Путевой лист когда нужен

>Оформление путевых листов: топ‑10 вопросов

Содержание

Обязательно ли оформлять путевой лист на автомобиль, который используется для перемещения товаров со склада в торговые точки, а не для оказания услуг по перевозке груза третьим лицам?

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

Нужен ли арендатору автомобиля без экипажа путевой лист для подтверждения расходов по налогу на прибыль?

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ. Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Правда ли, что с 1 марта 2019 года нельзя оформлять путевые листы на срок более одного дня?

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован. В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами. При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Кто проводит технический контроль транспортного средства?

Разрешается ли проводить дистанционные предрейсовые медосмотры водителей при помощи компьютера и специального оборудования?

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

Если генеральный директор управляет служебным автомобилем во время поездок к контрагентам, обязан ли он проходить предрейсовый медосмотр?

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Обязательны ли нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, для принятия расходов по ГСМ при налогообложении?

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий. Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант. Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Путевые листы можно заполнять на компьютере или только от руки?

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Путевой лист оформляется для учета и контроля транспортного средства и работы водителя. Нежелание организаций и ИП, не являющихся профессиональными перевозчиками, оформлять путевой лист понятно.Путевой лист содержит множество реквизитов для заполнения, включая данные о техосмотре ТС и медосмотре водителя. Неужели нельзя обойтись без путевого листа, если автомобиль используется лишь для собственных хозяйственных нужд?

Путевой лист обязателен всегда: даже в организациях, которые используют только легковые автомобили и только для собственных нужд.

Обязательные реквизиты путевого листа

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152. Важно обратить внимание на следующее.

Срок

1 день или срок, не превышающий 1 месяц. Срок хранения путевых листов 5 лет.

Медосмотр

Медицинское освидетельствование водителя проводится 2 раза: перед рейсом и после. Самостоятельно провести медосмотр нельзя. Данные о прохождении медосмотра вносит в путевой лист медицинский работник, заверяет своим штампом, + подпись, Ф.И.О.

Техосмотр

Контроль технического состояния авто должен проводиться 1 раз — до рейса. По результату ставится отметка в путевом листе. Самостоятельно проводить техосмотр тоже не получится, если только в штате нетаттестованногоконтролера. Поэтому, придется обращаться в сервисный центр.

Форма путевого листа

Формы путевых листов для различных видов транспортных средств разработал Госкомстат. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Для учета работы легкового автомобиля это форма №3. Однако формы не обновлены и, в частности форма №3 не содержит поля для указания обязательного реквизита – медосмотра водителя. Данные формы не обязательны для организаций и ИП в неизменном виде. Обязательны вышеуказанные реквизиты и правила заполнения, и при желании можно утвердить в рамках организации свою форму путевого листа. При условии включения в нее всех обязательных реквизитов. А значит, ни медосмотр водителя, ни техосмотр автомобиля исключать нельзя.

Почему путевой лист обязателен при использовании автомобиля организацией или ИП

П. 9. Правил заполнения путевых листов, гласит: Путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юрлицом/ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом <…> в городском, пригородном и междугородном сообщениях. На первый взгляд это должно распространяться только на «профессиональных перевозчиков». В действительности это не так, норма применяется с более широким толкованием.

Судебная практика по вопросу обязательности путевых листов

Путевые листы обязательны даже при использовании автомобиля для собственных нужд организации. Верховный суд РФ закрепил такую практику Определением от 01.09.2014 N 302-КГ14-529. Соответственно, этой позиции придерживаются и большинство нижестоящих судов.

Что будет, если не оформлять путевые листы?

Отсутствие путевого листа может обернуться несколькими проблемами.

Путевой лист и подтверждение расходов на автомобиль

Расходы – это не любые затраты, а только обоснованные и документально подтвержденные. (ст. 252 НК РФ) «Документально подтвержденные» означает необходимость подтверждения документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, чтобы расходы на ГСМ и содержание автомобиля были расходами в понимании налога на прибыль и УСН 15% — нужны путевые листы. Путевой лист касается и обоснованности аренды автомобиля. Расходы на аренду авто будут обоснованы экономически, если автомобиль используется организацией/ИП, которая его арендует. Иначе, при налоговой проверке расходы на аренду авто могут счесть необоснованной: арендная плата за «неиспользуемый» автомобиль.

Если в автомобиле есть электронная система контроля пробега

Существует мнение: путевые листы можно заменить отчетом электронной системы контроля пробега и расхода топлива. Это не так. Смысл в том, что электронная система облегчит составление путевого листа, но не избавит от его составления. Отчет, хоть и содержит информацию, не является первичным учетным документом, не включает всех обязательных реквизитов. Поэтому, путевой лист придется оформлять даже при использовании электронной системы. Данные из отчета (о расходе топлива, о пробеге) вносятся в путевой лист. Путевой лист необходим даже при наличии электронной системы контроля пробега и расхода топлива. Этой позиции придерживается и Минфин. В письме от 16 июня 2011 г. N 03-03-06/1/354 о порядке документального подтверждения расходов на приобретение топлива в целях исчисления налога на прибыль. Минфин указывает на необходимость документального подтверждения расходов путевыми листами (или документами, содержащими все реквизиты). С указанием то, данные приборов учета и контроля за перемещением ТС могут использоваться при составлении таких документов.

Штраф ГИБДД за отсутствие путевого листа

Штраф 500 рублей за отсутствие путевого листа — ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. И его правомерность вряд ли удастся оспорить, это позиция Верховного суда (вышеупомянутое Определение N 302-КГ14-529.)

Обосновывается такая практика нормами ПДД, а не Уставом автомобильного транспорта. Проще говоря, под водителем понимается любой, кто управляет ТС, а не «профессиональный водитель». Пассажир – любой, кто находится в автомобиле, но не управляет им, а не тот, кто «платил за проезд».

П. 2.1. ПДД закрепляет обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать путевой лист, если это установлено законом.

П. 9. Правил заполнения путевых листов, гласит: Путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юрлицом/ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом <…> в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Официальный смысл толкования этих норм Верховным судом следующий: цель – обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок. А такая обязанность возложена на юрлиц и ИП законом о безопасности законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Согласно п. 1.2 ПДД РФ:

  • Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством
  • Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *