Передача дел по подследственности

Передача дел по подследственности

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые по-

зволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5,

ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель

следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст 401). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап

расследования — неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности

и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом рассле-

дования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отлича-

ется от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа

(субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к госу-

дарству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31—32)

и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности1.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие фор-

му расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать

быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подслед-

ственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позво-

ляют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подоб-

ных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на

естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (за-

конный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное наруше-

ние правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа рас-

следования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. — специально для данного

случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном

процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследствен-

ности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона

(ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7).

Правила подследственности используются также для распределения дел внутри след-

ственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подслед-

ственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) —

ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или допол-

нениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенно-

стей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или лич-

ная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная

подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголов-

ного преследования (универсальная подследственность)2.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, ви-

дом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных

ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от сте-

пени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей

его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного

вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступ-

ления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям__ней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями орга-

нов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следова-

телей следственного комитета при прокуратуре, как правило, относятся уголовные

дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убий-

ство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. — см. подп. «а» п. 1 ч. 2

ст. 151). Следователи Федеральной службы безопасности производят предваритель-

ное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя

и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).

С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подслед-

ственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркоти-

ческих средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной служ-

бы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного

пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компе-

тенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места

совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется терри-

торией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной сторо-

ной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных по-

следствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на

территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в по-

страдавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого

такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке

«Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на тер-

ритории которого находится участок «А». Распределение территории между одноимен-

ными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными ак-

тами с учетом административно-территориального деления. В то же время в начале

расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, прибли-

зительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или

в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное

место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиня-

емый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспе-

чения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключе-

ния из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель

следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный

орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту

нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъ-

ятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиня-

емого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия:

1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследо-

вания — предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц,

у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, де-

лающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от ква-__лификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если

по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1

ст. 434).

2. Из предметной подследственности любых других органов расследования

в пользу следователей следственного комитета при прокуратуре по делам о пре-

ступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447),

должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также ли-

цами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных ор-

ганов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в распо-

ложении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных

в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в»

п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи следственного комитета при прокуратуре (военной)

проводят дознание «вместо» командиров воинских частей соединений, начальников

военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в зако-

не (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных след-

ственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность следственного

комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не при-

меняется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275

УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата

документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное след-

ствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи

ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного орга-

на, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151).

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел до-

пускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предва-

рительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил

уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как

квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия

(ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предва-

рительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями

(ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе

принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими

общими правилами:

— при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной

подследственности относится более тяжкое преступление;

— поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимуще-

ство перед дознавателем;

— при конкуренции предметной и персональной подследственности приорите-

том пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151

УПК;

— при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональ-

ной последняя имеет бoльшую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3

ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следо-

вателем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить

его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры

о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, ус-

тановив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные след-

ственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа

или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивирован-

ное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое

уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения «дознаватель-

ской» подследственности); он также может передать дело от любого органа предва-

рительного расследования федерального органа исполнительной власти (при феде-

ральном органе исполнительной власти) следователю следственного комитета при

прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями отно-

сится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного

органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, проку-

рор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и пер-

сональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры

(универсальная подследственность).

4.Передача материалов по подследственности.

Мы уже знаем, что есть еще три состава преступлений, связанных с пожарами: ст. 167 ч. 2 (поджог), 219 ч. 2, 3 (НППБ, повлекшие смерть человека или двух и более лиц), ст. 261 ч. 3, 4 (уничтожение или повреждение лесов путем поджога, уничтожение или повреждение лесов путем поджога, если это повлекло причинение крупного материального ущерба), которые не перечисляются в ч. 3 ст. 150 УПК Российской Федерации. Предварительное следствие по ним обязательно и оно проводится следователями органов внутренних дел. Об этом говорит часть 2. 3 ст. 151 УПК Российской Федерации. В статье 151 УПК Российской Федерации и дается подследственность, т. е., в ней расписано, следователи каких следственных органов проводят предварительное следствие по тем или иным делам.

Согласно ст. 151 УПК Российской Федерации предварительное следствие проводится:

  • следователями Следственного комитета РФ,

  • следователями федеральной службы безопасности,

  • следователями органов внутренних дел,

  • следователями Госнаркоконтроля.

Подследственность.

Правильная организация производства предварительного следствия в значительной степени обеспечивается строгим соблюдением правил о подследственности, установленных уголовно-процессуаль­ным законом.

Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного расследования.

Виды подследственности:

— территориальная (местная) ст. 152 УПК РФ (следствие проводится: 1- по месту совершения деяния; либо 2 – по месту окончания деяния; 3 – по решению прокурора по месту совершения большинства или наиболее тяжкого деяния; 4 – по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

— предметная (родовая) ст. 151 УПК РФ (определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств.

Обязательность предварительного следствия и подследственность определены в ст. 151 УПК РФ.

Таким образом: возбудив уголовное дело по признакам, предусмотренным соответствующей статьёй уголовного кодекса РФ, например, по ст. 167 ч. 2 УК РФ в части 2.3 ст. 151 УПК РФ находим, что производство предварительного следствия по этой категории дел обязательно, и проводится следователями органов внутренних дел. Дознаватель ГПН, после возбуждения уголовного дела, выполнит необходимые неотложные следственные действия для установления и закрепления обстоятельств по делу (ст. 157 УПК РФ) и с сопроводительным письмом передаёт материалы уголовного дела прокурору. При этом следует иметь в виду, что если на месте пожара сразу был следователь ОВД, он имеет право в любой момент приступить к производству предварительного следствия. В этом случае все наработанные проверочные материалы передаются дознавателем следователю, который вынесет Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству и дальнейшее участие дознавателя в расследовании этого дела ограничивается письменными указаниями и поручениями следователя, в производстве которого будет находиться это уголовное дело.

Рассмотренный пример аналогичен в отношении действий дознавателя, если деяние квалифицировано по ст. 219 ч. 2 ,3, 261 ч. 3, 4 УК Российской Федерации.

Если в ходе проверки установлены обстоятельства, принятие решений по которым не входит в компетенцию ГПН, то дознаватель передает материалы проверки по подследственности. Такие материалы направляются с сопроводительным письмом, копия которого подшивается в Накопительное дело.

Таким образом, мы рассмотрели с вами вопросы, связанные с особенностями квалификации преступлений, связанных с пожарами, обстоятельства, влияющие на квалификацию и сам порядок возбуждения уголовного дела. Деятельность дознавателя по расследованию уголовного будут рассматриваться в следующих лекциях.

Статья 114. Направление заявления или сообщения по подследственности или подсудности. Прокурор, следователь, орган дознания, судья, не возбуждая уголовного дела, могут направить полученное заявление или сообщение по подследственности или подсудности. В этом случае они обязаны принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Комментарий к статье 114
1. Основаниями для принятия такого решения являются данные, содержащиеся в поступивших материалах или выявленные проверочными действиями, свидетельствующие о том, что решение вопроса о возбуждении уголовного дела входит в компетенцию другого органа расследования или суда.
Наиболее часто необходимость в направлении поступившего заявления (сообщения) о преступлении возникает в деятельности милиции как органа дознания. В городские, районные, линейные органы внутренних дел и имеющиеся в составе некоторых из них отделения милиции нередко поступают заявления (сообщения) о преступлениях, совершенных или подготавливаемых на территории, объекте, обслуживаемом другим органом дознания. Во многих заявлениях (сообщениях) содержится информация о преступлениях, отнесенных законом к подследственности следователей органов внутренних дел или следователей прокуратуры. Нередки случаи обращения потерпевших с жалобами о совершении преступлений, дела о которых могут возбудить только судьи и прокуроры в случаях, предусмотренных ст. 27.
Орган дознания (милиция) направляет такому же органу дознания (с учетом территориальной подследственности) заявления (сообщения) о преступлениях, не требующих предварительного следствия, при условии, что из первичных материалов не усматривается необходимость в производстве хотя бы одного неотложного следственного действия. В орган дознания по территориальности направляются также заявления (сообщения) о преступлениях, подследственных следователям, если по первичным материалам необходимо провести проверочные действия в порядке ст. 109 или оперативно — розыскные мероприятия.
В следственное подразделение горрайлиноргана внутренних дел или прокуратуру другого района, города, транспортную прокуратуру орган дознания направляет заявление (сообщение) о преступлении, по которому обязательно ведение предварительного следствия, если первичный материал достаточен для принятия решения о возбуждении уголовного дела и вместе с тем, не содержит оснований для незамедлительного производства следственных действий.
В прокуратуру своего района (города) орган дознания направляет по подследственности заявление (сообщение) о преступлении, относящееся к ведению следователя прокуратуры и при наличии указанных выше условий. При необходимости орган дознания проводит проверочные действия, а затем, если не усматриваются основания для производства неотложных следственных действий, материалы направляются в прокуратуру по подследственности.
2. Заявления (сообщения) о причинении легких травм (легкого вреда здоровью или побоев), клевете без отягчающих обстоятельств, оскорблении орган дознания, следователь, прокурор проверяет лишь в случае необходимости уточнения квалификации деяния.
3. Закон не содержит указаний на процессуальную форму, в которую должно быть облечено решение о направлении заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или подсудности. На практике, если орган дознания, следователь, прокурор направляет первичные материалы о преступлении по подследственности в иной территориальный, транспортный орган расследования, прокуратуру, суд, составляется письмо (отношение). В нем мотивируется решение со ссылкой на ст. 114, указывается дата поступления заявления (сообщения) о преступлении.
4. В целях предотвращения, пресечения преступления и закрепления его следов могут быть осуществлены следующие действия: вызов в органы дознания, к следователю, прокурору, судье лица, о подготовке или совершении преступных действий которого указывалось в заявлении (сообщении), осмотр места происшествия.

Передача сообщения о преступлении по подследственности или в суд

Если орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа, получившие сообщение о преступлении, не наделены компетенцией принятия по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, они принимают решение о передаче сообщения по подследственности или в суд.

Как было отмечено выше, по общему правилу, решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела принимает орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель того следственного органа, который компетентен расследовать уголовное дело о таком преступлении в соответствии с правилами о подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ, и лишь орган дознания вправе возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие (т.е. которое ему не подследственно), и провести по нему неотложные следственные действия. Перечисленные участники уголовного процесса не полномочны возбуждать уголовные дела, а равно отказывать в возбуждении уголовных дел, производство по которым выходит за рамки их компетенции, например по территориальному признаку или в виду неподведомственности по предметному признаку.

Таким образом, основанием для принятия решения о направлении сообщения о преступлении по подследственности служит некомпетентность органа государства или должностного лица, к которым поступило сообщение о преступлении, возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела поэтому сообщению.

Решение о передаче сообщения в суд принимается, если речь в нем идет о преступлении, уголовное преследование по которому осуществляется в порядке частного обвинения.

По общему правилу уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем в суд (ч. 1, 6 ст. 318 УПК РФ). Поэтому подача сообщения, например, в орган внутренних дел Российской Федерации или в другой правоохранительный орган влечет за собой направление его в суд.

Решение о передаче сообщения по подследственности или в суд оформляется постановлением. Оно должно быть принято в тот же срок, что и решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. В законе не говорится, с какого момента необходимо исчислять срок принятия решения по сообщению, переданному по подследственности или в суд, — с момента первоначального его поступления или с момента поступления его в соответствующий орган по подследственности либо в суд. Из смысла ст. 144 УПК РФ вытекает, что решение по поступившему сообщению о преступлении должно быть принято в установленные законом сроки с момента поступления сообщения к дознавателю, органу дознания, следователю, полномочным принимать решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Таким образом, в случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен исчисляться со времени поступления в тот орган государства или к тому должностному лицу, которые правомочны принимать по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

В целях контроля за полнотой и своевременностью рассмотрения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел Административный регламент устанавливает порядок, согласно которому при передаче в иной территориальный орган МВД России материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче в иной территориальный орган по территориальности, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления остается в дежурной части.

Учитывая, что решение о передаче сообщения по подследственности или в суд носит промежуточный характер, результатом деятельности на стадии возбуждения уголовного дела в конечном счете должно стать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

о передаче сообщения по подследственности или подсудности (ч.1 ст.145 УПК)

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК). Возможность обеспечения конфиденциальности сведений об источнике информации предусмотрено федеральным законодательством о средствах массовой информации, что в свете вышеизложенной нормы не противоречит действующему УПК.

Если заявление или сообщение не содержит достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, то должностные лица, наделенные правом возбуждения дела, обязаны в вышеуказанный трехсуточный срок принять меры к проверке и пополнению имеющихся данных. Действующий УПК практически не указывает на способы соответствующей проверки. Лишь в ч. 1 ст. 144 УПК говорится, что при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок и ревизий, привлекать к участию в них специалистов. Однако по аналогии с нормами прежнего УПК РСФСР и сложившейся практикой в качестве таких способов используются истребование необходимых материалов (документов, предметов), получение объяснений. Также допустимо использование в этих целях возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Производство следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела, как правило, не допускаются, за исключением осмотра места происшествия, осмотра трупа и освидетельствования.

С учетом того, что завершение проверочных действий, особенно если это связано с назначением ревизий и экспертиз, не всегда возможно в трехсуточный срок с момента поступления заявления или иного сообщения о преступлении, законодатель предоставил руководителю следственного органа и начальнику органа дознания по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Целью доследственной проверки является установление относимости, достоверности и достаточности имеющихся данных (оснований) для возбуждения уголовного дела. Иными словами, данная проверка проводится в случае, если имеются данные, указывающие на признаки преступления, но их недостаточно для принятия решения, либо возникли сомнения в их достоверности (так как если собрано достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то основания для возбуждения уголовного дела считаются установленными и необходимо сразу возбуждать уголовное дело). Необходимой предпосылкой для начала доследственной проверки является наличие какого-либо повода к возбуждению уголовного дела (заявление о преступлении, письменно оформленная явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления). Заявление о преступлении или явке с повинной, при удовлетворении их формы и содержания предъявляемым требованиям, автоматически признаются поводами к возбуждению уголовного дела, а их поступление является основанием для проведения доследственной проверки. Данные, указывающие на признаки преступления, поступившие (принятые) из других источников (для того чтобы стать поводом к возбуждению уголовного дела), в соответствии со ст. 140, 143 УПК РФ должны быть оформлены в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

По нашему мнению, основным назначением доследственной проверки является установление наличия или отсутствия признаков преступления в совершенном деянии для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или о передаче по подследственности. При этом следует отметить, что при проведении проверки перед дознавателем, органом дознания или следователем не должна стоять цель собирания материалов, содержащих данные, изобличающие определенное лицо в совершении преступления. Собирание подобных материалов является задачей следующей стадии уголовного процесса – предварительного расследования.

УПК РФ требует от соответствующих должностных лиц и органов проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, однако понятие «доследственной проверки» в нормах уголовно-процессуального закона отсутствует. Также как отсутствует указание на средства проверки, исключение составляют четыре способа проверки, о которых будет сказано ниже и ряд норм, которые характеризуют лишь некоторые особенности данной деятельности.

Так, средства доследственной проверки можно классифицировать, положив в основу источник нормативного закрепления:

1) В УПК предусмотрены такие средства проверки сообщений о преступлениях как:

— осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование;

— производство документальных проверок, ревизий и привлечение к их участию специалистов (ч.1 ст.144 УПК);

— требования, поручения, запросы следователя (ст. 21, ч. 2 ст. 144 УПК);

— представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК).

2) В иных ФЗ, регламентирующих права должностных лиц и государственных органов, уполномоченных производить проверку сообщений о преступлениях, закреплены следующие средства:

-получение объяснений, досмотр и т.д. (ст. 6 ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. «Об ОРД», ст. 22 ФЗ РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре» и др.)

3) Средства, предусмотрены ведомственными актами:

— проведения изъятия вещей (Приказ МВД России № 840/1999 г)

— проведение судебно-медицинского исследования (обследования) (Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 131/1998 г., № 161/2003г.);

— проведение исследований веществ и объектов (Приказ МВД России № 261/1993 г.);

— проведение исследований изъятого вещества для установления принадлежности к наркотикам (Приказ МВД России № 840/1999 г.) и т.д.

Сразу после приема сообщения в правоохранительном органе заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК). Конкретные форма и реквизиты такого документа устанавливаются нормативными актами ведомств, наделенных полномочиями производства дознания и предварительного следствия.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124, 125 УПК.

О принятом решении по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор сообщают заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК).

Поскольку решение о передаче сообщения по подследственности является по сути промежуточным, так как в дальнейшем уже компетентный орган, еще до истечения установленных сроков, обязан принять окончательное решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела, то в таких случаях орган, передающий сообщение по подследственности, обязан принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК).

Решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением соответствующего наименования. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело (ч.ч. 1, 2 ст. 146 УПК). Если дело возбуждается в отношении конкретного лица, то об этом в обязательном порядке указывается в резолютивной части постановления, поскольку тем самым фиксируется момент начала уголовного преследования и появления в деле процессуальной фигуры подозреваемого.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

В соответствии со ст.148 УПК РФ руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, допускается лишь в отношении конкретного лица. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РПФ

Передача сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — по подсудности.

Решение о направлении сообщения о преступлении по подследственности принимается в случае, если будет установлено, что оно содержит информацию о преступлении, отнесенном к территориальной подследственности другого ОВД или вообще не относится к подследственности ОВД в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

Сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении (за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности), а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, — со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности.

Передача в иной территориальный орган МВД России по территориальности сообщений о преступлениях осуществляется с приложением талона-уведомления о передаче, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления о передаче остается в дежурной части.

В талоне-уведомлении о передаче указываются: номер направляемого сообщения по КУСП, наименование территориального органа МВД России, направившего сообщение, наименование территориального органа МВД России, принявшего сообщение, и данные о его руководителе, подпись, номер КУСП по новому месту регистрации, данные о сотруднике, поставившем сообщение на учет, дата и исходящий номер сопроводительного письма, адрес для возврата заполненного талона-уведомления.

В корешке талона-уведомления о передаче указываются: номер направляемого сообщения по КУСП, наименование территориального органа МВД России, направившего сообщение, и данные о его руководителе, подпись, наименование территориального органа МВД России, которому направлено сообщение, дата и исходящий номер сопроводительного письма.

Талон-уведомление о передаче подлежит возвращению территориальному органу МВД России — отправителю, после чего подшивается в дело подразделения делопроизводства с указанием номера ранее направленного материала по журналу исходящей корреспонденции.

Решение о направлении сообщения о преступлении по подсудности (мировому судье) принимается, когда данные сообщения содержат информацию о признаках преступлений, уголовные дела о которых отнесены к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ), за исключением случаев, специально оговоренных в правовых актах.

На практике реализация данного вида решения часто сопряжена с юридическими трудностями. Дело в том, что, как уже отмечалось, мировой судья не вправе принимать к производству заявления по делам частного обвинения, если их структура и содержание не соответствуют ст. 318 УПК РФ хотя бы по одному пункту. Однако это нередко происходит. Так, п. 1 ч. 5 ст. 318 УПК РФ устанавливает, что такое заявление должно содержать наименование суда, в который оно подается. Однако многие граждане, обращающиеся в полицию с заявлениями о преступлениях, уголовные дела о которых в соответствии со ст. 20 УПК РФ отнесены к категории дел частного обвинения, не обладают соответствующими юридическими знаниями, и их заявления адресованы не мировому судье соответствующего судебного участка, а начальнику территориального ОМВД России.

В итоге возникает тупиковая с юридической точки зрения ситуация: орган внутренних дел обязан принять, зарегистрировать, но затем снять с учета и направить заявление по делу частного обвинения по подсудности мировому судье, так как отказ в приеме любого заявления недопустим, но производство предварительной проверки по такому заявлению и возбуждение такого уголовного дела (по общему правилу) выходят за рамки компетенции полиции.

Мировой судья, получив заявление, адресованное начальнику ОМВД, не вправе принимать его к своему производству, так как оно не соответствует установленным требованиям.

В условиях необходимости принятия процессуального решения при наличии законодательного пробела (ситуация, к сожалению, нередкая в российской правовой действительности) практикой выработаны несколько вариантов поведения, ни один из которых не является полностью неоспоримым.

Анализ данных КУСП территориальных ОМВД России показывает, что наиболее распространенной является ситуация, при которой при поступлении в территориальный ОВД заявления по делу частного обвинения, не соответствующего требованиям ст. 318 УПК РФ, по нему выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с одновременным разъяснением заявителю юридических требований к данному документу, соблюдение которых позволит мировому судье принять заявление к производству. После этого потерпевший (его законный представитель) пересоставляет заявление и обращается по территориальной подсудности уже непосредственно к мировому судье.

Передача сообщения о преступлении как по подследственности, так и по подсудности допускается только после регистрации в КУСП. При этом орган дознания, дознаватель, принявшие сообщение о преступлении, обязаны принять необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления и по сохранению следов преступления.

О передаче сообщения по подследственности (подсудности) уведомляется заявитель, которому также разъясняются право обжалования данного решения и порядок обжалования.

  • См.: Пункт 32 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного приказом Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России от 29.12.2005№ 39/1070/1021/253/780/353/399.
  • См.: Пункты 28—32 Инструкции от 29.08.2014 № 736.
  • См.: Часть 4 ст. 20 УПК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2005№ 7-П.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *