Внутриквартальные проезды

11-я статья из 11 в серии Основы безопасного вождения автомобиля

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в кругу водителей немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в разделе 17 ПДД «Движение в жилых зонах» есть строки:

«В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

Далее, обратимся к еще одному определению, данному в разделе 1.2 ПДД:

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют Правила дорожного движения.

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне указаны в разделе 17 ПДД. Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Скорость движения в жилой зоне

На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает пункт 10.2 ПДД:

«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч».

Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.

Приоритет пешехода

В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Но при этом пешеходы не должны создавать необоснованные помехи для движения ТС.

В чем заключается приоритет пешеходов во дворах и жилых зонах. Дело в том, что в указанных территориях пешеходам разрешается движение и по тротуарам, и по проезжей части. Естественно, выходить на проезжую часть пешеходы должны только после того, как убедятся в безопасности, но если произойдет наезд, то вина будет полностью лежать на водителе.

Что такое «необоснованные помехи» для движения ТС? Понятно, что водитель не может наехать на человека, когда тот упорно не хочет уйти с дороги в сторону. Ни объехать, ни проехать. Подобные беспричинные действия и являются необоснованными помехами.

Автомобиль — велосипед : приоритет во дворе

Как уже рассмотрено выше во дворе или жилой зоне раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, т.е. велосипедист — не пешеход. Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда он «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.

А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется общим Правилам, и перед автомобилем во дворе велосипедист НЕ имеет того приоритета, какой есть у пешеходов. Подробнее — в статье Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе.

Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.

Проезд пересечений во дворах

Порядок проезда на пересекаемых дорогах определяется наличием знаков приоритета перед пересечением. Если знаки приоритета отсутствуют, то пересекаемые дороги считаются равнозначными, и на подобных дворовых «перекрестках» действует правило «помеха справа». Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.

В жилых зонах с их разветвленной сетью местных дорог встречаются дороги с довольно широкой проезжей частью. Когда знаки приоритета отсутствуют, ширина широкой дороги НЕ делает ее главной по отношению к узкой пересекаемой или примыкающей дороге.

Реальность такова, что многие водители по разным причинам игнорируют это правило, ошибочно считая, что ширина дороги имеет значение.

Безопасность проезда подобных участков определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Кто может это гарантировать? – только вы сами. Имея преимущество, и уступая дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Встречный разъезд во дворе

Поскольку во дворах и жилых зонах действуют настоящие Правила, встречный разъезд должен осуществляться в соответствии с пунктом 11.7. В общих случаях уступить дорогу должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. В роли «препятствия» во дворе может оказаться что угодно, затрудняющее проезд по своей стороне дороги, в том числе припаркованный у ее края чей-то автомобиль.

Но и в этом случае, также как и на дворовых пересечениях дорог, действуют негласные правила водительской солидарности и рациональный подход к разрешению спорной ситуации.

Остановка и стоянка во дворе

Остановка и стоянка во дворах или жилых зонах обычно вопросов не вызывает, за исключением случаев, когда места под стоянку не хватает (машин много, а мест мало). Но сейчас речь не о частных спорах и претензиях на машино-места, а вопрос о соответствии ПДД стоянки именно во дворе. Автомобиль можно поставить у края дороги, не загораживая проезд (въезд/выезд).

Во дворах и жилых зонах запрещается стоянка с работающим двигателем, а также запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест. Стоянка для таких ТС обозначается знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».

Выезд из двора (жилой зоны)

Выезжая со двора или с территории жилой зоны на дорогу (конец жилой зоны обозначается знаком 5.22), как и с прилегающей территории, Правила обязывают уступить дорогу всем ТС, которые движутся по этой дороге, а также пешеходам, пересекающим ваш путь (пункт 8.3 ПДД).

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях Выезд на главную дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей << Пешеходные переходы вне перекрестков

Блог

Входит ли внутридворовой проезд в состав общего имущества многоквартирного дома? Должна ли управляющая компания нести расходы по содержанию проездов в надлежащем состоянии? Ответы на эти вопросы не лежит на поверхности и не является однозначным в силу следующего.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В силу статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 257-ФЗ), автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

Согласно пункту 11 статьи 5 Федерального закона№ 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо определить является ли спорный проезд объектом транспортной инфраструктуры и предназначен ли он для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов. При наличии указанных обстоятельств в совокупности уже следует, что проезд, по классификации, предусмотренной Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», относятся к дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5).

При этом частная собственность представляет собой право владения, пользования и распоряжения тем или иным объектом собственности, закрепленное статьей 35, 36 Конституции Российской Федерации. Отсутствие одного из элементов, а не ограничение прав, как например сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком, а не проездом, дорогой), свидетельствует об отсутствии права собственности на объект. В большинстве случаев у собственников многоквартирных домов отсутствует право владения и распоряжения внутридворовым проездом, следовательно, и отсутствует право собственности на внутридворовой проезд.

Немаловажным момент в конкретном случае является финансовая составляющая, а именно осуществляли ли собственники многоквартирных домов постройку спорных дворовых проездов за счет собственных денежных средств.

Также необходимо отметить, что управляющая организация в рамках договоров управления многоквартирными домами, за исключением ситуации, когда в многоквартирном доме утверждена индивидуальная ставка платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, руководствуется Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290. При этом ни в одной статье названного постановления на управляющую компанию не возложена обязанность по содержанию внутридворовых дорог, проездов.

Кроме того, для целей финансирования работ по содержанию жилого помещения на уровне муниципального образования утверждаются, ставки платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно денежные средства, получаемые от собственников по статье содержание жилья могут быть направлены исключительно на финансирование работ в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, выходит что, внутридворовые проезды по большей части отнести к общедомовому имуществу можно с очень большой натяжкой.

Но если управляющая организация не несет обязанность по ремонту внутридворовых проездов, то кто же тогда?

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу приведенных норм права выходит, что лицом ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, то есть местная администрация.

При этом в каждом конкретном случае необходимо устанавливать все обстоятельства, имеющие существенное значение при рассмотрении дела и уже, исходя из их анализа, делать вывод является конкретный проезд общедомовым имуществом или нет и кто обязан содержать его в надлежащем состоянии.

С уважением, Анна Фокина.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Внутриквартальные и межквартальные дороги
Термины «внутриквартальные и межквартальные дороги (проезды)» используются в законодательстве <1>. Признаком внутриквартального проезда (дороги) является его расположение в границах одной единицы планировочной структуры, термин межквартальной дороги, как правило, не раскрывается. СП 42.13330.2016 <2> указывает, что проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. Также отдельно выделены улицы в жилой застройке — транспортная и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения.
———————————
<1> Помимо ранее названных актов см. также, например: Приказ Минстроя России от 22.12.2015 N 930/пр «Об утверждении перечня показателей развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустроенности муниципальных образований и критериев оценки этих показателей в 2015 году»; Приказ Минстроя России от 20.01.2016 N 16/пр «Об утверждении порядка проведения Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; распоряжение Правительства Москвы от 03.03.2011 N 156-РП «О возложении функций государственного заказчика на выполнение локальных мероприятий, внесении изменений в распоряжения Правительства Москвы».
<2> Свод правил СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочный элемент <1> застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории. Таким образом, дорога, расположенная на территории микрорайона (квартала), может рассматриваться как вспомогательный объект капитального строительства (создание которого не требует получения разрешения на строительство), поскольку она:
— не выходит за границы элемента планировочной структуры — микрорайона;
— предназначена для обеспечения нескольких домов (групп домов) на территории одного элемента планировочной структуры (и, как правило, находится на одном земельном участке с обеспечиваемыми зданиями).
———————————
<1> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» к элементам планировочной структуры относятся зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
При определении вспомогательного характера объекта в первую очередь необходимо учитывать именно признаки дороги, характеризующие ее подчиненный характер, а не название. Внутриквартальный подъезд в зависимости от его характеристик может быть также отнесен к объектам, не являющимся капитальным строительством и недвижимостью (т.е. элемент благоустройства участка при отсутствии признаков сооружения).
Несколько микрорайонов объединяются в район, образуемый, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.).
Площадь территории района не должна превышать 250 га <1>. Дорога, связывающая несколько микрорайонов (кварталов) на территории района (межквартальная дорога), не будет относиться к вспомогательным объектам капитального строительства, поскольку:
— несмотря на то что район является элементом планировочной структуры, он разделен на микрорайоны, применительно к зданиям на территории которых дорога и должна выполнять подчиненную функцию;
— она предназначена для обеспечения доступа не к одному зданию или нескольким взаимосвязанным объектам, а для обеспечения связи между большим количеством домов.
———————————
<1> СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
Квалификация межквартального проезда как объекта, для создания которого не требуется разрешение на строительство, возможна в том случае, если он будет состоять из нескольких внутриквартальных дорог, отвечающих признакам вспомогательных сооружений.
Кварталы и микрорайоны являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории. Как было указано ранее, применительно к системе градостроительных документов ППТиПМ разрабатываются в отношении отдельных элементов планировочной структуры <1>. При этом основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, объекты транспортной инфраструктуры. Соответственно, при разработке ППТиПМ в отношении микрорайона в данную документацию включаются сведения о дорогах. Как и в отношении иных линейных объектов, ППТиПМ будут являться основанием для разработки проектной документации для строительства (реконструкции) дорог.
———————————
<1> Отметим, что с 1 июля 2017 г. по общему правилу разработка ППТиПМ в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется (ГрК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ).
В том случае, если участок (квартал) предоставляется для развития застроенной территории (ст. 46.1 ГрК РФ) или в рамках комплексного освоения территории (ст. 46.4 ГрК РФ), в т.ч. для строительства жилья экономкласса (ст. 46.6 ГрК РФ), обязанность по разработке ППТиПМ, учитывающих расположение всех объектов, лежит на инвесторе. При создании (реконструкции) дороги в качестве самостоятельного объекта необходимо разработать ППТиПМ на данную территорию (аналогично иным линейным объектам) <1>.
———————————
<1> Согласно ГрК РФ в редакции, вступившей в силу с 1 июля 2017 года, разработка ППТиПМ в отношении линейного объекта не требуется, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов (пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ).
Проектная документация разрабатывается в соответствии с общими правилами. Законом N 257-ФЗ определено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков устанавливаются Правительством РФ, однако в настоящее время такие нормы отсутствуют.

Решение № 2-5872/2015 2-5872/2015~М-5338/2015 М-5338/2015 от 27 августа 2015 г. по делу № 2-5872/2015

Промышленный районный суд г. Самары (Самарская область) — Гражданское Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) — должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Решение

Именем Российской Федерации
27 августа 2015 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Умновой Е.В.,
при секретаре Бурангуловой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по заявлению Администрации г.о. Самара о признании незаконным предписания ОГИБДД У МВД России по г.о. Самара,
Установил:

Администрация г.о. Самара обратилась в суд с заявлением о признании решения административного органа незаконным, в котором просит признать незаконным и отменить предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Самаре от 15.07.2015г. в соответствии с которым Администрации г.о. Самара предложено организовать мероприятия по проведению аварийно-ямочного ремонта дорожного покрытия по , во дворе дома №.
В обоснование своих требований заявитель указал, что в Администрацию г.о. Самара 20.07.2015г. поступило предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Самара, в соответствии с которым Администрации г.о. Самара предложено организовать мероприятия по устранению недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда (выбоины, дефекты покрытия) параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по в районе дома №.
Администрация г.о. Самара не согласна с указанным предписанием, считает его необоснованным и подлежащим отмене, поскольку считает, что оно нарушает права и законные интересы Администрации г.о. Самара в сфере дорожной деятельности и незаконно возлагает обязанность по устранению дефектов в дорожном покрытии внутриквартального проезда.
Внутриквартальный проезд дома № по не предназначен для использования неограниченным кругом лиц, используется для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного многоквартирного дома и не относится к дорогам местного значения.
Проезд во дворе дома № по не обладает признаками автомобильной дороги, а именно: отсутствуют элементы обустройства (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры), дорожные сооружения (элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы) а также земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы. Данный проезд не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением Администрации г.о. Самара от 22.09.2014г. № 1441, и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится.
Обязанность по содержанию и ремонту внутриквартальных дорог и разрушенных участков проездов возле домов и дворов возлагается на организацию, осуществляющую управление такими домами.
Заявитель считает, что поскольку дворовой проезд дома № по не является дорогой общего пользования местного значения, а является внутридворовым проездом и относится к общему имуществу многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту возложена на управляющую организацию, осуществляющую управление данным домом.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Зотова Е.А. требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица У МВД России по г. Самаре по доверенности Арискин В.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве, просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконными необходимо установить совокупность обстоятельств: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что Госавтоинспекцией в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, порядок осуществления которого установлен Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утв. Приказом МВД РФ от 30.05.1999г. № 380, на внутриквартальной территории напротив дома № по , выявлены недостатки в содержании проезжей части внутриквартального проезда (а также тротуаров и пешеходных дорожек) (выбоины, дефекты покрытия), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-1993 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В целях устранения выявленного недостатка Администрации г.о. Самара выдано предписание Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Самаре с предложением организовать мероприятия по восстановлению дорожного покрытия внутриквартального проезда, расположенного вдоль дома № по . Срок исполнения предписания 10 суток.
Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Вышеуказанный стандарт действует и распространяется с 01.01.1995 г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы: Группа А — автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авто/сут; в городах и населенных пунктах — магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения; Группа Б — автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сутки; в городах и населенных пунктах — магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения; Группа В — автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сутки; в городах и населенных пунктах — улицы и дороги местного значения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В соответствии с указанным ГОСТом Р 50597-93: п.3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.н. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине 5 см.

В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) (СП 42.13330.2011) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории «улицы и дороги местного значения», основное назначение дороги — подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
В соответствии с Правилами дорожного движения понятие «дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии», «проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».
Таким образом, внутриквартальная дорога (а также тротуары и пешеходные дорожки) в г. Самара напротив дома № по – обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Доводы администрации городского округа Самара о том, что рассматриваемый внутриквартальный проезд не внесен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный Постановлением администрации городского округа Самара от 22.09.2014г. № и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится, не могут быть приняты судом во внимание на основании того, что обозначенная территория находится в собственности муниципального образования.Из Постановления администрации городского округа Самара от 22.09.2014г. № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара» невозможно сделать однозначный вывод о том, что вышеуказанный участок дороги не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара.
В соответствии с п. 6 ст. 3 и ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В силу ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ст. 5 ФЗ №257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или муниципального значения и автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно п. 11 ст. 5 ФЗ №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Внутриквартальный проезд (а также тротуары и пешеходные дорожки) в г. Самара проходящий напротив дома № по — дорога, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, организациям и другим объектам, расположенным на внутриквартальной территории, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанный внутриквартальный проезд по классификации, предусмотренной Законом «Об автомобильных дорогах», относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч. 3 ст. 5).

В соответствии с 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Аналогичные положения содержат п.п. 3,5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как следует из части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку участок дороги внутриквартального проезда (а также тротуары и пешеходные дорожки) в г. Самара проходящего напротив дома № по , относится к автомобильным дорогам местного значения, то обязанность по организации проведения ремонта вышеуказанного проезда возложена на администрацию городского округа Самара.
На основании выше изложенного доводы заявителя о том, что внутриквартальный проезд не относится к дороге местного значения и находится в ведении организаций, обслуживающих жилищный фонд, которые в соответствии с требованиями жилищного законодательства обязаны проводить ремонт дорожного покрытия, являются несостоятельными и не основаны на нормах действующего законодательства.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, которые как собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несут бремя содержания принадлежащего имущества.
В соответствии с п.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ №12-П от 28 мая 2010 года и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29 апреля 2010 года если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Обязанность по формированию земельного участка возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления». Более того, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определен состав общего имущества и подпунктом «е» определено, что в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) определено, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В связи с чем, до момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учёта придомовая территория находится в собственности городского округа Самара и не может быть передана в управление управляющей организации, которая в свою очередь может нести обязанность по содержанию дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, что так же нашло свое отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №15328/2013 от 04.03.2014г.
В соответствии с Положением о разграничении территории города Самары по содержанию элементов благоустройства (Постановление Главы г. Самары от 06.08.1996г. №1041 «О закреплении городских территорий и элементов благоустройства»), администрации районов обеспечивают, в числе прочего, содержание внутриквартальных и дворовых территорий, проездов, тротуаров.
Согласно п. 3.12 Положения о Департаменте благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о, Самара от 10.03.2011 №69 «Департамент осуществляет от лица г.о. Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы и др.объекты)». Помимо указанного, Постановлением Администрации г.о. Самара от 24 августа 2012 года №1167 утверждена «Долгосрочная целевая программа г.о. Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2012- 2018 годы». Согласно Паспорту указанной программы: заказчик программы — администрация городского округа Самара и цель программы — увеличение протяженности, пропускной способности, а также достижение требуемого технического и эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в городского округе Самара. Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих задач: проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения, в том числе строительство дорог местного значения в новых микрорайонах малоэтажной застройки; ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городском округе Самара.
Правилами нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (Правила Госстроя) определены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку настоящие Правила Госстроя определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда и не относятся к обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и содержании автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и указанный в заявлении администрации перечень работ при капитальном ремонте жилищного фонда носит примерный состав видов работ, относящихся к текущему ремонту жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования в силу выше перечисленных правовых норм является обязанностью органов местного самоуправления, в связи с чем, оснований для отмены вышеуказанного предписания у суда не имеется.
В силу ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом не усматривается, что действиями ОГИБДД У МВД России по городу Самаре были нарушены права либо свободы заявителя, заявителем таких доказательств суду представлено не было.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения административного органа не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Администрации г.о. Самара о признании незаконным предписания ОГИБДД У МВД России по г.о. Самара от 15.07.2015г. — отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.09.2015 г.
Председательствующий: подпись Умнова Е.В.
Копия верна: Судья: Секретарь:

Суд:

Промышленный районный суд г. Самары (Самарская область)

Иные лица:

Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о.Самара
Отдел ГИБДД УМВД России по г.Самаре

Судьи дела:

Умнова Е.В. (судья)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *