Экспорт металла из России

Экспорт металлов за границу

Одной из самых существенных статей дохода государства является продажа металла за границу. Россия, наряду с Германией и Японией, лидирует в сфере поставки металла в другие страны.

Также, имеется тенденция к увеличению экспорта изделий из металлов, и в совокупности за последние десять лет объем поставок вырос более чем в два раза. Этому способствуют высокий спрос и цены на металлургическую продукцию на мировом рынке, что выгодно для российских компаний-экспортеров.

Экспорт металлов из России

Основные направления сбыта – страны СНГ, Евросоюза и Азии. Наибольший интерес для сотрудничества представляет активно развивающийся азиатский регион – экспорт металла в Китай постоянно растет и Россия является главным партнером в этом направлении. Следует также отметить, что именно Урал является крупнейшим центром металлургической промышленности в стране.

В зависимости от вида металлургической продукции экспорт подразделяется на: экспорт черных, цветных, драгоценных металлов, а также остатков металлургического производства – металлолома (экспорт лома черных и цветных металлов). Классификация в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС производиться по товарным группам с 71 по 83.

Экспорт черных металлов

Черные металлы являются главным материалом в строительстве и машиностроении.

В доле всей вывозимой металлургической продукции именно черные металлы составляют наибольшую часть. Основные направления экспорта — СНГ, Евросоюз, Индия, Китай, страны Ближневосточного региона, Юго-Восточной и Восточной Азии, страны Северной и Южной Америки.

Экспорт цветных металлов

Большая часть цветной металлургии ориентирована на экспорт, и тенденции свидетельствуют о дальнейшем увеличении объемов вывозимой продукции. По статистике экспорт цветных металлов из России составляет около 75% от производства в данной отрасли. Вывоз производится в страны Евросоюза, США, Турцию.

Экспорт драгоценных металлов

Экспорт драгоценных металлов, полудрагоценных, камней и изделий из них — это динамично развивающееся направление российского экспорта. Однако компании-экспортеры могут столкнуться с тем, что на вывоз определенных металлов потребуется лицензия.

На сегодняшний день крупнейшие поставки производятся в страны Евросоюза, ОАЭ и Индию.

Экспорт лома металлов

Спрос на экспорт лома черных металлов и лома цветных металлов из России также имеет тенденцию к повышению, и прогнозируется его дальнейшее увеличение, так как использование металлолома позволяет грамотно и экономично расходовать невосполнимые ресурсы и повышать производительность металлургической отрасли.

Почему при экспорте металлов за границу стоит обратиться к нам?

При вывозе черных, цветных, драгоценных металлов, или металлолома за границу, важно учитывать множество нюансов. Помимо стандартных документов в некоторых случаях потребуется лицензия на экспорт металлов. Компания «Агапас» предлагает Вам комплексные услуги по оформлению товаров и организации перевозок в любых направлениях в кратчайшие сроки и с минимальными потерями. Наша команда высококвалифицированных специалистов обеспечит индивидуальный подход к потребностям клиента и оперативно решит все организационные вопросы. Для консультации по интересующим вопросам звоните по телефону +7 (499) 703-18-15 или оформите заявку на сайте.

Экспортные достижения металлургии России в 2018 г.

Металлопродукция — вторая по значимости товарная группа российского экспорта после топлива и одна из отраслей международной специализации России. В 2018 г. ее экспорт, в рамках стандартной группировки ФТС, исключающей драгоценные металлы, составил 44,5 млрд долл. Пик экспортной ориентации отрасли пришелся на середину 2000-х гг., с тех пор значительно вырос внутренний спрос на ее продукцию, в результате чего исторические максимумы по многим видам базовой продукции оставались недостижимыми. Однако постепенное наращивание мощностей привело к тому, что с середины 2010-х гг. рекорды стали обновляться. При этом продолжается качественное развитие российской металлургии.

В 2018 г. зафиксирован целый ряд интересных металлургических достижений в экспортной сфере. Рассмотрим их в порядке нарастания технологической сложности: сначала по черным металлам, потом — по цветным.

  • © Фото из открытых источников

Экспорт чугуна в 2018 г. вырос на 19,7% до 5,77 млн т. Это третий результат в истории, уступающий только показателям 2006 г. (6,1 млн т — абсолютный максимум) и 2007 г. В мире по экспорту чугуна Россия стабильно занимает первое место.

Экспорт прямовосстановленного железа в 2018 г. вырос на 27% до 3,64 млн т. Второй год подряд обновляем исторический максимум. Поставки на мировой рынок развиваются по мере наращивания мощностей по выпуску горячебрикетированного железа у единственного российского производителя — Лебединского ГОКа; имевшиеся с конца 2000-х гг. проекты установок ГБЖ на Дальнем Востоке пока не реализованы. С 2016 г. Россия занимает первое место в мире по экспорту прямовосстановленного железа, опередив Тринидад и Тобаго.

Экспорт ферросплавов в 2018 г. вырос на 9,1% до 811 тыс. т. Это лучший результат за последние 4 года, но показателям 2010-2014 гг. он уступает довольно много из-за сильного снижения поставок феррохрома. На мировом рынке Россия входит в число ведущих экспортеров ферросплавов.

Суммарный экспорт стали и проката (не считая труб) в 2018 г. вырос на 6,5% до 30,6 млн т. Это новый исторический максимум, прежний рекорд — 30,3 млн т в 2005 г. В мире больший экспорт имеют только Китай (под 60 млн т) и Япония (около 35 млн т), несильно уступает нам Республика Корея (28 млн т).

  • © Фото из открытых источников

Экспорт стальных полуфабрикатов в 2018 г. вырос на 10,6% до 16,74 млн т. Это новый исторический максимум, прежний рекорд — 16 млн т в 2010 г. Сильный рост обусловлен ограничениями на поставки российского проката в ряде стран (лучше поставить полуфабрикаты, чем ничего), маленькими отгрузками Китая и, с осени, проблемами Ирана из-за американских санкций. Россия остается крупнейшим в мире экспортером стальных полуфабрикатов.

На рекордном прошлогоднем уровне остались поставки полуфабрикатов легированной стали — 0,76 млн т, по экспорту которых Россия с 2017 г. занимает второе место в мире после Бразилии. Номинально в 1999 г. отмечался более высокий экспорт полуфабрикатов легированной стали (0,91 млн т), однако данные стран-партнеров показывают в разы меньший уровень ввоза этой продукции из России, скорее всего, имела место ошибка классификации (возможно, умышленная — для обхода пошлин, например).

Второй год подряд сильно увеличивается экспорт проката с покрытиями (нелегированный): в 2018 г. он вырос на 21% до 0,9 млн т, а за два года — практически вдвое. Это однозначно лучший результат с середины 1990-х гг., а возможно, и за всё время — доработанный прокат раньше не был нашей сильной стороной. Ещё несколько лет назад соотношение между экспортом и импортом проката с покрытиями составляло 20:80, в 2018 г. оно стало почти 45:55.

Экспорт сортового проката (арматура, катанка, балка, профили и т. п.) в 2018 г. вырос на 8,8% до 4,33 млн т. Это лишь немного уступает 21-летнему максимуму 2006 г. (4,35 млн т). Рост отмечается пятый год подряд! Россия впервые за долгие годы поднялась на 6-е место в мире по экспорту сортового проката.

Экспорт стальной проволоки в 2018 г. вырос на 30% до 314 тыс. т. С середины 1990-х гг. более высоким был лишь экспорт в 2006 и 2007 гг. (до 360 тыс. т). Рост отмечается седьмой год подряд!

Экспорт стальных труб в 2018 г. вырос на 14,7% до 2,46 млн т. Второй год подряд обновляем исторический максимум. Главной причиной скачка 2017-2018 гг. стали рекордные поставки труб большого диаметра (второй год подряд на уровне 1 млн т): в Финляндию для «Северного потока — 2» и в Турцию для «Южного потока». Однако в других сегментах тоже отмечен существенный рост: так, поставки бесшовных труб выросли на 36% до 0,77 млн т, что уступает только пику 2004-2005 гг., когда на нашу продукцию ещё не успели ввести многочисленных ограничений. По трубам большого диаметра Россия в 2018 г., по нашей оценке, второй год подряд выступила крупнейшим в мире экспортером. По общему экспорту стальных труб Россия в 2018 г. впервые поднялась на четвертое место в мире после Китая, Италии и Германии (в предыдущем году у нас всё-таки получилось 5-е место, а не 4-е, как мы сначала оценили).

  • © Фото из открытых источников

Экспорт различных изделий из черных металлов, к сожалению, пока развит слабо. Тем не менее, несколько достижений 2018 г. можно отметить:

экспорт металлоконструкций составил 242 тыс. т (+23%), что является вторым результатом за период с середины 90-х годов (скорее всего, и больше, но нет данных), уступающим только максимуму 2015 г. (283 тыс. т);

экспорт крученой проволоки и тросов составил 58 тыс. т (+10,1%), очередной рекорд для независимой России, рост фиксируется пятый год подряд;

экспорт крепежа составил 35 тыс. т (+8,3%), с середины 90-х годов более высокими были только поставки в 2006-2008 гг. (до 38 тыс. т), третий год подряд фиксируется существенный прирост;

экспорт емкостей составил 35 тыс. т (+21%), что стало новым многолетним максимумом, превзошедшим рекорд 2007 г.

Экспорт меди в 2018 г. вырос на 10,5% до 652 тыс. т (включая сплавы, составляющие 3-4% поставок). Это новый исторический максимум, превзошедший прежний рекорд 2000 г. (649 тыс. т). Россия последние несколько лет стабильно входит в пятерку ведущих мировых экспортеров меди.

  • © Фото из открытых источников

Экспорт свинца в 2018 г. составил 101 тыс. т, это третий результат в истории после максимумов двух предыдущих лет (до 126 тыс. т). В мире Россия входит в десятку ведущих экспортеров свинца.

Экспорт хрома в 2018 г. вырос на 7,9% до 19 тыс. т. Это стало новым историческим максимумом, превзошедшим рекорд 2016 г. (17,9 тыс. т). Россия на протяжении многих лет остается крупнейшим в мире экспортером хрома.

Экспорт алюминиевых плит и листов в 2018 г. вырос на 3,4% до 116 тыс. т. Это лучший результат с 2008 г.

Экспорт изделий из алюминия (от трубок до посуды) в 2018 г. вырос на 22% до 40 тыс. т. Это максимум с 2003 г.

Экспорт титановых изделий в 2018 г. вырос на 11,2% до 16,9 тыс. т. Более высоким был только экспорт в 2004-2007 гг. (до 20,5 тыс. т). Россия с 2017 г. занимает третье место в мире по экспорту титановых изделий, уступая только США и Китаю.

Подготовлено на основе анализа данных ФТС России и зарубежной внешнеторговой статистики.

Запрет экспорта лома с мая 2019: анализ ситуации интересов заводов и экспортеров по пояснительной записке Минпромторга

Запрос Минпромторга РФ касательно оценки воздействия меры временного ограничения экспорта лома черных металлов снабжен пояснительной запиской, в которой в частности указано следующее:

Исходя из этих данных можно сделать вывод о росте объема заготовки лома в зависимости от роста цены

Год 2015 2016 2017 2018
Объем заготовки лома, тыс. тонн 24165 24973 25527 25950
Цена на лом СРТ, руб. 11171 12110 14910 17727
Прирост заготовки лома, тыс. тонн 808 554 423
Прирост цен СРТ, руб. 939 2800 2817

Иными словами, по достижении показателя 25 млн. тонн ломосбора, прирост каждого нового полумиллиона тонн ломосбора в среднем обходится всем потребителям дополнительно в 2800 руб. прироста цены.

Каким путем снизить затраты?

  1. Технологический путь снижения затрат за счет увеличения доли альтернативного сырья. Таким путем пошел Ашинский МЗ, увеличивая долю переработанных шлаков и брикетированных материалов в шихте. Трубные заводы также идут этим путем, закупая прямовосстановленное железо, но этот материал представлен 1 крупным поставщиком и 2мя мелкими и глобально на снижение цен пока не влияет.
  2. Административный путь снижения затрат. Если оставить ломосбор на уровне 2015 года за счет прекращения экспорта, то логично предположить и некоторое падение цены, при этом внутренние потребители смогут закупать большие объемы, см. таблицу ниже

При этом надо понимать, что объем импорта лома также может упасть – например Бекабадский завод(Узбекистан) предлагал цену на границе с Казахстаном в 290 долл. США при цене в Турции в тот момент 273 долл. США. Как только цена на границе с РФ упала бы с 16800 до 14000 (т.е. на те же 2800 руб.) можно было бы говорить либо о полном прекращении импорта из Казахстана за счет перемещения потока экспорта в Узбекистан, либо о субсидировании цен на границе.

Почему ситуация с ростом себестоимости лома обострилась именно в этом году?

Рассмотрим прошлогодние поставки лома река-море из Ростова на Дону, внутренние цены НЛМК (СРТ Московская область), цены в Ростове на Дону и цены в Турции. Все цены в рублях, взяты по максимуму месяца, данные приведены на основании отчетов ИНФОЛОМ-2.

По опыту 2017 года заводы знали, что лом дешевле всего стоил в марте – июне, см. статью с описанием ситуации 2017 года по ссылке http://infolom.su/avg_plan17

Попытка повторить аналогичное сезонное снижение цен в 2018 году (см. статью http://infolom.su/fp052018/ ) столкнулась с ростом цен на экспорте. Пока у заводов были запасы, они держались, но с июля, столкнувшись с реальным дефицитом лома, заводы были вынуждены поднять цены, в некоторых регионах свыше 20 тыс. руб. за тонну.

Но в конце ноября, как только потребители внутреннего рынка лома черных металлов решили несколько выровнять себестоимость запасов за счет начала снижения цен, началась активная отгрузка лома в декабре 2018 г. на экспорт через Ростовский порт. Забота о себестоимости запасов появилась не на пустом месте – появление на рынке нераспроданных партий экспортной квадратной заготовки(см. статью по экономике заводов в 3 кв. 2018 г. по ссылке http://infolom.su/nlmk231018/ ) заставило заводы пойти на понижение цен.

Комментарий по ситуации с запасами лома и ценой готовой продукции в 3-4 кв. 2018 г. приведен по ссылке http://infolom.su/ssdown111018/

Откуда экспортируемый лом появился в Ростове на Дону в декабре в таком объеме?

Рассмотрим данные по поставкам лома внутренними водными путями по Волге до Ростова на Дону в 2018 г.

В таблицу не включены суда, следующие по Волге напрямую в Турцию, только с перегрузом в Ростове. Как только в ноябре начали падать цены на лом у российских заводов, объемы из Волгограда, Самары, Казани и Тольятти пошли по реке к ростовским экспортерам. Попытка «разбавить» дорогой лом остатками за счет снижения цен удалась в меньшей степени, нежели на то рассчитывали заводы.

Описанные выше расчеты и коммерческие комбинации и привели в итоге к запросу ФРТП в Минпромторг в отношении временного ограничения экспорта лома.

Решение правительства РФ грозит разорением бизнесу и захламлением Камчатки?

Петропавловск-Камчатский, 18 сентября 2019, 08:04 — REGNUM Решение правительства России об ограничении экспорта металлолома грозит разорением экспортёрам Камчатки и захламлением полуострова и прилегающих морских акваторий, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Металлолом Jan2575

Читайте также: В Москве обсудили возможный запрет экспорта металлолома

В конце августа премьер Дмитрий Медведев подписал постановление об ограничении экспорта металлолома в страны, не входящие в Евразийский экономический союз. На днях Минпромторг РФ рассчитал квоты на экспорт для компаний в регионах. В результате семи предприятиям Камчатки разрешили до конца года экспортировать 9 тыс. тонн лома, хотя в год с Камчатки экспортируется более 60 тыс. тонн.

Представители компаний — экспортеров лома Камчатки встревожены, они утверждают, что правительственное постановление, продиктованное желанием перенаправить потоки лома на российские металлургические заводы, которым не хватает сырья, не только разорит предприятия Камчатки, экспортирующие лом, но и приведёт к захламлению полуострова металлическим хламом. В частности, многие камчатские компании, экспортирующие лом, занимаются подъёмом со дна бухт на Камчатке затонувших кораблей.

«Сейчас у компаний на Камчатке скопилось более 18 тыс. тонн металлолома. Некоторым предприятиям края вообще не выделили квот, хотя они занимаются сбором и поставкой лома. Часть поставщиков работают по контрактам с предоплатой. Как им теперь выкручиваться из этого положения?! Решение правительства просто ставит компании на грань банкротства», — привело слова одного из экспортеров металлолома ИА «Кам 24».

Весь экспорт металлолома с Камчатки идёт в Южную Корею. Компании-экспортеры зарегистрированы в крае, платят налоги, зарплаты сотрудникам. Жители Камчатки привозят им металлический хлам, скопившийся в домах и на дачах. Экспортёры металлолома предостерегают, что в результате введения ограничений люди потеряют работу, бюджет — налоги, а полуостров, и без того заваленный и на суше, и в море металлическим хламом, просто превратится в свалку.

Представители компаний — экспортеров лома Камчатки утверждают, что на российские металлургические заводы лом с Камчатки, а также с Колымы, Приморья и даже Хабаровского края, где расположен единственный в ДФО металлургический завод «Амурсталь», никто сдавать не станет — российские металлургические заводы дают за лом копеечную цену, в отличие от своих южно-корейских коллег, работать с ними просто невыгодно.

Как сообщало ИА REGNUM, 21 марта 2019 года в Москве прошла конференция под названием «Железный занавес», на которой обсудили проблему запрета вывоза лома черных металлов из России. Представители металлургической, трубной промышленности напирали на то, что в России ощущается катастрофическая нехватка металлолома, он весь уходит за рубеж. Представители металлургической и трубной промышленности потребовали полного запрета экспорта лома. Представители же компаний — сборщиков и экспортеров лома были возмущены таким подходом. Они подчеркнули: в списках «Форбс» нет ни одной компании — экспортера лома, зато полно металлургических компаний. Представителей металлургических компаний обвинили в том, что они не хотят конкурировать, хотят, чтобы затраты у них были только в рублях, а доходы в валюте. При этом противники запрета экспорта лома привели в пример Казахстан и Украину, где металлурги пообещали после запрета экспорта нарастить производство, однако количество сборщиков резко снизилось, отрасль начала стагнировать и только после отмены запрета вновь начала расти. Но власти пообещали сделать «всё грамотно», назвав сравнение с другими странами «некорректным».

Экспорт металлопроката

Что нужно знать об экспорте металлов из России

На протяжении многих лет одной из основных групп продукции, которая производится в России и отправляется за рубеж, является металлопрокат, экспорт которого показывает весьма значительные объемы. Данная категория товаров пользуется высоким спросом как в ближнем (страны СНГ), так и в дальнем зарубежье, в связи с чем представляет интерес для широких кругов потенциальных экспортеров. При этом, чтобы эффективно осуществлять экспорт лома черных металлов, нужно знать ряд определенных нюансов, с которыми связана отправка этой товарной группы за границу.
Компания «Тат-экспорт», на протяжении многих лет специализирующаяся на экспортных поставках различных товаров, оказывает грамотную поддержку всем потенциальным клиентам.

Что экспортируется из России

Прежде всего, следует сказать, что экспорт металлопроката из России включает широкую гамму продукции. Основными группами, составляющими экспорт черных металлов, являются:

  • профнастил;
  • лист (оцинкованный, холодно- и горячекатанный, рифленый, просечно-вытяжной, низколегированный, конструкционный);
  • балка (двутавровая и низколегированная);
  • квадрат (горячекатанный и калиброванный);
  • круг (горячекатанный и калиброванный);
  • уголок (равнополочный и низколегированный).

Также из РФ активно осуществляется экспорт драгоценных металлов (эта категория включает большое количество позиций, которые востребованы на зарубежных рынках).

Оформление экспортных поставок металлов

В первую очередь, нужно отметить, что особенности оформления металла на экспорт зависят от того, куда отправляется поставка: в страны Евразийского Экономического Союза либо в другие государства. Дело в том, что в рамках ЕАЭС действует упрощенная процедура оформления экспорта. В частности, это выражается в значительно меньшем количестве документов, которые нужно предоставить для того, чтобы осуществить экспорт с применением нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
Сюда входят:

  • собственно, договор на поставку;
  • товаросопроводительная документация;
  • заявление, на основании которого осуществляется ввоз продукции, а также о том, что уплачены косвенные налоги.

Что касается уплаты НДС, законодательство РФ предусматривает следующие возможности для экспорта цветных металлов, металлопроката и других товаров из данной категории:

  • ставка НДС 0%;
  • вычет при поставке лома за границу;
  • возмещение налога в случае поставки товара на экспорт.

При поставках в рамках ЕАЭС отметка таможенного органа на товаросопроводительных документах не ставится. Что немаловажно, если в течение полугода с даты, когда был вывезен металл, экспорт не подтвержден, начисляется НДС по ставке 20%.
Для всех экспортеров данных товарных позиций обязательным условием является лицензия на экспорт металлов.
Планируя экспорт металлов из России, необходимо понимать, что в каждой стране, куда отправляется товар, действуют собственные правила. Это касается как законодательства, регламентирующего импорт в страну, так и регулирование соответствующих отраслей. Здесь нужны соответствующие знания и опыт. Компания «Тат-экспорт», занимающаяся экспортом из России во всех направлениях (СНГ, страны Евросоюза, США и Канада, Средняя Азия, Ближний и Дальний Восток) является надежным партнером всех экспортеров из РФ, обеспечивая бесперебойные поставки любых товарных групп, в том числе экспорт черных металлов.

Почему именно «Тат-экспорт»

Работая с каждым из наших клиентов, мы выстраиваем отношения таким образом, чтобы все они становились нашими партнерами на долгосрочной основе. В основе работы лежит индивидуальный подход к каждому заказчику наших услуг, что обеспечивает полноценную реализацию задуманного.
Организуя экспорт металла из России, наша компания обеспечивает:

  • подготовку всех необходимых документов на экспорт;
  • полное юридическое сопровождение;
  • транспортную логистику;
  • страхование и сопровождение груза в пути;
  • прохождение таможенного и транспортного контроля;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • расчет и выплата всех платежей по экспорту и т.д.

У нас в наличии широкие транспортные возможности (черные металлы, экспорт которых связан с использованием крупнотоннажного транспорта, отправляются за границу автомобильным, железнодорожным и морским транспортом). Мы активно практикуем смешанные грузоперевозки, выбирая, таким образом, наиболее оптимальный вариант поставок.
«Тат-экспорт» предлагает доступные для всех цены на услуги по оформлению экспорта. Своих клиентов мы консультируем абсолютно по всем вопросам поставок.
Те, кто воспользовался услугами компании хотя бы раз, надолго становятся нашими партнерами.

У металлолома не экспортный тренд

Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 млн тонн используется металлургическими предприятиями, 5 млн тонн уходит на экспорт, остальное безвозвратно теряется. В общем объеме выпуска стали в России доля использования металлолома составляет лишь 25%, тогда как в развитых странах этот показатель находится в пределах 55-75% и выше. Это значит, что российскому рынку металлолома есть куда расти.

Основные перспективы развития отрасли эксперты сегодня связывают с повышением собираемости металлолома внутри страны, с оздоровлением рынка, который все еще отличается значительной «серой» составляющей, а также с созданием новых эффективных предприятий по переработке лома.

Что касается экспорта металлолома, то уже сегодня намечается тенденция к его снижению. Объясняется это не только ростом потребностей российских предприятий во вторсырье, но и административными действиями государства, которые уже были предприняты для ограничения экспорта лома через порты Дальнего Востока.

Галина Музлова

Под термином «металлолом» объединяют отслужившие свой срок инструменты, оборудование, машины или их металлические части, отходы производства металлов, тару и упаковку из чугуна, стали, алюминия или олова, отходы металлообработки, отработанные аккумуляторы, старые стальные, алюминиевые и медные провода.

Различают оборотный лом, образующийся на металлургических предприятиях в виде отходов производства, и амортизационный лом, включающий в себя продукцию из металла, выработавшую свой ресурс, например, автомобили, электроприборы, металлическую тару и т.д. В зависимости от вида металла выделяют лом черных, цветных и драгоценных металлов.

Сбор и переработка металлолома – значимая подотрасль мировой металлургии, уникальность которой состоит в том, что металлы могут быть переработаны бесконечное число раз без потери свойств.

Растущий мировой рынок

По данным Всемирной ассоциации производителей стали (WSA), ежегодно в мире собирается и перерабатывается около 630 млн тонн металлолома, из которого производится половина всей стали в мире, и эти показатели постоянно увеличиваются.

Причина растущей популярности металлолома состоит в возможности значительной экономии сырья, трудо- и энергозатрат при производстве металлов. Так, по расчетам НП НСРО «Руслом.ком», использование 1 тонны подготовленного металлолома экономит 1,8 тонны железной руды, агломерата и окатышей, 500 кг коксующегося угля, 50 кг флюсов и порядка 100 м3 природного газа.

При этом на развитие ломоперерабатывающего производства требуется в десятки раз меньше капвложений, чем на создание производства по выплавке металла из руды. К тому же использование лома дает возможность снизить расход электроэнергии при производстве алюминия на 95%, меди – на 83%, стали – на 74%. Наконец, за счет использования лома достигается снижение экологической нагрузки от деятельности металлургической отрасли.

По данным Международного бюро по переработке материалов (BIR), по абсолютным объемам потребления металлолома в мире лидирует Китай (около 90 млн тонн). Большая часть собираемого в мире металлолома используется на внутренних национальных рынках, оборот мирового рынка металлолома составляет около 100 млн тонн в год, то есть более 15% от объемов его сбора и переработки.

Главными импортерами металлолома в мире выступают Турция, Индия, Южная Корея, экспортерами – ЕС, США, Япония и Россия.

Недосбор и другие проблемы

Российский рынок черного металлолома оценивается в натуральном выражении примерно в 35-45 млн тонн в год, цветного – около 1,5 млн тонн. Наибольшее количество вторичных черных металлов (до 45%) образуется в самом металлургическом производстве, 33% – при амортизации оборудования и 20% – в процессе металлообработки.

Соотношение объема использованного металлолома к общему объему выпуска стали в России составляет менее 25% (для сравнения: в Турции – 78%, США – 72%, странах ЕС – 54,4%), что объясняется недосбором металлолома. Последнее же, по мнению экспертов, связано в первую очередь с недоинвестированием в российский рынок металлолома – в оборудование, технологии и транспорт.

Как отмечают в Фонде развития трубной промышленности России, приток инвестиций сдерживается в том числе из-за неравнозначных условий конкуренции между легальными игроками и небольшими организациями, использующими «серые» финансовые схемы и не соблюдающими экологические нормы. По разным оценкам, «всерую» в 2017 году в РФ работали от 30% до 50% участников рынка.

Вместе с тем, государство предпринимает меры для борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконными налоговыми действиями на «сером» рынке. Так, с 2018 года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс, согласно которым потребителей металлолома обязали уплачивать НДС (последние 10 лет они были освобождены от его уплаты).

Несмотря на опасения противников нововведений, что эта мера приведет к росту цен на продукцию металлургов и падению цен на лом, эксперты отмечают начавшееся оздоровление рынка металлолома. Например, на рынке перестал присутствовать товар, реализуемый по необоснованно низким ценам. В результате выравнивания цен у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры, проводимые крупными металлургическими предприятиями, на поставку продукции.

Игроки рынка

Крупнейшими игроками российского рынка металлолома на сегодня являются компании «Орис Пром», «Вторметалл», «Уралвтормет» и другие (см. таблицу 1. Топ-10 поставщиков черного лома на внутреннем рынке России в январе-августе 2018 года). Также в топ-10 лидеров впервые в 2018 году вошла компания «ТрансЛом», выступающая партнером РЖД по выстраиванию крупнейшей в России логистической сети по сбору металлолома. В конце 2017 года планировалось, что этой компании будет предоставлено право закупать лом без торгов у Минобороны, однако Минэкономразвития, Минюст и ФАС высказали замечания к подготовленному указу президента, которые заблокировали этот проект.

Таблица 1. Топ-10 поставщиков черного лома на внутреннем рынке России в январе-августе 2018 года

Название компании

Объем поставки, тыс. тонн

ООО «Орис Пром»

173

ООО «Вторметалл» / ООО «Мет-Профит»

167

ООО «ПО «Уралвтормет»

161

ООО «Региональные грузоперевозки»

144

АО «Тройка-Мет»

118

ООО «СтройМетЭко»

115

ООО «ПК «Вторалюминпродукт»

89

ООО «Балтметкор»

80

ПАО «Сургутнефтегаз»

77

ООО «ТрансЛом»

69

Источник: Металлургический портал metallplace.ru

Крупнейшими потребителями лома в разрезе металлургических компаний выступают предприятия группы НЛМК (27%), ММК (16%), «Евраз» (9%), ТМК (8%), «Северсталь» (5%), в совокупности формирующие основную часть потребления лома в России.

Переработкой металлолома в России занимаются компактные электросталеплавильные предприятия неполного цикла мощностью до 1-2 млн тонн. Обычно их называют мини-металлургическими предприятиями (англ. mini-mill), противопоставляя предприятиям-гигантам полного цикла. Такие заводы стали появляться еще в СССР, в 2000-х годах идея возродилась.

Теперь таких заводов в России более 10, например, «Ростовский электрометаллургический завод», «Северсталь – Сортовой завод Балаково», завод «НЛМК-Калуга», «Волжский электрометаллургический завод». Также есть проекты по строительству новых заводов.

Среднегодовое потребление черного металлолома металлургическими и машиностроительными предприятиями в РФ составляет порядка 25 млн тонн, то есть лишь 60-70% от его сбора. Остальная часть лома безвозвратно теряется. На свалках в настоящее время захоронено порядка 250 млн тонн металлов.

Снижение экспорта

Экспорт лома черных металлов из России постепенно снижается. По итогам 2017 года он составил 4,88 млн тонн, по итогам 2018 года – планируется на уровне 4,2-4,5 млн тонн (рис. 1). Это составляет 10-13% от объема его заготовки. По объему экспорта РФ занимает четвертое место в мире после ЕС, США и Японии. Почти половина экспортного объема идет в Турцию, значительные объемы отправляются в Белоруссию, Испанию, Португалию, Египет и Южную Корею.

Рис. 1. Динамика экспорта лома черных металлов из России, 2014-2018 гг.

Источник: Металлургический портал metallplace.ru; СМИ.

Примерно 80% лома отправляется за пределы страны морским путем, остальной объем вывозится по железной дороге и автотранспортом. В 2017 году, по данным АО «Морцентр-ТЭК», через морские порты было перевалено 3,8 млн тонн металлолома. За 9 месяцев 2018 года показатель составил 3,2 млн тонн, что на 14% выше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Более 45% металлолома переваливается через порты Балтийского бассейна, 27% — Дальневосточного, 12% – Азово-Черноморского, остальной объем идет через порты Арктики и Каспийского бассейна. При этом можно заметить, что за последние годы несколько снизилась роль портов Балтики при одновременном росте портов Дальнего Востока, которые по объемам перевалки обогнали азово-черноморские порты (рис. 2).

Рис. 2. Динамика перевалки металлолома в портах России по бассейнам, 2014-2017 гг.

Источник: АО «Морцентр-ТЭК».

В деятельности отдельных портов перевалка металлолома играет значительную роль. Так, в структуре грузооборота АО «Морской порт Санкт-Петербург» на металлолом приходится около 10%.

«В целом пропускная способность терминала превышает 1,5 млн тонн металлолома в год. Перевалка осуществляется на специализированной площадке первого района Большого порта Санкт-Петербург общей площадью 3 тыс. кв. метров двумя перегружателями (г/п по 32 тонны), – рассказали в пресс-службе компании. – В течение пяти лет динамика экспорта металлолома носила разнонаправленный характер в силу волатильности рынка. В 2016 году, например, из-за снижения объемов закупок Турецкой Республикой, а также из-за роста цен на внутреннем рынке объем его перевалки снизился. Сейчас наблюдается рост отгрузок».

Факторы снижения

Сокращение экспорта металлолома из России объясняется, во-первых, развитием электрометаллургического производства в РФ, в результате чего металлолом как сырье для потребления внутри страны становится приоритетнее экспортных поставок.

Во-вторых, фактором снижения экспорта служат разного рода дискриминационные меры против российской металлургической продукции, вводимые странами ЕС и Турцией, что, порой, ощутимо сказывается на объемах перевалки в отдельных портах.

В-третьих, экспорт ограничивается административными мерами государства. Так, еще в 2015 году черный лом был признан «существенно важным товаром» для внутреннего рынка, в отношении которого «в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт».

Такой «исключительный» случай наступил в мае 2018 года, когда вышло постановление Правительства РФ №584 «Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза отдельных категорий товаров». В соответствии с документом начиная с конца июля сроком на 180 дней был введен запрет на экспорт стального лома через порты Владивосток, Находка и Ванино, которые служили основными каналами отправки лома в Азию. В 2017 году сбор лома черных металлов в ДФО составил 1,4 млн тонн, из них 1 млн тонн был вывезен на экспорт, преимущественно в Южную Корею.

Своим постановлением правительство разрешило экспорт лома только девяти дальневосточным портам: это Петропавловск-Камчатский, Магадан, Мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри, Москальво, Пригородное, Шахтерск. Выбор портов объясняется тем, что указанные девять портов находятся вдали от основных мест сбора и переработки лома и не оснащены необходимой железнодорожной инфраструктурой.

По мнению экспертов, принятая мера воплощает в себе заботу о единственном крупном предприятии региона по переработке металлолома – заводе «Амурметалл» и ставит ломозаготовителей в зависимость от него. Выпуская около 250-300 тыс. тонн арматуры в год (с намерением расширения производства до 700 тыс. тонн), значительную часть продукции предприятие экспортирует в Южную Корею.

При этом данная мера противоречит интересам стивидоров и ломозаготовителей. «Потеря около 1 млн тонн в год стабильной грузовой базы для портов вызовет снижение выручки на 700-800 млн рублей, такое же уменьшение таможенных платежей в бюджет, сокращение сотен рабочих мест», – говорилось в обращении приморских стивидоров к Законодательному собранию Приморского края еще на этапе подготовки проекта правительственного постановления. Ограничение экспорта лома, по оценкам экспертов, вызовет снижение объемов его сбора, что приведет к дефициту сырья (от которого, как ни парадоксально, в первую очередь пострадает «Амурметалл») и росту цен на него.

Вопрос об ограничении экспорта лома поднимался и на юге страны. В июле 2018 года власти Краснодарского края обратились в Минпромторг с просьбой квотировать экспорт лома из портов Азово-Черноморского бассейна, повысить экспортные пошлины или временно ограничить экспорт. Просьба была аргументирована тем, что «Абинскому электрометаллургическому заводу» (АЭМЗ) и «Новоросметаллу» нужно не менее 2,33 млн тонн лома в год, но в связи с ростом экспорта лома из портов бассейна у заводов наблюдается дефицит сырья.

Однако против введения данных мер выступили заготовители лома, выдвинув свои аргументы, а именно: введение квот и заградительных пошлин обернется неизбежным падением закупочных цен заводов и уходом части ломозаготовителей с рынка. В результате проект остался «на бумаге».

Избежать административных ограничений на экспорт лома или их угрозы пока удалось только портам Балтики, что, вероятно, связано с более конкурентным рынком по его переработке в регионе, а также дискриминационными мерами со стороны ЕС и, как следствие, сокращением объемов перевалки.

Впрочем, даже при отсутствии административных ограничений стивидоры отмечают, что металлолом остается проблемным грузом из-за статуса «существенно важный товар» для внутреннего рынка – он часто попадает под пристальный таможенный досмотр и даже под аресты, и опять же всегда может наступить «исключительный» случай.

В заключение

Действительно ли необходимы рынку административные ограничения экспорта металлолома – вопрос спорный. Очевидно лишь то, что одни эти меры не смогут решить проблемы повышения эффективности сбора и переработки металлолома внутри страны.

В связи с этим значимым представляется создание благоприятных условий для реализации лома на внутреннем рынке, например, путем применения разного рода мер господдержки, включая установление льготного режима для ведения бизнеса. Должна быть усилена работа по ликвидации «серых» схем в отрасли.

Повысить собираемость металлолома и вовлечение его в оборот могут и стимулирующие меры к раздельному сбору и сортировке отходов физическими лицами с последующей сдачей вторичного сырья, но они пока находятся в начальной стадии формирования.

Все эти меры должны помочь реализовать потенциал отрасли и обеспечить ломом как потребности внутреннего рынка, так и экспорта.

Морские порты №10 (2018)

Вернуться к разделу Грузовая база

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *