Когда можно замерять тонировку

flymAsteR ›
Блог ›
Про тонировку и её замеры

Случаи с проблемами из-за тонировки не редкость, но не все знают насколько далеко инспекторы имеют право заходить. Превышение норм тонировки стекол автомобиля – не редкий аргумент гаишников. Про какие-то проценты и нормы затемнения слышали все, но точно знают лишь некоторые.

Более того, даже при превышении нормы тонировки, инспекторы не вправе арестовывать автомобиль, штрафовать водителя, сдирать тонировочную пленку или снимать номера.

Остановив затонированный автомобиль, сотрудники ДПС обычно встречают водителя фразами вроде «Слишком глухая тонировочка. Надо бы снять». Аргументируют подобные заявления пунктом 7.3 Перечня неисправностей, при которых запрещается использовать транспортное средство. Упомянутый пункт гласит, что запрет может быть вынесен, если на автомобиле «установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». После озвучания причины остановки, гаишники обычно предлагают или оплатить штраф размером 500 рублей (с 23 сентября 2010 года) или содрать тонировку, или снять номерные знаки. Причем снимать знаки сами они не будут, иначе рискуют получить совершенно обоснованное обвинение в самоуправстве.

Однако к упомянутому пункту существует примечание, в котором ясно сказано, что «разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88». Отсюда понятно, что не любая тонировка – нарушение. А значит, процент затемнения надо определять. Чего инспектор сделать не может и даже больше, не имеет права. Для этого есть технадзор.

Разрешенная светопропускная способность для лобового стекла – не менее 70% (согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720, с изменением от 10 сентября 2010 года), для передних боковых – так же не менее 70%. Уровень затемнения может измеряться четырьмя приборами: «Тоник», «Блик», «Свет» или «Растр», которые должны быть сертифицированы и проверены Государственной метрологической службой на исправность и верность показаний. Об этом должна свидетельствовать справка. Проверки подобная техника должна проходить не реже чем раз в полгода. Все прочие устройства использовать запрещено. Пользоваться этими приборами (измерять уровень затемнения стекол автомобиля) могут только сотрудники технадзора и только на стационарном посту, но не инспекторы ДПС. Это говорится в постановлении Верховного суда РФ ( из «Обзора судебной практики за III квартал 2008 года» — Постановление Президиума Верховного суда РФ от 5 декабря 2008 года (БВСР 09-2), а так же согласно письму департамента ОБДД МВД России от 31 июля 2008 г. N 13/п-1962). И кроме штрафа (500 рублей — с 23 сентября 2010 года, ранее был 100 рублей) за нарушение норм и предупреждения, никаких других санкций КоАП РФ не предусматривает.

Еще одним аргументом в борьбе за правомерность использования тонировки является талон техосмотра. Его наличие уже доказывает разрешение на эксплуатацию автомобиля. Поэтому обвинить
водителя в административном правонарушении можно лишь в случае, если машина остановлена на стационарном посту, где есть сотрудник технадзора с одним из перечисленных выше приборов.

Инспектор может доставить водителя на стационарный пост, но для этого потребуется протокол задержания транспортного средства. А задерживать автомобиль нет никаких оснований.

В случае, когда вы уверены в своей правоте, а инспектор пытается приписать вам необоснованные и недоказанные нарушения, вы всегда должны иметь под рукой хотя бы диктофон (а лучше видеокамеру), чтобы в дальнейшем представить доказательства в прокуратуру. Почему предпочтительнее видеокамера? Потому что подлинность изображения доказать проще, чем аудиозаписи (особенно цифровой).

Инструкция

Вас останавливают и начинают с вами разговор о тонировке. Вы:

1. В зависимости от ситуации напоминаете инспектору, что законом разрешена тонировка стекол, которая не превышает установленные ГОСТом 5727-88 нормы. А пока не доказано, что эти нормы превышены – нет никакого нарушения.
2. Спрашиваете, как инспектор определил, что тонировка нарушает установленные ГОСТом нормы.
3. Напоминаете, что замеры должны производиться только сотрудниками технадзора, на стационарном посту с использованием разрешенных приборов, прошедших поверку.
4. В случае если это сотрудник технадзора на посту, просите у него документы на прибор, сверяете данные и проверяете «срок годности» поверки.
5. Если нарушение все же выявлено – напоминаете, что законом предусмотрено лишь наложение предупреждения или штраф в размере 500 рублей. На устранение нарушения даются 1 сутки (т.е. прямо на месте сдирать тонировку вас заставить не могут — вы это можете сделать в течение 1 суток).

Как правило, высказав эти утверждения, вы будете отпущены сотрудни-ком ДПС (если конечно это не сотрудник технадзора), и никто не станет больше приставать к вам по поводу тонировки – не каждый инспектор пойдет на явное нарушение требований закона, особенно если об этом ему напомнить.

Кстати, замеры должны производится при определенных погодных условиях (по ГОСТу 27902: температура при измерениях от 15 до 25 С, давление от 86 до 106 кПа, относительная влажность воздуха от 40 до 80 %). И если эти условия не соблюдены, то такие замеры могут быть признаны судом не действительными. Достаточно будет получить официальную справку о температуре, влажности или давлении в день замера.

Регламент проверки тонировки предполагает использование сертифицированного оборудования и четкое следование ГОСТу. Любое отклонение от процедуры позволяет оспорить результат. После объективно доказанного нарушения владелец транспортного средства обязан заплатить штраф и устранить затемнение стекол своей машины.

Каковы в 2018 правила осуществления замера тонировки? Подробнее об этом рассказывается ниже.

Общая информация

Цель измерений – определить уровень светопропускания стекол автомобиля оклеенных тонировочной пленкой или затемненных другим способом. Для этого используется специальный прибор, именуемый тауметром. В настоящее время в равной степени активно применяют несколько моделей устройства:

Применение аппаратуры в России регулируется, прежде всего, имеющейся в комплекте с ней инструкции. Сам замер необходимо производить в трех точках по каждому стеклу. На основе результатов определяется среднее значение, каковое и указывается в заключении.

Недопустимо использовать прибор, не прошедший своевременную поверку. Доказательством его работоспособности является акт, содержащий:

  • наименование устройства;
  • номер;
  • дату поверки;
  • Ф. И. О. специалиста.

Замер тонировки в Российской Федерации по закону сопровождается соблюдением ряда формальностей.

Если нормам технического регламента о безопасности колесных ТС машина соответствует, то сотрудник, проводивший замер, выдает акт. Когда же проверка показала нарушение, то:

  • составляют протокол;
  • назначают штраф.

Где проводится замер

Уровень светопроницаемости необходимо проверять исключительно в подходящих (стационарных) условиях. Как правило, для замера водителя задержанной машины заставляют проследовать на ближайший:

  • стационарный пост;
  • специализированный контрольный пункт.

Имейте в виду – если вас остановили просто на улице, то вы можете отказаться ехать для проверки. Задержать вас не имеют права, даже если и на глаз будет заметно, что тонирование ТС нарушает правила. Также закон запрещает и принуждать к проезду на пункт ДПС.

Позволяется ли замерять тонировку вашей машины ночью

Действующий государственный стандарт об этом умалчивает. Впрочем, показание прибора остается корректным вне зависимости от времени суток. Все дело в том, что тауметр фиксирует уровень пропускания света, а не поглощения.

Другое дело – когда измерение производится в дождливую или туманную погоду. Здесь на точность негативно влияет высокая влажность.

Действующие нормы

Тонировка стекол машины по определению является затемнением, выполненным различными способами. Речь идет о:

Автомобиль соответствует в полной мере требованиям актуального технического регламента, если:

  • боковые стекла впереди пропускают не меньше 70 процентов света;
  • ветровое – 75%.

Для окон, располагающихся сзади, никаких требований нет, кроме одного – зеркальные материалы использовать нельзя.

Такие строгости объясняются просто – вечером тонированное стекло не позволяет водителю нормально следить за ситуацией, складывающейся на дороге, а это, в свою очередь, существенно повышает риск возникновения аварийной ситуации.

Замер тонировки по ГОСТу – нормативная база

Прежде всего, допустимые показатели светопропускания содержит ГОСТ 32565 (введен в 2013-м). Кроме базовых значений, он также определяет и порядок, руководствуясь которым осуществляют измерение.

Кроме того, запрет на тонировку содержат актуальные ПДД РФ.

Действия работников ГИБДД регламентирует Федеральный закон за номером 3. Меры наказания определяются согласно Административному кодексу.

Порядок осуществления замера

Стандартный тауметр требует подключения к источнику питания в 12 вольт. Допустимые отклонения по напряжению составляют не более ±0,6 В. Поскольку используется обычно прикуриватель изучаемого автомобиля, то его владелец, если аккумулятор уже старый, обязан сообщить об этом сотруднику ГИБДД. В таком случае тот запитываются через бортовую сеть служебного ТС.

Стекло перед проверкой необходимо:

Используемый тауметр после поверки опечатывается. Наличие пломбы является обязательным условием, разрешающим его применение. Также на корпусе устанавливается бирка с датами последнего и следующего осмотра.

Перед тем как приступить к замеру, сотрудник Госавтоинспекции обязан представить водителю для ознакомления:

  • сам тауметр;
  • акт его поверки;
  • документ, подтверждающий, что устройство соответствует требованиям ГОСТа.

В случае отсутствия какой-либо из бумаг, данное обстоятельство фиксируется в протоколе. Если этого не сделал инспектор, то водитель вправе потребовать внести сведения.

Помните, по закону разрешено применять тауметры:

  • имеющие погрешность максимум в 2 процента;
  • с поверкой, осуществленной менее 12 месяцев назад.

Далее инспектор измеряет:

  • влажность;
  • атмосферное давление;
  • температуру воздуха.

При этом на все эти приборы также надо иметь разрешающие их использование документы.

Еще один важный момент – формально сотрудник ГИБДД должен показать и свидетельство об имеющемся у него праве осуществлять проверку.

Только когда соблюдены все описанные условия, допустимо будет говорить о корректности замера.

В каких условиях проверки разрешены

Для определения светопропускающей способности автомобильных стекол одного тауметра недостаточно. Важно, чтобы и погодные условия соответствовали нормативам.

Проверка тонировки должна происходить только при следующих погодных условиях:

  • температура – около +20 (±5) °С;
  • влажность – 60% (±20) °С;
  • атмосферное давление – не ниже 86 кПа и не более 106-ти.

Какой штраф

Если вас впервые поймали в тонированной машине и было доказано, что пленка не соответствует нормам, то придется отдать ровно 500 рублей. Кроме того, водителю могут оформить и предписание – устранить затемнение. Имейте в виду – даже когда последний документ вы не получили, то все равно придется избавляться от покрытия.

Повторное задержание по тому же поводу грозит удвоением суммы штрафа или, в худшем случае, судом с последующим арестом на 15 суток.

Вероятность того, что все эти условия на момент остановки Вашего автомобиля будут соблюдены, уверенно стремится к нулю. Тем не менее, если замер всё-таки состоялся и соответствовал всем требованиям, номеров нам лишаться нельзя. Будем биться.

УЛОВКА 1:
Номера изымаются до устранения нарушения. Опускаем стёкла, блокируем их — нельзя ни сделать замеры, ни поспорить с отсутствием препятствий для обзора. Снять номера инспектор уже не сможет.

УЛОВКА 2:
Вспоминаем старые нормы, а также спорные нормативно-правовые акты.
1) Согласно Приказу МВД №1240 от 07.12.2000 и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2008, проверять светопропускаемость стёкол могут только инспекторы технического надзора (НЕ инспекторы ДПС) и только на стационарных постах.
2) Согласно свежим Приказам МВД №297 и №329, проверять техническое состояние автомобиля (в том числе светопропускаемость стекол) можно только при отсутствии действующего талона техосмотра.

В законодательство внесены изменения, касающиеся проверки степени тонирования автомобиля и мер ответственности водителя в случае нарушения норм по светопропускаемости стекол.

Замер тонировки должен проходить строго по регламенту, предусмотренному законом. Проверка тонировки может быть осуществлена только на стационарных постах ГИБДД. При проведении процедуры проверки могут возникать спорные моменты, которые будут рассмотрены в этой статье.

Технический регламент определят новые нормы по светопропусканию стекол автомобиля. Действующие правила определяют светопропускание передней сферы стекол автомобиля в 70% или более. По нормам, действующим до момента внесения поправок, передние боковые стекла разрешалось тонировать с затемнением до 30%, а для лобового стекла этот показатель равнялся 25%. Из этого можно сделать вывод, что ветровое стекла разрешается затонировать на 5% темнее.

Проверка тонировки

В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 светопропускание стекол проходит проверку по ГОСТу 27902. Светопропускание определяет прибор «Блик+», если толщина стекол больше 7,5мм, или прибор «Блик» для стекол с меньшей толщиной. Абсолютная погрешность прибора не должна превышать 2%. Погодные условия, при которых происходит измерение, должны соответствовать следующим показателям по ГОСТу:

  • Температура воздуха 20 градусов, с разбросом 5 градусов;
  • влажность воздуха 60% с отклонением в 20%;
  • давление 86 кПа-106 кПа.

Приборы для измерения тонировки на службе ГИБДД

Прибор для проверки степени светопропускания называется тауметром. На сегодня в обиходе у дорожной полиции тауметры с маркировкой «Свет», «Блик», «Блик+» и «Тоник». Для краткости приведем характеристики одного из них. Чаще всего применяется в ГИБДД прибор «Блик». Прибор сертифицирован комиссией по измерительной технике. Требования к его состоянию определяют следующие правила:

  1. местный орган сертификации проверяет прибор измерения раз в год;
  2. человек, ответственный за проверку, ставит на него личную пломбу и выписывает свидетельство;
  3. отсутствие опознавательных знаков – основание считать показания неточными и недостаточными для предоставления в суд;
  4. свидетельство может находиться в отделении дорожной полиции, а на прибор измерения прикрепляется табличка о дате проверки;
  5. напряжение питания «Блик» должно быть в пределах 11,4 -12,6 В.

Время суток не оказывает влияния на показания тауметра. Для него безразлично днем или ночью происходит замер. Показатель на табло высвечивает процент света, проникшего через стекло, то есть светопропускаемость, что противоположно светопоглащению.

В случае возникновения сомнений в объективности тауметра в отделение ГИБДД пишется жалоба, и в соответствии с ней назначается повторная проверка. С водителем согласовывается место и время нового измерения светопропускаемости стекол.

Кто уполномочен измерять тонировку, и где она осуществляется?

Проверка светопропускаемости стекол автомобиля подпадает под пункт регламента о проверке состояния автомобиля. Техническое состояние авто производит ТехНадзор дорожной полиции как и любой сотрудник ГИБДД, который имеет специальное звание. Любые другие службы не уполномочены осуществлять проверку светопропускаемости стекол.

Чтобы исключить разногласия по поводу определения специального звания, можно привести разъяснения из закона «О полиции». В этом документе сказано, что специальными званиями являются: рядовой полиции, младший, средний, старший и высший начальственный состав. То есть проверить тонировку может любой сотрудник дорожной полиции от рядового до генерала полиции РФ.

Проверка степени затемнения стекол автомобиля может быть проведена на КПП транспортных средств, контрольных постах полиции, стационарных постах ГИБДД.

Процедура проверки светопропускаемости стекол

По ГОСТу перед началом проверки должны быть произведены следующие действия:

  • измерены температура воздуха, влажность воздуха, атмосферное давление;
  • стекло вычищено и протерто до сухого состояния;
  • прибор допускается к измерению только при погрешности 2% или меньше;
  • водителю предоставляют для проверки сертификат и протокол испытаний тауметра, а также документ проверяющего, подтверждающий его умение проводить замер.

Любое нарушение процедуры по ГОСТу ослабляет доказательную силу протокола.

Следует ли ехать на пост ГИБДД для проведения проверки?

В случае, если автомобиль был остановлен полицейским вне поста ГИБДД, и водителю предложили пройти проверку на светопропускаемость стекол, то достаточно подкованный в вопросах закона водитель имеет право отказаться от подобного предложения, даже если на вид автомобиль наглухо затонирован.

Инспектор делает второе предложение, заключающиеся в том, чтобы доехать до стационарного поста и произвести измерения соблюдая все правила. Водитель имеет право отказаться следовать за инспектором для проверки. Для того, чтобы заставить водителя следовать по направлению к пункту проверки, необходимо произвести административное задержание.

А согласно кодексу о правонарушениях, ограничение свободы водителя, как и любого другого лица применяется в исключительных ситуациях, когда возникает необходимость своевременного рассмотрения случая правонарушения. Отсюда следует, что для выявления нарушения задержание не используется. Задержание транспортного средства возможно только после выявления нарушения, а никак не до него.

Понравилась статья? добавь ее в закладки, чтобы не потерять — ЖМИ «Ctrl + D»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *