Договор на вывоз

Содержание

Заключение договора для вывоза крупногабаритного мусора

Договор на вывоз мусора – обязанность заключать подобный контракт в России лежит на юр.лицах, индивидуальных предпринимателях, физических лицах, собственниках помещений многоэтажных и загородных домов. Скапливающийся мусор является серьезной проблемой, поэтому отходы должны вывозиться на полигон – это законодательное требование. Деятельность такого рода регулируется с использованием договора на вывоз мусора. Причем сделка оформляется независимо от разновидности и уровня опасности отходов.

Что предпочесть: письменные или устные договоренности?

С организацией, которая вывозит отходы, требуется заключать письменный контракт, составленный по установленной форме. Устные договоренности не будут иметь никакого веса, если контролирующие органы придут с проверкой и обнаружат, что с предприятия или организации мусор вывозится непонятно кем и непонятно на каких основаниях.

Устно договариваться о том, что отходы будут вывозиться в определенные дни, могут только владельцы загородных домов, которые сами могут проконтролировать процесс, либо самостоятельно вывезти всё на свалку.

Что представляет собой это соглашение?

Договор на мусор – заключаемый двухсторонний контакт, который регламентирует предоставление услуг (оплата поступает от заказчика) по перевозке отходов. В договоре указано, что мусор будет вывозить фирма, утилизировать надлежащим образом. Документ зачастую содержит строчки и о предоставлении других услуг (уборка контейнеров, чистка и т.п.).

Какие данные нужно предоставить для заключения договора?

Заказчик должен предоставить исполнителю следующую информацию:

  • Тип вывозимого мусора, степень его опасности, габариты и другие характеристики вырабатываемых отходов.
  • Периодичность (сколько раз в день или неделю требуется оказывать услугу).
  • Необходимость специальной утилизации вывозимых отходов (или отсутствие в этой необходимости).

Также обязанность организации — предоставление всех необходимых данных о себе (адрес, отрасль работы и т.д.).

Как выглядит документ

Соглашение на перевозку отходов представлено письменным контрактом. Он оформляется в двух экземплярах. В нем указывается объект договора (разновидность вывозимых отходов). Если требуется вывозить опасный мусор, то дополнительно составляются паспортные документы, которые прилагаются к договорной документации, о чем сказано в пункте 3 статьи 14 «Закона об отходах».

Какие пункты договора на вывоз ТБО особенно важны?

Наиболее значимыми пунктами в образце любого соглашения на перевозку и последующее захоронение твердых бытовых отходов (ТБО) можно назвать:

  • Имена сторон (названия организаций, учреждений, предприятий, фирм), заключающих контракт.
  • Частота предоставления услуги (единовременно либо в определенное время или дни недели).
  • Права и обязанности сторон, ответственность.
  • Объем (крупногабаритный, малогабаритный), морфологический состав мусора.
  • Данные о классе опасности вывозимых отходов.
  • Место, откуда требуется вывозить мусор.
  • Информация о том, какая сторона обязана собирать и сортировать отходы перед перевозкой.
  • Длительность действия контракта.
  • Стоимость контракта, способ оплаты и другие финансовые нюансы.

Юридически правильно будет указать все пункты, которые важны при перевозке того или иного вида мусора.

С кем именно заключается договор на вывоз ТБО?

Для физических лиц

Соглашение на вывоз ТБО может заключаться с собственником частного или загородного дома, либо с жителями многоквартирного дома. Документ такого типа является публичным, поэтому фирма, занимающаяся вывозом мусора, обязана работать с каждым физическим лицом, которое заинтересовано в услугах.

Фирма не может отказать, но она вправе самостоятельно устанавливать условия оказание услуги, которые для всех клиентов являются примерно одинаковыми. Контракт оформляется только в письменной форме.

Для юридических лиц

Юридические лица законодательно обязаны вывозить образующиеся при профессиональной деятельности отходы и поддерживать порядок внутри своих зданий и на улице возле них. Региональные муниципалитеты имеют собственные благоустройства территорий, поэтому предприятия, которые работают в конкретном городе/регионе обязаны заключать контракт по вывозу мусора согласно этим «Правилам».

Договор на вывоз мусора заключают между собой фирма, которая предоставляет услуги, и организация, в них заинтересована (главный инженер предприятия или иное ответственное за хозяйственную деятельность лицо). Подписание соглашения обычно происходит в фирме, которая занимается утилизацией ТБО.

Договор на вывоз строительного мусора

Суть соглашения заключается в том, что исполнитель обязан вывезти собранные отходы на место захоронения или утилизации/переработки.

Некоторые строительные отходы подходят для повторного использования, поэтому в договоре указывается, что оказываемая услуга – перевозка (дополнительно отмечается объект транспортировки – строительный мусор).

Если строительные отходы в будущем использовать не планируют (либо это невозможно), то заказчик должен будет оплатить не только перевозку, но и процесс захоронения.

Как определяется размер платы за вывоз ТБО?

Стоимость услуг за вывоз ТБО определяется в соответствии со следующими факторами:

  • Объем вывозимых ТБО.
  • Класс их опасности.
  • Необходимость в утилизации специальным образом.
  • Периодичность вывоза.
  • Длительность заключаемого контракта.
  • Оказание дополнительных услуг.
  • Необходимость в использовании спецтехники для перевозки.

Изменение порядка оплаты услуг по вывозу, транспортировке и захоронению твердых бытовых отходов

С 2016 года изменился правовой статус оказания услуг по перевозке ТБО и утилизационной деятельности. Из группы «Жилищные услуги» они перешли в группу «Коммунальные услуги». Изменения произошли в названии отходов. На 2019 год они именуются «Твердые коммунальные отходы» (ТКО).

Процессами перевозки ТБО раньше заведовали управляющие организации, но теперь сферой занимаются государственные органы, а также органы местного самоуправления.

Изменения также принесли новый список тарифов, который актуален при обращении с ТКО:

  • Тарифы на обработку, обезвреживание, захоронение мусора.
  • Единый тариф на услугу местного оператора по обращению с мусором.

Эти изменения позволили государственной власти упорядочить образование тарифов, сам процесс предоставления услуг по обороту ТКО и некоторые другие правоотношения в области ЖКХ.

Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора?

В феврале 2018 года Министерство строительства и ЖКХ опубликовало законопроект о введении штрафов за отказ или умышленное уклонение от заключения контракта на вывоз отходов. Оказание услуг в сфере утилизации отходов – это деятельность, требующая получения специальной лицензии. Поэтому при заключении соглашения надо потребовать у предполагаемого исполнители предоставления соответствующие лицензионные документы.

В российском законодательстве говорится о принципе свободы договора. Поэтому юридические и физические лица, заинтересованные, чтобы с их территории вывозились и утилизировались отходы, вправе самостоятельно подобрать организацию, которая будет такие услуги оказывать.

Если местный муниципалитет или городская администрация требует от предприятия или многоквартирного дома, чтобы соглашение заключалось с конкретной фирмой, то подобное требование незаконно. Если большинство домов и организаций города обслуживают государственные муниципальные управления, то физические и юридические лица могут обратиться за помощью в любые частные компании, если такие имеются.

Штраф за отсутствие договора на вывоз

Для физических лиц размер штрафа составит от 2 до 5 т.р, для юридических лиц – от 150 до 200 т.р. Если предприятие систематически нарушает законодательство в этом направлении, то государственные органы могут временно приостановить его работу (на срок до 3 месяцев). В Москве физические лица, у которых нет соглашения с лицензированной фирмой на перевозку отходов, штрафуются на 5 т.р., должностные лица – на 50 т.р., юридические лица – на 300 т.р.

Как расторгнуть договор на вывоз мусора в частном секторе

Если собственник загородного дома не нуждается в оказании коммунальных услуг в сфере утилизации ТБО, то муниципальные службы и специализированные фирмы не имеют права требовать с него оплаты соответствующих счетов. Публичный договор является офертой, поэтому потребитель обладает правом, а не обязанностью им пользоваться.

Собственник загородного дома имеет право расторгнуть действующий договор на утилизацию отходов в частном секторе, но в одностороннем порядке это сделать невозможно. Поэтому необходимо ознакомиться с условиями расторжения контракта. Расторжение договора возможно, если исполнитель совершает существенные нарушения при исполнении своих обязанностей. На основании этого рекомендуется сразу обращаться в суд, потому что управляющие компании расторгать подобные договора не будут.

Договор на вывоз мусора

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияОтклоняя доводы администрации о том, что в силу договора аренды нежилого помещения обязанность по оплате за содержание и ремонт общего имущества дома возложена на арендатора и должна исполняться им, суды правомерно исходили из того, что указанная обязанность, предусмотренная как договором, так и законом (пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации), установлена для арендатора в отношениях с арендодателем, а не с управляющей организацией, которая не является стороной договора аренды. При этом ссылки ответчика на договор об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов (договор от 01.01.2008) и на контракт по техническому и аварийному обслуживанию и ремонту (контракт от 27.12.2006 N 134/17), заключенные арендатором самостоятельно со сторонними организациями, не опровергает указанных выводов судов, поскольку несение расходов по содержанию непосредственно помещения, находящегося в индивидуальной собственности, не исключает обязанности по оплате за содержание и ремонт общего имущества, осуществленные управляющей организацией (в случае, если такие содержание и ремонт ею осуществлялись). Вопреки мнению ответчика, заключение арендатором этих договоров не препятствует применению в отношениях с истцом (управляющей организацией) общего правила диспозитивной нормы статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации о несении бремени содержания имущества его собственником, так как указанные договоры были заключены арендатором не с управляющей организацией, а с иными лицами…»

Необходимо ли заключать договор на вывоз мусора?

Здравствуйте Марина.

Обязывают заключать договор на вывоз мусора

Договор на вывоз твердых коммунальных отходов ТКО (ТБО), в том числе и индивидуальные предпринимателя обязаны заключать только с региональными операторами, в каждом субъекте РФ свой региональный оператор, поэтому нужно выяснить, эти лица являются его представителями или нет.

Если да, то договор заключить необходимо.

В соответствии с

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ

«Об отходах производства и потребления»

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно Постановлению Правительства РФ

от 12 ноября 2016 года N 1156

Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами

4. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами

8_1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях,

При этом в соответствии с

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами —

влечет наложение административного штрафа… на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Дополнительные разъяснения органов жилищной инспекции также по ссылке:http://gzhi32.ru/press-relizy/…

Если в Вашем случае речь идет о г. Санкт- Петербурге, ознакомиться с информацией о региональном операторе по данному субъекту РФ, Вы можете по официальной ссылке:https://www.gov.spb.ru/gov/ter…

>Действительно ли с 01.01.2019 у юридических лиц возникает обязанность заключить договор именно с региональным оператором на вывоз ТКО?

Вопрос

В соответствии с положениями ФЗ от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» на территории Российской Федерации деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) будет осуществляться региональными операторами. На территории Ростовской области, победителем, в результате проведённого конкурса стало ООО «ЭкоЦентр», данному обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Волгодонского МЭОКа сроком на 10 лет. Действительно ли с 01.01.2019 у юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, возникает обязанность заключить договор именно с данным региональным оператором, а действующие договоры на оказание услуг по обращению (вывозу) ТКО подлежат расторжению, даже если не истек их срок действия?

Ответ

Да, это так.

В части 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлена обязанность собственников отходов заключить договор с региональным оператором. Данная обязанность является безусловной при наличии на территории субъекта РФ выбранного оператора.

Обращение с ТКО как новая коммунальная услуга: предоставление, расчет, отличия от вывоза ТБО

«На смену услугам и работам по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) приходит оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Так, формально уже с 1 января 2016 года обращение с ТКО – коммунальная услуга (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

С 14 марта 2017 года вступили в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, Правила содержания общего имущества в МКД и другие подзаконные акты. В результате изменился порядок предоставления услуги по вывозу мусора и расчета платы за нее. Такие нововведения предусмотрело постановление Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 232).

Однако на практике переход на новую систему вывоза мусора поэтапный.

Выводы настоящей рекомендации применимы для тех субъектов РФ, где:

  • утвержден единый тариф на обращение с ТКО и при этом
  • орган исполнительной власти субъекта и региональный оператор по обращению с ТКО заключили между собой соответствующее соглашение.

Эти условия должны были выполнить до 01.01.2019. Такое требование устанавливает часть 20 статьи 12 Закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ и пункт 2 Постановления № 232.

С момента наступления указанных событий собственники помещений в МКД в этих субъектах обязаны вносить плату за обращение с ТКО как за коммунальную услугу.

Внимание: города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не переходить на новые правила обращения с ТКО до 1 января 2022 года. Другие регионы в исключительном случае также могут отсрочить переход, но только до 1 января 2020 года. В регионах, которые не перешли на новые правила, продолжает действовать старый порядок – вывоз мусора происходит в рамках жилищной услуги. Такие требования следуют из пунктов 5–7 статьи 29.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

О том, в каких регионах управляющие МКД организации обязаны перейти на обращение с ТКО, читайте в отдельной рекомендации.

Ситуация: вывоз мусора и «обращение с ТКО» – это одно и то же

Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимается транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО). Такое определение дает часть 5 статьи 30 ЖК.

Таким образом, под обращением с твердыми коммунальными отходами понимается не только вывоз ТКО, но и остальной цикл обращения с отходами: их обезвреживание и захоронение.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Чтобы предоставить потребителям коммунальную услугу по обращению с ТКО, управляющая МКД организация обязана заключить договор на оказание этой услуги с региональным оператором по обращению с ТКО. Это устанавливает пункт 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.

Ситуация: вправе ли субъект создать регионального оператора по обращению с ТКО

Юридическому лицу присваивают статус регионального оператора и определяют зону его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта (далее – уполномоченный орган). Порядок проведения конкурса установлен постановлением Правительства от 05.09.2016 № 881. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов и региональными операторами, условия проведения торгов на транспортирование ТКО устанавливает законодательство субъектов. Такие правила предусмотрены пунктами 4, 6 статьи 24.6 Закона об отходах.

Исключения – конкурс признали несостоявшимся или региональный оператор досрочно прекратил деятельность, тогда уполномоченный орган вправе присвоить статус регоператора без конкурсного отбора (п. 6 ст. 29.1 Закона об отходах).

Ситуация: какой срок действует региональный оператор по обращению с ТКО

Статус регионального оператора присваивают на срок не более чем 10 лет. В исключительных случаях статус регоператора присваивают на срок не больше года. Юридическое лицо могут лишить статуса регионального оператора по основаниям, которые определяют Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 (п. 5 ст. 24.6 Закона об отходах).1Как заключить договор с регоператором по обращению с ТКО

Условия предоставления услуги потребителям должен регулировать один из договоров в зависимости от способа управления МКД (п. 148(4) Правил № 354):

  • при управлении УО – договор управления МКД, заключенный между УО и собственниками жилых помещений и машино-мест, лицами, получившими помещения от застройщика, либо застройщиком, товариществом или кооперативом;
  • при управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК – договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный между товариществом или кооперативом и собственниками жилых помещений и машино-мест;
  • при непосредственном способе управления МКД – договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный между региональным оператором и собственниками помещений в МКД.

Внимание: вне зависимости от способа управления МКД региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148(1) Правил № 354).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Это предусматривает абзац 2 пункта 148(1) Правил № 354.

Управляющая МКД организация вправе отказать в заключении такого договора, только если:

  • степень благоустройства МКД не позволяет предоставить услугу потребителю или
  • эта организация не приступила к управлению МКД.

Такие основания предусматривает пункт 148(19) Правил № 354.

Требования к периодичности вывоза мусора не меняются. Однако теперь их предусматривает раздел VII приложения № 1 к Правилам № 354, а не пункт 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88.

Внимание: коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды. Это предусматривает пункт 148(29) Правил № 354.

Как рассчитать плату за вывоз мусора, если в регионе действует программа обращения с ТКО

Оплату работ и услуг по вывозу мусора исключают из состава платы за содержание жилого помещения и переводят в плату за коммунальные услуги. УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны начислять ее отдельной строкой в платежном документе. Это влечет существенные изменения в расчетах платы за ЖКУ. Так, расчет нужно вести:

  • исходя из количества постоянно и временно проживающих потребителей в помещении, за исключением случаев, когда в субъекте РФ принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения;
  • на основе тарифов и нормативов накопления ТКО.

Внимание: потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более пяти дней подряд (п. 148(34) Правил № 354).

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение об оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (п. 148(30), 148(31) Правил № 354).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для потребителя жилого помещения нужно рассчитывать по формулам 9(1)–9(8) приложения № 2 к Правилам № 354 (п. 148(30), 148(31), 148(38) Правил № 354). Порядок расчета зависит от двух факторов:

  • принимал ли орган госвласти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;
  • сбор и накопление отходов в МКД происходит раздельно или без разделения.

Также в субъекте РФ могут действовать тарифы, дифференцированные по группам потребителей. В таком случае размер платы за обращение с ТКО необходимо рассчитать с применением тарифов (цен) для соответствующей группы.

Региональный оператор по отношению к УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК рассчитывает плату за обращение с ТКО по тарифам (ценам), используемым при расчете платы для потребителей (п. 148(28) Правил № 354).

Ситуация: входят ли затраты на утилизацию отходов в тариф на услуги по обращению с ТКО

Нет, не входят

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитывают его затраты на утилизацию ТКО (п. 4 ст. 24.8 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Ситуация: как рассчитать объем коммунальной услуги по обращению с ТКО, если исполнитель не располагает сведениями о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах

Объем услуги нужно рассчитать с учетом количества собственников этого помещения. Это предусматривает пункт 148(36) Правил № 354.

Ситуация: предусмотрен ли перерасчет платы за обращение с ТКО, если потребитель временно отсутствовал в помещении

Да, предусмотрен.

Если потребитель жилого помещения отсутствовал более пяти полных календарных дней подряд, то он вправе потребовать перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Перерасчет происходит в общем порядке (п. 148(44) Правил № 354).

Ситуация: нужно ли переводить ТКО из тонн в метры кубические, чтобы рассчитать потребителю плату за эту услугу

Нет, не нужно.

В расчетах с потребителями используйте нормативы накопления ТКО в кубических метрах или количестве и объеме контейнеров для накопления ТКО. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505.

Масса ТКО используется только в расчетах с региональным оператором по обращению с ТКО, который владеет на праве собственности или на ином законном основании полигоном.

Отдельной методики пересчета массы ТКО в объем и наоборот нет.

Чтобы сопоставить объем и массу ТКО, определяется средняя плотность ТКО. Она рассчитывается как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по ТКО. Такая рекомендация дана в пункте 4 Правил коммерческого учета ТКО.

КАК ОПЛАЧИВАЮТСЯ УСЛУГИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО СОБСТВЕННИКАМИ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В МКД

Внимание: обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает, если на территории субъекта РФ утвержден единый тариф на такую услугу и при этом орган исполнительной власти субъекта и региональный оператор по обращению с ТКО заключили между собой соответствующее соглашение, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 20 ст. 12 Закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ).

Собственник нежилого помещения в МКД оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО напрямую региональному оператору по обращению с ТКО. Для этого такой собственник заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.

При этом собственник нежилого помещения обязан предоставлять УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период. Они представляются в течение трех рабочих дней со дня получения запроса от соответствующей организации.

Указанный порядок не распространяется на собственников машино-мест. Они оплачивают обращение с ТКО, как и собственники жилых помещений в МКД, управляющей МКД организации.

Это предусматривает пункт 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

СОДЕРЖАНИЕ МЕСТ НАКОПЛЕНИЯ ТКО

Законодатель установил, что содержать места (площадки) накопления ТКО обязана управляющая МКД организация в рамках содержания и ремонта общего имущества в МКД. К работам по содержанию мест (площадок) накопления ТКО относятся:

  • организация и содержание таких мест, в том числе обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
  • организация накопления отходов I–IV классов опасности, например отработанных ртутьсодержащих ламп (далее – опасные отходы);
  • передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО не включают уборку мест погрузки ТКО – не нужно подбирать оброненные, просыпавшиеся при погрузке ТКО и перемещать их в мусоровоз.

Такие правила предусматривают подпункт «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), пункты 26(1), 26(2) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утвержденного постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень), пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

В это же время услуги по вывозу ТБО исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества. Но если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, обязанность – управляющей МКД организации (подп. «д» п. 11 Правил № 491, п. 26 Минимального перечня).

Ситуация: когда за содержание контейнерной площадки для сбора ТКО отвечает орган МСУ

Содержать контейнерные площадки, специальные площадки для складирования КГМ должны органы МСУ, если такие площадки не входят в состав общего имущества МКД. Это связано с тем, что придомовая территория может принадлежатьоргану МСУ или собственникам помещений в МКД. Если придомовая территория не относится к общему имуществу собственников помещений, содержать контейнерную площадку обязан собственник придомовой территории. Это следует из статьи 210ГК, частей 1, 2 статьи 8 Закона об отходах, пункта 15 Правил № 491.

Ситуация: когда за оказание услуг по обращению с ТКО отвечает региональный оператор

Региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента, когда его сотрудник принял твердые коммунальные отходы – погрузил их в мусоровоз в местах накопления ТКО. Это закреплено пунктом 148(12) Правил № 354.

Управляющая МКД организация обязана содержать места (площадки) накопления ТКО, за исключением уборки мест погрузки (подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491).»

КАК ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР С РЕГОПЕРАТОРОМ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО

«Чтобы предоставлять потребителям коммунальную услугу по обращению с ТКО, управляющая МКД организация обязана заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. В этой рекомендации дали ответы на вопросы:

  • кто должен заключить договор;
  • в какой форме заключить договор;
  • что считается основанием для заключения договора;
  • как составить и подать заявку;
  • когда договор считается заключенным.

КТО ДОЛЖЕН ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР

Договор с регоператором по обращению с ТКО заключают:

  • управляющая МКД организация – если домом управляет УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК;
  • собственники жилых помещений – если в МКД выбрали непосредственный способ управления или собственники заключили прямые договоры с регоператором по обращению с ТКО;
  • собственники нежилых помещений – в обязательном порядке независимо от выбранного способа управления МКД и заключенных договоров с регоператором у собственников жилых помещений;
  • организация, которая действует в интересах собственника жилого дома.

Такие требования следуют из частей 1, 9 статьи 157.2, частей 11.1, 12 статьи 161, части 2 статьи 164 ЖК, пункта 8.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), пунктов 148(5), 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Управляющая МКД организация предоставляет регоператору по обращению с ТКО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляет уведомления таким собственникам о необходимости заключить договор непосредственно с регоператором. Собственник нежилого помещения обязан предоставлять УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК данные об объемах ТКО за расчетный период – сведения представляют в течение трех рабочих дней со дня получения от них запроса. Такое правило установлено пунктом 148(1) Правил № 354.

Ситуация: вправе ли регоператор по обращению с ТКО отказаться заключить договор

Нет, не вправе.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается публичным для регоператора. Региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Такое правило следует из пункта 1 статьи 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 4, 5 Правил обращения с ТКО.

Ситуация: если в субъекте появился региональный оператор по обращению с ТКО, вправе ли УО продолжить оказывать услугу самостоятельно

Нет, не вправе.

Законодательство не предусматривает возможность УО самостоятельно оказывать услуги по обращению с ТКО, если субъект заключил соглашение с регоператором по обращению с ТКО.

Обязанность оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает, если (ч. 20 ст. 12 Закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ):

  • субъект РФ заключил соглашение с регоператором ТКО;
  • на территории субъекта утвержден единый тариф на услугу по обращению с ТКО.

После того как субъект РФ выполнит указанные действия, УО обязана заключить договор с регоператором ТКО. Такое правило следует из пункта148(7) Правил № 354. Исключение – собственники заключили прямые договоры по обращению с ТКО с регоператором ТКО (ч. 1 ст. 157.2 ЖК).

Ситуация: может ли УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК не заключать договор с регоператором по обращению с ТКО

Может, если собственники помещений заключили с регоператором прямые договоры.

Управляющая МКД организация не вправе отказаться заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Однако собственники вправе принять решение о заключении прямых договоров с регоператором, в этом случае УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК вправе не заключать с ним договор. Такое правило следует из части 1 статьи 157.2, части 12 статьи 161 ЖК.

Ситуация: должен ли собственник машино-места в МКД заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО

Нет, не должен.

Собственники машино-мест в МКД оплачивают обращение с ТКО управляющей МКД организации, как и собственники жилых помещений. Такое правило следует из пункта 148(1) Правил № 354.

В какой форме нужно заключить договор с регоператором по обращению с ТКО

Договор с регоператором по обращению с ТКО заключите в письменной форме. Можно не оформлять договор письменно, но пользоваться услугами регоператора. В таком случае договор будет считаться заключенным «путем совершения конклюдентных действий» (абз. 2 п. 148(1) Правил № 354).

Договор составляют согласно типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, которая утверждена постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. По соглашению сторон договор можно дополнить другими положениями, если они не противоречат законодательству. Такие правила предусматривает пункт 5 статьи 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пункт 8.10 Правил обращения с ТКО.

Ситуация: можно ли заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО в свободной форме

Нет, нельзя.

Договор заключают в соответствии с типовым договором. Форма типового договора утверждена постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. По соглашению сторон договор можно дополнить другими положениями, если они не противоречат законодательству. Такое правило установлено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пунктом 8.10 Правил обращения с ТКО.

ЧТО СЧИТАЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Основаниями заключить договор с регоператором ТКО считаются:

  • заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме;
  • предложение регоператора заключить договор.

Основания определены пунктом 8.4 Правил обращения с ТКО.

КАК СОСТАВИТЬ И ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Заявку регоператору ТКО направляет исполнитель коммунальной услуги – УО, ТСЖ, ЖСК (далее – потребитель). Заявку можно отправить со дня утверждения единого тарифа на услугу обращения с ТКО (п. 8.5 Правил обращения с ТКО).

Как составить заявку на заключение договора с регоператором по обращению с ТКО

В заявке необходимо указать:

  • реквизиты потребителя;
  • местонахождение (адрес) МКД (если заявитель – управляющая МКД организация);
  • сведения о виде деятельности (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);
  • сведения о количестве и составе образующихся ТКО за год.

К заявке приложите документы:

  • подтверждающие обязанности УО, ТСЖ, ЖСК предоставлять коммунальную услугу по обращению с ТКО (например, при управлении МКД УО – копию договора управления);
  • подтверждающие наличие лицензии УО, например, заверенную копию лицензии или выписку из реестра лицензий;
  • доверенность представителя, если договор будет заключать представитель организации, а не ее руководитель;
  • содержащие сведения о площади жилых и нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений в составе общего имущества или о количестве проживающих в МКД (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с ТКО).

Требования к содержанию заявки и прилагаемым документам определены пунктами 8.6–8.7 Правил обращения с ТКО.

КОГДА ДОГОВОР СЧИТАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕННЫМ

Заявку регоператор ТКО будет рассматривать не больше 15 рабочих дней со дня поступления. Если в заявке не хватает сведений, регоператор в течение пяти рабочих дней направит потребителю уведомление об этом в письменной форме. Если недостающие сведения не предоставить в течение 15 рабочих дней, регоператор прекратит рассматривать заявку и возвратит ее с указанием причины.

Если в заявке есть все необходимые сведения, регоператор направит потребителю два экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора любым способом, который позволяет подтвердить получение.

В течение 15 рабочих дней со дня получения экземпляров проекта договора потребитель обязан их подписать и вернуть регоператору один экземпляр. Если не отправите в срок подписанный договор либо мотивированный отказ, договор считается заключенным на условиях типового договора по цене регоператора.

Такие правила установлены пунктами 8.8, 8.10–8.12 Правил обращения с ТКО.

Ситуация: как направить регоператору по обращению с ТКО подписанный проект договора или отказ заключить договор

Законодательство не указывает конкретные способы, как направить договор или отказ.

Направьте подписанный договор или мотивированный отказ подписать проект договора любым способом, который позволит подтвердить, что регоператор их получил. К отказу приложите предложения изменений в проект договора. Такое правило предусмотрено пунктом 8.13 Правил обращения с ТКО.

До дня заключения договора регоператор оказывает услуги по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора (п. 8.18 Правил обращения с ТКО).

Ситуация: на какой срок можно заключить договор с регоператором по обращению с ТКО

Срок действия договора не может превышать период, на который организации присвоили статус регоператора ТКО. Если за месяц до истечения срока ни одна из сторон не заявит о прекращении договора, он продолжает действовать. Такое правило установлено пунктами 8.19, 8.20 Правил обращения с ТКО.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Нюансы составления и заключения договора на вывоз мусора

Накапливающийся мусор — серьезная проблема, его необходимо как-то вывозить на свалки или специальные полигоны для утилизации.

Подобная деятельность может регулироваться договором на вывоз мусора, особенно в тех случаях, когда вопрос касается опасных отходов.

Это документ, регулирующий возмездное (оплачиваемое) предоставление услуг по вывозу различных отходов. В него может входить не только их транспортировка до места хранения, но и непосредственно дальнейшая утилизация. Это условие оговаривается отдельно заказчиком и исполнителем. Заключается соглашение в простой письменной форме, как правило, в двух экземплярах — отдельно для каждой из сторон.

В качестве объекта договора выступают отходы, подлежащие вывозу и утилизации. В эту категорию может входить бытовой, строительный, медицинский мусор, промышленные отходы и прочие виды. Сюда также относится товар, утративший свои потребительские свойства (например, просроченные продукты из магазинов).

В зависимости от того, насколько сильно отходы загрязняют окружающую среду и негативно воздействуют на нее, принято выделять пять категорий: от первой (чрезвычайно опасной) до пятой — практически неопасной. На любой мусор первых четырех категорий должен быть обязательно составлен специальный паспорт, прилагаемый к договору. Это требование утверждено в п. 3 ст. 14 Закона об отходах.

Некоторые нюансы заключения соглашения и порядка осуществления процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Обязанность ли это?

Предприниматели и любые юридические лица, имеющие офисы, находящиеся в черте города, обязаны заботиться о своевременном вывозе отходов и поддержании чистоты на подконтрольных территориях. Во многих муниципальных образованиях законом закреплены определенные правила территориального благоустройства, обязывающие организации иметь отдельное соглашение на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).

Другой возможный вариант — если юридическое лицо или ИП получит отдельную лицензию на вывоз мусора и будет в дальнейшем обслуживать свою территорию самостоятельно.

Помимо организаций, своевременный вывоз мусора обязательно в плановом порядке должны обеспечивать жильцы многоквартирных домов. Обычно контракт от лица жильцов оформляет ТСЖ или другая управляющая организация, но по закону никто не запрещает какому-либо владельцу квартиры заключить отдельное соглашение.

Что касается собственников отдельного жилья в частном секторе, обычно они сами занимаются вывозом отходов. Однако, если кто-то решит пользоваться уличным контейнером, то договор заключать придется. Кроме того, в некоторых регионах РФ существует административная ответственность за загрязнение окружающей территории на своем участке.

С кем заключается?

Заключение соглашения происходит между двумя сторонами — исполнителем и заказчиком:

  • Исполнителем может быть юридическое лицо или ИП. Физическое лицо может выступать в роли исполнителя только в случае вывоза отходов пятой категории. Для размещения и последующего обезвреживания отходов, входящих в первые четыре категории опасности, исполнители должны обладать специальной лицензией (п. 30 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. №99-ФЗ).
  • Заказчиком может быть любое юридическое, физическое лицо или ИП. Заключить контракт могут как жители многоквартирного дома, так и владельцы собственных участков в частном секторе.

Ст. 426 ГК РФ говорит о том, что договор является публичным. Это означает, что компания, осуществляющая вывоз ТБО, должна заключить соглашение с любым лицом, желающим воспользоваться ее услугами. Однако, несмотря на то, что она не вправе отказаться предоставлять услугу, условия документа она составляет сама, они одинаковые для всех клиентов. Поэтому заказчик вряд ли сможет как-то изменить уже имеющиеся условия.

Поскольку на территории РФ действует свобода договора, никто не вправе принудить заказчика заключать соглашение с какой-то определенной компанией. Если местная администрация требует контракта только с одной конкретной фирмой, то это незаконно.

Существенные условия и особенности

В качестве существенных условий выступают следующие пункты:

  • Предмет, которым является непосредственная обязанность назначенного исполнителя вывезти отходы с территории, указанной заказчиком.
  • Срок — в документе полагается указать начальный и конечный срок обязательного выполнения заявленной услуги.

Здесь вы можете бесплатно скачатьобразец документа

Дополнительно обычно используются следующие приложения:

  • Паспорт безопасности, являющийся необходимым для отходов 1-4 категории.
  • График вывоза и приемки.
  • Акт приема-передачи.

Для чего нужен договор переуступки долга между юридическими лицами — смотрите в этой статье.

Как осуществляется расторжение договора в одностороннем порядке — читайте .

Основные положения документа

В типовом соглашении обязательно должны содержаться и описываться следующие детали:

  • Периодичность оказания услуг — разовая или утвержденный график.
  • Наименование сторон, заключающих между собой договор.
  • Права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
  • Информация о классе отходов, а также перечисление наименований.
  • Объем и количество подлежащего вывозу мусора.
  • Местонахождение объекта, откуда будет в дальнейшем осуществляться вывоз.
  • Сведения о том, кто будет выполнять сбор и предварительную сортировку ТБО.
  • Срок оказания предоставляемых услуг.
  • Стоимость и условия оплаты.

Договор на оказание услуги заключается между заказчиком и исполнителем в общей письменной форме, при этом по закону разрешено оформлять его не только в виде отдельного подписанного сторонами соглашения, но и в виде оплачиваемых квитанций, которые выдаются заказчику услуги.

Штраф за отсутствие

За несоблюдение санитарных и экологических норм, касающихся вывоза и последующей утилизации отходов, назначается штраф. Подвергаются наказанию юридические лица и предприниматели, имеющие офисы и собственные территории в черте города.

Также могут быть оштрафованы физические лица — владельцы участков частного сектора и собственники жилья в многоквартирном доме. Организациям может грозить не только штраф в виде определенной суммы, но и административное приостановление деятельности периодом до 90 суток.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *