Государственная регистрация муниципального образования

Содержание

Государственная регистрация уставов

Устанавливая обязательность государственной регистрации уставов муниципальных образований, законодатель тем самым закрепляет реальную гарантию того, что устав будет соответствовать Конституции РФ и российскому законодательству. Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации это Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Указанный закон вступил в силу с 1 сентября 2005 г. До этого времени государственная регистрация уставов осуществлялась в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Например, в Челябинской области государственную регистрацию уставов осуществляло Законодательное Собрание Челябинской области. В Свердловской области таким органом являлось Правительство Свердловской области. Законы Воронежской области, Красноярского края возлагали государственную регистрацию уставов муниципальных образований на Главное управление Минюста России в соответствующем субъекте РФ.

В настоящее время в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечнем управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (утверждены приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147) государственную регистрацию в Минюсте России проводят главные управления Минюста России по субъектам РФ и их территориальные подразделения. Формы свидетельств о государственной регистрации устава муниципального образования утверждены приказом Минюста России от 03.07.2009 № 203.

При необходимости к проведению проверки уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения центрального аппарата и главных управлений, иные органы, учреждения Минюста России.

Государственная регистрация с содержательной стороны включает в себя проверку устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и федерального законодательства, конституции (устава) субъекта РФ, законам субъекта РФ; проверку соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, а также их проверку в рамках антикоррупционной экспертизы.

С процессуальной стороны государственная регистрация представляет собой присвоение государственного регистрационного номера уставу, муниципальному правовому акту о внесении изменений в устав выдачу свидетельства о государственной регистрации устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав; включение соответствующих сведений (записи) в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Устав муниципального образования направляется для государственной регистрации главой муниципального образования. Срок направления устава составляет 15 дней со дня его принятия. Для государственной регистрации устава представляются следующие документы: 1) устав муниципального образования; 2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования; 3) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования; 4) сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования; 5) сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) результатов публичных слушаний по проекту устава муниципального образования. Тексты документов представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, а также на магнитном носителе и должны быть обеспечены защитой от несанкционированного доступа и искажений. Последние два документа необходимы для проверки процедуры принятия устава муниципального образования.

Устав направляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава на сходе граждан).

Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в 30-дневный срок со дня сто представления для государственной регистрации.

Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав считаются зарегистрированными с момента принятия решения о государственной регистрации, присвоения государственного регистрационного номера и занесения в государственный реестр уставов муниципальных образований. Государственная регистрация удостоверяется свидетельством.

Законодатель предусмотрел два основания для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования:

  • 1) материальное: противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ;
  • 2) формальное: нарушение установленного порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

В соответствии с Положением о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него (утверждено приказом Минюста России от 24.08.2005

№ 139) устав, представленный на государственную регистрацию и прошедший проверку в установленном порядке, включается в государственный реестр.

Государственный реестр является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы и состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов РФ. Государственный реестр включает: государственный регистрационный номер муниципального образования; реквизиты устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в уставы муниципального образования (орган, принявший устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования; наименование устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования; номер и дату муниципального правового акта об утверждении устава; номер и дату принятия муниципального правового акта, вносящего изменения в устав); сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования; сведения об источнике и дате официального опубликования муниципального правового акта, вносящего изменения в устав.

Уставы муниципальных образований, прошедшие государственную регистрацию до 1 сентября 2005 г., направляются в регистрирующий орган для присвоения им государственного регистрационного номера, выдачи свидетельства о государственной регистрации и включения в государственный реестр уставов муниципальных образований. Надо отметить, что указанная процедура не является в прямом смысле государственной регистрацией, однако в приказе Минюста России она носит название «регистрация уставов, прошедших регистрацию в ином порядке». Между тем повторную правовую экспертизу указанные уставы уже не проходят. А в свидетельстве о государственной регистрации указывается орган, первоначально осуществивший государственную регистрацию данного устава, а также первоначальная дата его регистрации.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Будущий собственник земельного участка обязательно задается вопросом, как оформить землю в частную собственность. Есть много способов, как это сделать, но перед началом оформления необходимо знать основные нюансы данной процедуры, чтобы избежать лишней траты денег на услуги “специалистов” со стороны, вообще иметь основное представление о ней.

Как получить право собственности на землю?

Для того, чтобы получить право собственности на землю, необходимо определиться, каким образом эта земля может перейти в право владения: это наследство или купля-продажа, или приватизация, возможна передача земли в качестве уставного капитала. Это один из основных этапов. Далее оформляются необходимые документы и подаются в Росреестр.

Нужно ли регистрировать право на земельный участок?

Далее для любого вида передачи права собственности следует регистрация, так как она обязательна для всех видов процедур с землей. Это общее правило, так как это дает право самого распоряжения землей, чтобы можно было совершать с этой землей различные юридические сделки. Для этого необходимо оформить по всем нормам, существующим на данный момент. В каждом отдельном случае существуют свои особенности оформления этого права.

Что запрещено переводить в частную собственность?

В Земельном кодексе РФ в пункте 4 ст. 27 и в пункте 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ есть перечень участков земли, которые изъяты из общего оборота, на них нельзя оформить собственность:

  1. Заповедники, охраняемые государством;
  2. Национальные парки;
  3. Строения военного назначения;
  4. Здания судов;
  5. Объекты ФСБ;
  6. Места, где хранятся ядерные отходы;
  7. Линии коммуникации;
  8. Участки, зарегистрированные Лесным фондом или имеющие водные объекты;
  9. Земли с культурным наследием;
  10. Кладбища;

СПРАВКА. В ЗК РФ есть некоторые оговорки, по которым земли национальных парков и природных заповедников могут находиться во владении у физического или юридического лица, которые закреплены в 93 ст. ЗК РФ.

Варианты передачи в собственность

Существует несколько вариантов оформить свидетельство о праве собственности на землю:

  • Через правовой договор между гражданами типа купли-продажи, мены, дарения и т.д.;
  • Через наследование;
  • В процессе приватизации муниципальной или государственной земли, находящейся под домом;

ВАЖНО. Первым делом, перед приватизацией земли под домом, следует доказать свои права на него, только хозяин дома имеет преимущество на оформление собственности.

  • Когда земля используется по договору аренды.

Где оформить?

Основным органом регистрации данного документа на собственность является Росреестр. Но также можно подавать бумаги через посредника – МФЦ. Не так важно куда обратиться сначала – размер госпошлины и документы всюду одинаковые.

Но вот реквизиты для оплаты госпошлины различны, так как если оплатить ее в Росреестре, в МФЦ тогда не примут документы, и наоборот. В Росреестре могут обеспечить специальной консультацией, если каких-то документов не хватает.

Документы для оформления права

Пакет документов для участка, перешедшего посредством сделки для принимающей стороны:

  • Заявление по образцу Росреестра;
  • Паспорт обратившегося или доверенность его посредника(с его паспортом);
  • Выписка из кадастрового плана;
  • Квитанция, которая подтверждает оплату госпошлины (оригинал с копиями);
  • Договор, на основании которого перешла земля, а также заверенное нотариусом согласие сторон на него;

От отчуждающей участок стороны нужно:

  • Удостоверение личности;
  • Документ, закрепляющий право на участок.

Для оформлении земли, полученной в наследство:

  • Выписка из кадастрового плана участка;
  • Паспорт или доверенность (с паспортом представителя);
  • Свидетельство о получении наследства и о смерти;
  • Квитанция об оплаченной госпошлине;
  • Заявлении о регистрации права.

Для приватизации:

  • Заявление;
  • Квитанция с подтверждением оплаты пошлины;
  • Решение государственных структур, предоставляющих само право на участок;
  • Выписка из кадастра;
  • Удостоверение личности;
  • Выписка из кадастрового плана земель..

Порядок регистрации права для участков приобретенных до 2001 года

Участки, которые приобретены до подтверждения Земельного кодекса РФ (введенного 25.10.2001), здесь имеет значение вид объектов, расположенных на ней и землепользование.

Особая “дачная амнистия” предоставляется гражданам, которые приобрели участок до введения ЗК РФ для огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, подсобного или личного хозяйства на основании наследства, пожизненного пользования или на правах собственника.

Регистрация собственности в этом случае упрощается.

Право здесь выдается на основании уже выданных документов (государственных актов или свидетельств), или любого другого документа, выданного до ЗК РФ, в котором удостоверяется право на землю.

Тот же упрощенный порядок действует и для земель, переданных по наследству или по тому, или иному договору отчуждения земли (дарение, мена и т.п.), но уже в этом случае нужна справка из ЕГРП о праве на землю отчуждающего лица. Если ее нет – необходимо сделать, если есть – тогда достаточно заявления на регистрацию права собственности.

Что делать, если нет межевания?

С января 2018 года без проведения межевания какие-либо распоряжения с землей невозможны. Действие дачной амнистии, которая позволяла ставить участок на кадастровый учет и распорядиться им, без межевых работ отменяется. Соответственно, перед получением или для распоряжения участком нужно провести межевание земли.

Что делать, если нет правоустанавливающих бумаг?

В том случае, когда у потенциального собственника нет документов на земельный участок, но на нем построен жилой дом, право пользования которым предоставлено через наследование или оно возникло до введения ЗК РФ, то гражданин имеет право приватизировать землю под домом. Иногда бесплатно.

СПРАВКА. Если гражданин прожил в жилом доме не менее 15 лет, который является единственным его жилым помещением, то он может приобрести право собственности под этим домом бесплатно, на основании разрешения уполномоченного органа. И если нет других вариантов передачи в собственность, установленных законом.

В этом случае нужно доказать свое право на дом предоставив соответствующие документы или через суд.

Порядок оформления

Если участок получен после введения Земельного кодекса РФ, то оформляется он следующими способами, зависящими от вида передачи в собственность:

При покупке участка:

ВАЖНО. Объектом купли-продажи является земля, стоящая на учете в кадастре. Во время заключения договора нельзя менять назначение земли и условия ее использования.

  • Участок, не прошедший межевания, не состоящий на кадастровом учете, не участвует в распорядительных действиях следует прежде всего провести процедуру межевания. После
  • После следует собрать основной пакет документов, главным здесь является акт покупки земли и его заверение нотариусом, а также оформленное согласие каждой стороны на данное действие.
  • Только после этого следует подавать основной пакет документов в Росреестр.
  • Если сторона состоит в браке, тогда необходимо заверенное нотариусом согласие супруга на сделку, если же не состоит – то справка о том, что брака нет.

СПРАВКА. Если имущество, которое продается, не является совместно нажитым, то согласие супруга не требуется. От целей, с которыми покупается участок, зависит размер госпошлины.

  • Далее в положенный день следует забрать свидетельство о праве собственности в Росреестра.

Оформление пустующей земли в частную собственность:

Оформление подобного участка очень долгое и запутанное. Тут есть два пути:

Первый – разыскать владельцев бесхозного участка или возможных собственников, если они нашлись, тогда тут подойдет алгоритм как при купле-продаже земли.

Во втором пути порядок действий такой:

  • Написать заявление в органы местного самоуправления о желании приобрести бесхозную землю, прикладывая ответы от муниципальных органов о том, что собственника найти не удалось или он не известен.
  • Данные органы ставят участок на кадастровый учет. Следует ждать год, чтобы появились возможные собственники. Если их нет, муниципалитет обращается в суд, для признания своего права на этот участок. Когда суд принимает решение в пользу муниципалитета, то оформляется стандартная процедура арендования земли у местной администрации.
  • После заключения договора аренды, собираются следующие документы: Геодезический план; Генеральный план; заявление на передачу в собственность;
  • Акт о временном владении участком, кадастровая выписка, делающаяся заранее.Их подают в администрации, за 1-3 месяца получают ответ, если он положительный,составляется договор о покупке земли,обычно по средней рыночной стоимости.
  • Далее участок проходит межевание, для получения нового кадастрового номера.
  • Только после этого идет регистрация участка в Росреестре.

Как оформить земельный участок полученный по наследству:

Для того, чтобы наследники могли согласиться на наследство, отводится шестимесячный срок. После следует обратить к нотариусу, который открыв наследственное дело,даст доверенность на сбор целого списка различных справок и выписок (экземпляры каждого документа собираются по количеству наследников и для нотариуса):

  1. Кадастровая выписка со стоимостью участка к моменту смерти наследодателя;
  2. Выписка из Роснедвижимости и ЕГРП No3 на наследодателя;
  3. Оценка рыночной стоимости земли: прикладывается договор с уполномоченной организацией и справку о цене;
  4. Справка о месте регистрации наследодателя;
  5. Документ, подтверждающий родственные связи;
  6. Завещание (если есть);
  7. Справка из налоговой;
  8. Для дачного участка прикладывается Устав того кооператива, к которому он относится.

Далее подается заявление в Росреестр и в положенный день забирается свидетельство.

Упрощенный порядок оформления (“дачная амнистия”)

Смысл этой процедуры в том, что процесс регистрации дачного дома становится проще, и если отсутствуют обязательные документы для регистрации, то необходим лишь один документ. Упрощение касается земель, отведенных для личного землепользования, подсобного хозяйства, садоводства и т.д.

Проще всего участкам с дачным хозяйством: нужны только документ, подтверждающий право на участок и декларация на постройку.

У земель с индивидуальным жилищным строительством и личным подсобным хозяйством процесс немного сложнее. Для оформления следует предоставить документ, подтверждающий факт строительства объекта ИЖС – кадастровый паспорт постройки и технический план.

Эта амнистия распространяется на участки, полученные до принятия ЗК РФ (30.10.2001) Дачная амнистия отменена 01.03.2018 года, но Госдума продлила ее до 1 марта 2020 года.

Процедура оплаты госпошлины

Госпошлина оплачивается в размере, который установлен Налоговым кодексом РФ.

Данную процедуру оплачивают до предоставления услуг двумя способами:

  1. Наличными;
  2. Через банк;
  3. Через специальный платежный терминал, установленный либо в МФЦ, либо в Росреестре.

Факт оплаты подтверждается квитанцией соответствующего образца. Пошлина может быть 350 рублей для физического лица и частного участка, для оформления собственности на правах аренды – 2000, для юридических лиц – 22 000 рублей. Это обязательный платеж.

>Кто освобождается от уплаты пошлины?

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления;
  2. Центральный банк РФ;
  3. Физические лица, признанные малоимущими.

Сколько времени идет на оформление?

В течении 10-18 дней – это средний срок оформления в Росреестре. Сюда не включается срок, необходимый для подачи заявления, то есть время, потраченное на сбор документов.

Какая информация содержится в свидетельстве?

В этом документе содержится следующая информация: дата выдачи, документы, на основании которых он выдан, данные о собственнике: включая СНИЛС, паспортные данные, вид права собственности, кадастровый номер, описание участка: его целевое назначение и проч., обременения участка. ФИО регистратора, орган выдачи, печать.

Дальнейшие действия

Получение свидетельства о праве собственности позволяет совершать государственную регистрацию земли в различных органах. Но прежде всего следует обязательно установить землю на кадастровый учет для описания и включения его в государственный реестр, чтобы оформить кадастровый паспорт. Он необходим для регистрации сделок с недвижимостью, чтобы распоряжаться им по своему усмотрению.

Стоимость услуг

Она индивидуальна для каждого случая может варьироваться от сотен тысяч до двухсот рублей. При наличии построек сумма возрастает до 1000 рублей. Выписка из ЕГРН оплачивается от 400 до 1100 рублей. Привлечение организаций прибавит от 5000 до 15000. Судебные процедура минимум 30000. Услуги нотариуса зависят от стоимости регистрируемого имущества, но не более 100000 рублей.

Должен ли муниципалитет регистрировать свое право собственности на земельные участки?

Должен. Но в соответствии с законом. А основанием для регистрации будет являться утвержденный перечень. Вот когда их согласуют…

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ

«О разграничении государственной собственности на землю»

«Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации».

>Земельныйэксперт>Муниципальная собственность на землю 6350

Земли, находящиеся в муниципальной собственности

Муниципальная собственность на землю представляет собой совокупность имущества, принадлежащего муниципальному образованию (городам, поселкам). Помимо самой земли, в эту собственность входит иное движимое и недвижимое имущество, коммунальные сети, жилой и нежилой фонд, сооружения.

Распоряжение указанной собственностью осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования.

Города владеют земельными участками, которые играют важнейшую роль в обеспечении комфортных условий для жизни граждан, позволяют удовлетворять запросы жителей города. Данная собственность также играет роль обеспечения сохранения культурно-исторического наследия городов. Примерами такого рода собственности являются парки, архитектурные памятники, дороги и площади города, природные ландшафты, имеющие высокую ценность, недра. Городская собственность охватывает и такие важные для жизнеобеспечения объекты, как системы водоснабжения, энергообеспечения, инженерные сети.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Территории социально-культурного значения, среди которых – учебные заведения города, больницы, библиотеки, дома престарелых, детские сады, ясли, спортивные комплексы, также относятся к муниципальной собственности.

По закону в муниципальной собственности находятся следующие участки земли:

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов.
  2. Право муниципальной собственности на которые возникло в рамках разграничения государственной собственности на землю.
  3. Приобретенные по гражданско-правовым основаниям.
  4. Безвозмездно переданные муниципалитетам из собственности РФ.

Данные о конкретных объектах, имеющих принадлежность к муниципалитету, можно найти в официальном перечне. Таковым является Реестр земельных участков муниципальной собственности.

Территории, от которых отказались их обладатели, с момента регистрации прекращения права собственности переходят в собственность города, поселения. Земли на межселенных местах переходят во владения муниципалитета района, к которому относится участок.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Данные положения определяются ст. 19 Земельного кодекса РФ, регулирующей широкий круг вопросов муниципальной собственности на землю.

Бесплатная передача земли в муниципальную собственность

Предоставление федеральных территорий муниципалитетам регулируется ст. 39.31 ЗК РФ. и осуществляется по заявлению главы муниципального образования. Заявление направляется в адрес федерального собственника данного земельного участка. Безвозмездная передача земель в муниципальную собственность допускается по различным основаниям. К их числу можно отнести:

  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке генеральных планов и правил землепользования и застройки соответствующих территорий.
  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке схем территориального планирования.

Территории, которыми владеют субъекты РФ и муниципалитеты, переходят во владение других субъектов (Москва, Санкт-Петербург, а также Севастополь) для эксплуатации гражданами и организациями некоммерческого типа, если имеются причины чтобы оформить бесплатную передачу земель данным людям.

Пример по муниципальной собственности на землю

Александр имел в собственности территорию, которую в течение 20 лет использовал в качестве огорода. После приобретения квартиры в областном центре, желание проживать и работать за чертой города у Александра пропало, соответственно, содержать эту территорию ему больше не было смысла. Он решил безвозмездно отдать эти земли муниципальным органам с целью обустройства там рекреационной зоны, в которой нуждался поселок. Владелец написал заявление о передаче частной собственности в муниципальную бесплатно. Просьбу приняли в соответствии со всеми необходимыми нормами и предписаниями. Данная территория стала принадлежать муниципалитету поселения и использоваться для обеспечения нужд жителей упомянутого поселка.

Заключение

Основные положения, касающиеся передачи территорий во владения муниципальных органов:

  • имущество муниципалитетов городов и поселений не является государственным; его в рамках закона эксплуатируют местные власти для обеспечения комфортных условий жизни горожан;
  • права муниципальных органов на обладание конкретными землями, а также их бесплатное получение, регулируются Земельным кодексом РФ;
  • территория, входящая во владения муниципалитета, может включать в себя важнейшие исторические места, парки, территории учреждений здравоохранения и множество других земель, необходимых для качественного функционирования населенного пункта;
  • право муниципальной собственности на землю передается и на территории, от которых отказались их законные владельцы.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о муниципальной собственности на землю

Вопрос: Может ли гражданин, который заинтересовался земельным участком, являющимся частью городского парка и принадлежащим муниципальному образованию, безвозмездно получить эту территорию для использования в личных целях? Елена.

Ответ: Здравствуйте, Елена. Нет, разумеется, данное действие запрещено, поскольку земли, которые являются зарезервированными территориями для обеспечения муниципальных потребностей, нельзя самовольно использовать в коммерческих целях. Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в Гражданском Кодексе РФ, ст. 128-129.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Собственность субъектов РФ на землю
  2. Государственная собственность на землю
  3. Федеральная собственность на землю
  4. Собственность на землю физических и юридических лиц

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • >+7 (800) 550-38-47 — Россиия
  • >+7 (499) 553-09-05 — Москва
  • +7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Статьей 39.3 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Предусмотрено, что продажа таких земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, изложенных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков:

1) образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории;

1.1) образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

2) образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;

3) образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, членам этой некоммерческой организации;

4) образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;

5) образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;

6) на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ;

7) находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам;

8) крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

9), предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

10) гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ;

11) гражданам в соответствии с Федеральным законом «О Дальневосточном гектаре».

Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Следует отметить принципиальную позицию законодателя в отношении земельных участков, основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий или сооружений. Согласно п. 2 ст. 39.1 ЗК РФ их продажа не допускается, за исключением прямо указанных законом одиннадцати случаев. Таким образом, лица, заинтересованные в приобретении земельного участка для целей коммерческого строительства, теперь по общему правилу могут рассчитывать только на право аренды.

Решение о проведении аукциона может быть принято уполномоченным органом, как по собственной инициативе, так и на основании заявления гражданина или юридического лица (п. 11 ст. 39.11 ЗК РФ).

Ховалыг А-Х. Б., специалист-эксперт Западного отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *