44 ФЗ контрактный управляющий

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: цели и задачи

Контрактный управляющий — это должностное лицо, которое назначается заказчиком в качестве ответственного за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (ст. 38 Закона 44-ФЗ).

Назначается контрактный управляющий при выполнении двух условий:

  1. Совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 10 млн. рублей;
  2. У заказчика отсутствует контрактная служба.

Функции и полномочия контрактного управляющего

Контрактная служба и контрактный управляющий в равной степени наделяются следующими функциями и полномочиями:

1. Подготавливают и размещают в ЕИС:

  • план закупок и изменения в него;
  • план-график и изменения в него;
  • извещения об осуществлении закупок;
  • документацию о закупках;
  • проекты контрактов;
  • приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.

2. На стадии планирования закупок организуют консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них. Определяют лучшую цену товаров, работ, услуг, лучшие технологии и другие параметры.

3. Обеспечивают закупки, в том числе заключение контрактов.

4. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для претензионно-исковой работы.

5. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Задачи контрактного управляющего

Помимо Закона № 44-ФЗ, существует документ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Положение). Он утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631. Это Положение может использоваться и для контрактного управляющего. Ведь по смыслу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий назначается вместо контрактной службы. Следовательно, их функции должны быть совершенно идентичны.

В Положении более подробное, нежели в законе, перечислены функции и полномочия контрактного управляющего. Задачи, стоящие перед контрактным управляющим прописаны в п. 4, 5 и 15 данного Положения.

Выделим следующие задачи контрактного управляющего:

1 задача — организовать и вести процесс закупок.

Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.

2 задача — работать в соответствии с законодательством.

Контрактный управляющий обязан руководствоваться:

  • Конституцией РФ;
  • Законом № 44-ФЗ
  • Гражданским кодексом;
  • Бюджетным кодексом;
  • нормативными правовыми актами о контрактной системе;
  • иными нормативными правовыми актами РФ;
  • положением о контрактном управляющем.

3 задача — заключать выгодные заказчику контракты.

Выполнение первых двух задач контрактным управляющим должно приводить к реализации третьей задачи — контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях. То есть, контрактный управляющий должен позаботиться о том, чтобы были закуплены по максимально выгодной цене именно те товары, работы и услуги, которые действительно необходимы заказчику.

Цель всей деятельности контрактного управляющего в обобщении трех задач: экономия бюджетных средств при закупке нужных товаров, работ и услуг, организованной по правилам, определенными нормативными правовыми актами.

Обязанности заказчика перед контрактным управляющим

Заказчик обязан:

  • не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допускать разглашения сведений, ставших ему известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допустить возникновения оснований, по которым заключенный контракт может быть признан судом недействительным, в том числе, по такому основанию, как личная заинтересованность контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
  • не допускать в своей работе нарушений законодательства о контрактной системе, которые могут привести не только к наложению штрафа на самого контрактного управляющего, как на должностное лицо, но и на заказчика, как на юридическое лицо. Например, за неразмещение плана-графика на официальном сайте может быть оштрафован не только контрактный управляющий на 50 00 рублей, но и заказчик, причем на сумму в 10 раз больше — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Онлайн — курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Знания и документ о повышении квалификации или профпереподготовке от 40 до 256 часов.

>Назначение на должность контрактного управляющего необученного сотрудника

Вопрос

01.05.2017г. создано новое учреждение. Обученных по 44-ФЗ нет.Необходимо срочно заключать договора (на коммуналку, питание, хоз нужды), но для этого должен быть контрактный управляющий (КУ).Руководитель назначает приказом с 01.05.2017г. не обученного сотрудника контрактным управляющим и заключает договора, а потом в будущем отправит на обучение данного сотрудника.Вроде бы статья 38 44-ФЗ не нарушена — есть контрактный управляющий, но в то же время контрактный управляющий не обучен (это нарушение?).Как правильно поступить учреждению?Какова позиция контрольных органов?Какие требования должны быть к контрактному управляющему чтобы принять его на работу?Аналогичная ситуация по учреждениям, где обученный КУ увольняется, а других обученных нет.

Ответ

Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2016 № Д28и-2916

«…В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно пункту 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик должен включать преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Также следует учесть, что в рамках определения принципа профессионализма заказчика частью 2 статьи 9 Закона № 44-ФЗ установлено требование к заказчикам, специализированным организациям о принятии мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (письмо от 12 марта 2015 года Минэкономразвития России № 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-552/06) (далее — Методические рекомендации) обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.

Однако Методические рекомендации, направленные в адрес образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования для оказания методической помощи, не являются обязательными для применения, а носят рекомендательный характер.

Таким образом, периодичность прохождения обучения в сфере закупок, указанная в пункте 2.8 Методических рекомендаций, не является обязательной, но рекомендована для поддержания квалификации и профессионального образования соответствующих специалистов в сфере закупок на высоком уровне, в том числе в целях предотвращения возможного нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе из-за низкой квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих в процессе осуществления профессиональной деятельности.

При этом частью 23 статьи 112 Закона № 44-ФЗ определено, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Соответственно, с 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Иных требований к квалификации работников контрактных служб или контрактных управляющих, в том числе в части периодичности прохождения обучения в сфере закупок и применения мер ответственности за непрохождение такого обучения, а также запретов на осуществление функций и полномочий работников контрактных служб или контрактных управляющих положениями Закона № 44-ФЗ не установлено.

Вместе с тем отмечаем, что приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н и № 626н утверждены профессиональные стандарты «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок», квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.

Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный статьей 9 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части указанных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Таким образом, в случае несоблюдения указанных обязательных требований законодательства к квалификации работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. …»

Вправе ли ФАС, прокуратура и другие органы контроля оштрафовать заказчика, который не обучил контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам

ФАС России и другие контрольные органы в сфере закупок не оштрафуют заказчика, который не выполнил требование обучить контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам. Это связано с тем, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит ответственности заказчика за нарушение требований к образованию работников. Однако есть риск, что прокуратура в порядке надзора возбудит дело о нарушении трудового законодательства.

Специалисты Минэкономразвития России пояснили: не менее 50 процентов состава комиссии заказчика должны пройти профпереподготовку или повышение квалификации в закупках либо обладать специальными знаниями, которые относятся к объекту закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 8 июля 2015 года № Д28и-1910.

«Административная ответственность за нарушения 44-ФЗ»

Как назначить контрактного управляющего

Когда заказчику назначить контрактного управляющего, чем занимается такой сотрудник и какое образование должен иметь, как принять его на работу и какая административная ответственность ему грозит, расскажем в рекомендации.

Когда нужен контрактный управляющий Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., у вас есть выбор: создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании не обязательно. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2128. Выполнять функции контрактного управляющего может сотрудник учреждения, у которого есть специальное образование. При этом неважно, какую должность такой сотрудник занимает. Главное – отразить функции контрактного управляющего в должностной инструкции такого специалиста. Кроме того, вы вправе назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. Для этого издайте приказ. Но одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя. Это не предусмотрено законодательством. Ситуация: может ли руководитель учреждения назначить нескольких контрактных управляющих и возложить на каждого из них определенные функции Да, заказчик вправе назначить несколько ответственных лиц за определенные закупки (п. 2 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889). Четко разграничьте закупки между такими контрактными управляющими. Если же вы хотите распределить функции между несколькими сотрудниками, например, назначить одного ответственным за планирование, а другого – за подготовку извещений, закупочной документации, проектов контрактов, то создайте контрактную службу. Ведь контрактный управляющий отвечает за закупку от начала и до конца. В этом его отличие от сотрудника контрактной службы, на которого можно возложить только часть обязанностей по закупке, например планирование. Ситуация: может ли один сотрудник быть контрактным управляющим и в администрации, и в созданном ею муниципальном казенном учреждении Да, но только если сотрудник одновременно состоит в штате двух организаций – администрации и муниципального казенного учреждения. Если сотрудник состоит только в штате администрации, то руководителю муниципального казенного учреждения он не подчиняется. Назначить такого сотрудника на должность контрактного управляющего муниципального учреждения нельзя. Такой вывод следует из части 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Норма указывает на то, что заказчик назначает контрактным управляющим должностное лицо. Речь идет о сотруднике, который состоит в штате учреждения. Ситуация: можно назначить контрактным управляющим руководителя учреждения Да, руководитель заказчика может быть контрактным управляющим. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это. Ситуация: можно ли специалисту, который занимается закупками, присвоить должность «экономист с исполнением обязанностей контрактного управляющего» Да, можно. Положения Закона № 44-ФЗ не требуют вводить должность контрактного управляющего. Заказчик вправе назначить должностное лицо, ответственное за закупки. Возможные названия должностей перечислены в приказе Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н. Данный документ утвердил профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». Заказчик вправе применять как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на свое усмотрение. Ситуация: контрактный управляющий – отдельная штатная единица или можно назначить контрактным управляющим сотрудника, который уже работает в организации Вы вправе сами определить, кто будет контрактным управляющим, – вводить в штатное расписание отдельную должность не обязательно. Назначить контрактного управляющего можно и из числа имеющихся сотрудников. Закон № 44-ФЗ требует лишь, чтобы с 2017 года все контрактные управляющие имели высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Ситуация: вправе ли заказчик исключить контрактного управляющего из членов комиссии Да, вправе. Для этого заказчику достаточно прописать в положении или регламенте о контрактной службе условие о том, что работники контрактной службы членами комиссии по закупкам стать не могут. Это прямо предусмотрено пунктом 8 Типового положения, которое Минэкономразвития России утвердило приказом от 29 октября 2013 г. № 631. Нормативные документы не указывают, обязательно ли исключать контрактного управляющего из членов комиссии. Поэтому заказчик самостоятельно принимает решение, устанавливать или нет данное ограничение. Чем занимается контрактный управляющий

Контрактный управляющий выполняет следующие функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ):

  1. Готовит и размещает в единой информационной системе (далее – ЕИС) план закупок и план-график закупок, вносит изменения в них.
  2. Готовит и размещает в ЕИС извещения о проведении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов.
  3. Готовит приглашения принять участие в закрытых закупках, направляет приглашения потенциальным участникам.
  4. Проводит закупки и заключает контракты.
  5. Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупок, готовит материалы для претензионно-исковой работы.
  6. При планировании закупок организует консультации с поставщиками и участвует в таких консультациях. Определяет состояние конкурентной среды на рынках.

Законодатель оставил данный перечень открытым. Поэтому вы вправе определить дополнительные функции и полномочия для контрактного управляющего.

Совет: Расширьте функционал контрактного управляющего дополнительными обязанностями, которые прямо связаны с его основной деятельностью.

Кроме того, контрактный управляющий должен готовить и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта и о результатах отдельного этапа его исполнения. Об этом сказано в части 11 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093.

Какое образование должно быть у контрактного управляющего

Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). В то же время до 2017 года таким специалистам достаточно образования, которое они получили по Закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. А крымские специалисты вправе занимать должность контрактного управляющего с образованием, полученным по украинскому законодательству о госзакупках, но также только до 2017 года. Такой вывод следует из части 23 статьи 112 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1327.

Высшее образование в сфере закупок контрактный управляющий подтверждает дипломом, а дополнительное профессиональное образование – удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Внимание: свидетельство об обучении не относится к документам об образовании или о квалификации.

Совет: Ускорьте обучение контрактных управляющих в соответствии с российским законодательством (письмо Минэкономразвития России от 2 марта 2015 г. № Д28и-438).

Ситуация: должны ли другие сотрудники, кроме контрактного управляющего, получить профессиональное образование по закупкам

Да, должны. Именно те сотрудники, в должностные обязанности которых входят функции по закупкам. Это прежде всего члены комиссии по закупкам. Так считают специалисты Минэкономразвития России и Минобрнауки России (совместное письмо от 12 марта 2015 г. № 5594/ЕЕ/Д28и, № АК-55З/06). Также чиновники советуют организовать повышение квалификации членов комиссии своевременно и оперативно (письмо Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. № Д28и-1070).

В каких документах нужно прописать обязанности контрактного управляющего

Обязанности контрактного управляющего зафиксируйте в трудовом договоре и должностной инструкции.

В трудовой договор включите все существенные условия, которые предусмотрены статьей 57 Трудового кодекса РФ. Если вы переводите на должность контрактного управляющего сотрудника, который состоит в штате, оформите дополнительно соглашение к трудовому договору такого специалиста. В трудовом договоре или в допсоглашении зафиксируйте ссылку на должностную инструкцию сотрудника.

В должностной инструкции пропишите функциональные обязанности контрактного управляющего. При разработке должностной инструкции опирайтесь на общие требования к подобным документам. Используйте сведения о полномочиях контрактного управляющего, которые перечислены в статье 38 Закона № 44-ФЗ. При необходимости конкретизируйте их или дополните. Это связано с тем, что специальных нормативных требований к локальным актам, которые регулируют должностные обязанности контрактного управляющего, в настоящее время нет. В то же время формулировка перечня, который представлен в Законе № 44-ФЗ, допускает толковать его расширенно.

Некоторые нормы все же придется переписать из статьи 38 Закона № 44-ФЗ буквально. Например, пункт об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции сформулируйте так (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ): «высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок».

Внимание: вносите изменения в должностную инструкцию только с письменного согласия сотрудника.

Также отразите в должностной инструкции, что информацию о контрактном управляющем заказчик указывает:

  • в конкурсной документации;
  • в документации об электронном аукционе;
  • в извещении о проведении запроса котировок;
  • в документации о проведении запроса предложений.

Совет: Используйте проект типового положения (регламента) о контрактной службе в качестве ориентира, когда будете готовить должностную инструкцию. Данный документ подготовило Минэкономразвития России (приказ от 29 октября 2013 г. № 631).

Заказчики возлагают на контрактного управляющего и контрактную службу идентичные функции и полномочия (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Но даже с учетом этого не копируйте нормы названного проекта в должностную инструкцию контрактного управляющего. Просто возьмите их за основу. Пока проект оставляет широкий простор для совершенствования.

В Системе размещены примеры должностных регламентов контрактных управляющих государственного и муниципального заказчиков, а также пример должностной инструкции контрактного управляющего бюджетного учреждения. Должностную инструкцию утверждает руководитель учреждения. Для этого он издает приказ. Ознакомьте контрактного управляющего с приказом под роспись. Ситуация: можно ли включить контрактного управляющего заказчика в комиссию по закупкам уполномоченного органа Можно, если такую возможность предусмотрели в решении о создании уполномоченного органа или решении о наделении полномочиями уполномоченного органа. Если вы включите контрактного управляющего в комиссию по закупкам уполномоченного органа, это увеличит риск заинтересованности сотрудника в результатах закупки. Соответственно, вероятность того, что участник закупки обжалует протокол подобной комиссии, возрастет. А решение, которое комиссия приняла в нарушение требований Закона № 44-ФЗ, в том числе части 6 статьи 39, может обжаловать каждый участник закупки. Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона № 44-ФЗ. Какую административную ответственность несет контрактный управляющий Контрактный управляющий несет административную ответственность, которая предусмотрена статьей 2.4 КоАП РФ. Виды административных правонарушений в сфере закупок и размеры штрафов представлены в таблице. Если при проверке заказчика контрольный орган найдет признаки административного правонарушения в действиях контрактного управляющего, он может привлечь его к ответственности. При этом работу заказчика на федеральном уровне контролирует ФАС России, на региональном и местном уровнях – его территориальные управления. Данные органы проверяют действия заказчиков в сфере закупок, в том числе в рамках гособоронзаказа, и закупок, сведения о которых составляют гостайну. Об этом сказано в части 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, пункте 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728, пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. Антимонопольная служба изучает материалы дела об административном правонарушении и может признать нарушение малозначительным. Тогда должностное лицо ФАС России освободит контрактного управляющего от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). Если контрольный орган все же наложил административный штраф на сотрудника, контрактный управляющий вправе его обжаловать. Суд также может освободить специалиста от ответственности и ограничиться устным замечанием, если нарушение малозначительно. Пример обжалования административного штрафа в суде Контрактный управляющий направила сведения о недобросовестном поставщике в ФАС России на 14 дней позже установленного срока. Контрольный орган наложил на нее административный штраф в размере 20 000 руб. Контрактный управляющий обратилась в суд и выиграла дело. Судья пояснил, что подобное нарушение не повлекло ни вреда, ни тяжких последствий. Формально действия сотрудника содержат признаки административного правонарушения. Но оно не существенно (решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 23 марта 2016 г. по делу № 12-91/2016). Ситуация: кто вправе обжаловать в суде действия контрактного управляющего Обжаловать в судебном или в административном порядке действия (бездействие) контрактного управляющего имеют право (ст. 105 Закона № 44-ФЗ):

  • участник закупки;
  • общественные объединения, объединения юридических лиц, которые ведут общественный контроль.

Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

При этом, ФАС России и другие контрольные органы в сфере закупок не оштрафуют заказчика, который не выполнил требование обучить контрактного управляющего.

Это связано с тем, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит ответственности заказчика за нарушение требований к образованию работников. Однако есть риск, что прокуратура в порядке надзора возбудит дело о нарушении трудового законодательства.

Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ

Вопрос обязательности получения специализированного образования контрактными управляющими и работниками контрактных служб возник с момента появления контрактной системы.

Этому способствовало несколько причин:

  • во-первых, это понимание того, что освоить такой большой объем информации, систематизировать его и научиться применять на практике самостоятельно крайне сложно;
  • во-вторых, это текст закона, который в части требований к образованию на практике трактуется по-разному.

Не погружаясь в рассуждения о целесообразности прохождения курсов по закону о госзакупках, рассмотрим требования Закона № 44-ФЗ к обучению специалистов и причины их разночтений.

Требования Закона № 44-ФЗ к уровню квалификации работников

Читая текст Закона № 44-ФЗ, довольно сложно себе представить человека, не имеющего специальной подготовки и при этом сходу успешно осуществляющего обязанности контрактного управляющего. Ни для кого не секрет, Закон о контрактной системе является одним из самых сложных и имеет множество нюансов, особенностей и «узких» мест.

Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.

Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.

Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих

Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Как показывает практика, содержание части 6 статьи 38 трактуется вовсе не однозначно и вызывает массу споров относительно того, наличия какого же образования достаточно для выполнения требований закона. В данном случае мы говорим именно о формальном исполнении его норм, а не о качественном получении, наличии и применении знаний и навыков на практике.

Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.

Заключение

Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.

Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:

  • высшее образования (без учета профиля);
  • дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа. Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений. Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.

Прохождение обучения по 44-ФЗ, получение дополнительного образования в сфере закупок – это наиболее целесообразный способ приобретения необходимых знаний и навыков. Возможность консультации с высококвалифицированными специалистами способна избавить начинающих работников от многих ошибок, сэкономить их время и средства.

Поскольку Закон №44-ФЗ обязывает иметь должный уровень квалификации, дополнительное обучение на курсах по управлению государственными и муниципальными закупками не обязательно, но необходимо.

>
Новости

Какое образование необходимо иметь сотруднику контрактной службы/контрактному управляющему?

Подробности 20 августа 2019

Согласно ст. 9; ч.6, ст.38; ч.5 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Сотрудники, связанные с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны иметь образование в сфере закупок.

Требования к уровню образования для сотрудников в сфере закупок.

Целесообразно, чтобы все ваши сотрудники, связанные с планированием, проведением закупок и сопровождением контрактов, получили образование в сфере закупок.

Обязательным является высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок для контрактного управляющего, руководителя и сотрудников контрактной службы. Порядок обучения и программы разрабатывают учебные заведения. Выбирайте образовательные программы в сфере закупок, которые учитывают Методические рекомендации Минэкономразвития России и Минобрнауки России.

Определяйте квалификацию своих работников с учетом положений профстандартов в сфере закупок.

Оглавление:

  1. Какой уровень образования нужен для осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ
  2. Какой порядок прохождения обучения для работы по Закону N 44-ФЗ
  3. Как поддержать уровень образования сотрудников
  1. Какой уровень образования нужен для осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ

Руководителю и работникам контрактной службы, контрактному управляющему обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, не менее половины членов комиссии по осуществлению закупок должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Вопрос об образовании остальных сотрудников заказчика, участвующих в организации закупок, не урегулирован законом так конкретно. При желании вы можете применять положения профстандартов к иным специалистам, экспертам по закупкам в своем штате. В указанных стандартах соотнесены необходимые уровни образования — высшего, среднего и дополнительного с функциями и должностными обязанностями работника. Учитывайте также отраслевую специфику ваших закупок и те специальные знания, которые необходимы для работы в вашей отрасли.

Обратите внимание: образование, полученное по программе старого Закона N 94-ФЗ, не подходит для работы контрактным управляющим или в контрактной службе (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

  1. Какой порядок прохождения обучения для работы по Закону N 44-ФЗ

Стандарты, форма и сроки прохождения обучения определяются образовательными программами, утверждаемыми каждым образовательным учреждением самостоятельно. Однако для сферы применения Закона о контрактной системе Минэкономразвития России и Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок. Рекомендуем выбирать образовательные учреждения и программы, которые учитывают Методические рекомендации.

2.1. Высшее образование для работников заказчика

Законом о контрактной системе не установлено требований о получении именно высшего образования в сфере закупок. К работе в контрактной службе или контрактным управляющим можно допустить сотрудника с непрофильным высшим образованием при условии, что у него есть дополнительное образование в сфере закупок (см. Письмо Минэкономразвития России от 17.04.2017 N Д28и-1636).

Обратите внимание на то, что высшее образование по специальности «Юриспруденция» не является в понимании Закона N 44-ФЗ высшим образованием в сфере закупок. На это также указывает Минэкономразвития России.

Документом, подтверждающим наличие высшего образования, является диплом государственного и негосударственного образца (ч. 3, 4 ст. 60 Закона об образовании).

Необходимость в наличии высшего образования работников определяйте исходя из трудовых функций сотрудника. Также можно ориентироваться на уровни образования, включенные в профстандарт «Специалист в сфере закупок». Например, из его положений следует, что для выполнения некоторых функций по осуществлению закупок достаточно среднего профессионального образования.

2.2. Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

Получить такое образование возможно по программам повышения квалификации либо профессиональной переподготовки. От выбранной вами программы будет зависеть продолжительность обучения.

Сроки обучения устанавливаются образовательными организациями самостоятельно, в соответствии с разрабатываемыми ими программами. Рекомендуемый срок обучения для специалистов по закупкам — 108 часов по программе повышения квалификации (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Если руководителем контрактной службы или контрактным управляющим выступает руководитель заказчика, то минимальный срок обучения может быть снижен до 40 часов (п. 2.4 Методических рекомендаций).

Однако допустимо прохождение повышения квалификации в минимальном объеме — 16 часов. На это указывает Минобрнауки России в Приказе от 01.07.2013 N 499.

К прохождению программ дополнительного профессионального образования допускаются лица, получившие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо лица в процессе получения такого образования (ч. 3 ст. 76 Закона об образовании). В качестве документа, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок, ваш работник получит удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

  1. Как поддержать уровень образования сотрудников

Согласно Методическим рекомендациям повышать квалификацию по закупкам нужно не реже чем раз в три года. Учитывая, что уровень образования — обязательное условие для работы контрактным управляющим и в контрактной службе, своевременно направляйте таких работников на обучение (ст. 196 ТК РФ).

В остальном вопрос обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1129).

Источник: КонсультантПлюс

Приглашаем Вас повысить квалификацию в сфере закупок у нас в Центре развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС

Все программы обучения проводятся с учетом изменений 2019 года!

В программах подробно разбираются вступившие в силу изменения в закупках и конкретные примеры их применения

Наши программы подходят как опытным закупщикам, желающим систематизировать знания, так и начинающим специалистам для изучения закупок «с нуля»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *