Договор управления МКД 2018

Содержание

Управляющая организация избрана на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая компания обязана заключить договор управления многоквартирным домом с каждым собственником.
1. Обязан ли собственник подписать такой договор?
2. В случае передачи квартиры в оперативное управление договор подписывает собственник или организация, которой передан объект в оперативное управление?

10 октября 2018

1. В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Порядок заключения договора управления многоквартирным домом регламентирован ст. 162 ЖК РФ. Так, при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). При этом действующее жилищное законодательство не содержит правовых средств понуждения к заключению договора управления общим имуществом многоквартирного дома с управляющей организацией в случае отказа собственника от его заключения, за исключением ситуации, когда управляющая организация выбрана по результатам открытого конкурса, объявленного органом местного самоуправления*(1) (ч. 5 ст. 161 ЖК РФ). В этой связи смотрите, к примеру, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.09.2013 N 5-КГ13-86, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.03.2017 по делу N А73-5536/2016, решение Арбитражного суда Амурской области от 29.06.2016 по делу N А04-12261/2015.
В рассматриваемом же случае управляющая организация не была выбрана по результатам открытого конкурса, объявленного органом местного самоуправления. Следовательно, обязанность заключения договора с управляющей организацией у собственника помещения отсутствует, поскольку она не предусмотрена ни Гражданским кодексом РФ, ни иными федеральными законами, а также не обусловлена принятым на себя в добровольном порядке обязательством. Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 01.07.2011 N Ф05-5902/11 по делу N А40-121079/2010, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.06.2012 по делу N А10-5263/2011, решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2013 по делу N А55-32908/2012)*(2).
Однако отказ собственника помещения от подписания договора управления многоквартирным домом не освобождает его от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением общим имуществом этого дома в целях его содержания и эксплуатации. Из положений ст. 210, ст. 249 ГК РФ, ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ следует, что на собственника помещения в многоквартирном доме возлагается обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей организацией.
Отметим, что обладатели иных вещных прав, включая право оперативного управления, в приведенных нормах не упоминаются. Вместе с тем право оперативного управления действующим законодательством рассматривается как ограниченное вещное право наряду с правом собственности (ст. 216 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Высший Арбитражный Суд РФ придерживается позиции о том, что передача помещения в многоквартирном доме в оперативное управление исключает содержание общего имущества собственником помещения, в силу закона соответствующее бремя возлагается на лицо, которому помещение передано в оперативное управление (смотрите, к примеру, определение от 23.03.2011 N ВАС-3145/11, определение от 25.05.2012 N ВАС-6027/12). Поэтому, если при передаче помещения в оперативное управление собственник не сделал изъятий в части сохранения за собой ответственности по его содержанию, в том числе по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивающего функционирование переданного помещения, то бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме возлагается на лицо, обладающее помещением на праве оперативного управления (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N 08АП-1102/12). Это связано с тем, что при передаче имущества в оперативное управление публично-правовое образование, сохраняя титул собственника этого имущества, утрачивает свои основные правомочия по владению и пользованию этим имуществом.
Таким образом, отсутствие договорных отношений с управляющей организацией не освобождает субъекта права оперативного управления от участия в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.11.2017 N 305-ЭС17-10430, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 N 06АП-7607/16).
2. По вопросу о правомочии субъектов права оперативного управления на помещение в многоквартирном доме заключать договоры с управляющей организацией отметим, что на основании п. 1 ст. 296 ГК РФ такие лица ограничены лишь в правомочии распоряжения закрепленным помещением. В то же время управление общим имуществом многоквартирного дома не предполагает распоряжения им, поскольку содержанием правоотношений по договору управления является обеспечение надлежащего содержания общего имущества дома, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг пользователям помещений (ст. 161 ЖК РФ). Поэтому запрет на отчуждение или распоряжение иным способом закрепленным имуществом, установленный в ст. 298 ГК РФ, не включает в себя запрет обладателю права оперативного управления на помещение в многоквартирном доме заключать с управляющей организацией договор управления многоквартирным домом. Заключение такого договора происходит в рамках владения и пользования закрепленным имуществом и не противоречит ни целям деятельности правообладателя, ни интересам публичного собственника (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 N 14АП-1807/12, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 N 06АП-6241/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

19 сентября 2018 г.

————————————————————————-
*(1) Открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в случаях, указанных в ч. 13 ст. 161 и ч. 5 ст. 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ).
*(2) Справедливости ради заметим, что отдельные суды обязывают собственников заключить договор с управляющей организацией, даже если решение об ее избрании принято на общем собрании домовладельцев (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2007 по делу N А53-5212/07). Полагаем, что такой подход не согласуется с основополагающим гражданско-правовым принципом свободы договора, закрепленным в п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ.

Какой порядок заключения договора управления многоквартирным домом?

Мы выбрали наиболее общий из них — о порядке заключения договора управления многоквартирным домом, и предлагаем вам краткий ответ на него.
Как мы с вами определились ранее, одним из способов управления многоквартирным домом, предлагаемым собственникам помещений, является управление управляющей организацией.
Управляющая организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Такое определение управляющей организации содержат Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 580 от 29.07.2010) .
Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, что установлено пунктом 3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, причем решение общего собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статья 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников жилья.
Многоквартирный дом в соответствии с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления заключается в письменной форме путем составления одного (единого) документа, подписанного сторонами.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников с каждым из них заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления на основании п. 3 ст. 162 ЖК РФ должны быть указаны следующие данные:
— состав общего имущества дома, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес дома;
— перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, порядок изменения этого перечня, а также перечень предоставляемых управляющей организацией коммунальных услуг;
— порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы;
— порядок осуществления контроля над выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления.
При заключении договора собственникам помещений необходимо помнить, что они одновременно являются сособственниками земельного участка под таким домом и общего имущества дома (это например, крыши, лифт, лестничные марши и т.д.).
Оформление каких-либо отдельных документов о собственности для этого не требуется.
Так вот, если на стене дома располагается реклама, в общем подвале — магазинчик, на крыше дома — оборудование сотовых операторов, а на общей придомовой территории ларек по продаже овощей и фруктов, собственникам имущества необходимо срочно поручить управляющей компании – разобраться: кто, куда и в какой сумме оплачивает деньги за аренду общего имущества.
ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ!

Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (см. ч. 1 ст. 162 Кодекса).

Таким образом, управление многоквартирным домом осуществляется на основе письменного договора управления, предусмотренного ст. 162 Кодекса. Указанный договор должен представлять собой единый документ, подписанный сторонами. Поскольку данная норма ч. 1 ст. 162 является императивной, договор управления не может быть заключен путем обмена документами при помощи средств связи (см. п. 2 ст. 434 ГК РФ).

В соответствии с п. п. 90 – 92 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 “О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом”, победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств.

Победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме для подписания указанных договоров в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке).

В случае если победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 1.1 ст. 162 Кодекса в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 161 Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем 50% от их общего числа.

Приведенные правила установлены для случаев, когда вводятся в эксплуатацию вновь построенные или реконструированные многоквартирные дома. Лица, принявшие от застройщика помещения в многоквартирном доме, обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ. Таким образом, на указанных лиц (которые не являются собственниками помещений) возложены те же обязанности, связанные с заключением договора управления, что и на собственников помещений в существующих многоквартирных домах.

Части 2 и 3 ст. 162 Кодекса определяют предмет договора управления и ряд его условий, которые следует считать существенными.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На практике целесообразно иметь в виду, что в приведенных нормах ч. 2 ст. 162 Кодекса допущена редакционная неточность: в качестве “другой стороны” договора управления названы, в частности, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Между тем субъектами правовых отношений являются не органы юридических лиц, а сами юридические лица. Органы юридического лица выступают во внешних отношениях (в том числе договорных) не от своего имени, а от имени соответствующего юридического лица (некоммерческой организации), которое они представляют.

Поэтому при согласовании проектов договоров управления в качестве стороны договора необходимо указывать не органы управления юридического лица (общее собрание, правление и др.), а само соответствующее юридическое лицо – товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если это не будет сделано, то впоследствии вполне возможно предъявление в суд требования, например, о признании соответствующей сделки недействительной полностью или в части (см. ст. ст. 166 – 181 ГК РФ).

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Приведенные положения ч. 3 ст. 162 Кодекса установлены в императивных нормах, которые не могут быть изменены соглашением сторон или проигнорированы ими при согласовании условий договора управления многоквартирным домом. Сведения, предусмотренные в п. п. 1 – 4 указанной части, в обязательном порядке должны быть указаны в договоре, так как они являются существенными условиями договора управления.

Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 9 Вводного закона действие статей раздела VIII Кодекса распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Договор управления многоквартирным домом содержит элементы различных договоров (на оказание услуг и выполнение работ), предусмотренных законом или иными правовыми актами. Поэтому такой договор относится к категории смешанных договоров. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (см. п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Сторонами договора управления многоквартирным домом являются: исполнитель соответствующих работ и услуг – управляющая организация; заказчик – собственники помещений в многоквартирном доме, лицо, указанное в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, – застройщик, а также образованные в таком доме товарищество собственников жилья либо специализированный потребительский кооператив.

Еще раз подчеркнем, что на стороне заказчика в указанном договоре может выступать соответствующее юридическое лицо (товарищество собственников жилья или потребительский кооператив) как субъект гражданско-правовых (в том числе договорных) отношений. Органы управления юридического лица в соответствии с законодательством и уставом реализуют компетенцию этого юридического лица и действуют от его имени, но самостоятельно вступать в договорные отношения такие органы управления не вправе. Целесообразно, чтобы законодатель исправил отмеченный дефект правовой нормы, установленной в ч. 2 ст. 162 Кодекса.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (см. ч. 4 ст. 162 Кодекса). Следует полагать, что данная правовая норма должна применяться по аналогии также в отношении лиц, которые хотя формально не являются собственниками помещений, но приняли от застройщика в установленном порядке помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче. Как уже отмечалось, указанные лица несут равные с собственниками помещений обязанности, связанные с заключением договора управления многоквартирным домом (см. также ч. 1.1 ст. 162 Кодекса).

Представляется, что договор управления многоквартирным домом, заключаемый с управляющей организацией, обладает признаками публичных договоров, регулируемых ст. 426 ГК РФ.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (см. п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ).

Как уже отмечалось, управляющей организацией Кодекс признает не только юридическое лицо любой организационно-правовой формы, но также индивидуального предпринимателя. При этом ст. 426 ГК РФ в качестве стороны публичного договора называет только коммерческую организацию. Однако противоречия здесь нет: к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом целесообразно иметь в виду, что индивидуальный предприниматель приобретает предпринимательскую (коммерческую) правоспособность после государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке <1>.

——————————–

<1> См. подробно: Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: комментарии, судебная практика, официальные разъяснения. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2014; http://www.urkniga.ru.

Сроки действия договора управления определяются по правилам ч. 5 ст. 162 Кодекса. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в ч. 1 ст. 162, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет (при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания);

2) в случаях, указанных в ч. ч. 4 и 13 ст. 161 Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года (соответственно: при выборе управляющей организации по результатам открытого конкурса, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; при заключении договоров управления многоквартирным домом лицами, принявшими от застройщика помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса);

3) в случае, указанном в ч. 14 ст. 161 Кодекса, на срок не более чем три месяца (если до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с ч. 13 ст. 161 Кодекса, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом).

Минимальный и максимальный сроки действия договора управления многоквартирным домом, установленные в императивных нормах ч. 5 ст. 162 Кодекса, не могут быть изменены соглашением сторон.

Окончание срока действия договора управления автоматически не прекращает действие такого договора. В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (см. ч. 6 ст. 162 Кодекса). Иными словами, если ни одна из сторон не заявила о прекращении договора управления по окончании срока его действия, то действие указанного договора пролонгируется на установленный в договоре срок без изменения условий договора.

Договор управления многоквартирным домом вступает в силу в день его подписания сторонами. По общему правилу, установленному в ч. 7 ст. 162 Кодекса, управляющая организация обязана приступить к исполнению ее обязанностей, установленных в договоре управления, не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. В договоре управления может быть предусмотрен иной срок, в течение которого управляющая организация должна приступить к исполнению своих обязательств по договору.

В связи с этим в письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14314-РМ/07 “О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом” <1> уточняется, что управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, обязана приступить к управлению многоквартирным домом не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.

——————————–

<1> Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 1.

Если в договоре управления установлен иной срок (больший или меньший) начала деятельности управляющей организации, то такие положения договора обладают приоритетом по отношению к общему правилу ч. 7 ст. 162 Кодекса.

Изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом производятся по правилам, установленным ст. ст. 450 – 453 гл. 29 ГК РФ.

Порядок изменения и расторжения договора установлен в ст. 452 ГК РФ. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

Последствия изменения и расторжения договора предусмотрены в ст. 453 ГК РФ. При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, то другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

В ч. ч. 8.1 и 8.2. ст. 162 Кодекса установлены специальные нормы, допускающие возможность одностороннего отказа от договора собственников помещений в многоквартирном доме.

Во-первых, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. ч. 4 и 13 ст. 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Во-вторых, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (см. п. 3 ст. 450 ГК РФ). Последствия изменения и расторжения договора, предусмотренные в ст. 453 ГК РФ, были охарактеризованы выше.

По смыслу ст. 310 ГК РФ, которая исходит из общего принципа недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий возможны в случаях, предусмотренных законом. Нормы, установленные в ч. ч. 8.1 и 8.2. ст. 162 Кодекса, в указанных в них случаях позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от договора управления на основании прямого указания закона.

В многоквартирных домах, находящихся в собственности жилищного либо жилищно-строительного кооператива или в которых созданы товарищества собственников жилья, управление осуществляется с учетом положений разделов V и VI Кодекса, посвященных регулированию деятельности указанных видов некоммерческих организаций.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Перечни документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, а также иных связанных с управлением таким домом документов установлены соответственно в п. п. 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность” <1>.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.

В технической документации на многоквартирный дом отражаются сведения о составе и состоянии общего имущества. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома утверждено Приказом Министерства регионального развития РФ от 01.06.2007 N 45 <1>. Форма инструкции по эксплуатации многоквартирного дома является приложением к указанному Положению.

——————————–

<1> БНА РФ. 2007. N 46.

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Поскольку Кодекс не устанавливает иное, имеющаяся в наличии техническая документация, а также иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, должны передаваться безвозмездно.

Согласно ст. 162 Кодекса передача технической документации должна осуществляться за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом. В соответствии со ст. 7 Кодекса аналогичная обязанность возникает у любых лиц, которые оказывают собственникам помещений услуги по содержанию и (или) выполняют работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основаниям, возникшим до введения в действие Кодекса. Указанная обязанность возникает независимо от наличия или отсутствия: письменного договора, содержащего условия об управлении, содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме; документа о наделении полномочий службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с ФЗ “О товариществах собственников жилья” (утратил силу с 01.03.2005).

Если срок прекращения договора управления многоквартирным домом (иного договора) определить невозможно (в частности, если такой договор отсутствует или был заключен без указания срока), то целесообразно осуществлять передачу технической документации за 30 дней до дня возникновения у лиц, указанных в ч. 10 ст. 162 Кодекса, обязанности управлять многоквартирным домом.

Реализация выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов (см. письмо Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 “О передаче технической документации на многоквартирный дом” <1>).

——————————–

<1> Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 1.

Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, детально регламентирован в п. п. 18 – 23 раздела V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 <1>.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2013. N 21. Ст. 2652.

Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, то управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Таким образом, по общему правилу ч. 11 ст. 162 Кодекса отчет о выполнении договора управления за предыдущий год управляющая организация обязана представить собственникам помещений в многоквартирном доме в течение первого квартала текущего года. Иной срок представления отчета управляющей организации можно установить в договоре управления.

Конкретные правила представления управляющими организациями ежегодных отчетов о выполнении договоров управления определяются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Например, Постановлением главы городского округа Троицк Московской области от 29.08.2008 N 170 “Об утверждении Положения о представлении управляющими организациями отчетов собственникам помещений многоквартирных жилых домов в г. Троицке о выполнении договоров управления за предыдущий год” <1> были утверждены указанное Положение, а также форма отчета управляющей организации о финансовой деятельности за отчетный период.

Временный договор управления многоквартирным домом

Управляющая организация обязательно выбирается на общем собрании всех жильцов дома. При заключении соглашения она обязуется выполнять все условия, которые в нем указаны.

Содержание любого помещения подразумевает различные расходы, а также использование качественных коммунальных услуг. В случае с большим жилым домом жильцам необходимо сотрудничать с компанией, которая способна их предоставить.

Понятие «договор управления многоквартирным домом»

Договор управления МКД является новшеством среди других гражданско-правовых договоров. Поэтому это понятие для многих остается незнакомым. Тем не менее, его необходимость для управления многоквартирным зданием с каждым годом становится все важнее. Данный документ заключается между управляющей организацией и владельцами жилых помещений.

Управляющая организация обязательно выбирается на общем собрании всех жильцов дома. При заключении соглашения она обязуется выполнять все условия, которые в нем указаны. Если компания не выполнит указанные требования или будут другие разногласия с жильцами, к ней могут применить санкции или расторгнуть договор.

Как заключается договор. Условия заключения и срок действия договора

Договор управления МКД заключается в письменной форме. Однако законодатель ничего не указал по поводу того, что устная форма договора не освобождает собственников от оплаты услуг. Утверждение собственниками компании, с которой будут сотрудничать жильцы дома, происходит:

  • во время общего собрания;
  • на собрании ТСЖ;
  • во время открытого конкурса.

Все три способа выбора управляющей организации являются абсолютно законными. И все правовые взаимоотношения регулирует соглашение, порядок заключения которого регламентирует законодательство. Содержание этого документа согласовывается сторонами. Что касается срока, на который заключается договор между компанией и собственником, то он регулируется Жилищным кодексом. Исходя из этого, договор управления МКД заключается на срок не менее года и не более чем на 5 лет.

Условия договора управления многоквартирным домом:

  • список услуг и работ, направленных на содержание дома;
  • цена предоставления услуг;
  • порядок, согласно которому будет происходит непрерывный контроль за выполнением управляющей организацией своих услуг.

Предмет договора управления и стороны договора

Договор управления МКД по закону можно заключить только с одной единственной управляющей организацией. Это компания, которая предоставляет жильцам коммунальные услуги и выполняет различные требования владельцев по ремонту и содержанию помещения. Исходя из этого, предметом данного договора можно назвать:

  • предоставление управляющей компанией услуг;
  • оказание различных работ по ремонту и содержанию дома;
  • другая деятельность, направленная на содержание здания.

Естественно, что одной из сторон данного соглашения является компания, предоставляющая жильцам различные услуги по эксплуатации дома. А вот с другой стороны его заключает либо общее собрание жильцов, либо ТСЖ. В первом случае заключение договора управления многоквартирным домом осуществляется обычно на общих основаниях, а во втором – соглашение подписывает председатель правления.

Перечень услуг и работ, согласованный в договоре. Коммунальные услуги

Между собственником и управляющей компанией должно произойти согласование всех условий соглашения. Это касается и предоставления необходимых услуг. Этот перечень составляется и прикладывается к договору после ознакомления с ним обеих сторон. Этот документ должен быть понятен и компании, и собственникам.

В перечне также нужно указать объем необходимых дому услуг и их стоимость.

Что касается коммунальных услуг, то их предоставлением занимаются соответствующие предприятия. И это также обязательно должно быть отражено в договоре, который заключается между управляющей организацией и жильцами. Если компанией будут осуществлены какие-либо нарушения, то к ней могут быть применены административные санкции. Договор должен содержать и стоимость всех без исключения коммунальных услуг.

Права управляющей компании. Контроль за выполнением ее обязательств и отчет о выполнении договора

Существует особый порядок осуществления управляющей организацией своей деятельности. Жильцам важно получать весь комплекс услуг вовремя. И в этом случае у компании появляется немало обязанностей. Тем не менее, организация, необходимая для управления жилым домом, имеет и свои права на:

  • взыскание с жильцов задолженностей;
  • распоряжение резервным фондом;
  • инспектирование эксплуатации жильцами помещений;
  • требование от собственников устранения нарушений и возмещения убытков.

Контроль за деятельностью управляющей организации является важной частью всего процесса управления домом. Порядок осуществления этого контроля содержит жилищное законодательство. Со стороны государства этим занимается специальная жилищная инспекция. Но такой контроль может инициироваться и любым собственником.

Одним из способов проверять деятельность организации является ее отчет.

Срок предоставления этого документа указан в ЖК РФ. Обычно это первый квартал года, в течение которого управляющая компания готовит отчет за прошедший год. Содержание документа, а также порядок его предоставления собственникам регулирует сама компания.

Продление, изменение, расторжение или прекращение договора

Форма договора управления многоквартирным домом, заключаемого между владельцами помещения и организацией, должна быть исключительно письменной. Это типовой документ, установленный законодательством. Порядок, согласно которому в этот документ могут быть внесены изменения, содержит ГК РФ.

Вносить изменения в договор или расторгать его можно и в одностороннем порядке, если в нем не указано другое. Это могут сделать и собственники жилых помещений, и сама компания. А так как договор является публичным, компания не может отказаться от предоставления услуг.

Расторжение договора управления многоквартирным домом может произойти и в суде, но для этого у сторон должны быть веские основания. Прекращен договор может быть только, если закончился срок его действия или в связи с прекращением обязательств.

Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

Ст. 162 ЖК РФ в последней действующей редакции от 3 апреля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключённый в порядке, установленном настоящей статьёй, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

  • 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
  • 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьёй 157.2 настоящего Кодекса;
  • 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьёй 157.2 настоящего Кодекса;
  • 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией её обязательств по договору управления.

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

  • 1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;
  • 2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;
  • 3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учётом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

10. Управляющая организация в течение трёх рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

12. Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

ВРЕМЕННОЕ управление МКД впереди.

С 1 января 2018 года многоквартирные дома, для которых не определена управляющая компания, могут попасть под временное управление

7 ноября 2017 .Екатерина Чернявская

Проект соответствующего постановления правительства представил для публичного обсуждения Минстрой России. Как отмечает министерство, новый механизм разрабатывается для организации временного управления многоквартирными домами (далее – МКД) в целях надлежащего содержания общего имущества. Причем под временным управлением многоквартирным домом предлагается понимать управление домом, в отношении которого собственниками не определен или не реализован способ управления, а открытый конкурс, проводимый органами местного самоуправления по отбору управляющей организации, признан не состоявшимся.

Планируется, что управление в такой форме будет осуществляться управляющей организацией на основании решения органов местного самоуправления, исполнительной власти городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя до момента:

•определения способа управления МКД;

•заключения договора управления МКД с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме;

•подведения итогов открытого конкурса.

Минстрой России предполагает, что для введения внешнего управления указанные органы власти будут издавать распорядительный документ о заключении договора временного управления. Однако планируется, что прогнозируемый срок действия такого договора будет зависеть от даты проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации и не сможет превышать один год даже с учетом возможного его продления. Кроме того, в числе обязательных условий договора планируется установить: соответствие обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома извещению о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, а также размера платы за содержание и ремонт жилого помещений размеру установленному органом местного самоуправления.

Деятельность по временному управлению МКД планируется прекращать в случаях:

•непродления срока действия соответствующего договора при том, что собственниками не определен или не реализован способ управления, а открытый конкурс, проводимый органами местного самоуправления по отбору управляющей организации, признан не состоявшимся;

•принятия собственниками помещений в МКД решения о непосредственном управлении МКД или избрания в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или другого специализированного потребительского кооператива (в том числе до окончания срока действия договора временного управления);

•заключения договора управления МКД с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в доме или по результатам открытого конкурса (в том числе до окончания срока действия договора временного управления).

Как поясняет министерство, в случаях, когда собственники помещений в МКД не выполняют свою обязанность выбрать один из способов управления домом (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса), а органы местного самоуправления в последующем проводят открытый конкурс (ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ), который признается несостоявшимся, часть МКД все равно остается без надлежащего управления.

В случае утверждения Порядка органам власти субъектов Федерации до 1 января следующего года нужно будет привести в соответствие с ним региональные НПА. Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза документа завершатся 24 ноября

>Изменение договора управления МКД: причины и способы

Внесение изменений в договор управления МКД: почему и как это делается

Взаимоотношения управляющей организации и владельцев квартир регламентируются, в первую очередь, заключенным между ними договором управления. Для максимального удовлетворения требований каждой из сторон этот документ требует тщательного согласования.

Участники договора

Если собственники квартир в МКД не воспользовались правом создания ТСЖ, то они обычно останавливаются на варианте подписания договора управления со специализированной компанией. Впрочем, при наличии товарищества к обслуживанию дома также может привлекаться УК. Соглашение с ней в таком случае подписывает именно ТСЖ.

Исчерпывающую информацию о том, кто может выступать в качестве сторон ДУ дает ст. 162 ЖК РФ:

  • одной стороной в обязательном порядке становится управляющая компания;
  • кто будет второй стороной, определяется способом управления МКД. Это могут быть непосредственно владельцы квартир, ТСЖ, представленное его руководителем или председателем правления, кооперативное объединение жильцов, лица, получившие дом от застройщика.

При отсутствии ТСЖ договор с управляющей компанией подписывается непосредственно собственниками. Здесь соглашение можно подписать с каждым из владельцев квартир в отдельности или в единственном экземпляре с председателем совета МКД. Управляющие компании привыкли к первому варианту, но второй позволяет сэкономить немало времени и денег. Действующие правила дают УК возможность самим организовывать заключение договора управления многоквартирным домом с председателем его совета. Как это делается – читайте в специальной статье в журнале «Управление МКД».

Условия договора, права и обязанности УК

Управляющая компания при подписании договора обязуется:

  • выполнять работы и услуги, связанные с управлением МКД;
  • заниматься содержанием общедомового имущества;
  • ремонтировать общедомовую собственность;
  • оказывать коммунальные услуги;
  • обеспечивать безопасные условия для жизни граждан;
  • заниматься информированием жильцов, собирать их жалобы и предложения, составлять акты выполненных работ и так далее.

По договору управления МКД управляющая организация также наделяется следующими правами:

  • требовать от собственников своевременной оплаты ЖКУ;
  • определять очередность выполнения работ по содержанию дома;
  • назначать сроки и выбирать подрядчиков;
  • проверять правильность полученных от жильцов показаний ИПУ;
  • обеспечивать сторонним лицам доступ к общим помещениям, если нужно устранить неполадки;
  • присутствовать на общедомовых собраниях.

УК может реализовывать и другие права, если они не вступают в противоречие с действующими законами.

Порядок отчета о работе УК, ошибки и решения

Управляющая компания регулярно отчитывается в своей деятельности перед жильцами. Порядок такого отчета обычно закрепляется в договоре управления. Составляется он регулярно на определенную дату или по завершении каких-то работ.

Отчет – это комплексное и всестороннее описание состояния МКД и общедомового имущества с материальной и технической стороны. В том числе, в нем приводится следующая информация:

  • расходы на ремонт и благоустройство;
  • цена коммунальных услуг;
  • меры по предотвращению пожаров;
  • техническое и санитарное состояние здания.

В отчете также определяется план работ на будущий период со сметой расходов.

Типичные ошибки в отчетности УК и рекомендации о том, как не допускать их, приведены в статье из нашего журнала «Управление МКД».

Как вносить изменения в договор

Существует два пути изменения договора управления МКД.

1. По соглашению сторон.

Новые условия оформляются в виде отдельного соглашения, которое подписывается в том же порядке, что и изначальный ДУ. В результате появляется дополнение к договору управления с подписями обеих сторон. Успешность заключения такого соглашения зависит от доброй воли каждого из участников. Если со стороны собственников необходимой подписи получено не будет, то существование изменений договора управления не признается.

2. По судебному решению.

В ст. 421 ГК РФ признается свобода граждан и организаций при заключении договоров. Принуждать кого-то к подписанию соглашения недопустимо за исключением случаев, когда такое обстоятельство определяется законом или добровольно принятым обязательством.

Если УК не удалось добиться изменения договора управления многоквартирным домом по соглашению сторон, то она может попробовать решить этот вопрос через суд. Судебный порядок становится возможным в двух ситуациях:

  • если вторая сторона допускает существенные нарушения условий договора;
  • если с момента подписания ДУ существенно поменялись обстоятельства работы, и этих изменений невозможно было предусмотреть заранее.

Цена договора управления

При заключении договора управления МКД обязательно определяется его цена. Она зависит от расценок на фактически проведенные работы и предоставленные услуги, а также от тарифов на ЖКУ.

При подписании ДУ мы рекомендуем указывать величину оплаты за содержание жилья и словами описывать тот порядок, по которому будет определяться цена договора. Если размер оплаты за жилье планируется индексировать, то в договоре следует описать методику индексации. Индекс можно выбирать самостоятельно, хотя его рекомендуется приравнивать к уровню инфляции, который указывает Росстат.

Более подробно о том, как работать с твердой и мягкой ценой договора вы можете узнать в тематической статье из нашего журнала.

Расторжение договора и его последствия

Если УК не удается добиться изменения договора управления МКД, а работа в сложившихся условиях чревата получением убытков, то остается крайняя мера – отказ от работы с домом. Это делается путем одностороннего расторжения ДУ. Провести данную процедуру непросто.

Расторгнуть договор управления МКД можно двумя способами:

  • по соглашению сторон;
  • через суд.

Подробнее о каждом из способов и тонкостях их реализации вы можете почитать в отдельной статье журнала «Управление МКД».

Срок действия договора управления многоквартирным домом согласно ЖК РФ составляет до 5 лет. Сложность его расторжения по инициативе УК во многом объясняется тем, что МКД не должен оставаться бесхозным. Полномочия прежней управляющей организации будут оставаться в силе до тех пор, пока собственники не выберут новую УО или иной способ управления. Подробнее о негативных последствиях расторжения договора управления и о том, как их минимизировать, читайте в посвященной этому вопросу статье.

Как изменить договор управления МКД и что для этого нужно?

Добрый день.

Подскажите, пожалуйста, как управляющей компании внести изменения в Договора управления многоквартирным домом?

— в соответствии с п. 8 ст. 162 Жилищного Кодека РФ, изменение договора управления МКД осуществляются в порядке, регулируемым гражданским законодательством.

— в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (ч.8 ст.162) и Гражданского кодекса РФ (ст.450 и 451) изменение договора управления МКД по инициативе одной из сторон проводится в судебном порядке (если другая сторона существенно нарушает условия договора, существенно изменились обстоятельства, предвидеть которые не представлялось возможным)

К примеру, требование или уведомление об изменении договора управления МКД управляющая компания должна направить собственникам (каждый из собственников является «стороной соглашения»), но не все жильцы МКД являются собственниками — адреса регистрации многих собственников неизвестны (некоторые покупают квартиру как вторую или третью, в ней не регистрируются, Договора управления МКД подписывают немногие).

Как фактически внести изменения в Договор управления МКД?

При отправке уведомления или требования жильцам (по почте, с описью вложения и с уведомлением о вручении) — мало кто на них ответит, тем более, не все собственники являются жильцами. Да и что указывать в самом уведомлении (настоящим уведомляем Вам о внесении изменений в договор…, просьба подтвердить Ваше согласие на внесение изменений, путем…?)?

После отправки уведомления (требования) об изменении договора, что дальше, подскажите, пожалуйста…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *