Ответственность в школе

Ответственность образовательного учреждения за безопасность детей материал на тему

Материал к педсовету на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ».

БЕЗОПАСНОСТЬ школы — это условие сохранения жизни и здоровья учащихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (Приказ Министерства образования РФ от 12 января 2004 г. № 31 «Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004 – 2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»).

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики школы и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния школы (Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях»).

Учащиеся:

  • проходят обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
  • принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
  • осуществляют чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Перечень мероприятий по обеспечению безопасности.

1. Охранные:

∙ Обеспечение контрольно-пропускного режима;

∙ Охрана имущества школы;

∙ Охрана имущества учеников (гардероб);

∙ Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.

2. Организационно-технические:

∙ Укрепление ограждений, решеток на окнах 1-ых этажей;

∙ Установка охранно-пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»;

∙ Установка систем контроля доступа (домофоны) и систем видео наблюдения.

3. Профилактические:

∙ Проведение тренировок с персоналом школы по действиям при ЧС;

∙ Периодические осмотры охраняемого объекта;

∙ Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «школьному» хулиганству, в т.ч. телефонному терроризму) и общественными организациями.

4. Обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса

Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива.

Ответственность образовательного учреждения за безопасность детей

Обеспечение безопасности учащихся во время образовательного процесса – одно из условий работы школы. В случае нарушения этого условия образовательное учреждение должно нести ответственность согласно действующему законодательству.

На уроке физкультуры ученица не удержалась на канате и, упав, получила травму спины. Какое наказание ждет учителя? Влияет ли на ситуацию тот факт, что девочка полезла на канат, не реагируя на запрет педагога?

Наказание понесет, в первую очередь, не учитель, а школа, поскольку, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям ученицы моральный вред, а также расходы на лечение.

А учителя может ожидать следующее:

  1. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения, это зависит от степени тяжести травмы) в порядке, установленном ст. 192 и 193 Трудового кодекса РФ. Такого понятия, как «не реагировала на запрет учителя», действующее законодательство не содержит, поэтому на ситуацию этот нюанс никак не влияет. Исключение составляет так называемый «форс-мажор», которого в данном случае нет.
  2. Школа, заплатив родителям ученицы материальную компенсацию и моральный вред, вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного учителя (ст. 1081 ГК РФ).

Кроме того, в случае причинения тяжкого вреда здоровью ученицы (это должно быть подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы) учитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).

Учитель поехал с классом на экскурсию. По возвращении обнаружилось, что один учащийся «где-то потерялся». Оказалось, что ребенок в суматохе не успел сесть в нужный автобус. До школы он добрался самостоятельно. Чем может грозить учителю такое халатное отношение к обязанностям? А если бы с ребенком что-то случилось, какова была бы ответственность учителя? Важно ли при этом, сколько ребенку лет?

За «потерю» ученика на экскурсии (если ученик не пострадал) учителю грозит лишь дисциплинарное взыскание (замечание или выговор). А вот если бы с ребенком в это время что-нибудь случилось – ответственность, так же как и в первом рассмотренном нами случае, несла бы, в первую очередь, школа, а потом уже учитель (дисциплинарное взыскание, регресс, уголовное дело).

Статья 32 Закона РФ «Об образовании» не разграничивает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье учеников в зависимости от возраста последних. Поэтому в каком бы классе ребенок не учился, его «потеря» во время экскурсии повлечет для школы и педагога одинаковые последствия.

На уроке математики подрались два ученика. Конфликт между ними завязался на перемене, но в начале урока они опять начали выяснять отношения и оба получили небольшие ссадины и синяки. Виноват ли учитель? Кому родители могут предъявить претензии?

Учитель в данном случае, конечно же, виноват, поскольку он как представитель школы обязан был принять все меры для того, чтобы не допустить причинение любого (даже незначительного) вреда здоровью учащихся (в т. ч. в результате драки). Родители, согласно указанной выше ст. 1068 ГК РФ, должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

На перемене один учащийся ударил другого, и тот, упав, сильно ушиб голову. Могут ли родители предъявить претензии дежурному учителю и учащемуся, виновному в происшествии?

Руководствуясь ст. 1068 ГК РФ, родители могут предъявить претензии только самой школе. Также им можно посоветовать написать на имя директора жалобу на дежурного учителя для проведения в отношении его дисциплинарного (служебного) расследования, по результатам которого дежурный учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Ученица старшей школы агитировала младших ребят вступить в некую организацию, клуб (фактически – секту), раздавала листовки, приглашала на собрания. Обеспокоенные родители пришли к директору школы с требованием наказать ученицу. Можно ли ее привлечь к какой-либо ответственности?

Ученица никакой ответственности не несет, несмотря на возраст. Ответственность целиком возлагается на образовательное учреждение (школу), в т. ч. на конкретных педагогов, допустивших незаконное распространение агитационного материала среди несовершеннолетних.

Ученик средней школы опоздал на урок, и учитель не допустил его до занятий. Ребенок отправился «гулять» по школе и упал с лестницы. Кому родители могут предъявить претензии?

Родители должны предъявить претензии школе, поскольку, как уже говорилось выше, согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса несет само образовательное учреждение. Ответственность учителя наступает лишь в порядке регресса либо в случае причинения тяжкого вреда здоровью ребенка (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

Может ли учитель отпустить ученика в туалет с урока?

юрист, консультант информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»

1. Недостаточный присмотр за учениками

Есть “правило номер один”, которое в школах нарушается чаще всего: никогда не оставляйте учеников (вне зависимости от их возраста) одних в классе, без присмотра! Вне всяких сомнений, большинство несчастных случаев со школьниками происходит именно тогда, когда учитель их не видит — и, к сожалению, очень часто это становится результатом слабого или некачественного надзора или решения просто «выйти в коридор на секундочку». Какими бы занятыми, обязательными и примерными ни были дети, они никогда — повторяю, никогда! — не должны оставаться без контроля со стороны ответственного взрослого человека, особенно в школьном классе. В школе должны быть утверждены четкие процедуры, определяющие альтернативное наблюдение за учениками в случае вынужденного отсутствия учителя в классе. Учителя обязаны соблюдать эту процедуру. Точка.

2. Пренебрежение обучением школьников необходимым правилам

Несмотря на распространенное мнение о том, что школьники чаще всего получают травмы на игровой площадке или на переменах, они также подвержены риску, просто переходя из одного класса в другой или от одного рода занятий к другому. Хорошо спланированные процедуры передвижения учеников , а также поведения на улице, в быту создадут все условия, чтобы подобные происшествия были пресечены, еще не начавшись. Но залог успеха в таких ситуациях — позаботиться о том, чтобы правильно преподнести детям необходимые правила и научить школьников неукоснительно следовать им. В этом могут помочь три основных шага: регулярное и систематическое обучение, применение и, если необходимо, повторное обучение. Четкие повторяющиеся действия прочно фиксируются в памяти школьников и становятся привычкой, в результате чего количество чрезвычайных происшествий и несчастных случаев с детьми уменьшается.( Систематическое проведение инструктажей)- папка классных руководителей.

4. Плохое знание правил безопасности в школе и невыполнение их

От каждого учителя требуется, чтобы он знал все правила техники безопасности и строго следовал им, периодически обновляя свои познания.

Не освежая время от времени знание этих материалов, забывая о необходимости соблюдения правил техники безопасности, учителя ставят школу, учеников и себя самих в опасное положение, которое не защитит их, если ребенок, находящийся под их опекой, получит серьезную травму в то время, как ими были нарушены соответствующие правила или предписания. (Контрольно-пропускной режим, инструкции дежурного класса, учителя, правила внутреннего распорядка и пр. Приказы)

Сможем ли мы уберечь детей от всех опасностей? Конечно же, нет. Но каждый может сделать все, что от него зависит, чтобы быть уверенным: несчастные случаи происходят в школе действительно случайно, а не по причине нашей халатности, безответственности или неспособности уделить должное внимание возникшей проблеме. В конце концов, ни один учитель не хочет ночами волноваться о том, не получил ли ученик травму из-за его неведения, легкомысленности или недосмотра.

Авторы-составители: Субботина Татьяна Валентиновна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Является ли сфера образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности? Можно считать, что сидящие за партами учащиеся получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, которые изучаются на уроках технологии; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физической культуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо также понимать, что присущие детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности–- это ещё одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков.

В статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится о том, что образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Одним из определяющих факторов успешного функционирования образовательной организации является обеспечение безопасности обучающихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по профилактике травматизма обучающихся во время образовательной деятельности.

Целью данных методических рекомендаций является показать ответственность педагогических работников за обеспечение безопасности обучающихся во время образовательной деятельности и предложить организационные мероприятия по исключению возможных неблагоприятных последствий учебно-воспитательной деятельности.

Создание безопасной образовательной среды

В статье 41 п. 1 п.п. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится, что образовательная организация должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в ней. В связи с этим основой деятельности образовательной организации является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение жизни и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья всех участников образовательной деятельности. При этом основными задачами образовательной организации в части создания безопасных условий осуществления образовательной деятельности являются:

— обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;
— предотвращение несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;
— формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
— профилактика и пресечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;
— организация транспортной безопасности при перевозке детей;
— обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения.

Обеспечение безопасности в школе должно быть организовано так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательной деятельности. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по мерам безопасности учителями школы, заведующими кабинетами и другими педагогическими работниками является обязательным условием в работе по организации безопасных условий при проведении занятий с учащимися в учебных мастерских, кабинетах химии, информатики, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных занятий.

Нормативно-правовое обеспечение безопасности образовательной деятельности

Школа должна иметь правовые и организационные документы по обеспечению безопасности: комплект внутренних приказов и документов образовательной организации по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, планы, памятки и рекомендации для детей, сотрудников и родителей).

В образовательной организации рекомендуется разработать локальный акт «Основные положения об организации работы по обеспечению безопасности образовательной деятельности в школе».

Руководитель образовательной организации, в соответствии с разработанным Положением, приказом устанавливает объекты ответственности педагогических работников по обеспечению безопасности образовательной деятельности. Например:

— Заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности обеспечивает безопасность обучающихся и сотрудников при эксплуатации здания, мебели, инвентаря и другого хозяйственного оборудования, находящегося в здании организации. Если в образовательной организации есть сотрудник, отвечающий за административно-хозяйственную работу (или сотрудник, назначенный по приказу), то ему может вменяться в обязанность ежедневный контроль состояния электропроводки, щитовой, туалетов, лестничных пролётов, регулярный осмотр здания и территории школы с целью предотвращения появления посторонних подозрительных предметов.

— Заместитель директора по содержанию образования отвечает за безопасность образовательного процесса при проведении учебных занятий согласно расписанию занятий, а также при проведении учебных экскурсий вне здания школы.

— Заместитель директора по воспитанию и социализации отвечает за безопасность образовательного процесса при организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, в том числе спортивных, как в здании школы, так и вне, если они были организованы в соответствии с планом работы школы, а также во время экскурсий по плану воспитательной работы организации; за организацию безопасной работы группы продлённого дня и организацию дополнительного образования.

— Заведующие кабинетами, учителя, руководители кружков, секций обеспечивают безопасность образовательной деятельности в своих кабинетах, мастерских, спортивном зале во время учебных занятий и занятий дополнительного образования.

— Классные руководители, назначаемые из числа педагогических работников общеобразовательной организации, несут ответственность за формирование у учащихся своего класса мотивов безопасного поведения. Классный руководитель обязан в своей деятельности планировать и проводить профилактическую работу с классом по предупреждению несчастных случаев и травм.

Конкретные должностные обязанности работников по обеспечению безопасности образовательного процесса излагаются в должностных инструкциях каждого заместителя директора, педагогического работника, специалиста. Учителя несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся непосредственно на проводимом уроке и во время воспитательных мероприятий. В случае возникновения ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью учащихся, учитель обязан незамедлительно сообщить о ней руководителю образовательной организации и действовать по определённому алгоритму, который разрабатывается в школе и имеет статус локального акта школы.

Если ребёнок получил травму во время нахождения его в школе, ответственность за причиненный вред здоровью несет образовательная организация. Родители имеют право предъявить требования по возмещению вреда, причинённого здоровью ребёнка, к школе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В любой образовательной организации должен быть приказ «Об обеспечении безопасности жизни и здоровья участников образовательной деятельности», который должным образом должен быть доведён до каждого педагогического работника и сотрудника.

Предотвратить ситуацию, опасную для жизни и здоровья обучающихся, может систематический административный контроль:

— за своевременным проведением инструктажей по правилам и мерам безопасности, предусмотренных учебными программами, в том числе и в «специализированных» кабинетах (химии, физики, информатики, технологии, биологии, изобразительного искусства, физкультуры);

— за обеспечением безопасного пространства в образовательной организации (исключение возможности контакта детей с травмоопасными предметами) в здании школы и на прилегающей территории.

Локальный акт, регулирующий организацию работы по созданию безопасных условий образовательной среды, должен предусмотреть категорическое запрещение во время учебно-воспитательной деятельности:

— учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям – удалять обучающихся с учебных занятий;

— не пускать в класс учащихся, опоздавших на урок;

— отправлять детей во время учебного процесса домой за забытыми вещами и т. п.;

— учителям использовать на учебных занятиях несертифицированное оборудование;

— оставлять учащихся одних в кабинетах и на переменах без присмотра учителя;

— отпускать детей с общешкольных мероприятий без письменного заявления родителей (законных представителей).

Ответственность за безопасность обучающихся

В образовательной организации должна быть установлена строгая ответственность, в соответствии с приказом руководителя, для учителей и воспитателей за жизнь и здоровье учащихся при передаче их из классов на занятия внеурочной деятельностью, в период проведения консультативных, кружковых занятий, во время прогулок, при сопровождении учащихся в культурные, спортивные и другие учреждения.

С целью обеспечения соблюдения учащимися правил безопасности при проведении практических, лабораторных работ, спортивных занятий, всех видов кружковой работы, занятий в кабинетах физики, химии, технологии, информатики учителя и руководители кружков должны иметь утверждённые в школе инструкции по правилам безопасности, которые должны быть вывешены для ознакомления в учебных кабинетах, мастерских, спортивном зале. В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.

Иногда травмы случаются из-за конфликтных ситуаций и драк. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей правовым нормам поведения в социуме, умению общаться друг с другом (умение выразить свое желание, выслушать желание другого человека, договориться и т. д.). Необходимо помнить, что предупреждение конфликтов наиболее перспективно на ранних стадиях, на этапе их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы других детей, затянувшееся выяснение отношений. При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: школа – модель общества, где обучающиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми.

Но если конфликтная ситуация привела к нарушению здоровья обучающегося, отвечать придётся школе! Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он как представитель школы обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Если причинение вреда здоровью ребёнка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть намного серьёзнее, вплоть до уголовной ответственности. Статьей 293 «Халатность» УК РФ предусмотрено, что причинение особо крупного ущерба наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. Если следствием нарушения правил безопасности стала смерть ребёнка, то педагогу, ответственному за соблюдение этих норм, за совершённое деяние предусмотрено наказание принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового. Иногда причиной травмы может стать случайность. Если администрация школы докажет, что факта недосмотра не было, то иск будет отклонен (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Ребёнку в школе стало плохо. Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действия и ответственность образовательной организации в случае, когда у обучающегося возникают проблемы со здоровьем или были получены повреждения здоровья. Педагогический работник, непосредственно проводивший учебное занятие (мероприятие), во время которого произошёл несчастный случай с обучающимся, обязан немедленно сообщить о несчастном случае руководителю организации (или лицу, его замещающему), осуществляющей образовательную деятельность. Руководитель образовательной организации (или лицо, его замещающее), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая в первую очередь обязан немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости – доставку его в медицинскую организацию, а также проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, родителей или законных представителей пострадавшего.

Для предупреждения несчастных случаев и травм при проведении образовательной деятельности необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также о действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учёта несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность»;

2. Приказ Департамента образования города Москвы от 30 октября 2017 г. № 1070 «Об организации работы по расследованию несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных ДОгМ»;

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Ответственный за информацию: Зубков В. Г., методист ГМЦ ДОгМ.
Электронная почта: zubkovvg@mosmetod.ru
Контактный телефон: 8 (499) 763-70-45, добавочный 186.

Маша Трауб

Перед окончанием учебного года родители бывают завалены бумажной работой. Чтобы выпускник, не важно, что ему уже семнадцать или все восемнадцать, мог самостоятельно добраться до дома из школы после ЕГЭ, нужно написать заявление. На каждый экзамен отдельное. Обязательная формулировка: «Ответственность за жизнь и здоровье ребенка беру на себя». В младшей школе родители заполняют бланки, с кем и где ребенок проведет лето. На каждый месяц. Недостаточно указать — «на даче». Требуется уточнение, с кем именно из родственников. С детьми еще раз провели беседы о правилах поведения на улице и безопасности «в связи с потеплением и учащающимися случаями бесконтрольного выхода из школы».

Я бы и не узнала о случаях и беседах, если бы не случайность. Мы шли с дочкой Симой вдоль домов нашего микрорайона. Вдруг она увидела, что один из подъездов украшен воздушными шариками. До подъезда было метров триста. Я разрешила подойти и посмотреть, в связи с каким событием появились шарики. Отвлеклась на телефонный звонок. Когда я услышала крик дочери «Помогите!», у меня чуть сердце не остановилось. Сима бежала со всех ног и орала как ненормальная. Прохожие, естественно, остановились. Собаки дружно залаяли. Начала собираться толпа. За Симой гналась женщина, но силы были неравны — та была на каблуках, а дочь — в кроссовках, да еще и спортсменка.

— Господи, да что же это такое! — женщина чуть не плакала.— Второй день уже! Все с ума посходили!

Выяснилось, что в соседнем доме открылась новая студия для детей — ментальная математика, скорочтение, быстрый счет в уме. Будут работать все лето, чтобы детям, остающимся в городе, было чем заняться.

Женщина, директор новой студии, увидела, что к двери подошла девочка, и решила выйти навстречу. Пригласить, все показать, рассказать.

Но моя Сима, предупрежденная, что нельзя верить ни женщинам, ни бабушкам, пусть даже те предлагают погладить котенка или собачку, съесть пирожок или конфету, сделала так, как ее учили: убежала с громким криком о помощи.

Так реагировала не только моя дочь, но и все дети, к которым со всей душой выбегала директор студии. Она предлагала войти и взять проспект, чтобы передать родителям, а дети тут же начинали звать на помощь.

— Вчера милицию вызвали,— рассказывала несчастная женщина,— мальчик пришел, а потом сказал бабушке, что я ему чай с конфетами предлагала. А я действительно предлагала! Бабушка милицию и вызвала.

— А, так это ваш муж у школы стоял вчера? — спросил кто-то из толпы.

— Мой. Я его отправила раздать проспекты,— подтвердила директор студии.

— Так вы бы сказали, что это ваш муж! И что он из студии! А мы думали: педофил! — сказала еще одна бабуля.

— Сами вы… Дети уже никому не доверяют. Они не верят, что бывают и хорошие, добрые люди. Разве этому не надо их учить? Почему сразу думать плохое о человеке? Мы сами себя в кружки записывали и ходили. Меня мама отправляла на поезде к бабушке под приглядом проводницы. И никто никакого разрешения на вывоз не требовал. Да я до сих пор вспоминаю эти поездки на поезде как самое лучшее, что было в детстве!

— А мой сын вчера сбежал с уроков,— сказала мама из толпы,— теперь к завучу вызывают. Я тоже с уроков сбегала. В кино или в кафе. Или вот по этому парку погулять.

Разговор перешел на школьные проблемы. Почти все дети сейчас похожи на грустных панд. Четвероклашки только и видят, что тесты для подготовки к вэпээрам — всероссийским проверочным работам, которые считаются переводными экзаменами в старшую школу. И при первой возможности и теплых лучах солнца норовят сбежать из школы погулять. Но гулять могут только те дети, родители которых написали специальные заявления, мол «разрешаю выходить без сопровождения, ответственность беру…» В нашем классе только два мальчика могут ходить сами по себе, поскольку за них уже взяли ответственность родители. Остальные школьники им, конечно, завидуют. И произошло то, что должно было произойти: мальчишки сбежали.

Да еще и, как назло, охранник был новый, а не наш дядя Андрей, который знает, кто в какую сторону сбегает. Вышел молодой сменщик, для которого все дети на одно лицо. Этот новый охранник, если и хотел иметь детей, то быстро расстался с этим желанием за три дня работы в школе. Пока учительница бегала по зданию в поисках четверых самовольно сбежавших и двоих с разрешением мальчишек, а физрук прочесывал детскую площадку, футбольное поле, еще одну площадку, куда ребята сбегали поиграть в футбол, громкими криками обещая поймать и оторвать все что можно, завуч позвонила дяде Андрею.

Опытный охранник с жутким кашлем и с соплями притащился в школу, узнал, кто сбежал, и, взяв в помощь молодого преподавателя информатики, дошел до заброшенного здания в парке, которое считалось приютом наркоманов, бомжей, а также туалетом, по поводу которого жильцы писали петиции, выступая за снос этого бельма на глазу приличного района. В последние пару лет здание облюбовали любители граффити. Мальчишки стояли и смотрели, как на стенах появляются рисунки. У двоих в руках были баллончики с краской и выделенный кусок стены для самовыражения. Молодой информатик отобрал у одного баллончик и начал пшыкать на стену со знанием дела. Ребята раскрыли рты от удивления.

— Я скажу, что вы кормили уток на набережной. Если получите пятерки за оставшиеся экзамены, буду сам вас сюда водить и учить. И каждому по баллончику подарю. Дядя Андрей, я дал слово, вы выступите гарантом.

Охранник кашлянул со значением.

— Никто не разрешит. Ни нам, ни вам,— сказал один из мальчиков и оказался прав. Родителей беглецов вызвали в школу. Мальчишки были приговорены к обязательному приводу в школу и отводу оттуда взрослыми. Информатику напомнили древнее правило, что инициатива наказуема. А женщина из открывшегося клуба ментальной математики и скорочтения сняла шарики с подъезда.

Отвечает ли учитель за жизнь и здоровье детей на перемене?

Отвечает. Причем как учитель, так и администрация. За жизнь и здоровье несовершеннолетних всегда отвечает кто-то. В данном случае родители на пол-дня отдают своих детей в детское учреждение, которое и несет за них ответственность в любой момент (даже если учитель отпустил дитя с урока пописать, а у того голова застряла в унитазе), пока малышей не заберут родители. Однако, на мой взгляд, ситуация, которую вы описали, практически неразрешима. Досуг детей на перемене должен организовать учитель. Да. Одних он построил в ручеек, с другими сам водит хороводы, но всегда найдутся третий и четвертый, которым не понравятся взгляды друг друга и они устроят мордобой башкой об цементный пол. Пока училка кидается разнимать, хоровод с дикими воплями разбегается и виснет на перилах, прыгает с лестниц и обжирает зеленые абрикосы прямо с веток в школьном саду. Так и бегает училка за ними, срывая голос, и только в 3 часа дня вспоминает, что еще в 8 утра очень хотела пописать, да так и не сходила. А ведь ей еще на перемене надо подготовиться к другому уроку или другому классу. Это проблема всего современного общества. Дети перевозбуждены постоянно, не могут контролировать себя, свое поведение, грамотно и адекватно реагировать на окружающие их раздражители, не приучены уважать чужие интересы, старших, учителей, да зачастую и просто плохо воспитаны. И виноваты тут все — родители(в первую очередь), общество, государство. Так что просто учите собственного ребенка не бегать, не прыгать, не поддаваться на чужие уговоры, ну, в общем, вести себя ГРАМОТНО. Хотя, на мой взгляд, нет ничего плохого побегать в догонялки по школьному двору. Это просто здОрово. И родителям не надо визжать и жаловаться в гороно и прокуратуру, если при этом дитя разобьет коленки или нос. (лично мне в третьем классе на такой перемене головой коренной зуб выбили, причем раскололи его на осколки. Ничё, живу, и сама училка)))

Об ответственности администрации образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса

14 января 2010 г.

Об ответственности администрации образовательного учреждения

за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В п.3 ст.32 ФЗ РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Также в п.3 ст.1073 ГК РФ поясняется, что, если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.
Следующее за что школа несет ответственность – это за соблюдение прав и свобод ученика. (п.3, ст.32 ФЗ РФ «Об образовании»).
Также на школу возлагается и ответственность за создание условий, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья учащихся. В п.2.19, ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании» указано, что школа отвечает за создание в образовательном учреждении условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. П.1 ст.51 ФЗ РФ «Об образовании» разъясняет, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
Многие родители основную ответственность за здоровье детей возлагают на школу: ведь именно в школе дети проводят большую часть своего времени.
Школа по давно бытующему ошибочному мнению выполняет не только сугубо образовательную функцию, но является своего рода “камерой хранения”. В школе за детьми наблюдают, и это создает впечатление об ответственности школы вообще и учителя в частности за здоровье ребенка. И на самом деле школа много делает. Но такая система в то же время развращает родителей и самих обучаемых, вырабатывая у них потребительское отношение к учителям и учреждению в целом.
А в соответствии с предписаниями Семейного кодекса РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, а обеспечение интересов детей должно быть предметом их основной заботы. В связи с этим переносить львиную долю ответственности за состояние здоровья детей на классного руководителя или директора школы неправильно.
Безусловно, в соответствии с действующим законодательством основной обязанностью любого образовательного учреждения является в первую очередь сохранение жизни и укрепление здоровья детей.
Именно поэтому в школах категорически запрещается отпускать учеников на различные мероприятия (репетиции, соревнования) по личной просьбе учащихся, посторонних лиц, родителей без разрешения администрации школы. Запрещается удалять учеников с урока. Учитель во время урока несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей. И должен отпускать учащихся с урока только по звонку и не задерживать на перемене.
Проведение экскурсий, походов, соревнований и иных мероприятий вне школы разрешается только после издания приказа на то директора школы. А ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении подобных акций несет тот учитель, воспитатель или любой другой сотрудник школы, который обозначен приказом директора в качестве сопровождающего и ответственного.
В случае если детей в школу централизованно доставляет школьный автобус, то образовательное учреждение берет на себя ответственность за ребенка с момента его посадки в автобус.
В некоторых школах родители в соответствии с письменным договором со школой берут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, когда тот идет на занятия и с занятий. Это активизирует желание родителей участвовать в профилактике ДТП и по возможности сопровождать детей в школу и обратно.
Но даже, даже если все педагоги в школе прошли все необходимые инструктажи, даже все школьное оборудование, мебель и территория идеально благоустроены, даже если за каждый их квадратный миллиметр установлен ответственный из числа школьной администрации, все равно никакой самый выверенный комплекс мер безопасности не сможет помешать ученику улучить момент и на спор с одноклассниками прыгнуть с третьего этажа… Поэтому в данном случае о привлечении школы к имущественной ответственности едва ли стоит говорить.

Итак, если с ребенком в стенах школы случается несчастье, кто несет ответственность? Пока ребенок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники школы, которые с ним занимаются в данный конкретный момент. На уроке это учитель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы. Если, скажем, ребенок получает травму, то, как правило, определенная доля вины лежит не только на персонале школы, но и на непосредственном виновнике. Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возмещении физического и морального вреда. Но в этом случае они должны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), образовательное учреждение, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья (пункт 1 статьи 1087 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 1085 ГК РФ к расходам, вызванных повреждением здоровья относятся: расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. По достижении малолетним потерпевшим четырнадцати лет, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, не имеющему заработка (дохода), образовательное учреждение, ответственное за причиненный вред, обязано возместить потерпевшему помимо расходов, вызванных повреждением здоровья, также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда (пункт 2 статьи 1087 ГК РФ). Если ко времени повреждения его здоровья несовершеннолетний имел заработок, то вред возмещается исходя из размера этого заработка, но не ниже пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда (пункт 3 статьи 1087 ГК РФ).

Ответственность за все вышеперечисленное несет директор школы, как должностное лицо в соответствии с законами РФ и уставом школы. Так в п.7, ст.51 ФЗ РФ «Об образовании» говорится, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда, отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Специалист I категории Управления образования

администрации муниципального образования Бейский район

Именно школа предполагается виновной и отвечает за вред, причиненный одним ребенком другому, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело о школьной драке (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 мая 2019 г. № 77-КГ19-10).

Двое мальчишек – учеников средней школы (оба – младше 14 лет) – непосредственно после уроков поссорились и подрались. Прямо на школьной территории. Потасовка была серьезной – «проигравший» перенес операцию, затем длительное восстановительное лечение и неоднократную психологическую помощь. Мама этого мальчика потребовала от родителей обидчика компенсировать стоимость морального вреда, и те выдали ей расписку об обязательстве выплатить 100 тысяч рублей и часть требуемой суммы. Но впоследствии они потребовали деньги обратно, а компенсацию посоветовали просить у школы. В итоге родители драчунов оказались в суде: одна сторона просила взыскать моральный ущерб, вторая – вернуть деньги и признать расписку недействительной.

Районный и областной суды удовлетворили первые требования, а во встречных отказали:

  • мама избитого мальчика к школе с иском не обращалась;
  • школа отвечает за поднадзорных учеников только во время уроков или иных школьных мероприятий (п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса);
  • драка случилась после уроков и завершения учебного процесса;
  • никаких дополнительных мероприятий, например, внеурочной деятельности, в школе в тот день не планировалось;
  • школа не принимала на себя обязательств по сопровождению учеников до дома после окончания учебного времени и контролировать их поведение либо передавать учащихся их родителям;
  • значит, дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, а отвечать за вред должны родители «победителя» (п. 1 ст. 1073 ГК РФ).

ВС РФ эти решение и постановление отменил, указав на следующее:

  • школа обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, и отвечает за неисполнение этой функции (ч. 6-7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  • ГК РФ и постановление Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 устанавливают презумпцию виновности школы, обязанной осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под ее надзором;
  • п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогов (утв. приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536) требуют, чтобы в «урочные» дни учителя привлекались к дежурству по школе не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия;
  • следовательно, школа, где малолетний ученик временно находился, отвечает за причиненный им вред, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда;
  • при этом обязанность по надлежащему надзору за детьми должна осуществляться школой не только во время пребывания ребенка в стенах школы, но и на её территории, закрепленной за этой школой в установленном порядке;
  • если учащийся причинил вред, находясь под надзором школы, то именно школа предполагается виновной в причинении вреда и обязана возместить вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине;
  • применительно к данному конфликту именно школа должна была доказать отсутствие своей вины в причинении морального вреда избитому мальчику, находившемуся на территории школы непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут);
  • и более того, образовательные и иные организации, где малолетний временно находится, в силу п. 3 ст. 1073 ГК РФ отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда. Такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения малолетних в образовательном учреждении, в том числе и на закреплённой за образовательным учреждением территории;
  • то обстоятельство, что мама пострадавшего не вчинила иск именно к школе, не имеет значения – суд при подготовке дела к судебному разбирательству, согласно абз. 4 ст. 148, п. 4 ч. 1 ст. 150 и абз. 2 ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса, разрешает вопрос о вступлении в дело соответчиков, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, а если дело невозможно рассмотреть без участия соответчика в связи с характером спорного правоотношения, то суд привлекает его к участию в деле по своей инициативе.

Итог: дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Источник: Гарант.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *