Прокурорский работник

Содержание

Специфика данной службы определяет необходимость для прокурорских работников соблюдать ограничения, установленные для гос-венных служащих

Общие условия прохождения службы

в органах и учреждениях прокуратуры РФ

Служба в органах и учреждениях прокуратуры РФ – это вид государственной службы.

Прокурорские работники являются государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной гос-венной службы.

Правовое положение и условия прохождения службы закрепляются в

ФЗ «О прокуратуре» и п.2 ст.4 ФЗ «Об основах гос. службы в РФ».

Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются также законодательством о труде и законодательством о гос. службе с учётом особенностей, предусмотренных законодательством о прокуратуре.

Содержание службы определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы. Эти особенности ориентированы на оптимальное выполнение прокурорскими работниками задач и функций прокуратуры.

(ст.11 ФЗ «Об основах гос. службы в РФ»):

1) прокурорские работники не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой

2) не могут быть депутатами законодательных, представительных органов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления

3) не могут заниматься предпринимательской деятельностью (лично или через уполномоченных лиц)

4) не могут быть членами органов управления коммерческих организаций

5) не могут быть поверенными или представителями третьих лиц в гос. органе, в котором прокурорский работник непосредственно состоит на гос. службе или который подконтролен или подчинён ему

6) не могут использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, а также другое гос-венное имущество или служебный автотранспорт

7) не вправе получать гонорары за свои выступления и публикации в качестве гос. служащих

8) не могут получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением служебных обязанностей.

Иные ограничения для прокурорских работников предусмотрены в ФЗ «О прокуратуре»: в частности в ст.4 содержится запрет на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели.

Для отдельных категорий прокурорских работников (для следователей), учитывая актуальность выполняемой ими работы, по представлению генерального прокурора предоставляется льгота – отсрочка от службы в армии (Указ Президента от 15 октября 1999 года № 1367 на основании п.»д» ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Отсрочка предоставляется на всё время работы лицом в данной должности.

Право на получение отсрочки от службы в армии имеют лица, которые поступают на службу в органы прокуратуры сразу после окончания учреждений высшего профессионального образования на должность следователя на полный рабочий день.

Условия и порядок приёма на службу в органы и учреждения прокуратуры РФ установлены в ФЗ «О прокуратуре»:

ü необходимо наличие гражданства РФ

ü характер и уровень образования

Необходимо иметь высшее юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих гос-венную аккредитацию. Наличие такого образования должен подтверждать диплом.

В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в данных образовательных учреждениях на курсах выше третьего.

ü наличие определённых моральных и деловых качеств

Предъявляются следующие требования к моральным и деловым качествам кандидатов:

— добросовестность

— дисциплинированность

— принципиальность

— внимательное отношение к гражданам

— вежливость

— трудолюбие

— скромность

— требовательность к себе и самокритичность

— исполнительность

— аккуратность

Необходимые психологические качества:

— высокая работоспособность

— энергичность

— инициативность

— настойчивость

— целеустремлённость

— уравновешенность

— умение устанавливать психологический контакт

— творческий подход к делу.

ü Необходимо иметь определённое состояние здоровья

Для этого проводится предварительное медицинское освидетельствование (обследование) кандидатов.

ü Другие требования: требования по стажу, возрасту, иные (отсутствие родственных

отношений у кандидата в том органе или учреждении, в котором он желает работать).

прокуроры городов и районов прокуроры субъектов федерации
минимальный возраст 25 лет 30 лет
минимальный стаж работы 3 года 5 лет

Предполагается ознакомление с документами кандидатов на должности прокурорских работников (паспорт, диплом, медицинская справка, автобиография), прохождение процедуры тестирования и собеседования.

В случае если кандидат отвечает всем требованиям, с ним заключается трудовой договор. При приёме лица на работу ему может быть установлен испытательный срок длительностью не боле 6 месяцев.

Если кандидат не выдержал испытания, трудовой договор с ним расторгается.

В прокуратурах субъектов РФ создаётся резерв кадров на должность следователя. Резерв создаётся из числа лиц, выразивших желание работать в органах прокуратуры и представивших необходимые документы. Когда в органах и учреждениях прокуратуры появляются вакантные должности, на работу принимаются лица из этого резерва.

Аттестация прокурорских работников

Аттестация прокурорских работников – это процедура, которая позволяет определить соответствие работника занимаемой им должности.

Процедура проведения аттестации – это стандартное мероприятие.

Аттестация прокурорских работников проводится не реже 1 раза в 5 лет – это очередная аттестация. Вновь поступившие работники подлежат первичной аттестации.

Может проводиться досрочная аттестация:

1) когда на этом настаивает сам работник

2) при выдвижении работника на вышестоящую должность

3) при совершении работником порочащих проступков или наличии существенных упущений в работе.

Аттестация проводится на основе «Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ», утверждённого Приказом генерального прокурора № 74 от 30 октября 1998 года.

Аттестации подлежат работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (в органах военной прокуратуры – воинских званий).

Для проведения первичной аттестации вновь принятых работников установлены определённые сроки:

ü для лиц, занимающих должности прокуроров, следователей, научных и педагогических

работников – необходим стаж работы в должности не менее 6 месяцев

ü для специалистов, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное

образование – не менее 1 года

ü для специалистов со средним образованием – не менее 3-х лет.

До истечения 6-и месяцев может быть проведена первичная аттестация тех лиц, которые пришли на работу в прокуратуру, уже имея стаж работы по юридической специальности (в других ведомствах). Ведомства перечислены в «Положении об аттестации…» — это нотариат, адвокатура, правовая служба предприятия и т.д.

Единственное условие в данном случае – перерыв между службой в организациях (и проч. ведомствах) и поступлением в прокуратуру не должен превышать 2-х месяцев.

Аттестации предшествует подготовка руководителем соответствующего представления на работника, в котором обобщаются сведения о работнике и даётся характеристика отношения аттестуемого к работе, его профессиональных, деловых и моральных качеств.

Материалы для аттестации должны представляться через кадровую службу не менее чем за 2 недели до начала аттестации.

В представлении руководителем делается вывод о том, каким должно быть, по его мнению, решение аттестационной комиссии.

Возможны 3 варианта решения аттестационной комиссии:

1) лицо признаётся соответствующим занимаемой должности

2) лицо признаётся несоответствующим занимаемой должности

3) признаётся неполное служебное соответствие лица занимаемой им должности.

В случае вывода о неполном служебном соответствии работнику даётся определённый срок для устранения недостатков в работе. После истечения этого срока процедура аттестации повторяется.

Могут быть также даны дополнительные рекомендации:

ü рекомендация об увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения

на службе в органах и учреждениях прокуратуры

ü о зачислении в резерв для назначения на вышестоящие должности

ü о присвоении первоначального классного чина

ü о присвоении классного чина досрочно

По определённым должностям существует Каталог ограничений по присвоению классных чинов.

ü о поощрении

ü о распространении положительного опыта.

Для проведения аттестации в органах прокуратуры создаются аттестационные комиссии– это постоянно действующие органы.

В их состав входят председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии, лица из числа руководителей прокурорских органов, их заместители, руководители отделов и др.

Аттестационные комиссии создаются:

ש в прокуратурах субъектов РФ

ש в генеральной прокуратуре

ש в качестве исключения могут создаваться в прокуратурах крупных городов.

В генеральной прокуратуре действуют 3 аттестационные комиссии:

1) Высшая аттестационная комиссия

2) Аттестационная комиссия главной районной прокуратуры

3) Аттестационная комиссия.

На заседании аттестационной комиссии рассматривается представление на работника, заслушивается сам работник (если он присутствует), работнику могут быть заданы вопросы.

Личное присутствие работника обязательно в следующих случаях:

1) если работник обжалует результаты аттестации

2) если в отношении работника сделан вывод о неполном служебном соответствии или о несоответствии работника занимаемой им должности.

Результаты заседания аттестационной комиссии предоставляются руководителю в течение 7 дней.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано:

1) руководителю прокурорского органа

2) вышестоящему прокурору

3) в суд.

2. Присвоение классных чинов и воинских званий

работникам органов и учреждений прокуратуры

Классный чин – это специальный разряд прокурорского работника, который присваивается с учётом занимаемой должности, стажа работы (выслуги), знаний и опыта, а также достижений в работе.

Классные чины присваиваются на основании «Положения о классных чинах прокурорских работников РФ», утверждённого Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659.

В соответствии с классными чинами осуществляется обеспечение прокурорских работников форменным обмундированием (обмундирование имеет знаки различия – Постановлением Правительства утвержден описание одежды, знаки различия и проч.).

Классные чины присваиваются прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам, специалистам.

Существуют следующие классные чины:

ü младший юрист

ü юрист 3-го класса

ü юрист 2-го класса

ü юрист 1-го класса

ü младший советник юстиции

ü советник юстиции

ü старший советник юстиции

ü государственный советник юстиции 3-го класса

ü государственный советник юстиции 2-го класса

ü государственный советник юстиции 1-го класса

ü действительный государственный советник юстиции (присваивается генеральному

прокурору Президентом).

Первый классный чин и классные чины начиная со старшего советника юстиции и выше – присваиваются генеральному прокурору. О присвоении классного чина издаётся Приказ.

Остальные чины присваиваются прокурорам субъектов РФ.

Порядок присвоения определяется Приказом генерального прокурора «О классных чинах работников прокуратуры, знаках различия и форменном обмундировании прокуроров, следователей, научных и педагогических сотрудников, имеющих классные чины» от 25 декабря 1997 года № 6-11.

Классные чины присваиваются последовательно с учётом срока пребывания в классном чине.

Возможно досрочное присвоение чина – не более чем на один выше полагающегося по должности (за особые заслуги).

В классных чинах прокуроры состоят пожизненно. Лишение классного чина возможно только по решению суда.

В качестве меры взыскания возможно понижение классного чина.

Для получения определённого чина необходим стаж работы и образование.

Досрочно могут присваиваться классные чины бывшим работникам военной прокуратуры, если они поступают на службу в территориальную прокуратуру.

Установлены сроки пребывания в классных чинах:

ü младший юрист – 1 год до получения высшего образования

ü юрист 3-го класса – 2 года

ü юрист 2-го класса – 2 года

ü юрист 1-го класса – 3 года

ü младший советник юстиции – 3 года

ü советник юстиции – 4 года

ü старший советник юстиции

ü государственный советник юстиции 3-го класса сроки

ü государственный советник юстиции 2-го класса не ограничиваются

ü государственный советник юстиции 1-го класса

ü действительный государственный советник юстиции

Представление для присвоения чина должно исходить от руководителя. Нарушения сроков представления к присвоению определённых классных чинов признаётся неисполнением должностных обязанностей.

При получении классного чина работник получает обмундирование. Ношение форменной одежды обязательно во всех случаях официального представительства (при участии в рассмотрении дел судами).

Работникам прокуратуры выдаются служебные удостоверения, которые позволяют им пользоваться льготами:

— проезд на городском, пригородном и местном (кроме такси) транспорте

— при бронировании мест в гостинице (для командировок работников) и т.д.

Сейчас льгот стало меньше.

Существует резерв кадров на выдвижение на вышестоящие должности. Резерв формируется из числа наиболее инициативных работников. Для включения в этот резерв необходимо согласие самого работника.

3. Обеспечение социально-материальных условий службы и правовой защиты прокурорских работников

Характер деятельности следователей и прокуроров, условия их службы зачастую связаны с опасностью для их жизни и здоровья => требуются дополнительные меры и гарантии защиты.

Прокуроры и следователи являются представителями государственной власти и находятся под особой защитой.

Меры защиты должны приниматься не только в отношении самих прокурорских работников, но и в отношении их близких родственников, близких и иных лиц, на жизнь и здоровье которых может совершаться посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности прокурорских работников. Меры защиты также должны приниматься и в отношении имущества прокурорских работников.

Порядок и условия осуществления государственной защиты определяются

ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Для защиты прокуроров и следователей могут приниматься следующие меры:

1) личная охрана

2) охрана жилища и имущества

3) выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты

4) временное помещение в безопасное место

5) изменение места службы

6) замена документов

7) изменение внешности и т.д.

При необходимости могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия.

В генеральной прокуратуре создана Служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников. В некоторых прокуратурах субъектов РФ создаются аналогичные подразделения.

Прокуроры и следователи подлежат обязательному личному страхованию за счёт средств федерального бюджета на сумму 180-кратную размеру их месячного содержания. Эта сумма в случае их гибели в период работы или после увольнения (но в результате причинения им вреда здоровью) выплачивается их наследникам.

Прокурорские работники обеспечиваются денежным содержанием.

В состав денежного содержания входят:
1 должностной оклад
2 доплаты за классный чин размер доплаты зависит от чина
3 доплаты за выслугу лет
4 надбавка за особые условия службы 50 % к окладу
5 доплата за сложность, напряжённость, особые достижения в труде Начисляется по решению руководителя. Составляет 20 – 25% к окладу. За совершение проступка работник её лишается.
6 процентные надбавки за учёную степень (кандидат или доктор наук) 5 – 10% к окладу
7 надбавка за почётное звание «заслуженный юрист РФ»
8 Денежное поощрение (премия) по итогам работы за квартал и за год

Порядок установления и выплаты вознаграждения устанавливается ведомственными актами генерального прокурора.

Прокурорские работники имеют право на бесплатный проезд на общественном городском, пригородном транспорте и транспорте местного сообщения (за исключением такси).

Прокурорские работники имеют право бесплатного проезда к месту отдыха и обратно 1 раз в год. Время проезда к месту отдыха не включается в срок отпуска.

При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостинице.

Имеют право на приобретение проездных документов.

4. Поощрения и дисциплинарная и иная ответственность

прокурорских работников

Кадровые работники прокуратуры (их обязанности и права)

Работники прокуратуры осуществляют надзор за выполнением законов Российской Федерации. Давайте рассмотрим, какие требования работники прокуратуры вправе предъявлять к гражданам Российской Федерации. Также рассмотрим их обязанности.

Функции сотрудников правоохранительного органа

  • исполнение законов страны;
  • надзор или контроль над работой государственных структур;
  • составление актов реагирования на ошибки предприятий;
  • рассмотрение писем, заявлений от граждан или предприятий о нарушениях работы;
  • контроль за выполнением законов, ведение следствия;
  • действия на стороне обвинителя или государства.

Правовой статус работников прокуратуры

Сотрудник такой организации обязательно должен быть гражданином страны, на которую работает. При этом иметь полное высшее образование, для некоторых профессий необходим опыт и стаж работы. У сотрудника обязательно должна быть соответствующая физическая подготовка. При вступлении в должность служащий проходит испытательный срок (до 6 месяцев). Если обязанности на занимаемой должности заключаются в дополнительной помощи служащему правоохранительных органов, то на такое место работы могут претендовать студенты, проходящие обучение на юридическом факультете.

Будущему прокурору обязательно должно быть больше 25 лет, стаж работы в такой организации должен быть не менее 3 лет. Сотрудники являются лицами, которые защищают государство. Сами они также попадают под его защиту. Работники прокуратуры в своей деятельности обязаны выполнять приказы прокурора. Они должны правильно организовать сбор статистических данных и справок. Документы и их копии должны обязательно предоставляться по требованию прокурора. Обязанностью прокурора является посещать местные совещания глав города, а также принимать непосредственное участие в жизни города либо района.

Особенности сотрудничества

При вступлении в должность будущему сотруднику обязательно шьется профессиональная форма или обмундирование. Готовая форма не продается, поэтому купить ее не получится. У сотрудника прокуратуры должен быть комплект синей формы. Она считается рабочей. Парадная форма имеет белый цвет. В набор одежды входят брюки для мужчин и юбка для женщин, форменные рубашки белого и синего цветов с короткими и длинными рукавами, форменный галстук, фуражка, китель с погонами. В подтверждение занимаемой должности работнику выдается удостоверение Следственного комитета. Документ имеет вид маленькой раскладной книжки красного цвета. Данный документ очень важен для сотрудника органов, так как он содержит всю информацию о человеке. Удостоверения нельзя давать третьим лицам. Перед выходом на работу его всегда нужно брать с собой. Без данного удостоверения сотруднику прокуратуры имеют право отказать в предоставлении информации.

Сотрудникам прокуратуры присваиваются чины и звания. Должность присваивается пожизненно. Присвоить звание может только Генеральный прокурор своим приказом. Назначенное звание – это профессиональный служебный знак отличия, который присуждается с учетом выслуги лет, опыта, результата труда. При присуждении чина одним из условий является обязательный срок службы в органах не менее 3 лет. Если присуждаемое звание имеет высокий статус, тогда необходимо 10 лет службы.

Звания и льготы сотрудников

В нашей стране для прокуратур и юстицией действует ряд званий:

  • Действительный советник прокуратуры.
  • Государственный советник юстиции 1, 2, 3 класса.
  • Старший советник.
  • Советник прокуратуры.
  • Младший советник 1, 2, 3 класса.
  • Младший юрист.

Сотрудникам с правовым статусом работников прокуратуры присуждаются классные звания, они идут наряду с военной классификацией. Рассмотрим подробнее соответствие чина воинскому званию:

  1. Действительный советник равен генералу.
  2. Советник 1 класса равен генерал-полковнику.
  3. Советник 2 класса равен генерал-лейтенанту.
  4. Советник 3 класса равен генерал-майору.
  5. Старший советник равен полковнику.
  6. Советник юстиции равен подполковнику.
  7. Младший советник равен майору.
  8. Юрист 1 класса равен капитану.
  9. Юрист 2 класса равен старшему лейтенанту.
  10. Юрист 3 класса равен лейтенанту.
  11. Младший юрист равен младшему лейтенанту.

Служащим правоохранительных органов обязательно положены льготы.

  • Служащие имеют право на предоставление судебного иммунитета.
  • Работники прокуратуры постоянно находятся под защитой страны, это распространяется и на их родственников (Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).
  • Служащим разрешается ношение оружия и опасных средств.
  • Служащие застрахованы, имеют право проходить бесплатное лечение в медицинских учреждениях.
  • Работники имеют право на бесплатное пользование некоторыми видами транспорта.
  • Служащим положено бесплатное жилье.
  • Работникам прокуратуры положены ежегодные путевки (им самим, их детям и родственникам).

Сотрудники правоохранительных органов не имеют права вступать в политические партии.

Нельзя заниматься предпринимательской деятельностью и иметь дополнительные источники дохода.

Правила поведения

Сотрудники судов должны соблюдать определенные правила поведения.

Правила поведения работников аппарата суда регламентируются законодательством России, а именно Конституцией РФ.

Правила общего характера:

  • При работе с коллегами и посетителями необходимо сохранять спокойствие, не повышать голос, избегать лишних жестов.
  • Сотрудник не должен отвечать, если его оскорбляют или обвиняют, нельзя проявлять агрессию.
  • При общении с судьей необходимо проявлять такт и уважение, нельзя обсуждать коллег правоохранительных органов или распускать слухи о них.
  • Внешний вид сотрудника прокуратуры должен быть аккуратным. Необходимо носить нагрудную визитную карточку с указанием полного имени, звания и должности. Необходимо носить служебную форму или деловую одежду, удостоверение всегда должно быть при себе.
  • Каждый сотрудник суда отвечает за свое рабочее место и обязан держать его в чистоте и порядке, отвечать за сохранность инвентаря и техники. Из здания выносить ничего нельзя без соответствующего разрешения.
  • Работник суда на рабочем месте должен придерживаться правил техники безопасности, соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Служащему прокуратуры нельзя курить в общественных местах и находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Правила профессиональной этики:

  • Сотрудник своей деятельностью не должен влиять на судебный процесс.
  • При ведении дела работнику не разрешается дискриминировать подследственного на основании национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.д.
  • Личная критика или чье-то мнение не должно влиять на сторону обвинения.
  • Необходимо учитывать мнения всех людей, обратившихся в суд.
  • Сотрудник должен строго соблюдать правила неразглашения секретной информации.
  • Служащий суда должен корректно контролировать передачу данных на публичных выступлениях и при предоставлении информации для прессы.
  • Сотрудник не должен использовать свое положения для получения выгоды.

Должности в прокуратуре — права и обязанности сотрудников надзорного органа

Должности в прокуратуре, права и обязанности сотрудников надзорного органа
Все сотрудники прокуратуры, которая является надзорным государственным органом, относятся к категории федеральных государственных служащих. Данное положение вводится законом «О Прокуратуре» за номером 2201, принятом в 1992 году. Прокурорские работники, будучи частью государственных служащих, подчиняются служебному праву, которое регламентирует их служебные обязанности в рамках предоставленных им прав и полномочий.

Какие есть звания в прокуратуре РФ

Прокуратура имеет вертикаль власти, а ее сотрудники получают классные чины, что закреплено в 41 статье ФЗ№ 2202-1. Каждый чин является персональным званием прокурорского работника и аналогичен служебному разряду. Правила получения очередного классного чина закреплены «Положением о классных чинах работников прокуратуры», который был утвержден специальным президентским указом №659 в 1997 году.

Классные чины в прокуратуре присваиваются согласно должности, которую занимает сотрудник и стажу его работы. Начальный классный чин соответствует званию младшего юриста. Самым высоким чином прокурорского работника является звание действительного государственного советника юстиции. Также предусмотрены звания юристов различного класса и советников юстиции, подразделяющихся на младших, обычных и старших. Высшим званием является чин государственного советника юстиции 1 класса, позволяющий занимать руководящие должности в прокурорском ведомстве.

Сотрудники прокуратуры обязаны носить форму и специальные знаки различия согласно своему классному чину. Это закреплено Постановлением Правительства РФ за номером 352 от 25.03.1996 года.

Должности в прокуратуре

Должностная иерархия в прокуратуре регулируется 54 статей ФЗ №2202-1. Закон вводит специальные термины для обозначения должностей внутри этого федерального надзорного органа: прокуроры и прокурорские работники. Руководителей разного уровня и сотрудников, которые выполняют функции руководителей отделов и помощников прокуроров называют «прокурорами». Сотрудники управлений и отделов называются прокурорскими работниками. Первый пункт 54 статьи указанного закона специально отмечает, что выполнять профессиональные полномочия по надзору за соблюдением законности могут только сотрудники в должности прокурора или их заместители.

Кто считается прокурорским работником

Прокурорскими работниками считаются:

  1. прокуроры;
  2. следователи;
  3. сотрудники научно-исследовательских и образовательных заведений, работающих в прокурорской системе;
  4. специалисты, имеющие классный чин, который аналогичен воинскому званию.

Третий пункт 4 статьи специально выделяет ряд категорий следователей и прокуроров, для которых предусмотрены особые права, обязанности и ограничения. В статьях 41 и 42 3 пункта и в статьях 44 и 45 второго пункта указаны специальные права этих сотрудников на социальную и правовую защиту.

Права и обязанности сотрудника прокуратуры

Федеральный закон №79 регламентирует права и обязанности сотрудников прокурорского ведомства, разделяя их на:

  1. общие;
  2. функциональные;
  3. должностные.

Этот закон регламентирует права и обязанности, которые должны выполнять все государственные служащие. 14 статья закрепляет за сотрудниками прокуратуры права на:

  1. получение соответственных условий для выполнения должностных обязанностей;
  2. знакомство с документами, разъясняющими их должностные обязанности, критерии оценки эффективности работы, результативность профессиональной деятельности и условия повышения по службе;
  3. регламентированный доступ к нужным документам, информации и материалам, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей;
  4. предложения по улучшению работы надзорного органа и иных государственных структур;
  5. — получение регламентированного доступа в органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и другие общественные объединения в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей;
  6. служебный рост в соответствии с правилами конкурсной основы, для чего организуются стажировки и курсы повышения квалификации;
  7. получение соответственного званию материального обеспечения, отпуска, пенсии, размер которой определяется стажем службы;
  8. защиту своей служебной деятельности, которое позволяет сотруднику знакомиться со всей информацией, вносимой в его личное дело, а также право на опротестование этой информации, в том числе и в судебном порядке.

В 15 статье закона №79 обозначены 12 должностных обязанностей всех государственных служащих, которые делятся на:

  1. те, которые связаны с непосредственным исполнением профессиональной деятельности и полученными полномочиями согласно Конституции РФ и иным законодательных актов;
  2. те, которые обеспечивают эффективное исполнение функций на занимаемой сотрудником прокуратуры должности.

Что должны делать сотрудники прокуратуры

В рамках должностных обязанностей прокурорские работники и прокуроры должны:

  1. следить за поддержанием своей профессиональной квалификации,
  2. соблюдать внутреннюю дисциплину,
  3. сохранять государственную тайну,
  4. беречь государственное имущество,
  5. выполнять наложенные на них законом ограничения и запреты,
  6. информировать руководство о наличии личной заинтересованности при выполнении должностных обязанностей.

Функциональные обязанности и права

Функциональные обязанности определяются надзорной функцией прокуратуры и указаны в первой статье федеральным законом № 2202-1. Они обязывают сотрудника следить за соблюдением Конституции и другие российских законов руководителями различных уровней власти, работающих в разных ведомствах и отраслях.

Прокуроры обязаны проводить проверки по поступающим в ведомство заявлениям граждан, а также контролировать деятельность подчиненных им ведомств.

Рассматривать заявления граждан, вызывать руководителей для допроса по поводу нарушения законов, разъяснять гражданам их права и обязанности, проводить проверки по поступившим заявлениям.

Должностные функциональные обязанности сотрудников этого ведомства также определяются различными кодексами: УПК, ГПК, АПК и другими нормативными актами, связанными с профильными прокурорскими ведомствами, надзирающими за военными, транспортной системой, ФСИН.

Любое прокурорское ведомство выполняет надзорные функции по соблюдению законности в рамках своей специализации. Этим определяется разнообразие должностных прав и обязанностей их сотрудников. Все должностные права и обязанности связаны с осуществлением надзорной деятельности и регламентируются специальной должностной инструкцией и закреплены в должностном регламенте, который определяет 47 статья ФЗ №79. Закон позволяет менять старые должностные регламенты на новые по мере наступления их несоответствия текущим законодательным стандартам.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

По Закону 79-ФЗ, к какой группе и категории относится помощник прокурора района, и требование к образованию какое?

Цитата: Квалификационные требования к должности помощника прокурора

В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

имеет гражданство иностранного государства,

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным,

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока,

имело или имеет судимость,

имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника,

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурорские работники, а также граждане, состоящие в резерве кандидатов для поступления на службу в органы прокуратуры на должности помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров должны соответствовать предъявляемым законом требованиям.

С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда, прокурорским работникам необходимы такие качества как высокая работоспособность, энергичность, воля, интеллект, инициативность, настойчивость в достижении целей при осуществлении служебных функций, целеустремленность, уравновешенность, общительность, умение устанавливать психологический контакт, способность мыслить творчески.

В целях формирования квалифицированного состава сотрудников прокуратуры приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2011 № 378 утверждена Квалификационная характеристика должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора.

Для соответствия требованиям Квалификационной характеристики должности помощника прокурора необходимо уделять внимание развитию необходимых моральных и деловых качеств, совершенствованию полученных знаний, умений, приобретению практического опыта и навыков прокурорской деятельности.

Утверждена

Приказом

Генерального прокурора

Российской Федерации

от 2 ноября 2011 г. N 378

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТИ

(КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТИ) ПОМОЩНИКА

ПРОКУРОРА ГОРОДА, РАЙОНА И ПРИРАВНЕННОГО К НИМ ПРОКУРОРА

1. Общие требования к кандидату на должность помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и прокурорскому работнику, замещающему эту должность:

соответствие требованиям, установленным ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (для помощников военных прокуроров — в том числе соответствие требованиям, установленным ст. 48 данного Федерального закона);

соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

2. Перечень необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора моральных качеств и психологических свойств личности.

2.1. Уровень социальной адаптации личности:

социальная и служебная ответственность;

высокий уровень правосознания, воспитания и культуры;

честность, принципиальность;

чуткость, скромность и нравственная чистота.

2.2. Интеллектуальный уровень:

развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, понимание сущности и государственной значимости прокурорской деятельности;

аналитические способности, умение оперативно воспринимать новые профессиональные знания, умения, навыки и адаптировать их к целям и задачам прокурорской деятельности.

2.3. Психологическая (эмоциональная) устойчивость личности:

высокая работоспособность;

устойчивость к стрессу и психофизическим перегрузкам;

сила воли, уравновешенность.

2.4. Коммуникативные качества личности:

умение вести деловую беседу;

свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;

ответственность и исполнительность, способность устанавливать и поддерживать служебные отношения в коллективе, с работниками вышестоящих прокуратур;

способность правильно осуществлять взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, органов государственного и муниципального контроля, других органов власти;

тактичное и уважительное отношение к гражданам, представителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций (помощников военных прокуроров — также к воинским должностным лицам) с сохранением независимости, требовательности и принципиальности.

3. Требования к профессиональным знаниям помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора.

Помощник прокурора города, района и приравненного к ним прокурора обязан знать:

Конституцию Российской Федерации;

основополагающие международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие права и свободы человека и гражданина (для помощников военного прокурора — международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы статуса российских войск за рубежом и оказания взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств), а также вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу деятельности помощника прокурора (для помощника военного прокурора — знание военного законодательства), а также нормативные правовые акты органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту дислокации прокуратуры;

постановления, определения, разъяснения, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, содержание которых связано с функциональной деятельностью помощника прокурора;

приказы, указания и иные организационно-распорядительные и информационные документы Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и других вышестоящих прокуроров, регламентирующие функциональную, а также предметную деятельность помощника прокурора, в том числе определенную соответствующим прокурором при распределении обязанностей между работниками прокуратуры;

Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации;

основы организации труда и управления в органах прокуратуры;

порядок прохождения государственной службы в органах прокуратуры (для помощников военных прокуроров — в том числе военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах);

нормы делового общения;

порядок работы с ведомственными автоматизированными информационными комплексами;

правила пропускного, внутриобъектового и противопожарного режимов в здании прокуратуры, а также обращения со служебным удостоверением и обеспечения безопасности прокурорских работников, членов их семей;

правила ношения, хранения и применения служебного оружия;

правила ведения делопроизводства, основы систематизации законодательства, учета и статистической отчетности в органах прокуратуры;

основные статистические данные, отражающие состояние закрепленного за ним направления прокурорской деятельности;

порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

4. Требования к профессиональным умениям и навыкам помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора.

Помощник прокурора города, района, приравненного к ним прокурора обязан:

эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, принимать меры к своевременному и полному устранению выявленных нарушений закона;

знать и умело применять методы анализа и прогнозирования состояния законности и правопорядка на соответствующей территории или объекте;

владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности по закрепленному за ним направлению деятельности;

качественно составлять процессуальные и другие служебные (деловые) документы, акты прокурорского реагирования, а также формировать статистическую отчетность по закрепленному за ним направлению деятельности;

обладать навыками публичных выступлений, профессионального ведения полемики в судебном процессе;

владеть компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением, уметь пользоваться справочными информационными системами;

правильно вести делопроизводство, соблюдать порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

5. Виды прокурорской деятельности, организация и состояние которых влияют на вывод о соответствии помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора занимаемой должности.

5.1. Организация и осуществление прокурорской деятельности в пределах компетенции, определенной соответствующим прокурором, в том числе распределением обязанностей между работниками в прокуратуре города, района, приравненной к ним военной и иной специализированной прокуратуре:

надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов;

надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзора за исполнением законов судебными приставами;

надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия;

надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами (для помощников военных прокуроров).

5.2. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

5.3. Участие в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел судами.

5.4. Участие в соответствии с установленными законом полномочиями в:

осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

правотворческой деятельности;

осуществлении международного сотрудничества;

ведении государственного единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре;

осуществлении согласования с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

предупреждении преступности и иных правонарушений;

правовом просвещении населения.

5.5. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, осуществление приема граждан.

5.6. Повышение квалификации.

18. ПРАВОВОЙ СТАТУС РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, обязанностей, а также ответственность, установленных и обеспечиваемых государством. Приобретение правового статуса работников прокуратуры связано с моментом поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, связанной с профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.

Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Законом о прокуратуре, ФЗ «О системе государственной службы РФ» и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

В исключительных случаях на должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, а также следователей следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Каков процессуальный статус помощника прокурора?

Здравствуйте, Максим!
В данном случае процессуальный статус помощника прокурора определяется ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Гражданским процессуальным кодексом РФ:

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе

Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования обозначают:
прокурор (в пункте 3 статьи 1, статье 3, пунктах 3 и 4 статьи 4, пунктах 1 и 2 статьи 5, статьях 6, 7 и 10, пункте 1 статьи 22, статьях 25 и 27, пункте 1 статьи 30, статье 31, пункте 1 статьи 33, статье 34, пунктах 1 — 4 статьи 35, статье 37, пункте 3 статьи 40, пунктах 1 и 5 статьи 40.1, статье 40.4, пункте 3 статьи 40.5, пункте 5 статьи 41, статье 41.1, статье 41.4, статье 42, пункте 3 статьи 43, пункте 2 статьи 43.4, пунктах 2, 3, 5 и 7 статьи 44, статьях 44.1, 45, пункте 3 статьи 46, статье 47, пунктах 1, 2, 6, 10 — 12 статьи 48, статье 49 настоящего Федерального закона) — Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;

«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

ГПК РФ Статья 45. Участие в деле прокурора

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Таким образом, статус помощника прокурора, юриста 1-го класса Егорова приравнивается к статусу прокурора, как его дает ГПК РФ. Участвовать в судебном заседании он может.

ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Порсев Андрей Геннадьевич

студент, кафедра уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности, ЮИ ТГУ, г. Томск

Email: torrek@rambler.ru

Лонь Сергей Леонтьевич

научный руководитель, канд. юрид. наук, доценткафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельностиЮИ ТГУ, г. Томск

В связи с введением нового УПК РФ в правоприменительной практике возникла проблема установления правового статуса помощника прокурора, а в частности, его компетенции на стадии досудебного и судебного разбирательства.

Причиной дискуссии стала формулировка ч. 5 ст. 37 УПК, которая предусматривает, что полномочия прокурора как участника уголовного процесса осуществляются исключительно прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В результате в литературе сформировалось 3 позиции относительно возможности помощника прокурора участвовать самостоятельно в уголовном процессе:

1.Помощник прокурора относится к категории «приравненных прокуроров», в результате он имеет полное право участвовать в уголовном процессе ;

2.Помощник прокурора не вправе принимать участие в уголовно процессе ни на досудебной стадии, ни на стадии судебного разбирательства, потому как он прямо не предусмотрен ч. 5 ст. 37 УПК ;

3.Помощник прокурора не вправе участвовать в деле только на досудебной стадии, потому как на досудебной стадии его деятельность носит властный характер, а на судебной ― нет .

Автор второй позиции также указывает на формулировку абз. 1 ст. 5 УПК РФ: «ошибочность позиции сторонников наделения помощника прокурора полномочиями государственного обвинителя заключается в том, что они обосновывают свою позицию исключительно исходя из текста п. 31 ст. 5 УПК, игнорируя при этом специальную оговорку, которую законодатель закрепил в первом абзаце ст. 5 УПК РФ, где сказаны такие слова:»Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующее значение» .

Все позиции были сформулированы в результате толкования ст. 37 УПК, но понятие прокурора закрепляется также в п. 31 ст. 5 УПК РФ, которая носит бланкетный характер к ФЗ «О прокуратуре». Данный закон дает иное определение прокурора ― в соответствии со ст. 54 ФЗ «О прокуратуре» понятие «прокурор» включает, в числе прочих, и помощника прокурора. При этом необходимо отметить, что ст. 54 ФЗ носит исключительный отсылочный характер, то есть применяется только к конкретным положениям данного закона, указанным в данном норме.Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 7 УПК прокурор не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу.

Как следствие, распространение положения ст. 54-ФЗ «О прокуратуре» на УПК является необоснованно широким толкованием― статья 54 применяется не в целом, не является общей нормой закона, а является исключением. Несмотря на это Конституционный Суд РФ в своем определении № 602-О-О от 08.04.2010 признал, что помощник прокурора вправе участвовать в качестве государственного обвинителя. Свою позицию он обосновал как раз ссылкой на ст. 54-ФЗ «О прокуратуре». При этом при аргументации своего решения Конституционный Суд РФ полностью проигнорировал положения как ст. 37 УПК РФ, так и тот факт, что ст. 54-ФЗ «О прокуратуре» применяется лишь относительно конкретных норм, прямо указанных в ст.54 ФЗ «О прокуратуре».

При этом не все государственные органы единодушны относительно данной проблемы. Так в 2007 г. Генеральной прокуратурой РФ была проведена служебная проверка действий помощника прокурора г. Таганрог, который осуществлял полномочия, предусмотренные ст. 37 УПК. По результатам служебной проверки были выявлены нарушения и несоответствие действий помощника прокурора положениям ч. 5 ст. 37 УПК .

Для разрешения коллизии, возникшей между п. 31 ст. 5 и ч. 5 ст. 37 УПК, необходимо отметить, что ст. 5 УПК дает определение понятия «прокурор», а ст. 37 определяет полномочия тех лиц, которые прямо указаны в ч. 5 ст. 37 УПК РФ. В результате, ч. 5 ст. 37 УПК вовсе не исключает помощника прокурора из числа участников уголовного судопроизводства, она лишь сужает рамки применения норм ст. 37, распространяя ее лишь на лиц, указанных в ч. 5 ст. 37 УПК РФ.

Так как в соответствии с п. 31 ст. 5 УПК РФ в категорию «прокурор» включаются в том числе «иные должностные лица органов прокуратуры», к которым относятся помощники прокуроров, то помощник прокурора может являться участником уголовного процесса, но с оговоркой, что положения ст. 37 к нему не применяются.

Полномочия прокурора в таком случае определяются на основании иных нормативных актов, в первую очередь ФЗ «О прокуратуре». В соответствии с ч. 1 ст. 30-ФЗ «О прокуратуре» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами следствия и дознания определяется уголовно-процессуальным законодательством, а полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, согласно ч. 4 ст. 35-ФЗ «О прокуратуре», определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, участие прокурора как на судебной, так и на досудебной стадии отсылает к УПК, который данный вопрос не урегулировал.

В результате необходимо признать, что УПК РФ, закрепив в понятии прокурора, среди прочих, помощника прокурора, позволил рассматривать его в качестве одного из участников уголовного судопроизводства, но, исключив распространение на него полномочий, предусмотренных ст. 37 УПК РФ, он фактически не позволяет ему осуществлять никакие действия в связи с отсутствием полномочий.

Можно представить несколько вариантов разрешения ситуации и прекращения дискуссий по данному вопросу:

1.Исключить ч. 5 ст. 37 УПК РФ, тем самым предоставив помощникам прокурора соответствующие полномочий;

2.Исключить категорию «иные должностные лица» из п. 31 ст. 5 УПК РФ, тем самым исключив помощника прокурора из числа участников уголовного процесса;

3.Конкретизировать полномочия помощника прокурора в ФЗ «О прокуратуре».

Решение вопроса является неоднозначным во многом и потому, что с одной стороны действующая нагрузка на прокурорских работников никак не может считаться оптимальной. Так в 2009 году в г. Москва нагрузка составила 17 уголовных дел на помощника прокурора в месяц . Если лишить помощников прокурора возможности участвовать в уголовном судопроизводстве, то вся нагрузка ляжет на самих прокуроров и их заместителей, при этом в большинстве прокуратур уже сформировалась четкая система распределения нагрузки. «Таким образом, объем работы, который выполняют прокуроры и их заместители, непомерно возрастет, а в условиях Москвы будет попросту парализован надзор за законностью разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел» .

С другой стороны абз. 2 п. 1 ст. 40.1-ФЗ «О прокуратуре» закрепляет, что на должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. В результате в уголовном деле в качестве государственного обвинителя сможет выступать лицо, не имеющее полного юридического образования, и, следовательно, вероятность возникновения процессуальных ошибок вырастает.

Наиболее приемлемым, по моему мнению, является прямое указание закона на возможность помощника прокурора участвовать в уголовном судопроизводстве с ограничением относительно невозможности участия студентов в качестве таковых.

Что примечательно, даже противники признания за помощником прокурора полномочий осуществления функции государственного обвинения соглашаются, что сложившаяся формулировка ст. 37 не является оптимальной и указывают на необходимость ее изменения. Опасность изменения нормы заключается в том, что это ставит «под сомнение законность приговоров, постановленных с участием помощников и старших помощников прокуроров районов и городов» , в результате чего многолетняя деятельность государственных органов по изобличению преступников и восстановлению справедливости могла бы быть признана не соответствующей закону, именно поэтому, судя по всему, Конституционный суд РФ пришел к такому выводу, хотя позиция является явно необоснованной.

Список литературы:

  1. Аликперов Х.О процессуальной фигуре государственного обвинителя // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 45―47
  2. Балакшин В. Коллизии поддержания государственного обвинения// Законность, 2006, № 4. С. 8―9
  3. Иванов П.В. Вопрос о помощнике прокурора в судебной практике// Российский судья, 2008, № 8. С. 42―44
  4. Ковалев Г. Пора внести ясность: помощник прокурора ― государственный обвинитель // Законность. 2003. № 9. С. 7―10
  5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. (в ред. от 21 нояб. 2011 г.) // КонсультантПлюс: справ.правовая система.
  6. Синельщиков Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК// Законность, 2002, № 3. С. 6―10
  7. Суровцева Н.А. Организация работы по поддержанию прокурорами государственного обвинения в суде // Российский судья. 2009. № 12. С. 36―39
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в ред. от 12 нояб. 2012 г.) // КонсультантПлюс: справ.правовая система.
  9. Устинов А. Компетенция помощника прокурора //Законность. 2002. № 6. С. 31―32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *