Двойка за четверть

Полина Волошина журналистка

Начнем с самого главного — плохие оценки никогда не должны быть поводом для домашних скандалов и никогда не должны оставаться без внимания. Своего рода это сигнал о том, что у вашего ребенка случилась проблема с ним самим, или с его окружением, или даже с вами? Собираемся с духом и начинаем разбираться.

Есть несколько десятков причин, почему ребенок может получать плохие оценки

Рассмотрим самые популярные:

  • Вашему ребенку элементарно скучно (и чем ребенок умнее, тем скучнее ему может быть). Система образования не совершенна, учебники плохие, да и приличных учителей с горящими глазами и хорошо подвешенным языком единицы (и, к сожалению, запросто может быть, что в вашей школе не будет ни одного). Великие педагоги могут заинтересовать любым предметом и в любом возрасте. Ту же пропись можно преподносить, как каллиграфию, рассказывая, какие виды этого искусства существуют и показывая не только «мамамылараму», но и арабскую вязь или японские иероглифы.

История — предмет, который по сути своей не может быть скучным, ведь исторические сериалы это то, от чего не в силах оторваться ни один человек, но именно предмет истории чуть ли не более всех пострадал в школьной системе и превратился из увлекательного мира великих личностей и событий, в невыносимую таблицу из фамилий и дат!

Математика может быть показана, как захватывающая логическая игра, а уж биология, физика и химия это вообще магия в чистом виде! Но нет, все эти науки умудряются преподавать так, что со скуки даже мухи дохнут, что уж говорить про детей, в которых заложен термоядерный запас энергии? Им даже просто удерживать себя сидя в одном положении на протяжении 45 минут катастрофически сложно, а тут еще надо запоминать кажущуюся абсолютно бессмысленной и неинтересной информацию.

Да, существует мнение, что ребенок должен уметь усваивать даже скучный предмет, из скучного учебника, с объяснениями скучного учителя. Должен, но не хочет.

И знаете как это называется? Плохая дисциплина? Нет, это естественная реакция здорового ребенка без травмированной психики. Если ваш ребенок говорит, что ему скучно — ищите подход, объясняйте сами, меняйте школу или просто забейте. В конце концов, это не стоит того, чтобы заставлять страдать маленького умного человека!

  • Ваш ребенок еще не дозрел. Родители жутко эгоистичные существа. Они только кричат, как любят своего ребенка, а на деле большинство постоянно видит в своем малыше уникума и мечтает о том, как он станет самым умным в классе, самым быстрым в спорте и самым богатым в бизнесе. Слушайте, но это не любовь — это скачки, собачья выставка или ярмарка тщеславия. Любовь к ребенку это желание видеть его счастливым. Совершенно нормально, если кто-то в 6 лет уже считает до ста, а кто-то научится этому только к 8 годам. В свои 18 эти двое скорее всего будут соображать на одном уровне, но в маленьком возрасте разница может быть более ощутима. Если ваш ребенок в 6 лет уже легко справляется с программой 1 класса — отдавайте его в школу и радуйтесь оценкам. Если же он мучается и не может решить элементарные задачи, с которыми, как вам кажется, он уже должен справляться, отстаньте от малыша и не заставляйте его учиться насильно. Лишний год погоды не сделает, зато поможет ребенку дозреть и не чувствовать себя в классе самым слабым. Зато чрезмерная зубрежка, дополнительные занятия в саду или даже репетиторы для дошкольника это самый короткий путь к серьезным проблемам с психикой в дальнейшем.

Вашего ребенка не любит учитель. Да сплошь и рядом такое, особенно, если ребенок хоть немного отличается от стандарта. Чуть более шумный, более тихий, более подвижный или более замкнутый. Учителя тоже живые люди, они практически всегда осознанно или нет, кому-то симпатизируют (и, в таком случае, могут прощать любые ошибки, тянуть, завышать оценки и давать второй, третий, десятый и двадцать пятый шанс исправиться), а могут невзлюбить и все в этом ребенке будет учителя раздражать.

Если к несправедливым оценкам в школе, которые и так очень обидно получать, добавится еще и критика родителей, убежденных в том, что учитель всегда прав, вы очень быстро получите либо сломанного ребенка, либо проблемного

Проблемы будут расти, как снежный ком и, однажды начав эту борьбу, вы уже не сможете ее остановить, рискуя потерять контакт с ребенком на долгие годы.

  • Ситуация, когда стоит напрячься — ваш ребенок приносит плохие оценки по определенному предмету. Приносит их часто, будто учителю доставляет удовольствие раз за разом убеждаться, что ученик не справляется с предметом. Учитель не вызывает вас для разговора, не предлагает решений, не предлагает ребенку остаться после уроков и обсудить проблему. Заметили нечто подобное — бегом в школу! Поговорите с педагогом. Поговорите с директором. Займите позицию человека, который хочет разобраться, пока никого не обвиняя, но и не делая виноватым ребенка! Всегда помните и, не забывайте ни на секунду — эти люди в школе вам никто, а ваш ребенок ваше все. Никогда не нападайте на ребенка, чтобы «выслужиться» перед учителями. До сих пор с содроганием вспоминаю реплики некоторых родителей на школьных собраниях, когда, выслушав критику в адрес своего ребенка, они отвечали «Ух, я приду ноги ему переломаю!», «Ух я ему всыплю», «Ну все, больше никакого ему компьютера!» и прочие угрозы, будто это должно было поднять их в глазах представителей школы и показать, какие они хорошие и ответственные! Это предательство в самом чистом виде, а когда ребенка предает его родитель — ребенок разрушается и получает травмы, которые остаются с ним на всю жизнь.
  • В вашей семье произошли перемены. Возможно, вы не предали этому значения и не заметили связь между неким событием и плохими оценками, а ведь большая вероятность, что внезапное падение успеваемости напрямую связано с тем, что произошло в семье.

Самой распространенной причиной, пожалуй, является рождение еще одного ребенка.

Тогда маленький человек, особенно если он привык быть единственным, внезапно перестает быть малышом, переходит в разряд «совсем больших» (к чему он может быть не готов) и, как ему кажется, лишается внимания и любви родителей. Как будто все самое лучшее теперь достается кому-то другому, а от него просто избавились, отправив в школу. Плохие оценки и плохое поведение в этом случае могут быть попыткой обратить на себя внимание, но занятые младенцем родители внимания не обращают, а только страшно сердятся, словно подталкивая к новым и новым «испытаниям» их нервной системы. «Да что ж такое случилось?» — злятся родители. — «Почему ребенок стал таким ужасным?» Или даже «За что ты так с нами поступаешь?» «За то, что вы променяли меня на другого», — думает ребенок, а иногда даже не думает и сам не понимает, почему превратился в маленькое чудовище, постоянно доводящее маму до слез. В такой ситуации стоит бросить все силы на восстановление доверия.

Прозвучит странно, но своему старшему ребенку вы сейчас нужнее, чем новорожденному.

Другими причинами могут быть развод родителей и неосознанная или осознанная «месть» за расставание с любимым родственником, болезненная реакция на изменившееся поведение мамы, если после развода она стала раздражительной, депрессивной или, допустим, ударилась в поиски новой любви, забыв о ребенке (что, к сожалению, так же естественно, как и безобразно). Или даже переезд в другое место, город или страну, что как бы выбивает почву из под ног и может сделать ребенка неуверенным в себе. Отдельная тема это смерть кого-то близкого, но уж такую явную причину, я думаю, никто не проглядит.

  • Состояние здоровья И это тоже может быть тревожным сигналом. Довольно часто родители ищут причину во внешних факторах, в то время, как поводом для низкой успеваемости может быть какое-то заболевание, перенапряжение, авитаминоз или просто недосып. Возможно вам стоит пересмотреть график активностей вашего ребенка, ведь если помимо школы он занимается еще и программированием, шахматами, плаванием и французским языком, то, вполне возможно, он банально выматывается и уже не в силах воспринимать новую информацию. Если нагрузки посильные — покажитесь педиатру и пройдите медицинский осмотр, быстрая утомляемость и невозможность воспринимать и запоминать информацию, к сожалению, может быть симптомом заболевания. А может быть ваш ребенок просто плохо спит? Проследите, как долго он спит и насколько качественным сном. В спальне ребенка должна быть удобная кровать с жестким матрасом, абсолютная темнота (блэкаут шторы вам в помощь, если, конечно, у ребенка нет страха темноты), чистый прохладный воздух и отсутствие посторонних звуков (шум с улицы, включенный телевизор или шумный сосед (брат, сестра) не дают хорошенько выспаться и восстановиться, а значит и с вниманием будут серьезные проблемы.
  • Ваш ребенок не любит учиться. И такое тоже бывает. Он уже и дозрел, и школа отличная, и учителя его обожают, и дома все замечательно, а он не любит и все. Читать ему скучно, считать не нравится, пишет, как курица лапой, отвлекается, смотрит в окно, ворон считает, рисует роботов, болтает с другими, спит на уроках или даже поет

Что ж, это будет непростой путь, но вы справитесь.

  • С большой долей вероятности у вас растет неординарная личность, которая просто не приемлет вписывание себя в какие либо рамки. Смиритесь, проявите понимание и уважение. Попробуйте разглядеть интерес и талант, сменить направление школы (перейдя, допустим, в спортивную или более творческую?) А может даже вам придется рассмотреть вариант домашнего обучения или же просто махнуть рукой и позволить ребенку учиться как попало, решая проблемы по мере их поступления.

И знаете — увидев в следующий раз двойку в дневнике, сразу же найдите за что похвалить ребенка и похвалите его. Пусть он знает, что любовь никак не связана с оценкой его способностей какими-то чужими людьми и для родителей он самый лучший вне зависимости от его успехов в школе.

Игры разума

Наталья Михайловна, многие родители, садясь за уроки вместе с ребенком, фактически сами начинают делать за него задание. Как избежать этой ошибки?

Наталья Мякишева: Родители должны понять: главное не отметка в дневнике, а реальные знания. Вместо того чтобы решать за школяра примеры, скачивать доклады из Интернета, нужно помочь ему научиться думать, рассуждать. Ни в коем случае нельзя давать правильные ответы «в лоб», только наводящие вопросы: «А ты уверен, что это решается именно так? А если применить вот это правило, что произойдет?» Важно поддерживать настрой: ты справишься, ты сможешь.

Но как все-таки приучить делать домашнее задание самостоятельно?

Наталья Мякишева: Прежде всего — правильный режим. Если ребенок садится за уроки поздно вечером, решить сам он уже точно ничего не сможет. Домашнее задание надо делать днем, но не сразу после школы, а сначала немного отдохнуть. Нужно заранее договориться: сначала уроки, потом мультики. Вы должны показать, что понимаете, как ему непросто, но уроки сделать нужно. Важно установить доверительные отношения и не выглядеть «тираном».

Во время занятий все гаджеты и игрушки убирайте подальше, чтобы не отвлекали. И не приказывайте! Окрик «Быстро сел за уроки!», может, и заставит это сделать, но толку будет мало. А к учебе вообще может появиться отвращение.

А как реагировать на двойки?

Наталья Мякишева: Только не наказывать! Совет: наберите воздуха и сосчитайте до 10. И только потом расспросите, в чем причина. Надо, чтобы ребенок сумел внятно рассказать. Объясните ему: двойка — это плохо, но исправимо. Часто детей пугают: «Получишь хоть одну двойку, пеняй на себя». Этого категорически делать нельзя.

У знакомой сына невозможно было оторвать от компьютера. Но мама нашла выход: загрузила ребенка по полной — возит в музыкальную школу, на плавание, хоккей. А если нет такой возможности?

Наталья Мякишева: Да, компьютер — серьезный конкурент родителям. Нужно понять, почему ребенку интереснее в виртуальном мире. Поговорите. Хорошо, если мотивы на поверхности: в Сети интересно, весело. Тогда легче предложить альтернативу. Если же мотивы неясны, впору бить тревогу. Значит, вы что-то про ребенка не знаете.

Гаджеты вытесняют книги. Ребенок чаще держит в руке мышку, чем ручку. Это плохо?

Наталья Мякишева: Есть печальные примеры, когда дети еще не научились говорить, но уже запускают в планшете любую игру, могут ее самостоятельно скачать и установить. Ребенок должен сначала освоить речь, научиться простым манипуляциям с предметами. В том, что он лучше владеет планшетом, чем речью, есть отсроченная проблема: в период формирования речи, навыков живого общения малыш обделен опытом. А значит, в будущем ему будет сложнее понимать эмоции. Крайний пример отсутствия адекватного общения — дети-«Маугли». Их социализация почти невозможна.

Кстати, в планшетах кроме игр есть полезные образовательные программы, а те же электронные ручки позволяют облегчить учебный процесс. Но все новинки могут быть использованы как с пользой, так и во вред.

Есть какие-то игровые методы, которые помогают запоминать стихи, даты, правила?

Наталья Мякишева: Есть забавный феномен: стихотворение лучше запомнит не тот, кто учил, а тот, кто сидел рядом и слушал. Поэтому ребенку можно предложить поиграть: ты учитель, я сейчас тебе буду рассказывать стишок, а ты меня проверяй. Узнать, насколько развита у ребенка память, можно с помощью простых упражнений. Например, произнести 10 не связанных между собой слов с перерывом в 1 — 2 секунды, и попросить его повторить. Если повторит все 10 — память отличная, 7 — тоже хорошо.

Можно предложить ребенку вспомнить путь от дома до школы и в это время произносить разные слова. А он мысленно должен вписывать эти слова в конкретные картинки. Скажем, слово «кот», — представить кота в подъезде. «Зеленка» — представить, что у соседнего дома кто-то разлил зеленку. Когда вы эти слова произнесете, попросите ребенка их повторить. Этот метод ассоциаций подойдет и для запоминания дат, иностранных слов. Иностранные слова хорошо запоминаются, если написать их на карточках, а потом играть ими в лото. А правила русского языка можно превратить в стихотворение. Многие помнят, как в школе учили падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Исторические даты некоторые дети лучше запоминают, нарисовав схемы или систему временных координат. Все зависит от того, как ребенку лучше запоминать — с помощью образов или структурируя информацию.

Обязан ли учитель подмечать ошибки , может ли учитель ничего не исправить и при этом поставить 2 ?

Анна Андреева 22927 2 года назад Пользователь TQ

Никогда не слышала о каком-то своде «обязанностей» учителя по проверке работ. Не знаю, конечно, как в государственных школах, но в частных языковых, где я работала, никто преподавателей не обязывает как-то «правильно» проверять работы. Одни забирают тетради на дом, другие перед уроком выборочно смотрят несколько упражнений, третьи спрашивают только — «есть какие-то вопросы по домашнему заданию»?

Подход к исправлению ошибок тоже может быть разным. Сейчас, например, набирает популярность не исправление ошибок красной ручкой, а подчеркивание правильных вариантов зеленой — так у ученика не страдает самооценка (я наделал кучу ошибок!). В тестах я люблю ставить напротив задания знаки + и -. Тоже, по-моему, логично — если мы отмечаем неправильные предложения, то почему не отмечать и правильные? Ошибки люблю не исправлять а подчеркивать — зачем делать работу за ученика?

Ну, а насчет того чтобы совсем не проверять работу — такое тоже возможно, если сдают откровенный трэш, демонстрирующий неуважение к преподавателю. Например, когда сдают «сочинения», сделанные через гугл-транслейт. Это всегда видно с первых слов, и я недоумеваю когда вижу преподавателей, тщательно исправляющий ошибки автоматического переводчика. Ну или когда в тестах ставят случайные варианты. Как-то пришли две девушки писать вступительный тест, сидели над ним минут 40. Когда сдали работу первой фразой было «He am my friend». Спрашивается, что тут дальше проверять? (И да, чем они занимались все эти 40 минут???)

Может ли учитель исправить оценку в журнале, если она поставлена по ошибке?

Классный журнал — документ строгой отчетности. С его помощью контролируют работу учителей. Администрация школы специально отслеживает, насколько правильно учителя ведут журнал. Также его изучают и проверяющие органы.

Ответственность перед проверяющими органами за правильность заполнения классного журнала несет лично директор. За большое число исправлений его могут наказать. А директор, в свою очередь, может наказать за нарушения порядка ведения школьной документации учителя.

Школа имеет право утверждать свои правила ведения классного журнала. Обычно этот документ так и называется «Положение о ведении классного журнала».

Как понять в каком порядке исправляют отметки?

1. Для начала нужно найти на школьном сайте и изучить Положение о ведении классного журнала. Именно в этом документе может содержаться либо запрет на исправления в журнале, либо порядок их внесения.

Примеры Положений о ведении классного журнала:в школе №29;в школе №8;в школе №89.

Если в локальном акте школы однозначно говорится «в классном журнале исправления не допускаются», то бесполезно упрашивать учителя исправить отметку. За такие действия учителя, скорее всего, накажут: лишат премии или объявят выговор.

Но, чаще локальные акты указывают на возможность внесения исправлений:

Выдержка из Положения о ведении классных журналов:

Все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно, чернилами одного цвета (синий, фиолетовый). Если при работе в журнале допущена ошибка, необходимо, зачеркнув неправильную оценку, четко исправить её, заверить достоверность исправления своей подписью и записью в нижней части страницы, например: «У Иванова Петра
исправленной отметке за первую четверть «4» (хорошо) верить». Исправление отметки за четверть, полугодие или год должно быть заверено подписью директора школы и гербовой печатью. Недопустимо при исправлении в журнале использование корректирующей жидкости или других закрашивающих средств.

В этом случае можно настаивать на внесении исправлений в журнал. При этом разрешение вносить исправления в классный журнал не означает, что учителя за это не накажут. Если таких исправлений будет много, учителя все равно могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выдержка из локального акта:

Злоупотребления учителя, допускающего систематические исправления, фальсифицирующие истинную картину знаний учащегося, являются серьезным нарушением. В случае обнаружения вышеуказанных нарушений директор школы обязан потребовать от учителя письменного объяснения и применить к нему меры дисциплинарного воздействия.

2. Возможно в вашей школе вообще нет порядка ведения классного журнала. В этом случае учитель может решить вопрос о внесении исправлений самостоятельно. Лучше, если он обратиться за разрешением к администрации школы и согласует форму внесения исправлений с завучем. Правила на счет исправлений могут быть неписанными.

3. Если учитель отказывается вносить исправления в журнал, все равно по каким причинам, учащемуся остается только одно: написать заявление на имя директора школы с просьбой не учитывать отметку, которая была выставлена ошибочно. За этим должно последовать разбирательство и директор школы должен будет решить вопрос.

Уведомление для неудовлетворительных отметок.

УВЕДОМЛЕНИЕ

Ув. родители!

Довожу до Вашего сведения, что Ваш сын(дочь)_____________________________________________, ученик(ца)____ класса СОШ №37 по результатам ___ четверти имеет неудовлетворительные оценки по следующим предметам:__________________________________________________________________

«__»_____ 20__г. Кл.рук.______________/__________________/

Ознакомлен(а): _____________/__________________/

УВЕДОМЛЕНИЕ

Ув. родители!

Довожу до Вашего сведения, что Ваш сын(дочь)_____________________________________________, ученик(ца)____ класса СОШ №37 по результатам ___ четверти имеет неудовлетворительные оценки по следующим предметам:__________________________________________________________________

«__»_____ 20__г. Кл.рук.______________/__________________/

Ознакомлен(а): _____________/__________________/

УВЕДОМЛЕНИЕ

Ув. родители!

Довожу до Вашего сведения, что Ваш сын(дочь)_____________________________________________, ученик(ца)____ класса СОШ №37 по результатам ___ четверти имеет неудовлетворительные оценки по следующим предметам:__________________________________________________________________

«__»_____ 20__г. Кл.рук.______________/__________________/

Ознакомлен(а): _____________/__________________/

УВЕДОМЛЕНИЕ

Ув. родители!

Довожу до Вашего сведения, что Ваш сын(дочь)_____________________________________________, ученик(ца)____ класса СОШ №37 по результатам ___ четверти имеет неудовлетворительные оценки по следующим предметам:__________________________________________________________________

«__»_____ 20__г. Кл.рук.______________/__________________/

Ознакомлен(а): _____________/__________________/

УВЕДОМЛЕНИЕ

Ув. родители!

Довожу до Вашего сведения, что Ваш сын(дочь)_____________________________________________, ученик(ца)____ класса СОШ №37 по результатам ___ четверти имеет неудовлетворительные оценки по следующим предметам:__________________________________________________________________

«__»_____ 20__г. Кл.рук.______________/__________________/

Ознакомлен(а): _____________/__________________/

Бланки уведомлений родителей о неуспеваемости учащихся

Информация

Уважаемые ________________

Доводим до вашего сведения, что ваш сын ____________ по итогам четверти не успевает по:

Пропущено ________ урока(ов) без уважительной причины.

1 четверть__________2 четверть_______________

3 четверть__________4 четверть________________

Просим принять меры по исправлению создавшейся ситуации.

Классный руководитель___________ Селиванова Т.М.

С информацией ознакомлен(а)______________________(число, подпись)

Информация

Уважаемые __________________

Доводим до вашего сведения, что ваш сын ________________ по итогам

четверти успевает по:

Пропущено ________ урока(ов) без уважительной причины.

1 четверть__________2 четверть_______________

3 четверть__________4 четверть________________

Просим принять меры по исправлению создавшейся ситуации.

Классный руководитель___________ Селиванова Т.М.

С информацией ознакомлен(а)______________________(число, подпись)

Информация

Уважаемые Анатолий Юрьевич Людмила Сергеевна!

Доводим до вашего сведения, что ваш сын (дочь) _____________________ по итогам не успевает по:

Пропущено ________ урока(ов) без уважительной причины.

1 четверть__________2 четверть_______________

3 четверть__________4 четверть________________

Просим принять меры по исправлению создавшейся ситуации.

Классный руководитель___________ Селиванова Т.М.

С информацией ознакомлен(а)______________________(число, подпись)

Информация

Уважаемые Александр Александрович и Ирина Геннадьевна!

Доводим до вашего сведения, что ваш сын (дочь) _____________________ по итогам не успевает по:

Пропущено ________ урока(ов) без уважительной причины.

1 четверть__________2 четверть_______________

3 четверть__________4 четверть________________

Просим принять меры по исправлению создавшейся ситуации.

Классный руководитель___________ Селиванова Т.М.

С информацией ознакомлен(а)______________________(число, подпись)

Информация

Уважаемая Римма Маисовна!

Доводим до вашего сведения, что ваш сын (дочь) _____________________ по итогам не успевает по:

Пропущено ________ урока(ов) без уважительной причины.

1 четверть__________2 четверть_______________

3 четверть__________4 четверть________________

Просим принять меры по исправлению создавшейся ситуации.

Классный руководитель___________ Селиванова Т.М.

С информацией ознакомлен(а)______________________(число, подпись)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *