Миграционная политика 2019 2025

Путин подписал новую Концепцию государственной миграционной политики до 2025 года

Владимир Путин выступил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом
Пресс-служба Президента России Владимир Путин выступил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом
Пресс-служба Президента России

Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы». 17-страничный документ в среду, 31 октября, опубликован на сайте Кремля. Прежняя редакция концепции была утверждена президентом 8 июня 2012 году.

В указе говорится, что определять миграционную политику будет президент. Обе палаты парламента законодательно обеспечат ее реализацию, а правительству поручается координировать деятельность федеральных органов власти и ежегодно отчитываться перед главой государства о выполнении поставленных задач.

В концепции говорится, что миграционная политика «должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в РФ лиц, в том числе покинувших ее, которые способны включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества». Документ разработан с учетом целого ряда стратегий, включая Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года.

Как пояснил глава государства в среду, выступая на заседании Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, новая концепция «направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа и на создание четких правил въезда и получения право на проживание, работу, на приобретение российского гражданства», передает ТАСС.

«Многие проблемы, бюрократические барьеры в этой сфере, о которых справедливо говорили соотечественники, сняты. Во всяком случае, я надеюсь, что сделана попытка их снять и разбюрократить эту систему, надо будет посмотреть, как она работает на практике», — отметил президент, слова которого приводит «Интерфакс».

Как отметил Путин, будет продолжено совершенствование программы добровольного переселения соотечественников в Россию. «Отмечу, что за время действия программы, а ей в этом году исполнилось 12 лет, в 66 субъектов Федерации переехало около 800 тысяч человек. Видим, что в последние месяцы число желающих вернуться на родину растет», — сказал он.

Президент пообещал и дальше облегчать процесс адаптации, упрощать бюрократические процедуры, вместе с региональными и местными властями, предпринимателями, общественными организациями работать «над повышением качества жизни переселенцев, создавать для них новые рабочие места, улучшать условия для ведения бизнеса». В то же время он признал, что пока проблем в этой сфере еще очень много. Глава государства подчеркнул, что власти искренне заинтересованы в том, чтобы переселенцы «были успешны, благополучны и счастливы».

У властей поменялись цели

Газета «Коммерсант», комментируя новую концепцию, отмечает, что она отличается от целей, сформулированных в прежнем варианте. Тогда на первом месте значилось «обеспечение безопасности РФ, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения страны», говорилось о «необходимости стабилизации и увеличения численности и содействия обеспечению потребности экономики в рабочей силе».

Отмечая, что основным источником восполнения населения России и обеспечения экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство, обнародованный в среду документ называет миграционную политику вспомогательным средством решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем.

Как говорится в концепции, совершенствование миграционного законодательства должно привести к снятию административных барьеров в этой сфере и «обусловленных ими издержек».

Для этого власти предлагают совершенствовать правовые и организационные механизмы, которые должны обеспечить добровольное переселение в Россию соотечественников и иностранцев, которые способны «успешно интегрироваться в российское общество.

Предполагается, что для упрощения переселения в страну соотечественников и въезда иностранцев будут облегчены оформление виз и процедура получения права на проживание в стране. Упростить планируется и процедуру приобретения российского гражданства.

Кроме того, по мнению властей, должны быть скорректированы условия добровольного переселения востребованных специалистов, в том числе научные работников, педагогов, врачей, инженеров, фермеров, предпринимателей, инвесторов, деятелей культуры и искусства.

В территориях приоритетного заселения предлагается концентрировать финансовые ресурсы, предназначенные для содействия переселению туда соотечественников на постоянное место жительства. Также планируется устранить «необоснованные административные барьеры и финансовые издержки», которые связаны с ввозом в Россию имущества.

Характер и направление миграционных потоков, их влияние на российское общество во многом определяются качеством жизни в РФ, доступностью для граждан различных услуг, состоянием правопорядка, уровнем занятости населения и благоустроенностью, указывается в концепции. По этой причине реализация концепции обуславливается необходимостью дальнейшего развития всех сфер жизни.

О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы

31 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Об этом глава государства сообщил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом.

Выступая перед делегатами форума, объединившего более 700 российских соотечественников из других стран, В.Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».

Президент отметил, что в настоящее время решаются судьбоносные для всей планеты вопросы.

«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма. На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается. Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.

Вслед за этим Владимир Путин сделал ключевое заявление: «Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы… Рассчитываем, прежде всего, на ваше участие в продвижении проектов сотрудничества с Россией. Однако, скажем прямо, обстоятельства могут складываться по-разному. Поэтому будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России. А тем, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, для того чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище».

«Сегодня мною подписана новая редакция Концепции государственной миграционной политики, – продолжил глава государства. – Она направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также на создание четких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства. Многие проблемы, бюрократические барьеры в этой сфере, о которых справедливо говорили соотечественники, сняты. Во всяком случае, я надеюсь, что сделана попытка их снять и разбюрократить эту систему» (kremlin.ru).

Как отмечается в п. 21 Указа «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», опубликованного на сайте Кремля, основными задачами в данной сфере являются:

«а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих:

добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;

въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;

б) создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;

в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;

г) создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;

д) дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

е) оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации».

Кроме того, в п. 22 документа в качестве одного из основных направлений миграционной политики выделяется обеспечение простоты и прозрачности процедур въезда в РФ (включая оформление виз), получения права на проживание в Российской Федерации (в том числе в целях осуществления трудовой деятельности), приобретения российского гражданства.

Подпункт «б» п. 22 подразумевает совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе:

«- корректировку условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры и искусства с учетом их ожиданий и запросов, а также поддержку российских организаций, привлекающих таких лиц;

— концентрацию финансовых ресурсов на оказании содействия добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения и повышение эффективности расходования финансовых средств на эти цели;

— устранение необоснованных административных барьеров, временных и финансовых издержек, связанных с ввозом в Российскую Федерацию и регистрацией имущества, включая объекты интеллектуальной собственности, средства производства и иные основные фонды» (kremlin.ru).

Основные положения новой Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы активно обсуждаются политиками и экспертами.

Председатель Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев не сомневается, что подписанный В.Путиным документ дает шанс на возвращение в Россию миллионам соотечественников, оставшихся за границей вопреки своей воле.

«Подписав новую Концепцию государственной миграционной политики, Президент… дал понять, что пришло время исправить ошибки истории. Пора дать русским людям право на воссоединение», — заявил парламентарий.

«Везде в бывшем СССР одна проблема – многие хотят в Россию, но не могут получить паспорта», – отметил он, добавив, что «российская экономика ждет этих людей» (pnp.ru).

В свою очередь первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулинпризнался, что не вполне удовлетворен тем, как в документе освещаются вопросы репатриации.

«Следовало бы, вероятно, выделить это направление – привлечение и возвращение соотечественников – в отдельную главу, подчеркнуть принципиальные отличия репатриации от всех других миграционных действий. И от миграционной политики, которая направлена на обеспечение, скажем, российской экономики квалифицированными специалистами, иностранными гражданами, которые не являются соотечественниками», – заявил депутат.

Тем не менее он отметил, что представленный вариант документа выгодно отличается от образца шестилетней давности.

«В ранее действовавшей Концепции 2012 года существовал вывод, как оказалось, ошибочный, о том, что миграционный потенциал стран СНГ будет снижаться», – пояснил депутат. Расстановку сил изменил украинский кризис 2014 года. «С тех пор как переворот произошел, ситуация резко изменилась, и мы очень долго шли к признанию этого факта на уровне Концепции, – рассказал К.Затулин. – Прежде всего, речь идет о необходимости учесть наличие большого числа вынужденных переселенцев с Украины, которые запутались в рогатках нашего законодательства и барьерах нашей административной практики по отношению к ним… Наряду с позитивным лозунгом «Россия своих не бросает» мы не сделали достаточно для того, чтобы эти люди могли достаточно комфортно почувствовать себя в России с точки зрения узаконения своего положения. На этот счет слишком много у нас перестраховок в законодательстве. И я могу только поддержать желание, выраженное дважды в новой Концепции, обеспечить простой и ясный, доступный и понятный механизм обретения гражданства».

В числе недостатков новой Концепции депутат назвал игнорирование важных законодательных инициатив, уже разработанных в нижней палате российского парламента.

«Я могу только сожалеть, что традиционно не обращается должного внимания на законопроекты, которые уже внесены в Государственную Думу. Они как кукушкины дети, их все время откладывают, хотя часть проблем они могли бы давно снять и решить», – подчеркнул первый зампред думского комитета.

Так, новая Концепция «ничего не говорит о той серой зоне, в которой пребывают, скажем, вынужденные мигранты из Украины, которые сегодня просто боятся обращаться в миграционные органы, потому что они уже являются нарушителями правила 90 дней пребывания в России, так как не могут выехать: им некуда ехать».

«Для решения этого вопроса мы предложили законопроект о миграционной амнистии для беженцев с Украины. К сожалению, мы пока не получили положительных отзывов на него и продолжаем борьбу за его принятие в первом чтении, – посетовал К.Затулин. – Есть и целый ряд других вопросов, которые следовало бы поименовать в Концепции» (vz.ru).

Как отмечает политолог Александр Ведруссов, сфера российской миграционной политики очевидно нуждается в реформировании.

«Одна только Украина, даже если брать только юго-восток, – это потенциальные миллионы наших соотечественников, которые не только говорят на одном с нами языке, принадлежат одной культуре и исторической традиции, но и имеют соответствующие востребованные у нас профессии. Особенно в дальних регионах, в сельской местности они могут быть востребованы», – сказал аналитик в эфире радио Sputnik.

По мнению А.Ведруссова, усилия в области миграционной политики требуют системного подхода.

«Если политика у нас системно поворачивается в сторону благоприятствования миграции соотечественников, то это может вызывать только одобрение. Нужно будет смотреть, как миграционные органы будут на это реагировать. Если запретительный характер практики деятельности миграционных служб изменится благодаря правильным акцентам, которые расставлены в законодательстве, то это будет для страны только плюсом. Есть еще один момент: под миграцию нужно пересматривать и нашу социально-экономическую политику, развитие дальних регионов и развитие сельской местности, иначе люди не смогут найти здесь работу по приемлемым условиям. То есть если под миграционный приток будут созданы новые рабочие места и соответствующие программы будут работать системно, то все это будет на благо страны. В этом нет никаких сомнений», – выразил уверенность политолог (ria.ru).

Как указал председатель комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрегиональных отношений Иосиф Дискин, новую редакцию Концепции миграционной политики отличает больший прагматизм и ориентация на решение реальных проблем.

«Стало больше понимания, какие мигранты нам нужны, – отметил он. – Упрощен порядок для мигрантов, имеющих высокую квалификацию, окончивших российские вузы, имеющих работу и т. д.».

Также, по мнению эксперта, в Концепции лучше отрегулирован механизм получения квот для регионов на мигрантов.

«Это была тоже проблема. Регионы брали впрок, не очень отчитываясь за то, находят ли люди себе работу», – пояснил И.Дискин.

«Конечно, еще предстоит принять соответствующий закон, но уже в Концепции вопрос необходимости адаптации мигрантов, изучения русского языка, знания правовых норм зафиксирован яснее и последовательнее», – отметил эксперт.

Кроме того, И.Дискин указал на преодоление межведомственного барьера, мешавшего решению многих миграционных проблем. Это стало возможным после наделения МВД основными полномочиями в сфере миграционного регулирования.

«Когда все это оказалось внутри одного ведомства, межведомственные согласования оказались гораздо проще, – заметил И.Дискин. – Примером этого была дискуссия на Совете по межнациональным отношениям в Ханты-Мансийске, когда представитель крымских татар в Совете начал говорить о том, что не до конца урегулированы вопросы получения гражданства тех, кто приехал до 2014 года в Крым… Реакция Президента показательна: он точно знал, к кому обращаться – к члену Совета, начальнику управления по проблемам миграции МВД. И ответ был замечательный: общие проблемы решены, теперь необходимо выехать в Крым и разбираться с каждым случаем отдельно. Я убежден, что если бы это было по-прежнему, то в условиях сложных межведомственных взаимодействий миграционной службы и МВД это бы было похоронено. А так это решается внутри одного ведомства. Одной ведомственной перегородкой стало меньше».

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, нововведение о снятии бюрократических преград нужно рассматривать как сигнал потенциальным соискателям гражданства РФ.

«Многие годы декларации российских властей о том, что родина ждет своих оказавшихся в рассеянии детей обратно, противоречили реальным процедурам такого возвращения. Я лично знаю немало людей, например в Казахстане, которые начинали было заниматься переездом в Россию, но оставляли эту затею на полпути, увидев, сколько бумажных препон перед ними стоит», – рассказал эксперт.

Вместе с тем аналитик считает, что приток соотечественников из-за рубежа вряд ли будет массовым.

«В мире в целом, в СНГ в частности уже просто не осталось такого числа русскоязычных, чтобы переломить демографическую ситуацию в России. Это, кстати, авторы Концепции сами понимают — и именно поэтому по новым правилам потенциальному россиянину больше не надо будет доказывать, что у него имеется историческое право на возвращение. О наличии такого права приезжему будут верить на слово», – заметил Д.Журавлев.

При этом руководитель Института региональных проблем предсказывает, что в Россию в первую очередь потянутся не славяне, а преимущественно представители центральноазиатских этносов.

«Я, когда работал в Администрации Президента РФ, ездил по местам расселения переселенцев. И, к примеру, в Калининградской области почти 100% новоприбывших оказались этническими узбеками. Я не думаю, что сейчас эта картина будет чем-то отличаться», – прогнозирует эксперт (ridus.ru).

Мнение о «волне возвращенцев» не разделяет и официальный представитель Московского Дома соотечественника Аркадий Бейненсон.

«Причин тому несколько: и политическая, и экономическая, и даже, если хотите, климатическая, – считает он. – Жить в России по совокупности этих причин не настолько легче, чтобы делать переезд сюда самоцелью, раз уж человек решил сниматься с места» (ridus.ru).

В свою очередь, в беседе с «Газетой.Ru» правозащитник Светлана Ганнушкина, которая многие годы помогает беженцам и вынужденным переселенцам, признается, что не понимает зачем было необходимо принимать новую концепцию, пока не была выполнена предыдущая.

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

На сайте правительства России указаны ответственные за Концепцию чиновники — курирующий вице-премьер Антон Силуанов и министр внутренних дел Владимир Колокольцев.

Настоящая Концепция разработана в соответствии:

  • с Конституцией Российской Федерации,
  • федеральными конституционными законами,
  • федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
  • Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации,
  • Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года,
  • стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
  • с общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров в сфере миграции.

Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

  • а) академическая мобильность — международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях;
  • б) временная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и тому подобного;
  • в) долгосрочная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года);
  • г) квотирование привлечения иностранной рабочей силы — регулирование численности иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
  • д) краткосрочная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся;
  • е) миграция на постоянное место жительства — международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства;
  • ж) незаконная миграция — перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности;
  • з) образовательная (учебная) миграция — миграция с целью получения или продолжения образования;
  • и) организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников) — деятельность государства или уполномоченных негосударственных структур по организации перемещений иностранных работников в Российскую Федерацию, включающая организованный набор необходимых работников в стране происхождения, их довыездную подготовку, прием и трудоустройство на законных основаниях на заранее выделенные рабочие места;
  • к) сезонная трудовая миграция — вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года;
  • л) трудовая миграция — временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).

Полный текст Концепции можно посмотреть на официальном сайте.

Президент РФ Владимир Путин утвердил эту концепцию своим указом. Соответствующая информация и текст концепции опубликованы на официальном сайте главы государства.

Отметим, что в связи с принятием нового указа утрачивает силу существующая концепция, которая должна была действовать до 2025 года, ее президент утвердил в 2012 году. В новом документе приводятся данные, в соответствии с которыми в 2012-2017 годах миграционный приток в нашу страну стал источником трудовых ресурсов и компенсировал естественную убыль населения. Суммарный прирост за этот период равен 1,6 млн человек. Правда, как уточняется, часто российские работодатели привлекают низкоквалифицированных иностранных работников.

Вместе с тем в новой концепции содержится указание на мировую тенденцию – интенсивный миграционный поток в Европу в 2014-2015 годах провоцирует негативные социально-экономические процессы, в том числе с криминальной и террористической составляющей. Уточняется, что такие проявления могут стать угрозой и для России. Однако в новой концепции также подчеркивается, что в 2012-2027 годах в нашей стране было усовершенствовано правовое регулирование в сфере миграции, в том числе это касается применения мер ответственности.

При этом указано, что дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере должно заключаться в установлении простых, понятных и исполнимых правил без административных барьеров и сопутствующих издержек. Поэтому в числе направлений миграционной политики перечислены такие, как обеспечение чистоты и прозрачности процедур въезда, получения права на пребывание (проживание), приобретения гражданства, а также развитие механизмов организованного привлечения работников из-за рубежа. Но вместе с тем планируется корректировать законодательство и в другом направлении, таким образом противодействуя миграционным нарушениям: направлению поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, фиктивным действиям для получения иностранцами прав на въезд, пребывание и осуществление трудовой деятельности в России.

Также в документе несколько раз отмечается значимость цифровых технологий в сфере миграционной политики. Причем их использование планируется расширять, в частности, для аналитики миграционной ситуации, путем использования биометрических данных для государственного контроля в этой сфере, а также для предоставления госуслуг.

Правительство РФ должно в течение трех месяцев утвердить план мероприятий по реализации Концепции в 2019-2021 годах.

Эксперты о Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы

Временный ресурс. Путин определился с ролью мигрантов в жизни России

Приезжие в новогодние праздники на Красной площади в Москве. Фото с сайта Yamoskva.com

31 октября президент России Владимир Путин утвердил Концепцию государственной миграционной политики на 2019-2025 годы. Миграционной политике отводится «вспомогательная роль» в решении демографических проблем и связанных с ними экономических трудностей. Вместе с тем в документе говорится, что необходимо сохранять открытость России для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество.

«Фергана» попросила экспертов в области трудовой миграции высказать свое мнение о документе, на который будут равняться российские органы власти в своем отношении к «понаехавшим» в ближайшие шесть-семь лет.

Российский историк, этнолог и антрополог Сергей Абашин:

– Если сравнить эту Концепцию с предыдущей, то она стала более обтекаемой и обобщенной, из нее максимально убрали конкретику. Отдельно я бы хотел остановиться на трех моментах.

Во-первых, если предыдущую концепцию принимали на двенадцать лет, то эту – только на шесть, то есть это не стратегия развития миграционной политики, а пути решения текущих проблем в области миграции. Властям нужна не идеология, а возможность реагировать на конкретные вызовы. Неслучайно принят закон, наделяющий президента правом определять категории мигрантов, которые смогут в упрощенном порядке получать гражданство. Думаю, что постепенно в руки президента будут передавать все конкретные решения, касающиеся сферы миграции. Захотели – разрешили провести амнистию киргизских мигрантов, захотели – выдали российское гражданство гражданам Украины. То есть теперь эти вопросы будут решаться не с точки зрения государственной политики, а с точки зрения сиюминутных ситуаций, которые будет определять администрация президента.

Не зря в документе открыто отмечено, что «миграция становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах». Поэтому мы свои миграционные вопросы будем решать так, чтобы они и для нас не стали политической проблемой.

Ни разу не употребляется слово «патент», что не исключает отказа от них и, например, возвращения к квотам или оргнабору. Отсутствие конкретики в Концепции позволяет властям менять политику в области миграции в удобном для нее направлении.


Мигранты на стройке в Краснодарском крае.

Во-вторых, из Концепции убран тезис о том, что с помощью миграции будут решаться демографические проблемы России (как это было в предыдущей концепции). Теперь говорится, что демографические проблемы страна будет решать путем «естественного воспроизводства». Между строк читается, что миграция теперь нам особенно и не нужна. Это основной негативный момент в этом документе.

В-третьих, усилен акцент на соотечественниках, которым первое место уделялось и в предыдущем документе. Тут выделяются две категории людей: «соотечественники, проживающих за рубежом» и «иные лица, которые способны успешно интегрироваться в российское общество». Соотечественники – это те люди, чьи предки жили на территории России. Их можно призвать в страну, но их немного и среди них немало людей пожилого возраста. Поэтому они не могут быть решением демографической проблемы. Выделение этих категорий – скорее, так называемая забота «о русском мире», и в этом больше идеологи и политики, нежели экономической логики. Не исключено, что к «иным лицам» относятся граждане Украины, которых сегодня на территории России проживает 2,5 миллиона. Возможно, что таким образом Россия пытается обосновать возможность предоставления им, а не жителям Центральной Азии, гражданства для решения демографических проблем России. Это такой идеологический акцент, который говорит о том, что трудовых мигрантов рассматривают исключительно как временный ресурс, а не как иммигрантов, которые могут обосноваться тут постоянно.

* * *
Бесплатный юрист для мигрантов Валентина Чупик новую миграционную концепцию считает скорее плохой, чем хорошей:

– В документе право определять миграционную политику предоставляется президенту. Это означает, что она будет постоянно меняться, законы действовать не будут – это плохо. Также меня пугает, что чаще всего в документе встречается слово «безопасность».

Ничего не сказано о развитии рынка труда, об обеспечении привлекательности страны для мигрантов, о либерализации миграционного законодательства. Вместо реального упрощения законов, снижения административных барьеров и избавления от взяткоемких норм Владимир Путин опять просто рассказывает о своих благих пожеланиях, предпочитая пропаганду реальным действиям. Однако пропаганда не меняет демографическую ситуацию и не наполняет рынок труда, поэтому новая Концепция ничего не изменит.


Группа уроженцев Киргизии. Фото Екатерины Иващенко, “Фергана”

Останется несбыточной мечтой и многолетнее заклинание «нам нужны высококвалифицированных мигранты» – Россия для них не привлекательна. Сейчас в Россию не хотят приезжать даже низкоквалифицированные кадры из республик бывшего Советского Союза – за 2017 год поток трудовых мигрантов из Азербайджана, Армении, Кыргызстана и Узбекистана начал снижаться, а из Казахстана – остался на прежнем уровне. В прошлом году незначительно вырос только поток работников из Таджикистана.

* * *
Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева:

– Я сравнила тексты концепции 2012 и новой, и не увидела принципиальных изменений, в том числе тех, которые ожидали соотечественники. Я говорю о процессе репатриации и обособлении категории «репатриант». Мы ожидали признания этой категории и конкретных шагов по привлечению людей в Россию, однако пока возвращение соотечественников идет только в рамках существующей программы добровольного переселения.

В Концепции прописано, что задачами миграционной политики является «добровольное переселение в Россию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество». Видимо, под этими общими словами подразумеваются те самые носители русского языка и те, кто имеет здесь членов семьи. То есть те, для кого и так в существующем законодательстве предусмотрены упрощенные процедуры получения РВП (разрешения на временное проживание), ВНЖ (вида на жительство) и гражданства.

Из нововведений я бы отметила два момента. В Концепции прописано, что внимание будет уделяться вопросам адаптации мигрантов и тех, кто приехал в страну по учебе (Концепция, в частности, говорит, что одной из задач миграционной политики является создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, – прим. автора). Кроме того, текстуально больше внимания уделено вопросам противодействия коррупции. Видимо, это явление уже нельзя обойти даже в Концепции.

* * *
Юрист и создатель портала Migrant Батыржон Шермухаммад:

– В документе не увидел ничего принципиально нового, кроме привлечения в страну русских и русскоязычных граждан и упрощения получения ими гражданства.

Однако тут возникает другая проблема. Если за последние годы власти привели в порядок процесс оформления патентов, и иностранный гражданин без особой бюрократии получает документы, то при оформлении РВП и ВНЖ люди жалуются не только на неясные схемы получения этих документов, но и на коррупцию. Из сотен желающих получить тот же самый вид на жительство добиваются его единицы.

В Москве, например, людям приходится по десять и более раз ездить в ММЦ Сахарово, чтобы получить разрешение на временное проживание, и все потому, что до сих пор нет ясных критериев получения гражданства по квотам или по статусу носителя русского языка. Человек может получить РВП с первого раза, а может не получить и с десятого, поэтому, пока не будут четко прописаны механизмы и критерии получения того или иного статуса, ничего не изменится.

В документе говорится, что качество миграционной политики зависит от «мер по противодействию коррупции при осуществлении государственного контроля и предоставлении государственных услуг в сфере миграции». Но как с ней будут бороться – непонятно. В России эффективно борются с незаконной миграцией, но мы не видим борьбы с коррупцией в сфере получения гражданства.

Мало внимания уделено в документе трудовым мигрантам. Говорится об их адаптации, но этот вопрос постоянно поднимается и вне Концепции, только четких механизмов или программ по вовлечению мигрантов в российскую культурную жизнь как не было, так и нет.


Рабочие-мигранты. Фото с сайта Vse24.ru

В документе указано, что в основном в Россию приезжают «низкоквалифицированные мигранты, востребованность которых определяется недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда». В Россию едут и высококвалифицированные иностранные граждане, но их не так много. Стране нужны те, кто строит дома, убирает улицы и работает в сфере обслуживания, этим и обусловлен приток мигрантов. Можно, например, снижать квоты на строителей из Центральной Азии, но россияне все равно не пойдут работать в эту сферу. Это законы рынка, если на какую-то работу не идут россияне, значит нишу заполнят мигранты.

* * *
Руководитель портала Migranto.ru Светлана Саламова:

– Нельзя однозначно говорить о том, направлена ли данная Концепция на содействие мигрантам или нет. Она призвана решить более широкую задачу – изменить представление о России. Представить страну как современное, цивилизованное и открытое государство, которое при этом защищает свои интересы в сфере национальной безопасности, противодействует экстремизму и выстраивает долгосрочную концепцию социально-экономического развития и роста благосостояния своих граждан.

Какими путями планируется достижение этих целей – главный вопрос. Собственно, на нем базируются все разговоры и обсуждения Концепции. Эксперты видят, что ряд утверждений, приведенных в Концепции, не соответствует реальной ситуации, а потому эти утверждения не вызывают доверия.


Рабочие-мигранты играют в мяч в центре Москвы. Фото “Ферганы”

Например, в Концепции говорится о том, что «среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан России издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда». Проверить это утверждение на сегодняшний день нельзя. Такая статистика не ведется. Не во всех субъектах России указывается специальность в патенте, поэтому собрать точную статистику кто, где и кем работает, пока нельзя.

Кроме того, серьезное ужесточениемиграционного законодательства в Концепции обозначено как «усовершенствование инструментов правового регулирования в сфере миграции». Хотя по факту перекосы в этих «усовершенствованиях» иногда не поддаются никакой критике. В какой еще стране иностранцу могут закрыть въезд в страну или депортировать за две неправильных парковки или за неоплату проезда в общественном транспорте?

Если говорить о задачах новой миграционной политики, то они вполне адекватны и правильны. Планируется работа по совершенствованию механизмов Программы переселения соотечественников, будут создаваться условия и возможности для адаптации мигрантов к правовым, социально-экономическим и культурным условиям жизни в России, предоставляться преференции иностранным студентам, педагогам, научным сотрудникам.


Намаз у Соборной мечети в Москве. Фото с сайта Tvc.ru

Мне кажется правильным, что среди направлений миграционной политики заявлено обеспечение простоты и прозрачности всех миграционных процедур. Это важно, потому что сегодня миграционное законодательство слишком сложно и противоречиво. В нем трудно разобраться специалистам кадровых служб организаций, а уж иностранным гражданам – и подавно.

Важным моментом является заявленное намерение обеспечивать иностранных граждан независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равными возможностями для получения государственных услуг в сфере миграции – в том числе информационных. Кому-то может показаться, что это ерунда. Но если бы у нас миграционные органы консультировали иностранных граждан должным образом, тогда рухнул бы огромный рынок посредников. Да и количество примитивных, но распространенных нарушений миграционного законодательства резко бы снизилось.

Кроме того, я наконец-то увидела в официальном документе слова о совершенствовании механизмов профилактики миграционных правонарушений. Как и в случае с опасными болезнями, профилактика здесь намного дешевле, проще и эффективнее, чем дальнейшее лечение. Похоже, что на сегодняшний день профилактикой миграционных правонарушений у нас занимаются только общественники, правозащитники и энтузиасты, но никак не органы МВД.

Из тех аспектов, что остались нераскрытыми, я бы отметила вот что: в Концепции говорится, что разработаны и проходят проверку на практике подходы к социальной и культурной адаптации различных категорий иностранных граждан. Вместе с тем, раз мы говорим о трудовой миграции, должно уделяться большое внимание и профессиональной адаптации мигрантов в трудовых коллективах. Экономически активное население (что россияне, что трудовые мигранты) большую часть своей жизни проводят на работе. И от того, успешно ли человек влился в трудовой коллектив, как у него складываются профессиональные взаимоотношения, зависит и то, сколько времени он проработает в организации, будут ли у него возможности для профессионального и карьерного роста, роста его благосостояния. Если его доходы будут расти, то в его глазах и Россия будет привлекательным работодателем.

* * *
Заместитель председателя международного общественного движения «Форум переселенческих организаций», эксперт проекта «Собирание народа» Галина Рагозина:

– К сожалению, хорошая концепция, которая ранее долго и обстоятельно разрабатывалась правительственной комиссией, заменена на новую. Такое впечатление, что готовили ее наспех. Необходимость принять новую Концепцию объясняют изменением ситуации как в мире, так и в России. Да, ситуация изменилась, мы это понимаем. Но не может так часто меняться концепция государства по такому серьезному вопросу. Могут меняться законы, приниматься новые программы. Но сама концепция не должна быть краткосрочной. Либо мы открыты для приема мигрантов, либо нет. Особенно это касается соотечественников и особенно – тех из них, которые возвращаются в Россию. Именно они интересны для нашего государства. Тот факт, что в Концепции как бы вскользь упоминается об этой категории мигрантов, еще раз говорит о том, что вся миграционная политика в России сосредоточена на трудовой миграции. И больше всего огорчает, что соотечественники, вернувшиеся в Россию (даже участники госпрограммы «Соотечественники»), попадают под те же санкции, что и иные мигранты.

Все чаще к нам обращаются те, кому аннулировали свидетельство участника этой программы за ту самую фиктивную регистрацию, те, кто попал под норму 90/180, у кого не принимают заявление на гражданство России, потому что он не смог устроиться официально на работу. О носителях русского языка можно сказать одно – злая шутка законодателей. Нужно перевернуть все архивы, чтобы найти справку о проживании предков на территории России (а где они еще могли проживать, если можно доказывать до 7 колена и ранее). Потом нужно не раз съездить в посольство, оформляя выход из гражданства, в результате стать лицом без гражданства и только потом подать заявление на гражданство России. Вот такое долгожданное «упрощение» получили русские. Остается надеяться, что ситуация с принятием Концепции изменится. Однако с таким количеством и качеством подготовки миграционных сотрудников практически невозможно будет реализовать намеченные перемены.

Радует, что в Концепции речь идет о роли гражданского общества, об общественных организациях. Но настораживает такой ее пункт: «участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления». Кто определит эту грань, когда правозащитники будут отстаивать интересы мигрантов, защищать их права, нарушаемые сплошь и рядом? Какие санкции будут применяться к «вмешавшимся» в деятельность органов власти?

Екатерина Иващенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *