Какие дела рассматривает верховный суд

Судебные полномочия Верховного Суда РФ.

Судебные полномочия Верховного Суда РФ:

• Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции’.
1) уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;
2) гражданские дела о:
а) оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;
б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;
в) оспаривании постановлений о прекращении полномочии судей;
г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектом РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;
д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
• Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов обшей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;
• Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;
• Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Порядок формирования ВС РФ, его состав и структура.

Порядок формирования ВС РФ:

Судьи ВС назначаются Советом Федерации по представлению президента России. Компетенция ВС России является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам в соответствии с компетенции судов общей юрисдикции. ВС России осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

ВС России в соответствии со своей компетенцией рассматривает дела первой апелляционной, кассационной, надзорной инстанции. По новым или вновь открывшимся обстоятельствам. ВС Росси принадлежит право законодательной инициативы, но только по вопросам его ведения. ВС России изучает и обобщает судебную практику с целью обеспечения ее единства. Дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ. Разрешает в пределах своей компетенции вопросы связанные с договорами. Публикует судебные акты ВС. Решает вопрос обеспечения информацией о деятельности ВС.

Состав:

Пленум ВС

Президиум

Апелляционная инстанция

Судебная коллегия по административным делам

05.03.2018 г. Какие дела рассматривает Верховный суд РФ?

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

(п. 2.1 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)

! КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ с 1 января 2017 года часть 4 статьи 2 будет дополнена пунктом 2.2 следующего содержания:

«2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;».

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

(п. 12 в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

7. Верховный Суд Российской Федерации:

1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

гл. 1, Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

Понравилось? Поделись с друзьями

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Пленум Верховного суда РФ дал ответы на важные вопросы, касающиеся налоговых преступлений.

На подобных пленумах самые опытные судьи страны периодически изучают судебную практику по жизненно важным делам и дают свои указания, как следует рассматривать их в судах.

Верховный суд подробно растолковал все, что касается расследования налоговых преступлений. В том числе один из самых важных и спорных вопросов — о сроке давности налогового преступления. Сначала предлагалась норма, которая фактически расширяла срок давности. И она вызвала бурную реакцию.

Предложено было считать преступление оконченным именно с момента уплаты налогов. Получалось, что этот пункт давал основания возбуждать уголовные дела по каким-то претензиям, появившимся спустя многие годы. В окончательном варианте такого утверждения нет. Теперь сказано, что окончанием преступления следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законом.

Другое важное решение пленума касается того, кто должен отвечать за налоговые преступления. К ответственности будут привлекать не только номинальных руководителей, но и тех, кто у них за спиной руководит процессом. Это нередко встречающиеся случаи, когда деятельностью организации через подставных лиц руководит вполне конкретный гражданин.

То есть фигурантом уголовного дела о неуплате налогов может оказаться коммерсант, у которого фирмой «рулит» простой безработный. Таких директоров, чаще всего из числа безработных, на бумаге оформляют как индивидуальных предпринимателей. Они-то и идут под суд за неуплату налогов, а подлинные владельцы фирмы остаются безнаказанными.

Верховный суд дал конкретные указания судьям. В случае уклонения от налогов настоящий организатор бизнеса будет проходить по делу как исполнитель преступления, а подставное лицо — как пособник. Если, конечно, он понимал, что делает.

Кроме того, Верховный суд проанализировал, как суды применяют таможенное законодательство в Евразийском экономическом союзе. Детально рассмотрены споры о таможенной стоимости ввозимых товаров, классификации товаров, споры по возврату таможенных платежей. Интересен анализ рассмотрения дел, которые касаются простых граждан, которые везут через границу товары для личного пользования, включая автомобили. Тщательно проанализированы ситуации, когда ввезенная машина перестала существовать — с ней что-то случилось. Судам дано указание выяснять «условия выбытия транспортного средства из владения субъекта».

Рассмотрел пленум и еще один острый вопрос, касаемый здоровья граждан. Речь идет о принудительной госпитализации тех граждан, которые больны опасной болезнью — туберкулезом, но добровольно лечиться не желают и этим создают серьезную опасность для всех окружающих. Это, конечно, не уголовные, а административные дела. Наши суды рассматривают подобные дела, и у них есть вопросы, на которые ответил Верховный суд. Принудительно отправить лечиться можно лишь того, кто болен заразной формой туберкулеза и неоднократно нарушал санитарно-противоэпидемический режим. Обратиться в суд с такой просьбой может руководитель противотуберкулезной медорганизации или ее представитель. Это может сделать и прокурор.

Текст: Наталья Козлова

Российская газета — Столичный выпуск № 267(8025)

Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

– рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

– осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

Состав и структура Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.

Председатель Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

– организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

– созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;

– созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

– может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

– распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;

– руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

– ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ:

– председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

– образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в заседаниях судебных коллегий;

– осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

– представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;

– вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

– организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Структуру Верховного Суда РФ образуют:

– Пленум Верховного Суда РФ;

– Президиум Верховного Суда РФ;

– Кассационная коллегия;

– Судебная коллегия по гражданским делам;

– Судебная коллегия по уголовным делам;

– Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ:

– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства;

– при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;

– утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

– утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

– рассматривает и решает вопросы о выступлении в порядке законодательной инициативы;

– заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда РФ. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

– в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

– рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Полномочия Кассационной коллегии Верховного Суда РФ:

– рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;

– рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда РФ осуществляется в соответствии с ГПК и УПК.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ – Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ – утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Полномочия судебных коллегий Верховного Суда РФ:

– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *