Продажа алкоголя через интернет

Как пытаются легализовать онлайн-продажу алкоголя

Продажа алкоголя через интернет была ограничена постановлением правительства в 2007 году. Это ограничение не раз становилось предметом обсуждений. Например, в 2014 году группа депутатов предлагала ужесточить дистанционную продажу алкоголя. Бизнес, напротив, просил снять ограничения: в августе 2015 года «Опора России» направила в РАР письмо с соответствующей просьбой. Разработкой законопроекта занимается Минфин, документ размещен в мае 2017 года. За время работы над проектом закона он несколько раз переписывался. Версии различались видами алкогольной продукции, с которой предлагалось начать тестировать дистанционную торговлю. Изначально в перечень входили только пиво и вино, затем он был дополнен сидром и пивными напитками.

В конце прошлого года стало известно о предложении снять ограничение с дистанционной продажи алкоголя на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС; в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Оно содержалось в проекте «дорожной карты» по развитию цифровой торговли в странах ЕАЭС на 2019–2020 годы. Помимо алкоголя предлагалось также разрешить продавать через интернет лекарства, табак и ювелирные изделия.

Что мешает легализации

Против легализации продаж алкоголя в интернете выступает Минздрав. Ранее ведомство уже отклоняло законопроект. В этот раз оно также не готово его поддержать, сообщили РБК в пресс-службе министерства. Снятие запрета на дистанционную продажу алкоголя противоречит основополагающим принципам законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции, считают в министерстве. Ограничение розничной продажи по территориальной доступности — одна из мер концепции по снижению злоупотребления и профилактике алкоголизма, напомнили в пресс-службе. Появление возможности доставки алкоголя существенно ослабит ограничения территориальной доступности, считают в министерстве. Также продажа в интернете будет сопровождаться демонстрацией продукции, что, по сути, будет являться рекламой алкоголя, которая в России запрещена законом, отметили в пресс-службе. Также, согласно позиции ведомства, снятие запрета на дистанционную торговлю алкоголем будут препятствовать достижению одной из целей концепции демографической политики по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет и продолжительности здоровой жизни до 66 лет к 2025 году.

В пояснительной записке к законопроекту разработчиками указано, что он не противоречит концепции госполитики по снижению злоупотребления алкоголем, поскольку одним из ее положений является повышение эффективности регулирования. Реализация проекта обеспечит более эффективное регулирование интернет-торговли, чем «политика запретов», считают авторы законопроекта.

Нелегальный рынок

По оценкам специализирующейся на кибербезопасности компании Group-IB, нелегальные продажи алкоголя в интернете в России за 2018 год выросли на 23%, до 2,1 млрд руб. Эксперты обнаружили 4 тыс. сайтов, торговавших алкоголем через интернет в 2018 году, в 2017 году они фиксировали 3 тыс. подобных сайтов. Летом 2018 года право блокировать сайты во внесудебном порядке получила Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР).

Как отметили эксперты Group-IB в своем исследовании нелегальной интернет-торговли алкоголем, ужесточение контроля по блокировке сайтов не решает проблему, поскольку приводит к созданию сетей аффилированных доменов, «зеркал», которые при блокировке основного ресурса переводят пользователя в магазин. Также сегодня в интернете существует много ресурсов, предлагающих наборы из бутылки, этикетки, пробки и фирменной коробки, которые позволяют изготавливать и распространять поддельную продукцию.

Создание возможности торговать алкогольной продукцией в интернете легально позволит вытеснить с рынка нелегальных продавцов, считают авторы законопроекта. По их мнению, это позволит сохранить контроль над качеством, соблюдать установленные законодательством ограничения и получать дополнительные налоговые платежи.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.>Есть ли возможность продажи алкоголя в интернете, в том числе в виртуальных магазинах?

Можно ли продавать спиртосодержащую продукцию онлайн?

В 2019 году осуществлять дистанционную торговлю спиртной продукцией, согласно действующему российскому законодательству, запрещено.

К дистанционной относится продажа алкоголя через любые информационные площадки, сайты, объявления, размещенные в социальных сетях и т.д., то есть реализация алкогольной продукции через сеть Интернет.

По утверждениям Министерства здравоохранения РФ дистанционная торговля алкоголем будет сопровождаться нарушением многих требований, которые установлены Федеральным законом № 171-ФЗ, таких, как:

  • запрет на продажу лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста;
  • запрет на продажу в ночное время суток;
  • запрет продажи на объектах, не являющихся стационарными.

Кроме того, по заявлению Минздрава, такой вид реализации будет содействовать уклонению от налогов, а также станет благоприятствовать появлению нелегальных продавцов спиртной продукцией. Поправки, которые могут быть внесены, для того чтобы снять ограничения на продажу алкоголя через Интернет, будут противоречить действующим законам.

Узнать больше о том, какие товары запрещены для продажи дистанционным способом, а какие — нет, можно .

Законы, регулирующие дистанционную торговлю

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» содержит прямой запрет на дистанционную продажу алкоголя. Также такой вид торговли ограничен Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными в результате решения Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612.

Соблюдение данных законов контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, что следует из пункта 37 Правил.

Согласно пункту 5 названых Правил, дистанционная продажа алкоголя, а также товаров, свободный сбыт которых ограничен или запрещен на территории Российской Федерации, недопустимы и их нарушения преследуются по закону.

В 2005 году была введена государственная единая автоматизированная информационная система, которая занимается учетом оборота алкоголя и спиртосодержащей продукции, а также их производства (от 21.07.2005 № 102-ФЗ).

В 2016 году в Департамент налоговой и таможенной политики было направлено письмо с вопросом о снятии запрета на дистанционную торговлю спиртной продукцией. В своем ответе Департамент указал, что легализация такого рода торговли несет в себе значительные риски, связанные с тем, что государство может потерять контроль над регулированием рынка торговли розничной алкогольной продукцией. Также опасения вызывает возможность появления следующих угроз:

  • продажа будет осуществляться по ценам ниже минимума, установленного Минфином РФ;
  • конкуренция на алкогольном рынке примет недобросовестный характер, что начнет приносить убытки легальным участникам рынка;
  • появление суррогатного алкоголя, продукции, которая содержит этиловый спирт, приведет к отравлениям, ухудшению здоровья, повышению смертности населения;
  • на рынке появится немаркированный или маркированный поддельными федеральными и акцизными марками алкоголь;
  • продажа алкоголя будет осуществляться лицам, не достигшим совершеннолетия.

В 2015 году в г. Красноярск приобретенным через интернет алкоголем отравились 45 человек. Среди этих отравлений 9 случаев имели летальный исход. Осуществляя покупку спиртной продукции дистанционно, Вы подвергаете себя огромному риску.

Пункт 8 ст. 13.15 КоАП РФ гласит, что распространение в СМИ, а также в других сетях информации, которая содержит рекламу спиртосодержащей продукции, влечет за собой наложение административного штрафа. Сумма штрафа:

  • для граждан — от 3000 до 5000 рублей;
  • для должностных лиц — от 20000 до 40000 рублей;
  • для юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Статья 4 ФЗ № 2124-1 от 27.12.1991, посвященная недопустимости злоупотребления свободной массовой информации, содержит сведения о запрете распространения в СМИ, а также в информационных и телекоммуникационных сетях, информации о дистанционной продаже алкоголя, розничный сбыт которого запрещен на уровне законодательства о государственном регулировании.

О законопроекте об онлайн торговле спиртными напитками

Министерство финансов Российской Федерации в сентябре 2017 года подготовило проект, позволяющий дистанционную продажу алкоголя. Согласно этому документу, Минфин предлагал узаконить, начиная с 2018 года, торговлю через интернет алкоголем любой крепости. При этом планировалось, что для продавцов сидра, медовухи и пива не будет обязательным получение специальной лицензии.

Особые условия в законопроекте были указаны для лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Они смогли бы продавать спиртное через интернет только с 2021 года. В Министерстве финансов объяснили это тем, что необходимо сначала провести тестирование проекта на производителях продукции и лиц, занимающихся оптовой торговлей, и лишь затем к ним смогут присоединиться ритейлеры.

Данный законопроект был отклонен Минздравом в октябре 2017 года. Основной причиной отказа были названы поправки в законах № 171-ФЗ и № 278-ФЗ, запрещающих реализацию алкоголя дистанционным способом, которые были внесены в марте 2017 года.

В июне 2019 года Министерство финансов вновь предложило к рассмотрению проекта о разрешении продажи алкоголя через Интернет, который планируется реализовать уже в 2020 году. Прошлый законопроект был переработан и поделен на этапы, согласно нововведениям.

Компаниям для того, чтобы начать осуществлять дистанционную торговлю, необходимо будет зарегистрироваться в специальном реестре и пройти проверку. Минздрав, в ответ на это, снова заявил, что не готов поддержать данный проект, ввиду того, что он противоречит принципам, лежащим в основе, законодательства в сфере оборота и производства алкогольной продукции.

Есть ли легальные способы, как продать пиво, вино и другие алкогольные напитки через виртуальные площадки?

Закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» гласит, что дистанционная продажа любого вида алкоголя является нарушением.

Даже при условии наличия лицензии и соблюдении всех установленных норм и правил, при попытке вести интернет-торговлю алкоголем, а также рекламируя спиртную продукцию на сайте, предприниматель может быть привлечен за это к ответственности.

Чтобы избежать негативных последствий для здоровья, необходимо приобретать алкоголь только в организациях, имеющих лицензию. Требования к маркировке алкоголя строго регламентированы ТР ТС 022/2011 Техническим регламентом Таможенного союза.

Однако, существуют практика резервирования спиртных напитков через интернет-магазины с последующим самовывозом.

Какая ответственность предусмотрена за такой метод сбыта?

Осуществление сбыта алкогольной продукции через интернет является административным правонарушением, предусмотренным ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации.

Продажа товаров, реализация которых ограничена или запрещена действующим законодательством, влечет за собой наложение административного штрафа вместе с конфискацией предметов правонарушения или без таковой в размере:

  • для граждан — 1500 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
  • для юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей.

Розничная продажа алкоголя, исключая пиво и пивные напитки, осуществляется только организациями, согласно 1 ст. 16 Закона № 171-ФЗ.

Современная торговля все чаще осуществляется в онлайн-режиме: удобно и продавцу, и покупателю. Советуем почитать наши статьи о том, как создать онлайн-бизнес по продаже одежды, какими онлайн-платформами можно воспользоваться, а также узнаете можно ли реализовывать лекарства через интернет.

Кто ведет контроль за соблюдением правил?

Согласно пункту 19 распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 2413-р, в котором указаны основные положения об установлении наказания за реализацию алкогольной продукции дистанционно, осуществляемую незаконным способом, с 2017 года велась разработка проекта, устанавливающего возможность внесудебной блокировки сайтов, содержащих информацию о продаже алкоголя через Интернет.

До 2017 года только Роскомнадзор регулировал деятельность по дистанционной торговле, согласно «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», он подвергал блокировке сайты, содержащие информацию о продаже и рекламе алкогольной продукции.

15 июня 2019 года в силу вступил законопроект, устанавливающий возможность блокировать сайты, через которые дистанционно осуществляется сбыть алкоголя, а также рекламируется его продажа. Всего в этот день было заблокировано 12 сайтов, через которые осуществлялся сбыт «теневой продукции» в виде медицинского и этилового спирта в больших объемах стоимостью ниже рыночной.

Данные нарушения находятся в юрисдикции Росалкогольрегулирования, поэтому для оперативного принятия решений был создан электронный канал для взаимодействия между этим ведомством и Роскомнадзором.

Осуществлять дистанционную свободную торговлю алкогольной продукцией на территории Российской Федерации запрещено, согласно закону от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». К нарушителям данного законодательства применяются административные наказания в виде штрафов.

Начиная с 2007 года в России активно ведутся дискуссии на тему того, стоит ли разрешить продавать алкоголь дистанционно, противником данной инициативы всегда выступает Минздрав.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *