Конфликты в детском саду

«Конфликты и взаимоотношения в ДОУ между родителями и педагогами» материал на тему

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА

«Конфликты и взаимоотношения в ДОУ между родителями и педагогами»

ВЫПОЛНИЛА: Кузнецова Л.А.

РУКОВОДИТЕЛЬ: Стюхина Г.А.

Москва 2014

Введение …………………………………………………………………………3

1. Тренинг для педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями …………………………………………………6

2. Практическая часть: …………………………………………………………7

3.Список литературы …………………………………………………………..15

Введение

В современном мире существует два социальных института воспитания: семейный и общественный, каждый из которых имеет специфику. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют, третьи не понимают, зачем это нужно. Ни для кого не секрет, что первыми и главными педагогами ребенка являются его родители и близкие люди. От них во многом зависит, каким человеком вырастет малыш. Все родители любят своих детей, желают им счастья, благополучия, светлой жизни без бед и проблем. Но одного только желания недостаточно- необходим колоссальный багаж разнообразных знаний. Однако не все родители выбрали себе профессию педагога или психолога и обладают широким спектром знаний в сфере воспитания и образования. Во всех случаях необходима квалификационная помощь специалистов дошкольного учреждения. Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, зародилась в глубокой древности. Пример тому – Библия » Поучения святого Иеронима». Позже к этой мысли неоднократно возвращались Платон и Сократ. Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей, родительских функций. В настоящее время все яснее становится необходимость воспитания родителей и участия в этом профессионально подготовленных специалистов. При этом зачастую родители не готовы принимать соответствующую помощь в силу разных субъективных причин. Все это провоцирует сложные отношения. Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества в целом. Следует отметить, что взаимодействие образовательного учреждения с семьей и воспитание родителей в современной отечественной науке и практике не является законченной теоретической структурой с определенными организационными формами и общественной системе воспитания. Хотя в настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в детском саду и школе. В настоящее время уровень педагогического просвещения в детском саду не удовлетворяет нередко не только родителей, но и педагогов. Обусловлено это рядом ошибок, наиболее значимой из которых, является построение работы с родителями эмпирически, без опоры на какую — нибудь систему теоретически и экспериментально обоснованных принципов отбора ее содержания и методов. Что обусловливает иногда стихийность, недостаточную эффективность работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье. Работа с семьей была и остается одним из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных аспектов педагогической деятельности. Если говорить о конфликтах между педагогами и родителями, то они возникают по поводу разногласия психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе, завышенного требования к ребенку, со стороны педагога. И самое главное недовольство родителей заключается в том, что большинство педагогов неадекватно оценивают способности ребенка, недостаточно оказывают внимания, не применяют индивидуального подхода к ребенку. Завышенные требования родителей связаны с тем, что ребенок воспринимается ими как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен уклад жизни семьи. И каждый родитель желает, чтобы педагог сделал все возможное для воспитания и развития ребенка. Любой конфликт может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижению цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции. Можно сказать о прогнозировании конфликтов в образовательном учреждении, следует учитывать личностные особенности педагогов, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателей. Более эффективный способ профилактики конфликтов в коллективе педагогов создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции, положительного эмоционального состояния в общении. Кроме поэтапной работы педагога с родителями, опирающейся на определенные принципы, построения партнерских отношений образовательного учреждения с семьей также требует соблюдения следующих условий: *сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения; *обращения к родителям воспитанников только по имени и отчеству; *проявления искреннего интереса к родителям своих воспитанников, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними; умение выслушивать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще; *проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними; *беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего. Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом обществе. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Гуманизировать- значить признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также на ошибки. Помочь родителям в «педагогической рефлексии» т.е. в умении анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок. В этой связи с родителями нужно налаживать не только деловые, но и личностные отношения. Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов ,как; *доброжелательность отношений, этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность; *личностная заинтересованность родителей » никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться» т.е. правильно строить общение, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностической; *подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия; *утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. «Давай наставлений только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить остальные три». Конфуций.

1. Тренинг для педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Серьезно осложняет работу педагога , педагог испытывает трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога. В связи с этим актуальны, и просто необходимы интерактивные мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе, объединяющие коллег детского сада. Предлагаем вашему вниманию сценарий тренинга для педагогов на соответствующую тему.

Материал: бейджики на каждого частника, булавки, на каждого участника тренинга ручка, листы бумаги А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», две шляпы, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.

Цель: способствовать преодолению трудностей в общении и взаимодействии педагогов с родителями.

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями; 2. Содействовать повышению уверенности в себе; 3.Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

План проведения:

I. Вступление. Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы группы участников.

2. Практическая часть

«Квик- настройка»

1. Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей. 2. Вы самая лучшая, красивая, пусть все манекенщицы мира вам завидуют. 3. Есть люди подобно золотой монете, чем дольше работают, тем дороже ценятся. 4. Нет лучше любимой подружки, чем любимая работа; не стареет и стареть не дает. 5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Игра «Чёрные шнурки».

Цель: создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе. (2 мин). (В кругу на стульях).

Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место ,в том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим.

Игра на сплочение «Шанхайцы».

Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)

Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Ведущий:

— Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.(10 мин). (В кругу, сидя на стульях). Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

Дискуссия «Я и родители моей группы».

Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой») Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске). (10мин) Задание «Преврати все минусы в плюсы». Педагогическая ролевая игра «Родители глазами воспитателей и воспитатели глазами родителей» Воспитатели разыгрывают ситуацию, как обращаются к ним родители, ведущий разыгрывает ситуацию, как обращается к ним воспитатель. Показ мимики, жестов и интонации.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (7мин)

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.) универсальные три правила – это:

*Улыбка *Имя собеседника *Комплимент.

— Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

* Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. * В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом): *Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. *Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! *Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках). *Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. *Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). *Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то — же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. И еще надо предоставить схему беседы с родителями

1.Поддержка (Очень рада вас видеть…)

2.Диалог (Хотелось обсудить поведение Маши…)

3.Монолог (Из разговора я поняла…)

4.Поддержка (У нас все получится…)

Игра «Молекулы»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».

Игра «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы: *Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг) *Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг). Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах)

Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!». По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым ,а косвенным, т.е. хвалить»родителю»ребенка.

( Разделение участников на пары с помощью игры «Молекулы». (2 мин)

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. *Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. *Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? *Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (В очень неприятно, когда давили на Вас). Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт). *Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)

* Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. *Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители: *Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». *Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем, что делать, помогите нам!». Трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка ( сложности в образовании, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии, или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

Этапы беседы с родителями:

1.Сообщение о проблеме (Описать особенности и трудности ребенка) 2.Избегать обобщений (Ваш ребенок…) 3.Связь актуальной проблемы с возможными трудностями в будущем 4.Использовать прием «нормализации» (Проблему ребенка нужно рассматривать как «уникальную»).

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин) Данное упражнение помогает настроиться на неприятную и, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная цель общения педагога с родителями – нам было неприятно давить на партнёра, и беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма. Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником. Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями: *необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость; *подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка; *показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству. *Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). *Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей. *Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку. – Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света. Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям. Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд). Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Раздача памяток. (5 мин)

Список литературы

1. Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.

3. Дубровина В.П. «Теоритическо-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997г.

4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

5. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. — Волгоград: Учитель, 2009 г.

6. «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

7. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002г.

8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 03/2012 «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношениях педагогов и родителей»

Конфликты в ДОУ » Педагог- родитель»

Конфликты в категории «Педагог – родитель»

Заведующий МДОУ » Ясли – сад № 273 г.Донецка»

Порываева В.В.

КОНФЛИКТ ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ:

  • разные представления сторон о средствах воспитания;
  • недовольство родителей методами воспитания педагога;
  • личная неприязнь;
  • мнение родителей о предвзятом отношении к ребенку .

Первая фаза общения с родителями : не включаться эмоционально в ситуацию разговора.

Вторая фаза : организация равноправного взаимодействия с родителем.

Сотрудничество

Третья фаза : поиск новых форм сотрудничества с родителями.

Типичные ситуации из практики общения педагогов с родителями воспитанников

  • Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он «получает за это деньги».

Вариант решения конфликта

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

  • Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Вариант решения конфликта

  • Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, «нет дыма без огня».

Ситуация 3

  • Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Вариант решения конфликта

  • Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите

Ситуация 4

  • Зульфия — активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.
  • В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Вариант решения конфликта

  • Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога-психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

Ситуация 5

  • В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

Вариант решения конфликта

Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели — сотрудники в деле воспитания ребенка.

Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.

Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!

Ситуация 6

  • ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.

Вариант решения конфликта

  • Дошкольный возраст — период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника «ярлыков», категорически запрещается называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите недовольство его поведением в виде «Я-сообщения» (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае. Гораздо хуже, если они начинают «принимать меры» в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.
  • Педагог-психолог поможет разобраться в причинах такого поведения дошкольника.

Ситуация 7

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Вариант решения конфликта

  • Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

Ситуация 8

  • Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные занятия в школу, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада. Воспитатель попытался убедить их в важности занятий, пропускаемых ребенком, но его мама категорически заявила, что занятия в школе намного важнее.

Вариант решения конфликта

  • В начале учебного года на родительском собрании в подготовительной группе педагоги-психологи и воспитатели отмечают как плюсы, так и значительные минусы «школьных подготовительных курсов», но решение принимают родители ребенка. И это решение необходимо уважать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *