Общедомовые приборы учета

Содержание

Общедомовые приборы учета: что это, кто устанавливает, законодательство

В 2009 году законодательными властями РФ было принято решение об обязательной установке общедомовых приборов учета во всех многоквартирных домах, но данное правило начало действовать только к середине 2012 года. С тех пор граждане пытаются найти информацию об общедомовых приборах учета: что это, кто оплачивает их установку и когда общедомовые счетчики должны быть установлены в новостройках.

Особенности общедомовых приборов учета

Говоря о том, что такое ОДПУ, следует понимать, что под этим понятием подразумевается общедомовой счетчик, предназначенный для контроля разницы между фактическим потреблением ресурсов и показаниями, по которым граждане ежемесячно оплачивают услуги: электро-, тепло-, водоснабжение. Благодаря нему управляющие компании вычисляют, есть ли факты недоплаты.

Согласно Закону «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», до 1 июля 2012 года установка ОДПУ не являлась обязательной для многоквартирных домов, и правила носили рекомендательный характер, но сейчас оборудование должно присутствовать.

После присоединения Р.Крым к РФ было введено обязательство по монтажу ОДПУ, но крымчане должны выполнить это до 2019 года.Если пренебречь требованием, за коммунальные услуги придется платить большие суммы с учетом повышающего коэффициента.

Холодная вода

Установка ОДПУ для контроля потребления холодной воды возможна лишь в том случае, если дом подключен к центральной системе водоснабжения. Если же в многоэтажке часть людей получает воду через одну, а еще часть – через другую систему, — с юридической точки зрения монтаж счетчика нарушит права жителей и приведет к конфликту между ними и управляющей компанией при расчете за коммунальные услуги, к тому же контролировать объемы поступающей воды объективно не получится.

Если же система водоснабжения одна, счетчик устанавливается на весь дом и позволяет контролировать объемы проходящей к жильцам воды.

Горячая вода

Учет горячей воды ведется управляющими компаниями на выходе из дома изначально, поэтому перед тем, как устанавливать ОДПУ, жильцам необходимо поинтересоваться в УК, не установлен ли уже счетчик. Если он уже есть, монтаж своего прибора теряет смысл.

В некоторых случаях установка общего счетчика все же оправдана тем, что граждане могут самостоятельно контролировать правильность заполнения квитанций при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Тепловая энергия

Предоставление отопления является в компетенции местной Теплосетевой компании. Оплата производится жильцами круглогодично, исходя из площади помещений, поэтому монтаж общедомовых приборов учета на тепло не актуален и не представляется возможным – не все помещения в многоэтажке отапливаются. В каждом регионе свои нормативы и стоимость потребления.

Единственный вариант, когда оборудование может быть установлено – монтаж на энергетическом узле. Это позволяет контролировать поставку теплоэнергии, но для самих жильцов значения не имеет.

Электроэнергия

Осуществление общего учета электроэнергии является самым простым. Количество источников получения энергии роли не играет – достаточно провести через них общую линию и установить ОДПУ.

Единственным недостатком установки общего счетчика на электроснабжение является увеличенная нагрузка, ведь электричество может передаваться через провода при передаче на прибор.В этом случае между фактически уплаченными суммами и расходом появляется разница, которую должны оплачивать зарегистрированные в квартирах граждане.

Установка и оплата общедомовых счетчиков

Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
  2. Покупается счетчик.
  3. Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
  4. Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.

В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.

В некоторых регионах устанавливаются свои правила оплаты, и тогда обязательства могут быть возложены на ресурсосберегающую компанию.

Рассмотрим детальные примеры:

Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.

Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета

Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.

Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ

Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде. Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.

В случае, если собственники отказываются платить за установку

Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.

Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта

Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.

Если же дом находится в хорошем состоянии, и износ составляет не более 20-30%, поставить ОДПУ за счет денег на текущий ремонт можно.

В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.

Порядок установки общедомового прибора учета

Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:

  1. Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
  2. На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
  3. Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
  4. Производится монтаж.

При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплаутацию

Показания ОДПУ берутся в расчет только после опломбировки. Для этого представители управляющей организации подписывают заключительный акт с энергосбергающей компанией. Если опломбировки нет, показания не могут быть достоверными, ведь специалистам необходимо убедиться в качестве прибора.

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика

Если устанавливается ОДПУ, после монтажа на ввод в эксплуатацию компании отводится 1 месяц. За это время УК должна рассчитать величину оплаты в соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ №354, где в расчет берутся показания счетчика.

Когда ОДПУ установлен, но некоторые квартиры не оборудованы приборами индивидуального учета, начисление платы производится по формулам, указанным в приложении 32 к Постановлению. Чтобы расходы были учтены, используются показатели общих счетчиков.

Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ

Наиболее распространенной причиной для подачи судебных исков является несогласие жильцов с другими собственниками об установке ОДПУ, если данное обязательство было принято таким решением собрания.

Также в судебной практике встречаются другие основания:

  • Отказ владельцев жилых помещений от оплаты проверки и замены приборов учета.
  • Оспаривание результатов голосования гражданами и организациями, участвовавшими в собраниях.
  • Оспаривание коммунальных платежей, когда УК начисляет их не по показаниям индивидуальных счетчиков, а по общим нормативам.
  • Споры, касающиеся ремонта жилья и льгот, если жильцы считают, что можно поставить ОДПУ за счет средств, предназначенных на устранение текущих неполадок.
  • Споры о выходе из строя ОДПУ по техническим причинам, если гарантийный срок на счетчики еще действует.

Установка общедомовых приборов учета является обязательной для всех собственников жилых и нежилых помещений. Если они отказываются выполнять данное требование, управляющая компания вправе установить их принудительно, не оповещая жильцов, а затем взыскать с них денежные средства.

Время чтения: 7 минут

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Назначение общедомового счетчика на отопление

После того как Жилищный кодекс определил, что общее имущество многоквартирного дома является собственностью жильцов, зона их ответственности значительно расширилась. Обязанности по содержанию и обслуживанию общедомового имущества легли на плечи владельцев квартир.

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло.

Для измерения объема потребленной энергии устанавливается общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла. Оплачивая отопление в многоквартирном доме по счетчику, вы сможете контролировать энергопотребление и вести учет расходов. Это не единственная цель установки ОДПУ.

Другая цель, которую преследует управляющая компания, — стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу.

Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме.

Следует сразу упомянуть, что ОДПУ сам по себе ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета, дающий более точные данные для определения итоговой суммы оплаты за отопление, нежели нормативы.

Установка общедомового счетчика тепла — это законно

Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В первоначальном варианте закон предписывал обязательную установку ОДПУ в многоэтажных домах до 1 января 2012 года. Позже этот срок продлевался несколько раз.

Последнее изменение срока до 1 января 2019 года и до 1 января 2021 года (для Крыма и Севастополя) было закреплено от 26.07.2017.

Таким образом, закон про общедомовые счетчики на отопление однозначно подтверждает необходимость их установки в многоквартирных домах. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Процедура установки коллективного прибора учета тепла

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен.

Во вновь построенных домах приборы учета энергии устанавливаются до сдачи объекта в эксплуатацию. Это требование содержит закон об установке общедомового счетчика от 23.11.2009 в пп.7-8 статьи 11, а п.9 статьи 13 определяет зону ответственности по установке ОДПУ в домах, где он отсутствует.

Чтобы в доме появился общедомовой прибор учета, необходимо пройти несколько этапов процедуры его установки.

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.
  4. Проект на установку и смету на проведение работ готовит проектная организация с учетом конкретного места установки и указанием модели прибора.
  5. Согласование проекта в теплоснабжающей организации, выдавшей техусловия.
  6. Приобретение утвержденного проектом ОДПУ, обязательно с поверительным клеймом.
  7. Установка ОДПУ и ввод счетчика в эксплуатацию.

Узнайте подробнее, как производится установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.

Организации, ответственные за установку ОДПУ

Согласно закону №261-ФЗ, обязанность по установке коллективного прибора учета тепловой энергии возлагается на собственников квартир многоэтажного дома, которые должны осуществить данное мероприятие самостоятельно, выбрав поставщика оборудования и подрядчика для проведения работ.

Допустив, что будут существовать дома, не оснащенные ОДПУ, законодатели определили, кто должен устанавливать счетчики на тепло в таком случае. Так, если на 1 июля 2012 года в домах отсутствовал прибор учета тепла, обязанность по его установке перекладывалась на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

Кроме того, РСО обязана подготовить предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета и провести соответствующие работы, что подтвержденр в письме ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584.

Таким образом, распространенная информация о том, что управляющая компания устанавливает счетчики на отопление, ошибочна. Задача УК заключается лишь в том, чтобы:

  • довести до сведения собственников квартир МКД необходимость установки коллективного счетчика тепла;
  • организовать собрание;
  • оформить протокол согласия.

Мероприятия по установке прибора могут проводить организации-поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  1. Квалифицированных специалистов в штате компании.
  2. Разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное СРО.

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Поскольку тепловые счетчики на отопление, в соответствии с законом №261-ФЗ, являются собственностью жильцов многоквартирного дома и все затраты на их покупку и установку несут именно они, вопрос стоимости ОДПУ весьма важен. Рассмотрим, из каких статей расходов складывается сумма установки коллективного счетчика.

  1. Стоимость прибора. Цена теплового счетчика напрямую зависит от его типа и производителя. Существует несколько типов счетчиков тепла:
    • тахометрический — наиболее дешевые модели (6-10 тысяч рублей) со сроком службы от 2 до 4 лет;
    • вихревой — более дорогой вариант, средняя цена которого составляет 15 тысяч рублей;
    • электромагнитный — стоимостью 15-17 тысяч рублей;
    • ультразвуковой — в зависимости от модели цена у производителя колеблется от 15000 до 50000 рублей.
  1. Стоимость подготовки документа, содержащего технические условия системы теплоснабжения, и разработки проектной документации на оборудование узла учета.
  2. Цена дополнительного комплекта оборудования и сопутствующих материалов.
  3. Стоимость установки: монтажные, электромонтажные, а также пуско-наладочные работы.

Все затраты выливаются в довольно высокую сумму: от 150 до 300 тысяч рублей. Вот ее и предстоит оплатить жителям дома. Сделать это можно несколькими способами:

  • единовременным платежом (обязательно для юрлиц);
  • рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 60 месяцев и уплачивается равными частями. Процентная ставка зависит от ставки рефинансирования, установленной ЦБ.
  • средствами фонда капремонта при условии, что эта услуга введена в список работ по капремонту общего имущества в МКД по субъекту РФ, в соответствии с ЖК РФ (ч. 2 ст. 166).

Механизм оплаты отрегулирован законом: сумма распределяется между всеми собственниками квартир в зависимости от площади жилья и сроков внесения средств.

Техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии

Техническое обслуживание счетчика предполагает поддержание его в работоспособном состоянии. Достигается это в результате проведения профилактических работ, таких как:

  • осмотр и устранение причин, влияющих на износ и поломки контрольно-измерительного узла;
  • проверка работы дополнительного оборудования;
  • эксплуатационное обслуживание и контроль метрологической точности измерений прибора учета;
  • еженедельное снятие показаний для проведения анализа и разработка рекомендаций по поддержанию необходимой температуры.

Если в ходе проверки обнаруживается неисправность, устройство демонтируют, устраняют поломку и снова устанавливают.

Чтобы получить полное представление о поддержании ОДПУ в рабочем состоянии, узнайте, как осуществляется обслуживание системы отопления МКД.

Сверка показаний общедомового прибора учета тепла

Для расчета ежемесячных платежей нужны точные и своевременные показания, которые снимаются с общедомового счетчика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ответственность за учет тепловой энергии несет исполнитель коммунальных услуг, которым может быть:

  • управляющая компания;
  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • ресурсоснабжающая организация.

Показания счетчика снимаются ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца. В договоре на обслуживание ОДПУ может содержаться пункт о присутствии представителя жильцов при снятии показаний.

Если такого условия нет, то по требованию потребителя исполнитель обязан в течение одного рабочего дня ознакомить его с показаниями прибора, зафиксированными в журнале учета показаний ОДПУ. Этот документ является своего рода отчетностью перед потребителями и дает ответ на вопрос, как проверить показания общедомового счетчика отопления.

Срок хранения данных — 3 года. В случаях, когда данные прибора учета передаются дистанционно в электронном виде, потребитель вправе запросить скриншот с показаниями, зафиксированными модемом.

Расчет потребления тепловой энергии по коллективному счетчику

По сравнению с нормативами установка ОДПУ обеспечивает более точный учет расхода тепловой энергии. Расчет основывается исключительно на показаниях счетчика с учетом разницы между ними на конец и начало рассчитываемого периода. Эта величина требуется для расчета суммы к оплате за отопление.

Формула расчета стоимости отопления выглядит следующим образом: P = Qобщ х S / Sобщ х Т.

Другими словами, объем тепла по счетчику (Qобщ) умножается на площадь дома (S), делится на площадь квартиры (Sобщ) и умножается на тариф (Т). (руб/Гкал), утвержденный органами местного самоуправления для каждого региона в отдельности.

Узнайте подробнее о том, как производится расчет отопления на квартиру.

Ответственность за отсутствие счетчиков

Отсутствие ОДПУ считается нарушением закона, которое грозит УК и ТСЖ штрафами, а жильцам — повышающим коэффициентом. В настоящее время эта величина составляет 1,6 к тарифу на теплоснабжение. Повышающий коэффициент не применяется для домов, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

На ресурсосберегающую организацию может быть наложен штраф по нескольким основаниям:

  • несоблюдение требований о предоставлении предложений об оснащении МКД приборами учета тепловой энергии. Размер штрафа составит от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 150 тысяч для юридических лиц (п.6 ст.9.16 );
  • необоснованный отказ или уклонение от заключения договора по установке ОДПУ и/или его исполнения налагается штраф в размере 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч для юрлиц (п.12 ст.9.16 КоАП РФ).

Управляющую компанию могут оштрафовать за невыполнение уведомительных мероприятий, ведь ее функция состоит в том, чтобы поощрить жильцов установить счетчик, обосновав необходимость этого мероприятия. Штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч для юрлиц (пп. 4-5 ст.9.16 КоАП РФ).

Читайте подробнее о том, в чем проявляется ответственность УК.

Преимущества и недостатки

общедомового счетчика

Обосновывая необходимость установки ОДПУ, УК обычно приводит следующие аргументы:

  • оплата реально потребленной теплоэнергии. Наличие счетчика позволяет точно отслеживать расход тепла и снизить затраты на теплоэнергию до 30%;
  • фиксация фактов утечки в системе теплоснабжения с целью предотвращения переплат за потери воды от центрального трубопровода до дома;
  • повышение ответственности за общую территорию. Оплачивая потери из собственного кармана, жители дома внимательнее относятся к состоянию общего имущества.

Наряду с преимуществами, счетчик тепла для многоквартирного дома имеет и недостатки, которые прежде всего касаются финансовой нагрузки на собственников квартир МКД. Все затраты, связанные с установкой и ремонтом счетчика, ложатся на плечи жильцов. Чем меньше квартир в доме, тем выше платежи.

Индивидуальные приборы учета тепла

Установка индивидуального счетчика тепла не обязательна. Он монтируется по желанию владельца квартиры, о чем сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (п.3 ст.33 раздел V).

Согласно Приказу Минрегионразвития от 29.12.2011 №627, индивидуальные счетчики запрещено ставить в квартиры с вертикальной разводкой.

Кроме того, чтобы в расчетах за отопление учитывались показания квартирных счетчиков, они должны быть установлены в каждом жилом и нежилом помещении МКД наряду с общедомовым прибором учета теплоэнергии.

Больше информации о разновидностях индивидуальных приборов учета тепла и их назначении содержится в материале «Теплосчетчики на отопление в квартире”.

Итоги

Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.

В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.

Прибор учёта тепловой энергии или тепловой счётчик — это устройство, согласно показаниям, которого производится начисление оплаты за полученную тепловую энергию.

Цель установки

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и Московской области Санкт-Петербург и область Федеральный номер

Установив счётчик, появляется возможность контролировать расходы на тепловую энергию, принимать решения по осуществлению мер энергосбережения. После установки счётчика тепла, платежи за тепло, как правило, снижаются, но сам счётчик экономии не даёт.

Снижение расходов происходит вследствие оплаты за реально поставленное тепло, а не по расчётам, основанным на среднемесячной температуре окружающей среды и нормативной температуре в квартире.

Счётчики тепловой энергии можно устанавливать как на отдельную квартиру, так и на многоквартирный дом.

Прибор учёта, установленный для одного потребителя, называется индивидуальный, на несколько потребителей — коллективный. Как известно, из курса общей физики, количество тепла рассчитывается по формуле Q= m × (t1-t2).

Для расчёта тепловой энергии значения выгладят так:

  • Q – Количество тепла;
  • m – масса воды, проходящая через теплосчетчик за один час (расход воды);
  • t1 – температура в подающем трубопроводе;
  • t2 – температура в обратном трубопроводе;

Они также работают на этих 3 показателях. Для измерения температуры используют тепловые датчики, которые устанавливаются в обратный и подающий трубопровод. Разница тепловых счётчиков в видах измерения количества воды.

Разновидности: плюсы и минусы

Существует несколько видов тепловых счётчиков:

  1. Тахометрические. Это приборы механического действия. Принцип их работы достаточно простой. Расходомер необходимо присоединить к системе теплоснабжения дома, а он будет учитывать количество теплоносителя, которое сквозь него прошло. Внутри расходомера установлена крыльчатка, которая вращается от потока воды. Как известно, батареи в квартире и доме нагреваются за счёт горячей воды. Для систем отопления, с очень жёсткой водой приборы механического типа лучше не применять, Стоимость сравнительно невысокая.
  2. Ультразвуковые. Этот тип счётчиков имеет большое количество модификаций. Работают, однако, они все по одному принципу. Его устанавливают на трубу подающего или обратного трубопровода. Как пример, следующий вид монтажа: излучатель устанавливает после батареи, а датчики – перед радиатором. Данные счётчики отличаются довольно высоким классом точности, при этом цена таких устройств вполне приемлемая и зависит от модификации.
  3. Электромагнитные. Данный вид можно отнести к разряду наиболее дорогостоящих. Это плата за широкие возможности. Его можно использовать для учёта тепловой энергии как в закрытых системах отопления, так и в открытых. Он дополнительно позволяет учитывать расход воды и температурный расход. Все процессы автоматизированы, а данные вычислений выводятся на экран.
  4. Вихревые. Они способны измерять не только воду, но и пар. По принципу работы они отличаются от других счётчиков отопления. Устройство устанавливается на трубу между 2 патрубков.
  5. Радиаторные распылители. Наиболее часто устанавливают на радиаторах отопления в квартирах, где есть несколько стояков отопления.

Порядок установки прибора: инструкция

Необходимо произвести следующие действия:

  1. Провести собрание всех жильцов дома и оформить документально решение об установке теплового счётчика, выбрать ответственное лицо (составить и подписать протокол).
  2. Обратиться с письмом в теплоснабжающую организацию с целью получения технических условий на установку. Важно учесть, что место установки счётчика тепла будет границей ответственности за состояние трубопроводов. До узла учёта ТСО — после владельцы квартир или управляющая компания. В технических условиях будет указанно:
    • место установки;
    • его технические характеристики;
    • диаметры трубопроводов, на которые будет производиться установка;
  3. С полученными техническими условиями необходимо обратиться в проектную организацию для составления проектной документации. Проект на установку теплового счётчика, как правило, типовой, но требует адаптации к конкретному месту установки. Срок изготовления документации может растянуться до двух месяцев. В составе проекта в обязательном порядке должно быть указано:
    • Конкретная модель теплового счётчика (предварительно согласовывается с заказчиком), соответствующая полученным техническим условиям.
    • Схема установки.
    • Сметная документация.
  4. Разработанный проект необходимо утвердить в организации, которая выдала технические условия. Срок утверждения от 1 до 2 недель, при условии, что документацию не отправили на доработку.
  5. Необходимо приобрести счётчик, указанный в проектной документации. При покупке,обратите внимание, чтобы в паспорт теплосчётчика был с действующим клеймом госповерителя.
  6. Монтаж теплового счётчика. Установка счётчиков отопления осуществляется только специалистами, и собственными силами такие работы выполняться не могут. Необходимо обратиться к компании, у которой есть все необходимые разрешительные документов на предоставление услуг данного рода.
  7. Для ввода в эксплуатацию необходимо подписать договор с предприятием поставщиком тепловой энергии. Несмотря на то, что этот этап кажется простым, он может растянуться на значительный срок. Перед вводом его в работу он в обязательном порядке пломбируется. Ответственность за целостность пломб во время всего периода эксплуатации ложится на владельца.

Во время эксплуатации его необходимо раз в 4 года сдавать на госповерку. Это делается с целью проверки правильности работы. Также, в неотопительный сезон необходимо производить чистку фильтра механической очистки и производить замену элементов питания.

Собственник обязан правильно эксплуатировать счётчик, в соответствии с техническими требованиями. Таким образом, у владельца узла учёта, должен быть подписан договор на техническое обслуживание приборов учёта с обслуживающей организацией (например, это может быть предприятие по установке, энергоснабжающая организация, управляющая компания).

Снятие показаний для расчётов за отпущенное тепло, производится раз в месяц в даты, указанные в договоре. При снятии показаний, присутствуют представители поставщика тепловой энергии и потребителя. Зафиксированные данные заносятся в соответствующий акт и подтверждаются подписями обеих сторон.

Расчёт потребления тепловой энергии

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и Московской области Санкт-Петербург и область Федеральный номер

Расчёт за полученное тепло производится согласно количеству тепла, потреблённого за определённый период, по цене, указанной в договоре. К примеру, за месяц было отпущено 50 Гкал по цене 1100 рублей за 1 Гкал, следовательно, к оплате 55000 рублей.

Теперь необходимо разложить сумму на всех собственников жилья. Для этого надо помнить, что тепловая энергия используется не только для обогрева квартир, но и для нежилых помещений.

Поэтому площадь отапливаемых нежилых помещений равномерно распределяют пропорционально жилой площади на всех собственников.

Например, если общая площадь дома составляет 1200 м2 а жилая 1000 м2, то на каждый метр жилой площади приходится 0,2 м2 нежилой площади. Затем складывают площадь квартиры и площадь её доли в домовом имуществе. Результат умножают на стоимость отопления одного «квадратного метра».

За чей счёт и сколько стоит установка прибора?

Согласно Федеральному закону (в ред. от 18.07.2011) от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить установку приборов учёта тепловой энергии.

Пункт 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме, обязанности по обеспечению оснащения такого дома общедомовым счётчиком, используемого коммунального ресурса, лицом, обязанным обеспечить оснащение дома указанным прибором, становится организация, осуществляющая снабжение дома соответствующим коммунальным ресурсом.

Стоимость установки обходится довольно дорого. Но учитывая тот факт, что стоимость всего комплекса работ, раскладывается на всех собственников жилья, цифры не выглядят ужасающими.

Так, на установку счётчика для типового пятиэтажного дома придётся заплатить около 400 тысяч рублей. Пересчитав стоимость установки, соответственно квадратным метрам жилой площади, получается примерно 4 тысячи рублей с владельца квартиры в 50 м2. Если такая сумма является неподъемной, то владельцы жилья имеют право на рассрочку сроком до 5 лет. Правда, придётся заплатить проценты по кредиту на уровне ставки рефинансирования.

Окупаемость установки тепловых счётчиков составляет в среднем 3-4 года. Если дополнительно заняться поэтапным энергосбережением, то можно добиться экономии на уровне 30 – 40%.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *