Как стать помощником прокурора

Реализация современных требований общества, предъявляемых к образовательным учреждениям, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Профессия юриста связывает служителей закона: адвоката, прокурора, судью, следователя, юрисконсульта с нотариусом, юриста-международника — все они считаются знатоками в одной из областей права. Этот род деятельности почитается одним из древнейших занятий человека. К первым юристам-профессионалам можно отнести членов Коллегии понтификов Древнего Рима.

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности. Прокурор (от лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — это лицо, уполномоченное представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны. И всё это — от имени государства.

Чтобы им стать нужно, окончить юридический вуз или факультет университета по специальности «юриспруденция». Прокурор – это не профессия, должность. Чтобы начинающий юрист стал со временем прокурором, ему стоит начать свою трудовую деятельность в качестве общественного помощника.

Институт общественных помощников действует в целях выявления лиц, соответствующих требованиям прокурорской деятельности, обладающих необходимыми профессиональными и моральными качествами, их последующего обучения навыкам практической работы, формирования кадрового резерва прокуратуры области. Общественным помощником может быть назначен студент, получающий высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, и окончивший второй курс.

Общественный помощник осуществляет свою деятельность на общественных началах и безвозмездной основе. Общественный помощник оказывает техническую и информационную помощь прокурорскому работнику в разрешении жалоб, проведении проверок, готовит проекты документов. Все действия общественный помощник выполняет исключительно по поручению и от имени прокурорского работника.

Срок полномочий общественного помощника не может превышать 1 год, в дальнейшем при необходимости срок может продлеваться отдельным распоряжением прокурора района, города. По результатам деятельности общественного помощника руководителем территориальной прокуратуры готовится характеристика с выводами о его соответствии требованиям прокурорской деятельности и возможности приема на работу в органы прокуратуры области.

Деятельность общественного помощника достаточно серьезна и имеет ряд черт не просто общественной деятельности, но и реальной работы. Это позволяет на практике понять не только то, какова сущность практической деятельности, но ощутить на себе груз возложенных на служащих обязанностей и ответственности.

Подробную информацию о том, как стать общественным помощником, вы можете узнать на сайте прокуратуры Оренбургской области www.orenprok.ru в разделе «кадровое обеспечение»-«трудоустройство».

>»Прокурор — это и должность, и профессия, и, без сомнения, призвание»

Онлайн-интервью с помощником прокурора города Железнодорожный Московской области Андреем Царевым

Редакция сайта «КонсультантПлюс — студенту и преподавателю» провела интервью с помощником прокурора города Железнодорожный Московской области Андреем Царевым. Он рассказал об особенностях профессии, о том, кто может претендовать на эту ответственную должность, поделился своим опытом работы в прокуратуре, а также дал несколько советов начинающим специалистам.

КонсультантПлюс: В сознании большинства людей сложилось мнение о прокуроре как о человеке, выступающем в роли государственного обвинителя на суде. Насколько верно это представление? Кто такой на самом деле прокурор? Каковы его основные обязанности?

Царев Андрей: Видеть прокурора только в роли гособвинителя ошибочно, поскольку деятельность Прокуратуры Российской Федерации намного шире. Посмотрите определение: прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени страны надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Именно прокуратура контролирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, следит за исполнением законов (федеральными министерствами, государственными комитетами, судебными приставами, другими госслужбами), координирует деятельность правоохранительных органов. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Также прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности.

Что касается второй части вопроса, то прокурор — это государственный служащий, обладающий неукоснительным авторитетом в системе государственных органов. На мой взгляд, это и должность, и профессия, и, без сомнения, призвание. Не каждый юрист может занимать эту должность, так как эта работа требует высокой профессиональной подготовки и безупречных моральных качеств.

Обязанности у прокурора могут быть очень разными — это зависит от занимаемой должности и его положения в системе органов прокуратуры.

КонсультантПлюс: Чем занимаются сотрудники различных управлений прокуратуры? Отличаются ли обязанности прокуроров различных структурных подразделений? Какое направление работы в прокуратуре может быть наиболее интересным для молодых специалистов?

Царев Андрей: В систему прокуратуры Российской Федерации входят Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Каждое структурное подразделение прокуратуры выполняет функцию, возложенную на нее Федеральный законом от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Очевидно, что у прокуроров разного структурного уровня свои конкретные обязанности.

Что касается молодых специалистов, то все зависит от предрасположенности каждого человека. Например, тем, кому не чуждо ораторское искусство, интересно будет участие в судебных заседаниях, работа с людьми, решение вопросов общего надзора. Лично мне сначала было интересно работать в договорном отделе Управления по обеспечению деятельности прокуратуры, а сейчас больше интересен общий надзор.

КонсультантПлюс: Как становятся сотрудниками прокуратуры, какова процедура отбора? Какими качествами, знаниями и навыками должны обладать претенденты?

Царев Андрей: Требования к кандидатам на службу в прокуратуре четко регламентированы ФЗ N 2202-I.

В соответствии со ст. 40.1:

  • прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности;
  • лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет;
  • лица, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет;
  • на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет;
  • на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Генеральный прокурор вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Чтобы определить соответствие занимаемой должности проводится аттестация прокурорских работников. Такую проверку проходят прокурорские работники, имеющие классные чины или занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

КонсультантПлюс: Расскажите о начале вашей работы в прокуратуре. С чего вы начинали, как строилась ваша профессиональная карьера?

Царев Андрей: Изначально я не ставил своей целью работать в прокуратуре, но сейчас понимаю, что это место, где я могу полноценно применить полученные знания и оказать реальную помощь обществу.

До работы в прокуратуре я работал в органах внутренних дел и одновременно учился в Российской академии правосудия. По окончании академии я принял участие в конкурсе на замещение должности государственного гражданского служащего, ведущего специалиста договорно-правового отдела управления по обеспечению деятельности органов прокуратуры Московской области. Отбор я прошел, так я стал ведущим специалистом указанного управления и проработал в должности чуть больше 3 лет.

Пока шла служба, я стоял в очереди на должность помощника прокурора города Железнодорожного. В 2013 г. приказом прокурора Московской области я назначение на эту должность, где и работаю до сих пор.

КонсультантПлюс: Расскажите об одном вашем рабочем дне. Что делаете, какие дела занимают большую часть рабочего времени?

Царев Андрей: Я принимаю участие в судебных заседаниях, рассматриваю поступившие в прокуратуру обращения по вопросам нарушения федерального законодательства, осуществляю надзор за судебными приставами, надзор за исполнением законодательства.

Прихожу на работу в 8-30, составляю план на день. В 9-00 оперативное совещание. После рассматриваю обращения, провожу проверку по обращениям или по поручению прокуратуры Московской области, в ходе которой осуществляю опрос причастных к проведению проверки лиц. В соответствии с назначенным судом временем принимаю участие в судебных заседаниях. Согласно годовому плану прокуратуры города провожу проверки возложенных на меня надзоров. Выполняю устные поручения курирующего заместителя прокурора, прокурора города. Но, конечно, большую часть моего времени занимает бумажная работа.

КонсультантПлюс: Назовите преимущества вашей работы, ее основные риски.

Царев Андрей: Преимуществом службы в органах прокуратуры является незаменимый юридический опыт во всех сферах жизнедеятельности граждан. Основным риском является ответственность за неправильно принятые решения.

КонсультантПлюс: Можете ли вы вспомнить самый успешный эпизод из своей прокурорской практики?

Царев Андрей: Вот один такой случай. Мы проверяли, как муниципальные бюджетные учреждения следуют законодательству при реализации национального проекта «Здоровье». Были выявлены факты нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В результате все выявленные нарушения были устранены, а виновные лица привлечены к административной ответственности.

КонсультантПлюс: Вы сказали, что риском в вашей работе является ответственность за неправильно принятые решения. Сложно ли психологически решать судьбы людей? Бывают ли периоды, когда вы жалеете о выборе этой профессии?

Царев Андрей: В работе я сталкивался с разными жизненными ситуациями. Судьбу людей решают сами люди, моя же задача пресекать правонарушения и восстанавливать законность. Я считаю, что профессионализм сотрудника прокуратуры в первую очередь зависит в его терпимости и беспристрастности при принятии решения. Важно ни в коем случае не поддаваться эмоциям и действовать только в рамках действующего законодательства. Я не жалел, не жалею и не буду жалеть о выбранной профессии. Работа в прокуратуре изменила меня только в лучшую сторону.

КонсультантПлюс: Как вы обычно отдыхаете после работы? Какую читаете литературу, какие смотрите фильмы? Смотрите ли вы фильмы и сериалы про прокуроров?

Царев Андрей: После работы я провожу время со своей семьей. Из книг я предпочитаю исторические романы. Фильмы и сериалы, которые затрагивают мою профессию, я не смотрю, поскольку «работа должна быть на работе».

КонсультантПлюс: Как и любой юрист, прокурор не может обойтись без справочных правовых систем. Назовите, пожалуйста, 3 причины, почему молодым специалистам стоит использовать КонсультантПлюс в своей работе?

Царев Андрей: Полнота нормативной базы. Удобная поисковая система. Постоянное обновление. А также возможность использования КонсультантПлюс в любом месте.

КонсультантПлюс: Что вы посоветуете нашим читателям — студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать в прокуратуре: к чему они должны готовиться заранее и как им правильно выстроить свой профессиональный путь, чтобы добиться успеха?

Царев Андрей: Чтобы стать сотрудником прокуратуры, надо, прежде всего, иметь желание работать в этой профессии. И еще очень хорошо знать российское законодательство. Пройдите практику в органах прокуратуры, постарайтесь проявить себя. И будьте самостоятельными при принятии решений.

КонсультантПлюс: Благодарим вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы!

Интервью подготовлено
корреспондентами компании «КонсультантПлюс» О. Гвоздевой, А. Епифановой

Профессия помощник прокурора

Профессия прокурор

Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации, утверждено приказом Председателя СК России № 74 от 04.05.2011 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом Председателя

Следственного комитета

Российской Федерации

от 04.05.2011г. №74

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественном помощнике следователя

Следственного комитета Российской Федерации

I. Общие положения

1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.

2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (СК России) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов СК России из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряжённой следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

имеющее гражданство Российской Федерации;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных, обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.

4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами СК России, в том числе настоящим Положением, и осуществляет её в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.

5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.

Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.

6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника СК России, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлении), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

II. Организация деятельности общественных помощников следователей

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее – следственный орган СК России), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственных подразделений СК России (далее — следственные органы СК России).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа СК России и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа СК России с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа СК России предъявляются:

рапорт следователя следственного органа СК России о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа СК России;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;

личный листок по учету общественных помощников следователя установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники следователей);

автобиография кандидата в общественные помощники следователя;

копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);

копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;

заверенные в установленном порядке копия диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведений об успеваемости;

копия трудовой книжки;

характеристика с последнего места работы или учебы;

две фотографии установленного образца;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма №086у,справки из психоневрологического и наркологического диспансера).

11. При поступлении указанных документов кадровым подразделением следственного органа СК России с участием подразделения по вопросам собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, а при необходимости — о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

12.После завершения проверки в отношении кандидата в общественные помощники кадровым подразделением следственного органа СК России готовится заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к деятельности в качестве общественного помощника, согласованное с подразделением собственной безопасности.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа СК России о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.

В приказе о допуске общественного помощника устанавливаются:

срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;

следственное подразделение СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;

возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом СК России в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений СК России, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа СК России.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учёта удостоверений.

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа СК России.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа СК России.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа СК России, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа СК России, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:

в связи с истечением установленного срока полномочий;

по письменному заявлению общественного помощника следователя;

по инициативе руководителя следственного органа СК России, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:

поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;

возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

III. Полномочия и обязанности общественных помощников

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения СК России, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу СК России либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

IV. Координация деятельности общественных помощников следователей

22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа СК России руководит его работой.

Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числумесяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения СК России, в котором осуществляется его деятельность.

23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения СК России, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов СК России, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

24. Руководитель следственного подразделения СК России и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрён руководителем следственного органа СК России мерами, не предусматривающими материальные затраты.

По представлению руководителя следственного подразделенияСК России общественный помощник, имеющий высшее (незаконченное высшее) юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в СК России, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов СК России, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.

При цитировании информации ссылка на Следственное Управление обязательна.

Образец удостоверения общественного помощника следователя

Образец удостоверения общественного помощника следователя Комментарии Приложение
к Приказу от 15 мая 2008 года № 50
Образец

  1. I. Описание удостоверения

  2. 1. Удостоверение представляет собой книжечку в переплете из кожзаменителя красного цвета размером (в развернутом состоянии) 195 x 65 мм с надписью на лицевой стороне по центру прописными буквами «УДОСТОВЕРЕНИЕ». Выклейки удостоверения белого цвета.
  3. 2. На левой выклейке удостоверения слева наклеивается фотография владельца удостоверения размером 3,5 x 4,5 мм, на правый нижний угол которой ставится печать следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя, при этом часть оттиска печати должна размещаться на выклейке, справа от фотографии (внизу) расположены слова: «Подпись владельца» с чертой для подписи.
  4. 3. На правой выклейке удостоверения вверху располагается текст, содержащий наименование следственного органа, в структурном подразделении которого осуществляется деятельность общественного помощника следователя: «Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации» либо «Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» (в субъектах Российской Федерации), ниже слова «УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____», под ними через интервал в 5 мм печатается слово «выдано», после которого должны указываться фамилия, имя, отчество владельца удостоверения, еще ниже печатаются слова: «в том, что он(а) является общественным помощником следователя в» (далее указывается следственный орган, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя), ниже располагается текст «Действительно по ______________», внизу располагается подпись руководителя следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя.
  5. II. Графическое изображение удостоверения

  6. ┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐ │ │ │ │ │ │ │ │ УДОСТОВЕРЕНИЕ │ │ │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐ │ │ Следственный комитет │ │ │ при прокуратуре Российской Федерации │ │ │—————————————│ │┌────────────┐ │ │ ││ │ │ УДОСТОВЕРЕНИЕ N __________ │ ││ Место │ │ │ ││ для │ │Выдано _______________________________│ ││фотокарточки│ │______________________________________│ ││ │ │в том, что он(а) является общественным│ ││ │ │помощником следователя в _____________│ ││ │ │______________________________________│ ││ │ Подпись │ │ ││ │ владельца _________│Действительно по «__» ________ 20 г.│ │└────────────┘ │ │ │ │Руководитель │ │ │следственного органа _________________│ └──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

Общественные помощники на страже правопорядка

Ни для кого не секрет, что студенчество делится на несколько категорий. Кто-то поступает в то или иное заведение, на ту или иную специальность по желанию родителей, кто-то потому что «так получилось», кто-то потому что действительно этого хотел. Последние, как правило, хотят работать по специальности по окончании ВУЗа. И тут откуда ни возьмись проблема…и именуется она практикой.

Во-первых, при самом приеме на работу выпускники сталкиваются с тем, что им не очень-то и рады. Действительно, работа в организациях кипит, бурлит, идет по своему, давно отлаженному механизму, и новички там — явная обуза. Во-вторых, даже если посчастливилось найти себе рабочее место после ВУЗа, то сам выпускник может оказаться в тупике: его учили-учили, а делать с этим нечего, и требуют чего-то иного. Как же поступать в таком случае?

Для ряда студентов юридического факультета находится выход – работа общественных помощников. Конечно, речь здесь может идти и об иных лицах, а не только о студенчестве, но в настоящий момент нас интересует именно эта категория. Поговорим, так сказать, о насущном.

Пожалуй, большинство студентов слышали об этом. Суждения на этой почве возникают разнообразные, и, зачастую, не вполне соответствующие действительности. Попробуем разобраться, что к чему.

Для начала следует отметить, что студентов волнует сам характер работы, а именно то, что осуществляется она на общественных началах, бесплатно. Для многих это является существенным препятствием. Действительно, отнимая часть времени, обременяя рядом обязанностей, такая работа не приносит дохода. Но в том ли суть деятельности общественных помощников? Не дает ли она что-то более ценное для студентов?

Некоторые считают, и это более чем логично, что сущность работы помощников иная. Она как таковая не связана с трудоустройством, не приносит да и не должна приносить доход. В ней заинтересованы в первую очередь сами студенты. Конечно, для правоохранительных органов и суда это помощь, но она для них не имеет такого судьбоносного характера, как для учащихся юридических факультетов и юридических ВУЗов. Поэтому бесплатность работы может выступать, да и выступает, по сути, тем критерием, по которому можно определить серьезность намерений будущего специалиста, силу стремления работать по специальности.

Далее, студентов часто смущает сам характер работы. Те, кто никогда этим не занимался, считают, что работа общественных помощников в основном рутинная, техническая, студенты находятся у руководителей «на побегушках». Отчасти это так – общественные помощники по словам студентов, которые практиковали такую деятельность, подшивают дела, разносят уведомления, повестки. Да, это рутина, но она же, по мнению ряда студентов, набивает руку, формирует реальное представление о будущей работе. Может быть, в ней и нет никакой романтики, как могло показаться по книгам и фильмам, зато эта работа позволяет посмотреть на деятельность правоохранительных структур и суда изнутри, сориентироваться в их структуре и системе. Одновременно это и ориентирует на выбор профессии, повышает сознательность такого выбора. Согласитесь, не всегда есть возможность вот так «попробовать» поработать, попытать силы, присмотреться. Обычно после окончания ВУЗа выбор прост: либо работать, если найдется место, либо нет, и вопрос нравится — не нравится, как правило, уже не актуален. По словам студентов, работавших общественными помощниками, их деятельность состояла не из одной только механической рутины. Нередко студентам давались для ознакомления обращения, жалобы, ответы, документы проверок, а по некоторым ситуациям проводились беседы.

По поводу характера работы общественных помощников на несколько вопросов для нашей газеты согласилась ответить Лада Геннадьевна Кормилицына, прокурор Отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Ивановской области.

Она пояснила следующее: для правоохранительных органов, и органов прокуратуры в частности, всегда важно иметь «свободные руки», способные выполнить работу, на которую у сотрудников зачастую просто не хватает времени из-за колоссального объема. О «свободных мозгах», конечно, говорить зачастую не приходится, так как у студентов, пусть и последних курсов, отсутствуют практические навыки работы, опыт. Однако все равно студенты проявляют максимум заинтересованности, в рамках своих способностей ответственно и с интересом выполняют все поручения, даже самые рутинные. Некоторым из них, благодаря усердию, ответственному подходу к работе, а также длительности деятельности в качестве общественного помощника можно поручать составление отдельных документов, например, ответов на жалобы и обращения. Среди тех, кто наиболее часто интересуется наличием вакантного места общественного помощника, Лада Геннадьевна выделила именно студентов последних курсов, хотя зачастую активность в этом вопросе проявляют и студенты третьих, вторых курсов, хотя для органов, в частности, прокуратуры, желательно наличие знаний по основным предметам программы обучения по специальности «юриспруденция».

По мнению некоторых, после окончания ВУЗа главное правило – забыть все, чему учили в университете. Однако те, кто практиковался в качестве общественных помощников, говорят, что это не совсем так. Иногда, действительно, сложно сопоставить теорию и практику, но беседы с руководителями позволяют сопоставить полученные знания и то, чем действительно занимаются служащие правоохранительных органов, суда и др. В этом еще один плюс работы общественных помощников – возможность научиться ориентироваться в среде законодательных положений и их реального воплощения.

Все это, однако, субъективные оценки, но что мы можно сказать об этом явлении на нормативном уровне? За источником информации об общественных помощниках юристы первым делом должны отправиться, естественно, в правовые системы, благо в рекламе они не нуждаются. Но что же они там найдут? Практически ничего! Если в 2008 году Председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации А.И. Бастрыкиным был издан Приказ «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при Прокуратуре РФ» вкупе с соответствующим Положением, то для работы общественных помощников прокуроров, судей и др. правовой основы нет.

Положение об общественном помощнике следователя, в принципе, затрагивает основные моменты работы общественных помощников, содержит перечень требований, которые можно распространить и на другие структуры.

По поводу характера работы общественных помощников установлено, что она осуществляется на общественных началах, безвозмездной основе, основана на соблюдении принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Общественный помощник оказывает техническую, организационную и информационную помощь, готовит по поручению своего руководителя проекты документов. То есть, как видим, на общественных помощников возложение больших полномочий и не предусмотрено.

Соответственно, деятельность в правоохранительных органах и суде возлагает на общественных помощников ответственность, в частности, за достоверность предоставляемой информации, качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей, а также ответственны за ущерб. причиненный своими противоправными действиями правоохранительным органам, суду и др., а также гражданам и организациям.

Естественно, общественные помощники имеют ограниченный доступ к документам. Так, запрещен доступ к тем документам, которые содержат государственную тайну, служебную информацию ограниченного пользования.

Как и служащим правоохранительных органов, суда и др. учреждений запрещено лично или через других лиц получать от граждан и организаций какие-либо вознаграждения в связи с исполнением возложенных на общественного помощника полномочий, а также запрещено использовать эти полномочия в личных целях.

Общественным помощником может стать не каждое желающее лицо. Нас интересует, в первую очередь, доступ студентов к такой работе. Она должны удовлетворять ряду требований: иметь гражданство РФ, достичь возраста 18 лет, иметь образование не ниже среднего, в отношении такого кандидата не осуществляется и не осуществлялось уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям), а также не привлекалось или не привлекается к административной ответственности, если только исходя из обстоятельств дела факт совершения правонарушения не был признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником, быть годным по состоянию здоровья, моральными и деловыми качествами для соответствующей работы, а также иметь склонность к соответствующей работе. Последнее, в частности, является ярким проявлением основного назначения института общественных помощников, а именно – подготовки к последующей работе, формированию подготовленных кадров для правоохранительных органов, суда и др.

Общественному помощнику выдается удостоверение, подтверждающее его статус и полномочия.

Как видим, деятельность общественного помощника достаточно серьезна и имеет ряд черт не просто общественной деятельности, но и реальной работы в правоохранительных органах, суде и др. Это позволяет на практике понять не только то, какова сущность практической деятельности, но ощутить на себе груз возложенных на служащих обязанностей и ответственности.

Возникает следующий насущный вопрос: как же возможно поступить на работу общественным помощником? Сейчас это достаточно сложно. Студенты говорят о том, что назначение общественным помощником чаще всего происходит «по знакомству», для остальных же, кто не имеет связей в органах, такая работа чаще всего оказывается недоступной. Сами же студенты предлагают следующее: распространять информацию о работе общественных помощников в университете, давая тем самым равные возможности доступа к работе в качестве общественного помощника.

Положение об общественном помощнике в аппарате мирового судьи

ГЛАВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЮСТИЦИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29.09.2011 № 100-од
г. ПСКОВ

Об организации работы с
общественными помощниками в
аппарате мирового судьи

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике в аппарате мирового судьи (Приложение № 1).
2. Отделу правовой и кадровой работы совместно с отделом организационного и материально-технического обеспечения организовать изготовление в необходимом количестве бейджей общественных помощников в аппарате мирового судьи.
3. Отделу правовой и кадровой работы осуществлять координацию деятельности по отбору и привлечению к работе в аппарат мирового судьи на общественных началах лиц, имеющих среднее профессиональное либо высшее образование, соответствующее направлению деятельности, студентов старших курсов соответствующих направлению деятельности факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть приняты на вакантную должность государственной гражданской службы Псковской области – секретарь судебного участка и секретарь судебного заседания.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника отдела правовой и кадровой работы Бровкину Е.А.

Начальник управления С.В.Шерстобитов

Приложение № 1
к приказу Главного
государственного управления
юстиции Псковской области
от 29.09.2011 № 100-од

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОМОЩНИКЕ
В АППАРАТЕ МИРОВОГО СУДЬИ

I. Общие положения

1.1 Положение об общественном помощнике в аппарате мирового судьи (далее – Положение) устанавливает порядок отбора и допуска лиц к осуществлению деятельности в качестве общественных помощников в аппарате мирового судьи (далее – общественный помощник) и порядок организации такой деятельности.
1.2 Целями привлечения общественных помощников к участию в работе аппарата мирового судьи является реализация кадровой политики, создание условий подбора квалифицированных работников (кадров), а также оказание организационной, информационной и технической помощи сотрудникам аппарата мирового судьи.
1.3 К осуществлению деятельности в качестве общественного помощника может быть допущен дееспособный гражданин Российской Федерации, добровольно изъявивший желание участвовать в работе аппарата мирового судьи на общественных началах, и:
имеющий среднее профессиональное либо высшее образование, соответствующее направлению деятельности, или являющийся студентом старшего курса соответствующего направления деятельности факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;
в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключение случаев прекращения уголовного производства по реабилитирующим основаниям);
не привлекаемый (не привлекавшийся) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником).
1.4 Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и осуществляет ее в соответствии с требованиями законности соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных, ставших ему известными в процессе осуществления такой деятельности.
1.5 Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.

II. Организация деятельности общественного помощника
в аппарате мирового судьи

2.1 Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется отделом правовой и кадровой работы Главного государственного управления юстиции Псковской области (далее – отдел правовой и кадровой работы).
2.2 Количество общественных помощников, необходимых для аппарата мирового судьи определяется начальником Главного государственного управления юстиции Псковской области (далее – Управление) с учетом конкретных условий и объемов работы аппарата мирового судьи.
2.3 Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в отдел правовой и кадровой работы предъявляются:
служебная записка сотрудника аппарата мирового судьи о согласии с допуском лица к деятельности в качестве его общественного помощника, завизированная мировым судьей судебного участка, в аппарате которого будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;
личное заявление кандидата в общественные помощники на имя начальника Управления;
резюме кандидата в общественные помощники;
копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);
копия диплома или свидетельства об образовании (с приложением), либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения;
две фотографии 3х4 см.
2.4 При поступлении указанных документов сотрудники отдела правовой и кадровой работы проводят дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.
2.5 После завершения проверки в отношении кандидата в общественные помощники заместителем начальника отдела правовой и кадровой работы выносится заключение о возможности или невозможности допуска лица к деятельности в качестве общественного помощника в аппарате мирового судьи.
2.6 Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа начальника Управления о допуске к деятельности в качестве общественного помощника в аппарате мирового судьи.
В приказе устанавливаются:
судебный участок мирового судьи, в аппарате которого будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;
возложение на конкретного сотрудника аппарата мирового судьи руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью.
2.7 Общественному помощнику оформляется и выдается бейдж, в котором прописываются фамилия, имя, указывается номер судебного участка мирового судьи, в аппарате которого он будет осуществлять свою деятельность.
В случае утраты бейджа общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом в отдел правовой и кадровой работы.
2.8 Общественный помощник прекращает свою деятельность на основании приказа начальника Управления, по следующим основаниям:
по письменному заявлению общественного помощника;
по инициативе начальника Управления в случае поступления служебной записки от сотрудника аппарата мирового судьи, на которого возложено руководство работой общественного помощника, о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;
возникновение иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к деятельности в качестве общественного помощника в аппарате мирового судьи.

III. Права и обязанности общественного помощника
в аппарате мирового судьи

3.1 Общественный помощник оказывает техническую, информационную и организационную помощь сотруднику аппарата мирового судьи в его работе.
3.2 Общественный помощник должен оперативно информировать сотрудника аппарата мирового судьи, на которого возложено руководство его деятельностью, о возникающих в его деятельности проблемах, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих его деятельности в качестве общественного помощника в аппарате мирового судьи.
3.4 Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной им информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением.
3.5 Общественному помощнику в аппарате мирового судьи запрещается разглашать сведения, ставшие ему известными в процессе осуществления своей деятельности.

IV. Координация деятельности общественных помощников
в аппарате мирового судьи.

4.1 Сотрудник аппарата мирового судьи, на которого приказом начальника Управления возложено руководство деятельностью общественного помощника, осуществляет контроль за его работой, а также помогает получать общественному помощнику практические навыки работы в аппарате мирового судьи.
4.2 За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник может быть поощрен начальником Управления мерами, не предусматривающими материальные затраты.

Приказ СК России от 04.05.2011 N 74
(ред. от 28.01.2019)
«Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации»
(вместе с «Положением об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации»)

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 мая 2011 г. N 74

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ

СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, повышение эффективности практической подготовки резерва кадров, более полного изучения кандидатур лиц, зачисляемых в резерв кадров Следственного комитета Российской Федерации, а также успешной профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», приказываю:

1. Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет).

2. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации.

3. Главному управлению обеспечения деятельности Следственного комитета организовать изготовление в необходимом количестве удостоверений общественных помощников следователей в соответствии с образцом, утвержденным отдельным организационно-распорядительным документом — актом Следственного комитета.

4. Управлению кадров:

осуществлять координацию деятельности следственных органов Следственного комитета по отбору и привлечению к работе следственных органов на общественных началах студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть зачислены в резерв кадров Следственного комитета;

разработать образцы документов, необходимых для оформления кандидата в общественные помощники следователя и ведения его личного дела, а также методические рекомендации по вопросам оформления кандидатов в общественные помощники следователя, учета и контроля деятельности общественных помощников следователей в период исполнения полномочий;

организовать получение по итогам каждого полугодия отчетных документов следственных органов Следственного комитета по организации работы с общественными помощниками следователя, проводить их анализ и составлять полугодовые отчеты (аналитические справки) о состоянии работы с общественными помощниками следователей и контроля за их деятельностью, а также эффективности использования этого института в формировании кадрового резерва.

5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:

в приоритетном порядке по направлению ректоров привлекать к участию в работе следственных органов Следственного комитета на общественных началах студентов образовательных организаций высшего образования Следственного комитета после второго года обучения;

допускать граждан, имеющих высшее юридическое образование, студентов юридических факультетов организаций высшего образования после второго года обучения, к выполнению функций общественных помощников следователя после тщательного отбора кандидатов и проведения надлежащей проверки; исключать случаи назначения общественными помощниками следователя лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям;

вести строгий контроль за деятельностью общественных помощников следователя, качеством и порядком выполнения ими порученных мероприятий;

осуществлять оформление, выдачу и учет удостоверений общественного помощника следователя, контроль за их использованием; при выявлении фактов использования удостоверений Следственного комитета в личных целях решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия конкретного общественного помощника следователя в деятельности данного следственного органа Следственного комитета;

положительно зарекомендовавших себя общественных помощников следователя, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в следственные органы, зачислять в резерв кадров для последующего трудоустройства;

каждое полугодие к 15 февраля и 15 июля представлять в управление кадров и отдел кадров Главного военного следственного управления сведения о количестве и составе общественных помощников следователей, о состоянии работы с ними, а также о зачислении их в резерв кадров следственного органа.

6. Считать утратившим силу Приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15.05.2008 N 50 «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель

Следственного комитета

Российской Федерации

А.И.БАСТРЫКИН

Утверждено

Приказом

Следственного комитета

Российской Федерации

от 04.05.2011 N 74

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОМОЩНИКЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО

КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.

2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов Следственного комитета из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

имеющее гражданство Российской Федерации;

не имеющее гражданство другого государства;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа Следственного комитета на общественных началах.

4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета, в том числе настоящим Положением, и осуществляет ее в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.

5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.

Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.

6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника Следственного комитета, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлениях), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

II. Организация деятельности общественных

помощников следователей

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее — следственный орган Следственного комитета), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета (далее — следственные органы Следственного комитета).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа Следственного комитета и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа Следственного комитета с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета предъявляются:

рапорт следователя следственного органа Следственного комитета о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;

личный листок по учету общественных помощников следователя установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники следователей);

автобиография кандидата в общественные помощники следователя;

копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);

копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;

заверенные в установленном порядке копия диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведений об успеваемости;

копия трудовой книжки;

характеристика с последнего места работы или учебы;

две фотографии установленного образца;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма N 086у, справки из психоневрологического и наркологического диспансера);

заявление о согласии на проведение проверочных мероприятий;

письменное согласие на обработку персональных данных;

справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, выданная по форме, установленной Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 N 1121;

документ из дипломатического представительства или консульского учреждения государства прежнего проживания об утрате (прекращении) гражданства государства прежнего проживания (для лиц, проживавших после распада СССР на территории бывших союзных республик);

письменное обязательство гражданина, являющегося общественным помощником, о неразглашении персональных данных граждан и сотрудников Следственного комитета, а также данных предварительного расследования, ставших известных ему при осуществлении своих функций.

11. При поступлении указанных документов кадровое подразделение Следственного комитета либо должностное лицо Следственного комитета, в должностные обязанности которого входят вопросы кадрового обеспечения:

проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники с учетом возможностей других правоохранительных и иных государственных органов;

организовывает проведение психологического и психофизиологического исследований кандидата в общественные помощники с использованием полиграфа.

12. По результатам проверочных мероприятий, а также психологического и психофизиологического исследований кадровое подразделение Следственного комитета готовит заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к осуществлению деятельности общественного помощника.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.

В приказе о допуске к деятельности в качестве общественного помощника устанавливаются:

срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;

следственное подразделение Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;

возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом Следственного комитета в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений Следственного комитета, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа Следственного комитета.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учета удостоверений.

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:

в связи с истечением установленного срока полномочий;

по письменному заявлению общественного помощника следователя;

по инициативе руководителя следственного органа Следственного комитета, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:

поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;

возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

III. Полномочия и обязанности общественных помощников

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения Следственного комитета, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу Следственного комитета либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

IV. Координация деятельности общественных

помощников следователей

22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа Следственного комитета руководит его работой.

Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется его деятельность.

23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов Следственного комитета, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

24. Руководитель следственного подразделения Следственного комитета и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрен руководителем следственного органа Следственного комитета мерами, не предусматривающими материальные затраты.

По представлению руководителя следственного подразделения Следственного комитета общественный помощник, имеющий высшее юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в Следственный комитет, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов Следственного комитета, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *