Охранная зона железных дорог

На каком расстоянии от железной дороги можно строить дом: здание до жд по нормам СНиП (СП)

Минимальное расстояние от железной дороги до жилого дома или здания – параметр, который определяется сразу несколькими нормативными документами, используемыми на уровне законодательных. Основными, требования которых подлежат непременному учету, являются СанПиН – санитарно-гигиенические нормы – и СНиП (СП). Строительные нормы и правила указывают на возможные вариации ответа на вопрос о том, на каком расстоянии от железной дороги можно строить дом.

Жилые здания и жд путь

Что такое санитарно-защитная зона

Необходимое к соблюдению расстояние от дома до железной дороги – не что иное, как норма, предусмотренная в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, которым приходится жить в непосредственной близости от жд.

Около зданий

СанПиН разработан медиками, которые занимаются защитой населения от различных типов загрязнений. В частности, от предприятий, с их физическим и химическим воздействием, а также от биологического загрязнения.

Назначение разработанных ограничений – не только предотвращение появления загрязнений около железнодорожных путей и домов.

Также это установка защитных барьеров, которые предназначены для минимализации степени возможной опасности для здоровья человека.

Научные исследования, проведенные гигиенистами, дали впечатляющие результаты. Было выявлено, что во время прохождения состава по железной дороге люди, живущие неподалеку, подвергаются сразу нескольким типам опасности.

Железнодорожный путь вдали от домов

Поэтому есть четко определенное расстояние между железной дорогой и жилым домом. Цель минимального дистанцирования (так называемого санитарного разрыва) – обеспечить безопасность населения в следующих случаях:

  • загрязнение воздуха выбросами вредных веществ, которые неизбежны при прохождении тепловозов;
  • вредоносное воздействие на организм человека шума и вибрации, источником которых является любой железнодорожный состав, проходящий по рельсам дороги;
  • вероятный взрыв, пожар или распыление в воздухе опасных веществ, перевозимых в цистернах и вагонах;
  • действие силового поля ЛЭП при прохождении электровозов по железнодорожным путям (рассчитывается по отдельно разработанным нормативам, зависит от мощности прохождения тока);
  • эпидемиологической опасности, которая существует от работающих в пассажирском поезде туалетов;
  • выброса мусора, совершаемого недобросовестными пассажирами и работниками железной дороги.

Габариты приближения опор

Надзорными органами разработаны методические указания и санитарные правила – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Это необходимо для определения уровня загрязнений атмосферы выбросами тепловозов.

СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство» предусматривает минимальные нормы удаленности зон отдыха и садово-огородных участков. Данный документ также регламентирует возможные условия уменьшения расстояния от пути следования жд состава с помощью специальных защитных построек.

Рядом с жилыми домами

При их отсутствии возводить сооружения любого типа можно только с соблюдением предписанных нормативов. Это касается и частных домов.

Требования и расстояние от дома по СНиП и СП

Существует определенная градация объектов и зданий по типу опасности промышленных объектов и производств. Железная дорога относится к 4 классу, до которого минимальное расстояние при планировке территорий должно быть не менее 100 м.

В городе

Однако данная дистанция подбирается с учетом существующего рельефа местности, грузооборота сортировочных станций, уровня шума или наличия шумоизолирующего ограждения.

Это требование соблюдается не только при проектировании сооружений, предназначенных для проживания людей. Но и при его возведении, эксплуатации и разграничении с другими объектами, еще планируемыми к постройке в качестве вспомогательных или подсобных.

Габариты приближения

Следует учесть некоторые особенности:

  1. Расстояние от жд путей до жилого дома, определенное как 100 м, – это и есть санитарно-защитная зона, барьер, предусмотренный для защиты не только людей, но и зданий, состояние которых может повреждаться от перманентно происходящей вибрации, выхлопов гари и копоти.
  2. Для зон отдыха, санаториев, профилакториев и домов отдыха запретная зона между железной дорогой регламентируется СНиП 2.07.01-89. Она не может составлять менее 300 м.
  3. До садоводческих товариществ, детских лагерей отдыха и оздоровительных учреждений – не менее 500 м. Такое же требование определено для автомобильных дорог, принадлежащих к общей сети.
  4. Расстояние от железной дороги до здания, предназначенного для деятельности и проживания людей, должно определяться от оси крайнего пути, по которому может проходить поезд.

Схема жд переезда

Изменение предписанного 100-метрового расстояния допускается только в нескольких случаях:

  1. Железнодорожное полотно проходит в выемке, расположенной ниже уровня жилой застройки.
  2. При постройке проведены специальные защитные мероприятия, указанные в СНиП и СП.
  3. Было проведено полноценное озеленение санитарной зоны. Но даже при соблюдении положенного расстояния от железной дороги территория должна озеленяться не менее чем на 50 %.

Ширина жд колеи

Даже если присутствуют обстоятельства, перечисленные в последнем списке, – выемка для путей дороги, проведение противошумовых защитных мероприятий, озеленение и соответствие уровню шума и вибрации, который должен быть, согласно определенному в методичках, жилой дом можно строить не ближе чем в 50 метрах от железной дороги.

Допустимые вариации от домов и зданий

С некоторого времени в Российской Федерации нельзя построить дом, не получив соответствующего разрешения от надзорных инстанций. Чтобы избежать возможных ошибок в проектировании или сократить на законных основаниях до минимума расстояние от жд путей до здания, лучше начинать строительство после утверждения проекта застройки.

Схема высот и дистанций

Расстояние от полотна до жилого дома

Ответ на вопрос, сколько метров должно быть от полотна железной дороги до жилого дома или здания, официально звучит как 100 метров. Это санитарная зона жд, которая есть и у автомобильных дорог.

Минздрав определяет допустимое удаление в последнем случае по величине потока автомобилей, интенсивности их перемещения. При этом расчеты проводятся за предписанную единицу времени. Также учитывается соблюдение положенного расстояния от дома до забора.

Железнодорожные пути

Нормы расстояний в соответствии со статьей СанПиН

Санитарная норма для жилого дома и железной дороги рассчитывается по сходному принципу, в соответствии со статьей СанПиН, которая требует учитывать не менее важные обстоятельства. А именно:

  • количество проходящих железнодорожных путей и интенсивность осуществляемого грузооборота;
  • уровень шума и степень вибрации, непосредственно связанных с предыдущими обстоятельствами, причем уровень опасных воздействий, которые могут слышать жильцы домов или подвергаться строения, определяются по периодам интенсивного движения;
  • на дистанцию может влиять характер перманентно перевозимых грузов, взрыво- или пожароопасных;
  • для сортировочных станций есть отдельные требования.

Эскиз удаленности путей

Размещение в защитной зоне жд складов, гаражей, зданий коммунально-бытового назначения, зоны зеленых насаждений допустимо в 50-метровой зоне. Строительство многоквартирных домов регламентируется в зоне повышенной застройки постановлениями местных властей. Например, как в Москве и Санкт-Петербурге.

Уменьшение дистанции допустимо только при наличии в плане утверждаемой застройки комплекса мероприятий для уменьшения рисков разрушения зданий или ущерба здоровью.

Размеры колеи

В Беларуси допустимой дистанцией вспомогательных помещений считается 50 метров. Однако на строительных форумах и юридических сайтах специалисты советуют соблюдать дистанцию в 70 м. Главным аргументом таких советов выдвигается не столько законопослушность, сколько разумные меры предосторожности по отношению к собственному жилищу и состоянию здоровья.

Приказ Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126
Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 августа 2008 г. N 126

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ

ОТВОДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, А ТАКЖЕ НОРМ РАСЧЕТА

ОХРАННЫХ ЗОН ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст. 4385) приказываю:

Утвердить прилагаемые Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.

Министр

И.Е.ЛЕВИТИН

Приложение

НОРМЫ

ОТВОДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, А ТАКЖЕ НОРМЫ РАСЧЕТА

ОХРАННЫХ ЗОН ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

I. Общие положения

1. Настоящие Нормы устанавливают нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования, а также нормы расчета охранных зон железных дорог, необходимых для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта.

2. В полосу отвода на железнодорожном транспорте (далее — полоса отвода) входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

В охранные зоны, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта (далее — охранные зоны) включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий, в том числе:

в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

в районах подвижных песков;

в местах расположения лесов, выполняющих функции защитных лесонасаждений, в том числе лесов в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

в местах расположения лесов, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность объектов железнодорожного транспорта.

3. Размеры земельных участков, устанавливаемых как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения объектов железнодорожного транспорта от загрязнения, и постоянные условия хозяйствования в их пределах определяются в соответствии с соответствующими санитарными нормами и правилами.

4. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

Ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.

5. Размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.

6. Размеры земельных участков охранных зон определяются исходя из рельефа и природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, от возможных катастроф с перевозимыми пожаровзрывоопасными и опасными грузами, иных факторов, а также необходимости поэтапного развития объектов железнодорожного транспорта.

II. Нормы отвода земельных участков, необходимых

для формирования полосы отвода железных дорог, а также

нормы расчета охранных зон железных дорог

7. Ширина земельных участков (в метрах), отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), устанавливается в соответствии с таблицей 1 для насыпей высотой до 12 метров и в соответствии с таблицей 2 для выемок глубиной до 12 метров.

Таблица 1

Ширина земельных участков для насыпей высотой до 12 метров

┌─────┬─────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Высота │ Железнодорожные пути │ │ п/п │ насыпи ├────────────────────────────┬────────────────────────────┤ │ │ (м) │ I, II, III категории │ IV категория │ │ │ ├────────────────────────────┴────────────────────────────┤ │ │ │ при поперечном уклоне местности │ │ │ ├─────────┬─────────┬────────┬─────────┬────────┬─────────┤ │ │ │ до 1:25 │ до 1:10 │ до 1:5 │ до 1:25 │до 1:10 │ до 1:5 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 1 │ 1 │ 24 │ 21 │ 23 │ 23 │ 20 │ 22 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 2 │ 2 │ 27 │ 24 │ 26 │ 26 │ 23 │ 25 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 3 │ 3 │ 21 │ 27 │ 29 │ 20 │ 26 │ 28 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 4 │ 4 │ 24 │ 30 │ 33 │ 23 │ 29 │ 32 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 5 │ 5 │ 27 │ 33 │ 37 │ 26 │ 32 │ 36 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 6 │ 6 │ 30 │ 37 │ 41 │ 29 │ 36 │ 40 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 7 │ 7 │ 34 │ 40 │ 45 │ 33 │ 39 │ 44 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 8 │ 8 │ 38 │ 44 │ 49 │ 37 │ 43 │ 48 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 9 │ 9 │ 41 │ 48 │ — │ 40 │ 47 │ — │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 10 │ 10 │ 45 │ 52 │ — │ 44 │ 51 │ — │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 11 │ 11 │ 48 │ — │ — │ 47 │ — │ — │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 12 │ 12 │ 52 │ — │ — │ 51 │ — │ — │ └─────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┘

Таблица 2

Ширина земельных участков для выемок глубиной до 12 метров

┌─────┬─────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Глубина │ Железнодорожные пути │ │ п/п │ выемки ├────────────────────────────┬────────────────────────────┤ │ │ (м) │ I, II, III категории │ IV категория │ │ │ │ проектирования │ проектирования │ │ │ ├────────────────────────────┴────────────────────────────┤ │ │ │ при поперечном уклоне местности │ │ │ ├─────────┬─────────┬────────┬─────────┬────────┬─────────┤ │ │ │ до 1:10 │ до 1:5 │ до 1:3 │ до 1:10 │ до 1:5 │ до 1:3 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 1 │ 1 │ 26 │ 29 │ 34 │ 25 │ 28 │ 33 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 2 │ 2 │ 29 │ 32 │ 38 │ 28 │ 31 │ 37 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 3 │ 3 │ 32 │ 35 │ 42 │ 31 │ 34 │ 41 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 4 │ 4 │ 35 │ 38 │ 46 │ 34 │ 37 │ 45 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 5 │ 5 │ 38 │ 41 │ 50 │ 37 │ 40 │ 49 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 6 │ 6 │ 41 │ 45 │ 54 │ 40 │ 44 │ 53 │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 7 │ 7 │ 44 │ 48 │ — │ 43 │ 47 │ — │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 8 │ 8 │ 47 │ 50 │ — │ 46 │ 49 │ — │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 9 │ 9 │ 50 │ — │ — │ 49 │ — │ — │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 10 │ 10 │ 54 │ — │ — │ 53 │ — │ — │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 11 │ 11 │ 57 │ — │ — │ 56 │ — │ — │ ├─────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ │ 12 │ 12 │ 60 │ — │ — │ 59 │ — │ — │ └─────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┘

Примечания к таблицам 1 и 2:

1. Ширина земельных участков, установленная в таблицах, предназначена для размещения однопутного земляного полотна, водоотводных канав с бермами со стороны подошвы насыпи или бровки выемки и предохранительных полос. Ширина предохранительных полос от подошвы насыпи или бровки выемки установлена — 2 метра, от бровок водоотводных канав — 1 метр.

2. Ширина земельных участков предназначена для размещения однопутных насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: глинистые, крупнообломочные с глинистым заполнителем, скальные выветривающиеся, пески недренирующие, мелкие и пылеватые.

Для размещения насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: скальные слабовыветривающиеся, крупнообломочные с песчаным заполнителем, пески дренирующие, ширина полос отвода, установленная в таблицах, может быть уменьшена на 1 метр.

3. Ширина земельных участков предназначена для земляного полотна с крутизной откосов:

насыпей в верхней части высотой до 6 метров — 1:1,5;

насыпей в нижней части от 6 до 12 метров — 1:1,75;

выемок с высотой откосов до 12 метров — 1:1,5.

При проектировании земляного полотна с другой крутизной откосов ширина земельных участков устанавливается в проекте.

4. При размещении железнодорожных путей I и II категорий на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, для устройства в будущем дополнительного (второго, третьего и пр.) пути ширину земельных участков необходимо устанавливать на 10 метров больше размеров, приведенных в таблицах.

При размещении железнодорожных путей I и II категорий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда Российской Федерации дополнительная ширина земельных участков выделяется в охранную зону.

5. Ширина земельных участков устанавливается сразу под два пути для участков железных дорог I и II категорий, располагаемых в выемках глубиной более 6 метров при скальных грунтах, а также располагаемых на крутых косогорах и на прижимах рек независимо от высоты откоса.

8. При прохождении железнодорожного пути по местности со сложными природными условиями ширина полосы отвода должна устанавливаться с учетом возможного проявления деформаций основания земляного полотна (вид и частота проявления различных факторов приведены в таблице 3).

В случаях, когда ширина полосы отвода по условиям проявления опасных природных факторов превышает ширину полосы отвода, полученную по конструкции поперечных профилей земляного полотна, дополнительная полоса выделяется в зону специального охранного назначения (охранную зону).

Таблица 3

Ширина полосы отвода для участков с особыми

природными условиями местности

┌───┬──────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐ │ N │ Природные условия │ Ширина полосы в зависимости │ │п/п│ местности, влияющие на │ от частоты действия фактора │ │ │ устойчивость земляного │ (активности), м │ │ │ полотна ├────────────┬──────────────┬──────────────┤ │ │ │ постоянно │ раз в 10 лет │раз в 100 лет │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 1 │Участки пути, находящиеся │ │ │ │ │ │на насыпях, отсыпанных на │ │ │ │ │ │болотах и других слабых │ │ │ │ │ │основаниях │ 50 │ — │ — │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 2 │Участки потопления и │ │ │ │ │ │размыва земляного полотна │ │ │ │ │ │от действия временных │ │ │ │ │ │водотоков, водохранилищ и │ │ │ │ │ │озер │ 50 │ — │ — │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 3 │Участки, расположенные в │ │ │ │ │ │зоне оврагообразования │ 100 │ 60 │ 50 │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 4 │Участки, расположенные на │ │ │ │ │ │оползнях │ > 200 │ 100 │ 60 │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 5 │Скально-обвальные участки │ 100 │ 70 │ 60 │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 6 │Места шахтных подработок │ 50 │ — │ — │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 7 │Места на вечномерзлых │ │ │ │ │ │грунтах │ 100 │ — │ — │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 8 │Места с наличием наледей │ 50 │ — │ — │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ 9 │Места с наличием пучин и │ │ │ │ │ │весенних пучинных просадок│ 40 │ — │ — │ ├───┼──────────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤ │10 │Карстовые участки │ 100 │ — │ — │ └───┴──────────────────────────┴────────────┴──────────────┴──────────────┘

9. Расстояние от оси крайнего пути разъезда, обгонного пункта и станции до границы полосы отвода должно быть не менее 10 метров.

При размещении разъездов, обгонных пунктов и станций на землях сельскохозяйственного назначения это расстояние может быть уменьшено до 6 метров.

10. Ширина полосы отвода для искусственных сооружений на малых водотоках, включающих небольшие реки и ручьи с площадью бассейна сбора воды менее 100 кв. км, должна определяться из расчета создания возможности расчистки русла водотока на протяжении не менее 30 метров выше и ниже сооружения (на мостовых переходах — от продольной оси моста, при трубах — от входа и выхода), а также с учетом необходимости расположения устройств для гашения скорости воды у входа и выхода труб (водобойные колодцы).

11. Ширина полосы отвода на дневной поверхности тоннелей (подходы к порталам тоннелей) должна определяться из условий обеспечения последней от заболачивания и скопления воды, расположения водоотводных, дренажных и вентиляционных устройств, а также из расчета, при необходимости, расчистки прилегающих к трассе тоннеля земельных участков от древесно-кустарниковой растительности.

12. Ширина полос отвода под снегозадерживающие лесные насаждения, независимо от их конструкции с каждой стороны пути при расчетном годовом объеме снегоприноса 25 м3 и более на 1 погонный метр пути может быть установлена по следующей зависимости:

S p B = —— метров, h p где: S — площадь поперечного сечения снегоприноса, численно равная p расчетному годовому объему приносимого к пути снега принятой вероятности превышения, м2; h — расчетная высота (максимально допустимая средняя) отложения снега p внутри насаждений, устанавливаемая в зависимости от лесорастительных условий, метров.

Для основных видов почв расчетную высоту отложения снега внутри насаждений можно принимать в следующих размерах:

3 метра — на серых лесных почвах, подзолистых почвах и черноземах, кроме солонцеватых;

2,5 метра — на солонцеватых черноземах и темно-каштановых почвах;

2 метра — на каштановых, светло-каштановых, бурых почвах, а также почвах солонцового комплекса.

13. Ширина полосы отвода на снегозаносимых участках путей железнодорожного транспорта, пересекающих лесные массивы, устанавливается, как правило, не более ширины полосы отвода на снегозаносимых участках, защищенных искусственно создаваемыми снегозадерживающими лесными насаждениями.

14. Вдоль трассы железнодорожных путей, пересекающих территории, покрытые песками, необходимо предусматривать полосы отвода для пескозащитных лесных насаждений или фитомелиоративной пескозащиты (закрепление песков древесной, кустарниковой и травянистой растительностью), а также для расположения почвоукрепительных лесных насаждений, обеспечивающих защиту пути и сооружений от оползней, обвалов, осыпей, селей, оврагообразования.

Максимальный годовой объем приноса к пути песка следует определять с вероятностью превышения:

1:15 (7%) — на железнодорожных путях I и II категорий;

1:20 (5%) — на железнодорожных путях I и II категорий, расположенных в сильнозаносимых местностях малонаселенных районов;

1:10 (10%) — на железнодорожных путях III и IV категорий.

Ширину песчаных участков с каждой стороны пути следует проектировать в следующих размерах:

не менее 200 метров — в пустынных и полупустынных районах;

не менее 100 метров — в остальных районах.

За пределами полосы отвода, где должны быть проведены фитомелиоративные мероприятия, необходимо установить зону охранного назначения, где запрещаются действия, увеличивающие подвижность песков (уничтожение растительности, нарушение почвенного покрова транспортной техникой, выпас скота).

Ширина охранной зоны должна быть:

не менее 500 метров — в пустынных и полупустынных районах;

не менее 100 метров — в остальных районах.

15. Для участков железнодорожных путей, на которых могут возникать снежные лавины, необходимо предусматривать отвод земельных участков для расположения лавинозащитных устройств (галлерей, дамб, лавиноуловителей, клиньев и других сооружений) и лавиноупреждающих средств (траншеи, застройка склонов постоянными заборами, облесение склонов).

16. Ширина земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна на перегонах, устанавливается в проекте с учетом следующих местных условий и правил:

1) при необходимости закладки резервов для возведения насыпей они, как правило, должны располагаться с нагорной стороны.

При возведении высоких насыпей, а также на местности с небольшим поперечным уклоном (до 1:10) резервы могут располагаться с обеих сторон.

Ширина и глубина резервов проектируются исходя из потребностей в объемах грунта для возведения насыпей и обеспечения нормального водоотвода;

2) размеры ширины резервов поверху, влияющие на ширину земельных участков, отводимых для сооружения насыпей на перегонах, в зависимости от глубины и площади поперечного сечения (фактически объем потребного грунта на 1 погонный метр насыпи) резерва следует принимать по данным таблиц 4 и 5.

При односкатном резерве, поперечном уклоне i = 0,02 и откосах с крутизной со стороны железнодорожного пути 1:1,5, с полевой стороны 1:1 ширину резерва поверху B_1 в зависимости от проектируемой глубины h можно принимать по таблице 4.

При двухскатном резерве, поперечном уклоне i = 0,02 и откосах с крутизной со стороны железнодорожного пути 1:1,5, с полевой стороны 1:1 ширину резерва поверху B_1 в зависимости от проектируемой глубины h следует принимать по таблице 5.

Таблица 4

Размеры ширины односкатных резервов в зависимости

от проектируемой глубины

┌───┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Проектируемая глубина, м │ │п/п├────────────────────┬────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┬────────────────────┤ │ │ 0,5 │ 0,8 │ 1,0 │ 1,5 │ 2,0 │ │ ├───────────┬────────┼───────────┬────────┼───────────┬─────────┼───────────┬─────────┼───────────┬────────┤ │ │ площадь │ ширина │ площадь │ ширина │ площадь │ ширина │ площадь │ ширина │ площадь │ ширина │ │ │поперечного│резерва │поперечного│резерва │поперечного│ резерва │поперечного│ резерва │поперечного│резерва │ │ │ сечения, │поверху,│ сечения, │поверху,│ сечения, │поверху, │ сечения, │поверху, │ сечения, │поверху,│ │ │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 1 │ 1,22 │ 3 │ 1,61 │ 3 │ 1,75 │ 3 │ 4,70 │ 5 │ 7,01 │ 6 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 2 │ 1,75 │ 4 │ 2,44 │ 4 │ 2,77 │ 4 │ 6,23 │ 6 │ 9,04 │ 7 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 3 │ 2,38 │ 5 │ 3,29 │ 5 │ 3,81 │ 5 │ 7,79 │ 7 │ 11,09 │ 8 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 4 │ 2,91 │ 6 │ 4,16 │ 6 │ 4,87 │ 6 │ 9,35 │ 8 │ 13,16 │ 9 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 5 │ 3,51 │ 7 │ 5,05 │ 7 │ 5,96 │ 7 │ 10,94 │ 9 │ 15,24 │ 10 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 6 │ 4,13 │ 8 │ 5,95 │ 8 │ 7,04 │ 8 │ 12,55 │ 10 │ 17,35 │ 11 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 7 │ 4,77 │ 9 │ 6,88 │ 9 │ 8,16 │ 9 │ 14,20 │ 11 │ 19,48 │ 12 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 8 │ 5,43 │ 10 │ 7,83 │ 10 │ 9,30 │ 10 │ 15,58 │ 12 │ 21,63 │ 13 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 9 │ 6,15 │ 11 │ 8,80 │ 11 │ 10,46 │ 11 │ 17,52 │ 13 │ 23,80 │ 14 │ └───┴───────────┴────────┴───────────┴────────┴───────────┴─────────┴───────────┴─────────┴───────────┴────────┘

Таблица 5

Размеры ширины двускатных резервов в зависимости

от проектируемой глубины

┌───┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Проектируемая глубина, м │ │п/п├────────────────────┬────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┬────────────────────┤ │ │ 0,5 │ 0,8 │ 1,0 │ 1,5 │ 2,0 │ │ ├───────────┬────────┼───────────┬────────┼───────────┬─────────┼───────────┬─────────┼───────────┬────────┤ │ │ площадь │ ширина │ площадь │ ширина │ площадь │ ширина │ площадь │ ширина │ площадь │ ширина │ │ │поперечного│резерва │поперечного│резерва │поперечного│ резерва │поперечного│ резерва │поперечного│резерва │ │ │ сечения, │поверху,│ сечения, │поверху,│ сечения, │поверху, │ сечения, │поверху, │ сечения, │поверху,│ │ │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ м2 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 1 │ 6,25 │ 12 │ 9,30 │ 12 │ 12,30 │ 13 │ 18,70 │ 14 │ 25,50 │ 15 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 2 │ 6,88 │ 13 │ 10,21 │ 13 │ 13,41 │ 14 │ 20,32 │ 15 │ 27,61 │ 16 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 3 │ 7,50 │ 14 │ 11,21 │ 14 │ 14,54 │ 15 │ 21,93 │ 16 │ 29,73 │ 17 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 4 │ 8,14 │ 15 │ 12,05 │ 15 │ 15,66 │ 16 │ 23,56 │ 17 │ 31,85 │ 18 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 5 │ 8,77 │ 16 │ 12,98 │ 16 │ 16,81 │ 17 │ 25,19 │ 18 │ 33,99 │ 19 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 6 │ 9,43 │ 17 │ 13,93 │ 17 │ 17,25 │ 18 │ 26,85 │ 19 │ 36,13 │ 20 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 7 │ 10,09 │ 18 │ 14,88 │ 18 │ 19,12 │ 19 │ 28,50 │ 20 │ 38,29 │ 21 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 8 │ 10,77 │ 19 │ 15,85 │ 19 │ 20,28 │ 20 │ 30,17 │ 21 │ 40,45 │ 22 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │ 9 │ 11,44 │ 20 │ 16,82 │ 20 │ 21,47 │ 21 │ 31,84 │ 22 │ 42,63 │ 23 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │10 │ 12,14 │ 21 │ 17,81 │ 21 │ 22,65 │ 22 │ 33,54 │ 23 │ 44,81 │ 24 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │11 │ 12,84 │ 22 │ 18,80 │ 22 │ 23,86 │ 23 │ 35,23 │ 24 │ 47,00 │ 25 │ ├───┼───────────┼────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┤ │12 │ 13,56 │ 23 │ 19,81 │ 23 │ 25,06 │ 24 │ 36,93 │ 25 │ 49,76 │ 26 │ └───┴───────────┴────────┴───────────┴────────┴───────────┴─────────┴───────────┴─────────┴───────────┴────────┘

Санитарно-защитная зона железной дороги

Санитарно-защитная зона выполняет функцию защитного барьера, который обеспечивает уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
От линий железнодорожного транспорта устанавливается санитарный разрыв. Величина разрыва определяется по расчету рассеивания загрязняющих веществ, расчету уровня шума и вибрации. (СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03)
На сегодняшний день существует два методических указания по определению выбросов от железнодорожного транспорта:
1. «Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)», 1992 г.
2. «Определение массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в атмосферу (РД 32.94-97)», 1998 г.

Размер санитарно-защитных разрывов для железнодорожного транспорта

В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина сан.зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади сан.-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, пионерских лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха — не менее 300 м. (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу «Разработка проекта СЗЗ для железной дороги» можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

IV. Сигналы ограждения на железнодорожном транспорте

1. Применение постоянных сигналов уменьшения скорости. Порядок их установки. (ИСИ п.33)

Диском желтого цвета подается сигнал – разрешается движение с уменьшением скорости и готовностью проследовать опасное место, огражденное сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места», со скоростью, установленной владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования».

Диском зеленого цвета – поезд проследовал опасное место. На однопутных участках машинист видит такой сигнал с левой стороны по направлению движения.

Места, устанавливаемые владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования и требующие постоянного уменьшения скорости, ограждаются с обеих сторон

· на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 50 м от границ опасного места постоянными сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места»,

· на железнодорожных путях необщего пользования – 15 м от границ опасного места постоянными сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места».

От этих сигнальных знаков на расстоянии «А» или «Т» – сигналы уменьшения скорости.

Что означает расстояние «А», расстояние «Б», расстояние «Т» и от чего зависит? (ИСИ пп. 33, 36)

Расстояние «А»

Это расстояние от сигнальных знаков «Начало опасного места» и «Конец опасного места»до сигналов уменьшения скорости. Находится в пределах от 800 до 1500м.

Расстояние «Б»

Это расстояние от переносных красных сигналовили от места внезапно возникшего препятствия до первой петарды. Находится в пределах от 1000 до 1700м.

Слово педагога

Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций

структурное подразделение Дальневосточной железной дороги

филиала ОАО «РЖД»

КОНСПЕКТ К УРОКУ

по предмету «

ПТЭ, инструкции и безопасность движения

«

тема: «ИСИ. Глава IV. СИГНАЛЫ ОГРАЖДЕНИЯ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Часть 1

преподаватель Чекан Сергей Григорьевич

г. Южно-Сахалинск

2017 г.

Сигналы, сигнальные и путевые знаки

устройства путевого заграждения …………………………………… 3

2. Порядок установки сигналов, сигнальных знаков ………… ……..10

3. ИСИ. Глава IV. Сигналы ограждения на ж/д. транспорте…………11

3.1. Постоянные сигналы ограждения и предъявляемые

ими требования. Схема ограждения опасных мест

на однопутном перегоне постоянными сигналами

уменьшения скорости.

Скорость движения поездов по этому участку……………………11

3.2. Переносные сигналы ограждения, предъявляемые

ими требования ……………………………………………………13

3.3. Расстояние «А» и «Б» (в том числе применительно

к условиям Сахалинского региона ДВж.д.)………………………..15

4. Порядок ограждения сигналами остановки

мест производства работ на однопутном перегоне

(при фронте работ: 200 м и менее и более 200 м)…………………..17

5. Порядок ограждения сигналами остановками

места производства работ вблизи станции

на однопутном перегоне (на расстоянии: менее «Б+250м»

и менее 60м от границы станции)………………………………….19

6. Порядок ограждения внезапно возникших

препятствий на перегоне …………………………………………….21

Сигналы, сигнальные и путевые знаки,

устройства путевого заграждения

(инструкция по текущему содержанию ж.д. пути, (распоряжение ОАО «РЖД»

№ 2288р от 14.11.16г.) глава 3 пункт 3.8)

Сигналы, сигнальные, путевые и особые путевые знаки должны быть

утвержденного ОАО «РЖД» типа.

Сигналы делятся на:

постоянные — постоянные диски уменьшения скорости;

+

обратная сторона сигнала,

переносные:

1. остановки (прямоугольный щит красного цвета на шесте или красный флаг

на шесте днем и красный огонь фонаря — ночью),

+

+

2. уменьшения скорости (квадратный щит желтого цвета днем и ночью);

+

обратная сторона сигнала,

3. сигнал для съемных дрезин.

Сигнальные знаки делятся на

Переносные сигнальные знаки:

«С» — о подаче локомотивом звукового сигнала

Постоянные сигнальные знаки:

«Предельный столбик» — указывает место, дальше которого на пути в

направлении стрелочного перевода нельзя устанавливать подвижной состав;

«Граница станции» «Граница подъездного Начало Конец

пути»; опасного места

+

+

+

Постоянные предупредительные сигнальные знаки:

«С» — о подаче локомотивом звукового сигнала «Остановка локомотива»;

при подходе к мостам, тоннелям, переездам;

Временные сигнальные знаки:

«Поднять нож, «Опустить нож, «Подготовиться к поднятию

закрыть крылья»; опустить крылья»; ножа и закрытию крыльев».

+

+

Предупреждающие сигнальные знаки (у переездов):

«Однопутная железная дорога»; «Многопутная железная дорога».

Путевые знаки и особые путевые знаки делятся на:

Путевые знаки:

километровые столбы; пикетные столбики; уклоноуказатели

+

+

+

Особые путевые знаки:

граница полосы отвода; наивысшего горизонта вод и максимальной

высоты волны;

скрытых сооружений земляного полотна;

реперы начала и конца круговых кривых, начала, середины и конца переходных

кривых;

знак оси пассажирского здания «ОПЗ»;

прикрепляются со стороны главного пути на стене пассажирского здания по его

вертикальной оси на высоте 0,5м над уровнем верха окон первого этажа.

знаки на линейных путевых зданиях – указывают километр, на котором находится

здание и наличие телефона в этом здании.

Устанавливаются на линейном путевом

здании со стороны главного пути.

указатель номера стрелки – устанавливаются согласно Приложения № 6 п.11ПТЭ.

1. Как делятся сигналы, сигнальные и путевые знаки

Сигналы делятся на:

постоянные — постоянные диски уменьшения скорости;

переносные:

остановки

(прямоугольный

щит

красного

цвета

на

шесте или красный флаг на шесте днем и красный огонь фонаря –

ночью),

уменьшения

скорости

(квадратный

щит

желтого

цвета

днем

и

ночью);

сигнал для съемных дрезин.

Сигнальные знаки делятся на:

Переносные

сигнальные

знаки: «Начало опасного места» и «Конец

опасного места»;»С» — о подаче локомотивом звукового сигнала.

Постоянные

сигнальные

знаки: «Предельный столбик» — указывает

место, дальше которого на пути в направлении стрелочного перевода нельзя

устанавливать

подвижной

состав;»Граница

станции»;

«Граница

подъездного

пути»; «НОМ» и «КОМ».

3. Постоянные предупредительные сигнальные знаки: «С» — о подаче

локомотивом

звукового

сигнала

при

подходе

к

мостам,

тоннелям,

переездам;

«Остановка локомотива»;

Временные

сигнальные

знаки: «Поднять

нож,

закрыть

крылья»;

«Опустить нож, опустить крылья»; «Подготовиться к поднятию ножа и закрытию

крыльев».

5. Предупреждающие сигнальные знаки (у переездов):

Однопутная железная дорога; Многопутная железная дорога.

Путевые знаки и особые путевые знаки делятся на:

П у т е в ы е

з н а к и : километровые

столбы;

пикетные

столбики;

уклоноуказатели.

Особые

путевые

знаки: граница

ж.

д.

полосы

отвода;наивысшего

горизонта

вод

и

максимальной

высоты

волны;скрытых

сооружений

земляного полотна;

знак оси пассажирского здания; знаки на линейных путевых зданиях;

указатель номера стрелки.

К сведению. К устройствам путевого заграждения относятся:

путевые упоры;

поворотные брусья; сбрасывающие башмаки; сбрасывающие

остряки;

сбрасывающие

стрелки

и

другие,

утвержденные

ОАО

«РЖД»,

конструкции.

2. Порядок установки сигналов, сигнальных знаков

Сигналы

и

сигнальные

знаки

устанавливаются

с

правой

стороны

по

направлению движения, а путевые — с правой стороны по счету километров на

расстоянии не менее 3100 мм от оси пути. В выемках (кроме скальных) и на

выходах из них путевые и сигнальные знаки устанавливаются за пределами

кюветов и лотков с полевой стороны. В сильно заносимых выемках и на выходах

из них (в пределах 100 м) указанные знаки устанавливаются на расстоянии не

менее 5700 мм от оси крайнего пути.

Переносные сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки «НОМ»

и «КОМ» на многопутных перегонах и в пределах станции при недостаточной

ширине междупутья (менее 5,45 м) могут устанавливаться на шестах высотой 1,2

м

(карликовый

переносной

сигнал

или

сигнальный

знак);

при

достаточной

ширине междупутья (5,45 м и более) — на шестах нормальной высоты.

Постоянные сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного

места»

устанавливаются

в

местах

действия

постоянных

и

длительных

предупреждений, объявленных приказом начальника дирекции инфраструктуры.

3. ИСИ. Глава IV. Сигналы ограждения на ж/д транспорте

(п.33-49)

3.1. Постоянные сигналы ограждения и предъявляемые

ими требования. Схема ограждения опасных мест

на однопутном перегоне постоянными сигналами

уменьшения скорости. Какая скорость движения поездов по этому

участку /п. 33/.

К постоянным сигналам ограждения относят:

постоянные сигналы уменьшения скорости — диски с одной стороны желтого

цвета с другой зеленого.

+

Они применяются для ограждения опасного места, где ограничение

скорости установлено владельцем инфраструктуры (приказом начальника дороги

«Н») и размещаются на специальных столбах (высота 2100 мм, бело-черная

окраска).

Требования, предъявляемые постоянным сигналом ограждения.

Желтой стороной диска подается сигнал: разрешается движение с

уменьшением скорости и готовностью проследовать опасное место,

огражденное сигнальными знаками: «Начало опасного места»

(НОМ) и «Конец опасного места» (КОМ), со скоростью

установленной «Н».

Диском зеленого цвета – поезд проследовал опасное место.

Постоянные сигнальные знаки Переносной сигнальный знак

«начало/конец опасного места»

Постоянные сигналы уменьшения скорости (желтые диски)

устанавливается на расстоянии «А» от сигнальных знаков «НОМ» и «КОМ»

и 3100 мм от оси пути.

На однопутных перегонах машинист видит:

сигнал «желтый диск» и сигнальный знак «НОМ» с правой стороны,

а сигнальный знак «КОМ» и сигнал «зеленый диск» с левой стороны по ходу

(направлению) движения поезда.

Скорость движения поездов на этом участке устанавливается «Н».

3.2. Переносные сигналы ограждения, предъявляемые ими

требования (пункты 34 и 35)

К переносным сигналам ограждения относятся:

1. щиты прямоугольной формы красного цвета с обеих сторон или с одной

стороны красного цвета, а с другой – белого.

2. квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого) цвета.

3. фонари на шестах с красным огнем и красные флаги на шестах.

Требования, предъявляемые переносными сигналами ограждения.

1) прямоугольный щит красного цвета (или красный флаг на шесте) днем

и

красный

огонь

фонаря

на

шесте

ночью

– стой!

Запрещается

проезжать

сигнал;

Устанавливается на расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка пути с

обеих сторон внутри колеи (ближе к правому рельсу по ходу движения или на

месте внезапно возникшего препятствия на перегонах и на оси пути на станциях,

на шестах 2 м).

2)квадратный щит желтого цвета днем и ночью при расположении

опасного места:

а)на перегоне – разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное

место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью.

б)на главном пути станции – разрешается движение с уменьшением скорости,

впереди опасное место, требующее проследования с уменьшенной скоростью.

в) на остальных станционных путях – разрешается проследование сигнала со

скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии его – на путях общего

пользования со скоростью не более 25 км/ч.

Квадратный щит желтого цвета устанавливается напротив остряков

стрелочных переводов ограждающих путь.

Обратная сторона квадратного щита (зеленого цвета) днем и ночью

на перегоне и главном пути станции машинист поезда имеет право повысить

скорость до установленной. После проследования опасного места всем составом.

3.3. Что такое расстояние «А» и «Б», что они устанавливают,

от чего зависят и как определяются, в том числе применительно

к условиям Сахалинского региона ДВжд (

п. 33, приказ №ДВОСТ- 158)

Расстояние «А» и «Б» зависят от максимально допускаемой скорости движения

поездов и руководящего спуска на перегоне.

К сведению. Руководящим называется наибольший по крутизне спуск (с

учетом сопротивления от кривых) протяженностью не менее тормозного пути.

Тормозной

путь

в

зависимости

от

руководящего

спуска

и

максимально

допустимой скорости движения принимается равным 1000, 1200, 1300, 1500, 1600

и 1700 м.

К сведению: расстояния «А» и «Б» при руководящем спуске менее 0.006, а

также от 0. 006 и круче, но не более 0. 010 определяются по табл.1 в ИСИ, а при

руководящих спусках более 0.010 устанавливаются приказом «Н».

Сахалинский регион: для «А» 800 — 1200 м; для «Б»1000- 1800 м.

Расстояние «А» это расстояние от сигнальных знаков «НОМ» и «КОМ» до

сигналов уменьшения скорости (постоянных или переносных).

Расстояние «А» должно обеспечить возможность снижения скорости поезда( от

установленной до указанной в приказе «Н» или предупреждении).

Расстояние «Б» это расстояние от переносных красных сигналов и от места

внезапно возникшего препятствия (огражденного щитом, флагом, фонарем на

шесте)

до

первой

петарды (ближней к месту производства работ или места

внезапно возникшего препятствия).

Расстояние «Б» должно обеспечить остановку поезда до красного сигнала.

П Е Р Е Ч Е Н Ь

участков железнодорожного пути с указанием минимальных расстояний

установки сигналов уменьшения скорости движения поездов и петард

в зависимости от уклона и допускаемой скорости движения поездов.

Приложение № 10 к приказу ДВ ж.д. от 30 августа 2016 г. № ДВОСТ-158

Участки, перегоны

Путь

однопут

ный

При ограждении места

работы и участков пути

сигналами уменьшения

скорости

При ограждении места

работы, места

препятствия

сигналами остановки

Расстояние от

сигнальных знаков

“Начало опасного

места” и “Конец

опасного места” до

сигналов уменьшения

скорости

(расстояние А)

Расстояние от

переносных красных

сигналов и от

внезапно возникшего

препятствия до первой

петарды

(расстояние Б)

Корсаков – Ноглики

Корсаков – Ново-Александровка

Ново-Александровка – Поронайск

Поронайск – Ноглики

Шахта – Холмск

Холмск – Ильинск – Арсентьевка

Примыкания

Холмск-Николайчук

Ю-Сахалинск – Новодеревенская

Сокол – Быков

Вахрушев – Вахрушев-Угольный

4. Порядок ограждения сигналами остановки

мест производства работ на однопутном перегоне,

(при фронте работ: 200 м и менее и более 200 м) (пункт 36)

— при фронте работ 200 м и менее.

Сигналистами,

первыми

устанавливаются

переносные

сигналы

уменьшения скорости (желтые сигналы)с обеих сторон от места работ с правой

стороны пути по направлению движения на расстоянии не ближе 3100 мм от оси

крайнего пути на шестах высотой 3 м.

2. Установив желтые сигналы, сигналисты подходят к месту укладки петард

и ожидают распоряжения руководителя работ об укладке петард.

3. На расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка с обеих сторон

внутри колеи у правого рельса по ходу движения поезда на шестах длиной 2 м

выделенным

монтерам

пути

по

распоряжению

руководителя

работ

устанавливаются переносные красные сигналы.

4. После установки переносных красных сигналов руководитель работ даёт

распоряжение сигналистам об укладке петард.

Петарды укладываются в направлении от желтого сигнала к месту работ.

Первой укладывается петарда, ближайшая к переносному желтому сигналу на

правом рельсе (если встать лицом к месту работ), второй – петарда через 20м на

левом рельсе и третьей – еще через 20м на правом рельсе;

После укладки последней петарды сигналист отходит на 20 м в сторону

места работ и стоит с ручным красным сигналом (днем с развернутым красным

флагом; ночью — с ручным фонарем с красным огнем, обращённого в сторону

ожидаемого

поезда)

на

обочине

полотна,

охраняя

уложенные

петарды

и

установленный переносной желтый сигнал.

Переносные красные сигналы находятся под наблюдением руководителя работ.

+

Петарды эксплуатируются при температуре ±50 °C и относительной влажности

воздуха до 98%. Уровень звука взрыва петарды — не менее 100 децибел, наружный

диаметр — 65 миллиметров, масса — не более 80 грамм

Соответствующие расстояния указаны на схеме.

— при фронте работ более 200 м.

Установка и охрана переносных красных сигналов производится

выделенными сигналистами одновременно с укладкой петард сигналистами,

выделенными для установки и охраны переносных желтых сигналов по

распоряжению руководителя работ.

Переносные красные сигналы находятся под наблюдением сигналистов.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………….

К сведению: требование распоряжения № 2790р и №2540р глава 4 пункт

4.3 (последний абзац):

На перегонах, где расстояние от переносных красных сигналов до первой,

ближайшей к месту работ петарды установлено более 1200 м, а также при

плохой видимости, в случае отсутствия радиосвязи или телефонной связи,

кроме

сигналистов,

охраняющих

петарды,

должны

выставляться

дополнительные сигналисты, в обязанности которых входит повторение

сигналов руководителя работ и основных сигналистов.

……………………………………………………………………

5. Порядок ограждения сигналами остановками

места производства работ вблизи станции на однопутном перегоне,

(на расстоянии: менее «Б+250м» и менее 60м от границы станции)

(пункт 36)

1. Схема

ограждения мест производства работ сигналами остановки на

однопутном перегоне вблизи станции, на расстоянии менее «Б+250» от границы

станции.

Менее «Б + 250»

Если место препятствия или производства работ на перегоне находится

вблизи станции. (Расстояние менееБ+250 м до входного сигнала) и оградить это

место установленным порядком невозможно.

Со стороны перегона оно ограждается установленным порядком,

а со

стороны станции переносной красный сигнал устанавливается на оси пути против

входного сигнала с укладкой трех петард, охраняемые сигналистом.

2. Схема ограждения мест производства работ сигналами остановки на

однопутном перегоне вблизи станции, на расстоянии менее 60 м от границы

станции.

Если

место

препятствия

или

производства

работ

расположено

на

расстоянии менее 60 м от входного сигнала, то петарды со стороны станции не

укладываются.

Менее 60 м

Когда место работы находится вблизи станции, то в Журнал осмотра

путей, … ДУ-46 руководителем работ делается запись о приеме поездов с

остановкой на станции и о порядке их отправления.

К сведению. Распоряжение № 2790р глава 4 п. 4.4:

Если по месту путевых работ(вблизи станции) после их завершения и

снятия сигналов остановки поезда должны пропускаться с уменьшением

скорости, то со стороны перегона оно ограждается установленным

порядком, а со стороны станции против остряков выходной стрелки и

против входного сигнала устанавливаются переносные желтые сигналы на

расстоянии 50 м от места работ – сигнальные знаки «НОМ» и «КОМ».

6. Порядок ограждения внезапно возникших препятствий

на перегоне (пункт 37, распоряжение № 2540р глава 7)

При обнаружении на перегоне внезапно возникшего препятствия для

движения поездов (лопнувший рельс, размыв пути, обвал, снежный занос и т.д.)

и

при

отсутствии

на

месте

необходимых

переносных

сигналов должны

немедленно

на

месте

препятствия

установить

сигнал

остановки

(днем

красный флаг, ночью – фонарь с красным огнем).

Затем

сигналом

общей

тревоги

(один

длинный

и

три

коротких

звука

духового

рожка),

подаваемым

непрерывно,

вызывать

на

помощь

другого

работника

железной

дороги

или

же

проходящих

людей

и

в

зависимости

от

обстоятельств поступать следующим образом.

Когда имеется твердая уверенность, с какой стороны должен быть

первый поезд:

Необходимо идти навстречу поезду и, пройдя от места препятствия

расстояние»Б»,установленное

начальником

дороги

для

данного

перегона, уложить петарды, после чего уложить петарды с другой

стороны препятствия на расстоянии»Б»от него и вернуться к месту

препятствия.

Если подход поезда неизвестен:

Уложить в первую очередь петарды на расстоянии » Б» со стороны:

спуска к месту препятствия, а на площадке – со стороны худшей

видимости (кривая, выемка и др.). Затем уложить петарды с другой

стороны препятствия на расстоянии «Б» от него и вернуться к месту

препятствия; при одинаковых условиях на подходах оставаться на

месте препятствия.

Если работник не имеет при себе: переносных или ручных сигналов, петард

необходимо использовать подручные средства:

— при приближении поезда подается сигнал — движением по кругу: руки,

какого-либо предмета, ночью фонаря с огнем любого цвета;

установка

на

опасном

месте

шеста

с

красным

сигналом

или

другим

контрастным предметом;

использование

мобильной

связи

или

остановка

проходящего

автотранспорта для передачи информации: работникам ж. д. , МЧС, полиции и

др.

— при близко расположенном ж. д. переезде с дежурным по переезду —

передача информации об опасном месте через дежурного по переезду.

— вскрытие стойки с перегонной связью,

— разведение костра или установка факела на обочине пути,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *