Льгота по оплате за детский сад

Содержание

Компенсация родительской платы (части родительской платы) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) должностными лицами, государственными служащими Комитета по образованию (далее — Комитет), в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющей государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем при личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ), посредством официального сайта Комитета или образовательной организации в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», посредством Портала, а также может быть принята должностным лицом Комитета при личном приеме заявителя. Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты: kobr@gov.spb.ru), официального сайта Комитета: www.k‑obr.spb.ru, Единого портала государственных услуг, Портала государственных и муниципальных услуг Санкт‑Петербурга.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом. Жалобы на решения, принятые руководителем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета или образовательной организации, должностного лица Комитета или образовательной организации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица или наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета или образовательной организации, должностного лица Комитета или образовательной организации;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета или образовательной организации, должностного лица Комитета или образовательной организации.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы. Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитет опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы КО принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование исполн исполнительного органа государственной валсти Санкт‑Петербурга, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитет. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) КО, вид которой установлен законодательством Российской Федерации. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (адрес: Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, телефон: (812) 576‑66‑85, 576‑66‑95, факс: (812) 576‑68‑41), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Льготы на оплату детского сада: кому полагаются

Льготы в детский садик предоставляют законодательно регламентированные привилегии по оформлению и приему в дошкольное общеобразовательное заведение.

Категории льготников

Под льготами на поступление в детский сад подразумевают право детей, чьи родители ввиду нетрудоспособности, профессиональной, должностной, служебной принадлежности либо по другим основаниям вправе претендовать на перво- либо внеочередной прием в детсад.

При оформлении в садик выделяют следующие категории льготников:

  • имеющие права на внеочередной прием в дошкольные заведения;
  • первоочередное поступление;
  • преимущественный прием в дошкольные заведения.

Заинтересованные в этих данных лица вправе запросить детализирующие сведения, консультационно-справочную информацию в отделе дошкольного образования местной администрации и в интересующем дошкольном учреждении.

Важно! Точный перечень льготников утверждается на общефедеральном уровне, но в субъектах РФ могут присутствовать собственные льготные позиции для приема ребятишек в детсад. Скачать для просмотра и печати:

Льготы при приёме в детский сад

Право на внеочередное поступление в детский сад имеют:

  1. Дети судей;
  2. Дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  3. Дети граждан, подвергшихся воздействию радиации;
  4. Дети погибших (пропавших без вести) и др. лиц, участвующих в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе;
  5. Дети погибших (пропавших без вести) и др. на территории Республики Дагестан;
  6. Дети граждан, уволенных с военной службы и членам их семей (в течение 1 месяца со дня обращения).

Первоочередное право на поступление в детский сад имеют:

  1. Дети военнослужащих по месту жительства их семей;
  2. Дети сотрудников полиции, погибших сотрудников;
  3. Дети сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы;
  4. Дети из многодетных семей;
  5. Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом.

Преимущественное право на получение места в саду имеют дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, сироты, опекаемые, дети сотрудников дошкольного образовательного учреждения и дети, родные сёстры и братья которых в настоящее время обучаются в конкретном ДОУ .

В соответствии с федеральным законодательством, к детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети переселенцы или беженцы и т.д. Подробный перечень содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В соответствии с Типовым положением о Дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562), порядок комплектования ДОУ определяется самостоятельно, но в соответствии с законодательством и закрепляется Уставом организации.

Льготы по оплате

Категории лиц, пользующиеся такими льготами, определены в п. 3 ст. 65 ФЗ-273 и приказе Минобороны РФ № 862 «О плате, взимаемой с родителей за присмотр и уход».

Сумма платы за малыша в детсаду уменьшается наполовину, если его законные представители относятся к следующим категориям лиц:

На 100 % освобождены от расходов по содержанию детишек в дошкольных общеобразовательных заведениях родители, чьи дети официально признаны:

  • туберкулезно инфицированными;
  • оставшимися без родительского попечения;
  • круглыми сиротами;
  • инвалидами.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании» компенсация за содержание на первого ребенка составляет 20% от внесенной родителями платы, на второго ребенка — 50% и на третьего и последующих детей — 70% соответственно.

Важно отметить также, что указанные льготы по оплате не относятся к дополнительным платным услугам, предоставляемым детским садом.

Скачать для просмотра и печати:

Некоторые аспекты предоставления льгот в детсадах

Перечисленные выше льготы предусматриваются законом лишь для государственных или муниципальных бюджетных заведений. Частные (коммерческие, домашние) садики в большинстве своем находятся на самообеспечении за счет родительских взносов. Поэтому там не практикуется установленное государством первоочередное либо какое-то еще льготное зачисление.

Важно! Однако это не означает, что такие учреждения не могут самостоятельно устанавливать перечни или очередности поступления в детсад в своих правилах, уставах иных локальных актах.

Оформление и прием в детсад (включая постановку в очередь) происходят после предоставления родителями всех необходимых документов, включая подтверждающих права льготника.

Заявителям надлежит тщательно изучить действующие нормы законодательства о предоставлении льгот. Поскольку система права постоянно меняется, вносятся постоянные коррективы, редакции, поправки. В настоящее время из списка льготников исключены переселенцы, беженцы, обучающиеся матери, семьи студентов.

Необходимые документы для получения льготы

При подаче собранной по списку (общего для всех заявителей) документации желающие устроить своих детей в детсад должны непременно прилагать документы, подтверждающие их права льготников. При отсутствии таковых региональная комиссия по комплектованию дошкольных заведений рассмотрит заявку без учета каких-либо привилегий.

К документам, подтверждающим права льготников относятся:

  • акты органов опеки (для льгот, назначаемых сиротам, детям из малообеспеченных семей, воспитываемых в неблагополучных, неполных, многодетных семьях, матерями-одиночками);
  • справка о переселении из зон отчуждения (для чернобыльцев);
  • справка о месте работы/должности родителей или одного из них (для льгот, связанных со службой родителей в правоохранительных органах: суды, прокуратура, следственный комитет, полиция);
  • удостоверение многодетной семьи (выдает территориальные подразделения органов соцзащиты);
  • справка из комиссариата или воинской части по месту службы;
  • справка МСЭ об инвалидности малыша и/или родителей.

Важно! Также родителям стоит знать, что они вправе расплачиваться с детсадом за содержание малыша средствами материнского капитала. Для этого нужно подать соответствующее заявление в ПФР . Скачать для просмотра и печати:

Положена ли компенсация за неустройство в садик

Актуальные для всех россиян проблемы с зачислением ребятишек в дошкольные образовательные заведения заставляют матерей увеличивать на неопределенный срок свой декретный отпуск. Подобная ситуация полностью противоречит ст. 43 Конституции РФ, утверждающей, что образование в России общедоступно.

В настоящее время подобные компенсации существуют, но лишь на региональном уровне в отдельных субъектах РФ.

К примеру, в Перми за малыша, не устроенного в садик платят 5300 рублей в месяц с 1.5 до 3 лет, с 3 до 6 лет — около 4.5 тыс. рублей. В Самаре размер компенсации зависит от количества детей. На первого полагается 1 тыс. рублей, на второго — 1.5 тыс. рублей. На 3-го, 4-го — еще больше. Скачать для просмотра и печати:

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

>Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Льготы в детский сад в 2019-2020 году

Посещение детского сада — необходимость как для родителей, так и для самого малыша. Дошкольное учреждение позволяет получить первые навыки нахождения и взаимодействия с социумом. А мать при этом сможет выйти на работу. Однако прежде, чем получить место, следует встать в очередь. Мало кто знает, какие категории граждан имеют преимущества в очередности и могут рассчитывать на финансовую компенсацию.

Законодательное регулирование

Все вопросы о приеме ребенка в дошкольное образование регулируются следующими нормативными актами Российского законодательства:

  1. Федеральный акт № 124 устанавливающий, какие категории граждан могут претендовать на зачисление детей в дошкольное учреждение вне очереди;
  2. ФЗ № 273 «Об образовании», в нем описываются варианты полного или частичного освобождения от уплаты ежемесячных взносов за садик.

Кроме вышеперечисленных нормативных актов, дополнительно вопросы дошкольных учреждений регулируют и законодательства местного самоуправления. В них могут быть предусмотрены компенсационные выплаты за непредоставление места в детском саду.

Кто имеет право

Семьи могут получить установленные законодательством льготы в том случае, если докажут свое на них право. Даже льготным семьям следует обратиться в соответствующий орган как можно раньше, чтобы встать в очередь. Поскольку своя последовательность существует даже среди льготников.

Родителям необходимо понимать, что если они встанут на учет через год после рождения малыша, к 1,5 годам место им не будет предоставлено. Даже в столь крупном городе как Москва с этим могут возникнуть проблемы. Поэтому вставать в очередь следует сразу после рождения малыша.

Кто имеет право на получение льгот в первую очередь:

  1. Ребенок военнослужащего по контракту;
  2. Дети полицейских, в том числе и бывших;
  3. Дети имеющие статус инвалид, в том числе инвалид с детства;
  4. Члены многодетных семей.

К категориям второй очередности относятся:

  1. Дети имеющие только одного родителя (мать-одиночка);
  2. Чьи родители являются работниками детских садов;
  3. Сироты или являющиеся усыновленными;
  4. Чьи родители были сиротами или являлись усыновленными;
  5. Ликвидаторы аварии ЧАЭС.

Помимо этого на быстрое получение места могут рассчитывать детки из неблагополучных семей, а также те, чьи родители являются судьями или прокурорами.

Льготы при поступлении в детский сад

При подаче заявления на постановку в очередь, родителям следует подготовить полагающийся список документации. Если есть право на получение льготы, то предоставляются выписки и справки, подтверждающие это. Следует быть внимательным, ведь для каждой категории требуются дополнительные документы.

Детям военнослужащих

Если один из родителей является военнослужащим, то его ребенок имеет право на первоочередное получение места в дошкольном учреждении. Подобные права закреплены на законодательном уровне.

При подаче заявления предоставляется документация, подтверждающая прохождение военной службы. Кроме того, такие семьи на 100% освобождаются от оплаты за посещение садика. Данная льгота распространяется и на детей, чей родитель погиб во время несения службы. При отсутствии звания компенсация за оплату составляет 75%.

Матерям одиночкам

В Москве, как и в других регионах, матери, воспитывающие детей самостоятельно (одиночки), получают право на месте в садике. Однако следует учитывать, что данная категория лиц относится к льготникам второй очередности.

Документы подаются в центр образования, в котором и осуществляется проверка на возможность предоставления социальной поддержки. Финансовая компенсация в данном случае составляет 50%. Однако в некоторых регионах данный показатель может быть занижен. Точные сведения можно получить только после постановки малыша на очередь.

Пенсионерам МЧС

Российское законодательство не предоставляет членам семьи работников МЧС каких-либо дополнительных привилегий по очередности в садик. На льготы могут рассчитывать действующие или бывшие сотрудники МВД, погибшие при выполнении обязательств.

Ветеранам боевых действий

Граждане, относящиеся к ветеранам боевых действий, получают социальную поддержку в виде первоочередности в дошкольное учреждение. Однако на финансовую компенсацию по ежемесячной оплате рассчитывать не приходится.

Сотрудникам полиции

Дети, чьи родители являются работниками полиции, не только имеют первоочередное право на место в дошкольном учреждении, но и получают 100 процентную финансовую льготу. Однако на компенсацию могут рассчитывать только в том случае, если родитель погиб.

Региональные особенности

Как уже говорилось, в разных регионах некоторые категории граждан могут получать дополнительную государственную поддержку по вопросу детских садов. С другой стороны, в ином регионе этой же категории будет отказано. Например, матери-одиночки. В одном случае, к ним относятся женщины, воспитывающие детей самостоятельно. При этом в графе «отец» в свидетельстве о рождении должен стоять прочерк.

Однако в Москве и ряде регионов к указанной категории можно отнести разведенных женщин, мужья которых уклоняются от уплаты алиментов.

Также в некоторых случаях родители, являющиеся сотрудниками полиции, лишены детсадовских льгот. Чаще всего социальная помощь семьям оказывается в следующих случаях:

  1. Если родитель погиб при выполнении служебных обязанностей;
  2. Если гражданин умер или заболел в период несения службы, был уволен по физическому состоянию (не мог больше исполнять обязанности);
  3. Если гражданин умер в течение года после увольнения. Важно, что причиной смерти послужила травма, полученная при несении службы;
  4. Если работник органов имеет детей на иждивении.

Существуют и большие разницы в регионах по вопросу финансовой компенсации оплаты садика. Поэтому каждой семье при подаче документов следует уточнить, имеет ли она право на получение льготы по ежемесячным взносам.

Касательно Санкт-Петербурга, к льготникам первой категории относятся:

  1. Военнослужащие;
  2. Семьи, имеющие минимум 3 несовершеннолетних детей;
  3. Дети работников правоохранительных органов;
  4. Дети или родители со статусом инвалид.

Ко второй категории льготников в Санкт-Петербурге относятся:

  1. Сироты и усыновленные;
  2. Родители Чернобыльцы;
  3. Члены семьи судей и прокуроров;
  4. Неблагополучные семьи.

Льготы по оплате детского сада

Касательно финансовых льгот по оплате за ДОУ, законодательством Российской Федерации предусмотрено разделение на 4 основных категории.

Скидка в 100 процентов предоставляется:

  1. Семьям, имеющим официальный статус многодетные;
  2. Если родители (или один из них) является инвалидом 1 или 2 группы;
  3. Если мать или отец военнослужащий, погибший при выполнении обязательств;
  4. Если сам ребенок имеет статус инвалида, в том числе, инвалид с детства;
  5. Если родители находятся на обучении в высшем учебном заведении на очной дневной форме;

Компенсация в размере 75% назначается, только если родители являются военнослужащими, относящимися к срочной службе, не имеющие офицерского звания.

Скидка в размере 50% положена:

  1. Если родители были сиротами или усыновленными;
  2. Если мать является вдовой;
  3. Если родители в разводе (только для определенных регионов);
  4. Мама или папа были подвержены радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  5. Родитель является педагогом или воспитателем в ДОУ;

Последняя категория скидок в 25% предоставляется семьям, имеющим двух несовершеннолетних детей. Подтверждение передается непосредственно в детский сад, который посещает ребенок.

Льготы на питание в детском саду

Социальная поддержка оказывается на основании справок о доходах, предоставляемых всеми членами семьи. Выписки берутся за последние 3 месяца. На основании этих данных и высчитывается положенная льгота.

Основные моменты касательно питания рассчитываются согласно возрастной группе и физическим параметрам детей. Данный вопрос регулируется Постановлением Главного санитарного врача. В нормативном акте указывается:

  1. Список продуктов, которые можно использовать в ДОУ;
  2. Обязательный набор продуктов, рассчитанный на одного ребенка на день;
  3. Список продуктов, которые обязательны к использованию в течение недели.

В первую очередь на получение данной льготы могут претендовать лица, облученные в результате аварии на АЭС. Данная льгота оформляется в виде возврата уплаченной денежной суммы.

Компенсация за непредоставление места

Случается, что по ряду причин гражданам не может быть предоставлено место у ДОУ к определенной возрастной категории. В таком случае можно претендовать на получение специальной государственной компенсации:

  1. Для детей возрастом от 1,5 до 3 лет назначается выплата в размере 6000 рублей в месяц;
  2. Для детей от 3 до 6 лет выплата составляет 4000 рублей в месяц.

К сожалению, на текущий момент рассчитывать на подобную выплату могут только несколько регионов России.

Правила оформления и перечень документов

Как уже говорилось, если семье полагается социальная поддержка на детский сад, при подаче основного пакета документации, необходимо прикладывать и дополнительный. В случае отсутствия положенных справок решение по постановке на очередь будет принято комиссией без учета дополнительных привилегий.

Какая документация может подтвердить статус льготника:

  1. Выписки из органов опеки, для семей с детьми (родителями) сиротами, усыновленных или относящихся к малообеспеченным;
  2. Выписка, подтверждающая, что гражданин находился в зоне отчуждения (Чернобыль);
  3. Выписка с места работы, если профессия позволяет рассчитывать на получения социальной помощи;
  4. Удостоверение, подтверждающее статус многодетной семьи;

Кому полагаются льготы при поступлении и оплате за детский сад

Льготы в детский сад гарантируются детям-инвалидам из многодетных, неимущих семей и многим другим. Дополнительные возможности связаны как с преимуществом в очереди на поступление, так и с компенсацией оплаты услуг (до 100%).

Преимущество предоставления очереди

Закон «Об образовании» ФЗ №273 (ст. 55 и 65) дает преимущественное право очереди для оформления в детский сад определенной категории детей. При этом выделяют несколько групп – например, сироты могут поступить в садик без очереди, дети инвалидов – первыми по очереди. Также есть категория (например, дети педагогов), которые поступают в преимущественном порядке, т.е. первыми по очереди после указанных групп.

Вне очереди

В соответствии с этим законом без очереди попасть в садик имеют право такие группы детей:

  1. круглые сироты, которые лишены как матери, так и отца (причем они могут проживать вместе с приемными родителями либо в детском доме и других учреждениях);
  2. дети судей;
  3. прокуроров;
  4. работников Следственного комитета;
  5. пожарных служб;
  6. дети граждан, которые участвовали в ликвидации чернобыльской катастрофы;
  7. из семей, признанных неблагополучными;
  8. дети граждан, которые работают в системе исполнения наказаний;
  9. дети граждан военнослужащих (имеются в виду погибшие военные или получившие травмы, в результате которых утратили трудоспособность).

Первые по очереди

После того, как приняты все внеочередные обучающиеся (или при их отсутствии) в порядке первой очереди в сады попадают дети:

  1. имеющие статус инвалида (группа любая);
  2. родителей, имеющих любую группу инвалидности;
  3. из многодетных семей, в которых проживает 3 и более несовершеннолетних (в том числе приемных);
  4. военнослужащих любого звания;
  5. сотрудников МВД.

Преимущество в очереди

Следующая группа льготников, кому положены особые права при поступлении – это дети:

  • из неполных семей (воспитываются только матерью или только отцом);
  • педагогов и воспитателей, работающих в государственных организациях (необязательно именно в этом детском саду);
  • дети родителей, в семье которых один ребенок уже ходит в этот детский сад; при этом поступающий не должен иметь ограничений по физическому и/или психическому здоровью (в противном случае он поступает в коррекционное учреждение).

Также есть несколько категорий, кому положены льготы при поступлении и оплате за детский сад. В одних случаях государство компенсирует 100% услуг, в других – 50%.

Полная компенсация

Полностью освобождаются от оплаты родители, дети которых:

  1. страдают туберкулезом;
  2. имеют статус ребенок-инвалид;
  3. круглые сироты;
  4. воспитываются в семьях, которые официально признаны малоимущими.

Скидка 50%

Предоставление скидки гарантируется детям:

  1. из многодетных семей;
  2. родителей, имеющих 1 или 2 группу инвалидности;
  3. из семей военнослужащих-контрактников;
  4. родители которых являются ликвидаторами чернобыльской катастрофы.

Компенсация за непредоставление места в садике

Если место в садике не досталось, родители могут обратиться за соответствующей выплатой, связанной с тем, что мать вынуждена сидеть дома. Вопрос о выплате компенсаций решается только на региональном уровне, поскольку соответствующая федеральная норма отсутствует. Как правило, размер выплаты небольшой, и он зависит от возраста ребенка (одна категория от 1,5 до 3 лет, вторая – от 3 до 6 лет).

возраст ребенка 1,5-3 года 3-6 лет
регион
Архангельская область 2000 2000
Пермский край 6000 4500
Красноярский край 3700
Калужская область 4500 4500 (до 5 лет)
Липецкая область 5000
Самарская область 4000 5000 (до 7 лет)
Томская область 4000 4000 (до 5,5 лет)
Башкортостан 3000
ЯНАО 3200 4200 (до 5 лет)
ХМАО 6800 3000
Ярославская область 630

Как получить льготы

Для этого необходимо приложить полный пакет документов при поступлении в садик:

  • паспорт матери или отца;
  • свидетельство, подтверждающее рождение ребенка;
  • заявление о поступлении (составляется на месте);
  • полис ОМС ребенка;
  • справка из больницы о состоянии здоровья и отсутствии инфекционных заболеваний;
  • прививочный сертификат;
  • документ, доказывающий право на льготу.

К таким документам относятся:

Название документа Для кого нужен
решение органов опеки сиротам, детям из семей, признанных неблагополучными, из неполных или малоимущих семей
справка о переезде из соответствующей местности детям родителей, участвовавших в ликвидации чернобыльской катастрофы
справка с места работы детям судей, работников Следственного комитета и других организаций, работа в которых дает право на льготу
справка из военного комиссариата или из части детям военнослужащих, в том числе контрактников
медицинская справка ребенку-инвалиду или детям, у которых родители являются инвалидами

Если ребенка уже приняли в сад, но документы на льготную оплату пока не предоставлены, их можно донести в разумные сроки. В таких случаях бухгалтерия должна сделать перерасчет и выплатить соответствующую сумму. Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, но в любом случае бумаги следует принести как можно быстрее, поскольку перерасчет за 3-6 месяцев и более обычно не делается.

Таким образом, родителям или опекунам стоит заранее позаботиться о предоставлении документа, гарантирующего льготу или скидку. Для этого лучше заранее уточнить перечень бумаг в детском саду и приступить к оформлению.

Отмена ряда льгот и повышение оплаты за детский сад в 2013 году в Москве

Вышеуказанным постановлением ряд правовых актов г. Москвы утратили силу, в частности с 1 января 2013 года утратило силу и постановление Правительства Москвы №62-ПП от 31.01.2006 г., в котором был закреплен порядок определения платы за детский сад, а также предоставление льгот по оплате для определенных категории семей, включая семьи, которые полностью освобождались от оплаты за содержание ребенка в детском саду.

В соответствии со статьей 52.1 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в действующей редакции до 01.09.2013 года) размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат. За содержание детей (присмотр и уход за детьми) с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также содержание детей (присмотр и уход за детьми) с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

!!! Какого-либо нового постановления Правительства Москвы, взамен утратившего силу №62-ПП с перечнем семей, имеющих льготы по оплате и порядке расчета размера родительской платы за содержание ребенка в детском саду, на сегодняшний день нет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. №590-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» (в ред. постановления Правительства Москвы от 07.11.2012 N 634-ПП) назначение и перечисление компенсации осуществляются Департаментом образования города Москвы, Департаментом здравоохранения города Москвы, Департаментом социальной защиты населения города Москвы и окружными управлениями образования Департамента образования города Москвы, рассчитываемой от фактически внесенной родителями (законными представителями) платы, взимаемой за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) и устанавливаемой с 1 января каждого года указанными отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы на основании представляемого подведомственной им образовательной организацией, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расчета этой платы, определенного по согласованию с органом самоуправления образовательной организации, исходя из фактического размера затрат на обеспечение содержания ребенка (присмотр и уход за ребенком) за предшествующий год.

Проанализировав постановление №590-ПП можно сделать вывод, что плата за детский сад будет устанавливаться с 1 января каждого года (т.е. с первого дня календарного, а не учебного года). Руководство детского сада на основании затрат на присмотр и уход за прошлый год подает расчет платы Учредителю. Этот размер должен быть согласован с органом самоуправления (читайте в Уставе сада, кто входит в орган самоуправления. Обычно органами самоуправления являются: совет педагогов, родительские комитеты групп и учреждения, попечительский совет). Орган исполнительной власти (Департамент образования, окружное управление) на основании полученных данных устанавливает (утверждает) размер платы для каждого детского сада.

Кто останется льготником по оплате?

Как видно из федерального закона «Об образовании» от оплаты освобождаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с туберкулезной интоксикацией. Для многодетных установлена льгота – не более 10% затрат за присмотр и уход.

В соответствии с пунктом 1.5 приложения к постановлению №590-ПП размер компенсации рассчитывается пропорционально фактически внесенной плате, определенной с учетом льгот, установленных федеральными нормативными правовыми актами для федеральных государственных образовательных учреждений и правовыми актами города Москвы для государственных образовательных учреждений города Москвы.

Законом города Москвы от 23.11.2005 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» предусмотрен ряд льгот отдельным категориям граждан:

Статья 26. Предоставление льгот детям, не достигшим семилетнего возраста, и семьям, имеющим детей, не достигших семилетнего возраста

2. Отдельные категории семей (студенческие семьи, семьи военнослужащих, опекунов и другие), предусмотренные Правительством Москвы, пользуются льготами по оплате содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Статья 29. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот многодетным семьям.

2. Многодетным семьям оказывается натуральная помощь, и предоставляются следующие льготы:

1) освобождение от оплаты содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Статья 30. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, и детям-инвалидам в возрасте до 18 лет или инвалидам с детства в возрасте до 23 лет.

2. Родители освобождаются от оплаты содержания детей-инвалидов в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» рекомендовано установить льготы по оплате содержания детей в дошкольных учреждениях, один из родителей которых является инвалидом I или II группы. Однако норма Указа №1157 носит рекомендательный характер, и решение принимает субъект — предоставлять ли льготу по оплате семьям, один из родителей которых является инвалидом I или II группы или нет.

На основании вышеизложенного правом на льготу по оплате за содержание (присмотр и уход) в размере 100% имеют:

  • семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья (Закон «Об образовании»);
  • семьи, имеющие детей с туберкулезной интоксикацией (Закон «Об образовании»);
  • многодетные семьи (на основании Закона Москвы №60);
  • дети-инвалиды (на основании Закона Москвы №60);

На основании Закона Москвы №60 право на льготу по оплате за содержание ребенка (присмотр и уход) имеют:

  • студенческие семьи;
  • семьи военнослужащих;
  • семьи опекунов.

Однако в законе Москвы говорится только о праве на льготу, но законом не устанавливается ее размер.

Смотрите также: Куда идут деньги от повышения платы за детский сад

Многодетные семьи относятся к особой категории граждан, которым полагается социальная защита со стороны государства. Если им не удается отдать детей по достижении трехлетнего возраста в муниципальный или государственный детский сад и приходится обращаться в частное учреждение, им полагается от 50% компенсации стоимости его услуг. Чтобы ее получить, важно знать условия и особенности предоставления, а также пошаговый алгоритм действий.

Кому полагается компенсация

Согласно законодательству, всем детям при достижении трехлетнего возраста должны быть предоставлены места в детских садах, чтобы их родители смогли спокойно продолжать трудовую деятельность. Это возможно при условии своевременной постановки на очередь.

Однако на практике лишь 40-50% очередников получают полагающиеся места вовремя, вследствие чего родителям приходится отдавать детей в частные детские сады. Стоимость услуг в таких учреждениях начинается от 10 000 руб. в месяц, что очень накладно для многодетных семей. Именно поэтому ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ предусмотрена возможность оформления соответствующих выплат.

Сейчас в РФ действуют два вида компенсаций:

  • При недостатке мест в детских садах. Деньги выплачиваются родителям, опекунам или усыновителям, если ребенок вовремя поставлен на очередь.
  • Возврат части потраченных средств на частное, государственное или муниципальное ДОУ.

Важно! Величина выплат зависит не только от представленных выше факторов, но и от количества детей. В некоторых случаях можно оформить компенсацию в размере 100%.

«Формирование способов поддержки многодетных семей является одним из приоритетных направлений социальной и демографической политики. В 2019 году будет разрабатываться дополнительный комплекс мер, позволяющий данным категориям граждан жить наиболее комфортно и получать помощь от государства»

Д.А. Медведев, Председатель Правительства РФ.

Льгота на детский сад многодетным семьям в 2019 году

В отношении многодетных семей на данный момент действует Указ Президента РФ от 19.09.2017 №431, согласно которому им гарантируется право внеочередного предоставления мест в детских садах для каждого ребенка. Однако из льготников также образуется очередь, в результате чего не все получают полагающиеся места своевременно.

Исходя из представленного выше, многодетные могут также получать компенсацию в размере 70% на каждого ребенка. Традиционно считается, что к данной категории граждан относятся семьи, воспитывающие трех и более детей, поэтому более низкие скидки для них неактуальны.

Стоит учитывать, что, если ребенку исполняется 18 лет, все льготы теряются, в том числе и максимальный размер выплат за ДОУ. Исключением являются случаи продолжения им обучения на очной форме: здесь привилегии будут предоставляться до получения им диплома или до достижения возраста 23 лет.

Как поставить ребенка на очередь

Одним из важнейших критериев оформления государственных выплат является своевременная постановка малыша на учет для предоставления места в детском саду. Делается это следующим образом:

  1. Собрать пакет документов и представить их в Департамент образования вместе с заявлением. В ответ выдается письменное уведомление о принятии документации.
  2. Дождаться решения. На рассмотрение документов сотрудникам Департамента отводится до 30 дней. Срок зависит от региона.

Есть более простой способ подачи документации – через Госуслуги. Это позволит избежать длинных очередей в государственном учреждении и максимально упростить процедуру. Как все выглядит:

  1. Один из родителей регистрируется на портале, подтверждает учетную запись. Сделать это можно в банковском отделении, МФЦ или на Почте России.
  2. После подтверждения необходимо зайти в меню «Запись в детский сад». На мониторе откроется окно с заявлением, которое необходимо заполнить.
  3. К заявлению прикрепляются отсканированные документы.
  4. О результатах рассмотрения заявителя оповещают через личный кабинет в разделе уведомлений.

В дальнейшем очередь можно отслеживать также через «Госуслуги» в разделе размещения записи о постановки ребенка на очередь, нажав «Проверить заявление».

Важно! Чтобы гарантированно получить место в детском саду, рекомендуется ставить малыша на очередь сразу после получения свидетельства о рождении.

Документы

Вместе с заявлением на постановку в очередь предоставляется следующая документация:

Название Где берется Срок действия
Паспорт родителя, усыновителя или опекуна ЗАГС Меняется при достижении 20 или 45 лет, а также при смене фамилии по любым обстоятельствам
Детское свидетельство о рождении Выдается в ЗАГСе по обращению одного из родителей До исполнения ребенку 14 лет, после чего выдается паспорт
Выписка из домовой книги МФЦ 1 месяц. Требуется для подтверждения регистрации ребенка по одному адресу вместе с родителями как доказательство факта совместного проживания
Договор опеки Органы опеки До окончания сроков опекунства, указанных в договоре, либо до достижения ребенком 14 лет, после чего оформляется договор попечительства
Удостоверение многодетности Соцзащита До достижения старшим ребенком 18 лет либо 23 лет, если он продолжает учиться на очном отделении. Без него претендовать на место вне очереди нельзя
Заключение о необходимости посещения коррекционной группы Поликлиника по адресу регистрации ребенка Бессрочно. Требуется, если малышу по состоянию здоровья требуется особое отношение в детском саду

Пример №1. Постановка на учет в ДОУ ребенка из многодетной семьи

В семье Геннадьевых трое детей: сын 15 лет, дочь 12 лет и еще один новорожденный сын. Сразу после рождения младшего мать получила свидетельство о рождении, представив медицинские справки из родильного учреждения. Когда ребенку было 3 месяца, она решила поставить его на учет в детский сад. Для этого мать собрала и отсканировала все документы и направила их в электронном виде через портал «Госуслуги».

Ответ по заявлению поступил через 10 дней, малыша поставили на очередь из таких же многодетных семей. Когда ему исполнилось 3 года, женщину оповестили о готовности принять его в муниципальное ДОУ, и ребенок был «зачислен» туда своевременно.

Размер компенсации в 2019 году

Согласно законодательству, власти регионов могут самостоятельно рассчитывать величину выплат в виде компенсаций за детские сады. Однако они не должны превышать размеры, установленные на федеральном уровне:

Дети от 2 месяцев до 7 лет Посещение ДОУ при сокращенном рабочем дне До 80 руб. ежедневно
Полный рабочий день До 100 руб. за смену

Когда речь идет о компенсации затрат на оплату ДОУ, используются следующие показатели:

  • На одного ребенка – 20%.
  • На двух детей – 50%.
  • На трех и более детей в семье – 70%.

Получить компенсацию в виде 100% от стоимости услуг могут только многодетные семьи, если такая возможность установлена законодательными актами региона их проживания. На общероссийском уровне такая возможность не предоставляется.

Как рассчитать размер компенсации

Чтобы многодетной семье рассчитать компенсацию, необходимо сделать следующее:

  1. Установить размер ежемесячной оплаты. Посмотреть его можно в квитанции, которая регулярно выдается ДОУ для перечисления денег.
  2. Выяснить количество дней, в которые ребенок посещал детский сад. Берется показатель за месяц.
  3. Узнать размер компенсации. Для многодетных он составляет 70%.

В дальнейшем следует воспользоваться такой формулой:

ЕО:ЧДР х ФКД х РК, где:

ЕО – ежемесячная оплата;

ЧДР – число рабочих дней ДОУ;

ФКД – фактическое количество дней посещения ДОУ ребенком;

РК – размер компенсации в процентах.

Пример №2: расчет компенсации многодетной семье

В семье трое детей, младший посещает детский сад. В расчетном месяце 20 рабочих дней, и все малыш находился в ДОУ. Льготникам полагается компенсация 70% от потраченных денег. Стоимость услуг в частном детском саду составляет 10 000 руб. ежемесячно.

10 000 / 20 х 20 х 70% = 7 000 руб.

Кто имеет право на компенсацию 50%

Помимо многодетных семей, к льготникам относятся отдельные категории граждан, которые могут оформить возврат 50% от стоимости ДОУ, даже если у них всего один ребенок:

  • инвалиды;
  • жены военнослужащих-призывников;
  • ликвидаторы ЧАЭС;
  • воспитатели, если они являются сотрудниками ДОУ.

Как вернуть часть средств за детский сад: пошаговая инструкция

Поэтапно процедура возврата строится следующим образом:

  1. Один из родителей ставит ребенка на очередь. Без этого получить выплаты не удастся. Процедура постановки описана выше, осуществляется через Управление образования или портал «Госуслуги».
  2. Заключается договор об оказании воспитательных и образовательных услуг с частным дошкольным учреждением, если в муниципальных нет мест и родители об этом проинформированы должным образом.
  3. Кто-либо из родителей вносит средства в счет оплаты услуг по договору. Сделать это можно в банковском отделении или дистанционно через онлайн-банкинг. В последнем случае для возврата потребуется распечатанная квитанция.
  4. Законный представитель ребенка обращается в Соцзащиту для получения компенсации, представив документацию, подтверждающую оплату.
  5. После рассмотрения заявления Соцзащитой на указанные реквизиты перечисляется частичный возврат.

Важно! Существенным основанием для отказа в выплатах является только непредставление квитанции об оплате. В остальных случаях отрицательное решение Соцзащиты является необоснованным. В такой ситуации рекомендуется составить жалобу на имя руководителя Управления образования, в более запутанных и тяжелых случаях – обжаловать отрицательное решение через суд в порядке административного делопроизводства.

Чтобы воспользоваться льготой и регулярно возвращать деньги, в Соцзащиту необходимо представить такой пакет документации:

Заявление Заполняется заявителем самостоятельно в Соцзащите. Можно попросить готовый бланк или скачать его в интернете до посещения госоргана
Справка о составе семьи Берется в УК или административной органе. Нужна для подтверждения совместного проживания родителей с малышом
Свидетельство о рождении ребенка Оформляется в ЗАГСе на основании справок, представленных из родильного учреждения
Паспорт При отсутствии такового допускается предоставление иного удостоверения личности
Отказ о принятии малыша в ДОУ Необходимо получать в Управлении образования, если не хватает мест, а малышу уже исполнилось 3 года
Приказ о назначении отпуска по уходу за ребенком Достаточно копии приказа. Составляется руководителем по месту трудоустройства
Брачное свидетельство Выдается ЗАГСом после официальной регистрации супружеских отношений. Если пара разведена, предоставляется свидетельство о расторжении брака
Договор об оказании образовательных услуг Заключается между родителем и ДОУ перед началом посещения учреждения ребенком
Квитанция об оплате услуг ДОУ Документ выдается ответственным сотрудником учреждения, затем используется при перечислении денег через банк. Последний выдает чек – он также потребуется в Соцзащите в качестве перечисления средств по квитанции

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Можно ли получать компенсацию, если ребенка не ставили на учет в Департаменте образования для получения места в детском саду?

Нет , одним из основных условий является своевременная постановка на очередь. Если он там не состоял, а впоследствии был отдан в частный детский сад, претендовать на возврат денежных средств родители не смогут.

Вопрос №2. До какого возраста перечисляется компенсация?

Здесь все зависит от законодательства региона. Например, в Кирове выплаты получают родители детей до 6 лет, а в Ярославле возрастной порог повышен до 7 лет. Данный вопрос необходимо уточнять в Соцзащите по адресу регистрации ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *