Категории водительских прав 2018

Содержание

Категории водительских прав в 2018 году с расшифровками

Категории в удостоверениях водителей говорят об определённом виде транспортных средств, управление которыми разрешено обладателям соответствующего пункта. В конце 2013 года в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» внесли изменения, которые отразились на внешнем виде пластикового удостоверения и списке категорий, расширенных новыми дополнениями. И уже с 2014 года все российские водители получили возможность обменять старые права на свидетельство нового образца, хотя не просроченные удостоверения действительны и сегодня, вплоть до наступления даты конца. Если водитель катается за рулём транспортного средства, на управление которого у него нет разрешения, это будет расценено как езда без прав. За такое нарушение предусмотрено наказание штрафами от 5 до 15 тысяч рублей.

Поскольку сейчас на дворе уже 2018 год, не лишним будет пробежаться по всем действующим категориям водительских прав и их расшифровкам.

Актуальные категории и подкатегории водительских прав

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос. Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности. Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах — это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля — любительское занятие.

Как выглядит удостоверение нового образца

Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности. В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями. Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.

Материал изготовления — специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст. Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения. Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек — на обратной поверхности.

Лицевая часть прав

Вверху размещено название: водительское удостоверение. В левой половине находится цветное фото владельца без головного убора (разрешены мусульманам и иудеям по религиозным соображениям), тёмных очков.

На лицевой части документа личная информация о водителе

Внизу под изображением водитель расписывается так же, как в паспорте. В правой половине удостоверения на кириллице и латинскими буквами напечатаны чётким шрифтом:

  1. Фамилия
  2. Имя и отчество владельца прав
  3. Дата, под ней регион рождения

4а) дата выдачи

4b) дата, в течение которой это свидетельство действительно

4с) регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД, оформившее права

  1. Номер и серия удостоверения
  2. Цветное фото (слева)
  3. Роспись владельца прав (под фото)
  4. Регион проживания
  5. Какие категории открыты

Знакомство с нововведениями в современных водительских правах

На обратной стороне настоящего пластикового свидетельства образца 2018 года нарисована таблица категорий и подкатегорий с надписями, разрешающими водителю управление определённым видом колёсного транспорта.

С обратной стороны пластиковых прав нового образца находится таблица водительских категорий и подкатегорий с отметками какими транспортными средствами владельцу разрешено управление

В графах латинскими буквами и цифрами перечислены категории и подкатегории, а также нарисованы пиктограммы видов колёсной техники. В связи с появлением новых видов транспортных средств, законодатели решили список категорий увеличить с 5 до 7 и ввести 9 разделов подкатегории.

Таблица: категории и подкатегории в новом водительском удостоверении образца 2018 с расшифровкой

Категория и подкатегория прав Тип транспортного средства Вид транспорта, которым разрешено управлять
«А» Мотоциклы – любыми мотоциклами (мотоциклами с коляской);
– трёхколёсными и четырёхколёсными ТС (массой не более 400 кг);
– ТС категории «А1».
Категорию можно открыть при достижении 18 лет.
«А1» Лёгкие мотоциклы – мотоциклами с объёмом 125 см3, и максимальной мощностью, не более 11 киловатт;
– мотоциклами с небольшим объёмом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Категория доступна с 16 лет.
«В» Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонны) с числом сидений не более восьми – легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами;
– мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешённая максимальная масса которого не более 750 кг).
«ВЕ» Легковые автомобили с прицепом – автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой — не более 750 кг) и превышающим массу автомобиля без нагрузки;
– автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой более 750 кг) и превышающим массу автомобиля 3 500 кг.
«В1» Трициклы и квадрициклы квадрицикл и квадроцикл — не одно и то же. Трициклы и квадрициклы по внешнему виду похожи на маленький автомобиль. У них 4 колеса и они могут ездить по дорогам общего пользования. Для их управления нужно особое разрешение. Езда без категории чревата штрафом. Кроме удостоверения водителя, их владельцам нужны права тракториста-машиниста.
«С» Грузовые автомобили (от 3,5 тонны) – средними грузовиками (от 3500 кг до 7500 кг);
– тяжёлыми грузовиками (более 7500 кг);
– грузовиками с прицепом (массой не более 750 кг);
– грузовиками подкатегории «С1».
«СЕ» Грузовые автомобили с прицепом – автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом (массой более 750 килограммов);
– автомобилями категории «C1E».
«С1» Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонны) – средними грузовиками (массой — от 3,5 до 7,5 тонны);
– перевозка лёгкого прицепа (до 750 кг).
«С1Е» Средние грузовики с прицепом – автомобилями категории «С1» с тяжёлыми более 750 кг прицепами (суммарная масса грузовика — не более 12 тонн).
«D» Автобусы – автобусами различных размеров (разрешённая максимальная масса не имеет значения);
– автобусами с прицепом (максимальной массой — не более 750 кг);
– автобусами категории «D1».
«DE» Автобусы с прицепом – автомобилями категории «D» с прицепом (максимальной массой — более 750 кг);
– сочленёнными автобусами;
– автобусами с прицепом категории «D1E».
«D1» Небольшие автобусы – маленькими автобусами (9–16 сидячих мест);
– использовать лёгкий прицеп (массой до 750 кг).
«D1E» Небольшие автобусы с прицепом – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом (не предназначен для перевозки пассажиров), массой — более 750 кг (но не больше массы автомобиля без нагрузки), общей массой (автобуса и прицепа) — не более 12 тонн.
«М»
введена
5 ноября 2013 года
Мопеды и лёгкие квадроциклы – мопедами и лёгкими квадроциклами;
– мопедами и лёгкими квадроциклами водителям, у которых есть любая другая категория прав (кроме тракториста-машиниста).
«Tm» Трамваи разрешается управление трамваями
«Tb» Троллейбусы разрешается управление троллейбусами

Возрастные ограничения при выдаче водительских прав

Право управлять тем или иным видом колёсного транспортного средства приобретается только после прохождения курсов специальной подготовки, сдачи экзамена для подтверждения квалификации и выдачи компетентным органом соответствующего удостоверения. На получение водительских прав в России накладываются возрастные ограничения.

Информация о том, во сколько лет можно сдавать на водительские права и каким транспортом разрешено управлять приведено в таблице.

К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров — категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет; легковыми и грузовыми автомобилями с 18 лет, автобусами, трамваями и троллейбусами с 21 года

Отличие водительских прав старого и нового образца

Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.

В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше — всего 5, в водительском удостоверении нового образца — 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.

В новых правах степень защищённости намного выше — специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.

Разновидности водительских прав в РФ

В Российской Федерации в разные годы выдавали водительское удостоверение четырёх различных типов. Как известно, права действительны в течение 10 лет, а самый старый образец был в ходу до 2011 года. Таким образом, в настоящее время на руках у водителей находятся удостоверения всех четырёх разновидностей:

Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется

  1. Ламинированные бумажные права размером 74х105 мм — самые старшие по возрасту, их выпуск прекращён в 2011 году.

    Этот тип удостоверения размером 85х55 мм, изготавливается из тонкого синтетического материала с нанесённой защитной сеткой розового цвета; сверху покрывается специальной плёнкой, выполняющей роль защиты от подделок

  2. Комбинированные из двойной бумажной основы между которыми вклеивалась тонкая пластиковая пластинка размером 85х55 мм. Снаружи права были ламинированные. Выдавались до 2011 года.

    Права, размер которых был 85,6х54 мм, с таким оформлением обратной стороны выдавались с 2011 по 2014 год

  3. Пластиковые свидетельства в виде карточки, размером 85,6х54 мм с первоначальной редакцией. На обратной стороне была сетка из 9 категорий и подкатегорий. Выдавались удостоверения с 2011 по 2014 год.

    Удостоверение изготавливается на пластиковой основе, размеры составляют 85,6х54 мм (с закругленными углами), степень защищенности от подделок бланка удостоверения — «Б». Цвета — голубой и розовый. На лицевой стороне помещено изображение отличительного знака «RUS»

  4. С 2014 года выдаются права новой формы, на обратной стороне которых нанесена сетка с 16 категориями и подкатегориями.

В таблице категорий на правах нового образца пиктограммы нарисованы в первой колонке рядом с буквенным обозначением

Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.

Видео: водительские удостоверения нового образца

Сейчас на руках у водителей находятся удостоверения четырёх видов. До конца 2021 года утратят силу в связи с окончанием срока действия все права старого образца. После этого на руках останутся новые водительские удостоверения, которые могут использоваться в других странах. Международный статус им придаёт пластик и нанесённая на него информация, соответствующая требованиям норм Венской Конвенции.

  • Вениамин

Новая иерархия категорий водительских прав

Добрый день, уважаемый читатель.

Во второй статье серии «Проект закона О БДД», речь вновь пойдет о нововведениях, которые могут быть внесены в указанный закон.

Напомню, что в первой части рассматривались нововведения, которые затрагивают минимальный возраст водителя для допуска к управлению транспортными средствами различных категорий.

Сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Информация о законопроекте.
  • Обучение несовершеннолетних водителей по отдельным программам.
  • Новая иерархия категорий прав.
  • Особенности сдачи на категорию DE.
  • Не допуск нарушителей к экзаменам.

Информация о законопроекте

04.10.2019 Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения по вопросам допуска к управлению транспортными средствами» проходит независимую антикоррупционную экспертизу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Обучение несовершеннолетних водителей по отдельным программам

Пункт 1 статьи 26 закона «О безопасности дорожного движения»:

Лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «М» и подкатегорий «А1», «А2», «В1», «С1» после прохождения в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств категорий «В», «С», «М» и подкатегорий «А1», «А2», «В1», «С1» для лиц, не достигших 18-летнего возраста.

В данном абзаце речь идет о том, что несовершеннолетние водители для допуска к экзаменам в ГИБДД должны будут пройти обучение по специальным программам для лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Основная суть данного нововведения заключается в том, что несовершеннолетние будут учиться отдельно от остальных кандидатов в водители. Чем именно будут различаться программы, пока что сказать невозможно.

Однако можно с уверенностью говорить о том, что обучать по программам для несовершеннолетних будут лишь в ограниченном числе автошкол. Связано это с тем, что большинство кандидатов в водители имеют возраст старше 18 лет. А открывать отдельную группу ради одного-двух обучающихся в большинстве автошкол не будут.

Новая иерархия категорий прав

Напомню, что в настоящее время действует следующая иерарахия:

«Младшая» категория «Старшая» категория
А1 А
B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A
B1 без мотоциклетной посадки
и мотоциклетного руля
B
C1 C
D1 D
C1E CE
D1E DE
М любая категория

То есть водитель, имеющий старшую категорию из правой колонки, может управлять транспортными средствами, относящимися к младшей категории из левой колонки.

В законопроекте предусматривается новая, более сложная иерархия:

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегорий «A1» и «А2» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» — подкатегории «C1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «CE» — категорий «ВЕ» и «DE» и подкатегорий «С1Е» и «D1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категорий «В» или «D» или подкатегории «D1» соответственно), категории «DE» — категории «ВЕ» и подкатегорий «С1E» и «D1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» или подкатегории «С1» соответственно), подкатегории «C1E» — категории «ВЕ» и подкатегории «D1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» или подкатегории «D1» соответственно), подкатегории «D1E» — категории «ВЕ» и подкатегории «C1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» или подкатегории «С1» соответственно); подкатегории «А2» — подкатегории «А1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M» с любым видом трансмиссии при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами данной категории.

Представим ее в виде таблицы:

«Младшая» категория «Старшая» категория
А1 А
A2
А2 А
B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A
A2
B1 без мотоциклетной посадки
и мотоциклетного руля
B
BE CE (при наличии B)
C1E (при наличии B)
DE (при наличии B)
D1E (при наличии B)
C1 C
D1 D
DE CE (при наличии D)
C1E CE
DE (при наличии C1)
D1E (при наличии C1)
D1E CE (при наличии D1)
C1E (при наличии D1)
DE
М любая категория

Самое интересное нововведение в данном случае — это добавление в иерархию категорий с буквой Е на конце (для управления составами транспортных средств с прицепами). В настоящее время каждую из указанных категорий нужно получать отдельно, а для этого нужно проходить отдельное обучение и сдавать экзамены.

Если законопроект будет принят, то водителю будет достаточно получить только категорию CE (грузовики с прицепами). Она автоматически позволит ему возить тяжелые прицепы любыми транспортными средствами, категории которых открыты в правах.

Вывод, который можно сделать из этой части статьи. Если Вы планируете в будущем эксплуатировать транспортные средства с тяжелыми прицепами, то имеет смысл в первую очередь сдать экзамены на категорию CE.

Особенности сдачи на категорию DE

Напомню, что категория DE разрешает управлять автобусами с тяжелыми (тяжелее 750 кг) прицепами и сочлененными автобусами. Ранее эти понятия никак не разделялись, однако в новом законопроекте предусмотрен следующий пункт:

Лицам, сдавшим экзамены на право на управление транспортными средствами категории «DЕ» на сочлененном автобусе, предоставляется право на управление транспортными средствами данной категории только на сочлененном автобусе.

То есть для водителя будут возможны 2 варианта сдачи экзамена:

  • На автобусе с прицепом. В этом случае он сможет водить и автобусы с прицепами, и сочлененные автобусы.
  • На сочлененном автобусе. В этом случае водитель не сможет управлять автобусами с тяжелым прицепом.

Судя по всему для разделения водителей, сдавших экзамены по разным вариантам, будет введена какая-то дополнительная отметка в водительском удостоверении.

Не допуск нарушителей к экзаменам

И еще одно изменение в статью 26 закона «О БДД»:

5. Лицам, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и не имеющим при этом права управления транспортным средством либо лишенным такого права, допуск к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами и (или) выдача водительских удостоверений осуществляется по истечении срока в течение которого указанные лица считаются подвергнутыми данному административному наказанию.

Суть данного пункта сводится к тому, что если водитель, не имеющий прав или лишенный прав, сел за руль в состоянии опьянения и попался сотрудникам ГИБДД, то получение водительского удостоверения такому водителю придется отложить. Рассмотрим пункт более подробно:

1. Речь идет о водителях, которые управляли автомобилем в состоянии опьянения или отказались от освидетельствования на состояние опьянения.

2. Речь идет о водителях, лишенных прав или вообще не имеющих прав. Напомню, что наказание за такое нарушение предусмотрено частью 3 статьи 12.8 КоАП и представляет собой административный арест на 10-15 суток.

3. Указанные водители не будут допущены к экзаменам в течение срока, пока они считаются подвергнутыми наказанию. То есть если водитель ранее отбывал административный арест по части 3 статьи 12.8 КоАП, то он не сможет сдать экзамены и получить права в течение 1 года с момента окончания ареста.

В заключение хочу еще раз напомнить, что рассмотренный сегодня документ пока что находится в стадии проекта. То есть неизвестно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, то данная статья будет обновлена.

А в следующей статье серии речь идет о пунктах законопроекта, связанных с использованием иностранных прав на территории России.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 4 октября 2019 Раздел: Законы в разработке Серия статей «Проект закона о БДД 2019»

Категории транспортных средств

Категории транспортных средств(L, M, N, O) согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». В этом техническом регламенте введены новые категории транспортных средств.

Категория L — Мототранспортные средства

Мопеды, мотовелосипеды, мокики

Категория L1 — Двухколёсное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2 — Трехколёсное транспортное средство с любым расположением колёс, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт

Мотоциклы, мотороллеры, трициклы

Категория L3 — Двухколёсное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L4 — Трехколёсное транспортное средство с колёсами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L5 — Трехколёсное транспортное средство с колёсами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Квадрициклы

Категория L6 — Четырехколёсное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L7 — Четырехколёсное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Категория М — Пассажирские транспортные средства

Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства

Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Категория N — Грузовые автомобили

Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Категория O — Прицепы

Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0.75 тонн.

Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0.75 т, но не более 3,5 тонн.

Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3.5 т, но не более 10 тонн.

Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Скачать классификацию транспортных средств по категориям (Приложение №1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств») (86 Кб).

Соответствие категории водительского удостоверения и категории технического регламента

Соответствие категории водительского удостоверения и категории технического регламента

Категория водительского удостоверения Категория технического регламента
A, A1 L3-L5
B (легковые) M1
B (грузовые) N1
B1 L6-L7
C N2-N3
D M2-M3
E O2-O4
M L1-L2

* прицепами категории O1 можно управлять при отсутствии категории E в водительском удостоверении.

Инфографика от ГИБДД г.Москвы

Другие статьи в этом разделе :

  • Платные дороги и ПДД в России
  • Правила дорожного движения России
  • Таблица штрафов за нарушения ПДД в России
  • Автомобильные коды регионов России

Категории ТС по техническому регламенту

  • Категория A — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
  • Подкатегория A1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
  • Категория B — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.
  • Категория BE — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
  • Подкатегория B1 — трициклы и квадрициклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
  • Категория M — мопеды и легкие квадрициклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
  • Категория C — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.
  • Категория CE — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
  • Подкатегория C1 — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых 3,5 — 7,5 тонн.
  • Подкатегория C1E — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
  • Категория DE — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы.
  • Подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
  • Подкатегория D1E — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • Категория E — в настоящее время отсутствует. Ранее обозначала любые автомобили с прицепом.
  • Категория Tm — трамваи.
  • Категория Tb — троллейбусы.

Категории водительских прав в 2018 году с расшифровкой

Для управления транспортным средством (далее ТС) необходимо пройти обучение, сдать экзамен и получить права. В настоящее время в РФ существует основные категории (А, В, С, D, Tb, Tm) и подкатегорий прав. Категории в водительском удостоверении нового образца соответствуют Венской конвенции 1968 года.

Рассказываем, что означают новые категории водительского удостоверения в 2018 году – расшифровка поможет разобраться.

Общие положения

Водительские права — это пластиковая карточка, заполненная с 2 сторон. Документ заполняется на кириллице, все надписи дублируются латинскими буквами транслитерацией. Удостоверение выдается на 10 лет.

В нем содержится следующая информация:

  • ФИО и дата рождения водителя;
  • фотографии 3 х 4 см;

Обратите внимание! Нельзя фотографироваться в головном уборе (исключение: религиозные мотивы) и в солнцезащитных очках. При плохом зрении можно сделать фотографию в очках с прозрачными стеклами.

  • наименование организации, которая выдала права;
  • категорию и дополнительные отметки (обратная сторона);
  • дату выдачи и срок действия;
  • серию и номер документа;
  • подпись владельца.

Также в удостоверении может быть указана дополнительная информация, например, о водительском стаже.

На оборотной стороне имеется штрих-код для автоматизированного учета.

Для получения прав необходима заплатить госпошлину. Её стоимость с 3 августа 2018 года – 3000 рублей. При оплате через сайт Госуслуг предоставляется скидка в размере 30%.

Категории водительских прав в 2018 году с расшифровкой

Категория А

Данная категория необходима для управления мотоциклом с коляской и без. В соответствии с ПДД к мотоциклам также относятся механические ТС с 3-4 колесами массой в пределах 400 кг.

Подкатегория А 1

Для управления мотоциклами мощностью до 11 кВт (скутерами) или максимальным объемом двигателя 125 см 3 нужны права с открытой подкатегорией А 1.

При этом, если у вас есть категория А, то такая подкатегория открывается автоматически.

Категория В

Традиционно является самой популярной среди водителей, так как дает право на управление ТС массой не более 3,5 т, вместимостью до 8 человек с прицепом и без.

К обучению и сдаче к экзамену допускаются лица, достигшие 17 лет. Но, чтобы ездить по дорогам общего пользования, придется подождать 18 лет.

Обратите внимание! Если вы обучались и сдавали экзамен на автомобиле с коробкой «автомат», то садиться за руль машины с «механикой» запрещено. В п.14 вашего водительского удостоверения об автоматической трансмиссии имеется отметка.

Еще одним изменением при оформлении прав стали отметки «AS» и «MS» в той же строке, что категория в 1 в водительских правах. «Что это значит?», — таким вопросом задались опытные и начинающие водители.

Данная отметка ставится при наличии категории В, закрытой категории А. Она свидетельствует о том, то водитель может ездить на ТС, у которых есть рулевое колесо.

Подкатегория BE

Категория введена вместо ранее существовавшей «Е». Она необходима для управления легковым автомобилем с прицепом массой более 750 кг, при этом общий вес не должен превышать 3,5 тонн.

Подкатегория В 1

Такая подкатегория дает право управлять 3 и 4-колесным ТС весом не более 550 кг, объемом двигателя 50 см3 с предельной максимальной скоростью 50 км/ч. Например, это могут быть квадрициклы и трициклы.

Не стоит забывать, что для управления квадроциклами и квадрициклами необходимы разные категории. В первом транспортном средстве водитель сидит сверху, как на мотоцикле, аналогично и управление, а во втором на сидении, как в машине и управление с помощью руля и педалей.

Квадроцикл регистрируется в Гостехнадзоре и нужны права А 1, «корочки» тракториста-машиниста. А квадрицикл проходит регистрацию в ГИБДД, на нем можно ездить по дорогам общего пользования.

Категория С

Такая категория потребуется для управления средними и большими грузовыми автомобилями весом более 3500 кг, в том числе с прицепами массой в пределах 750 кг.

Обратите внимание, что управлять грузовиками весом до 3,5 тонн с такой категорией нельзя.

Подкатегория СЕ

Если вы планируете ездить на грузовике с прицепом весом больше 750 кг (например, седельном тягаче), то следует открыть категорию СЕ.

Сдача экзамена состоит исключительно из практической части (площадка и город), сдавать теорию не надо.

Подкатегория С 1

Такая подкатегория потребуется для управления грузовым транспортом массой от 3,5 до 7,5 т, в том числе с прицепом до 750 кг.

Подкатегория С 1 Е

Подкатегория введена для водителей, желающих управлять грузовиками с прицепами массой, превышающей 750 кг, но не больше, чем вес грузовика без нагрузки.

Следует помнить, что совокупная разрешенная масса не может быть больше 12 тонн.

Категория D

Для управления транспортными средствами с более, чем 8 сидячими местами (например, городскими автобусами) с прицепами (до 750 кг) и без нужна категория D.

Обратите внимание! Для управления автобусами «гармошками» такие права не подойдут.

Подкатегория DE

Данная категория предназначена для буксировки автобусами прицепов тяжелее, чем 750 кг и для управления сочлененными автобусами.

Подкатегория D1

Если открыта эта подкатегория, то можно управлять пассажирскими автобусами с сидениями от 8 до 16, не считая места водителя, в том числе с прицепом массой до 750 кг. К таким транспортным средствам, например, относится, ГАЗель-3221

Подкатегория D1E

Предназначена для управления автобусами с тяжелыми прицепами (пассажирские не допускаются) весом свыше 750 кг, но не более, чем само ТС. При этом состав не может весить более 12 тонн.

Категория М

Необходима для управления квадрициклами и мопедами. При этом, при наличии любой другой категории открывать дополнительно «М» не надо.

С удостоверением тракториста-машиниста ездить на мопеде нельзя.

Категории Tb и Tm

Для управления общественным транспортом следует пройти отдельное обучение и открыть новые категории: Tb для троллейбуса и Tm трамвая. К обучению и управлению допускаются лица не моложе 21 года.

Новые категории водительских прав – таблица с расшифровкой

Ответственность

Управление транспортным средством без нужной категории — это административное правонарушение (ст.12.7 КоАП РФ), за которое налагается штраф от 5 до 15 тыс. рублей. В такой ситуации автомобиль задерживается, водитель отстраняется от управления.

Как открыть дополнительную категорию?

Для того, чтобы получить право на управление нужным вам ТС, необходимо обратиться в ГИБДД, пройти обучение и сдать экзамен. Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца 2018 года поможет вам при выборе программы обучения в автошколе.

Если у вас остались вопросы по теме, что означают категории в новых водительских удостоверениях: сколько их бывает и на управление какими видами транспорта дают право, задайте их юристам через форму на сайте.

Категории водительских прав 2018-2019 года с расшифровкой

Поделиться «Категории водительских прав 2018-2019 года с расшифровкой»

  • Twitter

В водительском удостоверении, помимо всей прочей информации, указывается, какими транспортными средствами может управлять автомобилист. Категории водительских прав 2018 года с расшифровкой – ниже.

Таблица с категориями и подкатегориями новых водительских прав

  1. Категория М – это мопеды, управлять которыми можно с 16 лет. Объем двигателя подобного транспортного средства не должен превышать 50 кубических сантиметров. Мопеды из данной категории, предусмотренной водительским удостоверением нового образца, не нужно ставить на учет в органах ГИБДД. Условно говоря, это такие «велосипеды» с моторчиком. Между тем, остается популярной следующая нечестная схема: покупатель приобретает мопед, который имеет более мощный двигатель, то есть не должен быть включен в категорию М, но оформляет его как малосильное ТС, чтобы не заниматься вопросами постановки на учет. При замене ВУ, М – открывается автоматически, абсолютно без обучения. То есть, сотрудники ГИБДД, готовя новые бумаги, видят, что у заявителя уже открыта какая-то категория. Следовательно, можно прописать в правах то, что он может справиться с управлением мопеда. Это разрешает делать закон;
  2. Категория А1 в водительских правах – что это? Легкие мотоциклы. ВУ с этой открытой категорией дают право управлять двухколесным транспортом, объем двигателя которого не превышает 125 «кубиков»;
  3. Если в таблице категорий «активна» буква А, то владелец ВУ имеет право на управление мощных мотоциклов, у которых объем двигателя превышает 125 кубических сантиметров. Таким образом, что касается двухколесных транспортных средств, то категории, дающие возможность управлять ими, рассмотрены. Две из них можно открыть с 16 лет;
  4. B1. Что разрешает данная категория: управлять квадроциклами и трициклами с объемом двигателя более 50 куб. см. Если у транспортного средства одного из данных типов менее мощный двигатель, то это не означает, что на нем можно ездить без прав. Права на квадроцикл нужны всегда. Только на управление подобными ТС малой мощности достаточно будет иметь ВУ с открытой категорией М;
  5. Категория Б без цифр и дополнительных букв дает право ездить на «классических» легковых автомобилях – тех, которые имеют РММ не более 3,5 тонн и не рассчитаны на более чем 7 пассажиров;
  6. В число новых категорий и подкатегорий включена BE – она нужна тем, кто хочет ездить на легковой машине с прицепом. Причем не с любым, а с таким, который весит ¾ тонны. Таким образом, что касается легковых авто – предусмотрено три категории и подкатегории: «квадрики» и трициклы, просто «легковушки», авто с прицепом;
  7. Категория С дробится на 4 подкатегории. Начнем с С1. Она дает право управлять «рабочей лошадкой», полная масса которой не доходит до 7,5 тонн;
  8. С1Е – по аналогии с подкатегориями B, можно догадаться, что речь идет о небольших грузовичках, но с прицепом;
  9. Категория С, если не имеется никаких дополнений, позволяет управлять грузовиками с разрешенной предельной массой свыше 7,5 тонн;
  10. СЕ – тоже можно догадаться: дает возможность водить грузовики, о которых речь идет в предыдущем пункте, но с прицепом. Добавим, что все перечисленные виды категорий водительских прав в 2018 году можно открыть с 18 лет. Исключения: М и А1;
  11. D1 – маломестные автобусы. Максимальное количество сидячих мест – 16. Минимальное – 8, если меньше, то ТС, скорее всего, будет легковым автомобилем – зависит от величины разрешенной максимальной массы. Получить такие права можно с 21 года. Государство подчеркивает таким образом, что перевозка большого числа людей – дело ответственное, доверить его 18-летнему нельзя;
  12. Существует в России и категория D1E, необходимая для управления автобусами, указанными в предыдущем пункте и имеющими прицеп. Представляется, что такие «составы» не очень распространены. По крайней мере, на улицах населенных пунктов их сложно увидеть;
  13. Права категории Д без каких-либо буквенных или цифровых дополнений дают возможность их владельцу управлять большими автобусами, в которых сидя может расположиться более 16 человек. Минимальный возраст выдачи такого документа тот же – 21 год;
  14. Что такое категория DE: большие автобусы с прицепом. Опять же, они не очень распространены. Но, теоретически, если владелец автобуса захочет дополнить ТС прицепом, то придется открывать ДЕ;
  15. Остались еще две категории, необходимые для управления трамваем и троллейбусом: Tm и Tb, соответственно. Их можно открыть с 21 года.

Список закрытый. Каких либо других дополнений к нему нет. Как видно, в классификации отсутствует категория Е. В классификации транспортных средств она была объединена с C. Чтобы водить фуры, нужно иметь не E, как раньше, а CE.

Что касается прав тракториста, то это отдельная история. Подобный транспорт не ставится на учет в ГИБДД, им занимаются органы Гостехнадзора. Права имеют особую форму, они не похожи на те, что выдаются водителям автомобилей, мотоциклов, автобусов и всего перечисленного выше.

С тем, какие бывают категории водительских прав – разобрались. Нужно переходить к особенностям внешнего вида и содержания ВУ.

Водительское удостоверение нового образца

Новое ВУ – это некая пластиковая карточка, которая содержит фото владельца и определенную информацию, о которой речь пойдет ниже. Фото водительских удостоверений можно посмотреть в сети, если вы никогда не держали новое ВУ в руках.

Что отмечают в правах

  1. Данные о водителе;
  2. Сведения об органе, выдавшем ВУ;
  3. Информацию об открытых категориях и сроке действия разрешения на управление тем или иным автомобилем.

Расшифровка лицевой стороны

Более детально об информации, содержащейся в правах. Итак, на лицевой стороне можно обнаружить следующие данные:

  1. Значок «RUS», информирующий о том, что ВУ выдано Российской Федерацией;
  2. Фото водителя;
  3. Ф.И.О. автомобилиста на русском языке и в латинской транскрипции. Здесь необходимо пояснить значение наличия перевода: новые права, как и некоторые старого образца, можно использовать за пределами страны. У РФ есть международные договоры, позволяющие россиянам, например, приехать на какой-нибудь иностранный курорт и взять там машину напрокат. Права, выданные в России будут действительными, без каких-либо оговорок;
  4. Дата рождения и место появления на свет водителя;
  5. Наименование органа, который осуществил выдачу ВУ;
  6. Срок действия документа;
  7. Отметка об открытых категориях;
  8. Подпись владельца водительского удостоверения.

Таким образом, посмотрев на лицевую сторону ВУ, можно легко установить личность водителя, понять, кто выдал ему документы и когда.

Расшифровка обратной стороны

Если развернуть права, то можно увидеть таблицу, в которую вписаны все категории и подкатегории, о которых речь шла в начале статьи. Присутствуют и схематические отображения разных транспортных средств. Сделано это для наглядности. Как представляется, особенно ценны картинки для представителей иностранных властей, например, для полицейских зарубежных стран. Им не обязательно знать, какая буква, комбинация букв с цифрами и без, обозначает. Достаточно посмотреть на картинки: небольшой грузовик, фура, скутер, автобус и так далее. Не очень понятно только с A и A1. Изображенные рядом мотоциклы не сильно отличаются друг от друга. Кроме прочего, в таблицу вносятся данные о датах действия категорий. Иногда в табличке, о которой идет речь, можно увидеть буквы AT. Что они обозначают и когда проставляются в документе: AT – сокращенное обозначение того, что водитель учился ездить на АКПП. Освоить коробку автомат полегче, поэтому законодатель ввел следующее правило: если обучение осуществлялось на АКПП, то водитель не получает права ездить на ТС с механической коробкой.

Отличие водительского удостоверения нового образца от старого

Права, которые выдавались ранее, действуют и по сей день. Имея их, можно без проблем управлять различными транспортными средствами. Но больше в ГИБДД они уже не выдаются. Отличия от новых ВУ:

  1. Внешний вид: использовалась иная цветовая гамма, другой дизайн;
  2. Содержание: подкатегорий не было, как и некоторых категорий. Использовалась, помимо прочего, и буква E. Описание данной категории было дано выше.

В целом же, права старого образца, вернее, многие, но не все из них, давали право управлять машиной за пределами России. Но они, пожалуй, характеризовались меньшей степенью защиты, чем современные.

Условия получения прав

Первое, на чем необходимо остановиться, – это возраст получения прав. ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет, что ВУ на скутер или легкий мотоцикл можно получить с 16 лет. Сдавать на категорию B допустимо с 17 лет, но права не выдадут до совершеннолетия. Управление автобусом, как отмечалось выше, доверяют лицам, которым уже исполнился 21 год. Если с возрастом все в порядке, то нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Необходимо записаться в автошколу. Стоимость обучения в России вождению везде разная. Школы – коммерческие организации, зарабатывающие деньги. Они вправе устанавливать ту цену за обучение, которая им интересна. Потенциальному ученику обязательно нужно убедиться, что у школы есть лицензия. Проверку можно осуществить на официальном сайте ГИБДД;
  2. Прохождение медкомиссии. Имеются нюансы. Во-первых, не обязательно обращаться в медицинское учреждение по своему месту жительства. Главное, чтобы у поликлиники или центра была лицензия. Во-вторых, отметки о прохождении специалистов должны проставляться в справку утвержденного образца. Часто, прохождение комиссии – камень преткновения в вопросе оформления ВУ. Зрение для получения лицом водительских прав, например, должно быть очень хорошим. Если с ним проблемы, то, в лучшем случае, придется приобретать очки или линзы, в худшем – смириться с запретом на все или некоторые водительские категории по медицинским показаниям;
  3. Сдача экзаменов в ГИБДД. Предварительно нужно оплатить госпошлину (2000 рублей) и представить пакет документов: паспорт, военный билет, медицинская справка – ничего особенного;
  4. Если экзамен сдан, то человек получит свое ВУ.

Алгоритм актуален для тех, кто получает права впервые. Остальным не надо обращаться в автошколу, если не планируется открытие новых категорий. Отвечая на вопрос о том, как восстановить утраченную категорию, нужно говорить: аналогичным образом. Экзамен в ГИБДД, скорее всего, сдавать придется – все зависит от обстоятельств. Если срок действия ВУ истек, то нужно обратиться в ГИБДД со свежей медицинской справкой и старыми водительскими правами, и их просто заменят на новые. Когда речь идет о смене ВУ старого образца, у автолюбителей возникает вопрос: какие категории откроют при замене водительского? Во-первых, те же, что и были, с учетом актуальных подкатегорий. Например, если у водителя имелась категория B, то он и получит Б. А если была E, то откроют CE.

Автоматически, без всяких экзаменов, добавят в число открытых и M. Главное – попросить об этом в заявлении.

В целом, водительские права получить не так уж сложно. Главное – обладать хорошим здоровьем, знать ПДД и уметь водить машину. Не с первого раза, так со второго или с третьего ВУ получить вполне реально.

Поделиться «Категории водительских прав 2018-2019 года с расшифровкой»

Многие автолюбители знают, что в закон «О безопасности дорожного движения» внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.

Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.

Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).

Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.

Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности.

Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Лицевая сторона прав

  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Обратная сторона прав

  • Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
  • Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
  • Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

Все категории водительских прав с расшифровкой

В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.

Основные категории водительских прав

Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.

Категория «А». Владелец таких прав может водить мотоцикл с коляской или без общей массой до 400 кг. Сюда относятся трех- и четырехколесные транспортные средства, проходящие ограничения по массе.

Категория «B». Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория «В» подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.

Категория «BE». Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории «В». При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.

Категория «C». Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории «D». Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.

Категория «CE». Во многом схожа с «BE», только относится к автомобилям категории «С». Также она снимает ограничение на массу прицепа.

Категория «D». Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.

Категория «DE». К ней относятся сочлененные автобусы и автотранспорт из категории «D», соединенный с прицепом массой более 750 кг.

Категория «М». Используется для вождения мопедов и легких квадрициклов. Такое право доступно владельцам водительских удостоверений любой категории.

Категории «Tb», «Tm». Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в «особых отметках».

Подкатегории водительских прав

Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.

Подкатегория «A1». К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории «А» данная подкатегория присваивается автоматически.

Подкатегория «В1». Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя — 50 см3. Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.

Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория «А1».

Подкатегория «С1». Доступна для всех удостоверений с категорией «C». Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории «D». Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.

Подкатегория «C1E». Открывается автоматически при получении прав категории «CE» и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории «C1», но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.

Подкатегория «D1». Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория «D1» доступна для всех водительских удостоверений категории «D».

Подкатегория «D1E». Разрешает вождение транспорта подкатегории «D1» с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.

Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене

Основная категория Категории открываются автоматически
A M, A1, B1 (только ТС мотоциклетного типа)
B M, B1 (кроме ТС мотоциклетного типа)
BE M
C M, C1
CE M, C1E
D M, D1
A1 M

Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?

Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.

Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.

  • Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию «B» при открытой категории «C», или открыть «A» при действующей категории «B».
  • Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию «D». Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории «B», «C» или «D1». В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории «D», чтобы открыть «DE».
  • Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на «автоматах». Чтобы пересесть на «механику» потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.

Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.

Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.

Как открыть новую категорию водительского удостоверения?

Добрый день, уважаемый читатель.

Довольно часто читатели сайта pddmaster.ru задают вопросы по поводу того, каким образом можно открыть дополнительную категорию водительского удостоверения.

Чаще всего водители хотят открыть категорию A или C при открытой B или категорию B при открытой C.

В этой статье подробно рассмотрен процесс открытия любой категории водительских прав. Кроме того, ниже приведен перечень экзаменационных этапов, необходимых для открытия каждой из категорий или подкатегорий.

Вы узнаете:

  • Как открыть категории A, M и подкатегории А1, В1?
  • Как открыть категорию В?
  • Как открыть категории C, D и подкатегории C1, D1?
  • Как открыть категории BE, CE, DE и подкатегории C1E, D1E?
  • Как повысить квалификацию с АКПП на МКПП?
  • Можно ли подготовиться к сдаче экзамена без автошколы?

Прежде всего хочу заметить, что водителю в любом случае придется сдавать квалификационные экзамены для открытия новой категории или подкатегории удостоверения. Причем для каждой из категорий состав экзаменов определяется отдельно и об этом речь пойдет ниже.

Обратите внимание на тот факт, что для того, чтобы открыть новую категорию водительских прав, необходимо достигнуть соответствующего возраста. Для каждой категории установлен собственный возрастной порог, и об этом речь шла в статье «В каком возрасте можно сдавать на права?».

Рассмотрим открытие категорий водительских прав поподробнее.

Как открыть категории A, М и подкатегории А1, B1?

Для открытия категорий A, М или подкатегорий А1, B1 необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект экзаменационных билетов ПДД для теоретического экзамена совпадает с комплектом билетов для категории Б.

2. Практический экзамен на автодроме для двухколесных транспортных средств состоит из 3-х упражнений:
(с 1 сентября 2016 года, описание упражнений приведено )

  • упражнение № 1 – габаритная восьмерка, змейка, скоростное маневрирование, габаритный коридор;
  • упражнение № 2 – парковка и выезд с парковочного места;
  • упражнение № 3 — остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров.

Как открыть категорию В?

Для открытия категории Б необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект билетов для теоретического экзамена совпадает с комплектом билетов для категории А.

2. Практический экзамен на автодроме, который состоит из пяти или шести упражнений на выбор экзаменатора. Шестое упражнение «Регулируемый перекресток» сдается только на автоматизированном автодроме:

  • упражнение № 4 – остановка и начало движения на подъеме;
  • упражнение № 5 – маневрирование в ограниченном пространстве (повороты на 90 градусов, разворот в ограниченном пространстве, змейка). Сдаются 2 упражнения, выбранные экзаменатором;
  • упражнение № 6 – въезд в бокс задним ходом.
  • упражнение № 7 – параллельная парковка задним ходом;
  • упражнение № 8 – проезд регулируемого перекрестка.

3. Практический экзамен в городе.

Как открыть категории C, D и подкатегории C1, D1?

Для открытия категории С, Д или подкатегорий С1, Д1 необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект билетов для теоретического экзамена категории С совпадает с комплектом для категории Д.

2. Практический экзамен на автодроме, который состоит из 5-ти упражнений (шести на автоматизированном автодроме) на выбор экзаменатора:

  • упражнение № 4 – остановка и начало движения на подъеме;
  • упражнение № 5 – маневрирование в ограниченном пространстве (повороты на 90 градусов, разворот в ограниченном пространстве, змейка). Сдаются 2 упражнения, выбранные экзаменатором;
  • упражнение № 6 – въезд в бокс задним ходом.
  • упражнение № 7 – параллельная парковка задним ходом;
  • упражнение № 8 – проезд регулируемого перекрестка.

3. Практический экзамен в городе.

Как открыть категорию Е (BE, CE, C1E, DE, D1E)?

Для открытия категорий BE, CE, DE или подкатегорий C1E, D1E необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен (экзаменационные билеты).

2. Практический экзамен на автодроме, который состоит из четырех упражнений:
(количество упражнений увеличено до четырех с 1 сентября 2016 года, узнать о них подробнее можно )

  • упражнение № 9 – сцепление и расцепление прицепа с тягачом;
  • упражнение №10 – остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
  • упражнение №11 — въезд в бокс задним ходом;
  • упражнение №12 — параллельная парковка у погрузочной платформы.

3. Практический экзамен в городе.

Не стоит забывать, что для получения категории E необходимо как минимум 1 год иметь права, в которых открыта соответствующая категория (Б, С или Д) или все перечисленные категории одновременно.

Например, для открытия категории DE нужно иметь стаж управления автобусом категории D не менее года.

Повышение квалификации с автоматической коробки на механическую

На практике возможна такая ситуация: водитель получает удостоверение на категорию B с пометкой, позволяющей управлять только автомобилями с автоматической коробкой переключения передач, а впоследствии переучивается на механику.

В данном случае для повышения квалификации нужно сдать только автодром.

В каком случае не нужно сдавать экзамен?

При сдаче на новую категорию или подкатегорию водительских прав теоретический и практический экзамен придется сдавать абсолютно в любом случае. Безо всяких исключений.

Самостоятельная подготовка к сдаче экзамена

В настоящее время в Российской Федерации возможность самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов в ГИБДД отсутствует.

Для получения водительского удостоверения любой категории или подкатегории Вам придется проходить обучение в автошколе.

Примечание. До 5 ноября 2013 года в России сдать квалификационный экзамен на категории А и В можно было подготовившись самостоятельно. В статье «Как сдать на права экстерном?» Вы можете узнать о том, как это было. Еще раз подчеркиваю, что в 2019 году самостоятельная подготовка запрещена.

После прочтения данной статьи Вы без проблем сможете открыть новую категорию водительского удостоверения. Однако если у Вас остались какие-то вопросы, то напишите их ниже в комментариях или на форуме pddclub.ru.

Кстати, если Вы планируете открывать новую категорию водительского удостоверения, то Вам будет полезно прочитать статью «Как сдать экзамен в ГАИ с первого раза».

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 17 октября 2018 Раздел: Водительские права Читать все комментарии

Здравствуйте!

Есть только категория B, подходит время менять права одновременно с заменой хочу открыть категорию С и собираюсь идти учиться на категорию С. Вопрос связан с медкомиссией: могу я открыть в справке не только B и С, но и А,D так как планирую в течение года еще и на них поучиться? Не возникнет проблем с получением прав категории B,C, хотя в справке A,B,C,D?

Добрый день. Скажите пожалуйста нужно ли учиться в автошколе для получения категории В , если есть категория Д?

Светлана, здравствуйте.

Нужно. В настоящее время нужно учиться на любую категорию или подкатегорию.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Получил в автошколе доп.категорию «А» . Скажите какой раздел в Госуслугах нужно выбрать для оплаты пошлины?

Николай, здравствуйте.

Нужно выбрать:

Водительское удостоверение -> Получение водительского удостоверения после прохождения профессионального обучения на право управления транспортными средствами

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста могу ли я пойти учиться и открыть категории СЕ имея только открытую В

Алексей, здравствуйте.

Это невозможно. Сначала нужно открыть категорию С и подождать один год с этого момента. После этого можно будет сдать на категорию СЕ.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! Помогите разобраться.. сейчас у меня открыты категории В,С,Е хочу открыть категорию А, медицинскую справку получил на категории А,А1,В,В1,М вопрос достаточно ли будет такой справки или мне нужно было указать в справке категории С и Е ? Я так понимаю что при открытии новой категории А мне выдадут права на 10 лет и все существующие категории будут продлены?

При открытии новой категории вам выдадут права лишь тех категорий, на которые вы уже сдали экзамены, но лишь те из них, которые разрешены в мед. справке. Все остальные категории у вас открыты в правах не будут.

Александр, чтобы не «потерять» категории C и E, нужно сделать новую медицинскую справку. В ней должны быть открыты категории А, А1, В, В1, М, С, BЕ, CE. На самом деле требования на оставшиеся категории не очень сильно отличаются, поэтому можете попросить открыть все категории в справке, чтобы случайно что-то не пропустить.

Удачи на дорогах!

Имею категории всде иментся пометка е к с, чтобы открыть е к в нужно учиться и сдавать экзамен?

Андрей, все верно. На каждую новую категорию нужно проходить обучение и сдавать экзамен.

Удачи на дорогах!

Что нужно сдавать на ВЕ если уже открыто СЕ

Здравствуйте, слышал, что нынче выдают категорию А1 если открыта категория В, подскажите так ли это? Надо ли сдавать экзамены для этого?

Здравствуйте, я буду сдавать теоретический экзамен что бы забрать права после лишения. Решил открыть категорию А, в старых правах только В. Вопрос : мне придётся здвавать теорию два раза?

Михаил, в данном случае нужно сдать теорию, автодром и город (все этапы экзамена).

Удачи на дорогах!

BlK, здравствуйте.

О подобных случаях мне не известно.

При наличии категории B могут открыть категорию M и подкатегорию B1.

Удачи на дорогах!

Вячеслав, здравствуйте.

В данном случае теорию придется сдавать 2 раза. Вы не будете допущены к сдаче теории на новую категорию (А) до тех пор, пока не вернете права после лишения.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте!Я имею категорию ВС ,чтобы получить категорию Е учился два месяца,а теперь говорят.что экзамен только в сентябре,это правильно?

Иван, здравствуйте.

Экзамен в автошколе или в ГИБДД?

Есть категории а , с , на б проходить обучение нужно, или экзамен сдать

Иван, для открытия любой категории нужно пройти обучение в автошколе. В Вашем случае нужно обучиться на категорию В.

Удачи на дорогах!

KatyaSs, сдавать придется, т.к. этого требует законодательство.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Скоро экзамен в гибдд,категория С. Давно подумываю о категории Д. Если сразу после сдачи экзамена пойду учиться на Д,будет ли действовать правило «теория годна 6 месяцев» для новой категории? У меня даже перерыв между сдачей Б и С менее 6 месяцев. Пока память свежа,надо учиться))))))

Екатерина, здравствуйте.

В 2018 году экзамены на каждую категорию сдаются отдельно, т.е. теорию будет нужно сдать заново.

Удачи на экзаменах!

Водительское удостоверение получил в 1982 году на категорию «С», 1986 сдал на категорию «В»и «Е», в 1997 г открыл категорию «D». При замене прав по сроку ГИБДД категорию «Е» поставили только к «С», при обращении в ГИБДД для восстановления категории «Е» к «В» мне отказали. Правомерно я получил отказ.

Сергей, какие категории и особые отметки были в предшествующих правах?

А также напишите, какую причину сотрудники ГИБДД написали в отказе.

Здравствуйте, нужна категория D, у меня есть категория В, как мне поступить, что нужно делать?

Искать автошколу на категорию Д, заключать с ней договор, учиться, сдавать экзамены и получать новую категорию… Вопрос непонятен…

При сдаче категории С, нужно будет заново проходить обучение на А и B? Или просто один раз обучиться и сразу сдать экзы на три категории?

На каждую категорию надо учиться отдельно. И теорию и практику. Можно заключить договор одновременно на несколько категорий, тогда теорию можно будет проходить один раз на все категории, а практику на каждую.

Доброго времени суток уважаемые! Подскажите пожалуйста какова последовательность действий если я хочу сдать на категорию «С». Обучение проходил очень давно но все документы на руках. С чего начать и к кому обратиться?

Владислав, здравствуйте.

Подготовьте все необходимые документы. Список приведен . То есть найдите документ об окончании автошколы и получите новую справку со всеми необходимыми категориями.

Запишитесь на сдачу экзамена в ГИБДД (можно через Госуслуги) и сдайте экзамены.

Удачи на дорогах!

Могу ли я сдать на категорию Е до года стажа с правами В,С а получить категорию после года?

Евгений, для категории Е в законе «О БДД» исключения не делаются. Т.е. кандидат в водители допускается к экзамену только после того, как стаж вождения превысит 12 месяцев.

Удачи на дорогах!

Могу ли я произвести замену прав на управление машиной через два месяца после окончания срока их действия

Можете даже никогда их не менять!

Valeriy, вопрос подробно рассмотрен в этой статье.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, при переобучение с С на В нужна медкомиссия на С категорию? Сейчас отменили экзамен, так как медкомиссия на В категорию, а на С нету. Где у них такой пункт имеется, что когда учишься на В категорию, то и на С тебе надо медкомиссию?!

Валентин, здравствуйте.

Если в медицинской справке не будет открыта категория С, то эту категорию не перенесут в новое удостоверение. То есть требуется справка, в которой открыты и категория В, и категория С.

Удачи на дорогах!

Я водитель трамвая.Пошла в автошколу,хочу ещё категорию»В» Когда буду сдавать экзамен,старые права нужно будет сдать,а если я не сдам в этот же день? Старые вернут? Мне же на работу надо.

Елена, права перед экзаменом сдавать не нужно. Права нужно будет сдать после того, как Вы сдадите все экзамены. Их сразу же заменят на новые.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте.Ответьте мне пожалуйста,возможно не на очень корректно поставленный вопрос! У нас права на категорию C с 2016 года. Чтоб получит новые 2 категории ,мы сдали мед.комиссию и прошли уроки вождения. Оставалось только оплатить и сдать экзамен,но в итоге в МРЭО нам сказали ,что мед.комиссию нужно переделать,что она не правильная ,в Больнице дали не тот бланк..не хватает врачей.., но это пол беды,Вопрос! Неужели нужно заново ОПЛАТИТЬ и ПРОЙТИ УРОКИ вождения на полученную категорию- С в 2016 году,чтоб ее добавили в новые права к новым категориям?! ..по законодательству 2019 года это были тогда зря вложенные деньги?!

Ольга, здравствуйте.

Если категория С уже открыта в имеющемся удостоверении, то дополнительное обучение на эту категорию не требуется.

Вам нужно получить медсправку, в которой будет открыта категория С и две новые категории.

Удачи на дорогах!

Добрый день, год назад я был лишен прав «BCD» за отказ от мед.освидетельствования. был трезв., в суде не помогло.. Оплатил штраф и сдал права. Вопрос в том, -если я, по истечении срока лишения, пройду обучение и сдам экзамен на категорию «А» выдадут все сразу ABCD?

Здравствуйте.

Пока Вы не вернете права категории BCD, Вас не допустят к экзамену на категорию А. Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений:

23. Основаниями для отказа в допуске к экзаменам, выдаче российского национального и международного водительского удостоверения и обмене иностранного водительского удостоверения являются:

в) наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами;

То есть предложенный Вами вариант не возможен.

Удачи на дорогах!

открыты категории a, b, c, d, be, ce, de в белорусских правах. При сдаче экзамена на российские, категорию de не перенесли, так как город маленький и у них нет автобусов с гармошкой. Сейчас у меня и российские и белорусские права. Могу ли я сейчас придти в гибдд снова с белорусскими правами в крупном городе и досдать на de, чтоб перенесли в российские, или так уже нельзя, и придётся проходить переподготовку по российским правам с d на de?

Павел, Вы можете обратиться в подразделение другого города и сдать там экзамен на категорию DE. Проблем с этим быть не должно.

Удачи на дорогах!

Имея водительское удостоверение категории B и C, для сдачи экзамена на категорию А, необходимо проходить обучение?

Алексей, да, нужно пройти обучение. Без этого к экзамена в ГИБДД не допустят.

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *