Несоблюдение условий контракта военнослужащим

Содержание

Увольнение в связи с невыполнением условий контракта. Комментарий к «революционному» Постановлению Конституционного Суда РФ. Часть 3 (заключение)

Начало: Часть 1. и Часть 2.
Вводные положения из Постановления КС РФ..
Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока
Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.
Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.
По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.
И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –
Далее Конституционный суд идёт ещё дальше, и устанавливает ограничения в том, какие именно нарушения являются основанием для увольнением в связи с невыполнением условий контракта:
«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,
и раскрывает понятие невыполнение условий контракта:
«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта, в частности:
— совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
— либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.
Примечание: Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.
Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины, в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания, которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:
— проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,
— обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,
— порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,
— что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами, предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.
Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок, что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его
Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.
Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.
Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.
Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих, которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.
Далее Конституционный Суд РФ раскрывает основания, значение и последствия процедуры аттестации:
— аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.
— процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.
Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:
— предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,
— заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,
— сообщить дополнительные сведения,
— лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),
— обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,
— при этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.
Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.
Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным — оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).
Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным — учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности — продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!
Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы.
Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).
Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.
Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,
польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.
Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы
Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:
Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания, подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих, гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание. Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.
1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности»
Вывод: при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.
2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии, при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.
3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.
Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:
— на основании заключения аттестационной комиссии;
— в разумный срок.
Мнение автора.
Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.
Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.
По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.
В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.
Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.

По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.
Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы, который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.
>Процедура увольнения при несоблюдении контракта. Как можно защититься

○ Понятие «несоблюдение условий контракта»

Для того, чтобы определить, что собой представляет «несоблюдение условий контракта» следует уяснить, что следует понимать под контрактом военнослужащего. Определенного правового определения данного понятия не существует.

Однако, наиболее полным представляется следующее определение контракту, которое дано в Постановлении Конституционного Суда РФ № 6-П 31 марта 2013 года – это особый правовой статус военнослужащего, который:

«добровольно принимает на себя обязательства соответствовать требованиям по занимаемой воинской должности и поддерживать необходимый уровень квалификации в течение срока действия контракта, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, соблюдать общепринятые правила поведения и этики».

Таким образом, под несоблюдением условий контракта следует понимать нарушение со стороны военнослужащего особого правового статуса, который он принял на себя добровольно, заключив соответствующее письменное соглашение с военным ведомством. Статья 51 ФЗ № 53 предусматривает более тридцати, самых различных оснований, по которым можно уволить военнослужащего с военной службы. К ним относятся:

  • Административные правонарушения.
  • Уголовно-наказуемые деяния.
  • Другие действия со стороны военнослужащего и военного ведомства.

✔ Совершение административного правонарушения

По общему правилу, если военнослужащий, проходящий службу по контракту, совершит административное правонарушение, та за такое нарушение досрочно контракт прекращен не может быть. Однако, есть исключение, указанное в пункте 2 ст. 51 ФЗ № 53, которое влечет досрочное увольнение с военной службы:

«л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ».

✔ Совершение уголовно-наказуемого деяния

Данный вопрос следует рассматривать с двух позиций:

  1. Сам факт совершения преступления со стороны контрактника, не может выступать в качестве дисциплинарного основания, по которому можно досрочно уволить с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Применение такой меры возможно при наличии в действиях военнослужащего признаков дисциплинарного проступка, заключающегося в противоправном, виновном действии или бездействии. Однако, с момента совершения дисциплинарного проступка и до вынесения дисциплинарного взыскания не может пройти больше одного года.
  2. Если в отношении военнослужащего имеется обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, то данное обстоятельство представляет самостоятельное основание по его досрочному увольнению с военной службы.

✔ Иные действия, являющиеся несоблюдением контракта

К иным действиям, которые могут привести к увольнению за несоблюдение контракта относятся дисциплинарные проступки военнослужащего, которые ставят под сомнение его способность продолжать военную службу далее.

○ Нарушение контракта со стороны Министерства обороны

Со стороны военного ведомства также могут быть допущены нарушения условий, которые включены в контракт. Это такие нарушения лишающие:

  • Военнослужащего возможности по осуществлению своих конституционных прав.
  • Военнослужащего или членов его семьи возможности пользоваться своими правами, предоставленными социальными гарантиями и положенными компенсациями, предусмотренными действующим законодательством о прохождении военной службы и статусе военнослужащего.

✔ Нарушение прав военного

Основными причинами увольнения с военной службы по указанному основанию являются:

  • Несвоевременная или неполная выплата предусмотренного денежного довольствия.
  • Не надлежащее продовольственное и вещевое обеспечение.
  • Необеспечение квартирным довольствием.

✔ Отсутствие выплат денежного довольствия

Закон предусматривает, что военнослужащий по контракту получает денежное довольствие, состоящее из месячного оклада за воинское звание и месячного оклада по занимаемой должности.

На 2019 год средний размер денежного довольствия военнослужащих рядового и сержантского состава по контракту, составляет от 25 000 до 45 000 рублей в месяц. Кроме того, в зависимости от особенностей прохождения службы, производятся и другие ежемесячные и дополнительные выплаты:

Если имеется факт невыплаты или неполной выплаты положенного денежного довольствия, военнослужащий вправе ставить вопрос о расторжении контракта по вине военного ведомства.

✔ Отказ в предоставлении отпуска

Предоставление отпусков регламентировано ФЗ «О статусе военнослужащих». Так:

Кроме основного, могут предоставляться и дополнительные отпуска. Так:

  • Ветеранам — 15 суток.
  • Для поступления в учебные заведения и участие в учебных сессиях.
  • На соискание ученых степеней.
  • По личным обстоятельствам – 10 суток.
  • Выслужившим предельный срок – 30 суток единовременно.

Все виды отпусков предоставляются приказом командира части на основании рапорта, поданного военнослужащим. Его должен завизировать командир подразделения. Без его резолюции отпуск предоставлен не будет.

○ Существующие дисциплинарные взыскания

Перечень применяемых дисциплинарных взысканий предусмотрен ст.24.8 ФЗ «О статусе военнослужащих»:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • снижение в воинской должности;
  • снижение в воинском звании на одну ступень;
  • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
  • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
  • отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест».

✔ Выговор и строгий выговор

Если военнослужащий допустил нарушение:

  • Воинской дисциплины.
  • Общественного порядка.
  • Норм международного гуманитарного права.

непосредственный командир, в целях укрепления должного уровня воинской дисциплины, надлежащего воспитания военнослужащих, учитывая тяжесть совершенного проступка и степень вины, подвергает военнослужащего к таким видам дисциплинарного взыскания, как выговор и строгий выговор.

Следует отметить, что замечания, порицание, указания на упущения по службе, которые были выражены командиром в устной или письменной форме, к дисциплинарным взысканиям не относятся.

✔ Увольнение

Самое строгое дисциплинарное взыскание, применяемое к военнослужащему, который проходит военную службу по контракту, является досрочное увольнение. Оно применяется за:

○Порядок увольнения военнослужащего за нарушение условий контрактной службы

Увольнение может быть осуществлено путем:

  1. Применения дисциплинарного взыскания.
  2. Проведения очередной или внеочередной аттестации.

✔ Проведение расследования

В п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенным в действие приказом военного ведомства 31 января 2001 года № 10, предусмотрено, что для установления фактических обстоятельств совершения военнослужащим проступков и иных правонарушений, которые не имеют признаков состава конкретного преступления, проводится административное расследование.

Для этого, на основании рапорта непосредственного командира военнослужащего, допустившего нарушения военной службы, издается приказ командира части.

Расследование о дисциплинарном проступке должно быть закончено в течении 10 дневного срока. В его процессе:

  • Производится отбор объяснений у нарушителя дисциплины, очевидцев нарушения.
  • Собираются другие письменные документы.

По результатам выносится заключение о результатах административного расследования, которое вместе с собранными документами, докладывается командиру, который назначил его проведение.

✔ Рапорт о досрочном увольнении

В ходе административного расследования непосредственный командир подает рапорт на имя командира части, в котором обосновывает ходатайство досрочного увольнения, как меру дисциплинарного взыскания.

✔ Оформление приказа об увольнении

На основании заключения о результатах административного расследования командир части издает приказ, который должен быть подготовлен и соответствовать требованиям Инструкции, утвержденной приказом военного ведомства 10 декабря 2014 г. № 888 «О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации».

✔ Когда необходимо привлечение аттестационной комиссии?

В том случае, когда прямой непосредственный командир не видит целесообразности дальнейшего несения службы военнослужащим, из-за его не соответствующего поведения, он может ходатайствовать о проведении внеплановой аттестации на соответствие требованиям, которые предъявляются гражданам, решившим стать военными.

○ Последствия увольнения за нарушение контракта

Если военнослужащий уволен с военной службы за нарушение ним условий контракта, то это влечет за собой:

  • Лишение выплаты выходного пособия, размер которого составляет от 2-х до 7-ми окладов месячного денежного содержания.
  • Невыплату премий, которые положены за исполнение воинских обязанностей.
  • Лишение ежегодной материальной помощи.

Однако, если военнослужащий указанные выплаты успел получить до дня увольнения, то взысканию они не подлежат.

Если был оформлен ипотечный кредит и проценты по нем были произведены за счет государства, то их придется вернуть в полном объеме.

○ Советы юриста:

✔ Могут ли уволить военнослужащего за совершение преступления без привлечения его к уголовной ответственности?

Основанием для увольнения военнослужащего, который совершил уголовно-наказуемое деяние, является приговор суда, вступивший в законную силу. Пока нет обвинительного приговора, для увольнения военнослужащего нет оснований.

✔ Допускается ли увольнение военнослужащего в отношении которого проводится расследование о совершении преступления, но вина еще не доказана?

Нет! Не допускается. Результатом расследования может быть не только направления дела в суд, но и прекращение его по реабилитирующим и не реабилитирующим основаниям, что исключает вынесение обвинительного приговора. При рассмотрении дела судом кроме обвинительного, может быть вынесен и оправдательный приговор, которым военнослужащий может быть признан невиновным в совершении инкриминируемого ему преступлении.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2013 N 6-П «По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева»

Конституционный Суд РФ признал подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:

допускает досрочное увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы за совершение дисциплинарного проступка лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности и процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности;

допускает возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по данному основанию при подтверждении аттестационной комиссией в установленном порядке аттестации военнослужащих, что данный военнослужащий — учитывая характер ранее совершенных им дисциплинарных проступков, за которые он уже привлекался к дисциплинарной ответственности, наличие неснятых дисциплинарных взысканий и иные юридически значимые обстоятельства, а также специфику служебной деятельности этого военнослужащего — перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

допускает возможность досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или лишением права занимать воинские должности в течение определенного срока, в том случае, если совершенное преступление с учетом его характера и иных юридически значимых обстоятельств, а также специфики служебной деятельности этого военнослужащего несовместимо с дальнейшим прохождением им военной службы, что должно быть подтверждено соответствующим заключением аттестационной комиссии, принятым по результатам аттестации.

Конституционный Суд РФ признал подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.

Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит определить срок, в течение которого может производиться досрочное увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, несоответствие которого требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, установлено при проведении внеочередной аттестации и подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, досрочное увольнение военнослужащих с военной службы в таких случаях не может производиться за пределами соответственно срока погашения или снятия судимости либо срока, по истечении которого последнее из дисциплинарных взысканий, наложенных на военнослужащего, считается снятым.

Контракт с военнослужащим является основанием для прохождения военной службы. После исполнения воинского долга по срочному призыву гражданин при желании может заключить контракт и остаться в рядах армии. Можно стать контрактником и без прохождения армейской службы.

Положения контракта обязательны для выполнения обеими сторонами. Если со стороны военного имеются нарушения воинской дисциплины или закона, то командование имеет право уволить его до истечения срока действия контракта. Но процедура должна быть проведена с соблюдением всех требований законодательства. В противном случае увольнение может быть признано незаконным.

Военнослужащий имеет право сам потребовать расторгнуть контракт, если командование не выполняет своих обязательств перед ним. Рассмотрим в статье эти основания подробнее.

Уволить из армии по НУК – что это значит?

Расшифровка аббревиатуры НУК – несоблюдение условий контракта. Контракт для военнослужащего – это то же самое, что трудовой договор для гражданского работника. Но различие заключается в том, что при расторжении следует пользоваться нормами не трудового, а военного законодательства.

Расторгнуть контракт можно в случаях, если его условия не соблюдаются одной из сторон. Основания указаны в ст. 51 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998.

Нарушения со стороны контрактника

Причинами разрыва отношений по инициативе начальства служат такие нарушения, допущенные военнослужащим:

  1. Дисциплинарный проступок. Это совершение военным противоправных действий. В такой ситуации расторжение контракта будет самым серьезным наказанием. Допускается вынесение выговора (строгого выговора), который заносят в личное дело. Также может быть запрещено носить знак отличника службы, либо последует понижение в звании.
  2. Административное нарушение или преступление. Поскольку в законодательном порядке не установлен перечень нарушений, за которые военнослужащего можно уволить досрочно, то каждое из них рассматривается индивидуально. Основным критерием в данном случае служит то, что последствия или характер правонарушения несовместимы с ношением звания российского военнослужащего.

Существенные дисциплинарные проступки перечислены в Приложении № 7 к Дисциплинарному уставу ВС РФ (утв. приказом Президента РФ № 1495 от 10.11.2007). Уволить могут и за систематические нарушения. Таковым считается неоднократное нарушение дисциплины военным не менее трех раз за короткой промежуток времени.

Согласно ст. 28.5 (п. 2) закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 к грубым дисциплинарным нарушениям относятся:

  • самовольное оставление места службы;
  • нарушение уставных взаимоотношений;
  • неявка в установленный срок из увольнения без уважительных на то причин;
  • нарушение правил несения службы;
  • уклонения от исполнения служебных обязанностей;
  • незаконное использование или порча военного имущества, осуществленные умышленно;
  • повреждение имущества или его уничтожение по неосторожности;
  • отказ от командировок;
  • нарушения со стороны командира требований безопасности, приведшие в результате к гибели или инвалидности военнослужащих;
  • нарушений требований секретного делопроизводства;
  • нарушение порядка выезда за пределы РФ.

Постановление Пленума ВС РФ № 8 от 29.05.2014 (п. 41) указывает, что такие дисциплинарные нарушения являются основанием для досрочного расторжения контракта с военнослужащим.

Не допускается применения наказания дважды за один и тот же проступок.

Это значит, что если военнослужащий был уже наказан за дисциплинарное нарушение, например, выговором, то оно не может стать причиной разрыва контракта.

Со стороны командования

Причины, по которым военнослужащий сам может подать рапорт на досрочное расторжение контракта, таковы (п. 44 постановления № 8):

  • нарушение, вследствие которого служащий не может осуществлять гарантированные Конституцией права;
  • действия командующих, в результате которых сам военный или члены его семьи теряют возможность воспользоваться наиболее значимыми для них правами, компенсациями, социальными гарантиями, предусмотренными для военнослужащих.

Порядок процедуры

В общем виде порядок увольнения, если военнослужащий не выполнил условия контракта, выглядит следующим образом (п. 81 Дисциплинарного устава ВС РФ):

  • после выявления нарушения в течение 10 дней проводится расследование;
  • командующий подает рапорт на досрочное расторжение контракта;
  • в результате рассмотрения рапорта принимается решение об увольнении досрочно;
  • оформляется приказ на расторжение контракта.

Непосредственный начальник должен инициировать проведение внеплановой аттестации (п. 2.2 ст. 51 закона № 53-ФЗ). В ее процессе проверяют, насколько военнослужащий отвечает требованиям, предъявляемым к нему с учетом его звания.

При аттестации в общую процедуру добавляются такие шаги:

  1. формирование комиссии;
  2. уведомление военнослужащего о проверке за 2 недели до ее начала;
  3. комиссия устанавливает факты ненадлежащего выполнения условий контракта;
  4. составляется протокол об этом;
  5. направляется предложение о досрочном расторжении контракта;
  6. высшее командование знакомится с представленными документами и выносит свое решение по этому вопросу.

На основании постановления КС РФ № 6-П от 21.03.2013 внеочередная аттестация при решении вопроса о досрочном расторжении контракта является обязательным элементом.

Процедура проводится одинаковым образом как для офицеров, так и для остальных военнослужащих.

Как написать рапорт?

Увольнение по НУК может быть произведено в двух случаях:

  1. когда условия контракта не соблюдает сам военнослужащий;
  2. когда командование допускает в отношении подчиненного существенные нарушения на систематической основе.
  • В первом случае составление рапорта не обязательно. Военнослужащий может его написать, лишь если сам хочет уволиться досрочно, но уважительных причин для этого у него нет.
  • Во втором — составление данного документа обязательно.

Утвержденной формы рапорта нет. Поэтому документ пишется в произвольной форме. В нем необходимо указать такую информацию:

  1. Ф. И. О. и звание лица – получателя рапорта;
  2. наименование – «Рапорт»;
  3. просьба, обращенная к непосредственному командующему, о ходатайстве перед вышестоящим руководством о расторжении контракта;
  4. подробное описание причины, по которой военнослужащий просит его уволить (со ссылками на нормативные акты);
  5. согласие на проведение военно-медицинской комиссии либо отказ;
  6. согласие/отказ от расчета выслуги лет;
  7. наличие собственного жилья у военнослужащего (или его отсутствие);
  8. указание адреса комиссариата, в который направят в дальнейшем личное дело.

Внизу документа проставляется дата его составления, а также звание и Ф. И. О. подавшего его военнослужащего. При наличии приложений, они перечисляются в конце списком. Пример такого рапорта представлен ниже.

Скачать бланк рапорта на увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта МО РФ

Если основанием для увольнения является несоблюдение условий контракта самим военнослужащим, решение не зависит от того, подал он рапорт или нет. Командование может и не принять этот документ к рассмотрению.

Факт расторжения контракта оформляется приказом.

Какие выплаты положены, если уволен по НУК?

В связи с тем, что увольнение из армии происходит на основании нарушения, военнослужащий теряет право на получение ряда выплат. Согласно ч. 3 и 4 ст. 3 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 при увольнении по НУК служащие не получают единовременной выплаты в размере нескольких окладов.

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на такие денежные выплаты:

  • Пособие – 2 или 7 ежемесячных окладов.
  • Премии.
  • Ежегодная материальная помощь. Но если она уже была начислена и выплачена, военнослужащий не должен ее возвращать.

Последствия: чем грозит такое расторжение договора?

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на:

  • единовременное пособие;
  • премию;
  • материальную помощь.

Кроме того, он должен будет сдать вещевое имущество (шинель и т. д.), срок службы которых еще не истек.

Если уволенный является участником военной ипотеки, а увольнение произошло по его вине, он должен вернуть государству полученные в виде жилищного займа денежные средства.

Проценты перечисляются ежемесячно до полного их погашения (ч. 2 ст. 15 закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ). Основание увольнения не учитывается, только если выслуга составляет более 20 лет.

На нашем сайте можно ознакомиться не только с увольнением военнослужащего по несоблюдению условий контракта, но и с другими причинами. Читайте об увольнении по ОШМ, по семейным обстоятельствам военнослужащего, по собственному желанию, по окончанию контракта, в связи с утратой доверия.

Что делать при незаконном расторжении договора?

Если военнослужащий считает, что его увольнение незаконно, у него есть возможность выразить свое несогласие с результатами расследования или опротестовать его. Сделать это можно через суд. Также необходимо предоставить документальные доказательства того, что увольнение было незаконным либо процедура не была проведена в точном соответствии с законом.

Подать жалобу командиру (начальнику) можно в течение 10 суток с даты, когда дисциплинарное взыскание было применено (п. 83 Дисциплинарного устава).

Возможно ли восстановиться на военной службе?

Иногда возникает ситуация, что человек уволился по НУК, но хочет восстановиться.

Вернуться на службу после досрочного расторжение контракта по причине несоблюдения его условий можно, но лишь в том случае, если такое увольнение было незаконным.

Под незаконностью данной процедуры подразумевается не только расторжение контракта без уважительной на то причины, но и увольнение без аттестации (или несоблюдение сроков ее проведения либо порядка).

Итак, для восстановления должен быть установлен факт незаконности увольнения. Военнослужащий должен иметь доказательства этого. Несмотря на такие обстоятельства, есть определенные препятствия для восстановления на службе:

  • состояние здоровья, не позволяющее продолжать выполнять свои обязанности (об увольнении по состоянию здоровья читайте );
  • наличие судимости;
  • возраст, превышающий предельный для вступления в ряды ВС;
  • употребление психотропных или наркотических веществ.

Не позволит вернуться на военную службу и изменение личных обстоятельств, например заключение брака с судимым лицом.

Восстановиться можно через суд. Для этого нужно подать исковое заявление, приложив к нему документы, подтверждающие факт незаконности расторжения контракта.

После принятия судом решения в пользу истца, он сможет вернуться к выполнению обязанностей. Период, в течение которого он не служил из-за незаконного увольнения, будет включен в общий стаж.

Увольнение по НУК является негативным основанием для увольнения, так как служащий теряет положенные ему выплаты от государства. Военнослужащий может быть уволен досрочно из рядов ВС по причине ненадлежащего выполнения своих обязанностей или совершения правонарушения. Командование воинской части должно провести внеплановую аттестацию.

Если не будут соблюдены все нюансы расторжения контракта, то увольнение может быть признано незаконным, а военнослужащий подлежит восстановлению на службе.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта: что положено, как и за что увольняют

​Военным законодательством закреплена возможность увольнения со службы любого военнослужащего, если им были допущены нарушения условий, которые предусмотрены заключенным между ним и военным ведомством контрактом. Данное основание применяется лишь в случае серьезного отступления от норм военного права. Подобные действия со стороны офицера (или прапорщика), как правило, представляют собой совершение уголовно наказуемого деяния (преступления), дисциплинарного или административного правонарушения.

Сегодня мы подробно разберем все возможные основания для увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта, а также поговорим о том, что положено военнослужащему в данной ситуации.

Увольнение военнослужащего за совершение дисциплинарного проступка

Карьере военнослужащего может грозить связанное с расторжением контракта досрочное завершение из-за совершения им дисциплинарного проступка. Для принятия соответствующим командиром (или начальником) решения об увольнении офицеру (или прапорщику) достаточно совершить всего лишь один из грубых проступков (полный перечень содержится в Дисциплинарном уставе) или же иметь на момент привлечения его к ответственности за очередное нарушение дисциплины несколько действующих (неснятых) взысканий. Законодательством определено, что систематичность подобных нарушений должна быть подтверждена зафиксированными фактами совершения военнослужащим за короткий период времени нескольких проступков (трех и/или более). При этом законом не допускается привлечение гражданина, проходящего службу по контракту, к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушение. Таким образом, если за проступок военнослужащему уже было объявлено взыскание, то основанием для увольнения данное деяние уже быть не может.

Увольнение военнослужащего за совершение преступления или административного правонарушения

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части. Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности. Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную. Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права. При этом факт погашения судимости значения для принятия командиром (или начальником) такого решения не имеет.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием. После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации. Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика). В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

Последствия увольнения по несоблюдению условий контракта

При увольнении офицера (или прапорщика) в связи с существенным нарушением положений контракта военнослужащий не имеет права на:

  • выплату пособия (в размере двух или семи окладов ежемесячного денежного содержания);
  • получение премии за эффективное выполнение обязанностей по занимаемой должности;
  • получение ежегодной материальной помощи. Если же военнослужащий получил данную выплату ранее, то удержанию (или взысканию в судебном порядке) при увольнении эта сумма не подлежит.

Военнослужащий может рассчитывать при исключении из списков части лишь на получение ежемесячного денежного довольствия.

Кроме того, военнослужащий, являющийся участником ипотечной системы жилищного обеспечения, при увольнении по данному отрицательному основанию обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде жилищного займа, а также ежемесячными платежами погасить долг по процентам, которые начисляются на сумму займа.

Рекомендации командирам воинских частей

Командирам (или начальникам) воинских частей следует помнить, что не каждое нарушение условий контракта со стороны военнослужащего, выразившееся в совершении преступления, дисциплинарного или административного правонарушения, является поводом для увольнения офицера (или прапорщика) со службы. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, изучив предварительно сложившуюся практику (в том числе и судебную) по подобным вопросам, а также документы, характеризующие военнослужащего как с личной, так и с профессиональной стороны.

Приняв решение о досрочном расторжении с офицером (или прапорщиком) контракта, процедура увольнения должна быть соблюдена командиром части полностью, так как самое незначительное нарушение данного процесса может привести к отмене приказа в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *