Лицензия на мусор

Содержание

Кто выдает лицензию на вывоз мусора, и что нужно для ее оформления?

Организации, которые намереваются осуществлять сбор и вывоз мусора, обязаны получить соответствующую лицензию. Без ее оформления их деятельность будет признана незаконной, облагаться штрафами и прочими санкциями.

Ранее документы требовались исключительно для полигонов и свалок, складирующих отходы. Нововведение направлено на улучшение контроля потоков твердых бытовых отходов (ТБО), а также снижение образования несанкционированных свалок.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

Законодательно утвержденное постановление о государственном регулировании процесса по обращению с отходами (пункты 2-3 Федерального закона №458-Ф 3) подразумевает лицензирование следующих видов деятельности:

  • Сбор твердых коммунальных и бытовых отходов.
  • Перевозка ТБО и ТКО.
  • Их сортировка, подготовка и очистка.
  • Утилизация мусора или деятельность, направленная на его переработку, повторное, полное либо частичное использование.
  • Обезвреживание ТБО и ТКО.
  • Размещение и складирование мусора.

Существуют законодательные нормы для организаций, занимающихся сбором и вывозом ТБО, согласно которым, лицензирование компании возможно только в случае их полного соблюдения. Для начала, на рабочем месте требуется проведение ежедневного развернутого инструктажа с работниками. Кроме того, понадобится наличие инвентаря: мешков, контейнеров, лопат и прочее. Наконец, потребуется специализированный транспорт для погрузки и вывоза мусора.

Следует отметить, что значительную роль в обеспечении надлежащей работы компании играют классы отходов, которых существует 5 видов. Первые 4 группы считаются опасными для экологии и здоровья, поэтому требуют обезвреживания до утилизации способами, которые прописаны в соответствующих нормативных документах. К вредным отходам может относиться как промышленный, так и бытовой мусор.

Некоторые нюансы данного вида деятельности вы можете узнать из следующего видео:

Требования и условия получения

Профессиональный подход к делу, способность заинтересовать потенциальных клиентов – это начальный этап на пути формирования организации по вывозу мусора и получения соответствующей лицензии. Кроме того, потребуется разрешение местных властей, знание нормативных документов, по которым регулируется сбор, вывоз и хранение бытовых отходов.

Для получения документа необходимо пройти следующие этапы:

  1. Пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Активировать расчетный счет в банковском учреждении.
  3. Выбрать удобную и доступную систему налогообложения.
  4. Получить разрешение.

Для выполнения последнего пункта нужно оформить в Роспотребнадзоре заключение на обращение с отходами. Затем согласовать режим контроля вывоза потребительского и промышленного мусора и собрать соответствующий пакет документации.

Какие потребуются документы?

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.

Кроме того, потребуется предоставить следующее:

  • Заявление, оформленное надлежащим образом.
  • Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
  • Дубликаты всех учредительных документов.
  • Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
  • Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
  • Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
  • Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
  • Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
  • Конкретный вид деятельности.
  • Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
  • Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
  • Доказательства уплаты госпошлины.
  • Контакты (номера телефонов, электронная почта).

Что собой представляет и как получить лицензию на реставрацию — читайте в этой статье.

Все нюансы получения лицензии на медицинскую деятельность рассмотрены .

Куда их подавать?

Документы на получение следует направлять в лицензирующий орган по месту регистрации ИП или юридического адреса фирмы через 5 дней после подачи запроса. Время рассмотрения документации и принятия положительного либо отрицательного решения в среднем составляет от 60 до 90 дней.

При правильном оформлении муниципальные и государственные органы идут навстречу желающим заняться сбором и транспортировкой мусора, соответственно, процесс отказов довольно невысокий.

После получения лицензии, в случае изменения классности отходов либо размещения объектов, предприниматель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом лицензирующий орган в письменном виде.

Плановые проверки лицензиата проходят 1 раз в год. Информация об этом отсылается проверяемому предпринимателю за 10 дней до ее начала. Срок проведения контрольно-проверочных операций не может превышать 1 месяц. Результаты оформляются в специальном акте с подписями всех участников комиссии. Если лицензиат не согласен с выводами проверяющих особ, он имеет право отразить этот момент в акте.

В случае, если предприниматель не устранил выявленные нарушения в указанные сроки, лицензирующий орган способен приостановить действие разрешения или подать иск в суд об его аннулировании. Лицензия теряет силу в случае ликвидации предприятия. Кроме того, она может быть аннулирована без судового рассмотрения, если в течение трех месяцев не производилась уплата лицензионного сбора.

Срок действия и стоимость

Документ выдается сроком на 5 лет. По окончании указанного периода после соблюдения всех правил и повторной подачи документации его действие может быть продлено бессрочно при условии, что соискатель будет выполнять исключительно подтвержденную разрешением деятельность. Цена его составит порядка 300 тысяч рублей.

Несоблюдение санитарных норм и правил по сбору, транспортировке и хранению мусора может привести к штрафным и административным взысканиям. Должностным лицам это может обойтись в 10-30 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – 50 000 с приостановлением деятельности на срок до 90 дней. Юридические организации могут быть оштрафованы на сумму до 200 тыс. руб. с блокированием деятельности на 3 месяца.

Для вывоза бытовых отходов необходим разрешающий сертификат, подтверждающий этот вид производственной деятельности. Лицензия на перевозку ТБО 1-4 класса – это разрешающий документ, выданный государственными органами и удостоверяющий правовую легитимность предприятия (индивидуального предпринимателя). Отсутствие лицензии у юридического лица и частного предпринимателя, ведет к наказаниям: штрафам и другим санкциям.

Виды деятельности: что лицензируется?

Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.

Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.

Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:

  • сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
  • уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
  • утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
  • ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.

Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.

Как получить лицензию на вывоз ТБО?

Согласно федеральному классификационному каталогу отходы разделяют на пять классов опасности.

Класс опасности Отходы
1 Максимальная опасность для людей и природы.
2 Высокая угроза
3 Умеренная опасность
4 Малоопасные
5 Безопасные

К 1-му классу ТБО относят мусор, в составе которого присутствует ртуть. Она содержится в медицинских градусниках, в люминесцентных лампах, барометрах, приборах. Такие отходы собирают в специально оборудованных и снабженных особыми знаками контейнерах, которые маркируются и тщательно хранятся в отведенных для опасных отходов местах. Попадая в природу, такие отходы приносят ей невосполнимый вред. Неопасный вид – это пятый. Он не несет угрозы людям и экологии. Получение лицензии на вывоз ТБО предполагает:

  • необходимые транспортные средства;
  • специальное оборудование.

Вывоз мусора по лицензии

Юридическое лицо определяется, с какими видами мусора оно работает, и какую деятельность осуществляет:

  • сбор, перевозку;
  • сортировку, переработку;
  • утилизацию, размещение.

Организация или ИП для получения лицензии на выбранный вид трудовой деятельности предоставляют пакет документов, оговоренный законодательным актом. Им необходимо подтвердить соответствие требованиям закона своей планируемой деятельности.

Кто может получить лицензию?

Сертификат ИСО 9001 может получить юридическое и частное лицо. Оно должно иметь разрешающий документ на работу по месту своей регистрации.

Кто выдает лицензию на вывоз ТБО?

Подтверждающий документ на перевозку мусорных отходов выдает лицензионный орган – Федеральная служба по надзору использования природных ресурсов.

Для этого заинтересованное лицо подает туда запрос с необходимыми документами. Их рассматривают до трех месяцев. Ответ может быть как положительный, так и отрицательный.

Аннулирование

Полученная лицензия на вывоз ТБО аннулируется. Это бывает:

  • при прекращении деятельности по причине ликвидации организации и закрытия ИП;
  • по постановлению судебных органов;
  • при неуплате лицензионного сбора более трех месяцев.

Заинтересованное лицо устраняет выявленные замечания в установленные законодательством сроки.

Требования и условия получения документа

Документ выдается и подтверждает, что организация имеет все необходимые материальные и трудовые ресурсы для осуществления этого рода деятельности. Чтобы ее получить необходимо:

  • подтвердить юридический статус предприятия;
  • открыть расчетный банковский счет;
  • установить форму налогообложения;
  • иметь разрешающие документы на вывоз ТБО и ТКО.

Лицензия на вывоз мусора

Необходимые документы

Пишется заявление, в котором указывают:

  • имя ИП или название предприятия;
  • юридический адрес;
  • адрес места, где будет осуществляться работа;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию ИП или организации;
  • ИНН юрлица или ИП;
  • квитанция по оплате государственной пошлины;
  • контактные телефоны.

Что полагается за вывоз отходов без лицензии?

Этот вид деятельности разрешен только при наличии разрешительного документа: лицензии. Если вывоз ТБО проводят без лицензии, к юридическому лицу предъявляются штрафные санкции в размере 200 тыс. рублей. Это минимальное наказание.

В исключительных случаях трудовая деятельность может быть остановлена на срок три месяца и закрыта. Реорганизация предприятия – максимальный вид наказания. Руководящее лицо наказывают штрафом до 30 тыс. рублей, ИП – до 50 тыс.

Срок действия и стоимость лицензии

Лицензия выдается сроком на пять лет. Информация по изменениям юридического статуса, местонахождения, адреса транспортировки, вида ТБО должна быть донесена до лицензионного органа в письменном виде в течение двух недель с момента изменения.

После пяти лет подают заявление на получение повторной лицензии. Если трудовая деятельность безупречна с точки зрения закона, органы выдают бессрочную лицензию. Сколько стоит лицензия?

Средняя стоимость получения лицензии составляет 300 тыс. рублей.

В сроках действия разрешений юридическое лицо или ИП осуществляют лицензируемую деятельность. Ежегодно проводится проверка. О ней уведомляют письменно за десять дней. Результат оформляется соответствующим актом, который подписывают участники ревизии. Предприятие не может работать, если нет лицензии.

Получение лицензии на вывоз ТБО

Лицензионный документ выдается юридическому или физическому лицу, которое имеет:

  1. Документы, подтверждающие материальную базу предприятия: строения и площадки, где перерабатывают и утилизируют отбросы. К ним относят договор по аренде помещения или договор покупки.
  2. Транспортное средство для вывоза, специальное оборудование для утилизации мусорных отходов. Они подтверждаются транспортными накладными и договорами по аренде и покупке.
  3. Профессиональную команду с трудовыми соглашениями, подтвержденными сертификатами на работу с ТБО классов 1-4.
  4. Заключение санэпидемстанции, разрешающее этот вид производства. Оно подтверждает, что здание и сооружение пригодны для использования, отвечают санитарным нормативам; транспорт регулярно проходит санобработку, имеет постоянное место стоянки.
  5. Свидетельство, содержащее сведения о работе предприятия, с какими видами отходов оно работает, класс угрозы.
  6. Договор с площадкой ТБО.

Лицензия на создание полигона ТБО

Для полигона наличие специально оборудованной территории обязательно. Для получения лицензионного документа на создание мусорного полигона получают одобрение на строительство. Предварительно делают проект площадки, который соответствует строительным нормативам. Предоставляют пояснительное обоснование, в котором указывают:

  • объем мусора, который может принимать участок;
  • проведенную экспертизу состава земли под мусор;
  • площадь участка;
  • количество персонала;
  • уровень влияния планируемого полигона на окружающую среду.

Виды деятельности по отходам лицензируются. К ним относятся и обезвреживание отходов. На это выдается лицензия. Государство строит предприятия по утилизации отбросов, вторичному использования и обеззараживанию. Оно использует передовой опыт развитых стран, которые далеко продвинулись в решении этой проблемы.

Вывоз строительного мусора: нужна лицензия или нет?

Пратура О.С., контрактный управляющий, специалист-эксперт ООО «Тендер-Дон», редактор-эксперт журнала «Прогосзаказ.рф».

Битый кирпич, пыль, куски бетона и гипсокартона, обломки древесины и металлоконструкций, остатки строительных и отделочных материалов — весь этот строительный мусор в избытке образуется при выполнении практически любых строительных работ. Как правило, заказчики закрепляют в контракте обязанность подрядчика по завершении строительства привести строительную площадку в состояние, пригодное для дальнейшего использования, очистив объект от строительного мусора.

Однако утилизация строительных отходов — не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Порядок удаления строительного мусора должен быть согласован со всеми технологическими операциями проведения строительных работ. В соответствии с санитарными нормами строительные отходы утилизируются отдельно от бытовых и вывозятся только специально оборудованным транспортом, не допускающим потери при перевозке и попадания в воздух, сточные воды и грунт.

Возникает резонный вопрос: правомерным ли будет требовать от подрядчика наличия лицензии на сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, образующихся при строительстве и ремонте?

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов отнесена к понятию «обращение с отходами».

Как следует из п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности относится к числу лицензируемых видов деятельности. Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, раскрывается в Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»). В частности, данным нормативным актом определены порядок получения лицензии, перечень видов работ, на которые требуется лицензия, и требования к соискателям лицензии.

Организации, желающие получить лицензию на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также осуществляющие деятельность в этой сфере, должны соответствовать следующим требованиям:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у индивидуального предпринимателя и (или) у работников профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности.

Как видим, лицензия на вывоз строительного мусора требует выполнения значительного количества требований. Вышерассмотренные — только результаты, которых организациям и индивидуальным предпринимателям еще нужно достичь. При этом необходимо также сказать, что лицензия на осуществление деятельности в сфере обращения отходов (вывоз строительного мусора) имеет приложение, в котором указываются виды отходов I — IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов (ч. 1.1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ).

То есть наличия самой лицензии недостаточно: чтобы вывезти мусор, необходимо знать класс вывозимых отходов. Таким образом, лицензия на вывоз строительного мусора в обязательном порядке должна включать в себя информацию о том, с отходами каких классов опасности подрядчик имеет право работать.

Классификация строительного мусора по классу опасности

I класс. Чрезвычайно опасные. Этот вид мусора оказывает большое негативное влияние на окружающую среду. Экологическая система не может быть восстановлена. Отнесенные к этой категории вещества не разлагаются в течение многих столетий. Сюда относятся пропитки для дерева, отработанный мазут, различные полимеры и другие подобные им химические соединения.

II класс. Высокоопасные. Из-за такого вида строительного мусора экосистема сильно нарушается. По опасности воздействия на окружающую среду аналогичен первому. Последующий период восстановления длится не менее 30 лет.

III класс. Умеренно опасные. Данный вид мусора оказывает среднее воздействие на среду. Период восстановления экологической системы составляет не меньше 10 лет. К нему относят моторные, дизельные и автомобильные масла, а также нитраты.

IV класс. Малоопасные. Такой тип мусора имеет низкую степень влияния на окружающую среду. Восстановление экосистемы достигается через 3 года. К этому классу относится подавляющая часть строительных отходов, отработанные покрышки.

V класс. Практически неопасные. Степень действия на окружающую среду низкая. Экология нарушается незначительно. Это в основном мусор натурального происхождения, к примеру, незагрязненные гравий и песок, необработанная древесина, макулатура.

Если нет достоверных глубоких исследований, что тот или иной тип отходов можно отнести к наименьшему классу, его относят к четвертому.

Как видим, пять классов отходов условно делятся на два вида — опасные и менее опасные. Лицензия на вывоз строительного мусора I и II классов, как правило, выдается предприятиям, специализирующимся именно на утилизации подобных видов отходов. Нередко предприятиям, имеющим разрешение на вывоз отходов III — V классов, не разрешено вывозить и утилизировать отходы I и II класса. При этом следует отметить, что на деятельность в сфере обращения отходов V класса опасности лицензия не требуется.

В этой связи у заказчиков возникает новая сложность в формировании требований к участникам закупки. Как правильно установить требование к участнику закупки по вывозу строительного мусора, если заказчик не знает точно, к какому классу будет относиться такой мусор? Данный вопрос остается открытым, так как пока еще нет правоприменительной практики.

Лицензирование является обязательным для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, связанную с переработкой или вывозом мусора. В соответствии с российским законодательством, лицензия на вывоз строительного мусора должна быть у каждого юридического лица, которое занимается сбором, вывозом или хранением мусора, поскольку по умолчанию все отходы, в том числе бытовой мусор, являются опасными. Лицензия на вывоз строительного мусора также является официальным разрешающим документом, подтверждающим наличие у компании необходимого оборудования, средств и квалифицированных специалистов для проведения качественных работ по вывозу мусора. Такая лицензия является гарантией того, что отходы будут вывезены выбранной фирмой своевременно, в полном объеме и безопасно для окружающей среды, и будут утилизированы надлежащим образом. Как известно, ответственность за нарушение экологического законодательства в случае обнаружения незаконных действий понесут как заказчик, так и подрядчик, поэтому лицензия на вывоз строительного мусора — залог спокойствия, чистоты и комфорта.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Осуществление деятельности по вывозу мусора без лицензии может повлечь неблагоприятные последствия в виде привлечения к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП), уголовной ответственности (ч. 1 ст. 171 УК РФ), вплоть до ликвидации юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ.

В силу того что Постановление N 1062 о лицензировании деятельности в сфере обращения отходов было утверждено совсем недавно, практика его применения в настоящее время еще не успела сформироваться. В период действия Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ) Минэкономразвития России в письме от 14.05.2007 N Д05-1605 прокомментировало, что лицензированию подлежит деятельность только специализированных организаций, которые осуществляют сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов. Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, получать такую лицензию не обязаны. Этой же позиции придерживалась и судебная практика: см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 октября 2008 г. N А82-354/2008-99, Постановление ФАС Уральского округа от 10 декабря 2007 г. N Ф09-10106/07-С1, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2009 г. N 09АП-2599/2009.

Во всех названных решениях суды пришли к выводу, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов не является деятельностью, от которой подрядная организация получает прибыль, то есть не является предпринимательской. Соответственно, подрядчик не может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения. Суды посчитали, что подрядчик не осуществляет деятельность в области обращения с опасными отходами, так как эти отходы образуются в результате его основной (производственной) деятельности, в связи с чем у него отсутствует обязанность по получению лицензии. Возложение на подрядчика обязанности получить лицензию на деятельность, которую он не осуществляет, является неправомерным.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что при транспортировании строительного мусора участник закупки не обязан получать лицензию. Данную позицию также подтверждает и нижеописанное решение:

Решение УФАС России по Мурманской области от 28 июня 2011 г. N 06-14/11-206.

Предмет закупки: право заключения контракта на остаточные объемы работ по реконструкции мостов на автомобильной дороге.

Предмет жалобы: государственным контрактом предусмотрено, что подрядчик обязуется в 30-дневный срок со дня утверждения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вывезти за пределы строительной площадки принадлежащие ему строительные машины, оборудование, инвентарь, инструменты, строительные материалы, временные сооружения и другое имущество, а также очистить объект и строительную площадку от строительного мусора и привести в пригодное состояние для дальнейшего землепользования участки земли, занятые ранее под складирование строительных материалов.

Однако требования о наличии в составе заявки на участие в аукционе лицензии на вывоз строительного мусора к участникам не предъявлено. Заявитель просит обязать муниципального заказчика внести соответствующие изменения в документацию об аукционе.

Вывод Комиссии Мурманского УФАС России: документацией о закупке установлены требования к работам, являющимся предметом аукциона. Виды работ, указанные в данном перечне, не предусматривают сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов (строительного мусора).

Следовательно, вывоз строительного мусора не является одной из составляющих предмета контракта, так как заказчик не брал на себя обязательств по оплате данного вида работ. Соответственно, заказ на вывоз строительного мусора со стороны заказчика не размещался.

Таким образом, условие, указанное в пункте государственного контракта в части обязательств по очищению объекта и строительной площадки от строительного мусора, не имеет самостоятельного характера и неразрывной связи с предметом аукциона, а направлено только на обеспечение надлежащего состояния самого объекта и прилегающей к нему территории.

Следовательно, в данном случае отсутствие в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о наличии лицензии у участников размещения заказа лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов не является нарушением Закона N 94-ФЗ.

По нашему мнению, требование наличия лицензии на обращение с отходами I — IV класса опасности в качестве условия допуска к участию в аукционе на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) неправомерно. Проводить отдельный аукцион на вывоз строительного мусора у заказчика нет необходимости.

Одним из условий допуска участников размещения заказа к торгам согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ является соответствие их требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В связи с этим заявки на участие в торгах должны содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа таким требованиям, если они предусмотрены документацией о торгах. В данном случае по итогам аукциона заключается контракт на выполнение строительных работ. При их выполнении неизбежно образуются строительные отходы, которые, естественно, должны быть вывезены. Однако это не означает, что вывоз отходов входит в предмет контракта. Исходя из указаний норм Закона N 44-ФЗ, предметом контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в которых у заказчика имеется потребность. Строительные отходы образуются в ходе их выполнения подрядчиком, которому, согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», будет принадлежать право собственности на них, и именно у него возникает потребность в их удалении со строительной площадки.

Существует позиция контролирующих органов, которая говорит о необходимости наличия лицензии в сфере деятельности обращения отходов, но только непосредственно у тех организаций, которые осуществляют данную деятельность (это могут быть субподрядные организации).

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 19 августа 2015 г. N 06-145/15.

Предмет закупки: выполнение работ по ремонту крыльца и устройству пандуса для маломобильных групп населения для здания школы N 559 Выборгского района Санкт-Петербурга в 2015 году.

Предмет жалобы: заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно установил требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии лицензии на осуществление обезвреживания и размещения строительных отходов.

Выводы комиссии Санкт-Петербургского УФАС России: в проекте контракта установлено следующее: «До начала выполнения работ предоставить заказчику копии договоров с перевозчиками строительных отходов на вывоз строительных отходов, копию лицензии лица, осуществляющего обезвреживание и размещение отходов по договору с перевозчиками строительных отходов, а также копию договора между перевозчиком строительных отходов и лицом, осуществляющим обезвреживание и размещение строительных отходов (распоряжение администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра «Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге»). Своевременно вывозить с объекта строительный мусор».

В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что заказчик требует указанные документы после заключения контракта от исполнителя по контракту, а не от участников закупки.

Таким образом, в данном случае в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.

Краеугольным камнем также является тот момент, что при транспортировании отходов I — IV класса опасности необходимо соблюдать условия ч. 1 ст. 16 Закона N 89-ФЗ:

  • наличие паспорта отходов I — IV класса опасности;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I — IV класса опасности на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов I — IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I — IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Письмом от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования указала, что Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» определил, что порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, будет устанавливаться Минтрансом России по согласованию с Минприроды России. Данная норма вступает в силу с 01.01.2016. Будем ждать разъясняющих писем данных органов исполнительной власти.

В силу ст. 9 Закона N 89-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV класса опасности подлежит лицензированию. Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I — V класса опасности, а также деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности.

Под накоплением отходов согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения и транспортирования.

Следовательно, организациям, в ходе деятельности которых образуются отходы, в том числе I — IV классов опасности, достаточно накапливать их и заключать договоры с организациями, обладающими соответствующими лицензиями, непосредственно занимающимися деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению опасных отходов. В таком случае самим строительным организациям, образующим отходы в ходе осуществления строительных работ, лицензия не нужна.

Требование предоставления вместе с заявкой на участие в аукционе на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) лицензии на деятельность в сфере обращения отходов I — IV классов опасности в качестве условия допуска к участию в таком аукционе не соответствует закону. Оно может быть квалифицировано как не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ.

Отдельные рекомендации заказчикам при формировании документации на закупку строительных работ

В закупочной документации необходимо указывать требование о наличии у участника закупки лицензии, если строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, и в проекте контракта не предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих данной лицензией.

Строительная компания вправе привлекать специализированную организацию для вывоза мусора, данное условие должно быть предусмотрено проектом контракта. При этом в контракте рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет данная специализированная организация.

Контракт может содержать обязанность подрядчика организовать вывоз строительных отходов, а цена контракта может включать компенсацию затрат, которые понесет подрядчик в связи с необходимостью организации сбора и вывоза этого мусора. При этом подрядчик вправе самостоятельно определить, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти строительный мусор самостоятельно при наличии соответствующей лицензии или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.

С июля 2017 года каждая организация или физическое лицо, желающее заниматься сбором и вывозом отходов, должно получить соответствующее разрешение. Лицензия на вывоз мусора дает право заниматься подобной деятельностью и является подтверждением того, что сбор и транспортировка бытовых и промышленных отходов осуществляется без нарушения экологических норм.

Разновидности отходов

Твердые бытовые и коммунальные отходы, или, говоря проще, мусор, появляется в процессе человеческой жизни и деятельности. Все отходы можно поделить на 2 большие группы:

  1. Органические — к ним относятся бумага, древесина, пищевые отходы и пр. Они быстро разлагаются и не наносят вреда окружающей среде.
  2. Неорганические — разлагаются в течение многих лет, нанося при этом существенный вред природе.

Кроме того, весь бытовой и промышленный мусор принято разделять на классы по степени их опасности для человека и экологии. Всего существует 5 классов. Распределение происходит следующим образом:

  1. Отходы 1 и 2 класса оказывают на природу и здоровье человека необратимое воздействие. К этим группам относят промышленные отходы, щелочи и кислоты, автомобильные покрышки, технические масла, аккумуляторные батареи.
  2. Отходы 3−4 классов разлагаются в природе в течение 5- 30 лет. В эту группу включают преимущественно строительный мусор.
  3. Отходы 5 класса считаются неопасными для окружающей среды и здоровья человека.

Для работы со всеми видами нужна лицензия на вывоз мусора.

Деятельность, подлежащая лицензированию

До 2017 года лицензированию подлежала лишь деятельность, связанная с хранением и переработкой отходов — свалки, мусоросжигательные заводы и пр. Сейчас Федеральное законодательство предполагает получение разрешения на следующие виды работ:

  1. Сбор твердых бытовых и коммунальных отходов (ТБО и ТКО).
  2. Транспортировка собранного мусора.
  3. Сортировка сырья, подготовка и очистка.
  4. Утилизация собранного мусора.
  5. Переработка для повторного полного или частичного применения.
  6. Обезвреживание токсичных промышленных и бытовых отходов.
  7. Размещение и складирование ТБО и ТКО.

На этот счет существует ряд нормативных документов. Чтобы получить лицензию на мусор, необходимо строго придерживаться всех законодательных норм и правил в этом отношении.

Требования к соискателям

Получить разрешение на право вывоза и переработки ТБО может физическое или юридическое лицо. Для физического лица обязателен статус индивидуального предпринимателя. В любом случае человек или организация должны подготовить пакет необходимых документов и соответствовать некоторым требованиям.

Для получения соискатель должен:

  1. Проводить ежедневный инструктаж своих сотрудников.
  2. Соблюдать все санитарные нормы и правила в отношении работающего персонала.
  3. Содержать в надлежащем состоянии транспорт для работы.
  4. Обеспечить в достаточном количестве инструменты и инвентарь для работы.
  5. Оснастить транспорт механизмами для разгрузки контейнеров.

Если претендент на получение лицензии планирует заниматься вывозом и утилизацией мусора 5 класса, проблем с получением, как правило, не возникает. Те предприниматели или организации, которые планируют заниматься отходами 1−4 классов, должны будут предварительно пройти ряд проверок.

Порядок получения разрешения

Процедура лицензирования вывоза мусора не займет у предпринимателя много времени. Государственная политика предполагает всяческое содействие лицам и предприятиям, занимающимся проблемами экологии.

Получение лицензии включает в себя несколько этапов:

  1. Регистрация в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Открытие расчетного счета в любом банке по выбору.
  3. Выбор наиболее подходящей схемы налогообложения.
  4. Подача заявления в Роспотребнадзор и получение соответствующего заключения.
  5. Согласование режима вывоза промышленного и бытового мусора.

Для получения лицензии необходимо будет предоставить в Роспотребнадзор пакет документов. В него должны входить:

  1. Заключение санитарно-эпидемиологической службы о соответствии зданий, механизмов и приспособлений действующим санитарным нормам и правилам. Это условие является строго обязательным для соискателя на лицензирование.
  2. Заявление действующего образца.
  3. Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и о постановке на учет в налоговой инспекции.
  4. Копии учредительной документации.
  5. Квитанции, подтверждающие оплату лицензионного сбора.
  6. Документы, подтверждающие наличие необходимого транспорта, помещений и оборудования для ведения подобной деятельности.
  7. Трудовые договоры с действующими сотрудниками.
  8. Документы, разрешающие работникам обслуживать отходы 1−4 класса.

Очень важно правильно заполнить бланк заявления. В него должны быть внесены следующие данные:

  1. Персональные данные лицензиата — его имя и фамилия, адрес постоянного проживания.
  2. Адрес, по которому планируется осуществление этого вида деятельности.
  3. Данные свидетельств о регистрации, идентификационные номера.
  4. Обязательно указывается точный вид деятельности.
  5. Перечень промышленных и бытовых отходов, с которыми планируется работа.
  6. Контактные данные претендента — номера телефонов, адрес электронной почты.

Куда подаются документы

Собранные документы подаются в орган лицензирования в том населенном пункте, где зарегистрирован ИП или находится юридический адрес предприятия. Сделать это нужно в течение 5 дней после подачи заявления. На рассмотрение заявки соответствующей организации отпущено 60−90 дней.

Если все документы оформлены правильно, органы государственной власти идут навстречу таким заявлениям. Обычно процент отказов бывает минимальным.

Переоформление и продление

Если предприниматель или организация изменяет размещение лицензируемого объекта или класс вывозимых отходов, необходимо в течение 2 недель уведомить об этом органы, занимающиеся лицензированием. Уведомление должно подаваться в письменном виде.

Ежегодно проводятся плановые проверки предприятий по вывозу отходов. Проверяющая организация обязана уведомить об этом предпринимателя не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты визита. Длительность работ по контролю и проверке деятельности предпринимателя или фирмы не должна превышать 30 дней.

По результатам проведенного исследования составляются акты, которые подписывают все участники комиссии. В случае несогласия индивидуального предпринимателя с заключением он может отразить это в акте.

Если во время проверки комиссией выявлены нарушения, она дает предписание об устранении в течение определенного срока. Причинами приостановки лицензии могут быть:

  1. Допуск к работе с отходами лиц, не имеющих соответствующей подготовки и сертификатов.
  2. Использование техники и помещений, не соответствующих санитарным нормам и требованиям.
  3. Применение в процессе работы оборудования и транспорта, наносящих существенный вред экологии.
  4. Сбор и перевозка отходов с нарушением санитарных норм и правил.
  5. Нарушение экологических норм в процессе деятельности предприятия.

Прекращение действия лицензии может быть произведено в судебном порядке или без суда. Действие лицензии может быть полностью прекращено в следующих случаях:

  1. Если предприниматель своевременно не устранил выявленные нарушения.
  2. При ликвидации предприятия.
  3. Если предприниматель не вносил лицензионного сбора в течение 3 месяцев.

После устранения выявленных нарушений лицензию требуется возобновлять.

Работа в других регионах

Территориальный вопрос деятельности зависит от того, какой именно орган выдавал лицензию. Если разрешение было получено в федеральных отделениях, предприниматель имеет право собирать, вывозить и перерабатывать мусор на территории всей страны.

Если лицензия на вывоз отходов была получена в региональных органах власти, предпринимателю необходимо создать письменное уведомление о том, что он планирует осуществлять свою деятельность за пределами региона, где зарегистрирован. Этот документ направляется в органы лицензирования того региона, где планируется проведение работ.

В этом уведомлении обязательно указываются:

  1. Название и юридический адрес фирмы по вывозу ТБО.
  2. Организационно-правовая форма юридического лица.
  3. Сведения о регистрации юридического лица в едином реестре.
  4. Персональные данные ИП.
  5. Сведения о регистрации ИП и внесении в единый реестр.

К отправляемому заявлению обязательно прилагается заверенная копия лицензии. Проверить наличие у физического или юридического лица разрешения можно в специальном реестре учета выданных лицензий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *