деяниях, происходящих в конкретной части. Доклад в виде рапорта обязателен, что позволит высшим органам предотвратить дальнейшее правонарушение.

В соответствии с официальным документом не только следователь или дознаватель, но и вышестоящее руководство военной части решают, привлекать правонарушителя к ответственности либо нет. На основании доказательств, иных материалов расследования возможна передача дела в суд, где окончательным результатом будет приговор.

Не стоит забывать, что прежде, чем рапортовать руководству о преступлении, необходимо удостовериться в четкости полученной информации и уточнить все детали, которые обязательно должны быть указаны в рапорте.

Комментарий к СТ 143 УПК РФ

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Комментарий к статье 143 УПК РФ:

1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.1993 О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника («иного источника») информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142 УПК) или постановления прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить — уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должен быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). Смотрите ком. к ст. 61; б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. Смотрите ком. к ч. 2 ст. 41.

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления по УПК РФ

Одним из видов служебной документации является рапорт. Этот документ представляет собой письменный доклад младшего по званию – старшему по званию, о проделанной работе или же об обнаружении признаков преступления. Если нет заявления от потерпевших или от преступника явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления является поводом для возбуждения уголовного производства и начала досудебного расследования. Если признаки преступного деяния попали в поле зрения сотрудников полиции, они обязаны изобличать виновных в нарушении закона и наказывать их.

Особенности составления документа

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления регламентирует ст. 143 УПК РФ.

Согласно ее содержанию, составляют документ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • сотрудники оперативно-розыскных подразделений;
  • сотрудники органов дознания, прокуратуры и предварительного следствия.

Составление служебной документации этого вида является обязанностью не только сотрудников, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и других служащих МВД, которые стали свидетелями нарушения закона. Вне зависимости от времени, должности, места нахождения на территории РФ, каждый полицейский обязан принять меры к пресечению преступления, и в кратчайшие сроки сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Очень многие люди путают рапорт с заявлением. В отличие от заявления рапорт не содержит в себе требований привлечь к ответственности и наказать виновного. В документе отображены только обстоятельства случившегося и фигуранты. Также следует отметить, что рапорт составляют на основании сообщения о совершении преступления, а не выкладывают суть сообщения в докладе.

Статья 143 УПК РФ утверждает, что рапорт может быть доказательством по делу, но только если удостоверен подписью работника правоохранительных органов, содержит исчерпывающие сведения о признаках нарушения, а также об источнике полученных сведений. Без указания конкретного источника письменный доклад полицейского не будет допустимым доказательством.

Исключением являются сведения об источнике, которые вмещают государственную тайну, подобные данные не могут полностью указываться в рапорте. В данном случае письменный донос служит поводом для начала уголовного производства, но не является доказательством по делу.

В ст. 143 УПК РФ с комментариями действующей редакции изложены принципы составления и подачи рапорта о совершении преступления:

  1. Документ может быть составлен после сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Есть исключение в данном пункте – порой, рапорт может подать работник, участвующий в оперативно-розыскных мероприятиях, который определил факт подготовки к преступлению. В целях предупреждения серьезного нарушения закона, может быть начато уголовное производство, к примеру, если сообщение содержит факт подготовки к террористическому акту.
  2. В доносе излагают исключительно объективную сторону состава преступления.
  3. Изначально необходимо проверить достоверность информации, допросив свидетелей, проанализировав доказательства, а уже после этого, при наличии достаточного количества данных, составлять доклад о происшествии.
  4. Сам факт сообщения о преступлении не является основанием для возбуждения производства. Есть случаи, когда в рапорте о совершенном преступлении отсутствуют признаки нарушения и возбуждать дело невозможно.

Если полицейский сам стал очевидцем преступного деяния, он не может вести расследование по делу, а подлежит отводу. Дело в том, что имеется необходимость допрашивать его как свидетеля. Так же обстоит ситуация, если полицейский, совершивший донос о преступлении, является заинтересованной стороной. В рапорте свои требования он излагать не может.

Именно поэтому помимо доклада о происшествии, он должен подать письменное заявление о случившемся с требованиями привлечь нарушителя к ответственности. Изначально фиксируют рапорт, а после заявление. С момента регистрации заявления, сотрудник, подавший рапорт, будет фигурировать в деле как потерпевший.

Основания для составления

Составлять официальный донос полицейский может на основании письменного заявления гражданина, обратившегося с информацией о преступлении, на основании устного сообщения, которое имело место, информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий, а также фактов, выявленных в процессе уголовного расследования другого дела. О совершении преступления сотрудники полиции могут узнавать даже из средств массовой информации, но все факты они перед подачей рапорта должны тщательно проверить на подлинность.

Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.

После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.

Интересно будет узнать, что рапорт об обнаруженных признаках преступления может быть подан в процессе судебного разбирательства на основании заявления любой из сторон процесса в устной форме. Все сведения фиксируются в протоколе заседания, а его копию нотариально заверяют и направляют в правоохранительные органы в форме рапорта. Данные сведения опять-таки проверяют, и при их подтверждении, может кардинально измениться ход судебного процесса.

Форма рапорта

Как правильно составить рапорт, должен знать каждый сотрудник полиции. Найти образец документа можно на страницах Уголовно-процессуального кодекса, там также описан порядок подачи официальной документации руководству.

Рапорт об обнаружении преступления выполняет две основные задачи: с его помощью сотрудник полиции информирует своего начальника о противозаконной ситуации, требующей немедленного вмешательства, и просит разрешение у руководства продолжить следствие по данному факту. Именно поэтому документ должен быть составлен грамотно и содержать в себе необходимый перечень информации.

Письменный донос руководству должен содержать такую структуру написания:

  1. В правом углу указывают должность, имя руководителя отдела правоохранительных органов, куда направляется рапорт.
  2. Должность и имя сотрудника, подающего заявление.
  3. Подпись сотрудника. Указывать дату рядом с подписью не обязательно, так как при поступлении рапорта в отделе он сразу регистрируется дежурным в книге учета.
  4. Название документа по центру страницы.
  5. Основная часть документа должна содержать данные о месте совершения преступления, времени, сути злодеяния, а также информацию о подозреваемых лицах. Важно также указывать, откуда стало известно о прошествии – стал ли сотрудник полиции очевидцем или ему о событии сообщили другие люди.
  6. Прошение провести следственные мероприятия по случившемуся преступлению в установленном порядке.

Иногда сотрудник, обнаруживший нарушение закона, может ходатайствовать о поручении ему проведения расследования по данному делу, но это требование не всегда удовлетворяют.

По окончанию проверки информации, указанной в рапорте, стороны уголовного расследования и другие заинтересованные лица будут оповещены письмом о результатах проверки и о решении – возбудить дело или отказать. Сторонам также будет разъяснено право – обжаловать подобное решение начальника.

Рапорт об обнаружении преступления – неотъемлемая часть уголовного процесса. Подробная и краткая информация о преступлении, описанная в документе, позволяет быстро вникнуть в суть дела и своевременно провести необходимые розыскные мероприятия без затрат времени и сил, что немаловажно для процессуального процесса.

Рапорт об обнаружении признаков преступления: ст 143 УПК РФ

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 143

1. Указанный повод позволяет инициировать начало уголовно-процессуальной деятельности на основе максимального количества поступивших информационных сигналов. В качестве сообщений о преступлении могут быть использованы результаты деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также иных правоохранительных органов. К ним могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности правоохранительных органов, в задачи которых входит борьба с преступностью.

2. В рамках рассматриваемого повода может быть реализована оперативно-розыскная информация. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации. Основываясь на ведомственных нормативных актах, разработанных правоохранительными ведомствами, имеющими оперативно-розыскные структуры, можно сделать вывод, что результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация получит статус повода лишь в случае официальной констатации того, что установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие сведения могут содержаться в рапорте оперативного сотрудника либо в иных оперативно-служебных документах. Как правило, этот документ подытоживает собой серию оперативно-розыскных проверок и не требует дальнейшего исследования при помощи дополнительных проверочных действий.

3. К числу иных источников информации, могущих служить поводом для возбуждения уголовного дела, относятся данные, добытые в ходе реализации прочих (нежели оперативно-розыскная) правоохранительных функций. К сведениям такого рода могут быть причислены, например, результаты административной деятельности, в ходе которой были обнаружены признаки преступления.

4. В качестве сообщений о преступлении следует рассматривать и информацию, поступившую от граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц по телефону (телефаксу), телеграфу и иным средствам связи. Сообщения по Интернету вряд ли могут быть расценены как источник для возбуждения уголовного дела.

5. Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях, тоже следует рассматривать как сообщения о преступлении.

6. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем заявление о преступлении и явка с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт — это основной документ, посредством которого материализуется данный повод.

7. Рапорт составляется в момент получения первичной информации. Указанная информация может быть подразделена на два вида: а) не нуждающаяся в проверке и б) требующая дополнительных проверочных действий. Не подлежит проверке, как правило, информация, полученная в результате специальной познавательной деятельности правоохранительного органа (например, административная и оперативно-розыскная деятельность). В остальных случаях информация должна быть проверена. Это необходимо для принятия обоснованного решения.

8. Рапорт об обнаружении признаков преступления обретает статус повода для возбуждения уголовного дела, т.е. выступает как юридический факт, обязывающий орган дознания и дознавателя принять решение, предусмотренное уголовно-процессуальным законом.

9. Форма рапорта об обнаружении признаков преступления определена в прилож. 1 к ст. 476 УПК. В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт, наименование документа, доклад и его процессуальное основание, содержательная часть — обстоятельства совершенного деяния и источник информации, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение; число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт. Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.

10. Должностное лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и составившее рапорт об обнаружении признаков преступления, не всегда полномочно проверять это сообщение и принимать по нему решение. В силу этого начальник органа дознания, которому адресован рапорт, назначает конкретного исполнителя для проверки и принятия решения по материалам проверки.

Комментарии к УПК РФ

Комментарий к главе 1 УПК РФ

Комментарий к главе 2 УПК РФ

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Комментарий к главе 3 УПК РФ

Комментарий к главе 4 УПК РФ

ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА, ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Комментарий к главе 5 УПК РФ

Комментарий к главе 6 УПК РФ

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ

Комментарий к главе 7 УПК РФ

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ЗАЩИТЫ

Комментарий к главе 8 УПК РФ

ИНЫЕ УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Комментарий к главе 9 УПК РФ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ УЧАСТИЕ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Комментарий к главе 10 УПК РФ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Комментарий к главе 11 УПК РФ

Комментарий к главе 12 УПК РФ

Комментарий к главе 13 УПК РФ

Комментарий к главе 14 УПК РФ

ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Комментарий к главе 15 УПК РФ

Комментарий к главе 16 УПК РФ

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ СУДА И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Комментарий к главе 17 УПК РФ

Комментарий к главе 18 УПК РФ

Комментарий к главе 19 УПК РФ

ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Комментарий к главе 20 УПК РФ

ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Комментарий к главе 21 УПК РФ

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Комментарий к главе 22 УПК РФ

Комментарий к главе 23 УПК РФ

Комментарий к главе 24 УПК РФ

Комментарий к главе 25 УПК РФ

ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОЕДИНЕНИЯХ МЕЖДУ АБОНЕНТАМИ И (ИЛИ) АБОНЕНТСКИМИ УСТРОЙСТВАМИ

Комментарий к главе 26 УПК РФ

Комментарий к главе 27 УПК РФ

ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Комментарий к главе 28 УПК РФ

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Комментарий к главе 29 УПК РФ

ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Комментарий к главе 30 УПК РФ

НАПРАВЛЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ПРОКУРОРУ

Комментарий к главе 31 УПК РФ

ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОКУРОРА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ, ПОСТУПИВШЕМУ С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ

Комментарий к главе 32 УПК РФ

Комментарий к главе 33 УПК РФ

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ

Комментарий к главе 34 УПК РФ

Комментарий к главе 35 УПК РФ

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Комментарий к главе 36 УПК РФ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Комментарий к главе 37 УПК РФ

Комментарий к главе 38 УПК РФ

ПРЕНИЯ СТОРОН И ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПОДСУДИМОГО

Комментарий к главе 39 УПК РФ

Комментарий к главе 40 УПК РФ

ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ СОГЛАСИИ ОБВИНЯЕМОГО С ПРЕДЪЯВЛЕННЫМ ЕМУ ОБВИНЕНИЕМ

Комментарий к главе 40.1 УПК РФ

ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Комментарий к главе 41 УПК РФ

ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПОДСУДНЫМ МИРОВОМУ СУДЬЕ

Комментарий к главе 42 УПК РФ

ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, РАССМАТРИВАЕМЫМ СУДОМ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Комментарий к главе 43 УПК РФ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ И КАССАЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ, НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

Комментарий к главе 44 УПК РФ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Комментарий к главе 45 УПК РФ

КАССАЦИОННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Комментарий к главе 46 УПК РФ

ОБРАЩЕНИЕ К ИСПОЛНЕНИЮ ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ

Комментарий к главе 47 УПК РФ

ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИГОВОРА

Комментарий к главе 48 УПК РФ

ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Комментарий к главе 49 УПК РФ

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Комментарий к главе 50 УПК РФ

ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Комментарий к главе 51 УПК РФ

ПРОИЗВОДСТВО О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Комментарий к главе 52 УПК РФ

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

Комментарий к главе 53 УПК РФ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ, ПРОКУРОРОВ, СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Комментарий к главе 54 УПК РФ

ВЫДАЧА ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

Комментарий к главе 55 УПК РФ

ПЕРЕДАЧА ЛИЦА, ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ, ГРАЖДАНИНОМ КОТОРОГО ОНО ЯВЛЯЕТСЯ

Рапорт об обнаружении признаков преступления – особый вид юридического документа, основной задачей которого является информирование руководителя правоохранительного органа об обнаруженных сведениях по какому-либо делу. В рапорте излагают обстоятельства и факты, которые впоследствии могут стать основанием для возбуждения уголовного дела. Правила оформления и условия составления рапорта о нахождении признаков состава преступления изложены в новой редакции от 19.02.2018 статьи 143 УПК РФ.

Форма рапорта об обнаружении признаков преступления

Правильный образец отчета о нахождении признаков преступления можно найти в приложении к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ). Однако особо жёстких требований к бланку рапорта нет. Это означает, что рапорт может быть написан и в свободной форме.

Однако, есть ряд параметров, указание которых необходимо в данном виде документа:

  1. Место совершения.
  2. Время совершения правонарушения.
  3. Суть злодеяния (что произошло и при каких обстоятельствах).
  4. Информация о подозреваемых и свидетелях преступления.

В правом верхнем углу необходимо указать звание и должность руководителя, для которого данный документ составляется.

Внизу документа обязательно указывается звание и должность сотрудника, который составляет данный доклад, ставится его подпись, а также указывается дата составления рапорта. Указывать дату необязательно, потому что сразу после поступления документа дежурный регистрирует рапорт в книге по учёту сообщений о преступлениях.

Как правило, в конце доклада сотрудник правоохранительной службы провести проверку и следствие по происшествию в установленном законом порядке.

После регистрации рапорта он попадает на рассмотрение к руководителю соответствующего правоохранительного органа, который обладает полномочиями начать проверку и следствие. Зачастую начальник службы даёт поручения относительно следствия тому самому сотруднику, который составлял рапорт, позволяя ему продолжать заниматься данным делом.

Однако не во всех случаях составления рапорта возбуждается уголовное преследование.

В результате проверки происшествия руководитель следственного органа может принять одно из трёх следующих решений:

  • он может возбудить уголовное дело;
  • он может отказать в возбуждении дела;
  • наконец, в определённых случаях он может передать дело по подследственности.

Таким образом, рапорт о нахождении признаков преступления выполняет две важные функции: с его помощью сотрудник информирует начальника службы о происшествии и имеющихся по нему обстоятельствах, а также просит его разрешение продолжить следствие по данному делу. Но в последнем сотруднику может быть отказано.

Основания для составления рапорта

Рапорт об обнаружении признаков совершения злодеяния может быть написан не только по результатам работы работника следственного органа. Любой гражданин страны или республики имеет право сообщить или заявить о правонарушении. Ведь основной задачей правоохранительной системы является охрана и защита интересов, прав и жизни граждан государства, в том числе от любых уголовных деяний и посягательств со стороны других лиц. Таким образом, рапорт может быть составлен сотрудником службы по заявлению любого гражданина РФ.

Источник получения информации, т.е. сведения о гражданине, который сообщил о совершенном злодеянии, обязательно фиксируются.

Рапорт о нахождении признаков совершения преступления является документом, необходимым в уголовно-процессуальном праве для грамотного и законного расследования обстоятельств правонарушения. Данный документ составляется до начала уголовного производства и может стать основанием для его возбуждения.

В действующей редакции ст. 143 УПК РФ изложены принципы составления и подачи доклада о правонарушении:

  1. Рапорт может быть составлен только после сообщения о готовящемся или совершённом правонарушении.
  2. В рапорте может быть изложена только объективная сторона состава правонарушения, которое можно отнести к категории опасного, особо опасного или общественно опасного деяния.
  3. Анализируются все имеющиеся доказательства, допрашиваются свидетели по делу, и лишь на основании имеющейся информации составляется рапорт.
  4. Сам факт наличия сообщения о преступлении не может стать основанием для возбуждения уголовного преследования.

Говоря о последнем пункте, стоит отметить, что бывают случаи, когда, например, сведения в поданном начальнику службы рапорте не имеют ничего общего с правонарушением, так как в деле полностью отсутствуют признаки преступления. В данном случае нельзя говорить о необходимости возбуждения уголовного дела.

Помимо заявления граждан о совершении преступления, существует ещё ряд оснований, при которых выявляется деяние и оформляется рапорт:

  • когда сотруднику стало известно о совершении преступления;
  • после поступления устного сообщения о совершении преступления (в том числе телефонного звонка);
  • в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • в результате обнаружения в СМИ и иных публикациях сообщений о совершении правонарушения;
  • в результате выявления иного правонарушения в ходе уголовного процесса.

Сотрудники правоохранительных служб могут узнать о совершении правонарушения из любого источника, включая граждан и средства массовой информации.

Рапорт по сообщениям граждан

Всего выделяют два источника получения информации о злодеяниях, при совершении которых оформляется рапорт о нахождении признаков преступления:

  1. Информация может быть получена от любого гражданина страны в устной или письменной форме.
  2. Сведения могут стать известны правоохранительным службам в результате их публикации в средствах массовой информации, интернете и др.

Сообщение о совершённом или планируемом преступлении может быть передано гражданином в устной или письменной форме. Например, человек, владеющий информацией о похищении или удержании в заложниках кого-либо, может сообщить об этом полицейскому. Сотрудник, в свою очередь, обязан доложить своему руководству данную информацию, написав соответствующий рапорт. Он так же может быть составлен даже на основании телефонного звонка, совершённого по общероссийскому номеру 02.

Если же преступление было выявлено сотрудником правоохранительного органа, при этом гражданин воздержался от подачи заявления о совершённом правонарушении, этот сотрудник также обязан оформить рапорт и направить его руководству отдела по внутренним делам.

В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ. Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность. Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.

Также существуют публичные дела, для выявления которых не требуется заявление отдельного лица или группы лиц. Составленный сотрудником правоохранительного органа рапорт, в котором указаны все необходимые сведения, является основанием для возбуждения дела.

Все виды преступлений, в случае совершения которых необходимо заявление пострадавшего, относят к частным делам. Их перечень определяет статья 20 УПК РФ.

Сообщение о совершении правонарушения по инициативе госслужб

Рапорт о нахождении признаков преступления может составить только компетентный и уполномоченный сотрудник правоохранительного органа. Документ составляется на основании показаний граждан или информации, полученной из средств массовой информации. Также он может быть оформлен на основании результатов действий сотрудника, благодаря которым органам удалось обнаружить преступление. Данный документ позволяет формировать отчётность и статистику по всем совершённым злодеяниям.

Рапорт оформляется в любом из нижеперечисленных случаев:

  • при обнаружении гибели потерпевшего, который был убит;
  • при обнаружении преступлений по отношению к государству и государственным службам;
  • при обнаружении иных последствий тайно совершённого злодеяния, и др.

Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.

Рапорт, оформляемый на основании результатов оперативных мероприятий

Рапорт может быть подан сотрудником правоохранительной службы не только после совершения преступления, но и до этого. Если в результате следствия уполномоченный сотрудник узнаёт о готовящемся преступлении, он может составить рапорт с целью предотвращения совершения злодеяния. Однако данная тактика не очень продуктивна. После проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждение дела будет невозможно ввиду отсутствия доказательств. Поэтому лучшим вариантом станет разоблачение правонарушителей во время совершения преступления, что впоследствии позволит привлечь их к уголовной ответственности.

К таким преступлениям относят различные виды уголовных деяний, в том числе:

  1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
  2. Кражи и ограбления.
  3. Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
  4. Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
  5. Преступления против правительственных структур.

Как правило, такие случаи не фиксируются в книге по учёту сообщений о преступлениях. Их записывают в специальных документах, которые строго засекречены и не подлежат огласке.

В оперативном учёте информация фиксируется оперативными службами в целях дальнейшего улучшения оперативных разработок.

После задержания правонарушителей составляется обыкновенный рапорт в соответствии со всеми требованиями УПК РФ, который подлежит регистрации и передаче руководителю правоохранительной службы.

Рапорт и содержащаяся в нём информация проверяется в течение 10 дней. В особых случаях время проверки может быть продлено на срок не более 30 дней. Однако в некоторых особо серьёзных случаях, когда требуется выявление особо опасных преступлений, необходимо несколько месяцев.

Выполнение оперативных мероприятий начинается с момента начала публичных проверочных действий и возбуждения дела. Перед оформлением рапорта собираются доказательства, улики, производится задержание подозреваемых, заполнение необходимых документов.

Рапорт о преступлении, выявленном в процессе расследования

Заполнение и предоставление руководителю рапорта о совершении преступления обязательно даже в том случае, когда данное преступление выявлено в процессе расследования другого дела. Сотрудник органа в ходе своего следствия может выявить факт совершённого преступления или преступления, находящегося на стадии подготовки. Зачастую оно не имеет ничего общего с делом, в ходе расследования которого данное правонарушение было выявлено. Однако практика показывает, что иногда выявленное преступление и его обстоятельства могут быть весьма тесно связаны с первоначальным уголовным делом.

Важно отметить, что заявление о совершённом или готовящемся преступлении может быть подано в ходе судебного заседания любой из сторон в устной форме. В таком случаеэти сведения фиксируются в протоколе, копия нотариально заверяется и направляется в правоохранительные органы в виде рапорта. Данные сведения могут значительно изменить ход судебного процесса.

Подобный рапорт имеет такую же форму, что и рапорт об обнаружении признаков преступления. В нём обязательно нужно указать:

  • звание, должность и Ф. И. О. руководителя, которому будет адресован рапорт;
  • сведения о совершённом злодеянии с указанием времени, места, участников и свидетелей правонарушения;
  • сведения о сотруднике, который составил рапорт (должность, звание, Ф. И. О.);
  • дату составления;
  • подпись составителя рапорта.

Проверка по результатам зарегистрированного рапорта проводится в том же виде, что и проверка при работе с обыкновенным рапортом. Кроме этого, в возбуждении уголовного дела также может быть отказано.

По окончании проверки по рапорту стороны уголовного расследования и иные заинтересованные лица обязательно должны быть уведомлены о результатах этой проверки и о решении руководства. Кроме того, им разъясняют все имеющиеся у них права, связанные с обжалованием принятого решения.

Рапорт об обнаружении признаков состава преступления является неотъемлемой частью уголовного процесса. Составленный на основании информации, полученной сотрудником от граждан страны или из иных источников, включая средства массовой информации и интернет, рапорт зачастую является основанием для возбуждения уголовного дела. Кроме того, подробная и краткая информация о сторонах злодеяния, доказательствах, месте и времени его совершения и о свидетелях позволяет быстро вникнуть в суть дела и провести необходимые следственные мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *