Проверки министерства образования

Ожидается плановая проверка Рособрнадзора в детском саду.

У воспитателей будут проверять:

— основную деятельность образовательного учреждения, оценивая качества образования в детском саду и контроль: законодательства о санитарно­эпидемиологическом благополучии.

Комиссии должны быть предоставлены нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, выполнение которых проверяется, санпины, предусмотренные журналы. Оценивается обустройство пространства группы, уход за детьми — гигиена, безопасность, условия для сна и приема пищи, условия для занятий с детьми, характер общения взрослых и детей, режим дня, условия для педагогов и для включения родителей в образовательный процесс. Смотрят, как могут учитываться индивидуальные особенности детей в отношении дневного сна. Как предусмотрена замена продуктов для детей, имеющих аллергии. Соблюдается ли непринужденная атмосфера во время приема пищи. Наличие места для отдыха педагогов, места для индивидуальных бесед с родителями, обязательное наличие санитарных книжек у персонала.

Оценивают режим дня у детей, сетки занятий, процент влажности в помещении. Проверяют и работу вентиляции, чистоту комнат, отсутсвие пыли. Смотрят за питанием, размером порции и соответствию меню. Могут проверить сертификаты на игрушки. В санитарной комнате маркировку тряпок и ведер по санпину, моющее средство, на безопасность для здоровья детей и др.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения составляется протокол об административных правонарушениях, и даются предписание об устранении выявленных нарушений.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения образовательной организации. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в образовательной организации. Выездные проверки могут быть комплексными и тематическими.

Как правило, выездная проверка начинается с представления проверяющих администрации и проверяемым. Это проводится на административном совещании в образовательной организации. Руководитель комиссии (заместитель руководителя комиссии) знакомит присутствующих с темой, целями и задачами, планом и содержанием проверки, формами, методами и методиками, графиком и сроками проверки, представляет членов комиссии, экспертов. При необходимости, уточняются отдельные детали. До сведения присутствующих доводится информация о правах, обязанностях проверяющих и лиц, проверяемых в образовательной организации.

В ходе проверки ее куратор (как правило, специалист-эксперт МОУО) выполняет диспетчерские обязанности (при необходимости), решает возникающие проблемы, а по мере завершения отдельных этапов проверки, принимает экспертные заключения, справки по итогам проверки.

Принимая заключения по итогам отдельных направлений проверки, куратор просматривает предоставляемые материалы, оценивает их соответствие полученному проверяющим заданию, полноту представленного материала, объективность и обоснованность оценок, выводов и предложений, беседует с ним, уточняя отдельные детали. Формы экспертных заключений МОУО разрабатывает самостоятельно.

Материалы представляются в печатном формате и в виде электронного файла, который перебрасывается на персональный компьютер куратора в отдельную папку. При наличии времени, желательно, по ходу проверки готовить проект итогового документа. Для чего заранее разрабатывается его структура.

Права, обязанности и ответственность проверяющих

При проверке образовательного учреждения проверяющие вправе:

  • в пределах своей компетенции запрашивать и получать от учреждения информацию, документы и материалы, относящиеся к предмету контроля и необходимые для его осуществления;
  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемым учреждением, иметь доступ к документам и материалам учреждения, осматривать занимаемые учреждением территории и помещения;
  • знакомиться с информацией, касающейся деятельности проверяемого учреждения и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемого учреждения;
  • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных учреждения;
  • проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
  • проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;
  • проводить беседы с обучающимися, воспитанниками образовательной организации в присутствии их родителей (законных представителей), а также с родителями (законными представителями) обучающихся, работниками организации по вопросам, подлежащим проверке;
  • знакомиться с локальными актами образовательной организации по проверяемому вопросу.

Проверяющие обязаны:

  • иметь документ (служебное удостоверение, копию распорядительного акта или иной документ), подтверждающий его полномочия;
  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные полномочия;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемой образовательной организации;
  • проводить проверку на основании распорядительного акта;
  • проводить проверку только во время исполнения своих служебных обязанностей;
  • не препятствовать руководителю (уполномоченному представителю) образовательной организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять руководителю (уполномоченному представителю) ОО, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя (уполномоченного представителя) ОО с результатами проверки;
  • при определении мер, предлагаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер характеру нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и образовательной организации;
  • соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании ОО в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдать установленные сроки проведения проверки;
  • не требовать от ОО документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя (уполномоченного представителя) ОО ознакомить его с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в Журнале учета проверок.

Памятка проверяющего

  • Качество информации – это главное.
  • Пишите только о том, что понимаете, в чем уверены, что хорошо знаете.
  • Не уверены – не пишите, если очень надо – проверьте.
  • Будьте объективными.
  • Утверждаете – подтвердите.
  • Не уклоняетесь от темы.
  • Не увлекайтесь примерами.
  • Не поддавайтесь эмоциям.
  • «Краткость – сестра таланта».

Ответственность

Должностные лица, осуществляющие проверку, несут персональную ответственность за полноту и качество исполнения возложенных на них обязанностей, за соблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению контрольных функций.

Права, обязанности и ответственность проверяемой образовательной организации:

Руководитель проверяемой образовательной организации вправе:

  • непосредственно присутствовать при осуществлении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от проверяющих информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки, итоговым документом;
  • документально указывать о своем ознакомлении с итоговым документам по результатам проверки;
  • выражать письменно свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями проверяющих, должностных лиц МОУО;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц МОУО, повлекшие за собой нарушение прав образовательной организации или отдельных ее работников при осуществлении проверки в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Обязанности

Руководитель (иное должностное или уполномоченный представитель) образовательной организации обязан:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • создать необходимые условия для успешной работы проверяющих по исполнению предоставленных им полномочий;
  • предоставить доступ к документам и материалам учреждения, базе данных по направлениям проверки;
  • предоставить доступ в здания, помещения, на территорию в соответствии с направлениями проверки;
  • не препятствовать исполнению проверяющими предоставленных полномочий;
  • предоставить комиссии Журнал учета проверок для записей о проведении проверки.

Ответственность

Руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель ОО), допустивший нарушение законодательства Российской Федерации в области образования, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению мероприятий по контролю (надзору) или уклонении от их осуществления, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила этики поведения инспектирующего

Право инспектирующего осуществлять свои функции влечет за собой определенную ответственность, поэтому необходимо соблюдать выработанные практикой общения правила этики поведения по отношению к субъектам проверки.

Любая ошибка в выводах может вызвать отрицательную реакцию или скомпрометировать инспектирующего, а также нанести моральный ущерб интересам организации или должностным лицам.

Правила:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.

(Письмо Минобразования РФ от 13.07.1998 N 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования»).

а) документы:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1;
  • Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  • Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680 «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях».

б) материалы сайтов ряда муниципальных образований, муниципальных органов управления образованием, статьи «Порядок организации и проведения проверок образовательных учреждений» («Справочник руководителя образовательного учреждения», №7, 2012 г.).

Выездная проверка образовательной организации Метки:закон об образовании в РФ работа с документами управление образовательными системами

Федеральный государственный надзор в сфере образования

Добро пожаловать в МКУ «Лужский ИМЦ»!

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное — за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

■ его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

■ финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

■ соблюдение трудового законодательства;

■ соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

■ его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

■ фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

■ даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.

Надзор и контроль в сфере образования

Перечень локальных нормативных актов и иных документов образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», подлежащих проверке в рамках государственного контроля (надзора)

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам в образовательной организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и (или) быть приведены в соответствие с законом следующие локальные нормативные акты и (или) иные документы:

Наличие локального нормативного акта по регламентации данного вопроса

Ссылка на статью, часть статьи закона или иного нормативного правового акта

Обязательность локального нормативного акта для всех типов ОО (дошкольные и, общеобразовательные, профессионального, высшего и дополнительного образования)

Необязательность локального нормативного акта

Порядок получения образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой ОО

локальный нормативный акт необходим при реализации образовательной программы на иностранном языке

О языке, языках образования

язык обучения может быть определен уставом ОО, необязательно разрабатывать отдельный документ

Положение о структурном подразделении ОО

положение о структурном подразделении обязательно при наличии структурного подразделения в штатном расписании ОО

Положение о специализированном структурном образовательном подразделении, создаваемом в организации, осуществляющей обучение

Специализированное структурное подразделение создается не в ОО, а в организации, осуществляющей обучение

Правила внутреннего распорядка обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила внутреннего трудового распорядка ОО

Пункт 1 части 3 статьи 28, часть 7 статьи 47, часть 3 статьи 52 закона; статьи 15, 189 и иные Трудового кодекса Российской Федерации

обязательный документ для всех типов ОО

Штатное расписание ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Образовательная программа ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Согласованная с учредителем программа развития ОО

Документы, регламентирующие правила приема обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами

обязательный документ для в случае реализации дополнительных образовательных программ

Документы, регламентирующие текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся ОО, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также сроки ликвидации академической задолженности обучающихся

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие поощрение обучающихся ОО за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности

принимается при поощрении обучающихся ОО

Документы, регламентирующие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в ОО

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в ОО

Документы, регламентирующие организация и проведение научных и методических конференций, семинаров в ОО

Порядок проведения проверок Рособрнадзором

Веденина Е. Л., эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 29 июля начал действовать Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению надзора в области образования.

Права и обязанности сторон

Из обширного перечня прав контролеров, установленного Регламентом, отметим самые важные.

Например, специалисты Рособрнадзора вправе:

– составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях;

– посещать организацию в порядке, установленном законодательством, при предъявлении копии приказа Рос­обрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

– наблюдать за ходом образовательного процесса;

– беседовать с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними лицами проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

При этом проверяющие обязаны:

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– не препятствовать уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– предоставлять уполномоченному представителю организации, присутствую­щему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

Видео (кликните для воспроизведения).

– не требовать от организации документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством;

– перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя организации ознакомить его с положениями Регламента.

Что касается проверяемой организации, то, прежде всего, она обязана обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей при проведении проверок. Они вправе:

– получать от должностных лиц Рособр­надзора информацию, которая относится к предмету проверки;

– знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии или несогласии с ними;

– представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты, когда получен акт проверки;

– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, в административном и (или) судебном порядке.

Уведомление организации о начале проверки

О проведении плановой проверки Рособрнадзор обязан уведомить организацию не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

Проверяемому лицу направляется копия приказа Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

О проведении внеплановой выездной проверки контролеры обязаны уведомить организацию не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Сделать это они могут любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сроки проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

При проверке организации, которая ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, указанные сроки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще одного раза в три года.

Плановая проверка в отношении образовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования), может быть проведена не чаще одного раза в два года.

Виды проверок

Теперь рассмотрим, какие проверки могут проводиться.

Документарная проверка

Предмет документарной проверки – сведения, содержащиеся в документах организации, а также размещаемые ею на своем официальном сайте в интернете.

Для проведения документарной проверки контролеры могут направить в организацию мотивированный запрос о представлении документов и материалов.

К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Рособрнадзора о проведении документарной проверки.

Запрос может быть направлен любым доступным способом (по почте, в электронном виде).

Организация обязана выполнить требования, отраженные в запросе, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Указанные в запросе документы представляются в Рособрнадзор в виде копий, заверенных подписью уполномоченного представителя организации и печатью организации (нотариальное заверение не требуется). Также можно представить документы в электронном виде, подписав их электронной подписью.

Выездная проверка

Специалисты, уполномоченные на проведение проверки, в соответствии с планом-заданием:

– запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы, а также устные и письменные объяснения;

– проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам проверки.

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит запись о проведенной проверке в имеющемся в организации журнале учета проверок. Если такой журнал отсутствует, в акте проверки делается об этом соответствующая запись.

Внеплановая проверка

Рособрнадзор может рассмотреть вопрос о целесообразности проведения внеплановой проверки организации, в частности, в следующих случаях:

– отчет от организации о выполнении предписания контролеров в установленный срок не поступил;

– отчет поступил, но из него невозможно установить, исполнено предписание или нет.

Если предписание не исполнено в установленный срок, то дополнительно рассматриваются следующие меры:

– возбуждение дела об административном правонарушении;

– приостановление действия лицензии организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов, места осуществления образовательной деятельности на срок не более шести месяцев;

– направление информации о неисполнении предписания учредителю организации, в Генеральную прокуратуру РФ или прокуратуру субъекта РФ.

Оформление результатов

По итогам проверки составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

В Регламенте подробно перечислены обязательные реквизиты акта проверки. Сказано, что в случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении (об отказе в ознакомлении) с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в деле соответствующего управления Рособрнадзора.

При проверке, проводимой с согласия прокуратуры, копия акта направляется, в том числе, в орган прокуратуры.

К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

При документарной проверке второй экземпляр акта с копиями приложений направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении или передается под расписку уполномоченному представителю организации. Если второй экземпляр акта проверки был передан под расписку уполномоченному представителю организации, то копия акта проверки направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Обратите внимание: Регламент не предусматривает направление организации экземпляров акта проверки (его копии) в электронном виде.

Не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки готовится отчет о проверке, который в течение трех рабочих дней согласовывается с начальником управления и в течение следующих трех рабочих дней подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора.

При отсутствии выявленных нарушений в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится письмо управления о невыявлении нарушений, которое направляется по почте в организацию (по согласованию с организацией оно может быть направлено в форме электронного документа).

Если выявлены нарушения, то в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится проект предписания. В нем указывается срок устранения нарушений, не превышающий шести месяцев.

Предписание подписывает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора. Документ направляют в организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Помимо выдачи предписания в зависимости от вида нарушения контролеры могут:

– составить протоколы об административных правонарушениях, возбудить дело об административном правонарушении;

– направить информацию в другой соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит работа с этим нарушением (включая правоохранительные органы, прокуратуру субъекта РФ по местонахождению организации). Соответствующие письма-уведомления направляются в проверяемую организацию.

Организация, получившая предписание, должна исполнить его в установленный в нем срок и представить в Рособр­надзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих это.

Как обжаловать действия чиновников

Уполномоченные представители организации, заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия) специалистов Рособрнадзора, а также решений, принятых ведомством, в досудебном порядке.

Обжалование производится: вышестоящему должностному лицу; руководителю (заместителю руководителя) Рособрнадзора; министру (заместителю министра) образования и науки РФ.

Жалоба подается в письменной форме или в виде электронного документа.

Пожаловаться устно и письменно можно на личном приеме у уполномоченных должностных лиц Рособрнадзора. В случае если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то ответ на нее с согласия заявителя жалобы может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации жалобы в Рособрнадзоре. В исключительных случаях срок ответа может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней с уведомлением заявителя.

Административный регламент определяет права и обязанности чиновников Рособрнадзора при проверках образовательных учреждений.

Федеральным законом от 26 февраля 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) даётся определение плановым и внеплановым проверкам.

Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок. План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Образовательные организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в сети «Интернет».

pen

Сводный план проверок — это документ открытого доступа. Как найти интересующую Вас организацию в данном плане? Сделать это достаточно легко — необходимо знать некоторые данные по организации (самый точный способ поиска — поиск организации по ИНН).

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако ч. 9 ст. 9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности (не чаще 1 раза в 2 года).

Таким образом, непосредственно проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, увеличенная периодичность не касается, т. к. лицензионный контроль не включается в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования. Следовательно, например, общеобразовательные организации могут быть включены в план проверок чаще, чем один раз в три года, но при этом предметом такой проверки будет только лицензионный контроль и только в отношении общеобразовательных программ, а не, например, программ профессионального обучения.

Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении) (ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки проводятся по строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок. Основания для проведения внеплановых проверок установлены Федеральным законом № 294-ФЗ, а, кроме того, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются дополнительные основания, отражающие специфику государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливаются следующие основания для проведения внеплановых проверок.

1. Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Это наиболее распространенное основание для проведения внеплановой проверки. Если в результате плановой проверки образовательной организации выдано соответствующее предписание, то контрольный орган вправе проверить факт исполнения этого предписания путем проведения выездной или документарной проверки.

2. Поступление обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Из указанных категорий информации основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Возникновение угрозы жизни и здоровью граждан или причинение такого вреда как основание для проведения внеплановой проверки в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования маловероятно. Как правило, такие факты являются основанием для проведения проверок в образовательных организациях в рамках иных видов надзора, например, государственного пожарного надзора. В качестве гипотетического примера можно предположить, что внеплановая проверка может быть проведена при наличии сообщений в СМИ о применении физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся для поддержания дисциплины. Следует отметить, что проведение проверки по указанным выше основаниям «а» и «б» требует согласования с органами прокуратуры.

Говоря о таком основании проведения внеплановых проверок как нарушение прав потребителей, следует рассмотреть само понятие «потребитель» применительно к деятельности образовательных организаций. Как известно, финансовое обеспечение образовательной деятельности может осуществляться двумя основными способами: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (ст. 99, 100 Федерального закона № 273-ФЗ) и за счет средств физических и юридических лиц по договорам оказания платных образовательных услуг (ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ). Понятие «потребитель», прежде всего, установлено в Законе РФ «О защите прав потребителей» и, следовательно, распространяется только на второй случай.

Означает ли это, что обращение родителей (законных представителей) учащихся о защите их прав не является основанием для проведения внеплановой проверки? Нет. Такой вывод можно сделать из анализа норм бюджетного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг». Таким образом, в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители», а, следовательно, их обращение о нарушении права является основанием для проведения внеплановой проверки. Такой подход содержится и в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) от 31 октября 2011 г. № 05–3992.

?

Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок, который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 15.05.2015
  • Все консультации автора

Под ведомственным контролем понимается процесс контроля деятельности подведомственных организаций с целью выявления и устранения нарушений требований нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в сфере образования посредством проведения проверок, мониторинга, обследований (далее — проверки), осуществляемых в установленном порядке органами управления в пределах их компетенции.

Проверки школ в рамках ведомственного контроля осуществляются руководителями и специалистами муниципального органа управления образованием (МОУО).

Цель, задачи, предмет и направления ведомственного контроля муниципальных школ

Целью ведомственного контроля муниципальных школ является повышение эффективности их деятельности на основе выявления и устранения нарушений требований нормативно-правовых актов в области образования, а также обмена передового опыта.

Основными задачами ведомственного контроля являются:

— обеспечение школами соблюдения уставных целей и видов деятельности;

— выявление в деятельности школ отклонений по исполнению муниципального задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;

— оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности школ;

— оценка эффективности использования и распоряжения имуществом, переданным школам на праве оперативного управления;

— получение достоверной и объективной информации об условиях организации, содержании и результатах образовательной деятельности в школах;

— осуществление контроля за исполнением действующего законодательства Российской Федерации;

— формирование информационной базы об объеме, качестве, порядке оказания школами в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета;

— обеспечение школ публичности своей деятельности и доступности, в том числе информационной, оказываемых ими услуг;

— организация внутреннего контроля в школах;

— оказание методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.

Предметом ведомственного контроля является соблюдение обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней.

Контроль за деятельностью школ осуществляется по следующим направлениям:

1) осуществление школами предусмотренных уставом основных видов деятельности (исходя из основных видов деятельности, предусмотренных уставом):

— реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированных;

— реализация дополнительных образовательных программ, в том числе адаптированных;

— реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ;

— организация питания обучающихся;

— обеспечение гражданам, проживающим на территории муниципального образования, возможности выбора форм получения образования;

— обеспечение питанием обучающихся в случаях и в порядке, установленных нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней;

— организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации);

— осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи обучающимся;

— выполнение установленного порядка промежуточной и итоговой аттестаций и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;

— повышение квалификации педагогических работников;

— состояние спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в школах, дополнительного образования детей;

— организация отдыха и оздоровления детей;

— организация разнообразной массовой работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся в сфере отдыха и досуга, в том числе клубных, секционных и других занятий, экспедиций, соревнований, экскурсий;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности;

2) выполнение школами муниципального задания на оказание муниципальных услуг (предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в школах (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

3) организация предоставления дополнительного образования детей в школах (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) осуществление школами деятельности по оказанию платных образовательных услуг (соответствие услуг, которые оказываются потребителям за плату, услугам, предусмотренным нормативно-правовыми актами);

5) качество предоставляемых школами образовательных услуг;

6) оплата труда педагогических работников, охрана труда и техника безопасности, другие вопросы трудовых отношений;

7) материально-техническое оснащение и финансовое обеспечение школ;

8) организация внутреннего контроля в школах;

9) готовность школ к новому учебному году;

10) соответствие локальных правовых актов требованиям законодательства и нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней;

11) соответствие деятельности школ локальным правовым актам;

12) результаты управленческой деятельности в школах, в том числе порядок принятия решений органами управления школами;

13) установление фактического наличия и состояния муниципального имущества, находящегося у школ на праве оперативного управления, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. Контроль за деятельностью школ в части использования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, осуществляется МОУО совместно с управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования;

14) выполнение муниципальных заданий бюджетными школами, качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

15) организация работы с жалобами и обращениями граждан;

16) соблюдение иных требований, установленных уставом и локальными актами школы.

Формы ведомственного контроля и контрольные мероприятия

Ведомственный контроль осуществляется в форме проверок, мониторинга и обследования.

В срок не позднее 30 декабря года, предшествующего году проверок, управлением образования муниципального образования утверждается план проверок подведомственных организаций (приложение 1).

В зависимости от формы контроля могут проводиться выездные или документарные (камеральные) проверки.

В зависимости от основания проведения контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.

Выездные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения школы. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в школе. Документарные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения органа ведомственного контроля за деятельностью школ в лице МОУО. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в отчетах о деятельности школ и документах, предоставленных школами.

Плановые проверки — проверки, проводимые не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, размещенным на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования.

Внеплановые (оперативные) проверки — проверки, проводимые при поступлении в администрацию муниципального образования и (или) в управление образования мотивированных обращений физических или юридических лиц о ненадлежащем качестве оказываемых школами услуг (выполняемых работ); при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, работников школ; при обнаружении в представленных школами документах нарушений, связанных с предметом контроля.

Внеплановые проверки проводятся в целях установления и проверки фактов нарушений, связанных с предметом контроля, способствующих возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся и работников школ, нарушений их прав, указанных в обращениях граждан и организаций, в документах, предоставленных школами, в целях принятия эффективных мер реагирования.

Мониторинг системы образования (далее — мониторинг) — систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Мониторинг проводится путем сбора, обработки и анализа информации о деятельности системы образования муниципального образования, в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями, в порядке и пределах, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа органа ведомственного контроля.

Комплексная оценка деятельности школ — проверка деятельности школы по нескольким направлениям деятельности.

Тематическая оценка деятельности школ — проверка деятельности школы по определенному направлению деятельности.

В ходе проверки деятельности школ проводятся следующие контрольные мероприятия:

— анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность школы по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

— анализ наличия и достоверности информации, размещенной школой на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

— анкетирование;

— собеседование;

— тестирование;

— опрос;

— наблюдение образовательной деятельности;

— иные способы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок).

Порядок проведения проверок деятельности школ

Инициаторами проведения проверок деятельности школ являются:

— администрация муниципального образования;

— управление образования муниципального образования в отношении подведомственных им организаций;

— структурные подразделения администрации муниципального образования, регулирующие имущественные, финансовые вопросы, возникающие в процессе осуществления школами своей деятельности.

Решение об отмене или переносе срока плановой проверки принимается администрацией муниципального образования.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Проверка проводится в сроки, указанные в распоряжении администрации муниципального образования о проведении проверки.

Продолжительность проверок составляет:

— не более двух рабочих дней для внеплановых проверок;

— не более пяти рабочих дней для тематических проверок;

— не более десяти рабочих дней для документарных проверок;

— не более двадцати рабочих дней для комплексных проверок.

О проведении плановой проверки директор школы уведомляется управлением образования не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения контрольных мероприятий путем доведения соответствующего распоряжения. О проведении внеплановой проверки школа может не уведомляться.

Проверка деятельности школы осуществляется должностным лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) на проведение проверки.

Должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки, определяется распоряжением администрации муниципального образования.

К проведению мероприятий по ведомственному контролю могут привлекаться эксперты и экспертные организации.

Регламент работы должностного лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, устанавливается распоряжением администрации муниципального образования.

В распоряжении о проверке школы указываются:

— регламент ведомственного контроля;

— вид проводимой проверки (плановая, внеплановая);

— полное наименование школы, в отношении которой проводится проверка, место ее нахождения;

— должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки;

— основания проведения проверки;

— цель проведения проверки;

— предмет проверки;

— срок проведения проверки, даты начала и окончания проверки;

— период времени, относительно которого осуществляется проверка;

— мероприятия по ведомственному контролю;

— перечень документов, представление которых школой необходимо для достижения цели проведения проверки.

При осуществлении ведомственного контроля за деятельностью школы должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки:

— запрашивает у школы распорядительные документы, информацию о финансово-хозяйственной деятельности, финансовые, бухгалтерские и иные документы, материалы по вопросам, подлежащим проверке, иные документы;

— запрашивает информацию о деятельности школы у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у иных организаций в порядке, установленном действующим законодательством;

— составляет акт о результатах проверки;

— в случае выявления нарушений действующего законодательства или совершения школой действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами, устанавливают срок для устранения выявленных нарушений;

— посещает территорию и помещения школы;

— получает письменные объяснения должностных лиц школы в ходе проводимых контрольных мероприятий.

Должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки (далее — должностные лица), эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения контрольных мероприятий, предусмотренных настоящим Положением, имеют право посещать школы при предъявлении копии распоряжения администрации муниципального образования о проведении проверки подведомственных школ.

При проведении мероприятий по ведомственному контролю должностные лица не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции МОУО;

— требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

— распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— превышать установленные сроки проведения проверки.

Доступ должностных лиц на территорию школы для выполнения своих функций и возможности изучения вопросов, указанных в планах проверок образовательных организаций, обеспечивается руководителями проверяемых школ.

Факты воспрепятствования руководителем проверяемой организации доступу должностных лиц в школу либо на объекты, являющиеся предметом проверки, а также факты отказа от дачи необходимых объяснений подлежат отражению в акте проверки. Установление указанных фактов может являться основанием для применения к директору школы мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Оформление результатов проведения контрольных мероприятий

Результаты проверки в течение трех рабочих дней с момента окончания проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций (в случае если таковые принимали участие в проверке). Документация контрольной проверки подлежит хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах. В нем указываются:

— наименование органа ведомственного контроля;

— дата, время и место составления акта проверки;

— вид проверки (плановая либо внеплановая, документарная либо выездная);

— регламент ведомственного контроля;

— дата и номер приказа органа ведомственного контроля;

— фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;

— наименование проверяемой школы, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им должностного лица, присутствовавшего при проведении проверки;

— дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

— сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях законодательства со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты;

— сведения о лицах, допустивших нарушения законодательства, если установление таковых лиц возможно на основании локальных нормативных актов;

— сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного им должностного лица присутствовавшего при проведении проверки;

— подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки подписывается руководителем (уполномоченным им лицом) проверяемой школы.

Один экземпляр акта проверки в течение пяти рабочих дней с момента окончания проверки направляется в адрес проверяемой школы или вручается уполномоченному должностному лицу школы под роспись. В случае его отказа от подписания в акте проверки делается соответствующая запись.

В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, школа в течение пяти рабочих дней с даты получения акта проверки представляет в администрацию муниципального образования письменные возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений и документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

Управление образования ведет журнал учета проводимых проверок. Журнал учета проводимых проверок заполняется в соответствии с формой (приложение 2).

Действия по результатом контроля за деятельностью подведомственных школ

По итогам проверки руководитель МОУО принимает решение:

— об обсуждении итогов контроля на совещании с участием руководителей школ;

— о направлении письма или иных материалов контроля в соответствующие органы, уполномоченные принимать решения по представленным в них вопросам;

— о повторном контроле с привлечением соответствующих специалистов;

— о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений в учредительные документы проверенной школы;

— о направлении ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности директора школы;

— иные решения в пределах своей компетенции.

При принятии решения учитываются выводы, сделанные должностными лицами по результатам проведения проверки.

Результаты контроля за деятельностью школы учитываются МОУО при решении вопросов:

— о соответствии (несоответствии) результатов деятельности школы установленным показателям деятельности, отсутствии (наличии) выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений;

— о возможности (невозможности) дальнейшей деятельности школы с учетом оценки степени выполнения установленных показателей деятельности;

— о сохранении (увеличении, уменьшении) показателей муниципального задания и объемов бюджетных ассигнований;

— о направлении предложений администрации муниципального образования о реорганизации, ликвидации школы, изменении его типа, направлении предложений о необходимости принудительного изъятия имущества при наличии оснований, установленных действующим законодательством, а также выполнения мероприятий по обеспечению сохранности имущества.

Результатом исполнения контроля являются:

— обеспечение устранения нарушений законодательства;

— создание условий для недопущения указанных нарушений, способствующих повышению эффективности деятельности школы.

В случае выявления в ходе проверки нарушений норм действующего законодательства начальник МОУО незамедлительно уведомляет служебной запиской главу администрации муниципального образования.

Контроль выполнения рекомендаций и предложений по результатам проверок

Директор школы обязан устранить нарушения законодательства, выявленные при проведении проверки, в срок, указанный в акте проверки. В случае невозможности по независящим от директора школы причинам устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в срок, указанный в акте проверки, он обращается в администрацию муниципального образования с письменным ходатайством о продлении срока устранения нарушений законодательства.

Администрация муниципального образования вправе продлить указанный срок путем издания распоряжения, но не более чем на двадцать рабочих дней. По истечении срока устранения выявленных нарушений законодательства, установленного актом проверки с учетом срока, установленного распоряжением о продлении срока устранения нарушений (в случае продления указанного срока), директор школы обязан представить в управление образования отчет об их устранении с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.

В случае, если нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены в срок, установленный в акте проверки (с учетом в случае необходимости продления срока), управление образования в течение десяти рабочих дней направляет акт проверки в орган, уполномоченный на проведение государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.

По результатам анализа отчета школы должностные лица в течение трех рабочих дней готовят служебную записку руководителю МОУО о результатах выполнения рекомендаций, предложений должностных лиц проверенной школы, с предложением о снятии с контроля данного вопроса или другим предложением согласно результатам.

Руководитель МОУО по результатам контроля принимает решение:

— о снятии с контроля проверенной школы;

— иные решения в пределах своих полномочий.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принятых в ходе проведения ведомственного контроля

Действия (бездействие), решения должностных лиц, принятые в ходе контроля, могут быть обжалованы директором школы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Директор школы имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе проведения ведомственного контроля. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принятых в ходе проведения ведомственного контроля, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является обязательным.

Директор школы вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц, принятые в ходе проведения ведомственного контроля (далее — жалоба), в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования директором школы решений и действий (бездействия) должностного (должностных) лица (лиц) в рамках проведения ведомственного контроля является:

— нарушение срока проведения ведомственного контроля;

— требование у директора школы документов, не предусмотренных действующим законодательством при проведении ведомственного контроля;

— отказ в приеме документов у директора школы, предоставление которых предусмотрено действующим законодательством для проведения ведомственного контроля;

— затребование с директора школы при проведении ведомственного контроля платы;

— отказ должностного (должностных) лица (лиц) в исправлении допущенных опечаток и ошибок либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Директор школы имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии), связанных с проведением ведомственного контроля.

Жалоба (претензия) на решение, принятое должностными лицами, а также в случае несогласия с ранее принятым решением на жалобу (претензию) подается в управление образования.

По результатам рассмотрения жалобы (претензии) управление образования принимает одно из следующих решений:

— удовлетворить жалобу (претензию), в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных в ходе проведения ведомственного контроля опечаток и ошибок в выданных в результате проведения ведомственного контроля документах, а также в иных формах;

— отказать в удовлетворении жалобы (претензии).

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, директору школы в письменной форме и, по его желанию, в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (претензии).

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы (претензии) признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо МОУО, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), незамедлительно направляет имеющиеся материалы в правоохранительные органы.

Приложение 1

ПЛАН ПРОВЕРОК

N

Наименование школы, деятельность которой подлежит плановой проверке, место нахождения

Цель и основание проведения плановой проверки

Форма проверки (документарная или выездная)

Дата начала и сроки проведения плановой проверки

Приложение 2

ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРОВЕРОК

N

Наименование школы

Вид проверки

Сроки проведения мероприятий по контролю

Правовые основания для проведения проверки (План, распоряжение)

Дата составления и N акта проверки

Уполномоченное должностное лицо ведомственного контроля

Подпись уполномоченного должностного лица (лиц) органа ведомственного контроля

в соответствии с Планом

фактически

дата начала

дата окончания

дата начала

дата окончания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *