Методический день

Что означают методические дни педагога?

Добрый день!

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя — 36 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (
нормируемая часть), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4.
Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
. Это не обязательно делать на рабочем месте, если для педагога это удобнее.
Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.

Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.
Светлана

Такого, о чем Вы говорите, нет в действующем законодательстве.

Удачи Вам!

Должен ли быть у педагога методический день?

Законодательство не устанавливает обязанности администрации школы (работодателя) по предоставлению педагогу (работнику) отдельного методического дня.

В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ продолжительность рабочего времени в течении недели у педагогических работников не может быть более 36 часов. То есть в течение данного времени работодатель вправе устанавливать условия пребывания работника на рабочем месте.

Как правило, порядок предоставления методического дня в образовательной организации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или индивидуальными трудовыми договорами.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”:

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящими Особенностями с учетом:

в) объема фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;

г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

1.3. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).

Наличие свободных дней (одного или более) в неделю зависит от того, насколько правильно составлено расписание уроков в школе. При составлении расписания уроков администрация образовательного учреждения должна соблюдать санитарные правила с целью недопущения перегрузки учеников, а также максимально экономить время учителя. Там, где это возможно, расписанием может предусматриваться свободный день в неделю для методической работы учителя и повышения его квалификации. Такой же подход администрации образовательного учреждения должен применяться и при составлении расписания педагога с целью уменьшение времени нахождения на рабочем месте без учебной и иной педагогической работы.

2.4. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Как было указано выше, условия использования данных дней для методической работы определяется правилами внутреннего распорядка, коллективным договором или индивидуальным трудовым договором.

Рабочее время учителя. В чём проблема?

Рабочее время учителя. В чём проблема?
«Принимать нельзя отзывать». Осталось решить, где поставить запятую!

По просьбе сайта «Учительской газеты» Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, подробно прокомментировала ситуацию, связанную с обсуждением темы регулирования режима рабочего времени педагогических работников.

Многие из читателей, наверное, помнят распространённое крылатое выражение, использованное в мультфильме «В стране невыученных уроков» для описания двух взаимоисключающих возможностей, в котором жизнь главного героя зависела от того, как он расставит знаки препинания.

Вот в такой же ситуации, от которой зависит два взаимоисключающих решения, оказались работники сферы образования, которых призвали голосовать за отзыв проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – проект приказа), введя их, по сути, в заблуждение.

Обсуждение темы, связанной с регулированием рабочего времени педагогических работников, особенно с режимом работы учителей в различные периоды их работы, развернуто на страницах педагогических изданий, «Российской газеты», иных изданиях, а также на сайтах и форумах в сети «Интернет».

Эти обсуждения проходят на фоне принятого в соответствии со статьей 333-ей Трудового кодекса Российской Федерации приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», зарегистрированный Минюстом России 25 февраля 2015 года, регистрационный № 36204 (далее – Приказ № 1601), как ведомственный нормативный правовой акт, обязательный для применения всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

К приказу № 1601 в соответствии со статьёй 100 Трудового кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» частью 7 статьи 47-ой Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ разработан проект «приказа-спутника», определяющего особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, необходимого для регулирования рабочего времени в организации.

Проект приказа подготовлен взамен действующего приказа Минобрнауки России от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2006 года, регистрационный № 8110) (далее – Приказ № 69), который до принятия нового нормативного правового акта продолжает действовать и является обязательным для применения в части, не противоречащей законодательству.

Несмотря на то, что приказом № 1601 уже поставлена точка в неправомерном применении к учителям и некоторым другим педагогическим работникам 36-часовой продолжительности рабочего времени в неделю, эта проблема также продолжает вызывать вопросы при обсуждении проекта приказа, связанного лишь с особенностями режима учителей и других педагогических работников, который не затрагивает вопросы конкретной продолжительности их рабочего времени, уже решённые в приказе № 1601.

Следует напомнить, что согласно пункту 2 приложения 1 к приказу № 1601 для одних педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени, а для других – нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Так, продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, установлена только для педагогических работников, поименованных в подпунктах 2.1 и 2.2 приложения 1 к приказу № 1601, а нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов, – для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3. – 2.8 приложения 1 к приказу № 1601.

Конкретная 36-часовая продолжительность рабочего времени установлена:

  • педагогическим работникам, отнесённым к профессорско-преподавательскому составу;
  • старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребёнка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющим образовательную деятельность.

Конкретная 30-часовая продолжительность рабочего времени установлена старшим воспитателям таких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как детские дома, школы-интернаты, общеобразовательные организации.

В отличие от вышеперечисленных педагогических работников, имеющих конкретно установленную продолжительность рабочего времени, рабочее время педагогических работников, указанных в пунктах 2.3. — 2.7 приложения 1 к приказу № 1601 (воспитатели, музыкальные руководители, инструктора по физкультуре, концертмейстеры, учителя-логопеды и учителя-дефектологи), будет полностью зависеть от фактического объёма их педагогической работы, поскольку этими пунктами определена лишь норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Например, при увеличении или уменьшении с согласия воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных групп объёма их педагогической работы против установленной нормы часов за ставку заработной платы их рабочее время увеличивается или уменьшается, но все свои должностные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками по занимаемой должности, они выполняют в пределах рабочего времени, соответствующего фактическому объёму их педагогической работы.

Целесообразно также напомнить, что квалификационные характеристики должностей работников образования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»», зарегистрированным Минюстом России 6 октября 2010 года, регистрационный № 18638 (с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 года № 448н, зарегистрированного Минюстом России 1 июля 2011 года, регистрационный № 21240), являются ведомственным нормативным правовым актом, обязательным для применения на всей территории Российской Федерации.

Указанными квалификационными характеристиками конкретизируются должностные обязанности педагогических работников по занимаемым ими должностям, в связи с этим перечисленные в подпункте «г» пункта 1.2. проекта приказа виды работ, которые, как считают участники обсуждения проекта приказа, значительно увеличивают обязанности учителей, не относятся к должностным обязанностям конкретных педагогических работников.

Данным пунктом проекта приказа определён лишь общий перечень видов работ (причём далеко не исчерпывающий), выполнение которых может входить в рабочее время педагогических работников, но в зависимости от занимаемой им должности. Напомним, что Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678, содержит 40 наименований должностей педагогических работников, должностные обязанности которых различны.

Более сложная структура рабочего времени, требующая особого порядка его регулирования, предусмотрена для педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, поскольку согласно квалификационным характеристикам должностные обязанности таких педагогических работников не ограничиваются только проведением учебной (преподавательской, тренерской) работы (далее — учебная нагрузка), как это в ряде случаев безосновательно считают, к примеру, учителя, утверждая, что получают зарплату только за часы учебной нагрузки.

Рабочее время учителей и других педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, состоит из двух частей: времени, необходимого для выполнения согласно квалификационным характеристикам по занимаемым должностям обязанностей по проведению учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), и затрат времени на выполнение должностных обязанностей, для которых не могут быть установлены конкретные их нормы, поскольку выполнение таких работ может осуществляться не ежедневно, не еженедельно, и даже не ежемесячно (в проекте приказа именуется: «другая часть педагогической работы»).

К таким педагогическим работникам относятся:

  • учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
  • педагоги и старшие педагоги дополнительного образования;
  • тренеры-преподаватели и старшие тренеры-преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Помимо затрат рабочего времени на выполнение педагогической работы, входящей в должностные обязанности перечисленных педагогических работников, эти работники с их согласия могут выполнять за отдельно устанавливаемую дополнительную оплату дополнительные виды работ, увеличивающие затраты их рабочего времени, которые в их прямые должностные обязанности не входят (классное руководство, проверка письменных работ (тетрадей), заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, другие дополнительные виды работ, определяемые также и самими образовательными организациями).

Следует также отметить, что нормируемая часть рабочего времени педагогического работника не является одинаковой, поскольку определяется с учётом фактического объёма учебной нагрузки, увеличение или уменьшение которого против установленной нормы, осуществляется только с письменного согласия педагогического работника.

Другая часть рабочего времени, необходимого для выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемым должностям (к примеру, участие в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, осуществление связи с родителями, проведение родительских собраний, организация участия обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой, организация и проведение методической и консультативной помощи родителям и другое), регулируется планами и графиками, которые составляются с учётом периодичности выполнения таких работ.

Другая часть рабочего времени учителей, преподавателей, иных педагогических работников, связанная с разработкой рабочих программ, подготовкой к занятиям, регулируется самими педагогическими работниками.

Заметим, что независимо от того, что ставки заработной платы за календарный месяц устанавливаются педагогическим работникам, поименованным в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, исходя из нормы часов педагогической работы, составляющей 18 часов в неделю (720 часов в год для преподавателей организаций, реализующих программы среднего профессионального образования), выплачиваются педагогическим работникам за выполнение всей педагогической работы, входящей в их должностные обязанности согласно квалификационной характеристики, поскольку нормы часов – это всего лишь нормируемая часть их педагогической работы, являющаяся одновременно условной расчётной величиной, применяемой для исчисления заработной платы за фактический объём учебной нагрузки.

Разъяснение о выплате педагогическим работникам, поименованным в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, ставок заработной платы за всю педагогическую работу (т.е. с учётом другой её части, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности), содержится в пункте 37-ом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (как и на предыдущие периоды), утверждённых Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 25 декабря 2015 года (протокол № 12).

В специальном регулировании нуждаются также вопросы, связанные с рабочим временем педагогических работников в периоды, не совпадающие с их ежегодными основными удлинёнными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, к которым относятся каникулы, устанавливаемые для обучающихся, а также с рабочим временем в периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, с тем, чтобы такая временная приостановка работы не квалифицировались как простой, при котором работникам выплачивается только часть заработной платы (что имело место в недалеком прошлом).

Вот на регулирование перечисленных и иных особенностей рабочего времени педагогических и иных работников образовательных организаций в целях недопущения нарушения их трудовых прав и направлены положения проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Необходимо напомнить, что указанный проект приказа в целях его общественного обсуждения и экспертизы неоднократно размещался на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru.

По сообщениям разработчиков проекта приказа на протяжении всего периода его общественного обсуждения, продолжавшегося более двух лет, рассматривались все поступающие замечания и предложения, ряд из них, не противоречащих законодательству, были учтены при формировании редакции проекта, согласованного со всеми заинтересованными федеральными министерствами, в связи с чем требования, о каком-то широком его обсуждении и об отзыве проекта приказа, как ухудшающего положение работников, безосновательны.

Судя по высказываниям участников, поддерживающих требования организаторов, складывается впечатление, что многие из них недостаточно знакомы со всей нормативной правой базой, регулирующей вопросы рабочего времени педагогических работников, что при обсуждении порождает искажённую и недостоверную информацию, вызывающую вопросы никак не связанные с положениями, регулируемыми в проекте приказа. Голосуя за отзыв проекта приказа, участники голосования по непонятным причинам не замечают, что все вопросы, с которыми они не согласны, на самом деле полностью урегулированы в проекте.

Как уже отмечалось, проект приказа подготовлен на основе действующего в настоящее время приказа № 69. Подготовка нового нормативного правового акта вызвана необходимостью приведения его в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, а также внесения в этот приказ уточнений в отдельные его положения с учётом правоприменительной практики, устраняющих неоднозначное толкование отдельных его норм, что безусловно направлено на упорядочение регулирования рабочего времени педагогических работников.

К примеру, по итогам правоприменительной практики, разработчиками принято решение учесть справедливые нарекания со стороны педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, по поводу суммирования неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, составляющих от 10 до 30 минут, которые должны использоваться для выполнения другой педагогической работы. Применение суммирования неустановленных перерывов к учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, у которых и так имеется другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, признано абсолютно бессмысленным.

Более четко в новом документе прописано положение о том, что не требуется присутствие в организации педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в те дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), которые свободны для них от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы. В результате окончательно ставится точка на недопустимости применения к учителям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, так называемой 36-часовой «отсидки» непосредственно в образовательной организации, хотя и согласно действующему приказу № 69 и приказу № 1601 этого не требуется, но не всегда соблюдается работодателями.

Внесены уточнения и в регулирование рабочего времени педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их отпуском, с тем, чтобы педагогические работники осуществляли педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, только в пределах нормируемой части их рабочего времени, т.е. объёма учебной нагрузки, определённой им до начала каникул. Увеличение времени для выполнения работ из другой части рабочего времени, например, характерного для учителей, может иметь место лишь при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время.

Впервые в нормативном правовом акте предлагается при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором предусматривать для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. Для закрепления в приказе обязательного предоставления свободного дня законных оснований не имеется, поскольку установление такого свободного дня может зависеть от режима работы организации в течение 5-6-дневной рабочей недели, обеспеченности кадрами, объёма учебной нагрузки учителей, соблюдения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности в соответствии с нормами СанПиН, сменности занятий и других особенностей.

Именовать в коллективном договоре свободный день «методическим или библиотечным днём», как предлагается участниками обсуждения проекта приказа, не следует, поскольку эти понятия являются скорее целью, с которой свободный день может устанавливаться, и дело не в его названии.

Для учителей 1-х классов уточняются основания для использования «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии, а также «динамической паузы», являющейся большой переменой в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут. При этом указанный режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей отражаться не должен, поскольку объём учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (т.е. один раз в год), устанавливается локальным нормативным актом организации, отражается в трудовом договоре учителя.

Несмотря на различные мнения, высказываемые работодателями, в проекте проекта приказа, сохраняется требование о составлении в организации расписаний занятий, исключающих нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием (так называемые «окна»), которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Очень существенным и важным уточнением, предусмотренным проектом приказа, является запрет на привлечение без письменного согласия педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности, но в других организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых. К примеру, нельзя будет привлечь педагогического работника без его письменного согласия для работы в оздоровительном лагере, организованном на базе другой организации, даже в той же местности.

Возможность привлечения педагогических работников в период, не совпадающий с отпуском, в оздоровительные организации, расположенные в другой местности, даже после получения их согласия, вообще теперь не содержится в проекте приказа, в связи с чем педагогические работники в оздоровительных организациях, расположенных в другой местности смогут работать исключительно только в период своего отпуска и на условиях трудового договора.

За педагогическими работниками, отнесёнными к профессорско-преподавательскому составу, по-прежнему, как и в приказе № 69, сохраняется право на выполнение научной, творческой и исследовательской работы в соответствии с планами научно-исследовательских работ, программами, графиками, локальными нормативными актами, как непосредственно в организации, реализующей образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, так и за её пределами.

Отсутствие в проекте приказа положений о регулировании рабочего времени научных работников обусловлено тем, что в полномочиях Минобрнауки России в соответствии с пунктом 5.2.27 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 (с последующими изменениями и дополнениями), находится принятие нормативного правового акта, определяющего только особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Вместе с тем, вопросы регулирования режима рабочего времени работников организаций высшего образования, в том числе научных работников, в отношении которых не предусмотрено определять какие-либо особенности нормативными правовыми актами федерального органа, могут регулироваться правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемого непосредственно самой организацией.

Что касается несогласия участников обсуждения проекта приказа, связанного с тем, что в проекте нормативного правового акта выборный орган первичной профсоюзной организации, с учётом мнения которого утверждаются правила внутреннего трудового распорядка организации, указан в единственном числе, тогда как в организации может действовать две и более первичные профсоюзные организации, то авторы замечаний не учитывают, что применение в нормативном правовом акте понятия «выборный орган первичной профсоюзной организации», с учётом мнения которого принимаются правила внутреннего трудового распорядка – это норма Трудового кодекса Российской Федрации.

Трудовым кодексом Российской Федрации регулируются также и взаимоотношения между различными выборными органами первичных профсоюзных организаций, действующими в организации.

Так, две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа выступать от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федрации, представлять интересы всех работников в социальном партнёрстве на локальном уровне, то на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии её выборного органа поручается вести переговоры от имени всех работников.

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы обратиться к читателям с таким вопросом: «следует ли затягивать принятие такого важного документа, упорядочивающего регулирование режима рабочего времени педагогических работников, или на пустом месте продолжать его обсуждение, лишая себя и всех коллег права на улучшение условий труда, вместо того чтобы, потребовать от работодателя приведения правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора организации в соответствие с законодательством, в том числе с положениями, предусмотренными в проекте приказа, после его принятия»? Остаётся только призвать читателей поставить знак препинания в нужном месте!

ГБОУ ДПО ИПК

Методический день можно определить как день, когда функционирует образовательная организация, но:

  • у педагогического работника, который ведет преподавательскую работу, отсутствуют учебные занятия;
  • внутренние документы образовательной организации не предусматривают выполнение другой педагогической работы непосредственно в образовательной организации;
  • в этот день работник не выполняет дополнительные виды работ за дополнительную оплату непосредственно в образовательной организации.

В методический день работник не обязан находиться в образовательной организации.

На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Работодатель предусматривает методический день работнику, чтобы тот использовал его (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536):

  • для дополнительного профессионального образования;
  • для самообразования;
  • для подготовки к занятиям.

То есть методический день – не дополнительный выходной день для педагогического работника. Работодатель предусматривает его только для указанных действий.

В данном случае под понятием «работодатель предусматривает» необходимо понимать то, что при составлении расписаний занятий, графиков, планов работ и других документов в определенный день у работника нет работы, которую он должен выполнять непосредственно в образовательной организации.

Под дополнительным профессиональным образованием нужно понимать обучение по программам:

  • повышения квалификации либо
  • профессиональной переподготовки.

Это предусматривает часть 2 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Педагогический работник в методический день может повышать свою квалификацию или получать новую компетенцию.

Нормативные правовые акты не предусматривают, в чем конкретно заключается самообразование и в какой области его необходимо получать. Также нет требований к подготовке к занятиям. Вместе с тем, если Правила трудового распорядка предусматривают такие дни, например, в целях самообразования, такое самообразование работник должен осуществлять применительно к своей должности.

Ситуация: можно ли учителю в свой методический день уехать за границу

Да, можно, если это связано с получением дополнительного профессионального образования, самообразованием или подготовкой к занятиям.

Методический день – не выходной день. Нормативные правовые акты четко определяют, для чего работодатель его предусматривает (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Однако проверить, для чего работник использовал этот день, работодатель не может.

Ситуация: можно ли требовать отчет о том, чем занимался педагогический работник в методический день

Нормативные правовые акты не предусматривают такого отчета.

Работник должен добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. А основа для их разработки – квалификационные характеристики должностей работников образования. Их содержит Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Но он не предусматривает, что работник составляет подобные отчеты.

Трудовой кодекс РФ запрещает требовать, чтобы работник выполнял ту работу, которая не предусмотрена в трудовом договоре (ст. 60 ТК РФ).

Тем более, например, подготовку к осуществлению образовательной деятельности работник регулирует самостоятельно (п. 2.3 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). Это значит, что он сам определяет, как и в каких формах готовиться.

Более того, если руководитель потребует от работника подобный отчет, то проверяющие органы могут расценить это как избыточную отчетность педагогических работников и нарушение законодательства.

Ситуация: можно ли заставить педагогического работника находиться в школе в его методический день

Нет, нельзя.

Нормативные правовые акты определяют методический день как свободный день. То есть в этот день работник свободен от выполнения урочной нагрузки, другой педагогической работы и дополнительной работы за дополнительную оплату. Он не обязан присутствовать в образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Обязан ли работодатель предусматривать методический день

Минобрнауки России лишь рекомендует предусматривать методический день для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу. То есть работодатель не обязан это делать.

Дело в том, что методический день предусматривают с учетом режима рабочего времени, который установлен для конкретного работника. А режим рабочего времени определяют внутренние документы образовательной организации (с учетом действующих нормативных правовых актов):

  • коллективный договор;
  • Правила трудового распорядка;
  • иные локальные нормативные акты образовательной организации;
  • трудовой договор;
  • графики работ;
  • расписание занятий.

Это предусматривает часть 7 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

То есть предусматривать методический день или нет – решает работодатель, когда составляет расписание занятий, планы и графики работ.

Если работодатель не предусмотрит методический день работнику, это нельзя расценить как нарушение прав работника.

Рекомендательный характер обусловлен тем, что возможность предусмотреть методический день зависит от многих факторов:

1) режима работы организации.

Например, при шестидневной рабочей неделе у работников есть больше рабочих дней для того, чтобы выполнить учебную нагрузку и другую педагогическую работу, чем при пятидневной. В случае с шестидневной рабочей неделей проще освободить один день для методического дня;

2) особенностей работы конкретного работника.

Например, у учителя начальных классов, как правило, уроки проходят каждый день. Поэтому работодатель не может установить ему методический день;

3) объема учебной нагрузки каждого из работников, которые ведут преподавательскую работу.

Если у учителя большой объем учебной нагрузки, то ему могут потребоваться все дни, в которые работает образовательная организация. Иначе он не сможет провести все занятия и при этом не нарушить гигиенические требования к режиму образовательной деятельности обучающихся;

4) иных особенностей.

Например, на возможность предусмотреть методический день может повлиять сменность занятий, обеспеченность кадрами, форс-мажорные обстоятельства (если заболел другой учитель и требуется замена).

Кому можно предусмотреть методический день

Методический день можно предусмотреть только тем работникам, которые ведут преподавательскую работу (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). К ним относятся:

  • учитель;
  • преподаватель;
  • педагог дополнительного образования;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • тренер-преподаватель;
  • старший тренер-преподаватель.

На это указывает пункт 2.1 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Ситуация: можно ли предусмотреть методический день работнику, который одновременно работает и получает профессиональное образование

Да, можно.

В нормативных правовых актах сказано, что методический день предусматривают для работников в зависимости от должности и возможностей образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Если эти условия выполнены, работодатель может предусмотреть для работника методический день независимо от того, получает он образование или нет.

На это правило не влияют уровень образования, которое получает работник, вид или формы получения.

Более того, Минобрнауки России рекомендует предусмотреть методический день педагогическим работникам для повышения квалификации и переподготовки.

Как закрепить методический день во внутренних документах

Чтобы закрепить возможность предусмотреть методический день в документах образовательной организации, внесите соответствующие положения в Правила трудового распорядка или коллективный договор. На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Ситуация: можно ли привлечь работника в его методический день для того, чтобы он заменил заболевшего педагога

Да, можно, но только с его согласия.

Выполнение учебной нагрузки временно отсутствующего работника – дополнительная работа с дополнительной оплатой (ст. 60.2 ТК РФ, п. 2.7 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601). Работодатель может поручить такую работу только с согласия работника и при надлежащем оформлении: дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием объема работы, сроков и размера доплаты (ст. 60.2 ТК РФ).

Если работник не согласен, то работодатель не может его привлечь и работник использует методический день.

Если работник согласен на замену, то на этот день у него будут предусмотрены учебные занятия. Следовательно, он будет обязан присутствовать в образовательной организации. Методический день в этот день перестает быть свободным.

Ситуация: как предусматривают методический день в каникулы

Методический день предусматривают в соответствии с уточненным режимом рабочего времени.

Во время каникул обучающихся педагогические работники, которые не находятся в это время в отпуске, продолжают работать (п. 4.1 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). При этом на период каникул работодатель уточняет режим рабочего времени (п. 4.2 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). В этот период также может предусматриваться методический день в общем порядке.

Нормативные правовые акты не закрепляют порядок, который должен соблюсти работодатель, чтобы определить периодичность методических дней. Поэтому работодатель вправе определить периодичность самостоятельно.

Как правило, методический день предусматривают один раз в неделю.

Пример формулировки условия о методическом дне в Правилах трудового распорядка или коллективном договоре

«5.1. Для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу, с учетом расписаний занятий, планов и графиков работ может предусматриваться один свободный день в неделю для дополнительного профессионального образования, самообразования или подготовки к занятиям.

5.2. К педагогическим работникам, которые ведут преподавательскую работу, относятся:

  • учитель;
  • преподаватель;
  • педагог дополнительного образования;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • тренер-преподаватель;
  • старший тренер-преподаватель».

— Действующее законодательство не предусматривает обязательное предоставление методического дня педагогическим работникам. Методический день педагогическим работникам ежегодно устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения (на основании коллективного договора), и это доводится до сведения работника.

Следует иметь в виду, что методический день — это рабочее время педагога, предназначенное для повышения педагогического мастерства как посредством самоподготовки, так и через коллективные формы повышения квалификации. В методический день учителя занимаются самообразованием: работой по тематическому планированию; овладением конкретными педагогическими технологиями, адаптацией их к своим условиям; изучением передового педагогического опыта; знакомством с новинками научно-педагогической литературы; разработкой методических материалов по своему предмету, посещают библиотеки, курсы повышения квалификации и т.д.

Педагог не обязан присутствовать в школе в свой свободный от занятий день, если на этот день не предусмотрено никаких общешкольных мероприятий, в которых он был бы задействован, преподаватель не должен представлять и каких-либо отчетов администрации школы о том, чем он занимался в этот день.

Что касается оплаты труда в этот день, то нужно учитывать, что продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, которая включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Для учителей V-XI(XII) классов общеобразовательных учреждений норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы — 18 часов в неделю (то, что вы в своем письме называете проведенными часами).

Выполнение педагогической работы учителем в объеме 18 часов в неделю — норма времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Другая часть педагогической работы указанных работников, которая не конкретизирована по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и может быть связана в том числе и с теми обязанностями, на выполнение которых и отводится методический день.

— Каким образом должна оплачиваться работа, произведенная во время отпуска?

— В соответствии со ст.125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

При отзыве из отпуска должен быть произведен перерасчет заработной платы. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договоренности с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

Единый методический день в школе

Одной из ведущих функций внутришкольной методической работы является работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Этому способствуют такие традиционные формы работы как предметные методические объединения (МО), семинары, консультации, работа школы передового опыта, наставничество. Предметные объединения – это традиционная, вполне оправдавшая себя за многие годы форма методической работы с учителями. В школе №7 имени В.Н.Пушкарева г. Острова она “впитала” в себя как традиционные формы и методы работы с педагогами, так и новые формы и методы, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к образованию в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это деловые игры, “мозговые атаки”, фестивали методических идей, презентации, диагностические методы и другие. При этом все школьные МО работают по своим проблемам, но в русле общешкольной методической темы “Построение общеобразовательной системы “Школа самореализации учащихся”. Как показывает внутришкольная диагностика о работе МО самыми предпочитаемыми формами практической методической работы учителя называют открытые уроки и мероприятия, мастер-классы. Именно там происходит распространение передового педагогического опыта. Однако, если открытые уроки даются только в рамках одного предметного МО, то учителя других предметов остаются в стороне от передовых идей и технологий, которыми владеют учителя других предметов. Поэтому в школе решили пойти по другому пути. В сентябре 2009 г., на первом в учебном году научно – методическом совете (НМС) директор школы выдвинула идею проведения единых методических дней (ЕМД). Педагоги поддержали это начинание, вскоре было выработано и утверждено Положение о едином методическом дне (приложение I). Школа второй год работает по такой системе, накоплен некоторый положительный опыт. В рамках каждого ЕМД проводится целая серия открытых уроков и внеклассных мероприятий, объединенных одной общей темой.

Раскрою некоторые технологические “секреты” подготовки и проведения ЕМД.

Цели и задачи единого методического дня.

— Активизация методической работы в школе.

— Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов.

— Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

— Распространение передового педагогического опыта учителей школы.

Выделяем несколько этапов в организации проведении ЕМД:

1 этап: подготовительный

  1. Постановка перед руководителями МО на школьном научно – методическом совете задачи о проведении единых методических дней (ЕМД) в учебном году.
  2. Формулировка темы ЕМД, тесно увязанной с общешкольной проблемой.
  3. Определение даты проведения ЕМД Обычно их проводится 2 – в ноябре и феврале (как правило, в последний день триместра)
  4. Подготовка организаторами ЕМД необходимых методических рекомендаций (памятки, буклеты, творческие задания ВПГ педагогов, схемы аспектного анализа и самоанализа уроков, внеклассных мероприятий).
  5. Разработка плана и сценария проведения ЕМД (в совместной работе членов НМС).
  6. Подготовка мини лекции по теме.
  7. Подготовка мультимедийной презентации по теме ЕМД.

2 этап: организационно-методический

Приложения

План проведения ЕМД представляется в форме таблицы и вывешивается в учительской за 2 недели до проведения ЕМД (приложение II)

Все учителя с учетом их пожеланий записываются в специальной таблице для посещения открытых уроков и мероприятий. При этом происходит распределение учителей по урокам, зачастую не являющимся их специализацией. Учитель идет смотреть современную технологию, общие методические приемы и формы работы.

В каждой группе учителей, посещающих открытые мероприятия, назначаются руководители группы, они на перемене организуют обсуждение уроков (мероприятий) и выступают с анализом урока, мероприятия на заключительном этапе ЕМД.

ЕМД начинается мини лекцией, раскрывающей основные положения предложенной проблемы. Например “ИКТ в обучении и воспитании”, “Межпредметные связи в обучении” (приложение III). Эту лекцию готовит и проводит заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам, отвечающий за научно-методическую работу в школе. Время лекции 10-15 минут, она обязательно сопровождается мультимедийной презентацией, после нее руководители МО получают методические материалы по теме, которые будут храниться в документах МО и использоваться педагогами в работе (памятки, рекомендации, аспектный анализ урока, внеклассного мероприятия). (Приложение IV).

Презентация 1

Презентация 2

Посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий педагогами школы (каждый педагог посещает 3 открытых урока и мероприятия)

На заключительном этапе вновь все педагоги собираются вместе в одном из кабинетов школы, где под руководством завуча, отвечающего за проведение ЕМД, проходит анализ посещенных уроков и мероприятий: выступают руководители групп (регламент – до 5 мин).

Завуч школы подводит итоги ЕМД, проводит рефлексию мероприятия.

3 этап: заключительный

Педагоги, которые проводят открытые уроки и мероприятия на ЕМД, сдают в учебную часть разработки уроков и самоанализ в печатном и электронном виде (на диске) для оформления тематической папки в методический кабинет школы.

По итогам ЕМД завуч готовит справку и проект приказа, в котором отмечаются благодарностями и премиями из надтарифного фонда школы (стимулирующие доплаты) все учителя, проводившие открытые уроки и мероприятия, директор школы издает соответствующий приказ.

Следует заметить, что при проведении ЕМД в то время, когда методической учебой заняты педагоги школы, учащиеся также не бездействует. В школе в этот день проводиться плановый День здоровья, в организации которого заняты педагог-организатор, воспитатели ГПД, другие свободные от уроков специалисты.

Проводимая в школе работа по организации единых методических дней дает свои положительные результаты — происходит внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс, создание активной творческой среды в школе.

Единый методический день становится смотром педагогического мастерства педагогов школы.

Методическая разработка проведения единого методического дня по теме: «Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе» методическая разработка на тему

Методическая разработка проведения единого методического дня по теме: «Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Требования к педагогу повышаются.

Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.

Единый методический день в школе должен стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Он предназначен для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов.

Проведение единого методического дня в школе-интернате осуществляется в 3 этапа: подготовительно-организационный, собственно методический, аналитико-заключительный.

1. Подготовительно-организационный этап включает в себя подготовку и организацию проведения единого методического дня в школе. Для проведения методического дня в школе по указанной теме использовались следующие ресурсы:

  • формы и методы – анкетирование учащихся, подготовка открытых мероприятий учителями-предметниками, администрацией школы, использование маршрутных листов во время методического дня;
  • материальные – затрачены средства на приобретение бумаги, заправочных чернил для оргтехники и множительной техники.

2. Собственно методический этап включает в себя проведение заранее распланированного единого методического дня, согласно разработанному сценарию.

3. Аналитико-заключительный этап проводиться в завершении открытых мероприятий, а также после всего методического дня и на методическом совете школы подводятся итоги дня, дается полный анализ всех мероприятий.

Методический день “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”

Цель:

  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий;
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

Подготовительно-организационный этап:

  • Использование результатов диагностики учителей по изучению владения педагогическими технологиями 2014-2015 года.
  • Оформление рабочего кабинета: на доске при помощи мультимедийного проектора – тема, цель методического дня, результаты диагностики; на столах – раздаточный материал.
  • Раздаточный материал: буклет с планом проведения методического дня, маршрутные листы, творческие задания проектным мастерским, чистые листы для написания творческих отчетов групп, теоретические основы педагогических технологий, методы обучения.

Собственно методический этап:

  1. Положение и План проведения методического дня
  2. Сценарий проведения методического дня.

Сценарий проведения методического дня

  • Открытие методического дня (сопровождается мультимедийной презентацией).

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рады приветствовать Вас в этом зале на открытии единого методического дня, тема которого звучит так: “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”. Целей у нашего сегодняшнего методического дня несколько — это:

  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий;
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

Позвольте мне начать свое выступление со слов педагога прошлых лет Адольфа Дистервега: “Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается”.

Для начала я познакомлю вас с программой методического дня (озвучивается программа). У каждого из вас имеются маршрутные листы, сейчас мы начнем с ними работать, а по окончанию методического дня эти листы вы должны сдать . Итак, подпишите свою фамилию, имя и отчество.

Ведущий 2: (Работа с маршрутным листом) Перед вами четыре лица, символизирующее мимикой эмоциональное состояние человека. Укажите, какое эмоциональное состояние у Вас на начало нашего методического дня? Кроме того, вы можете воспользоваться пустым кругом и указать другое эмоциональное состояние, не представленное в маршрутном листе.

Теоретические основы проблемы:

Ведущий 1: Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Необходимо, чтобы среди учителей, оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Эффективность деятельности педагога, результат его работы, качество знаний — все эти показатели напрямую зависят от уровня профессионализма педагога. Творчески работающие педагоги, постоянно ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм.

Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты и педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Технология обучения — новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Педагогической технологией называют совокупность и систему функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическая технология выступает в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути и способы обучения, и в качестве системы принципов, алгоритмов и регуляторов, применяемых в учебно-воспитательном процессе, и в качестве реального образовательного процесса.

На схеме представлены еще несколько подходов к определению понятия педагогическая технология .

Различают три уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический, локально — модульный.

Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

В программе развития школы большое внимание уделяется внедрению и усовершенствованию следующих образовательных технологий:

  • модульная технология;
  • технология проектного обучения;
  • технология внутриклассной дифференциации;
  • технология проблемного обучения;
  • технология дидактической игры.

Ведущий 2: Сейчас вашему вниманию будет представлена диагностика, взятая из программы развития школы. На сколько педагоги нашей школы владеют данными технологиями?. Из представленных результатов можно отметить, что в работе учителей вызывают затруднения такие педагогические технологии: внутренней дифференциации, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, программированного обучения, опорные схемы Шаталова, перспективно-опережающее обучение Лысенковой.

Затруднения могут быть определены низкой осведомленностью учителей о существовании указанных технологий и их сущности. Кроме того, такие затруднения могут быть вызваны низким техническим обеспечением для проведения определенных технологий.

Ведущий 1: Педагогическая технология должна отвечать на вопросы о том, как наилучшим образом организовать учебную (коллективную) деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей; что должны уметь, знать и иметь субъекты педагогического взаимодействия, чтобы обеспечить успешное проведение такой деятельности. На эти вопросы и попробуем ответить в ходе нашего методического дня.

Ведущий 2: Одной из форм работы в ходе нашего методического дня будет работа проектных мастерских, так как педагогическая технология рассматривает два основных этапа в профессиональной деятельности учителя: этап проектирования и этап реализации в учебном процессе. Этап проектирования учебного процесса сосредоточен на основании технологических предписаний и процедур по конструированию так называемой технологической карты – своего рода паспорта проекта будущего учебного процесса в данном классе.

Сейчас вашему вниманию будет представлена структура написания проекта. Итак, Проектирование – это создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Проектировать – составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектирование – специфический вид плановой деятельности. В отличие от планирования, задающего научные ориентиры целеполаганию, исполнению, контролю развития уже существующих социальных процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатывает и обосновывает контуры будущего социального объекта. У плана может быть несколько проектов. Основа проектирования – предвидение и прогнозирование. Результат – проект (модель), форма конкретного управления, программа. Проектирование как этап деятельности включает:

  • определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов;
  • построение модели, необходимой для получения результата деятельности (моделей может быть несколько);
  • определение средств, необходимых для реализации действия, и средств промежуточного контроля;
  • построение модели индивидуальной реализации деятельности (с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управленческих, эмоциональных и т.п. особенностей субъекта деятельности).

Процесс проектирования включает три этапа:

  1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
  2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.
  3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности.

Примерная структура проекта включает:

  • определение темы, цели, задач и актуальности проекта;
  • научно-методическое обоснование проекта;
  • ожидаемые результаты проекта;
  • механизмы выполнения проекта; исполнители, взаимодействия между ними;
  • программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения);
  • финансирование проекта.

Прошлый методический день мы закончили диагностикой. С результатами этой диагностики мы бы хотели вас познакомить (результаты диагностики).

Ведущий 1: Результаты диагностики показывают, что творческий потенциал нашего коллектива довольно высок. А сегодня мы посмотрим, на сколько мы, будучи творчески активными, знаем и применяем современные педагогические технологии в своей деятельности.

  • Презентация открытых уроков.

Ведущий 1. А теперь вам предлагается ознакомиться с теми уроками, которые будут представлены вашему вниманию сегодня. (Презентация открытых уроков учителями-предметниками по плану: тема урока, тип урока, цели, задачи, методы и формы обучения.)

Уважаемые коллеги вы посещаете тот урок, который у вас обозначен в маршрутном листе. После урока вы должны высказать свое мнение об уроке и записать его в маршрутный лист.

  • Открытые уроки.
  • Анализ и самоананлиз открытых мероприятий – анализ проводится методом синквейн/
  • Вести с курсов повышения квалификации
  • Проектная мастерская (работа творческих групп).

Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем вам поработать творчески. Каждому методическому объединения будет дана педагогическая технология и методы обучения и время 30 минут на создание, согласно указанной технологии, проекта урока. Тема у всех одна – “Осенняя фантазия ”, у вас есть возможность уже сейчас погрузиться в празднование этого замечательного праздника. Через 30 минут каждая группа должна представить творческий отчет (Педагоги расходятся по проектным мастерским.) Всего работает 5 мастерских. Технологии:

  • модульная технология — МО учителей старших классов;
  • технология проектного обучения – МО учителей технологии, физической культуры, ИЗО, музыки;
  • технология внутриклассной дифференциации – МО учителей фиэической кльтуры;
  • технология проблемного обучения – МО учителей филологии;
  • технология дидактической игры – МО учителей начальных классов.

Презентация проектов.

Ведущий 1. Ну, а в заключении мы просим вас вернуться к маршрутному листу. И снова эмоциональное состояние. На наш взгляд, наш методический день сегодня носил позитивный творческий характер. Оцените, пожалуйста, свое эмоциональное состояние в конце методического дня.

Спасибо за работу. Просим все маршрутные листы сдать.

Аналитико-заключительный этап

Подведение итогов проведения методического дня, анализ результатов анкетирования педагогов, обсуждение результатов на Методическом совете школы.

В работе методического дня приняли участие педагоги школы. В ходе проведения методического дня педагогам предлагалось оценить свою творческую активность на начало и окончание работы. Для этого педагогам школы было предложена методика “Эмоциональное состояние”. Результат по данной методике показывал настроение, активность, душевное равновесие и желание работать “здесь и сейчас” у педагогов школы. По методике “Эмоциональное состояние” учителя оценили свою активность следующим образом:

  • негативное эмоциональное состояние – 0;
  • позитивное эмоциональное состояние – 6 человек, что составило 37,5 % опрошенных педагогов;
  • нейтральное эмоциональное состояние – 5 человек, что составило 31,25 % опрошенных педагогов;
  • серьезность и грозность в своем состоянии отметили у себя 7 человек, что составило 43,75 % опрошенных педагогов.

Таким образом, можно оценить, что педагоги были положительно настроены на работу единого методического дня. Результаты представлены графически.

Рис. 1. Эмоциональное состояние педагогов в начале единого методического дня

В конце методического дня педагогам еще раз предлагалось оценить свое эмоциональное состояние по методике “Эмоциональное состояние”. Результаты были следующими:

  • негативное эмоциональное состояние – 0;
  • позитивное эмоциональное состояние – 9 человек, что составило 56,25 % опрошенных педагогов;
  • нейтральное эмоциональное состояние – 5 человек, что составило 31,25 % опрошенных педагогов;
  • серьезность и грозность в своем состоянии отметили у себя 2 человека, что составило 12,5 % опрошенных педагогов.

Полученные данные показывают, что участвующие в методическом дне учителя, в большей степени, повысили свое позитивное эмоционального состояния. Результаты представлены графически.

Рис. 2. Эмоциональное состояние педагогов в конце единого методического дня

Полученные данные позволяют произвести количественный анализ изменения активности педагогов в рамках проведения единого методического дня. Результаты показывают, что проведенный методический день способствовал увеличению эмоциональной удовлетворенности и хорошему настроению у 5 участвующих педагогов школы, что составляет 31,25 % от общего числа участвующих педагогов. Кроме того, 2 человека отметили у себя спады эмоционального состояния в работе в рамках проведения единого методического дня, что составило 12,5 % от числа участвующих педагогов. Возможно, такие изменения произошли из-за активного участия данных педагогов в работе методического дня, получили большую теоретическую поддержку и смогли полностью реализовать себя в работе умственно. 9 человек не заметили в своей работе изменений и считают, что эмоциональное состояние их личности и настроение остались на прежнем уровне, что также является позитивным моментом в работе коллектива.

Получившиеся результаты представлены графически.

Рис. 3. Изменение эмоционального состояния педагогов по результатам проведения единого методического дня

Таким образом, анализ результатов по проведению единого методического дня в школе показывает положительные изменения в творческой активности педагогов школы. Единый методический день дает возможность педагогам школы к развитию творческой активности не только как учителя, но и к активному саморазвитию своей личности в целом.

Библиографический список

  1. Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча/ Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко. Изд. 2-е, доп. И пер. – М: Феникс, 2010. – 448 с. (Административное управление образованием).
  2. Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении / Н.Ф. Дик – Изд. 3-е дополн. И перераб. – М..: Феникс, 2012. – 288 с. – (Сердце отдаю детям).
  3. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2011. – 160 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *