Когда пишут объяснительную

Средства, методы и приемы физического воспитания

Киреева Анна
Средства, методы и приемы физического воспитания

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.). Указанные средства имеют разное значение изанимают определенное место и советской системе физического воспитании на разных этапах возрастного развития человека.

В тесной связи с ними используются также средства нравственною, умственного, эстетического воспитания, направленные на гармоническое развитие личности.

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.

Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболевании; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.

Использование естественных сил природы в сочетании с физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).

Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложней двигательной деятельности относится подвижная игра.

Понятие «упражнение» применяется и для обозначения неоднократного выполнения двигательных действий.

При правильной методике проведения физические упражнения способствуют осуществлению физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов.

Движения, входящие в различные виды деятельности (груд, лепка и др., могут оказывать положительное влияние па физическое развитие ребенка.

В дошкольных учреждениях труд используется при строгом дозировании нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Эффективность использования средств физического воспитания повышается при правильном сочетании ихна разных возрастных этапах. Так, в первые месяцы жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упражнений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.

Методы

Метод – (от лат. «Способ достижения цели») – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н. Н. Кожухова, 2003).

Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э. Я. Степаненкова, 2005).

Классификация методов

Словесный метод.

Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

1. объяснение

2. пояснение

3. указания

4. подача команд, распоряжений, сигналов

5. вопросы к детям

6. образный сюжетный рассказ

7. беседа

8. словесная инструкция

Наглядный метод

Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

Наглядно- зрительные приемы:

— показ физических упражнений

— использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)

— имитация (подражание)

— зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)

Наглядно-слуховые приемы:

— музыка, песни

Тактильно-мышечные приемы:

— непосредственная помощь воспитателя

Практический метод

Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.

— повторение упражнений без изменения и с изменениями

— повторение упражнений в игровой форме

— проведение упражнений в соревновательной форме (Н. Н. Кожухова, 2002)

Приемы

Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в Двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он копятся носком ноги воротцев. Сохранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца связывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.

Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем.

Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.

Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное, настроение. Ритм в любой: деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать.

Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке.») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом.

Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п. ; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.

Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч — ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой'». «Paз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.

Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике, может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.

Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ— это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.

Объяснениераскрывает содержание, форму и структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению — краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения — специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.

Задание — это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх.

Указание отличается от задания краткостью формы и направлено на внесение коррективов в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседапредполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.

Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.

Наглядные методы: показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, просмотр учебных и официальных соревнований, кинокартин, упражнений, выполняемых по специальному заданию, и др.

Чтобы показ был более эффективным, необходимо хорошо организовать детей, создать им условия для наблюдения. Демонстрация упражнений должна проводиться с такого места, которое было бы хорошо видно всем занимающимся. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Практические методы — метод упражнений,основан на проверке правильности восприятия движений, исходя из собственных мышечно-моторных ощущений и его варианты (первоначальное разучивание приемов в целом или по частям); метод соревновательный, игровой. На учебных занятиях эти методы применяются в комплексе.В зависимости от задач и конкретных условий некоторые из них доминируют. Например, при разучивании конкретного упражнения применяется много методов, но ведущим является метод разучивания упражнения в целом или по частям.

По методу целостного обучения упражнение разучивается сразу в целом. Благодаря этому не нарушается структура движения, сохраняется взаимосвязь и взаимозависимость движений, протекающих согласованно, с определенной скоростью и амплитудой различных звеньев тела — предусматривает выполнение всего упражнения после показа и объяснения приема.

Метод изучения по частям предусматривает расчленение движения на составные элементы, а затем усвоенные элементы объединяются. Приемы техники разучиваются по частям в тех случаях, когда при целостном выполнении занимающиеся допускают грубые ошибки, искажающие структуру движения. Например, у волейболиста не получается верхняя прямая подача из-за неправильного подбрасывания мяча. В этом случае следует дать упражнение только в подбрасывании мяча.

В спортивных играх применяются оба метода. Например, в баскетболе бросок мяча в корзину или поворот изучаются целостным методом, потому что движения, входящие в этот прием, нельзя разделить на составные части так, чтобы не изменить структуру приема.

При изучении игровых действий, состоящих из нескольких приемов, применяется метод разучивания по частям. Расчленив прием, надо, прежде всего, изучить главную (ведущую) часть движения.

Соревновательный метод предусматривает постоянное соперничество в определенных упражнениях, создает благоприятные условия для активного проявления физических, интеллектуальных, волевых качеств, повышает интерес занимающихся, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени значительно увеличить физическую нагрузку. Соревнование как метод совершенствования применяется после того, как у занимающихся образовался правильный навык в выполнении упражнения. Сущность его состоит в том, что во время прохождения учебного материала занимающиеся соревнуются в выполнении различных упражнений.

Но злоупотреблять этим методом нельзя. Стремясь победить и сосредоточить все внимание на достижении высокого результата, занимающийся часто перестает следить за правильным выполнением разучиваемых движений, допускает ошибки в технике.

С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может осуществляться в усложненных или облегченных по отношению к официальным правилам соревнований условиях. Наиболее действенными методическими приемами, являются:

— уменьшение или увеличение площади взаимодействия занимающихся при выполнении игровых действий; уменьшение или увеличение количества игроков на площадке в обеих командах или в одной из них; введение в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации (например, игра двумя мячами; условно-зрительные сигналы, меняющие регламент действий спортсменов, и т.д.); наложение ограничений на выполнение игровых действий, связанных с изменением существующих в игре правил (например, увеличение продолжительности игры; сокращение времени владения мячом; строгий лимит передач мяча, ходов разыгрываемой игровой фазы; запрещение ведения мяча, завершение атак только указанным способом и др.); усложнение восприятия игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме; игра при недостаточном освещении; игра при моделировании шума трибун и т. п.); усложнение или упрощение условий выполнения игровых приемов (например, использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец или применение над кольцами дополнительных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д.); игра с гандикапом (например, предоставление одной из команд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т.д.).

С учащимися младших классов элементы соревнования следует ограничить играми, имеющими соревновательный характер («Передача мячей», «Кто дальше бросит?» «Мяч среднему», игры-эстафеты и др.).

Игровой методпредусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой, позволяет одновременно совершенствовать разнообразные двигательные навыки, самостоятельно действовать, отрабатывать быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, ориентироваться в условиях, близких к соревновательным.

Участие занимающихся в специальных эстафетах и подвижных играх связано с воспроизведением компонентов их физического, технического и тактического потенциалов в различных сочетаниях и в постоянно изменяющихся условиях. Подготовительные игры требуют от играющих рационального решения технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях игрового противоборства и адекватного взаимосвязанного применения освоенных игровых действий. Игровая деятельность происходит на фоне повышенного эмоционального состояния игроков и создает соответствующие условия для применения всей совокупности навыков и качеств, приобретенных на занятиях.

Результативному освоению навыков игры на определенном этапе обучения содействует метод сопряженных воздействий.Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности.

На занятиях с детьми чаще других применяются методы показа, а на занятиях с подготовленными спортсменами — метод упражнений и соревнований.

Учебно-тренировочный процесс протекает наиболее успешно в том случае, когда учитель правильно сочетает все практические методы.

4. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

Со структурой соревновательной деятельности и ступенями становления навыков игры связана классификация средств обучения техническим приемам и тактическим действиям, применяемых в тренировке; они сгруппированы по их образовательному значению (рис. 12).

Отправным моментом в построении классификации принята соревновательная игровая деятельность и те специфические действия, при помощи которых спортсмены ведут борьбу с соперником в игре.Основным средством обучения и тренировки в спортивных играх являются разнообразные физические упражнения. Следуя этому принципу, все упражнения делятся на соревновательные и тренировочные. В соревновательные упражнения входят двусторонние учебные игры, упражнения по тактике и по технике — в нападении и защите. Тренировочные упражнения включают в себя: специальные — подводящие (облегчающие освоение техники), подготовительные (развивающие специальные физические качества для конкретного приема); общеразвивающие — для развития двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости), совершенствования навыков естественных видов движений (расширение двигательного опыта).

В единстве с этими упражнениями происходит усвоение знаний, воспитание психических, волевых и личностных качеств.

Тренировочные упражнения. Общеразвивающие упражнения.Задача общеразвивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке занимающихся. Эти упражнения компенсируют также одностороннее влияние специальных упражнений, развивающих в основном навыки и качества, необходимые для изучения определенной спортивной игры. При проведении общеразвивающих упражнений используют средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, тяжелой атлетики, различные виды игр, выполнение которых способствует развитию у занимающихся силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости, совершенствуют функции всех систем организма, расширяют круг двигательных навыков. Этим создаются благоприятные предпосылки для обучения избранной спортивной игре.

Общеразвивающие упражнения используются для избирательного воздействия на определенные мышечные группы. В свою очередь упражнения для отдельных мышечных групп по их преимущественной направленности могут быть на силу, гибкость, расслабление. При работе с детьми общеразвивающие упражнения широко используются как средство профилактики возможных нарушений нормального физического развития (отклонения в форме и развитии грудной клетки, позвоночника, рук, ног и т. д.). Они же имеют и большое общеобразовательное значение. Выполняя их, дети знакомятся с разными по форме и характеру движениями, получают правильное представление о необходимой силе, быстроте, темпе, ритме и амплитуде движений.

Подготовительными упражнениями называют такие, которые развивают специальные физические способности, необходимые для избранной игры. Сюда входят быстрота перемещения, прыгучесть, сила кистей и их подвижность, умение быстро переходить из статического положения в движение, резко останавливаться после быстрого перемещения, быстрота двигательной реакции и ориентировка, наблюдательность, быстрота ответных действий, сила и быстрота сокращения мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов, и т. п.

Подготовительные упражнения по способу выполнения делятся на упражнения без предметов и с предметами (набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями). Особое место занимают специально подобранные подвижные игры и эстафеты.

Подводящие упражнения (облегчающие освоение техники)непосредственно направлены на овладение структурой технического приема.К подводящим относят и имитационные упражнения (выполнение приемов без мяча). Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от специальной физической к технической подготовке.Подводящие упражнения облегчают условия выполнения приема и предупреждают появление целого ряда ошибок. Однако слишком увлекаться подводящими упражнениями не следует.

Предыдущая12345678

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2192;

Объяснительная записка оформляется так же, как и заявление. В верхнем правом углу указывается должность, фамилия и инициалы руководителя в Д.п. (кому?), ниже — должность, фамилия и инициалы автора документа в Р.п. (кого?), затем в центре слова «Объяснительная записка» — с большой буквы, при этом точка не ставится. Вариант со строчной буквой считается устаревшим.

При составлении деловых документов типа заявлений, информационных писем, докладных, объяснительных записок есть определенные правила.

В правом верхнем углу таких документов пишется так называемая «шапка»: кому адресуется с указанием должности и от кого с указанием должности или, например, для учащихся — класса.

Ниже пишется заголовок (название) документа — посредине строки и обязательно с заглавной буквы, как любой заголовок.

Что касается объяснительной, то ее можно назвать «Объяснительная записка» или более кратко «Объяснительная».

Также желательно указать тему, то есть по какому поводу пишется объяснение.

Например, «Объяснительная записка об отсутствии на рабочем месте».

Всего найдено: 81

Вопрос № 302015

Здравствуйте, уважаемая Грамота.ру! Задавал вопрос 9 августа, но, к сожалению, ответа не получил. Попробую ещё раз, прошу: не оставьте, пожалуйста, без внимания. Имеется предложение: «Письма территориальных подразделений о несоблюдении подрядчиком условий контракта, не содержащие реквизитов заявки, будут возвращаться Управлением без рассмотрения и с запросом представить объяснительную записк у о причинах отсутствия заявки, поданной в службу технической поддержки подрядчика». Возможно ли в данном случае употребление относительно «заявки, поданной в службу технической поддержки» слова «отсутствия»? Т.е. если заявка отсутствует, можно ли говорить, что она подана? Или следует использовать вариант «подлежащей подаче» или «которая должна была быть подана»? Или правомочны все варианты? С уважением.

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, в словах отсутствие заявки, поданной в службу технической поддержки подрядчика есть противоречие. Эту часть следует перестроить.

Но есть еще один спорный момент. Точно ли тот факт, что в письме нет реквизитов заявки, значит, что заявку не подали в службу технической поддержки? От этого зависит формулировка всего предложения.

Возможно, фразу следует перестроить так: Письма территориальных подразделений о несоблюдении подрядчиком условий контракта, не содержащие реквизитов заявки в службу технической поддержки подрядчика, управление будет возвращать без рассмотрения и с запросом представить объяснительную записк у о причинах, по которым реквизиты заявки отсутствуют.

Вопрос № 300539

Добрый день! У меня немного необычный лингвистический вопрос, возникший при написании статей. Возможно, вы сможете что-то подсказать. Если девушка, например, Ольга Ивановна Годунова, использует псевдоним, например, Саурон или Гэндальф — мужское имя, то каким образом в статье должно склоняться имя? «Саурон сделала» или «Саурон сделал»? Не в рамках описания роли на сцене театра, а просто как избранный псевдоним в повседневной жизни, но в том же сообществе, то есть через строку идет упоминание женского имени. Например: «Саурон сделал(а) доклад». И: «Ольга Ивановна Годунова также утверждает в нем, . » . Другой аналогичный вариант текста в статье, с непосредственным уточнением в скобках: «Саурон (Ольга Ивановна Годунова) сделал(а) доклад». И далее по тексту. Есть ли какие-то законы или правила, регулирующие склонение и семантическое согласование в таких случаях?

Ответ справочной службы русского языка

Правила об употреблении подобных псевдонимов нет, но можно попробовать опереться на прецедент. Псевдоним Жорж Санд устойчиво используется как женское имя. Например:

Отчего, например, так понравилась Жорж Санд? «А потому, ― отвечает Белинский, ― что для нее не существуют ни аристократы, ни плебеи; для нее существует только человек, и она находит человека во всех сословиях, во всех слоях общества, любит его, сострадает ему, гордится им и плачет за него…»

Жорж Санд стала известной сразу по выходу первых романов ― «Индиана» и «Валентина».

Но один из пятидесяти экземпляров, отпечатанных в 1846 году, приобрела Е. Г. Бекетова, переводчица Вальтера Скотта, Диккенса, Теккерея, Жорж Санд, Гюго, Бальзака и многих других прекрасных писателей.

Однако интересно, что современник писательницы Н. Г. Чернышевский в стать е «Жизнь Жоржа Санда», комментируя публикацию ее мемуаров, склоняет новаторский для того времени псевдоним Джорж Санд как мужское имя, а согласует с ним слова как с женским именем. Ср.:

Едва ли какое-нибудь явление в изящной словесности последних двух или трех лет имело столь сильный успех, как мемуары Жоржа Санда. Казалось, что Жорж Санд намерена дать им громадный размер. Итак, вполне переводить » Записк и» г-жи Жорж Санд невозможно. Тем не менее, автобиография заключает в себе очень много интересных фактов и прекрасных эпизодов. Иначе и быть не могло. Жизнь Жоржа Санда замечательна не только высоким психологическим развитием: она также богата драматическими . Все это вместе сообщает ее » Записк ам» высокую занимательность. Кроме того, Жорж Санд принимала сильное участие в исторических событиях, сближалась со многими замечательными людьми, и ее » Записк и» прекрасно знакомят нас с некоторыми из них.

Вероятно, в этой статье отражен начальный этап освоения мужского имени как женского псевдонима. Сейчас для нас более естественными кажутся сочетания жизнь Жорж Санд, мемуары Жорж Санд.

Вопрос № 299054

Здравствуйте, подскажите, где можно проверить правильность написания официальных документов, такие как: автобиография, характеристика, записк а, резюме и заявление?

Ответ справочной службы русского языка

Рекомендации по их составлению Вы найдете на нашем портале, а для проверки и редактирования текстов потребуется редактор.

Вопрос № 297868

Добрый день! возможно ли в служебной записк е писать «докладывается на Ваше решение»?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание некорректно, нужно переформулировать.

Вопрос № 297585

Скажите, пожалуйста, нужно ли в заявлении, в объяснительной записк е писать предлог «ОТ»? Например, директору школы Иванову И.И. от родителя Петровой И.И. или директору школы Иванову И.И. родителя Петровой И.И. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 295920

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в каких случаях прилагательные «гоголевский», «тургеневский» пишутся с заглавной? Например, читал Т(т)ургеневские » Записк и охотника». Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов -ск-, -овск- (-евск-), -инск-, пишутся со строчной буквы: шекспировские трагедии, гоголевские персонажи, тургеневские » Записк и охотника».

С прописной буквы такие прилагательные пишутся, если они начинают собой собственные наименования (Гоголевский бульвар), в том числе наименования, имеющие значение «имени того-то», «памяти того-то» (Тургеневские чтения).

Вопрос № 295817

В фильме 1941 года «Сердца четырёх» в записк е, составленной героем фильма слово «прийти» написано таким образом — «притти». Что это невнимательность редакторов, или в конце 1930-х такой вариант написания был верным?

Ответ справочной службы русского языка

До 1956 года вариант притти не считался ошибочным. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова основным признано написание прийти. В словарной статье дан такой комментарий: «Этот глагол существует в двух вариантах; говорят: прийти и притти, поэтому пишут также придти или притти». Из трех существующих написаний при унификации русской орфографии в 1956 году был выбран вариант прийти: он соответствовал одному из нормативных произношений слова и позволял сохранить единое написание корня во всех инфинитивных формах приставочных глаголов (ср.: прийти, уйти, выйти, отойти). При этом у корня все же есть варианты: —ид- (идти), -йд- (отойду), -д- (приду). Буква й выпадает только после приставки при- (ср.: прийти – приду, придешь, но уйти – уйду, уйдешь; выйти – выйду, выйдешь). Об истории корня йд/ид/й/д и слове идти можно послушать в передаче «Игра слов».

Вопрос № 295075

Уважаемые сотрудники «Справочной службы»! Скажите, пожалуйста, является ли корректным при составлении служебной записк и обратиться к коллеге только по имени и отчеству, а в конце написать «С уважением. «, поставив подпись, расшифровку подписи и дату. Раздел «Письмовник» прочитала, ответ, к сожалению, не нашла. Спасибо. Васильева Л.В.

Ответ справочной службы русского языка

Это возможно, однако фамилия адресата должна быть указана в соответствующем реквизите документа.

Вопрос № 294635

Здравствуйте, команда грамота.ру! Прошу прощения за то, что не стал искать ответ в рубрике горячих вопросов. Сомневался в успехе. В служебной записк е использовал слово банк-эмитент, однако потребовалось прибавить зависимое слово «карты». Скажите, пожалуйста, не будет ли разбивать зависимое слово сложное слово на два и требовать раздельного написания? С уважением, Андрей Эттер

Ответ справочной службы русского языка

В сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел, вместо дефиса ставится тире: банк – эмитент карты.

Вопрос № 294258

Этот вопрос много раз обсуждали, но я так и не нашла однозначного ответа. На «Грамоте.ру» вы обращаетесь к тем, кто задал вопрос, на «Вы» с прописной буквы. В других источниках пишут, что местоимение «вы» пишется всегда и везде с маленькой буквы, но в личной переписке с уважаемым человеком написание «Вы» с большой буквы уместно и допустимо, но не обязательно. Как все-таки правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Местоимение вы пишется с большой буквы при вежливом обращении к одному лицу в личных письмах, а также в официальных документах (заявления, служебные записк и и т. д.). Никакой обязательности здесь нет: окончательное решение, с какой буквы писать это местоимение, всегда остается за автором текста. Главное, что нужно помнить: нельзя писать вы с большой буквы при обращении ко многим лицам. Это уже орфографическая ошибка.

Отвечая на вопросы, мы традиционно обращаемся к автору вопроса на вы с большой буквы, хотя ответы «Справочного бюро» – это не личные письма и не служебные документы. Но здесь дело в особенностях работы сервиса: ответ могут прочитать все, но при этом отвечаем мы одному человеку – тому, кто задал вопрос. В каком-то смысле это открытое, доступное всем личное письмо.

Вопрос № 294211

Добрый день возник вопрос: Пишу служебную записк у в ней присутствует следующий текст: «дать указания отделу о следующем:» далее списком перечисление указаний и по нему вопрос, что тут корректно использовать существительные «-подключении АРМ», «-монтаже АРМ» или глаголы «-подключить АРМ», «-смонтировать АРМ»?

Ответ справочной службы русского языка

дать следующие указания: подключить АРМ.

дать указания: о подключении АРМ.

Вопрос № 293195

Нужно ли в заявлении или служебной записк е в шапке письма ставить предлог от. Например Генеральному директору В.И. Иванову (ОТ) главного специалиста М.И. Михайлова

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 293182

Здравствуйте! Слова автора после вопросительного или восклицательного знака, НЕ относящиеся к сказанном, пишутся с маленькой или с большой буквы? В ваших примерах есть только такие: «. » — сказал/спросил он. А если: «. » — Он вернул записк у. В этом случае «он» с маленькой или с большой? В литературе вижу разные варианты.

Ответ справочной службы русского языка

В справочнике Д. Э. Розенталя «Современный русский язык. Пунктуация» дается такая рекомендация : » Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы «.

Вопрос № 292079

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать в служебной записк е: 1. От заведующЕГО сектором Ивановой О.И. или 2. От заведующЕЙ сектором Ивановой О.И.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 291841

Добрый день! Подскажите, правильно ли расставлены знаки препинания: На основании служебной записк и, был добавлен 3-й вопрос к повестке дня.

Ответ справочной службы русского языка

Запятую после записк и лучше не ставить.

Как правильно писать: объяснительная или обьяснительная?

Как правильно пишется слово: «объяснительная» или «обьяснительная»?

Какой знак нужно поставить: твердый или мягкий?

Не только в этом слове, но и в других словах действует одно и то же правило русского языка. После приставки пишем твёрдый знак, а в середине слова — мягкий. В слове «объяснительная» есть приставка (или префикс, как сейчас модно говорить), после приставки об- нужно писать твёрдый знак.

Для того чтобы определиться, какой знак нужен в слове «об*яснительная», сначала следует присмотреться к самому слову. В нашем слове имеется приставка «об-«, а мы знаем, что разделительный твердый знак полагается ставить на стыке приставки и корня. Но здесь нужно следовать правилу, которое гласит, что приставка должна оканчиваться согласной буквой, а корень должен начинаться с гласных: «Е», «Ё», «Я» или «Ю».

Как видим, приставка в нашем слове оканчивается на согласную «б», а первая буква корня — гласная «Я». Поэтому наше слово подпадает под вышеуказанное правило, а писать его нужно с разделительным «Ъ»: «обЪяснительная»­ .

Как правильно писать объяснительную в школу?

Если ребенок пропустил занятия в связи с недомоганием, или по другой причине, как родители должны составить заявление в школу, на имя директора? В произвольной форме или же по определенному образцу?

Приходилось писать такой документ, а объяснительная и является документом, который гарантирует, что пропуск уроков учеником произошел по уважительной причине.

Объяснительную записку можно написать от руки на листе формата А4 или напечать на компьютере и затем распечатать.

В верхнем углу справа написать должность, ФИО, кому адресована записка. Затем номер и название школы. Ниже указать фамилию и инициалы от кого записка.

По центру написать: «объяснительная записка».

Моя дочь, Мария Иванова, ученица 10В класса, не посещала занятия 08 декабря 2014 по причине (указываете вескую причину: семейные обстоятельства, плохое самочувствие и т.д.). Все убедительно, четко, лаконично, содержательно, но не обязательно вдаваться в подробности.

Мне учительница моего ребёнка в школе посоветовала писать так: в правом верхнем углу листка, столбиком: Директору . школы № . от .

Далее по центру листка: Объяснительная. Далее с новой строчки:

Мой сын/ дочь, . ( фамилия, имя, отчество)пропустил занятия в школе . ( число, месяц, год) в связи с семейными обстоятельствами. Или указываете другую причину. Далее внизу в левой стороне пишите свои инициалы и фамилию, число и подпись.

Жизнь каждого школьника как и взрослого человека наполнена различными событиями. Школьники и школьницы посещают спортивные секции, участвуют в соревнованиях, могут заболеть или же просто помочь родителям, например, по работе. В этом случае родителей ждет объяснение со школьной руководительницей своего ребенка, завучем или же с директором школы. Следует написать объяснительную, причем вручную на листе тетрадной бумаги или листе формата А4.

В объяснительной записке есть шапка, где указывается образовательное учреждение и лицо, на имя которого вы пишете объяснительную. Ну а по центру уже сама суть объяснительной записки, где вами указывается причина отсутствия вашего ребенка в школе, дата отсутствия. Желательно записка должна быть четкой, краткой.

Ну а ниже указываете дату составления записки, ставите подпись и свои ФИО. Если ребенок отсутствовал по причине болезни, то желательно прикрепить к объяснительной справку.

С какой буквы пишется слово объяснительная с большой или с маленькой?

Объяснительная записка оформляется так же, как и заявление. В верхнем правом углу указывается должность, фамилия и инициалы руководителя в Д.п. (кому?), ниже — должность, фамилия и инициалы автора документа в Р.п. (кого?), затем в центре слова «Объяснительная записка» — с большой буквы, при этом точка не ставится. Вариант со строчной буквой считается устаревшим.

При составлении деловых документов типа заявлений, информационных писем, докладных, объяснительных записок есть определенные правила.

В правом верхнем углу таких документов пишется так называемая «шапка»: кому адресуется с указанием должности и от кого с указанием должности или, например, для учащихся — класса.

Ниже пишется заголовок (название) документа — посредине строки и обязательно с заглавной буквы, как любой заголовок.

Что касается объяснительной, то ее можно назвать «Объяснительная записка» или более кратко «Объяснительная».

Также желательно указать тему, то есть по какому поводу пишется объяснение.

Например, «Объяснительная записка об отсутствии на рабочем месте».

Как написать объяснительную про недостачу?

Объяснительную по недостаче товара нужно написать всему коллективу (заведующей,менеджеру, оператору, продавцам). Что написать конкретно? Пример объяснительной. В магазине нет противокражной системы, есть видеокамеры и охрана. Продовольственный магазин, самообслуживание.

Мне кажется, тут не объяснительная нужна, а докладная записка на имя директора. Ведь я поняла, что недостача связана с исчезновением товара в тот момент, когда вы не видели. А заодно и охрана пусть пишет — почему недоглядели. А также посмотрите такой пункт — «нормы потерь при хранении товаров в магазинах самообслуживания» — это именно те нормы , которые с кражей или боем в таких магазинах еще с советских времен связаны — просто определенный процент без оборота списывается вполне законно (это бухгалтер должен знать).

Ну а форма, вообщем, одна «Руководителю ___________ организации _____ФИО от___________ваши данные. Потом посредине Объяснительная(или докладная) и по сути. Дата, подпись.

Всего найдено: 61

Как правильно: восточный факульте т или Восточный факульте т? На сайтах учебных заведений все пишут по-разному.

Ответ справочной службы русского языка

Названия факульте тов вузов пишутся строчными буквами.

Добрый день! Можно ли писать «окончил факульте т» (а не курс такой-то факульте та)? Заведомо благодарен. Андрей

Ответ справочной службы русского языка

Это сочетание корректно и широко употребляется.

Уважаемая Грамота! Очень нужен ваш ответ! Продублирую вопрос. Убедительно прошу помочь разобраться в противоречивых вопросах употребления прописной буквы и постановки кавычек. В частности, меня интересует оформление в деловых документах следующих наименований. 1. Наименования структурных подразделений университета следует писать с прописной или строчной: Научно-исследовательский институт, Отдел качества образования, Сектор информационного обеспечения, Учебно-методическое управление и т.п.? 2. Инициальные аббревиатуры, образованные от реальных имен собственных , но используемые с родовым словом (по правилу — не заключаем в кавычки, если без родового слова: МИД, МЧС,МГУ), следует заключать в кавычки: кафедра РЯ или кафедра «РЯ», факульте т ФК или факульте т «ФК» (по аналогии с ФГБОУ ВО «НИУ ВШЭ»)? Очень жду вашего ответа! Благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

1. По правилам названия отделов, не являющихся собственными именами, пишутся со строчной буквы. Ср.: отдел кадров, сектор учета, ученый совет, художествен­ный совет, факульте т журналистики, кафедра иностранных языков, сектор диалектологии, группа по контролю электронной системы. Сочетание научно-исследовательский институт в составе индивидуального названия института принято писать с заглавной буквы, например: Институт лингвистики. Отметим, что в официально-деловой речи названия крупных отделов различных учреждений часто пишут с прописной буквы, однако пока эта тенденция в правилах не отражена.

2. Сокращенные названия кафедр в кавычки заключать не нужно.

Объяснительная записка

Объяснительная записка – это документ, в котором указываются причины ситуации, которая произошла в компании. Например, были невыполнены обязанности, нарушены дисциплинарные нормы, произошел сбой производственного или бизнес-процесса. Цель записки – изложить причины происшествия и ход событий руководству. Объяснение пишет сотрудник компании на имя руководителя.

Объяснительные записки делятся на два вида.

Записка, которая пишется относительно проступка (или ненадлежащего поведения) работника

В том случае, если директор принимает решение наказать сотрудника за поведение, к примеру, лишить части премии, объяснительная записка обязательно будет приложена к соответствующему приказу. Здесь уже задействовано трудовое законодательство, и поэтому к написанию объяснительной записки необходимо относиться серьезно, а к хранению – очень щепетильно. Следит за этими записками отдел кадров.

Как написать объяснительную записку? Лучше всего, если работник напишет объяснение от руки. Текст записки должен быть понятен и четко излагать причины произошедшего. Объяснительную, как и докладную, не стоит начинать со слов «довожу до вашего сведения», это будет лишнее. На бумаге начинайте писать после слова «что», даже если ненужная фраза крутится в вашей голове.

Грамотней всего будет оформить записку по образцу заявления. Полностью должность, фамилию, а также инициалы руководителя необходимо указывать в верхнем правом углу листа в дательном падеже. Там же, немного ниже, указывается фамилия, должность, а также инициалы работника-автора записки в родительном падеже. Точку в конце ставить не нужно. И еще немного ниже в самом центре пишутся слова «объяснительная записка». С большой или маленькой буквы – неважно, оба варианта правильные. Правда, вариант с маленькой буквой считается сейчас устаревшим. Текст объяснения пишется с красной строки. В самом конце ставится подпись и дата составления записки.

Начальнику отдела продаж ЗАО «Красный мир»
Кирейцеву К.Н.
от менеджера по продажам
И.К. Богданова

21.03.2015 я опоздал на работу на 15 минут, так как попал в пробку на ул. Первомайская. Позвонить и предупредить, о том, что опоздаю, не смог, так как мой мобильный телефон разрядился.

И.К. Левицкий
21.03.2015

Объяснение, которое пишется относительно производственной ситуации

Для такого вида записок лучше всего самостоятельно разработать бланк, который подобен бланкам докладных и служебных записок. Отличаться они будут только названием, а все остальные реквизиты, такие, как название компании, тема, адресат, номер и дата, остаются прежними.

К тексту объяснительной предъявляются те же требования, что и к тексту делового письма: (официально-деловой стиль речи, четкость и краткость, а также перечисленные в правильном порядке приложения).

№58-ОЗ от 17.05.2015

Кому: Генеральному директору ООО «Стандарт-Свелар» И.М. Альпериному

От кого: от начальника отдела маркетинга Д.К. Шулятицкого

Тема: повреждение конструкции для размещения рекламы

16.05.2015 неизвестным лицом была повреждена конструкция для размещения рекламы ООО «Свелар-Стандарт», установленная на ул. Юных Ленинцев. Обращение в полицию было совершено в тот же день. Прошу рассмотреть возможность установки на рекламные конструкции антивандальной защиты.

Начальник отдела маркетинга Шулятицкий Д.К. Шулятицкий

Регистрация объяснительных записок

Объяснительные записки, как и все документы организации, регистрируются. Это можно делать в журнале учета внутренних документов или в отдельной учетной форме. Все зависит от количества объяснительных в компании. Обычно объяснения регистрируются вместе с докладными и служебными записками, потому что все они представляют собой частные случаи внутрикорпоративной переписки. Для удобства объяснительным может быть присвоен буквенный индекс –ОЗ.

  1. ЛейлаМай 27 2013 @ 19:32

Здравствуйте! Как правильно и грамотно написать пояснительную (объяснительную) записку по командировочным расходам? так как у меня поезд едет по четным числам мне надо было ехать с другого города в другой город и еще по найме жилищного помещения, так как что не было квартиры по дешевле и мне пришлось арендовать квартиру с хорошим состоянием. Заранее спасибо.

Евгения КожановаМай 28 2013 @ 05:13

Здравствуйте, Лейла!
Вы практически все уже написали сами. Разделите записку на 2 абзаца, в первом напишите про поезд, во втором про жилое помещение. Про поезд надо написать подробно, указать его номер, маршрут, дни отправления и т.п. Приложите копии билетов (оригиналы пойдут в авансовый отчет). Ждать сутки до нужного поезда вы не стали, так как выполнили служебное задание. Про жилье напишите, что за меньшую цену вам предложили квартиру в плохом техническом и санитарном состоянии и вы отказались в пользу квартиры подороже, но с нормальными условиями.

Письменное предоставление объяснений становится обязательным только в ряде случаев. Самое распространенное – при оценке уважительности причин дисциплинарного проступка работника (нарушения работником трудовых, должностных обязанностей). Этого требует процедура наложения дисциплинарного взыскания по ст. 193 Трудового кодекса (далее – ТК РФ), которое может вылиться не только в замечание или выговор, но и в увольнение. Все зависит от обстоятельств, в которых и нужно разобраться. Объяснительная записка в этом случае документирует, доносит до руководства позицию работника, его видение ситуации, его аргументы.

Фрагмент документа СвернутьПоказать Трудовой кодекс РФ. Статья 193 «Порядок применения дисциплинарных взысканий»

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Но объяснительные могут составляться и по другим причинам, хотя при этом сохраняется аспект «необходимости оправдаться» (ведь в остальных случаях используются служебные и докладные записки). Например, в ходе расследования обстоятельств причинения ущерба имуществу работодателя и определения его размера по ст. 247 ТК РФ.

См. также образец требования о даче письменных объяснений в статье «Подложные документы для приема на работу»

Затребование письменных объяснений

Итак, «до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение». Как видите, закон не указывает точно, должно ли требование объяснений происходить в устном или письменном виде. В особенно сложных случаях, когда и работник, и работодатель настроены очень серьезно и намерены идти, что называется, до победного конца, работодатель должен запросить у работника объяснения письменно, чтобы потом иметь возможность подтвердить соблюдение процедуры, предписанной для наложения дисциплинарных взысканий статьей 193 ТК РФ (Пример 1). Утвержденной формы этого кадрового документа никогда не существовало, потому в каждой организации его оформляют на свой лад. Даже вид документа для этого используют разный (уведомление, требование, письмо и др.), хотя корректнее называть его именно «требование», потому что в ч. 1 ст. 193 ТК РФ говорится о том, что нужно «затребовать» письменное объяснение1. Уведомление по смыслу имеет другой оттенок – происходит информирование и нет требования что-либо сделать. Письмо – исходящий документ, который направляется в стороннюю организацию или физическому лицу, а работник не такой уж «чужой» человек.

Следует помнить, что «дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка» (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). Факт его обнаружения подтверждается актом, а не требованием. Поэтому от даты обнаружения (которая в идеале должна совпасть с датой составления акта) и следует отсчитывать этот месяц, а не от даты затребования письменных объяснений.

От даты требования отсчитывается другой срок – 2 дня для дачи письменного объяснения (см. Пример 3). Поэтому важно не только оформить требование, но и доказать, что оно было вручено работнику либо он отказался от его получения. Для этого внизу листа можно сразу сделать соответствующие заготовки (помечены цифрами 1 и 2 в Примере 1): если не оформляется первая (подпись о получении требования), то оформляется вторая (свидетели подтверждают факт отказа работника получить этот документ, данная отметка избавляет от необходимости составлять отдельный акт по этому поводу).

Пример 1

Письменное требование объяснений у работника

СвернутьПоказать Пример 2

Текст требования объяснений у работника о причинах отсутствия на работе и подпись

СвернутьПоказать

Теперь поясним, как рассчитать 2-дневный срок, отведенный статьей 193 ТК РФ для дачи письменных объяснений:

Пример 3

Расчет срока для дачи письменного объяснения причин дисциплинарного проступка

СвернутьПоказать

Допустим, рабочий по халатности повредил имущество работодателя в понедельник 01.09.2014, тому были свидетели и в тот же день был оформлен акт. 02.09.2014 рабочему предъявили требование о даче письменных объяснений. Срок начинаем отсчитывать со следующего дня:

  • 03.09.2014 – 1-й день,
  • 04.09.2014 – 2-й день (когда представление объяснительной еще будет считаться своевременным),
  • 05.09.2014 уже можно актировать факт непредоставления объяснений.

Если бы требование о даче письменных объяснений предъявили работнику в пятницу 05.09.2014, а суббота и воскресенье у него – выходные дни (т.е. в расчете 2-дневного периода не участвуют), то срок своевременного представления объяснительной записки истечет только во вторник 09.09.2014.

Чтобы добросовестный работник не запутался в расчете данного срока, лучше сразу указывать в требовании конкретную дату, до которой объяснительная записка должна быть предоставлена. Сюда можно добавить и конкретное подразделение / должностное лицо, которому она должна быть отдана (см. второй абзац текста требования из Примера 1). Адресат объяснительной записки (на чье имя она составляется, например, генеральный директор) и лицо, которому ее следует передать (например, секретарь или начальник кадровой службы), скорее всего, будут разными людьми.

Если у работника действительно были уважительные причины поведения, которое не понравилось работодателю, и в целом они люди адекватные, то бояться объяснительной записки не стоит – она встанет на защиту «обвиняемого». Тогда и ждать письменного требования от работодателя не нужно. По его устному пожеланию лучше сразу составить объяснительную записку, приложив к ней максимум доказательств своей правоты. Подойдут не только официальные документы, сгодится даже распечатка с новостного сайта о перебоях в работе ветки метро, по которой добирается до работы опоздавший. Если имеет место конфликт между сотрудниками, то грамотно составленная объяснительная может даже «перетянуть» руководство на сторону ее автора.

На чье имя пишется объяснительная записка?

Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в Правила внутреннего трудового распорядка, которые должны действовать в каждой организации. Скорее всего, там написано, что работник подчиняется своему непосредственному начальнику и генеральному директору. Тогда и объяснительную в случае чего работник будет писать на имя или своего начальника, или генерального директора.

Локальными нормативными актами может быть установлена другая иерархия: например, члены рабочей группы подчиняются руководителю этой группы, несмотря на то, что представляют в ней разные подразделения. Руководитель группы может попросить письменные объяснения только в том случае, если проступок связан с работой группы.

Таким образом, служба безопасности, менеджер по корпоративной культуре, начальник управления по персоналу не вправе требовать объяснений от не подчиняющихся им работников других отделов, если это прямо не прописано в локальных нормативных актах организации. Правда, соответствующие полномочия этим и другим должностным лицам еще могут быть делегированы генеральным директором приказом (например, председателю комиссии по расследованию конкретного инцидента). См. подписи в Примерах 1 и 2, отмеченные восклицательным знаком.

От руки или на компьютере?

Закон не обязывает писать объяснительные записки от руки, их можно набирать на компьютере. Но опытные кадровики требуют от работников объяснений, написанных только собственноручно. В случае трудового спора это поможет работодателю защититься от неправомерных действий со стороны работника, который может заявить, что его «заставили» подписать уже составленный кем-то текст.

Минимально необходимый состав рукописных элементов, начертанный рукой работника на объяснительной записке, такой:

  • должность,
  • личный росчерк и
  • И.О. Фамилия.

Ограничиться лишь рукописным личным росчерком нельзя, т.к. некоторые подписи графологическая экспертиза не в состоянии однозначно идентифицировать как принадлежащие определенному лицу. А по целым словам (в должности и фамилии) это уже однозначно можно будет сделать.

Реквизиты объяснительной записки

Форма объяснительной записки относительно свободна. Никто не требует от работника досконального знания стандартов оформления документов, хватит и соблюдения необходимого минимума.

Сверху в правой части листа в столбик пишется информация о том, кому и кем адресована объяснительная записка. Работник должен указать свое структурное подразделение, должность, а также полные фамилию, имя и отчество. Наименование вида документа – объяснительная записка – пишется по центру, спустя несколько строк (обычно с большой буквы или только заглавными буквами, как показано в Примере 4). В Примере 5 продемонстрирован устаревший вариант, где наименование вида документа пишется полностью маленькими буквами и после ставится точка, т.е. вся «шапка» как бы могла быть прочтена единым предложением; такие варианты оформления раньше встречались и у заявлений.

Пример 4

«Шапка» объяснительной записки

СвернутьПоказать Пример 5

Устаревший вариант «шапки» объяснительной записки

СвернутьПоказать

Обратите внимание: в Примере 5 устаревшей является строка с написанием вида документа (с маленькой буквы и точкой), а все, что выше – вполне корректно. Должность автора объяснительной записки может отступать от адресата (генерального директора, как в Примере 4), а может идти сразу на следующей строке (как в Примере 5). Предлог «от» может присутствовать или отсутствовать перед должностью автора.

За наименованием вида документа идет текст, который составляется в свободной форме. Единственные требования к нему:

  • корректность формулировок и использование по возможности официально-делового стиля изложения,
  • только точные даты, если нужно – время,
  • факты и причины сложившейся ситуации.

Обстоятельства бывают разными, и требовать от работника краткости в объяснительной некорректно. Записка может занимать несколько листов бумаги, содержать прямую речь и читаться как хороший детектив, а может состоять и из одной строки. Работодатель не вправе ограничивать сотрудника в таком «творчестве».

Никто не ждет от работника в объяснительной выводов и предложений, хотя и запретить ему включить их не получится.

Содержание объяснительной записки определяет только работник, которому нужно ее написать. Начальник не вправе диктовать текст, говорить фразы типа «это – не причина», требовать переписать и другими способами влиять на содержание документа. В некоторых организациях идут еще дальше и составляют типовые тексты объяснительных записок. Работник вправе решать, использовать ли их или писать объяснительную самостоятельно. В его интересах описать произошедшее так, как он считает правильным. Работодатель, в свою очередь, обязан ознакомиться с любыми объяснениями работника, нравятся они ему или нет.

Составление текста объяснительной записки очень часто вызывает затруднения. Повторим главное правило: события нужно изложить так, как они происходили.

Если вина работника очевидна (опоздал, нагрубил клиенту, забыл что-то сделать), то отрицать это и выдумывать какие-то оправдания бессмысленно. Придется писать так, как есть:

Пример 6

Текст объяснительной записки

СвернутьПоказать Пример 7

Текст объяснительной записки

СвернутьПоказать

Поводов для опозданий или отсутствия на рабочем месте может быть много, и далеко не все они уважительны. Если работник не хочет озвучивать истинную причину своего опоздания, это его право. Здесь выручат универсальные формулировки «по семейным» или «по личным обстоятельствам» (см. Пример 8). Еще один выход – признать свою вину без описания причин (Пример 9). Однако никакого понимания и сочувствия руководства такие клише, конечно, не вызовут.

Пример 8

Текст объяснительной записки

СвернутьПоказать Пример 9

Текст объяснительной записки

СвернутьПоказать

Работник может предполагать, что его «простят», потому что причина проступка уважительна, а сам он давно работает, раньше никогда такого не случалось, или по каким-то другим причинам. Тогда ему лучше написать об этом в своих объяснениях:

Пример 10

Фрагмент текста объяснительной записки

СвернутьПоказать

Если у работника есть собственное мнение о своем поступке, он имеет полное право его выразить:

Пример 11

Текст объяснительной записки

СвернутьПоказать

Объяснительная записка может иметь приложения. Если работник считает себя правым в сложившейся ситуации и может подтвердить свою правоту документально, все доказательства нужно приобщить к объяснительной записке. Приложения перечисляются после текста:

Пример 12

Отметка о наличии приложения

СвернутьПоказать Пример 13

Отметка о наличии приложения

СвернутьПоказать Пример 14

Отметка о наличии приложений

СвернутьПоказать

Реквизит «подпись» содержит наименование должности работника, его собственноручную подпись, инициалы и фамилию. Датой объяснительной записки является дата ее составления.

Образец подробной объяснительной записки с оформлением всех проанализированных нами реквизитов показан в Примере 17.

Объяснительная составлена. Что делать дальше?

Работодатель, получив объяснительную записку, проставляет на ней регистрационный входящий номер документа и – в обязательном порядке – дату приема.

Согласно ст. 193 ТК РФ, на которую мы ссылались вначале, у работника есть 2 рабочих дня на то, чтобы написать объяснительную записку. Если по истечении этого времени объяснения работником не предоставлены, работодатель вправе составить об этом соответствующий акт. Чтобы подстраховаться от неправомерных действий со стороны работодателя, работнику лучше зарегистрировать свою объяснительную записку в канцелярии или у секретаря с проставлением на документе соответствующей отметки, после чего забрать себе копию объяснительной с этой отметкой. Другой вариант: работник может написать объяснительную в 2 экземплярах, и один из них, после проставления отметки о приеме, оставить у себя. Тогда никто не сможет сказать, что работник не предоставил письменные объяснения в установленный законом срок.

Назначить работнику дисциплинарное взыскание имеет право только его работодатель (как правило, в лице генерального директора). Свое решение он оформляет в виде резолюции. Если руководитель принимает решение наказать провинившегося, то на основании такой резолюции оформляются последующие документы (например, приказ об увольнении и т.д.).

Пример 15

Резолюция руководителя на объяснительной записке

СвернутьПоказать Пример 16

Резолюция руководителя на объяснительной записке

СвернутьПоказать Пример 17

Объяснительная записка

СвернутьПоказать В статье «Служебная и докладная записки» вы найдете множество образцов полностью оформленных документов для различных ситуаций, поймете, как организовать регистрацию, исполнение записок и сколько их потом хранить

Сноски

СвернутьПоказать

  1. Статья 247 ТК РФ, касающаяся расследования обстоятельств причинения имущественного ущерба, тоже говорит об истребовании от работника письменного объяснения.

    Вернуться назад

Бесплатно 1 номер журнала

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *